Детская периодическая печать читать: Детская периодическая печать XX в. и начала XXI в.

Высшее образование БГПУ

ФНО. Детская литература. Четвертый семестр. Лекция 7. Детская периодика Русские детские журналы XVIII–XIX веков 1. Роль «Детского чтения» Н.И. Новикова в формировании детской периодики. 2. Детские журналы в России первой половины XIX века. 3. Детские журналы второй половины XIX века. 4. Детские журналы на рубеже веков. Детская периодика ХХ века 1. «Северное сияние» М. Горького в становлении советской периодической печати. 2. Характеристика журнальной периодики 1920-1980-х годов. 3. Эволюция детских систематических изданий в постсоветское время.

Добрицкая, И. Г. Мировая детская литература [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование / И. Г. Добрицкая  // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/170. – Дата доступа: 27.03.2020.

Детская периодика

  1. Обзор периодических изданий для детей XIX века
  2. Советская детская периодика
  3. Современные детские журналы

Обзор периодических изданий для детей XIX века

Первый в России журнал для юного читателя появился в конце XVIII в. , его издателем был Н.И. Новиков. Имеющий емкое название «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789) журнал был адресован детям в возрасте от шести до двенадцати лет и выходил еженедельно в качестве приложения к газете «Московские ведомости». В журнале публиковались произведения разных жанров: познавательные статьи, повести, рассказы, пьесы, сказки, басни, загадки и др. Публикации «Детского чтения» отличались правильным разговорно-эмоциональным языком, дидактический материал подавался в форме обращения к маленькому читателю, совета, аллегории. О журнале Н.И. Новикова, отличающемся демократической, гуманистической направленностью, высоко отзывались многие деятели русской науки и культуры (С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, Ф.М.Достоевский, Н.И. Пирогов и др.).

В XIX веке в России издавалось значительное количество детских журналов: «Друг юношества» (1807-1815), «Новое детское чтение» (18191824), «Библиотека для воспитания» (1843-1846), «Новая детская библиотека» (1847-1849), «Подснежник» (1858-1862), «Звездочка» (1842-1863), «Лучи» (1850-1860), «Задушевное слово» (1876-1917) и др.

Реалистическую направленность имел журнал профессора П.Г. Редкина «Новая детская библиотека» (высокую оценку изданию дал В.Г. Белинский). Журнал отличался популяризацией науки и техники (очерки «О Луне», «Об атлантическом океане», «О машинах»), пропагандой произведений зарубежных авторов (публиковались переводы сказок Х.К. Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи» и др.).

Заметным явлением в детской периодике стал журнал «Подснежник» (издатель — критик В.Н. Майков). Адресованный читателям детского и юношеского возраста, он печатал реалистические произведения современных русских авторов, стремился расширить круг детского чтения за счет переводных авторов (произведения У. Шекспира, X. Андерсена, Г. Бичер-Стоу, Э. Гофмана, братьев Гримм).

Журнал «Звездочка» (издавался детской писательницей А.О. Ишимовой) воспитывал читателей — девочек младшего возраста — в православном ключе, в духе преданности царю, уважения семейных традиций. Важной темой журнальных публикаций стала история Отечества, представленная в виде бесед автора с читателем («История России в рассказах для детей»), бесед детей с матерью («Маменькины уроки»), путевых записок («Дорожный журнал»), переписки детей. А.О. Ишимова стремилась приблизить свои произведения к разговорной речи, стиль ее текстов отличался образностью, живостью, простотой.

«Долгожитель» детской периодики XIX в. — журнал «Задушевное слово» — выходил вплоть до 1917 г. В нем сотрудничали хорошо известные массовому читателю детские писатели Л. Чарская, К. Лукашевич, А. Пчельникова и др. Демократическая критика, однако, считала «Задушевное слово» «гостинодворским изданием», проповедником обывательских представлений.

Популярностью у самого маленького читателя пользовался издаваемый Т.П. Пассек журнал «Игрушечка» (1880-1912). В каждом номере журнала помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки, в журнале были представлены отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола» и др.

Чисто развлекательный характер носили материалы журнала для детей младшего возраста «Светлячок» (1902-1920). Редактором и издателем «Светлячка» был писатель А.А. Федоров-Давыдов. К сильным стороной издания следует отнести многочисленные приложения — игры, забавные игрушки, поделки.

Лучшим иллюстрированным изданием для детей среднего возраста считался журнал «Тропинка» (1906-1912), в оформлении которого принимали участие известные художники И. Билибин, М. Нестеров. С журналом сотрудничали поэты и писатели «Серебряного века» А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов и др. В «Тропинке» публиковались фольклорные сказки, легенды, былины в обработке для детей.

Конец XIX в. отмечен демократизацией детских журналов, поворотом к читателю из рабочей среды, публикацией рассказов, повестей, очерков и стихотворений выраженной социальной направленности. Показателен в этом плане журнал «Маяк» (1909-1918), редактируемый последователем идей Л.Н. Толстого писателем И.И. Горбуновым-Посадовым. Издание было адресовано детям среднего и старшего возраста (существовал и специальный отдел «Для маленьких»), В «Маяке» публиковались произведения Н.К. Крупской, Демьяна Бедного, других пролетарских поэтов. Новаторской для детской журналистики стала разработка рекомендательно-библиографического отдела и раздела «Письма наших читателей и ответы на них».

 

Советская периодика для детей

 

В становлении советской детской периодической печати значимую роль сыграл журнал «Северное сияние» (1919-1920). В основанном А.М. Горьким издании натттли продолжение прогрессивные традиции русской детской литературы: стремление приобщить маленького читателя к реальной жизни, воплощение идеи уважения к человеку труда, воспитание в детях «духа активности, интереса к силе разума». На страницах журнала печатались произведения с новой идейно-художественной направленностью, много места уделялось научно-познавательным сказкам, рассказам, очеркам (отдел «Клуб любознательных»). Однако журналу не удалось избежать декларативности, художественной примитивности (от этих недостатков «страдали», в первую очередь, поэтические тексты).

«Костяк» советской детской литературы объединили вокруг себя созданные в Петрограде журналы «Воробей» (основан в 1923 г. при Студии детской литературы Института начального образования), «Новый Робинзон» (1924-1925). Талантливые писатели В. Бианки, Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский, Е. Шварц, художники Б.Кустодиев, И. Лапшин, А. Пахомов, Н. Тырса активно участвовали в напряженных поисках содержания и формы публикаций для детей. Большой удачей «Нового Робинзона» стали разделы «Лесная газета» (из номера в номер его вел В. Бианки), «Бродячий фотограф» (под редакцией Б. Житкова), «Лаборатория «Нового Робинзона» (руководитель — М. Ильин) и др.

Традиции «Нового Робинзона» были продолжены в ленинградских журналах «Чиж» (1928-1935), «Еж» (1930-1941). Сотрудниками и авторами журналов были Б. Житков, С. Маршак, Н. Олейников, Е. Чарушин, Е. Шварц, поэты-«обэриуты» А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс. По мнению Н.Чуковского, «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных журналов». В «Чиже» («Чрезвычайно интересный журнал») и «Еже» («Ежемесячный журнал») печатались веселые и увлекательные истории (например, о приключениях умной Маши), сказки народов мира, зарубежная классика (произведения X.

Андерсена, братьев Еримм, В. Еауфа в пересказе А. Введенского; «Приключения Еулливера», «Тиль Уленшпигель», «Еаргантюа и Пантагрюэль» в пересказе Н. Заболоцкого). Предназначенный дошкольникам «Чиж» был наполнен стихами-перевертышами, шутками, играми, задачами, практическими заданиями для маленького читателя. В «Красной Шапочке» (своеобразный журнал в журнале) печатали свои экспериментальные произведения редакторы Е. Шварц и Н. Олейников. Не имела аналогов в детской периодике деятельность художников-журналистов В. Конашевича, В. Лебедева, А. Пахомова, Н. Раддова, Е. Чарушина, обладающих обширной эрудицией, глубоким знанием жизни и детской психологии.

К общественно-политическим изданиям советского времени относится журнал «Пионер» (издавался с 1924 г.), в его содержании значимое место занимала публицистика. С течением времени на страницах «Пионера» стали публиковаться художественные произведения (преимущественно гражданскопатриотической тематики). С журналом тесно сотрудничали А. Гайдар, Л. Кассиль, Л. Пантелеев и др.

Советская периодика послевоенного периода отличалась четкой возрастной ориентацией и специализацией. Так, дошкольникам предназначался журнал «Веселые картинки», младшим школьникам — «Мурзилка», подросткам — «Пионер», «Костер», молодежи — «Юность». На читателя школьного возраста были рассчитаны научно-познавательные журналы «Юный натуралист», «Юный техник». Педагоги и родители получали исчерпывающую информацию о детской книге благодаря журналу «Детская литература» (организован в 1932 г.), отражающему ведущие тенденции развития отечественной и мировой детской литературы, освещающему вопросы теории и истории искусства для детей (литература, театр, кино, книжная графика). Авторами журнала выступали критики (Б. Бегак, В. Смирнова, Л. Разгон, С. Рассадин, М. Петровский, С. Сивоконь, Е.Таратура), писатели, искусствоведы, ученые.

«Веселые картинки» — юмористический журнал для младших школьников — начал издаваться с 1956 г. Здесь публиковались стихи, короткие рассказы, песенки, загадки развивающей и юмористической направленности. С журналом сотрудничали ведущие детские писатели Я. Аким, В. Берестов, С. Михалков, Н. Сладков, И.Токмакова, Э. Успенский и др. В оформлении «Веселых картинок» принимали участие художники разных поколений (Ю. Васнецов, А. Каневский, В. Сутеев, Н.Чарушин). В современный период журнал обогатился новыми познавательными рубриками («Учимся вместе с веселыми человечками», «Занимательная геометрия», «Давайте сравнивать»). Значительное место в нем стали занимать материалы, знакомящие младших школьников с отечественной и зарубежной историей (пересказы «Слова о полку Игореве», «Подвигов Геракла» и др.).

«Долгожителем» советской периодики является журнал «Мурзилка» (выходит с 1924 г.). Авторами «Мурзилки» (для названия взят персонаж из журнала XIX в. «Задушевное слово») были А. Гайдар, С. Маршак, К. Паустовский, М. Пришвин, К.Чуковский и другие известные писатели. Издание иллюстрировали А. Дейнека, Е.Рачев, Е. Чарушин, М. Черемных. В «Мурзилке» печатались художественные и научно-познавательные произведения, фантастика и приключения, были представлены развивающие и занимательные материалы. Так, разделы «Мурзилкин клуб», «Мурзилкина почта» предназначались для вовлечения читателя как в серьезные дела, так и в игру. Современный журнал «Мурзилка» стремится сохранить и укрепить традиционную связь с читателями через такие формы общения, как письма, анкеты, встречи, дающие информацию о жизни современных детей.

 

Современные детские журналы

 

Периодика для детей, начиная с 1990-х гг. переживает бурный период, связанный с процессами распада и переустройства культурного пространства, сложившегося в 20-80-е годы XX в. В начале 90-х годов продолжают выходить хорошо известные детям журналы, однако их содержание, авторский состав обновляются. Ведущие позиции удерживает старейший журнал для малышей «Веселые картинки», служащий испытательной площадкой и школой ддя художников (стиль издания задается в первую очередь рисунками Виктора Чижикова). Лидером среди читателей младшего школьного возраста остается журнал «Мурзилка», использующий логотип известного персонажа, реализующий разнообразные приемы диалога с читателем (переписка, задания, конкурсы, анкеты, игры, кроссворды и др. ), отличающийся богатством текстового содержания.

Первым «перестроечным» журналом становится московский «Трамвай» — «журнал детского авангарда», на страницах которого осуществляется апробация свежих стилевых идей. Во второй половине 90-х годов «Трамвай» сменяется журналом «Куча мала», в начале XXI в. возникает еще ряд журналов игрового направления — «Карапуз», «Вовочка» (последний отличается установкой на школьный фольклор и устный детский юмор). Интересна тенденция «отпочкования» игровых журналов от популярных кинопроектов. Так, для малышей выпускается журнал «Хрюша и компания», для школьников выходит «Ералаш», в котором существенное внимание уделяется детскому творчеству, комическим сюжетам из школьной жизни.

В современный период активно издаются журналы учебно-познавательной направленности (их выходит значительно больше, чем художественных). Так, детям в возрасте от 6 до 10 лет предназначены журналы «Колокольчик», «Веселые уроки, «АБВГД», в которых проходят проверку новые формы подачи учебного материала, позволяющие сделать учебу легким и приятным занятием. Материал о природе и животных содержат «Сеоленок», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Неугомонные детки». Получают распространение журнальные «семейства»: например, журнал экологической направленности «Свирелъка» имеет своим адресатом малышей, «Свирель» — учеников начальных классов, «Лазурь» — подростков. Адресованный детям среднего и старшего школьного возраста популярный журнал «Юный техник» имеет «младшего брата» «А почему?» (подобную тенденцию можно наблюдать и в белорусской детской журналистике).

Следует отметить появление «толстых» детских журналов. Так, с 1999 г. издается альманах «Колобок и Два жирафа», на творческую площадку которого допускаются писатели с экспериментальными, необычными в жанровом отношении художественными произведениями. Своеобразным антиподом «Колобка…» является «Детская роман-газета», публикующая прозаические произведения серьезного социально-этического содержания Журнал со старым названием «Детское чтение для сердца и разума» публикует произведения классических и современных авторов, развивая традиции серьезного чтения. Для самых маленьких читателей издается литературный «Журнал сказок», каждый номер которого посвящен интересной и поучительной сказке. Задачи литературного образования читателей решает журнал «Кукумбер» (ддя детей младшего возраста), рассказывающий о поэтах и писателях (рубрика «Доска почета и уважения»), о героях мировой детской литературы (раздел «Героическое интервью»), «Кукумбер» публикует стихи, сказки, иронические рассказы, словесные игры; переводные произведения.

Помимо журналов, для современного детского читателя издаются газеты («Жили-были», «Детская газета», «Незнайка», «Шапокляк», «Зорька», «Пионерская правда»). Возрождается традиция дореволюционных гимназий и школ — издание газет, авторами которых являются дети и подростки.

Белорусские детские журналы (краткая информация).

Одним из самых читаемых в Беларуси детских журналов является «Вяселка» — ежемесячный журнал ддя детей дошкольного и младшего школьного возраста, издаваемый на белорусском языке (выходит с 1957 г. ). Создатель журнала, классик белорусской детской литературы Василь Витка посвятил изданию более 17 лет своей жизни. Главными редакторами в последующие годы были Евдокия Лось, Анатолий Гречанников, Владимир Липский (осуществляет руководство журналом с 1978 г.). «Вяселка» является литературно-художественным изданием: на его страницах публикуются произведения современных белорусских писателей — Андрея Александровича, Николая Гамолки, Василя Зуенка, Владимира Коризны, Рыгора Нехая, Эдди Огнецвет, Станислава Шушкевича, Алеся Якимовича и др. Основную задачу авторы журнала видят в национально-патриотическом воспитании читателей, в привитии любви к своему Отечеству (через родной язык, фольклор, историю и культуру народа). «Вяселка» имеет статус европейского журнала, в его оформлении принимают участие лучшие художники Беларуси.

Познавательно-развивающие задачи с успехом решает журнальная «семья»: «Рюкзачишка» (ддя детей 4-7 лет), «Рюкзачок» (ддя детей 7-12 лет), «Рюкзак» (для читателей 12-16 лет). Открывающий серию журнал «Рюкзачок» издается с апреля 2005 г. (главный редактор — Н.Ванина), материалы печатаются на русском, белорусском и английском языках. «Рюкзачок» имеет вкладку с музыкальным диском (представлен белорусский фольклор, этническая музыка разных стран, звуки природы, озвученные профессиональными актерами художественные произведения разных жанров, стихи и песни на английском языке и др.). Среди любимых детских рубрик — «Славутыя имены», «Староню псторьй», «Мир природы», «Галерея», «Спорт», «Изостудия», «Отдохни!» и др.

Современной детской периодике приходится выдерживать нелегкую конкуренцию с рекламными образами западных журналов (Барби, Микки Маус, Принцесса и др.), ее естественное развитие «тормозится» интересами торгово-издательского бизнеса, ориентированного на продвижение «проекта», легко продаваемого «литературного продукта» (имеющие гендерную направленность «гламурные» журналы, издания с чисто развлекательной направленностью). Желание издателей соответствовать современным технологиям приводит к появлению веб-журналов, использующих возможности виртуальной игры («Загадочный мир», «В гостях у Золушки», «Почитай-ка»).

Вопросы и задания

  1. Какие прогрессивные традиции, заложенные классической детской литературой, получили развитие в журналистике XX века?
  2. В чем проявился новаторский характер журналов «Чиж», «Еж»?
  3. Какие новые явления отмечены в развитии современной периодики для детей?
  4. Подготовить обзор детских веб-журналов (или представление одного из изданий), используя возможности сети Интернет.

1. История возникновения детской периодической печати

15

СОДЕРЖАНИЕ

1. История возникновения детской периодической печати 3

2. Современные детские периодические издания 10

3. Знакомство детей со структурой периодических изданий 13

Список использованной литературы 15

Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала. 

Детская периодика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трёхсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали своё существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям. 

До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей. 

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало выходить в России в Москве. 

Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели.

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение. 

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н.Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821—1824). 

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о её создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения — подавляющее большинство детей России не умело читать.

Это обстоятельство определило структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц.

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 — 1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью.  

Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это «Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, учёные, просветители: Т.Н. Грановский, Ф.И. Буслаев, И.В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела.

В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий, который заложил основы серьёзного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи — «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого — единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.  

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счёт обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала всё более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, учёные и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Всё это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды. 

А.О. Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи» (1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царём, семья).

Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей — научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И ещё одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения. 

Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.  С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858—1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: «…доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М. Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который просуществовал 24 года. Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки». М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла её взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В нём публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др. 

Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862) совпало со временем общественного подъёма в канун «великих реформ». Произошло это не случайно. Как отмечали современники, новые веяния захватили и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены, «наша гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели», — отмечал «чайковец» Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н. Ткачев вспоминал впоследствии, что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto; чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала».

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; всё чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в другом — изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоёв населения, о положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних политических событиях, комментарий к ним.  Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в дни вооруженного выступления народных масс 1905 — 1907-х годов. Идя навстречу пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей по текущим вопросам», журналы начинают писать о Государственной Думе, разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке. 

Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям. 

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в них произведения писателей-реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, «ещё до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.  

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902—1916), «Путеводный огонёк» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребёнка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя.

Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) — предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П. Пассек, дружившая с А.И. Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки.

Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных форм выражения. Выступления журналов получают чёткую публицистическую направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого издания, лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение детских журналов — явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся отношению к детству, когда в условиях классовых битв происходило интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны метаморфозы, которые стали случаться с самым известным журналом «Детское чтение». В 1906 году, отметив уже свое сорокалетие, он вдруг стал называться «Юная Россия».

Таким образом, всё развитие детской журналистики, зависимое от эпохи, от дальнейшего развития русского общества, от обострения борьбы классов, подготавливало появление нового типа периодического издания. Процесс его формирования занял много времени, но шаг за шагом газета представала в новом качестве, завоевывая себе популярность у юных читателей.

В своей ориентации газета пошла по пути освоения новой формы. Но нельзя забывать, что за формой стояло более существенное — иное содержание, пришедшее в детскую журналистику. Ни Министерство народного просвещения, ни царская цензура, ни духовенство уже не могли удержать периодику в сфере узко педагогических идей. Окружающая жизнь всё настойчивее заявляла о себе, и скрыть её проблемы от детей было невозможно. Детская журналистика от абстрактных рассуждений о добре и зле переходила к актуальным выступлениям на злобу дня. А это, в свою очередь, подсказывало публицистический, а не констатирующий способ отражения действительности. То есть затрагивались основополагающие принципы творчества, что свидетельствовало о новой расстановке сил в детской журналистике и о новом читателе, который появился в России. 

В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика – организационные вопросы пионерского движения.  Многочисленные периодические издания того времени — «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие — выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.  

Выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928— 1935) и «Чиж» (1930—1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов».

Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе К.И. Чуковского, а неофициальным «властителем» стал С.Я. Маршак, благодаря которому к концу 20-х годов здесь было сосредоточено уникальное по своему составу созвездие писателей и художников.

Получите более 40 000 лучших детских книг, видео и других материалов

Получите более 40 000 лучших детских книг, видео и других материалов | Эпический

Вдохновите всю свою жизнь на чтение и открытия с нашей отмеченной наградами цифровой библиотекой.

Вдохновите всю свою жизнь на чтение и открытия с нашей отмеченной наградами цифровой библиотекой.

Вдохновите всю свою жизнь на чтение и открытия с нашей отмеченной наградами цифровой библиотекой.

Преподаватели, получите бесплатно

Изучите более 40 000 книг, аудиокниг и обучающих видео.

Влюбись в чтение.

От неохотных читателей до полных книжных червей — любой ребенок может увлечься книгами.

Развивайтесь, исследуя.

Они могут читать на любимые темы и открывать для себя новые, изучая мир и самих себя.

Успех в классе и за его пределами.

Наша постоянно расширяющаяся библиотека и инструменты для обогащения улучшают навыки чтения и критического мышления.

Влюбись в чтение.

От неохотных читателей до полных книжных червей — любой ребенок может увлечься книгами.

Развивайтесь, исследуя.

Они могут читать на любимые темы и открывать для себя новые, изучая мир и самих себя.

Успех в классе и за его пределами.

Наша постоянно расширяющаяся библиотека и инструменты для обогащения улучшают навыки чтения и критического мышления.

Увлекательные способы чтения

Привлеките любого читателя книгами Read-To-Me, аудиокнигами, графическими романами и многим другим.

Персонализированная библиотека

Дети могут расти в своем собственном темпе с рекомендациями, основанными на их интересах и уровне чтения.

Средства обучения

Развивайте словарный запас и навыки чтения с помощью поиска по словарю, веселых словесных игр и викторин.

Награды, которые любят дети

Отмечайте успехи и поддерживайте их возвращение с друзьями по чтению и значками.

Информационная панель для родителей

Следите за их путешествием по чтению, отправляйте похвалы и делитесь книгами, которые, по вашему мнению, им понравятся.

Привлеките любого читателя книгами Read-To-Me, аудиокнигами и графическими романами.

Получите рекомендации на основе их интересов и уровня чтения.

Развивайте словарный запас и навыки чтения с помощью словаря, веселых словесных игр и викторин.

Отмечайте прогресс и мотивируйте их с помощью друзей по чтению и значков.

Следите за их путешествием, благодарите и делитесь книгами, которые, по вашему мнению, им понравятся.

Epic предлагает безопасную и удобную для детей среду для обучения и открытие. Неудивительно, что 1 миллион учителей используют его в класс.

$11,99/месяц

Ежемесячно

$6,67/месяц

$79,99 Ежегодно Сэкономьте 44%

Читать блог

Требуется JavaScript

Упс! Сожалеем, но Epic не работает должным образом без включенного JavaScript. Проверьте веб-браузер настройки, чтобы убедиться, что он включен.

9 детских журналов, которые должны читать ваши дети – Публичная библиотека Айлипа

Я знаю, я знаю. Вы не хотите больше слышать ни слова о стандартах Common Core. Тем не менее, это не исчезнет в ближайшее время. Детские журналы — это творческий способ заставить ваших детей в классах от K до 6 читать научно-популярную литературу и получать от этого удовольствие. Начав их рано (младенчество не слишком рано), ваш ребенок привыкнет слушать и получать удовольствие от документальной и художественной литературы. Детские журналы включают короткие статьи и рассказы с множеством фотографий и изображений. Эти элементы помогают вашему ребенку получать больше удовольствия от контента. С различными темами ваш ребенок обязательно найдет журнал, который ему будет интересен. Публичная библиотека Айлипа подписана на 45 детских журналов на самые разные темы. Дети в классах с K по 6 найдут журнал, соответствующий их интересам и уровню. Ознакомьтесь с обширной коллекцией библиотеки Islip Library, возьмите несколько журналов и наблюдайте, как ваш ребенок учится читать лучше. Библиотека Islip также принимает журналы в качестве действительного варианта чтения во время летнего клуба чтения. Подписка на журналы — отличный подарок. Все любят получать почту. Что может быть лучше для поощрения вашего ребенка к чтению, чем подписаться на журналы и регулярно получать их по почте.

American Girl раз в два месяца; для девочек в возрасте от 8 лет и старше — привлекательная, подходящая по возрасту альтернатива подростковым журналам с советами, поделками, конкурсами, головоломками, играми, смехом и многим другим.

Журнал Babybug 9 выпусков; начинается пожизненная любовь к книгам для младенцев и малышей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет; для детей, которые любят, чтобы им читали, и родителей, которые любят читать им; наполнен красочными картинками, простыми стишками и забавными историями, которые дети и родители будут с удовольствием перечитывать вместе снова и снова.

Главные новости для детей ежемесячно; для детей 6–12 лет; этот полезный журнал помогает детям получать удовольствие от чтения, обучения и размышлений; его многочисленные повторяющиеся функции, включая «Скрытые картинки», «Тимбертоэ» и «Головоломка», способствуют развитию творчества и любознательности детей.

Журнал Джека и Джилл 6 выпусков; возраст 6–12 лет; занимательные истории, интересные детские профили, практические занятия, рецепты, поделки, произведения искусства и многое другое.

National Geographic Kids 10 выпусков; возраст от 6 лет и старше; наполненный фактами, быстро развивающийся журнал, объединяющий статьи, фотографии, факты и забаву, чтобы развлечь и вдохновить читателей узнать об их мире с удивительной информацией о животных, науке, технологиях, археологии, географии и поп-культуре, а также шутками, игры и занятия.

National Geographic Little Kids Раз в два месяца; возраст 3-6 лет; «журнал для юных исследователей»; полный обучения и веселья для сегодняшних дошкольников и их родителей; побуждает ребенка ценить мир природы с помощью живых фотографий, увлекательных историй и интерактивных игр с картинками, каждый выпуск создается известными педагогами National Geographic; Никакой рекламы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts