Категория деятельности в психологии
29.04.2011
Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.
С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет активность , то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.
Деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия.
В структуре деятельности выделяются:
- мотивы — побуждающие субъекта к деятельности;
- цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности;
- операции — с помощью которых деятельность выполняется.
Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны следующие утверждения:
- положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего те объемы или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется;
- введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.
Согласно Алексею Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды н определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется. как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно с этого момента можно говорить о деятельности. Итак, деятельность есть совокупность действий, вызываемых мотивом.
Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность.
Специфика предметной определенности деятельности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов — раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в социальных ролях и нормах.
Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками в поведении, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность личности и избирательность деятельности; и в смысле личностном — «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.
Анализ деятельности проводится в следующих аспектах:
- генетический — исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность, Механизмом развития психики выступает здесь интериоризация — переход внешней по форме деятельности во внутреннюю;
- структурно-функциональный — в основе данного рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерхарические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется и содержание психического отражения и его уровень, а также вид регуляции деятельности.
- динамический аспект — изучает механизмы деятельности, обеспечивающих ее движение.
- надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и появлении ее новых форм.
- установка, обусловленная устойчивость целенаправленной деятельности при изменении реальности.
Деятельность, в рамках динамического подхода, производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле психологии активности, теории функциональных систем и представлении о системной организации высших психических функций.
Ключевые слова: Деятельность
Источник: Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Материалы по теме |
---|
Язык — система и язык — деятельность Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,. .. |
Понятие ведущей деятельности ребенка Смирнова Е.О., Детская психология |
Личность в общении и деятельности Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2 |
Понятие деятельности Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Психика и деятельность Теплов Б.М., Психология |
Виды деятельности человека Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Движения, действия, деятельность Поликарпов В.А., Психология личности |
Общие характеристики деятельности … |
Понятие деятельности и ее принципы
Определение деятельности в психологии подразумевает активную работу человека, направленную на объект. В ходе этой деятельности происходит достижение поставленной цели и удовлетворение потребности. В данной статье вы узнаете, что включает в себя деятельность, ее специфику и характеристику.
Содержание:
- 1 Что такое деятельность в психологии?
- 2 Предмет и принцип
- 3 Деятельность и активность — в чем разница
- 4 Компоненты деятельности
- 5 Знания, навыки и привычки
- 6 Типы и виды
- 7 Стиль личности
Что такое деятельность в психологии?
Впервые теория о деятельности появилась в 1940 году, а ее создателем стал ученый Леонтьев. В его понимании «деятельность» представляет собой систему активных действий, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности. Таким образом, любая деятельность имеет содержание, мотив и полностью реализуется индивидом.
Другие психологи также поддержали концепцию Леонтьева и продолжили ее развивать.
Предмет и принцип
Любая деятельность не является беспредметной, она всегда направлена на что-то или кого-то. По мнению ученых существует 2 основных принципа: функционал и системность.
В первом случае человек отталкивается от уже сформированных элементов в психике и активно использует ресурсы, чтобы достичь цели. Во втором случае на деятельность влияют личные качества субъекта, так как структура деятельности достаточно неординарная. С помощью психологической деятельности можно понять, сущность функционирования человеческой личности, а также ее свойства.
Деятельность и активность — в чем разница
Любое взаимодействие человека с социальным миром и окружающей средой нельзя называть деятельностью, скорее, это является активностью. Кратко активность можно охарактеризовать как физическую и интеллектуальную работу.
Деятельность имеет конечную цель, поэтому ее нельзя назвать осознанным процессом. Кроме того, деятельность присуща исключительно людям.
Компоненты деятельности
Действие состоит из познавательной, эмоциональной и волевой частей. Внутреннее строение познавательного компонента делится на перцептивные, мнемические и мыслительные процессы.
По мнению первооткрывателя, деятельность является структурированной и ее можно поделить на этапы. Сразу формируются цель и задача, а также выполняется план. Далее смотрят на полученный результат, исправляя ошибки. Третьим этапом является анализ работы.
В дальнейшем другие ученые несколько доработали теорию, поставив на первое место мотив. Лишь после постановки цели человек может выработать план, который сможет ему помочь достичь желаемого.
Знания, навыки и привычки
От уровня развития компонентов зависит то, насколько быстро будет реализована программа. Действовать целенаправленно индивид может только при наличии знаний. Умения помогают человеку разобраться и понять определенные действия. Способ реализации желаемого напрямую зависит от индивидуальных характеристик человека. Навыки же появляются тогда, когда человек делает какое-либо действие на протяжении определенного времени. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок учится читать, ему недостаточно просто знать все буквы, а нужно ежедневно заниматься, чтобы понять, как составляются слоги.
Каждое действие можно довести до автоматизма. В данном случае идет ознакомление, далее попытки воспроизвести действие, после чего умения доводятся до автоматизма.
Типы и виды
Деятельность в психологии можно поделить на 4 вида. С рождения малыш может издавать различные звуки. Таким образом он общается с внешним миром. Затем он начинает произносить отдельные слова, благодаря чему может общаться не только со своими близкими. С помощью игровой деятельности ребенок учится социализации. Например, примеряя на себя определенную профессию или играя в куклы, малыш будто погружается в реальную семейную жизнь.
С помощью труда создается общественно значимый продукт. В данном случае человек может заниматься трудовой деятельностью как самостоятельно, так и привлекать других.
С помощью познавательной деятельности человек приобретает новые знания, а художественная способствует удовлетворению эстетических потребностей.
Стиль личности
Специалисты уверены, что в концепции личности необходимо учитывать особенности каждого отдельного человека. К индивидуальным моментам можно отнести темперамент, характер, навыки, знания. Все эти особенности у человека развиты на разном уровне. В связи с этим и цели достигаются по-разному.
Человек самостоятельно выбирает, как ему действовать. Темперамент человека также оказывает большое влияние на его деятельность. Так, например, флегматику нужно больше времени, чтобы включиться в работу, а сангвиник может с легкостью справляться с несколькими делами одновременно. Человеческий организм очень сложный, а большое количество функций формируются под влиянием внешних факторов. Как и активность мозга: ее качество зависит от того, получает ли мозг развитие. Развивать функции мозга удобно и полезно с помощью когнитивных тренажеров Викиум.
Определение и значение психологии — Merriam-Webster
психология ·холохология sī-ˈkä-lə-jē
1
: наука о разуме и поведении
2
а
: психические или поведенческие характеристики индивидуума или группы
б
: изучение психики и поведения по отношению к определенной области знаний или деятельности
3
: теория или система психологии
психология Фрейда
психология Юнга
Знаете ли вы?
Слово психология было образовано путем соединения греческого psychē (означающего «дыхание, принцип жизни, жизнь, душа») с – logia (которое происходит от греческого logos , что означает «речь, слово, причина»). Раннее использование появляется в переводе Николаса Калпепера середины 17-го века книги Симеона Партлиза «Новый метод медицины », в которой утверждается, что «Психология — это знание души». Сегодня психология
Примеры предложений
Она изучала психологию в колледже. психология спортсмена психология поведения толпы Нам нужно понять психологию двух людей, причастных к инциденту.
Недавние примеры в Интернете Для магистрантов, обучающихся Психология может сильно разочаровать. — Пол Блум, WSJ , 24 февраля 2023 г. Тиа Моури После того, как в 1999 году сериал «Сестра, сестра» закончился в течение шести сезонов, Тиа Моури, сыгравшая умную сестру Тию Лэндри в ситкоме, поступила в Университет Пеппердайн, чтобы изучать психологию вместе со своей близнецом Тамерой. — Зои Литтл, Peoplemag , 21 февраля 2023 г. Это привело ее к изучению судебной медицины психология в колледже. — Эми Уилкинсон, Женское здоровье , 14 февраля 2023 г. Фишер, отличник, имеющий средний балл 3,6, думает о изучении психологии в колледже. — Мэтт Ле Крен, Chicago Tribune , 20 января 2023 г. Исследователи, изучающие моральную психологию , обнаружили, что моральные суждения часто связаны с причинением вреда. — Джордан Уайли, 9 лет.0037 Scientific American , 1 сентября 2022 г. В театре жил человек, который изучал психологию и пытался помочь людям с неизбежными паническими атаками, депрессией и бессонницей. — Джеймс Верини, New York Times , 1 сентября 2022 г. Пикерасу сейчас 17 лет, он живет в Гватемала-Сити, Гватемала, и заканчивает среднюю школу, прежде чем вернуться в Мадрид, чтобы учиться психология . — Изабелла Куэто, STAT , 18 июня 2022 г. Сара Алгоу — профессор психологии и неврологии в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, а также основатель и директор Консорциума любви. — Сара Алго, CNN , 12 февраля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «психология». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Новая латиница Psychologia , от psych- + -logia -logy
Первое известное использование
1749, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование психологии было в 1749 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
психологияпсихолог
психология
психомахия
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Психология.»
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/psychology. По состоянию на 25 марта 2023 г.Ссылка на копию
Детское определение
психология
существительное
психология ·холохология sī-ˈkäl-ə-jē
1
: наука или изучение разума и поведения
2
: особые способы мышления или поведения индивидуума или группы
Этимология
от научной латыни Psychologia «учение о разуме и поведении», производное от греческого psychē «душа, разум» и греческого -logia «наука, исследование»
Медицинское определение
психология
существительное
психология ·холохология -jē
1
: наука о разуме и поведении
2
а
: психические или поведенческие характеристики, характерные для отдельного лица или группы, или для определенной формы поведения
психология толпы
психология поджога
б
: изучение мышления и поведения в связи с определенной областью знаний или деятельностью
психология цвета
психология обучения
3
: трактат о школе, системе или отрасли психологии
Еще от Merriam-Webster о
психологииНглиш: Психология для
Britannica English: Перевод психологии для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
восемьдесят шесть
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Как ты меня только что назвал?
- Перед тем, как мы пошли к ней домой, Ханна сказала нам, что ее тетя флиббертигиббет .
- Оскорбление Бесплатный
Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
определение когнитивной деятельности | Словарь определений английского языка
n
1 умственное действие или процесс, посредством которого приобретается знание, включая восприятие, интуицию и рассуждение от cognoscere от co- (интенсивный) + noscere учиться; см. знать)
♦ познавательный прил
♦ когнитивный прил
когнитивный диссонанс
n (психология) неприятное психическое состояние, возникающее в результате противоречивых мыслей; обычно разрешается путем изменения некоторых когниций
когнитивная этология
n раздел этологии, изучающий влияние сознательного осознания и намерения на поведение животного
Когнитивная карта
N (Психол) Умственная карта окружающей среды
Когнитивная психология
N Психиологическое исследование.
n научное исследование познания, включая элементы традиционных дисциплин философии, психологии, семантики и лингвистики, а также искусственного интеллекта и информатики
когнитивная терапия
n (Психотерапия) форма психотерапии, при которой пациенту предлагается изменить свое отношение к миру и самому себе: используется, в частности, для лечения депрессии
Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус  
Смотрите также:
когнитивный диссонанс, когнитивная этология, когнитивная карта, когнитивная психология
Collaborative Dictionary Определение английского языка
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи.Related Posts |