Детерминизма понятие: Детерминизм – Гуманитарный портал

Детерминизм – Гуманитарный портал

Детерминизм — это философское учение (см. Философия) о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности (см. Сущее, Мир). Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом — теологический детерминизм, природой — натуралистический детерминизм, или космосом — космологический детерминизм и другие). Однако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия (см. Понятие), противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки (см. Наука), содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа.

Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования.

Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII–XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нём), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности (концепция абсолютного или лапласовского детерминизма). Но уже с середины XIX века стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие), которые выходили за рамки такого представления о мире.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма. С формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем (кибернетических, экологических, социальных) обусловило формирование новых категорий — цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.

В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы.

Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью), выделяются также:

  1. Количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием).
  2. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий.
  3. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
  4. Структурная (или холистская) детерминация частей целым.
  5. Телеологическая детерминация средств целями или задачами.
  6. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы.
  7. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этих принципов. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и так далее. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и ряда других.

В настоящее время концепция общего детерминизма в философии дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованности и концепция уровней бытия (см. Бытие). На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.

Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы

неодетерминизма (см. Неодетерминизм). В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях — к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, — синергетика (см.  Синергетика) и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии.

Методологическая природа (см. Методология) принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития (см. Общество), о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность (см.  Деятельность). Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в её «классическом» понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и тому подобных).

Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности.

В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределённости квалифицируется в таком случае как отсутствие детерминизма, или индетерминизм. Индетерминизм полностью или частично отрицает универсальный характер принципа причинной обусловленности, то есть существование причинно-следственных связей, как и возможность их детерминистского объяснения. Так, в физике индетерминизм опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире, в биологии он оформился в учении витализма.

В целом, как показывает научная практика, эффективность научного поиска связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащённости науки, а не с отказом от её фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

Детерминизм.

Что такое «Детерминизм»? Понятие и определение термина «Детерминизм» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Детерминизм (лат. determinare — определять) – учение в психологии, объясняющее закономерную связь между психическими явлениями и порождающими их факторами.

Научное понимание психики человека трансформировалось в зависимости от того, как рассматривали детерминизм на том или ином этапе. Изначально это понимание базировалось на механическом детерминизме, который объяснял психику через принцип устройства машины. Такой подход был достаточно ограниченным, поскольку рассматривал явления такого рода исключительно как результат воздействия внешних факторов. Тем не менее, на этом этапе в психологию были введены основополагающие понятия – например, рефлекс и аффект.

На смену механическому пришел биологический детерминизм (результат учения Дарвина). Начиная с этого этапа, психику рассматривают как необходимую для выживания живых систем функцию. Возникший несколько позже психологический детерминизм определил психику как неотъемлемую часть процесса жизнедеятельности, которая имеет свое причинное значение. Немаловажный вклад здесь внесли естествоиспытатели, которые установили, что психические явления обусловлены не похожими ни на что другое законами. Это принципиально новое положение позволило обособить психологию как науку в данном контексте.

Психологический детерминизм был затем доработан в рамках марксизма, который объяснил сознание людей через образ их жизни. За этим последовал диалектический материализм, утверждающий, что человек изменяет мир посредством своей деятельности, но при этом изменяется и он сам.

< Дереализация

Дефектология >

Популярные термины

    Детерминизм

    7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель

    Зачем я живу? Есть ли у меня цель? Большинство из нас не знают ответа. Даже окончив школу. Даже устроившись на работу. Даже зарабатывая деньги. Как понять, что делать со своей жизнью? Ответы коуча Марка Мэнсона.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Не могу простить матери того, что в детстве меня насиловали братья»
    • «Женимся или расстаемся!»: к чему приводят ультиматумы
    • Какой шанс встретить идеального партнера: математические аспекты любви — проверьте на практике
    • «Тянет налево»: нормально ли желание изменить, если вы в отношениях, — психологический разбор
    • «Боюсь, что однажды возьму нож и зарежу семью. Как избавиться от этих навязчивых мыслей?»
    • Реданы, офники и гики: почему подростки подвержены влиянию субкультур
    • Как соблазнять голосом: 3 упражнения
    • «Эротический сигнал»: кого и почему раздражают кормящие матери — исторический и психологический разбор

    Сегодня читают

    • Психосоматика абьюза: как меняется женское тело, если муж — тиран
    • Минет: идеи и навыки для большего удовольствия
    • «Я все детство жила в кошмаре — сожитель матери оскорблял меня, бил и домогался»
    • Эрогенные зоны у мужчин и у женщин: где они? Отвечают сексологи
    • Как понять, что человек на самом деле несчастлив: простой способ — проверьте окружающих
    • «В мужском коллективе меня называли королевой, а в женском — игнорируют и избегают»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Детерминизм | Определение, философы и факты

    Г. Э. Moore

    Просмотреть все медиа

    Похожие темы:
    свобода воли и моральная ответственность биологический детерминизм компатибилизм экономический детерминизм индетерминизм

    Просмотреть весь связанный контент →

    детерминизм , в философии и науке тезис о том, что все события во Вселенной, включая человеческие решения и действия, причинно неизбежны. Детерминизм предполагает, что в ситуации, когда человек принимает определенное решение или совершает определенное действие, невозможно, чтобы он или она могли принять какое-либо другое решение или совершить какое-либо другое действие. Другими словами, никогда не бывает так, чтобы люди могли решить или действовать иначе, чем они действительно сделали.

    Детерминизм в этом смысле обычно понимается как несовместимый со свободой воли или предполагаемой властью или способностью людей принимать решения или совершать действия независимо от любого предшествующего события или состояния вселенной. Философы и ученые, отрицающие существование свободы воли на этом основании, известны как «жесткие» детерминисты.

    Еще из Britannica

    свобода воли и моральная ответственность: детерминизм

    Напротив, так называемые «мягкие» детерминисты, также называемые компатибилистами, считают, что детерминизм и свободная воля в конце концов совместимы. В большинстве случаев мягкие детерминисты пытаются достичь этого примирения, тонко пересматривая или ослабляя общепринятое понятие свободы воли. Современные мягкие детерминисты включают английского философа Г.Е. Мур (1873–1919 гг.)58), который считал, что действовать свободно означает только то, что человек действовал бы иначе, если бы решил поступить так (даже если на самом деле он не мог бы так решить), и американский философ Гарри Франкфурт, утверждавший, что действие свободно сводится к отождествлению или одобрению собственных желаний (даже если эти желания таковы, что человек не может не действовать в соответствии с ними).

    Крайней альтернативой детерминизму является индетерминизм, представление о том, что по крайней мере некоторые события не имеют детерминированной причины, а происходят случайно или случайно. Индетерминизм в некоторой степени поддерживается исследованиями в области квантовой механики, которые предполагают, что некоторые события на квантовом уровне в принципе непредсказуемы (и, следовательно, случайны). Философы и ученые, которые верят, что Вселенная недетерминистична и что люди обладают свободой воли, известны как «либертарианцы» (либертарианство в этом смысле не следует путать со школой политической философии, называемой либертарианством). Хотя можно считать, что Вселенная недетерминистична и что человеческие действия, тем не менее, детерминированы, немногие современные философы защищают эту точку зрения.

    Либертарианство уязвимо перед так называемым возражением «понятности», которое указывает на то, что люди не могут иметь больше контроля над чисто случайным действием, чем над действием, которое детерминистически неизбежно; ни в том, ни в другом случае свобода воли не входит в картину. Следовательно, если человеческие действия недетерминированы, свободы воли не существует.

    Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

    Детерминизм

    Детерминизм

    Детерминизм — это философская идея о том, что каждое событие или положение дел, включая каждое человеческое решение и действие, является неизбежным и необходимым следствием предшествующего положения дел.

    В физике также существует идея, что законы природы, такие как законы движения Исаака Ньютона, являются причинными законами. Законы Ньютона — это математические уравнения, функции времени. Как только вы узнаете положения и скорости всех частиц во Вселенной, вы можете указать любое время в прошлом или будущем, и эти дифференциальные уравнения расскажут вам обо всем, что произошло и когда-либо может произойти.

    В этой идее классической механики у Вселенной есть только одно прошлое, реальное прошлое, но также и только одно будущее, единственно возможное будущее. Он полностью определяется этими математическими уравнениями. Это механический взгляд, материалистический взгляд.

    Вселенная — это машина. Наши тела — это машины. Наш разум — это компьютер.

    Строго говоря, детерминизм включает преддетерминизм от начала, идею о том, что все прошлое (как и будущее) было полностью определено при происхождении вселенной.

    С точки зрения информации информационное содержание вселенной является фиксированной величиной. Информация сохраняется, как и сохранение материи и энергии.

    Если преддетерминизм звучит как концепция предопределения, то это потому, что они тесно связаны. Они оба являются убеждениями . неподтвержденный доказательствами., всеведение. всемогущество

    Детерминизм не следует путать с детерминированностью, идеей о том, что события (включая действия человека) могут быть адекватно определены непосредственно предшествующими событиями (такими как причины, мотивы, желания агента), не будучи до — определяется назад до рождения агента или даже назад к происхождению вселенной.

    Поскольку современная квантовая физика показывает, что Вселенная недетерминистична и оказывает сильное влияние на микроскопические процессы в атомном масштабе, нам будет полезно отличать -до--детерминизм от адекватного детерминизма, который мы имеем в реальном мире. Адекватный детерминизм лежит в основе классических физических законов, действующих в макрокосме.

    Детерминизм — это современное название (придуманное в девятнадцатом веке) древней идеи Демокрита о том, что причинно-следственные детерминистические законы управляют движением атомов и что все, включая человеческий разум, состоит просто из атомов в пустоте.

    Как выразился наставник Демокрита и коллега-материалист Левкипп, абсолютная необходимость не оставляет места в космосе для случая.

    «Ничто не происходит случайно, но все происходит по причине и по необходимости». 1 οὐδὲν χρῆμα μάτην γίνεται, ἀλλὰ πάντα ἐκ λόγου τε καὶ ὑπ’ ἀνάγκης

    Детерминизм, особенно разновидность «мягкого» детерминизма (см. Уильяма Джеймса) или компатибилизма, поддерживается как теория свободы воли большинством философов, каждый из которых имеет особые интересы в одном или нескольких из множества детерминизмов.

    Компатибилисты принимают детерминизм, но утверждают, что человек свободен до тех пор, пока его собственная воля является одним из шагов в причинно-следственной цепи, даже если его выбор полностью предопределен физическими причинами или предопределен Богом.

    А Фатализм — это особая форма детерминизма, где каждому событию в будущем суждено произойти. Фатализм обычно не требует участия каких-либо причинно-следственных законов или высших сил. Сыворотка, сыворотка .

    Основная идея детерминизма тесно связана с идеей причинности. Но мы можем иметь причинность без детерминизма, особенно «мягкую» причинность, которая следует за «беспричинным» событием ( causa sui ), которое невозможно предсказать на основе предшествующих событий.

    Аристотель называл такие события архаи (ἀρχαί) — отправными точками или «новыми стартами» в новых причинно-следственных цепях, разрывающих узы детерминизма.

    Несмотря на критическую атаку Дэвида Юма на необходимость причин, многие философы твердо придерживаются причинности и детерминизма. Некоторые даже связывают это с самой возможностью логики и разума. И сам Юм твердо, хотя и непоследовательно, верил в необходимость. «Невозможно допустить посредника между случайностью и необходимостью, — сказал он.

    Бертран Рассел сказал: «Закон причинности, согласно которому более поздние события теоретически могут быть предсказаны посредством более ранних событий, часто считался априорным , необходимостью мысли, категорией, без которой наука не могла бы существовать. быть невозможным». (Рассел, Внешний мир, стр. 179)

    Идея индетерминизма, кажется, угрожает причинности и основной идее причинного закона. Но это не так.

    Для некоторых индетерминизм — это просто случайное событие без причины. Мы можем иметь адекватную причинность без строгого детерминизма. Строгий детерминизм означает полную предсказуемость (в принципе, если не на практике) событий и только одно возможное будущее. Адекватный детерминизм обеспечивает статистическую предсказуемость, которая в обычных ситуациях для физических объектов приближается к статистической достоверности.

    Примером события, которое строго не обусловлено, является событие, зависящее от случайности, например подбрасывание монеты. Если результат является только вероятным, а не определенным, то можно сказать, что событие было вызвано подбрасыванием монеты, но сам результат «орел» или «решка» нельзя было предсказать. Таким образом, эта причинность, признающая предшествующие события в качестве причин, не определена и является результатом только случая.

    Мы называем это «мягкой» причинностью. События вызываются предшествующими (беспричинными) событиями, но не определяются событиями, предшествующими в причинной цепи, которая была прервана беспричинной причиной.

    Детерминизм имеет решающее значение для вопроса о свободе воли. Строгий детерминизм предполагает только одно возможное будущее. Случай означает, что будущее непредсказуемо. Случай допускает альтернативные варианты будущего, и возникает вопрос, как из этих альтернативных возможностей реализуется единственное актуальное настоящее.

    Требуемый отход от строгого детерминизма очень незначителен по сравнению с представлениями о чудесах, связанными с «causa sui» (самообусловленной причиной) древних.

    Даже в мире, содержащем квантовую неопределенность, макроскопические объекты чрезвычайно детерминированы. Но макроскопические «законы природы» — это просто статистические законы, которые «возникают», когда большое количество атомов или молекул собирается вместе. Для достаточно больших чисел вероятностные законы приближаются к практической достоверности.

    Детерминизм — это эмерджентное свойство.

    Ньютоновские законы движения достаточно детерминистичны, чтобы отправлять людей на Луну и обратно. Наша Когито-модель Макроразума достаточно велика, чтобы игнорировать квантовую неопределенность в целях рассуждения. Нервная система достаточно надежна, чтобы гарантировать надежную передачу мысленных решений нашим конечностям.

    мы видим мир
    мягкой причинности и адекватного детерминизма

    Мы называем этот детерминизм, неэффективный только для очень малых структур, «адекватным детерминизмом». Этого достаточно, чтобы предсказывать затмения на следующую тысячу или более лет с необычайной точностью.

    Вера в строгий детерминизм, несмотря на физические доказательства индетерминизма, только сегодня является приемлемой для догматической философии. Мы рассматриваем десять современных догм детерминизма.

    Филиппа Фут утверждала, что, поскольку наши действия определяются нашими мотивами, нашим характером и ценностями, нашими чувствами и желаниями, это никоим образом не приводит к заключению, что они пред- -определены с самого начала вселенной.

    Наличие квантовой неопределенности заставляет некоторых философов называть мир неопределенным. Но индетерминизм несколько вводит в заблуждение, имея сильный негативный оттенок, когда большинство событий в подавляющем большинстве случаев «адекватно детерминированы». Тем не менее, говоря логически, если одно событие не определено, то индетерминизм истинен, а детерминизм ложен. 1

    Нетрудно представить себе, что три традиционные умственные способности разума — восприятие, представление и понимание — более или менее детерминистически осуществляются в физическом мозгу, где квантовые события не мешают нормальным операциям.

    Также несложно представить себе роль случайности в мозге в виде шума квантового уровня. Шум может внести случайные ошибки в сохраненную память. Шум может создавать случайные ассоциации идей во время воспоминаний. Эта случайность может быть вызвана микроскопическими флуктуациями, которые усиливаются до макроскопического уровня.

    Наш Макро-Разум нуждается в Микро-Разуме для свободных действий и мыслей в Повестке дня альтернативных возможностей, которые должны быть обдуманы волей. Случайный Микро-Разум является «свободным» в свободной воле и источником человеческого творчества. Адекватно определенный Макро-Разум — это «воля» в свободной воле, которая освобождает , выбирая действия, за которые мы можем нести моральную ответственность.

    Детерминизм необходимо отделить от его близких родственников причинности, определенности, необходимости и предсказуемости.

    Возникновение детерминизма

    Поскольку физический мир неустранимо индетерминирован на базовом уровне атомов и молекул, строгого детерминизма на самом деле нет ни на одном «уровне» физического мира.

    Что касается случайных движений на базовом уровне, то на более высоком уровне макроскопического физического мира и человеческого разума возникает адекватный детерминизм. Детерминизм — это абстрактная теоретическая идея, которая настолько упрощает физические системы, что позволяет использовать логические и математические методы для идеализированных абстрактных «объектов» и «событий». Кажущийся «детерминизм» классической физики является следствием усреднения чрезвычайно большого числа микроскопических частиц.

    Адекватный детерминизм «появляется», когда у нас есть достаточно большие объекты, которые можно усреднить по огромному количеству атомов и молекул.

    Детерминизм — это эмерджентное свойство.

    Этимология детерминизма

    Термин ( sic ) детерминизм впервые засвидетельствован в конце четырнадцатого века, «приходить к концу», также «решать, решать» от о.Фр. определитель (12с.), из L. определитель «установить пределы до», от де- «отключить» + терминар «отметить конец или границу», от терминус «конец, предел».

    Значение «прийти к твердому решению» (что-то сделать) от 1450.

    Решительность как «качество решительности» датируется 1822 годом.

    До девятнадцатого века детерминистов называли нецессарианцами. Уильям Белшем противопоставил их (выгодно) непоследовательным либертарианцам в 1789 году., первое использование либертарианца. Либертарианцев считали непоследовательными, потому что свобода считалась непослушной, случайной, незаконной и, говоря родственным языком того времени, развратной.

    Детерминизм появляется в 1846 году в издании сэра Уильяма Гамильтона работ Томаса Рида в виде примечания на стр. 87.

    Есть две схемы Необходимости — Необходимость по действию — Необходимость по конечным причинам. Первая — грубая или слепая Судьба; последний рациональный детерминизм.

    Примерно в то же время богословы используют его для описания отсутствия свободы воли.

    В 1855 году Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) писал:

    Теория детерминизма, в которой воля определяется или направляется в определенное русло внешними побуждениями и вынужденными привычками, так что сознание свободы покоится главным образом на забвении предпосылок нашего выбора.

    Эрнст Кассирер утверждал (ошибочно?), что детерминизм в философском смысле «учения о том, что все, что происходит, определяется необходимой цепью причинно-следственных связей», восходит к работе Эмиля дю Буа-Реймона в 1876 году.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts