Детское воровство что делать: Что делать с детским воровством?

Пути профилактики и преодоления детского воровства

Автор составитель: педагог-психолог Валайнис Наталия Алоизовна
ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района, г. Санкт-Петербург

Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством, многие родители и педагоги испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка.

Воровство – это преступное присвоение и похищение чужой собственности, противоречащее законам морали и нравственности.

Детское воровство — явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие «постыдные» семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок — невинный ангел, а воровство — примета криминального мира. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует — она зависит от причин, по которым ребенок ворует.

Исследователи выделяют социальные и психологические причины детского воровства. К социальным причинам относятся прежде всего проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из «классовых» соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить «богатеньким». Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка. Воровство от безысходности возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью.

Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Знание и способность определить факторы детского поведения в конкретном случае во многом определяет результативность педагогических действий.

  1. Воздействие рекламы на детей. Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара.
  2. Привлекательность и доступность товаров в супермаркетах. В них присутствуют провоцирующие факторы: реклама товаров, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес.
  3. Воровство из интереса и для компенсации стресса. Выброс адреналина после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой.
  4. Размытые правила относительно чужой собственности в семье. Несформированность таких понятий как «честность», «свое», «чужое». Вещи братьев и сестер, родителей, а так же самого ребенка находятся в свободном доступе для других без разрешения владельца.
  5. Недостаток внимания. Иногда ребенок путем воровства пытается привлечь к себе вни­мание родителей для того, чтобы заставить их объединиться, решить про­блемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей о разводе. Психолог Э.Х. Давыдова проводила исследования в семьях ворующих детей. Выяснилось, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.
  6. Месть: сверстникам, братьями и сестрам, родителям. Воровство может быть сигналом для родителей: если вы не измените свое по­ведение, я не позволю вам притворять­ся перед окружающими, что вы хоро­шие.
  7. Клептомания. Это патологическое импульсивно-возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса.М. И. Буянов рассматривает клеп­томанию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, он говорит о суще­ствовании некой «предрасположенности к воровству» (на генетическом уровне).
  8. Воровство-приключение для скучающего ребенка. В этом случае ребенок затрудняется найти сферу для самовыражнения, что зачастую связано с жестким ограничением его инициативы.
  9. Забывчивость и рассеянность. Дети могут про­сто забывать вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Искренний и добродушный ребенок, отличающийся рассеянностью, в этом случае может быть несправедливо обвинен в злом умысле.

Если вы подозреваете ребенка в краже, то психологи рекомендуют следующее:

  • Пресекать кражи можно только в слу­чае полной вашей уверенности в фак­тах. Помните, что несправедливое об­винение может нанести ребенку боль­шую психологическую травму.
  • Прежде всего помните, что ваш ребенок — это не вор-рецидивист и, пос­пешив его наказать, вы лишите его уве­ренности в себе. Жестокое или унизи­тельное наказание лишь ожесточает детей и создает ощущение собствен­ной порочности.
  • Объясните ребенку, какие пережива­ния он наносит человеку, у которого он что-то крадет.
  • Помните, что воровство – это не врожденное качество, а следствие ва­ших ошибок в воспитании.
  • Не обсуждайте негативные поступ­ки своего ребенка в присутствии пос­торонних.
  • Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связа­на какая-то важная проблема. Напри­мер, с ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответ­ственность и помогите выйти из труд­ной ситуации.
  • Не возвращайтесь к обсуждению кра­жи через некоторое время, после то­го, как ситуация уже разобрана и пе­режита.
  • Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны на­ходиться на видном месте.
  • Четко осуждайте конкретный посту­пок, а не личность ребенка.

По мнению психологов, лучшая профилак­тика детского воровства, – доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживани­ями. Ребенок или подросток будет чувст­вовать ваше доверие, искреннее жела­ние его понять. Помните, что для ребен­ка очень многие ситуации могут казаться трагичными и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной подде­ржке со стороны взрослых.

Литература:

  1. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. — М.: Вильямс, 2005.
  2. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог. — №7, 1995.
  3. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. — М.: Эксмо, 2002.
  4. Сичел Л., Сичел Э. Как воспитывать дошкольника. — М.: РОСМЕН, 1998.
  5. Соколов Я.В. Граждановедение. — М.: НВЦ «Гражданин», 2000.
  6. Шпицина Л.М. Психология детского воровства. – М .: Речь, 2007.

Почему ребенок ворует и что делать родителям? Мнение детского психолога — Новости Якутии

YAKUTIA.INFO. Узнав, что ребенок украл игрушку в гостях или шоколадку в магазине, одни родители впадут в панику — растет маленький воришка, другие отмахнутся — все в жизни хоть раз что-то воровали. Истина, как обычно, находится где-то посередине. Не стоит сразу отчитывать ребенка, важно разобраться, почему он взял вещь, которая ему не принадлежит, понимает ли он, что такое воровство и, если да, то зачем он это делает. Иногда причины такого поведения могут удивить родителей.

Если вы столкнулись с воровством ребенка или другими проблемами в поведении, попробуйте обратиться за помощью к детскому психологу. Специалист поможет разобраться в корне проблемы, найти к ребенку подход и скорректировать его поведение. По запросу «детский психолог Одесса» вы сможете найти грамотного специалиста в вашем городе.

В этой статье предлагаем обсудить взгляд психологов на детское воровство — в чем причины и что с этим делать.

Почему дети берут чужое или воруют?

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что если ребенок украл какую-то вещь в дошкольном возрасте, он сделал это неумышленно, то есть, не понимая, что такое воровство. Дело в том, что маленькие дети не всегда четко понимают, где чужая вещь, а где моя.

Дети в возрасте 4-6 лет уже понимают, что есть мои вещи, а есть чужие, но для этого возраста характерна сильная импульсивность. Ребенок может взять игрушку в магазине, потому что ему захотелось. Да, он понимает, что нельзя, но взял. В таком возрасте дети еще слишком эгоистичны и родителям важно действовать деликатно — объяснять ребенку, что чужие вещи без спроса брать нельзя, почему это плохо. Но клеймить ребенка как вора категорически недопустимо.

Посмотрим, что, по мнению психологов, может побудить ребенка украсть или взять чужую вещь:

— ребенок еще маленький, он давно хотел какую-то игрушку или другую вещь, увидел ее в магазине или в гостях и взял;

— некоторые дети хотят сделать маме или папе подарок, так как не имеют своих денег, воруют какие-то вещи;

— очень часто дети могут воровать, чтобы привлечь внимание родителей или продемонстрировать им свою обиду на какой-то поступок;

— бывает и так, что дети воспринимают воровство как норму — здесь уже вопрос к родителям, воспитанию и окружению ребенка.

Что делать, если ребенок ворует

Никогда нельзя осуждать ребенка, не разобравшись. Вначале узнайте, что побудило ребенка так поступить, а потом, исходя из ситуации, объясните, почему так делать нельзя. Попросите ребенка вернуть украденную вещь другу или в магазин и извинился — это лучший способ наказания, который покажет, что за каждым поступком идут определенные последствия.

Также детские психологи советуют:

— не обсуждайте проблему с посторонними — только в кругу семьи и с психологом;

— если ребенок признался, что виноват, вернул вещь и попросил прощения, тема закрыта — не вспоминайте об этом;

— не приводите в пример другого ребенка — говорите с вашим ребенком только о нем, покажите, что осуждаете его поступок, но не его самого;

— периодически обсуждайте с ребенком, почему брать чужие вещи нельзя, рассказывайте, какие последствия могут быть у воровства.

Помните, что чаще всего детское воровство — это попытка ребенка привлечь внимание родителей. Работа с психологом поможет разобраться, что беспокоит ребенка и помочь ему.

Кража | Статьи для родителей | Положительная дисциплина

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Вопрос :

Во-первых, позвольте мне сказать, что ваша книга «Позитивная дисциплина» оказалась чрезвычайно полезной. Я прочитал ее, когда моему сыну было пять лет (сейчас ему десять), и я покупаю копию для всех новых родителей, которых я знаю (вместе с «Руководством по чтению вслух» Джима Трелиза). Так что спасибо за книгу!

Мой сын встает утром раньше меня и собирается в школу. У нас были проблемы с тем, что он брал вещи, которые ему не принадлежат. Мы нашли кое-что из наших вещей (часы, перочинные ножи, комиксы) в его рюкзаке.

Я много раз просил его остановиться, но он не останавливается. Что касается перочинных ножей, он сказал, что хочет носить их, потому что я их носил. Я перестал носить свой и оставил его там, где он мог его видеть, и теперь я больше не ношу его. Тем не менее, я до сих пор не знаю, что с ним делать с другими вещами, которые он берет. Это продолжается уже как минимум год.

Пожалуйста, помогите.

Ответ :

Ниже приведен отрывок из нашей книги «Позитивная дисциплина от А до Я». Надеюсь, она окажется вам полезной:

«Деньги исчезают из моего кошелька и из детских копилок.

дочь настаивает, что не брала его, но я замечаю, что она покупает губную помаду, лак для ногтей и угощения для своих друзей, которые она никак не могла себе позволить на свои карманные деньги».

Большинство детей хотя бы раз что-нибудь украдут (вероятно, большинство наших читателей тоже украли в детстве). Когда они это делают, большинство родителей слишком остро реагируют. В панике родители часто обвиняют ребенка в том, что он вор или лжец. Родители часто прибегают к крайним мерам, таким как порка, заземление и другие карательные меры, чтобы их дети не выросли ворами. Осуждение и наказание детей только усугубляет ситуацию. Любое родительское вмешательство, имеющее карательный характер и касающееся только поведения, а не основной проблемы, усугубляет ситуацию.

Предложения

  1. Если что-то было украдено, сосредоточьтесь на плане замены предмета или денег, а не на указании пальцев или обзывательствах. Скажите ребенку, что украденную вещь необходимо заменить, и вам нужна ее помощь в разработке плана ее замены.
    Если необходимо, предоставьте ей деньги, чтобы заменить его. Разработайте план выплат, с которым она может справиться, и каждую неделю вычитайте его из своего пособия. Ведите учет платежей, чтобы она могла видеть, как у нее дела.
  2. Дайте детям возможность заменить украденный предмет и сохранить лицо, сказав: «Меня не волнует, кто взял этот предмет, просто чтобы он был возвращен. Я надеюсь, что где-то в течение следующего часа предмет будет возвращен на место. принадлежит без вопросов».
  3. Если вы знаете, что ваш ребенок что-то украл, не пытайтесь заманить его в ловушку, спрашивая: «Ты украл это?» Скажите ей: «Дорогая, я знаю, что ты украла этот предмет. Однажды я сделала это, когда была маленькой. Я была напугана и виновата. Что ты чувствовала, когда делала это?» Продолжайте задавать вопросы «что» и «как» в спокойном тоне: «Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что может чувствовать владелец магазина, когда вещи украдены? Как вы думаете, сколько товаров владельцы магазинов должны продать, прежде чем они заработают достаточно денег, чтобы заплатить своим сотрудникам и арендную плату, и у вас все еще остается достаточно для их нужд? Чем вы могли бы помочь?» Многие дети не задумывались над этими вопросами, и вы можете помочь им начать беспокоиться о других людях.
  4. Поддержите своего ребенка в возврате краденого в магазин. Вместо наказания проявите сочувствие. Скажите своему ребенку: «Я знаю, что это может быть страшно и неловко, но это то, что мы иногда должны испытать, чтобы исправить ошибку. Владельцы магазинов обычно очень ценят, когда дети готовы признать, что они совершили ошибку, и пытаются ее исправить. верно.»
  5. Если появятся игрушки, которые, как вы знаете, принадлежат другу вашего ребенка, просто скажите: «Я уверен, что Билли должен это пропустить. Давайте позвоним ему, чтобы он знал, что это безопасно, и заберем это, как только у нас будет время».
  6. Если вы подозреваете, что ваш ребенок ворует, чтобы поддерживать пристрастие к наркотикам, обратитесь за профессиональной помощью. С этим слишком сложно справиться в одиночку.

Заблаговременное планирование для предотвращения проблем в будущем

  1. Многие дети воруют, потому что считают, что их не любят и что они никому не нужны. Они думают, что у них есть ночь, чтобы причинить боль другим, ведь до них никому нет дела, и это причиняет боль. Это называется «цикл мести». Поэтому важно найти способы, чтобы дети знали, что их любят. Отделите дело от делателя и проявите любовь, разрабатывая план решения проблемы.
  2. Часто дети воруют, потому что это единственный способ получить желаемое. Убедитесь, что у ваших детей есть пособия, которые реалистично покрывают их расходы, но при этом вписываются в семейный бюджет. (Также см. Материализм.)
  3. Иногда происходит воровство, потому что деньги выкладываются слишком заманчиво. Держите деньги и ценные вещи вне поля зрения. Если вы подозреваете, что один из ваших детей ворует у другого, помогите жертве получить запертый ящик для вещей, которые она хочет защитить.
  4. Дети могут украсть у брата или сестры из-за зависти. Спросите своих детей, не думают ли они, что вы предпочитаете одного брата или сестру другому. Слушайте их ответы, чтобы понять, попали ли вы в цель. Скажите им, что чувство ревности естественно и что вы их очень любите. Обсудите, что вы находите в них особенного, и убедитесь, что это позитивно, а не критично.
  5. Во время очередной семейной встречи помогите детям «изучить» последствия воровства до того, как оно произойдет. (Если кража уже имела место, убедитесь, что этот разговор носит дружеский и общий характер, а не сосредоточен на отдельных личностях.) Сделайте это, задав вопросы «что», «почему» и «как»: «Как вы думаете, почему кто-то может украсть? Каковы последствия кражи? ? Что нам нужно сделать в нашей семье, чтобы мы все могли чувствовать доверие и безопасность?»
  6. Передайте послание безусловной любви, не включающее в себя спасение. Другими словами, пусть ваши дети знают, что вы будете делать, вместо того, чтобы пытаться контролировать то, что они будут делать, как в следующих двух примерах: , я буду любить тебя и приносить тебе печенье, но я не буду тебя выручать». Десятилетнему ребенку, сломавшему игрушку, которую он «позаимствовал» у друга: «Я помогу тебе разобраться, как решить задачу, но не решу ее за тебя».

Жизненные навыки, которым могут научиться дети

Дети узнают, что они могут сохранить лицо и решить проблему, не теряя любви и уважения своих родителей. Их финансовые потребности важны, и их родители могут помочь им найти способы получить то, что они хотят, не воруя. Они понимают, что они не плохи; они только что сделали ошибку, которую можно исправить.

Рекомендации для родителей

  1. Подростки могут воровать ради острых ощущений и признания сверстников. Это помогает им быть пойманными и иметь возможность возместить ущерб. Не спасайте их и не выручайте, когда это произойдет. В противном случае они могут подумать, что они непобедимы и что их никто не может остановить.
  2. Обращение к ребенку с обидой и болью от ощущения, что он не принадлежит ему, остановит воровство быстрее, чем карательные меры.

Мысли-бустеры

Ребекка пришла на консультацию крайне расстроенной. Она подозревала, что ее дочь Джули крадет у нее косметику и деньги у ее брата. Когда из школы позвонили и сказали, что в ходе сбора средств пропали продукты, это стало последней каплей. Ребекка была готова отправить дочь в тюрьму.

В прошлом Ребекка справлялась со случаями воровства, противостоя своей дочери. Джули в ответ заявила, что невиновна, даже когда деньги или вещи были в ее комнате. Тогда Ребекка разозлится, назовет ее лгуньей и на неделю накажет.

На этот раз Ребекка решила действовать по-другому. Она сказала Джули, что ей позвонили из школы и сказали, что ей не хватает еды для сбора средств. Ребекка сказала, что будет счастлива авансировать Джулию деньги, необходимые для покрытия разницы, и каждую неделю вычитать их из ее пособия, пока счет не будет погашен. Ребекка спросила Джули, сможет ли она заработать семьдесят пять центов или доллар в неделю.

Джули была застигнута врасплох. Она начала оправдываться, и ее мать сказала: «Дорогой, давай просто придумаем, как заменить предметы». Джули ответила: «Хорошо, как насчет доллара каждую неделю?»

Мать Джулии продолжила: «Кто-то сказал, что видел, как вы делились с друзьями тем, что, по их мнению, было недостающими вещами».

Джули начала защищаться. Раньше Ребекка говорила дочери, что она лжет, и после этого происходила неприятная сцена. На этот раз Ребекка вместо этого сказала: «Джули, я уверена, что ты нравишься твоим друзьям за то, кто ты есть, а не за то, что ты им даешь. Если ты хочешь развлечь своих друзей, почему бы тебе не пригласить их испечь печенье». и играй?»

Джули сказала: «Да, может быть», но, выходя из комнаты, крепко обняла мать. Джули перестала воровать, когда узнала, что ее привлекут к ответственности и заплатят за то, что она украла. Ее мать перекрыла путь отхода от самозащиты и борьбы за власть, когда проявила безусловную любовь и перестала навешивать ярлыки и стыдить Джули, а сама занялась проблемой. Она также имела дело с основными проблемами, такими как улучшение их отношений, повышение самооценки Джулии и важность сосредоточения внимания на решениях, а не на обвинениях.

 

Многие другие решения доступны в положительной дисциплине от А до Я.

Почему маленькие дети иногда воруют? И что с этим делать родителям?

Когда дети воруют, естественно, родители могут быть очень обеспокоены. Они могут задаться вопросом, правильно ли они обучили своего ребенка, является ли это просто этапом или они собираются иметь в своих руках молодого преступника.

Но прежде чем родители впадут в панику, им нужно подумать, почему их ребенок мог взять то, что им не принадлежит.

Во-первых, важно учитывать возраст ребенка.

Когда дети узнают, что воровать плохо?

У очень маленьких детей нет понятия собственности. Если они увидят что-то, что их интересует, они, скорее всего, протянут руку и просто возьмут это.

Детские эксперты считают, что чувство собственной собственности начинается примерно в два года, но полное понимание прав собственности других людей развивается в возрасте от трех до пяти лет.

Дети до пяти лет могут не иметь понятия собственности. Шаттерсток

Американская академия детской и подростковой психиатрии сообщает, что возраст от трех до пяти лет является особенно важным периодом для родителей, чтобы активно учить детей принципам собственности и честности. Демонстрируйте хорошее поведение в отношении уважения к собственности, что означает не приносить домой лишние канцелярские принадлежности с работы или хвастаться приготовленной курицей на крючке тележки в супермаркете, за которую вы не заплатили.

Если они знают, что это неправильно, то почему они это делают?

Прежде чем принимать решение о дальнейших действиях, необходимо изучить и понять мотивы воровства, поскольку это не обязательно является признаком морального падения.

Некоторые маленькие дети с низким контролем импульсов могут воровать ради немедленного удовлетворения, особенно предметы, которые считаются малоценными. Они могут подумать, что это всего лишь несколько леденцов или печенье или два, никто не заметит.

Другим может быть трудно представить, что кто-то рассердится или разочаруется, если они заберут чужие вещи.


Читать далее: Важные разработки в четыре года помогают детям лгать, играть в прятки и читать карты


Скучающие дети могут воровать просто для развлечения или привлечения внимания.

Другим важным аспектом является то, воруют ли они в одиночку или с коллегами. Дети могут воровать как часть шутливого поведения из-за давления со стороны сверстников или для того, чтобы произвести впечатление на своих друзей.

Дети могут воровать, потому что на них давят сверстники. Шаттерсток

Дети из бедных семей могут воровать, чтобы получить вещи, которые они не могут себе позволить. Предмет может быть особенно ценен в их группе сверстников, или это может быть последняя причудливая вещь, которая есть у всех остальных в группе.


Читать далее: ‘Иду за едой’: что рассказали нам дети и молодежь о том, почему они воруют из домов


Некоторые дети могут воровать, чтобы привлечь внимание взрослых или сверстников. Или могут быть эмоциональные или психологические проблемы, и ребенок использует воровство как метод преодоления.

Воровство может указывать на то, что ребенок борется с чем-то более глубоким и нуждается в помощи для устранения основной причины своего поведения. Родители, опекуны и педагоги должны относиться к ситуации с сочувствием и пониманием и работать с ребенком, чтобы найти более конструктивные способы справиться с его эмоциями и потребностями.

Мой ребенок что-то украл. Что я должен делать?

Вот несколько шагов, которые могут предпринять родители и опекуны:

1. Сохраняйте спокойствие и не реагируйте слишком остро. Подойдите к ситуации спокойно. Крики или суровые наказания детей могут сделать их более склонными к краже в будущем.

2. Поговорите с ребенком. Спросите их, почему они воровали, и выслушайте их ответ. Попытайтесь понять, что побудило их к краже, и устраните все основные проблемы. Объясните, почему воровать нехорошо и к каким последствиям это может привести.


Читать далее: Как заставить детей говорить о своих чувствах


3. Скажите им, что воровать нехорошо. Важно учить детей честности и доверию. Объясните, как воровство может разрушить доверие между людьми и навредить отношениям.

4. Удалите товар, если это возможно. Убедитесь, что они не получают выгоду от кражи и не оставляют себе никаких товаров. Иногда родители могут принять решение не возвращать товар, опасаясь последствий, но ваш ребенок не должен иметь возможность оставить товар себе.

5. Установите четкие последствия. Убедитесь, что они понимают, что их действия имеют последствия. Это может включать возврат украденного предмета, извинения перед человеком, у которого они украли, и выполнение работы по дому или общественных работ, чтобы возместить ущерб.

Объясните, как воровство может подорвать доверие. Шаттерсток

6. Избегайте тактики запугивания. Не угрожайте сообщить в полицию и не навешивайте на них ярлыки непослушных, воров или плохих людей. После того, как вы разобрались с этим, не поднимайте его снова.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts