Дети матерятся почему: Дети ругаются матом: как отучить ребенка материться

Материться стали даже дошкольники. Психолог — о том, как реагировать на детский мат

Многие родители отмечают: отборный мат в последнее время можно услышать не только от подростков, но даже от детсадовцев или младших школьников на детских площадках. Как вообще на это реагировать и можно ли оградить от этого ребенка? Лариса Овчаренко, психолог, кандидат психологических наук, доцент МГПУ, объяснила это в эфире нашей «Радиошколы».

Что такое мат

С точки зрения психологии мат и любая нецензурная лексика — это яркая, эмоционально насыщенная речь. Также она часто резкая: в таких словах много согласных звуков, которые отражают эмоциональный фон. В нецензурные слова люди вкладывают резкий эмоциональный вброс — одним словом, говорят то, что могли бы выражать длинным текстом. Причём вложенные эмоции понятны окружающим, они их считывают. Часто это может быть гнев, страх, фрустрация (состояние, которое человек испытывает, когда его потребности нереализуемы. — Прим. ред.) или разочарование. И эти сильные переживания выражаются в ёмких трёх-четырёх буквах.

Нецензурная лексика всегда отражает наши желания, причём ёмко, эмоционально и доходчиво. В нашей культуре все, от мала до велика, поймут: если кто-то перешёл на такие слова, значит, сильно «накипело». Или нужно за короткий срок дать инструкцию, которая точно будет понята и принята.

Почему дети и подростки матерятся

Если говорить подробнее, зачем дети и подростки используют мат, одна из причин — инициация (переход человека на новый уровень развития внутри узкой группы или всего социума. — Прим. ред.). Это приобщение к миру взрослых: раньше дети не употребляли мат, сейчас они выросли и стали использовать его на своей «территории».

Поэтому подростки часто ругаются нарочито. В отличие от более младших детей, которые если и используют мат, то старательно скрывают это от родителей, тинейджеры делают это как будто напоказ: «Я же взрослый! Я могу себе это позволить!» Задача — проверить, обратит на это кто-то внимание или нет, сделают замечание или нет, допустимо ли такое поведение в этой культуре.

Мат может быть выражением протеста, это касается периода «максимальной взрослости», эмансипации. В таком случае речь будет яркой, вычурной, с большим количеством вариаций нецензурных выражений. Также подросток может проверять взрослых «на прочность» и их границы.

Ещё одна причина такого поведения — попытка заявить о себе как о лидере, выделиться среди сверстников. Типичный пример — когда в средней или старшей школе новенький ученик начинает ругаться, причём громко и прямо-таки филигранно.

Что касается детей именно младшего возраста, они, как правило, не понимают контекста, а считывают эмоцию

Например, однажды папа громко, с эмоцией, выругался при ребёнке. Малыш может не привязать это к конкретному факту, конкретному эмоциональному состоянию, но мгновенно считывает эмоцию, которую несёт или с которой сопряжено слово. Оно запоминается как новое, в том числе и потому что кажется ярким. Это явление называется «вербализм»: ребёнок знает «умное взрослое» слово, не понимает его смысла, но может использовать для красного словца или когда, например, в песочнице что-то действительно не получается.

Кстати, более старших детей иногда привлекают те, кто матерится. Есть несколько причин, почему так происходит. Возможно, этот человек уловил какое-то новое веяние и оказался «вне своего времени»: он делает что-то, что сейчас кажется «не-нормой», а нормальным и обычным станет только через несколько лет. Вторая причина — смелость, внутренняя свобода этих людей. То есть они ведут себя ненормативно, но не скрывают этого, не думают, осудят ли их окружающие, они честны сами с собой. Человек делает то, что считает нужным, и эта смелость привлекает. Возможно, дело в яркости: если кто-то настолько смел, чтобы вести себя так, часто он яркий внешне, физически. И, конечно, это привлекает.

Иллюстрация: Amanita Silvicora / shutterstock / fotodom

Что делать, если ребенок матерится

Точно не стоит охать, закатывать глаза, ярко ругаться или обращать внимание на новое слово в речи ребёнка. Что касается малышей, важно, чтобы родители спокойно реагировали на ненормативное поведение и могли переключить ребёнка. Например, отвлечь от какого-то слова.

Также стоит читать хорошие, правильные книжки, формировать активный словарный запас, чтобы ребёнок мог выразить переживания, прожить эмоции, но без нецензурных выражений. Можно даже поиграть «в слова»: «Я слышу, что ты хочешь мне что-то сказать. А как это можно сделать ещё? Какими словами?» Вместо чтения нотаций лучше перевести всё в развитие, в конструктивное русло.

Если ребёнок употребляет мат слишком часто, нужно объяснить, что это плохие слова и употреблять их в семье не принято. Можно признать: «Да, ты слышишь эти слова от знакомых и одноклассников, на улице, но, за исключением экстраординарных ситуаций, мы стараемся так не выражаться». Главное — не переборщить с объяснениями: чтение нотаций может вызвать обратную реакцию. Ещё важно, чтобы правила соблюдали все члены семьи: если есть требование, например, не ругаться дома, значит, не ругается никто. Особенно это важно для подростков.

При этом во всём нужен баланс — ребёнок не должен расти в «тепличных» условиях. Да, в семье есть правила, их соблюдают. Но детей не нужно ограждать от какой-то информации: они всё равно увидят или услышат это.

Что касается наказаний, они не работают. Потому что у ребёнка или подростка в итоге остаётся только обида на родителя, она сильнее, чем ожидаемая польза. Вообще, «наказать», то есть «сделать наказ», значит объяснить, проговорить ещё раз. Санкции должны быть, но в случае с подростком важно проговорить всё заранее: и правила (которые соблюдает вся семья), и «штрафы», которые следуют за нарушением договорённостей. Так работает метод «социального контракта».

Советы педагогам

Если дошкольники начинают оскорблять друг друга или нецензурно выражаться, педагогу прежде всего нужно увеличить дистанцию между детьми. Потому что один из механизмов развития конфликта в таком случае — механизм «психологического заражения». То есть дети подходят, смотрят на происходящее, не понимают сути, но хотят поучаствовать в этом.

Также важно научить малыша понимать и выражать эмоции: «Я вижу, что ты злишься. То, что ты испытываешь, — злость, гнев. А как ещё это можно выразить? Пойдём побьём кулачками в подушку или порвём бумажку?» Можно найти занятие, которое позволит не только выразить гнев, но и успокоиться, уравновесить эмоциональное состояние.

Разговаривать с родителями воспитателю нужно, хотя есть мамы и папы, которые сразу начинают защищаться, ожидая критики или нападения. Зато так педагог может понять, какая культура принята в семье, что допускается, а что нет.

Если говорить уже про школьников, про подростков — на мат или нецензурную брань учителям нужно реагировать максимально спокойно. Часто тинейджеры ждут, что их будут воспитывать или ругать. Можно прибегнуть к противоположной реакции, например похвалить. Конечно, не за брань — за что-то другое, например за интересную мысль. А потом предложить сформулировать ту же мысль иначе.

Конечно, учитель, классный руководитель или «предметник», предъявляет свои правила. Важно, чтобы их было немного (если их будет 15, ребёнок всё равно их нарушит) и они были понятными. Можно сформулировать, например, три важных для учителя правила про дисциплину или отсутствие бранных слов. Но в целом даже провокативные, назовём их так, подростки стараются соблюдать правила, если уважают человека-учителя. В таком случае, даже если что-то вылетает, например, в гневе, подросток потом извинится: чувство вины сработает (в хорошем смысле).

Вот ещё три лайфхака учителю — что делать, если в классе ругаются матом

Установить с детьми нормальные рабочие отношения — тогда можно будет договориться, что, например, использовать нецензурные слова нельзя. И даже если ребёнок выругается, учителю будет проще найти к нему подход и понять, почему так произошло.

Если подросток матерится, важно помочь ему отрефлексировать свои чувства, дать пространство для эмоций. У педагогов часто мало времени, но нужно остановиться и подумать: что на душе у ребёнка, который хочет ругаться? Когда подросток осознает, что с ним происходит, можно будет решить, что ещё можно сделать в таком состоянии.

Если происходит патовая ситуация, важно локализовать её (у каждого учителя есть какой-то свой способ, как это сделать), а уже потом вернуться и обсудить этот момент. Но не отругать, а поговорить: «Что с тобой происходит, почему хочется ругаться?..»

Некоторые учителя до сих пор прибегают к старому методу «выйди из класса». Но, во-первых, во многих школах это запрещено: непонятно, что ребёнок будет делать за дверью, это небезопасно. А во-вторых, это бесполезно. Выгоняя ученика из класса, педагог использует социальную изоляцию: для человека от природы остаться одному, без группы, опасно. Но итогом будет только обида на учителя, которая является шантажным чувством и ни к чему хорошему не приводит.

В жизни бывает всякое — иногда эмоции или переживания у подростка настолько сильные, что нехорошее слово вырывается само. И ругать за это сложно: сами же учим проживать эмоции. Что возразить подростку, которому и так непросто, если он говорит, что хочет сказать не «я разочарован», а именно то нецензурное слово из шести букв? Здесь выход один — понять и простить.

Полную запись разговора с Ларисой Овчаренко слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Материал подготовлен стажером Дарьей Куликовой. Иллюстрация: Borodacheva Marina / Polina Tomtosova / shutterstock / fotodom

Что делать, если ребенок матерится?

#LIFE_INCAMP

Перейти к содержимому

«Послушай, ну не обидно, а?!», — услышала я случайно на улице. Разговаривали две мамы. «Ведь и дома-то ни-ни, говорим правильно, при детях не ругаемся, упаси Боже. А он такое выдал, думая, что я не слышу его». Влияние друзей, улицы, общественного транспорта – тут же посыпались слова утешения другой мамы…

Нецензурная брань, непристойные, грязные, неприличные выражения. Речь идет о детском сквернословии. Что же делать и кто в этом виноват? Команда incamp.ru не оставит вас с проблемой, мы посоветуем, как действовать в данной ситуации. Давайте разбираться вместе.

Почему дети ругаются матом?

Скажу прямо: мат присутствует в жизни каждого человека. Удивлены? Не спешите возражать. Согласитесь, как ни прискорбно, мы беззащитны перед внешней вербальной средой. Так что тешить себя иллюзией «раз нет мата дома – значит, его нет совсем» не стоит.

Рано или поздно и ваш ребенок принесет «за пазухой» слова, от которых краснеют не только уши. Поэтому очень важно вовремя понять причину появления ругательств в детском лексиконе и адекватно отреагировать на сей факт.

Поводов для появления в жизни ребенка непристойных слов достаточно

  1. Двух-, трехлетки могут сматериться неосознанно по принципу «где-то услышал – просто повторил».
  2. Дети четырех-пяти лет более тщательно подходят к выбору слов, поэтому уже можно утверждать, что нецензурные слова они будут употребляться с умыслом. Тем более, если получат положительную реакцию со стороны взрослого (улыбку, умиление).
  3. После пяти лет ребенок может ругаться и таким образом выражать протест.
  4. Подростки с помощью матерных выражений, как правило, самоутверждаются в глазах сверстников.

Как отучить ребенка материться?

Тактика поведения и реакции взрослого выбирается с учетом возраста ребенка. Юный матершинник вряд ли отдает себе отчет, что он несет. Случайное повторение слова – еще не мать учения. Не акцентируйте внимание, принцип «услышал – повторил» тут же будет заменен на другой: «сказал –забыл».

Для детей постарше мы чуть видоизменим этот принцип, просто добавив действие, точнее бездействие: «сказал – никто не обратил внимания, не отреагировал – забыл». Разумеется, это не основное правило поведения и действует оно обычно только с дошкольниками.

Кроме того, вы ведь помните «дедовские» методы борьбы (в прямом смысле) – полоскание рта мылом, удар по губам, «Нельзя и все!», «Еще раз услышу – не получишь то-то» и многие другие? Внедрять их или нет – дело хозяйское, однако мы не сторонники такой классики жанра. Запугивание, шантаж и уж тем более рукоприкладство – все это проявление слабости и нежелание зреть в корень проблемы.  Вот несколько действенных советов, как правильно вести себя с юными сквернословами:

Поговорим на чистоту

 Четко, ясно объясните ребенку, что ругаться матом – это неприлично, в вашей семье так не разговаривают.

Мат – это не способ самоутверждения

Дайте понять ребенку-школьнику, что «крутость» не измеряется умением материться, подобное самоутверждение нелогично, неуместно и не приводит к успеху. Он должен понять свою значимость без грязных слов. Хочет быть непохожим на других – отлично: существует много сфер проявить себя.

Скажи мне, кто твой друг…

Наблюдайте за кругом общения вашего ребенка. Конечно, совсем изолировать не получится, однако есть возможность подкорректировать состав детской компании. Помогайте ребенку дружить, будьте примером для его друзей (в общении, реакции и действиях).

Меня прет, меня прет…

Научите выражать эмоции адекватно. Ребенок должен понять, что мат не украшает человека, родным и близким стыдно за него.

Будьте примером

Следите за своей речью. Слушайте себя, чтобы не проскользнуло ненароком какое-нибудь слово «ай-яй-яй». Будьте уверены, дети услышат вас, мигом укажут на ваши недостатки и по случаю повторят.

В заключение, дадим дежурный, но верный совет: меньше телевизора и соцсетей, больше классической литературы. И пожалуйста, разговаривайте со своими детьми. Правильно. Помните: плохие привычки липнут намного быстрее, они входят в жизнь незаметно, а избавиться от них порой бывает очень сложно.

 

0

0

0

0

0

Опубликовано Автор Оксана АнтонюкРубрики Воспитание и досуг

Горшок во рту: Почему дети любят ругаться и что делать — Сегодняшние родители

Фото: @K_Weasley в Instagram

магазин — Биллард был потрясен. «Я не могла в это поверить, — говорит она. Сначала Биллард была сбита с толку тем, как Ханна усвоила свой новый красочный язык, но в конце концов она проследила, что оскорбительные слова восходят к дедушке Ханны.

Дошкольная, игровая площадка , вечеринка по случаю дня рождения друга — ваш ребенок пополняет словарный запас в любом месте в этом возрасте, и ругательства — это просто естественная часть этого развития, — говорит Тимоти Джей, исследователь ругательств в Массачусетском колледже гуманитарных наук. . В исследовании, проведенном Джеем в American Journal of Psy chology , дети в возрасте от трех до пяти лет имели словарный запас от 30 до 40 «табуированных» слов, наиболее распространенные из которых варьировались от традиционных ругательств до таких вещей, как придурок, глупый и какашка голова.

Дети ругаются по самым разным причинам: может быть, они злятся или причиняют себе боль и слышали, как вы используете определенные слова в подобных ситуациях. Или они могут подумать, что это смешно, и попытаются привлечь ваше внимание . Иногда — по крайней мере поначалу — им просто любопытны слова. «Они пытаются выяснить, как подходят слова, где их можно использовать и какую реакцию они получают», — говорит Джули Фридман Смит, тренер по воспитанию детей из калгарийской компании Parenting Power. То, как вы на это отреагируете, может сильно повлиять на то, что произойдет дальше. «Сила слова и его способность оставаться в словарном запасе ребенка обычно связана с реакцией родителя».

Биллард обнаружил это на собственном горьком опыте. Она помнит, как беспокоилась о том, что другие осудят ее воспитание, когда Ханна начала ругаться, поэтому она давала ей тайм-ауты и читала лекции, пытаясь остановить это. Но она думает, что Ханне понравилось это внимание , и это заставило ее ругаться. Поэтому они с мужем решили пойти другим путем. «Мы проигнорировали это. Это было действительно тяжело, чтобы этот маленький трехлетний ребенок использовал такие неуместных слов и тонов. Но ругань со временем прошла».

Фридман Смит рекомендует спокойно и как ни в чем не бывало сказать что-то вроде: «О, ты выучил новое слово. Вы знаете, что это значит?» Затем обсудите свои ожидания от этого слова, исходя из ценностей вашей семьи. «Каждая семья будет немного другой. Некоторым семьям наплевать на определенные слова, а другим — нет».

Если ваш ребенок ругается, когда злится или обижен, помогите ей найти другие слова, чтобы выразить то, что она чувствует , — говорит Джей. И если она думает, что ее новый словарь — самая забавная вещь, поощряйте ее практиковать свои комедийные навыки другими способами. Что бы вы ни делали, не смейтесь (да, это может быть тяжело!).

Если проблема языка сохранится, считайте это возможностью начать учить такту. Например, многие взрослые ругаются, когда они с друзьями, но не на работе. «Мы все учимся подбирать слова для ситуаций. Мы учимся, когда уместно что-то говорить, а когда нет», — говорит Фридман Смит.

Она предлагает сказать вашему ребенку, чтобы он пошел в ванная комната или ее спальня, если она хочет использовать проблемное слово. Предоставляя ей возможность использовать его в более приемлемой обстановке, вы говорите ей, что верите, что она способна управлять своими словами. «Вы можете сказать: «Мы никогда не используем это слово», но нет реального способа добиться этого. Настоящий урок заключается в том, где можно использовать эти слова, а где нет».

Джей рекомендует давать детям небольшую свободу действий, когда они изучают все тонкости ругательств, тем более что многие взрослые не умеют это моделировать. «Наши данные показывают, что у большинства родителей правила о нецензурной брани в доме, но большинство из них их нарушают.

И, конечно же, если ваш ребенок усваивает новый словарный запас от вас, пришло время обуздать собственный горшок . «Если мы ожидаем, что они будут контролировать слова, исходящие из их уст, нам нужно контролировать слова, исходящие из наших», — говорит Фридман Смит.

Биллард с радостью сообщает, что в наши дни язык Ханны уже не такой красочный. «У нас есть разговоры о том, что уместно, а что нет. В то время ее ругань не была вообще смешно , но теперь мы можем над этим посмеяться».

Совет эксперта Хотя важно говорить с ребенком о проблемном языке, вам не нужно читать лекцию каждый раз, когда ваш ребенок говорит «какашка». «Имейте в кармане быстрое предложение, чтобы использовать его, когда вам нужно, например: «Я думаю, вы хотели сказать« Я злюсь », а затем продолжайте свой день», — предлагает тренер по воспитанию Джули Фридман Смит.

Версия этой статьи появилась в нашем выпуске за декабрь 2015 года с заголовком «Горшок во рту», ​​стр. 54.

FILED UNDER:

DisciplinePreschoolKidsSwearingKids PreschoolDecember 2015

Teaching Kids To Swear Might Be A Good Thing

Lifestyle

by Julie Scagell

Updated: 

Originally Опубликовано:

Изображение получено Getty/KaseyAnne кто считает). Бывает. Но, честно говоря, есть гораздо больше возможностей испортить наших детей, чем ругаться перед ними. И знаете что — наука соглашается.

Доктор Эмма Бирн, ученый в области искусственного интеллекта и автор книги Ругательство полезно для вас: удивительная наука о нецензурной лексике , говорит, что обучение студентов ругательству может помочь им лучше понимать язык, а также связывает ругань, среди прочего, с честностью, более обширным словарным запасом, большей убедительностью и, как всем детям нужно, помогает им обрабатывать и справляться с гневом, The Sunday Times

сообщает.

Самопровозглашенный «матерящийся ученый» также заявил на британском Челтнемском научном фестивале, что «мы стараемся держать детей подальше от ненормативной лексики, пока они не узнают, как их эффективно использовать, но я решительно утверждаю, что мы должны пересмотреть такое отношение».

Хорошо, девочка, мы слушаем…

В своей книге Бирн также говорит, что ругань уменьшает последствия физической боли, уменьшает беспокойство, помогает жертвам травмы восстановить речь и способствует «человеческому сотрудничеству» у детей. .

Хотя я мало знаю о науке, стоящей за всем этим, но я, например, чувствую себя намного лучше, выпуская большое старое « Иди на хуй, » в бездну, которая обычно является моей машиной, когда я один. Так почему бы нашим детям не испытать те же чувства в безопасной среде?

Имейте в виду, я вырос с отцом, я слышал, как «черт» однажды в мои 44 года только потому, что он уронил стеклянную вазу на ногу. Он постоянно напоминал мне, что ругань — это то, что «неразумные люди говорят, когда не могут придумать ничего умного». Излишне говорить, что я не перенял такое же отношение к ругани со своими детьми, и, оказывается, я могу что-то понять.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts