Что в психологии значат деструктивные межличностные отношения
Что же включает в себя понятие деструктивный? Давайте разберемся.
Чтобы побольше узнать о понятии, обратимся к его истории. Откуда же произошел рассматриваемый термин, который очень часто любят использовать в философии, психологии, социологии, религиоведении, публицистике и криминологии.
- История термина деструктивный
- Использование в психологии
- Деструктивность как одно из качеств человека
- Понятие деструктивного конфликта
- Деструктивное межличностное взаимодействие
- Деструктивность, как негативное явление
Многочисленные словари подсказывают, что это слово определяется в следующем аспекте:
- Разрушительный.
- Нарушающий структуру чего-либо.
- Разорительный, опустошающий.
История термина деструктивный
Термин определенно происходит от латинского слова destructivus — разрушительный и от глагола destruere — ломать, разрушать. Происходит присоединение приставки de, означающей отделение, устранение, отсутствие завершения действия и т. д., с корнем struere, значащим класть, накладывать, распространять, простирать. Так, благодаря образованию слова с помощью приставки оно получило иное значение.
В первую очередь слово деструктивный появилось во французском языке, потом перешло в английский и распространилось дальше.
Использование в психологии
Чаще всего термин используется в психологии, определяя человека, его поведение и межсоциальные связи. О понятие деструктивный человек впервые заговорили такие метры психоанализа, как З. Фрейд, Шпильрейн, Э. Фромм.
Фрейд трактовал деструкцию, как агрессию, уничтожение, убийство, разрушение смерть и говорил об инстинкте деструктивности как одному из противоположных конструктивному. Он приравнивал этот инстинкт к инстинкту смерти, говоря, что он возможен в каждом живом существе, стремясь привести его к распаду, обратив живое в неживую материю. Существует и деструктивность, направленная вовне, стремление разрушать, сохранив собственную жизнь.
Фромм же понятию деструктивный уделял огромное значение и изучал его особенно подробно. Он пришел к выводу, что самой злокачественной формой деструкции является синдром распада.
Деструктивность как одно из качеств человека
Многие говорят о деструктивности, как об одном из качеств личности человека. Каким же будет деструктивный человек? Насколько его влияние отрицательно? Современные психологи приходят к мысли, что основой этого качества является неспособность личности создать определенную базу, которая будет основой для дальнейшего результативного развития. Направлена она может быть, как уже говорилось выше, внутрь и вовне.
Большинство негативных качеств личности, таких, например, как зависть, жадность, хитрость цинизм, относят к деструктивны. Именно они, так или иначе, приводят со временем к разрушению личности. Для такого человека свойственен определенный стиль жизни. Он стремится получить все моментально. То есть основное значение имеет только результат. Из-за этого эффективность близка к нулю.
Деструктивный человек знает, что действует во вред себе, он далеко не глуп. Но при этом не прилагает никаких усилий, чтобы изменить ситуацию. Скорее он даже получает удовлетворение от своей деструктивности.
Конструктивный же человек, наоборот, ратует за развитие и постепенное совершенствование.
Понятие деструктивного конфликта
Под ним обычно понимается столкновение, где существует проблема в достижении цели каждого из участников конфликта, кроме ущемления интересов другого. То есть, значит, цель у двух субъектов одинакова, это мешает полноценному ее достижению обеих сторон.
В результате последствия такого конфликта неблагоприятны. Точнее, после того как борьба сторон разрешилась, негативный итог значительно выше, чем позитивный результат.
Деструктивное межличностное взаимодействие
Под таким взаимодействием понимают контакт людей, при котором на одного или на каждого оказывается негативное влияние со стороны другого или других.
Взаимодействие лиц происходит через отрицательные черты одного или каждого из них. Такие черты могут проявляться либо преднамеренно, либо неосознанно. Агрессия, идущая от собеседника, может быть:
- немотивированной;
- мотивированной.
То есть возникать вследствие нервного напряжения или из стремления нанести вред — моральный или физический. Этот процесс может происходить незаметно для одного или каждого из собеседников, постоянно прогрессируя.
Деструктивность, как негативное явление
Несомненно, деструктивность не может влиять положительно на того, кого она направлена. В любом случае результаты и поставленные цели будут искажены и не возымеют положительного результата. Избавиться от деструктивности или деструктивного человека очень сложно. Это как алкогольные напитки. Человек знает, что с утра ему будет плохо, но не отказывается от спиртного, так как для этого необходимо иметь силу воли и не стремиться к моментальному результату.
Что значит деструктивный? — определенно, разрушительный.
Деструкция – что это такое, основные причины и симптомы, какие есть виды и формы?
«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны. А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности. Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.
Что такое деструкция?
Это понятие применяется во многих научных дисциплинах и означает разрушение, нарушение целостности или структуры, уничтожение. В психологии деструкция – это отторжение общепризнанных норм и моральных ценностей, носящее разрушительный характер для индивида. Причем такое поведение затрагивает все сферы жизни человека – его здоровье, отношения с близкими людьми, коммуникации с социумом.
Деструктивный человек всячески демонстрирует свое пренебрежение сложившимся в обществе нормам, традициям и укладам. Старается действиями или словами выразить протест. Психологи утверждают, что на такую модель поведения способна большая часть человечества, однако проявляется она в особо тяжелые и переломные жизненные моменты. Вот почему этим термином чаще апеллируют при изучении психологии подростков.
Чем деструктивность опасна для общества?
Деструкция – это в психологии тяга индивида к совершению разрушительных действий, провоцированию конфликтов, противопоставлению себя всем принятым нормам общественной жизни. Деструктивная личность создает ряд проблем, как себе, так и своему окружению.
При менее выраженных формах деструктивного поведения такие люди угнетают окружение морально, являясь токсичными друзьями, родственниками, коллегами, родителями.
Их стараются избегать, так как общение с ними не приносит никакого удовольствия, и оппонент всегда после беседы с деструктивным человеком чувствует себя униженным и подавленным.
При более ярко выраженном деструктивном поведении помимо словесного давления такие личности могут представлять реальную угрозу не только для психологического состояния своего окружения, но и их физического здоровья.
В порыве ярости и агрессии эти люди могут нанести другим увечья, покалечить и избить их, особенно если страдают зависимостями и плохо контролируют свое поведение.
Особо вольно деструктивный человек чувствует себя в домашней обстановке, где он может зачастую безнаказанно издеваться над близкими, которые слабее его.
С этим поведенческим расстройством как раз и связана проблема домашнего насилия и тирании, когда над женами и детьми издеваются их мужья и отцы, а правоохранительная система слабо реагирует на жалобы и часто ситуация доходит до трагической.
Особую тревогу также вызывает деструктивное поведение подростков, так как нередко оно может проявляться не явно и родители даже могут и не подозревать, что их ребенок склонен к разрушительному поведению. Внешняя деструкция в таком возрасте обычно выражается в вандализме, драках.
В некоторых случаях подростки могут увлекаться экстремальными видами спорта, наносить на тело чрезмерно много татуировок. Все это является проявлением внутреннего негативизма. Иногда дети в этом возрасте не проявляют свой протест открыто, а полностью уходят в себя, имея при этом суицидальные мысли.
В такой ситуации очень сложно распознать внутреннюю деструкцию, так как внешне жизнь ребенка может выглядеть обычно – учеба, друзья.
В этом случае важно знать, чем интересуется подросток, что он смотрит и в каких социальных группах состоит, так как нередко информация, полученная из этих источников, может подталкивать ребенка совершить непоправимый шаг.
Причины деструктивного поведения
Психологи и психиатры утверждают, что деструктивная модель поведения может быть свойственна любому человеку на земле, отличаться лишь будут формы и способы ее проявления. Однако существуют вполне определенные причины деструкции:
- Атмосфера и модель поведения в семье, в которой растет ребенок. Малыш до пятилетнего возраста как губка впитывает все то, что с ним происходит: как мама и папа общаются между собой, как относятся к своим детям. Отсутствие внимания, любви и уважения может выплеснуться в будущем в аномальное поведение индивида. Также ребенок может просто копировать жизненную модель своих родственников.
- Психические расстройства и пристрастие к наркотикам или алкоголю.
- Крупные неудачи в жизни и тяжелые болезни, при которых индивид решает, что ему нечего терять.
- Толчком к развитию деструкции могут стать массовые социальные отклонения. Например, разгул преступности и спекулятивной деятельности, бюрократизм, массовый алкоголизм.
- Ослаблением мер общественного контроля от либерализации некоторых ценностей и свобод до несовершенной системы штрафов и наказаний.
История изучения деструктивности
В теории З. Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.
Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.
К.Лоренц, как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в инстинктивном механизме. Она способствует адаптации (что это?), приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.
А.Басс даёт определение:
«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».
Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции (это что такое?).
Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.
Другие точки зрения на деструктивное поведение:
- естественный рефлекс человека;
- реакция на психический или физический дискомфорт;
- драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
- результат фрустрация (что это такое?) – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.
Симптомы деструкции
Аномальное или разрушительное поведение может быть направлено на людей и животных, нематериальные предметы и даже самого себя. Отсюда ученые выделяют несколько паттернов поведения со свойственными им деструктивными симптомами:
- Агрессивное и жестокое обращение с окружающими живыми существами.
- Враждебный тон и построение фраз при общении с окружающими людьми.
- Тенденция к уничтожению или порче нематериальных предметов и чужих вещей.
- Деструкция личности проявляется и в стремлении к разрушению привычного уклада отношений между близкими индивиду людьми.
- Эпизодическая или постоянная неспособность испытывать эмоции, отсутствие выраженных чувств.
- Угрозы собственной жизни и окружающим людям и животным.
Признаки деструктивного человека (деструктора)
Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?
Скрытые и явные угрозы
Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.
Триангуляция
Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.
Проверка границ
Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.
Жестокий сарказм
Унижение других – любимое дело нарциссов (кто это?) с деструктивным характером. Сарказм (что это такое?) в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.
Газлайтинг
Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», «Что с твоей памятью?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.
Виды деструкции
Классификации деструктивной деятельности существуют у большого количества ученых. Однако сложность таких исследований затруднена тем, что понятие нормы изменчиво с течением времени. Самые распространенные виды аномального поведения:
- Делинквентное, при котором индивид совершает противозаконные поступки, карающиеся уголовным или административным законодательством.
- Девиантное, во время которого человек активно отвергает принятые в обществе культурные ценности и нормы морали.
Формы деструктивного поведения
В зависимости от особенностей взаимоотношения человека с социумом и степени адаптации в нем, деструктивное поведение может принимать следующие формы:
- Радикальную адаптацию. В такой ситуации человек пытается полностью изменить и подстроить под себя окружающую действительность.
- Гиперадаптацию, при которой человек ставит перед собой недостижимые цели и задачи.
- Конформистскую адаптацию. При такой форме поведения личность визуально подстраивается под те догмы и нормы, которые не принимает.
- Девиантную адаптацию, то есть совершение действий и поступков, противоречащих принятым нормам.
- Социально-психологическую дезадаптацию, во время которой человек уверен, что не обязан адаптироваться в социуме и соблюдать его нормы и законы.
Деструктивный конфликт — какой он?
Деструктивный конфликт – это крайняя степень напряженности в отношениях, в которых одна из сторон или обе не стремятся найти какие-либо точки соприкосновения и урегулировать возникшие разногласия.
Деструктивные конфликты разрушительны и не ведут к эффективному взаимодействию, нахождению компромисса или принятию решений более-менее устраивающих обе стороны.
Противоположным понятием является конструктивный конфликт, в котором оппоненты разумно полагают, что компромисс будет выгоднее продолжительных споров, пререканий и уж тем более физического воздействия и стремятся прийти к общему знаменателю как можно скорее.
Существует также еще одна форма поведения в конфликтных ситуациях – конформизм.
При таком поведении человек безоговорочно подчиняется воле оппонента, даже если он с ним не согласен. В случае возникновения противоречий и разногласий люди, для которых не характерно деструктивное поведение, всячески стремятся как можно быстрее прийти к консенсусу.
Даже если конфликт приобретает не совсем приятное очертание, они, как правило, сохраняют лицо и не опускаются до грубостей, нецензурных выражений и применения физической силы.
Деструктивная же личность обычно вообще не способна воспринимать чужое мнение и, конфликтуя, намеренно идет на обострение ситуации, переходит на личности, оскорбляет оппонентов, ведет себя вызывающе и провокационно.
Деструктивные конфликты ни к чему не ведут. В подобных спорах не появляется какое-либо решение, а стороны расходятся только затем, чтобы встретившись вновь вспоминать былые обиды и продолжать дальше обострять ситуацию.
Психологи призывают учиться управлять конфликтами и можно с уверенностью утверждать, что данное умение пригодится абсолютно каждому человеку.
Деструктивность – как избавиться?
После того как некоторые люди узнают, что это за понятие деструкция, они начинают понимать некоторые симптомы ее проявления в себе или у своих близких. Для их искоренения психологи рекомендуют:
- Проработать страхи неполноценности и полюбить себя. Это можно делать как самостоятельно, так и со специалистом.
- Развивать в себе альтруизм и способность к эмпатии.
- Научиться развивать собственную значимость за счет улучшения себя, а не унижения других.
- Обучиться техникам экологичного избавления от накопленной агрессии.
- Проявлять себя в творчестве, в котором можно цивилизованно выплескивать свои эмоции.
Деструктивность в детском возрасте
Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы.
Борьба за власть
Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.
Некоторые делают это пассивно, и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».
В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами берут на себя ответственность (что это такое?) за свои поступки и решают, что делать.
Привлечение внимания
Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.
Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.
Месть
Если детям не нравится, как к ним относятся, они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.
В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.
Демонстрация несостоятельности
Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.
Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.
Что стоит за нашим стремлением к самоуничтожению?
Каждый новый год люди клянутся покончить с вредными для себя привычками, такими как курение, переедание или чрезмерные траты.
А сколько раз мы узнавали о ком-то — о знаменитости, друге или любимом человеке — кто совершал саморазрушительный поступок, который, казалось, не поддавался объяснению? Подумайте о преступнике, который оставляет за собой след улик, возможно, в надежде быть пойманным, или о политике, который побеждает на выборах только для того, чтобы начать переписываться с кем-то, кто может его разоблачить.
Зачем они это делают?
У Эдгара Аллана По, одного из величайших и самых саморазрушительных писателей Америки, были некоторые мысли по этому поводу. У него даже было название для этого явления: «порочность». Позже психологи переняли эстафету у По и попытались разгадать эту загадку человеческой психики.
Непреодолимая порочность
В одной из своих малоизвестных работ «Извращенный бес» По утверждает, что осознание того, что что-то не так, может быть «единственной непобедимой силой», которая заставляет нас это делать.
Похоже, что источником этого психологического озарения был собственный жизненный опыт По. Осиротевший до того, как ему исполнилось три года, у него было мало преимуществ. Но, несмотря на свои немалые литературные способности, ему постоянно удавалось усугубить свою судьбу.
Он часто отталкивал редакторов и других писателей, даже обвиняя поэта Генри Уодсворта Лонгфелло в плагиате в так называемой «войне Лонгфелло». В важные моменты он, казалось, взорвался: во время поездки в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы заручиться поддержкой предлагаемого журнала и, возможно, государственной работы, он, очевидно, слишком много пил и выставил себя дураком.
По словам Эдгара Аллена По, осознание того, что что-то не так, может сделать его непреодолимым. ВикискладПосле почти двух десятилетий работы редактором и небольшого дохода от поэзии и художественной литературы По наконец добился прорыва, написав «Ворона», ставшего международной сенсацией после публикации в 1845 году.
Но когда дали Получив возможность прочитать в Бостоне и извлечь выгоду из этой новообретенной славы, По не стал читать новое стихотворение, как его просили.
Вместо этого он повторил стихотворение из своей юности: многословный, эзотерический и ужасно скучный «Аль-Аарааф», переименованный в «Звезду-посланника».
Как сообщила одна газета, «это не было оценено аудиторией», о чем свидетельствует «их беспокойство и постоянное множество выходов за раз».
Литературная карьера По застопорилась на оставшиеся четыре года его короткой жизни.
«Стремление к смерти» Фрейда
Хотя «порочность» разрушила жизнь и карьеру По, тем не менее она вдохновляла его литературу.
Он занимает видное место в «Черном коте», в котором рассказчик казнит своего любимого кота, объясняя: «Я… повесил его со слезами, текущими из глаз, и с горьким раскаянием в сердце… повесил, потому что знал что, поступая так, я совершал грех — смертный грех, который настолько подверг бы опасности мою бессмертную душу, что поставил бы ее — если бы такое было возможно — даже вне досягаемости безграничной милости Милосерднейшего и Наиужаснейшего Бога».
Зачем персонажу сознательно совершать «смертный грех»? Зачем кому-то разрушать то, что он любил?
По что-то понял? Обладал ли он проницательным пониманием контринтуитивной природы человеческой психологии?
Спустя полвека после смерти По Зигмунд Фрейд писал об универсальном и врожденном «влечении к смерти» у людей, которое он назвал «Танатос» и впервые представил в своем знаменательном эссе 1919 года «По ту сторону принципа удовольствия».
Зигмунд Фрейд писал о всеобщем влечении к смерти, которое он назвал «Танатос».Многие считают, что Танатос относится к бессознательным психологическим побуждениям к саморазрушению, проявляющимся в необъяснимом поведении, показанном По, и — в крайних случаях — в суицидальных мыслях.
В начале 1930-х годов физик Альберт Эйнштейн написал Фрейду, чтобы узнать, что он думает о том, как предотвратить дальнейшие войны. В своем ответе Фрейд написал, что Танатос «работает в каждом живом существе и стремится привести его к гибели и свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи», и назвал это «инстинктом смерти».
Для Фрейда Танатос был врожденным биологическим процессом со значительными психическими и эмоциональными последствиями – реакцией на бессознательное психологическое давление и способом его снятия.
На пути к современному пониманию
В 1950-х годах в области психологии произошла «когнитивная революция», когда исследователи в экспериментальных условиях начали изучать, как работает разум, от принятия решений до концептуализации и дедуктивных рассуждений.
Самодеструктивное поведение стало рассматриваться не столько как катарсический ответ на бессознательные влечения, сколько как непреднамеренный результат преднамеренного расчета.
В 1988 году психологи Рой Баумайстер и Стивен Шер определили три основных типа саморазрушительного поведения: первичное саморазрушение или поведение, направленное на причинение вреда самому себе; контрпродуктивное поведение, имеющее благие намерения, но оказывающееся случайно неэффективным и саморазрушающим; и компромиссное поведение, которое, как известно, сопряжено с риском для личности, но считается, что оно несет потенциальные выгоды, которые перевешивают эти риски.
Подумайте о вождении в нетрезвом виде. Если вы сознательно употребляете слишком много алкоголя и садитесь за руль с намерением быть арестованным, это первичное саморазрушение. Если вы садитесь за руль пьяным, потому что считаете себя менее пьяным, чем ваш друг, и, к вашему удивлению, вас арестовывают, это контрпродуктивно. И если вы знаете, что слишком пьяны, чтобы водить машину, но все равно едете, потому что альтернативы кажутся слишком обременительными, это компромисс.
В обзоре Баумайстера и Шера сделан вывод о том, что первичное самоуничтожение на самом деле редко демонстрировалось в научных исследованиях.
Скорее, саморазрушительное поведение, наблюдаемое в таких исследованиях, в большинстве случаев лучше классифицировать как компромиссное поведение или контрпродуктивное поведение. «Стремление к смерти» Фрейда на самом деле наиболее близко соответствует контрпродуктивному поведению: «стремление» к разрушению не переживается сознательно.
Наконец, как показал психолог Тодд Хизертон, современная нейробиологическая литература по саморазрушительному поведению чаще всего фокусируется на функционировании префронтальной коры, которая связана с планированием, решением проблем, саморегуляцией и суждением.
Когда эта часть мозга недоразвита или повреждена, это может привести к поведению, которое кажется иррациональным и саморазрушительным. В развитии этой части мозга есть более тонкие различия: некоторым людям просто легче, чем другим, последовательно вести позитивное целенаправленное поведение.
По определенно не понимал саморазрушительного поведения так, как мы это понимаем сегодня.
Но он, кажется, распознал что-то извращенное в своей природе. Перед своей безвременной кончиной в 1849 г., он, как сообщается, выбрал врага, редактора Руфуса Грисволда, в качестве своего литературного душеприказчика.
Верный форме, Грисволд написал изобличающий некролог и «Мемуары», в которых он намекает на безумие, шантаж и многое другое, помогая сформировать образ По, который и по сей день запятнал его репутацию.
Опять же, может быть, это именно то, чего хотел По, которого вел его личный чертенок.
Психология и лечение саморазрушающего поведения · Блог Психоаналитика в Мадриде
ПредыдущийСледующий(2) 04.11.2017 16:20ч
Саморазрушительное поведение, на первый взгляд, относится к числу наиболее загадочных и парадоксальных эмоциональных расстройств. Как возможно, чтобы кто-то хотел причинить себе вред?
Кажется, это прямо противоречит очевидному желанию каждого искать удовольствия и счастья. Есть что-то тревожное в желании навредить себе, не защищая себя, искать страдание. Люди, которые обнаруживают в себе эту черту, часто глубоко обеспокоены ею.
И все же, если мы сделаем шаг назад на минуту, рано или поздно мы обнаружим, что саморазрушительное поведение далеко не редкость.
Действительно, оно иногда проявляется в очень ясных и узнаваемых формах, когда желание уничтожить себя явно и сознательно (или почти): членовредительство, некоторые злоупотребления наркотиками или добровольное подвергание себя насилию со стороны другого человека являются примерами этого.
Однако эти проявления, столь явно узнаваемые, никоим образом не являются наиболее распространенными формами саморазрушающего поведения. Гораздо чаще встречаются все тонкие и навязчивые формы самосаботажа, которых у индивидуума 9. 0087 ничего не понимает , и это эффективно угрожает ее или его благополучию.
Быть постоянно самоуничижительным, искать унижения, не осознавая этого, подходить ко всему с негативной точки зрения, переживать таинственные и повторяющиеся неудачи, коварно (и твердо) цепляться за пагубные ситуации или постоянно находиться в положении жертвы. множество способов, которыми можно навредить себе.
Мы также должны отметить, что, с более широкой точки зрения, некоторые идеологии (будь то религиозные, политические или другие) выводят чувство подтверждения — часто морального превосходства — на опыте страдания. Таким образом, они привлекают людей, которые ищут интеллектуальное оправдание своих бессознательных саморазрушительных потребностей.
Если мы подробно исследуем эти ситуации, мы сначала обнаружим относительно очевидную неспособность позволить себе просто быть счастливым. Но мы также найдем, и гораздо менее явно, тайное удовольствие, получаемое от страдания, — тайное, потому что оно неприемлемо для нашего сознания.
Как это происходит?
Мазохизм — ведь именно это мы и обсуждаем — уходит далеко в прошлое человеческого развития. Согласно исследованиям психологов и психоаналитиков, одна из ее граней может заключаться в том, что именно она позволяет нам переносить определенную степень неудовольствия, неизбежного в человеческом существовании.
Поскольку этот аспект недавно обсуждался на конференции в Мадриде известным психоаналитиком Марилией Айзенштейн, давайте вкратце опишем его и отличим от саморазрушения.
У всех людей есть опыт того, что жизнь неизбежно ставит нас перед ситуациями, которые влекут за собой определенную степень страдания: усилия, которые мы должны приложить, например, для достижения наших целей, и которые не обязательно приятны.
Действительно, чтобы расти в жизни, становиться более образованными, более компетентными, более здоровыми, мы должны уметь терпеть страдания, связанные с попытками достичь этого, и уметь получать удовольствие от усилий. Это можно рассматривать как своего рода мазохизм самозащиты, способность позитивно вкладывать определенную степень неудовольствия и быть способным переносить разочарование. Эта грань поможет нам отсрочить удовлетворение, расти и получать более сложные и существенные достижения.
Однако другая грань мазохизма, проявляющаяся в саморазрушающем поведении, имеет совершенно иную природу: она не приносит ничего положительного, не помогает человеку продвигаться вперед и имеет тенденцию заманивать его или ее в ловушку пагубных и постоянно самогенерирующиеся нисходящие спирали. Как же тогда это работает?
В большинстве случаев мы можем наблюдать два вектора, которые объединяются для создания таких ситуаций.
Первый вектор — это бессознательное чувство вины, которое требует наказания в той же мере, в какой оно запрещает чувство удовлетворения или достижения. Эта скрытая вина, которая чаще возникает из-за бессознательных желаний, чем из-за реальных проступков (хотя и не всегда), обрекает человека на несчастье, чтобы искупить свои бессознательные проступки.
Второй вектор — это защитный механизм, заключающийся в преобразовании боли в удовольствие — наслаждаться болью таким образом, чтобы то, что должно было быть неприятным предупреждающим знаком, стало источником удовольствия. Этот поворот в том, как работает обычная психика, — очень эффективный способ защитить себя от определенных видов эмоционального страдания, но он искажает психическое функционирование, захватывает его, чтобы превратить в систему, производящую страдание, что противоположно свою первоначальную функцию.
Эти два вектора иногда объединяются в мощный союз, который кажется более приятным, более контролируемым, чем удовольствия и разочарования, которым подвергает нас обычная жизнь. На карту поставлена количественная проблема: иногда люди, которые занимаются саморазрушающим поведением, настолько заякорены в нем, что могут чувствовать, что они получают больше чувства мастерства и удовольствия, заставляя себя страдать, чем пытаясь быть счастливыми.
Лечение саморазрушающего поведения включает в себя осознание бессознательного чувства вины, понимание желаний, а иногда и фактических фактов, которые его породили, и проработку этого сложного созвездия чувств. Параллельно с этим страдание должно быть отделено от удовольствия — это означает отказ от решения, которое стремится победить жизнь в ее собственной игре. Это очень привлекательное решение, но его цена огромна.
Важно признать, что это непростая терапевтическая работа; когда эти системы психического функционирования имеют достаточно времени, чтобы прочно закрепиться в личности человека, они становятся особенно живучими — с этим знакомы все психотерапевты, будь то психологи, психиатры или психоаналитики.
Тем не менее, помочь людям, которые страдают от этих трудностей, далеко не невозможно. При наличии достаточных терапевтических средств и сильного желания изменений со стороны пациента можно добиться глубоких изменений, которые помогут ему или ей позволить себе наслаждаться своей жизнью.