Деятельность сознательная и бессознательная: Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Деперсонализация››

Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности,— это его нравственное сознание, которым он руководствуется в своей личной и общественной деятельности.

При оценке того или иного поступка человека обычно говорят о сознательном или несознательном характере его. Сознательным является нормальный в телесном и духовном отношении человек, способный осознать объективную социальную значимость своих целей и мотивов, и не только понять их смысл, но и руководствоваться ими в своем доведении. Когда же мы говорим о несознательном поступке человека? Только тогда, когда он не осознает и не предусматривает тех последствий, которые его поступок повлечет в дальнейшем. Конечно, если он не осознает вытекающих последствий, то он, в широком смысле, не осознает и своего поступка.

Наряду с понятием — сознательное существует и противоположное понятие — бессознательное.

Существует ли бессознательное поведение личности, которое может даже реализовать проставленные перед собой цели? В зарубежной философии, психологии и психиатрии существует огромная литература, посвященная проблеме бессознательного. В различных идеалистических направлениях, начиная от алогического волюнтаризма и интуитивизма и кончая био- и панпсихизмом, утверждалось существование безличного духовного начала под названиями энтелехии, бессознательной воли, мировой души, космического сознания, клеточного сознания, психоида и т. д. Так как сознание нельзя представить без его носителя, личности, то это духовное сознательное начало, субстанцию либо. обожествляют, либо обозначают термином «бессознательное», присваивая ему свойства неизменных инстинктивных биологических влечений. Такова линия современного биологического волюнтаризма.

Мистическое представление о психически-бессознательном здесь рассматривается как некое обезличенное сознание, имеющее биологическую и антропоморфическую природу.

В настоящее время особое распространение получило психоаналитическое направление, опирающееся в своей методологии на принцип биологического волюнтаризма. Центральная и доминирующая идея психоанализа о бессознательном восходит не только ко взглядам Шопенгауэра и Ницше, но и дальше. Концепция о бессознательном зародилась еще в недрах монадологии Лейбница. В этом учении он допускает в движении протяженной материи наличие бесконечно малых перцепций, которые действуют бессознательно. Сознание человека, по его мнению, появляется тогда, когда наше я воспринимает те представления, которые до того протекали бессознательно.

В полемике с Локком о врожденных идеях Лейбниц пытался обосновать их, опираясь на свое учение о монадах. Защищая взгляды Декарта в данной области, он пытается исправить эти идеи и внести принцип развития в их возникновение, а именно, постепенный переход ог стадии бессознательной до стадии полного и ясного осознания. Если, по Декарту, врожденные идеи существуют в интеллекте уже в готовом виде, то, по Лейбницу, они имеются там лишь в потенциальном, зачаточном и неосознанном состоянии; затем они постепенно формируются и тем самым полностью осознаются.

В своем труде «Новые опыты. о человеческом разуме» Лейбниц пытался обосновать врожденные идеи, опираясь на свое учение о монадах. Защищая взгляды Декарта в данной области, он пытается исправить их и внести принцип развития в возникновение врожденных идей, а именно, постепенный переход от стадии бессознательного к стадии полного и ясного осознания. Если, по Декарту, врожденные идеи существуют в интеллекте уже в готовом виде, то, по Лейбницу, они имеются там лишь в потенциальном, зачаточном и неосознанном состоянии; затем они постепенно формируются и, тем самым, полностью осознаются.

В своем труде «Новые опыты о человеческом разуме» Лейбниц указывает, что, вместо сравнения души человека с чистой доской, он предпочел бы сравнение ее с глыбой мрамора с прожилками: «В самом деле, если бы душа „походила на такую чистую доску, то и истины заключались бы в нас так, как фигура Геркулеса заключается в глыбе мрамора, когда она способна безразлично принять форму данной фигуры или какой-нибудь иной. Но если бы в этой глыбе имелись прожилки, которые намечали бы фигуру Геркулеса предпочтительно перед другими фигурами, то она была бы более предопределена к этому, и Геркулес был бы некоторым образом как бы врожден ей, хотя потребовался бы труд, чтобы открыть эти прожилки и чтобы отполировать их, удалив все то, что мешает им выступить наружу».

Из этого сравнения Лейбниц делает вывод, что таким же образом наши идеи врождены нам подобно естественным потенциям, склонностям и предрасположениям. Несмотря на применение диалектики и остроумия в защите врожденных идей, Лейбницу не удается преодолеть порочности этой концепции Декарта. Скорее, наоборот, выдвигая идею бессознательного, он дал в руки последующих буржуазных философов и психологов оружие для еще большего искажения материалистического учения о сознании человека.

Весьма интересно и важно отметить, что параллельно с развитием материалистического учения о сознании человека в недрах идеалистической философии и психологии упорно вынашивалось понятие о бессознательном, которое в различных формах противопоставлялось сознанию. Это явление вовсе не случайно. Здесь обнаруживается ведущая линия реакционной буржуазной идеологии, направленная на принижение и игнорирование роли человеческого сознания, являющегося могучим духовным орудием поступательного, преобразовательного движения прогрессивной части человечества.

Понятие бессознательного впервые возникает как зачаточная, ранняя стадия врожденных идей. В дальнейшем эту интеллектуалистическую теорию о бессознательном подхватывает психолог Гербарт. Опираясь на «вещи в себе» Канта и монады Лейбница, он рассматривает душу человека как источник возникновения психических элементов — представлений.

Образовавшиеся представления постоянно сохраняются в интеллекте в неизменном и готовом виде. Они находятся в борьбе между собой, сталкиваются, соединяются и разъединяются, вытесняя друг друга из сферы сознательного. Однако куда же они вытесняются? Гербарт полагал, что в этих случаях представления «погружаются ниже порога сознания», т. е. в сферу бессознательного.

Такая идеалистическая трактовка бессознательного имеет цель доказать полную изолированность психических процессов от внешнего мира и их независимость от головного мозга; бессознательное рассматривается каким-то вместилищем с замкнутым потоком множества конкурирующих представлений, обусловленных только друг другом. При этом устанавливается наличие особой психической причинности, независимой от объективной действительности.

Учение Лейбница об апперцепции и бессознательном в психологическом аспекте развивает и В. Вундт. Согласно его взгляду, если в концентрических кругах поля сознания акт апперцепции занимает центральную фиксационную точку наивысшего внимания, то сфера бессознательного начинается вне поля сознания, т. е. ниже его порога. Однако Вундт категорически возражал против понимания бессознательного как имеющего особое психическое содержание.

В «Очерках психологии» по этому поводу он пишет: «… низшая граница, нулевая точка степеней сознания есть состояние бессознательности.

От этого состояния, противостоящего сознанию, как безусловное отсутствие психических связей, следует строго отличать тот факт, что отдельные психические состояния теряют свойство сознательности…» «Тот или иной психический элемент, исчезнувший из сознания, называется нами бессознательным, поскольку лишь при этом предполагается возможность его возобновления, т. е. новое вступление его в действительную связь психических процессов познания относительно элементов, ставших бессознательными, и ограничиваются только этой возможностью их возобновления…». «Те или иные предположения о «состоянии бессознательного» или о «бессознательных процессах», допускаемых наряду с данными, как в опыте, процессами сознания, совершенно бесплодны для психологии». В приведенных словах чувствуется сугубая осторожность Вундта в отношении мистификации бессознательного. Существование некоего психически-бессознательного процесса он отрицает.

Помимо интеллектуалистических теорий бессознательного, существует и биологически-волюнтаристическое понимание его. В книге «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр утверждал, что в психике каждого животного и человека господствует неизменное иррациональное начало в виде бессознательной волевой направленности, включающей в себя слепые инстинктивные животные влечения. Крайний реакционер в философии Шопенгауэр всячески принижал роль разума, познавательных способностей личности и абсолютировал могущество бессознательной воли. Куно Фишер в своей книге «Гегель» правильно отметил, что «Гегель видел сущность вещей в мыслящем разуме, а Шопенгауэр — в слепой воле».

Один из последователей Шопенгауэра и Гегеля Э. Гартман написал книгу «Философия бессознательного». В этой книге он рассматривал понятие бессознательного как соединение неосознанной воли с логическим мировым разумом. В первооснове бытия мира, по мнению Гартмана, скрывается логический элемент бессознательного. Будучи пессимистом, он считал, что человек постепенно приобретает способность к освобождению разума от слепой воли; тогда человек придет к убеждению, что лучше если бы мир перестал существовать, что избавление он получит, когда наступит конец мира.

Один из самых реакционных философов Ф. Ницше, развивая мысль Шопенгауэра, что «мир есть воля»,—сущность жизни человека видел в безудержной воле «избранных господ» к власти. Проповедуя зоологический индивидуализм и аморализм, он думал, что возвышает свой идеал «сверхчеловека»; однако фактически Ницше низводил человека до уровня хищных животных с их звериными жестокими инстинктами. Он полностью отрицал роль разума и науки и опирался на учение бессознательного волюнтаризма Шопенгауэра. В последующем архиреакционные взгляды Ницше так понравились германским фашистам, что они провозгласили его одним из своих идеологов.

Одна из реакционных философских школ интуитивизма, возглавляемая А. Бергсоном, выдвинула особый род познания — интуицию, осуществляемую через «подсознание». Согласно этой теории, сознание человека включает в себя интеллект и инстинкт. Функции интеллекта направлены лишь на реализацию действий, а подлинное понимание истины, сущности вещей возможно не путем рациональной переработки чувственных данных, а с помощью инстинктивного подсознательного чувствования, мистического озарения, наития. Бергсон, пытавшийся теоретически подкрепить в биологии витализм, в своих рассуждениях в, овсе не оригинален: подобные мистические взгляды высказывали еще теологи средневекового христианства. Глубокую порочность интуитивизма разоблачали в своих трудах Плеханов, Мечников и Тимирязев.

Психоаналитическое направление зародилось в конце прошлого столетия в процессе гипнотерапевтических исследований Фрейда и Брейера в венской клинике. Этот период в психоневрологии характеризовался разочарованием в поисках непосредственно морфологического субстрата отдельных психических функций и неудовлетворенностью формализмом ассоциативной психологии. Вновь оживлялись идеи Шопенгауэра, Гартмана и Ницше. Повышался интерес к изучению психологического содержания личности, поиски направлялись в сторону исследования биологических глубин и мотивов поведения ее. В основе психики человека Фрейд видел два типа биологических влечений — эротическое и влечение к смерти. Они служат соматической базой принципа удовольствия. Помимо этого, личность руководствуется в своем поведении и социально обусловленным, разумным этическим принципом реальности. Стихийные, безличные, бессознательные влечения первобытного характера, называемые Фрейдом «оно», находятся в постоянной борьбе с социальным сознательным принципом реальности, или «я», который постоянно пытается вытеснять эти влечения.

Однако слепая, консервативная, бессознательная сфера является непреодолимой силой, руководящей сознательными процессами. Таким образом, психоанализ учит, что всякое проявление сознательного поведения человека; является средством обслуживания потребностей бессознательных влечений. Исходя из этих положений, Фрейд пытается построить свою социологическую концепцию.

В течение ряда лет вокруг фрейдизма происходила ожесточенная дискуссия. Против него выступали крупнейшие ученые—И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, В. П. Осипов, Я- А. Анфимов, В. А. Гиляровский, Крепелин, Бумке и др. Ряд его прежних сторонников — Адлер, Юнг, Ште-кель и др. —отступились от психоанализа, однако развили свои концепции, сходные с ним. Другие его последователи — Блейлер, Шильдер, Кан, Гофман и др.— развивали его принципы в различных областях психиатрии. В Советском Союзе учение Фрейда встретило определенное сочувствие со стороны отдельных психиатров — Каннабиха, Фридмана, Залкинда, Внукова и др.

Интересно отметить попытку Шильдер а и Кречмера внести отдельные положения психоанализа в теорию В. Вундта о сферическом поле сознания. Они полагают, что в отдаленных концентрических сферах поля сознания имеются явления не только интеллектуального характера в виде расплывчатых смутных представлений, но и аффективные влечения, обладающие сильным влиянием на сознание. В этой краевой зоне, по Шильдеру„ находится сфера психически-бессознательного, что оказывает мощное воздействие на личность и ее поведение. Этим механизмом Шильдер пытается объяснить некоторые невротические и психотические клинические состояния.

Кречмер в своей «Медицинской психологии» также придает решающее значение аффективной жизни и влечениям в развитии личности. Подобно Шильдеру, Кречмер в краевой зоне ниже порога сознания помещает так называемые гипобулические и гипоноические механизмы сферы бессознательного с их инстинктивно-рефлекторными, кататимными и филогенетически архаическими реакциями, которые обнаруживаются при нервных и психических расстройствах.

Ряд авторов рассматривает понятие бессознательного в аспекте возникновения психических автоматизмов. Так, например, П. Жане наблюдал проявления подсознательных механизмов при клинических картинах нарушения сознания при сомнамбулизме, каталепсии. На основании изучения патологии сознания Жане различает как бы два этажа психической деятельности человека — низший подсознательный и высший сознательный, волевой. Если у больных автоматические подсознательные явления занимают все поле сознания, то у здоровых автоматизмы замаскированы более сложными высшими проявлениями сознания.

Манасеина в своей книге «О сознании» резонно указывает, что было бы совершенно ошибочно «признавать область бессознательной душевной жизни за что-то независимое от сознания или чуждое ему». По ее мнению, в мозге беспрерывно совершаются превращения сознательно приобретаемого психического содержания в бессознательно и автоматически текущие процессы, утилизируемые сознанием. Манасеина считает весьма важным то, что только путем этого «превращения произвольных сознательных актов в непроизвольные, автоматические и бессознательные может совершаться прогрессивное развитие человеческого сознания».

Далее Манасеина делает правильный вывод, что хотя и нельзя отождествлять всякое психическое явление с сознательным психическим процессам, однако нужно полагать, что всякий впервые возникший психический акт был сознательным, а затем он может становиться автоматизированным, бессознательным. Однако Манасеина, по-видимому, не учитывает, что при норме автоматизированные акты, одновременно регулируемые сознанием, уже не могут быть бессознательными.

Существует и друг. ой взгляд о том, что в сфере психически-бессознательной наблюдаются явления творческой переработки изучаемого материала, который затем внезапно интуитивно всплывает в поле ясного сознания в виде готового решения задачи, научного открытия ученого либо творческого замысла художника.

Представить себе внезапное разрешение наяву либо во сне творческих задач в голове ученого или художника путем неожиданного озарения, наития без предварительной длительной сознательной теоретической и практической работы, это значит согласиться с существованием у человека всяких мистических, иррациональных способностей. Именно такова позиция субъективистского направления интуитивизма.

Приведенные нами взгляды о бессознательном в философии, психологии и психопатологии как об основном двигателе поведения личности решительно отвергаются материалистической психологией. Дело в том, что возникновение любого психического содержания, адекватного действительности и прошлому опыту, в голове здорового бодрствующего человека, имеющего возможность реализовать его в своих действиях, уже говорит о наличии сознательного характера психического процесса.

Бессознательные состояния с угашением различной длительности и глубины всякого психического содержания, конечно, наблюдаются в клинической практике в виде обморочных, сомнолентных, сопорозных и коматозных состояний. Нередко встречаются также нарушения сознания в виде транса, сомнамбулизма и других типов сумеречных состояний с явлениями автоматизированных действий; однако данное проявление патологии сознания с автоматизмами обнаруживается в результате болезненного искажения предшествующего приобретенного опыта сознательной жизни.

Если автоматизированные психические процессы в норме совершаются при наличии доминирующей регуляции сознания, то в патологии они лишаются в различной степени этой высшей регуляции. Это и дает возможность говорить о бессознательном характере автоматизмов в патологии душевной жизни. В научном и художественном творчестве интуиция, конечно, играет значительную роль, однако она вовсе не априорна, наоборот, она апостериорна. Внезапный синтез мыслей, возникновение новых идей в голове ученого или художника, отнюдь, не является неожиданным для него. Этот долгожданный синтез он, несомненно, выстрадал и рождал в муках тяжелого сознательного творческого труда.

В произведениях классиков марксизма-ленинизма также применяется термин «бессознательное». Но это вовсе не понятие психически-бессознательного. Термин бессознательное — применяется ими в отношении хотя и сознательно действующих людей, но еще не понимающих ни отдаленных целей, которые ими реализуются, ни объективных причин и результатов, которые вызываются в процессе их личной и общественной деятельности.

Понятие психически-бессознательного умело использовано идеалистическими направлениями в демагогических целях: их хитроумные доказательства в пользу мистики бессознательного имеют цель, во-первых, оторвать психическое содержание сознания от конкретного его физического носителя — человека, во-вторых, оторвать его от объективной социальной действительности и, в-третьих, отвергнуть наличие отражательной способности головного мозга.

Сознательная и бессознательная мотивация. Самоучитель по психологии

Сознательная и бессознательная мотивация

Случалось ли вам совершать что-нибудь «помимо воли», удивляясь потом собственному поведению? Часто ли вы слышите от своих знакомых объяснения вроде «Бес попутал!» или «Будто затмение какое-то на меня нашло…»? Бывает, что мы «случайно» совершаем какие-то благие (для себя или других) поступки, но гораздо чаще мы затрудняемся с объяснением своих мотивов в тех случаях, когда наше поведение оказалось далеким от желаемого. Целое направление в психологии, оказавшее заметное влияние на всю мировую культуру ХХ столетия, посвящено, по сути дела, изучению причин и механизмов такого «несознательного», а точнее, бессознательного поведения. Направление это носит название психоанализа.

Отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд обладал бесценным для хорошего исследователя качеством: привычкой не пренебрегать мелочами. Одна из его работ имеет характерное название: «Психопатология обыденной жизни». В ней он анализирует такие пустяки, как забывание имен и слов, впечатлений и намерений: случаи, когда человек «нечаянно» оговорился, забыл о чем-то, «заложил» и никак не может найти нужную вещь и т. д. Эти известные каждому «случайности» Фрейд трактует как признаки работы бессознательного: у всякого необъяснимого действия есть мотив, пусть он и скрыт от нашего сознания. Для стороннего же наблюдателя этот мотив может быть также скрытым, а порой он довольно очевиден: «Забывание намерений… дает право умозаключить о наличности непризнанных мотивов. <…> Любовник, опоздавший на свидание, тщетно будет искать оправданий перед своей дамой в том, что он, к сожалению, совершенно забыл об этом. Она ему непременно ответит: “Год назад ты бы не забыл. Ты меня больше не любишь”. <…> Она полагает, и не без основания, что из ненамеренного забвения можно сделать тот же вывод об известном нежелании, как и из сознательного уклонения» (Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 2009).

Фрейд приводит множество примеров подобных обыденных случайных поступков. В некоторых случаях его объяснения довольно очевидны и правдоподобны; например, он с достойной похвалы искренностью рассказывает о том, что некогда заметил: в день, когда у него бывало назначено много визитов к пациентам, он нередко забывал посетить некоторых из них, и это почти всегда оказывались бесплатные пациенты или же его коллеги (с которых он тоже, разумеется, не брал платы). Время от времени люди забывают имена людей, которые им не слишком приятны, теряют вещи, с которыми связаны какие-то тягостные воспоминания – все это совершенно непреднамеренно, но на самом деле отнюдь не случайно: просто мотивы в таких случаях проходят мимо нашего сознания.

Правда, в большинстве случаев фрейдовские объяснения подобных несуразиц далеко не так просты и очевидны: он выстраивает сложные ассоциативные цепочки, и в результате может оказаться, что некий господин забывает малозначимое слово в латинском изречении оттого, что беспокоится по поводу возможной и крайне нежелательной беременности своей возлюбленной. Очень часто такие интерпретации кажутся слишком надуманными, и сегодня психологи по большей части не разделяют стремления Фрейда за каждым непроизвольным движением видеть нагромождение бессознательных мотивов…

Но сам факт наличия у нас таких бессознательных побуждений, которые часто руководят нашими поступками «втайне» от нас самих, является доказанным и практически общепризнанным. Психоаналитики объясняют этот феномен действием психологических защит. Защитный механизм включается в действие в тех случаях, когда бессознательные побуждения человека идут вразрез с требованиями общества. От сознания скрываются желания и стремления, не одобряемые общественной моралью, нарушающие этику, принятые культурные нормы.

Благодаря действию психологических защит такие «неподходящие» мотивы могут просто вытесняться в сферу бессознательного и удерживаться там (этот вид защиты так и называется – «вытеснение»), а могут каким-либо образом видоизменяться, «маскироваться»: так и возникают действия, которые мы совершаем непреднамеренно, необъяснимо для самих себя.

Главное назначение психологических защит – ослаблять чувство вины, которое человек испытывал бы, отдавай он себе отчет в своих «предосудительных» желаниях. Полностью избавиться от таких желаний абсолютно невозможно: как бы далеко не продвинулась цивилизация, Homo sapiens остается все же в чем-то природным существом.

Культура – это обуздание и подавление природных инстинктов: никакой инстинкт не заставляет людей быть вежливыми по отношению друг к другу, чем-то делиться со своими ближними, посещать пациентов безо всякой выгоды для себя, отказываться от немедленного утоления голода или сексуальных желаний и т. д. Все эти ограничения и требования созданы самими людьми и, безусловно, необходимы для выживания человечества в целом. Но при этом они являются источником постоянного внутреннего конфликта между «хочу» и «нельзя», или, как это сформулировал З. Фрейд, между принципом удовольствия и принципом реальности. Так вот, психологические защиты ослабляют остроту этого конфликта, помогая нам обходить эти противоречия.

Значение психологических защит двояко: с одной стороны, они явно помогают человеку приспособиться к требованиям внешней среды и поддерживают в некотором равновесии его внутренний мир. С другой – могут привести и к серьезным затруднениям в социальной адаптации, поскольку в той или иной степени всегда искажают восприятие реальности.

Наиболее «здоровым» вариантом психологической защиты считается сублимация – перенаправление неосознаваемых импульсов в социально приемлемое поведение. Фрейд считал сублимацией любое творчество и вообще продуктивную деятельность. Скажем, бессознательные и безусловно неприемлемые для общественных норм садистические тенденции можно сублимировать, став хирургом или автором захватывающих детективных романов, то есть направив заряд своей психической энергии в полезную, одобряемую обществом деятельность.

Сегодня представления о бессознательной мотивации отнюдь не исчерпываются идеями фрейдовского психоанализа. Психологи выделяют различные стили мотивации, например, направленный на достижение успеха / избегание неудач. Эти индивидуальные различия мы уже упоминали в главе, посвященной самооценке, там же приведена и соответствующая диагностическая методика. Особенности каждого из этих стилей могут в определенных ситуациях объяснять неосознаваемые поступки, совершаемые людьми под влиянием характерных для них мотивов.

Другая разновидность стилей мотивации – импульсивное/управляемое действование. Импульсивный стиль – это склонность действовать «по ситуации», при минимальном обдумывании вариантов и последствий своего поведения. Напротив, управляемый, или рефлексивно-волевой, стиль отличается тщательным обдумыванием, предварительным анализом всех вариантов и возможных результатов действий.

Оценить свою импульсивность вы можете с помощью приведенной ниже методики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА Д-р Милтон Эриксон настойчиво утверждал, что бессознательное защищает сознание и весь организм. Хотя в общем я согласен с этим, мне хотелось бы добавить важное уточнение: бессознательное всегда защищает сознание наилучшим образом, который оно

СОЗНАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

СОЗНАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА Гурджиев описывал процесс «сознательной молитвы». Это одна из тех упомянутых выше практик, которые одновременно совмещают в себе качества как медитации, так и молитвы. Сознательная молитва – это психологический процесс повторения, или

Предпочитаемая бессознательная система.

Предпочитаемая бессознательная система. При обсуждении сознательных систем вывода я отмечал, что хотя мы используем все три системы, одна из них является предпочитаемой. Это также распространяется на бессознательные системы вывода. (Далее вы увидите, что исключения

Бессознательная защита.

Бессознательная защита. Д-р Милтон Эриксон настойчиво утверждал, что бессознательное защищает сознание и весь организм. Хотя в общем я согласен с этим, мне хотелось бы добавить важное уточнение: бессознательное всегда защищает сознание наилучшим образом, который оно

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ Джон Уелвуд Люди как правило, бывают удовлетворены своими интимными отношениями, когда они устраивают их с точки зрения совместности,безопасности, секса и самоуважения. Однако если относиться к ним как к «пути», в особенности сакральному пути, то

5 Внутренний интеллект: сознательная способность в человеческом улье

5 Внутренний интеллект: сознательная способность в человеческом улье «Пчела устроена ещё и так, чтобы рассчитывать свою траекторию научения ради получения преимущества: она изучает цвет и форму, перед тем как сесть на цветок, а лишь затем изучает ориентиры местности…

ОСОЗНАННОЕ Я, СОЗНАТЕЛЬНАЯ САМООЦЕНКА

ОСОЗНАННОЕ Я, СОЗНАТЕЛЬНАЯ САМООЦЕНКА Вернемся теперь к высшим ценностям.Все высшие ценности являются сигналами возможности реализации всего круга потребностей человека.Теперь уже ясно, что одной из них в качестве такого сигнала является для человека само

Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно — исторические корни

Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно — исторические корни Общие принципы Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.Отличия сознательной деятельности

Дефицитарная мотивация и мотивация роста

Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д — мотивами) заключают в

б) Бессознательная установка

б) Бессознательная установка Преобладание субъективного фактора в сознании означает недооценку объективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему, собственно, подобало бы иметь. Подобно тому как в экстравертной установке объект играет слишком большую

Бессознательная память

Бессознательная память Осуществление постсомнамбулического внушения происходит при посредстве, как ее назвал Ш. Рише, бессознательной памяти. Ей мы обязаны тем, что действие, внушенное в гипнозе, выполняется в любой назначенный момент. Эти опыты рельефно

Сознательная честность и доверие

Сознательная честность и доверие Доверие и честность – крайне важные качества для создания и поддержания союза. Любовные отношения могут пережить нечувствительность, невнимательность, подлость, «славность» и т. д., но нечестность и сомнения губительны. Доверие и

Бессознательная совместимость

Бессознательная совместимость По всей видимости, люди обладают естественной способностью к отслеживанию особенностей бессознательного других людей[366]. Женщины, к которым нас сильнее всего тянет, эмоционально (в большей степени, чем сексуально) отзеркаливают наше

Упражнение 9 Бессознательная манипуляция

Упражнение 9 Бессознательная манипуляция Прочитайте следующую досадную историю и попытайтесь определить, какие высказывания и поступки Джейн несут на себе признаки манипуляции. Запишите свои ответы под текстом. Аннет и Антуан ненадолго приехали на дачу, чтобы

Сознание: это меньше, чем вы думаете

В вашем теле много отличных частей, но мозг это орган лета. Момент ярости мозга в основном является результатом кассового хита Inside Out, от Pixar, анимационной компании, которая раньше ограничивалась такими причудливыми вопросами, как «Что произойдет, если ваши игрушки оживут?» или «Неужели в моем шкафу действительно есть монстры?» С Inside Out создатели фильма подняли свою игру, взявшись за гораздо более неприятный вопрос: как работает мозг?

Ответ, который включает в себя пять колоритных персонажей, живущих в вашей голове и управляющих гигантской панелью управления, был идеальным на многих уровнях, в равной степени сказкой, метафорой и своего рода, довольно хорошей наукой. Но как только проблема была решена, появились настоящие ученые и испортили вечеринку. И сделали это по-крупному.

В новой статье, опубликованной в журнале Behavioral and Brain Sciences , группа исследователей под руководством доцента психологии Эсекьеля Морселлы из Университета штата Сан-Франциско взялась за несколько более узкий вопрос о том, что такое сознание, и пришла к с явно более мрачным взглядом: это почти ничего. Не обращайте внимания на пять персонажей, контролирующих ваши мысли, ты едва их контролируешь. Это бессознательное, которое действительно отвечает.

Статья Морселлы не была основана на какой-либо критической экспериментальной работе. Не было никаких новых сканирований мозга или анкет, или испытуемых просили реагировать на мигающие огни или мерцающие изображения на экране компьютера. Скорее, в работе участвовала не более чем группа очень, очень умных людей, которые очень, очень много думали о вещах. Так, к лучшему или к худшему, были даны ответы на большинство вопросов о сознании с тех пор, как люди начали их рассматривать, и ответы часто были довольно убедительными.

Морселла и его коллеги придумали то, что они назвали «Теорией пассивных фреймов». знание. Когда обработка закончена и есть решение принять или совершить физическое действие, эта очень маленькая работа передается сознательному уму, который выполняет работу, а затем льстит себе тем, что все это время был главным.

Сознательный вы, по сути, подобен не очень умному генеральному директору, чьи подчиненные проводят все исследования, составляют все документы, затем раскладывают их и говорят: «Подпишите здесь, сэр». Генеральный директор делает — и получает кредит.

«Информация, которую мы воспринимаем в нашем сознании, не создается сознательной мыслью», — сказал Морселла в заявлении, сопровождающем выпуск статьи. «И на это не реагируют сознательные процессы. Сознание — это посредник, и оно не так много работает, как вы думаете».

Существуют глубокие эволюционные причины того, что все работает именно так. Люди, как и все животные, действуют максимально экономно; если бы мы могли полностью руководствоваться нашими рефлексами и инстинктами без каких-либо сознательных мыслей, мы бы так и сделали. Есть причина, по которой вы не останавливаетесь, чтобы обдумать, следует ли вам оторвать руку от горячей плиты, а вместо этого просто делаете это. Сознание в этом случае просто замедлит ход событий.

Но по мере того, как мы становились сложными социальными организмами, способными к речи, эмоциям, изготовлению орудий и многому другому, нам понадобился кусочек мозга, который мог бы вмешиваться не столько в управление делами, сколько в управление телом или выбор между двумя или три очень простых варианта. Попробуйте задержать дыхание под водой или нести горячее блюдо. Ваш опорно-двигательный аппарат хочет, чтобы вы в первом случае сделали вдох, а во втором уронили тарелку. Однако та часть вашего подсознания, которая осознает последствия, знает, почему оба этих варианта — плохие идеи. Таким образом, конфликт передается сознательному разуму, который держит вас под контролем до тех пор, пока вы не достигнете поверхности воды или не поставите тарелку на стол.

Но бессознательный разум намного мощнее и креативнее. В частности, авторы ссылаются на язык — человеческую способность, которая считается, возможно, нашим самым высоким и самым сложным даром — как на еще одну область, в которой сознание играет лишь небольшую роль. Вы можете быть лучшим рассказчиком в мире, но когда вы говорите, вы сознательно осознаете лишь несколько слов, которые произносите в любой момент, и это только для того, чтобы вы могли направлять мышцы, которые позволяют формировать и выражать слова. слова в первую очередь. Все содержание вашей речи заранее готовится для вас, прежде чем вы ее произнесете.

Все немного по-другому, если вы, скажем, произносите отрепетированный тост или говорите на чужом языке; в этих случаях сознание либо усвоило сценарий, либо постоянно обращается к внутреннему словарю, напоминая себе преобразовать, скажем, английское cat в испанское gato . Но вся цель беглости языка состоит в том, чтобы устранить этот шаг, чтобы думать на втором языке и, таким образом, еще раз вывести сознание из работы.

Морселла использует аббревиатуры, чтобы доказать свою правоту. Руководящий принцип мозга в посредничестве между сознательным и бессознательным описывается как ЛЕГКОСТЬ — для Элементарного, Основанного на Действии, Простого и Основанного на Эволюции. Система для того, чтобы произносить одно слово вместо другого или держаться за горячее блюдо, даже если вы этого не хотите, — это ПРИЗМА — для параллельных реакций в скелетных мышцах. Но эти утилитарные термины очень хорошо отражают утилитарный способ работы человеческой системы.

Нравится нам это или нет, мы биологические машины, и чем проще мы храним вещи, тем меньше вероятность ошибки или поломки. Ум, как самая сложная часть нас, нуждается в упорядочении больше, чем что-либо еще. Ничто из этого не меняет того факта, что наш мозг является вместилищем наших величайших достижений — нашей поэзии, наших изобретений, нашего сострадания, нашего искусства. Просто это бессознательное, а не сознательное, должно взять на себя поклон. Единственное, что должно с этим спорить, — это одно из наших меньших побуждений: наше тщеславие.

Пишите на номер Джеффри Клугеру по адресу [email protected].

Восприятие, сознательные и бессознательные процессы

  • Meyer-Palmedo I, Fichtner G (eds) (1989). Freud-Bibliographie mit Werkkonkordanz [Фрейд-библиография с согласованием его публикаций]. Фишер, Франкфурт-на-Майне, стр. 15–90

    Google Scholar

  • Бахманн Т. (2004) Непригодность теории обнаружения сигналов, полезное раздражение с точки зрения микрогенетики и неизбежность нейробиологических сигнатур в понимании перцептивного (не)осознания. Сознательное знание 13: 101–106

    ПабМед Google Scholar

  • Benussi V (1923) La Suggione e l’ipnosi come mezzo di analisi psichica reale. В: Atti del IV Congresso Nazionale di Psicologia. Бандеттини, Флоренция, 1925 г. , стр. 35–65

    Google Scholar

  • Benussi V (1925) La Suggione e l’ipnosi come mezzo di analisi psichica reale. Заничелли, Болонья

    Google Scholar

  • Benussi V (1927) Zur Experimentellen Grundlegung hypnosuggestiver Methoden psychischer Analyse. Psychol Forsch 9: 197–274

    Google Scholar

  • Bernat E, Bunce SC, Shevrin H (2001) Потенциалы мозга, связанные с событиями, различают положительные и отрицательные прилагательные настроения во время как супралиминальной, так и подсознательной обработки. Int J Psychophysiol 42: 11–34

    PubMed КАС Google Scholar

  • Блок N (1995) О путанице в функции сознания. Behav Brain Sci 18: 227–247 [перепечатка в: Block N, Flanagan O, Güzeldere G (eds) Природа сознания. Философские дебаты. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1997, стр. 375–415]

    Google Scholar

  • Банс С.К., Бернат Э., Вонг П.С., Шеврин Х. (1999) Дополнительные доказательства бессознательного обучения: предварительная поддержка кондиционирования ЭМГ лица подсознательными стимулами. J Psychiatr Res 33: 341–347

    ПабМед КАС Google Scholar

  • Кэмпион Дж., Латто Р., Смит Ю. (1983) Является ли слепое зрение результатом рассеянного света, сохранной коры и околопорогового зрения? Behav Brain Sci 6: 423–86

    Google Scholar

  • Чалмерс Д. (1996) Сознательный разум. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд

    Google Scholar

  • Чалмерс Д. (2007) Трудная проблема сознания. В: Велманс М., Шнайдер С. (ред.) Блэквеллский спутник сознания. Blackwell Publishing, Malden MA Oxford, стр. 225–235

    . Google Scholar

  • Cheesman J, Merikle PM (2003) Отличие сознательных процессов восприятия от бессознательных. В: Baars BJ, Banks WP, Newman JB (eds) Основные источники в научном изучении сознания. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, стр. 519.–540 [оригинал: Canadian J of Psychology 40: 343–367]

    Google Scholar

  • Клайман Р. (1991) Процедурная организация эмоций: вклад когнитивной науки в психоаналитическую теорию терапевтического действия. J Am Psychoanal Assoc 39: 349–381

    Google Scholar

  • Дамасио А (1999) Ощущение происходящего. Тело и эмоции в создании сознания. Уильям Хайнеманн, Лондон

    Google Scholar

  • Деннет DC (1987) Сознание. В: Грегори Р.Л. (ред.) Оксфордский спутник разума. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд

    Google Scholar

  • Дрецке Ф. (1995) Натурализация разума. MIT Press, Кембридж, Массачусетс

    Google Scholar

  • Эдельман Г. М. (1989) Запоминающееся настоящее. Биологическая теория сознания. Основные книги, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Эдельман Г.М. (1992) Яркий воздух, яркий огонь. По поводу разума. Бейсик Букс, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Erdelyi MH (1974) Новый взгляд на New Look: Перцептивная защита и бдительность. Psychol Rev 81: 186–190

    Google Scholar

  • Erdelyi MH (2004a) Комментарии к комментариям: Kihlstrom, Bachmann, Reingold, and Snodgrass. Сознательное знание 13: 430–433

    ПабМед Google Scholar

  • Erdelyi MH (2004b) Подсознательное восприятие и родственные ему: теория, неопределенность и время. Conscious Cogn 13: 73–91

    PubMed Google Scholar

  • Farah MJ (1994) Зрительное восприятие и зрительное восприятие после повреждения головного мозга: обзор учебного пособия. В: Umiltà C, Moscovitch M (ред.) Внимание и производительность. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, стр. 37–75 [перепечатка в: Block N, Flanagan O, Güzeldere G (eds) Природа сознания. Философские дебаты. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1997, стр. 203–236]

    Google Scholar

  • Фарах М.Дж. (2001) Сознание. В: Rapp B (ed) Справочник по когнитивной нейропсихологии: что дефициты говорят о человеческом разуме. Psychology Press/Taylor & Francis, London

    Google Scholar

  • Fendrich R, Wessinger CM, Gazzaniga MS (1992) Остаточное зрение при скотоме: последствия для слепого зрения. Наука 258: 1489–1491

    ПабМед КАС Google Scholar

  • Fisher C (1954) Сны и восприятие: роль предсознательных первичных способов восприятия в формировании сновидений. J Am Psychoanal Assoc 2: 389–445

    PubMed КАС Google Scholar

  • Fisher C (1956) Сны, образы и восприятие: исследование отношений бессознательного и предсознательного. J Am Psychoanal Assoc 4: 5–48

    ПабМед КАС Google Scholar

  • Fisher C (1957) Изучение предварительных стадий построения сновидений и образов. J Am Psychoanal Assoc 5: 60–87

    Google Scholar

  • Fisher C (1959) Дальнейшие наблюдения феномена Пётцля: влияние подсознательной зрительной стимуляции на сны, образы и галлюцинации. Психоанализ и современная мысль 11 (1984): 3–56 [оригинал в: Evol Psychiatr 4 (1959): 551–566]

    Google Scholar

  • Фланаган О. (1992) Переосмысление сознания. MIT Press, Кембридж, Массачусетс

    Google Scholar

  • Fonagy P (1999) Память и терапевтическое действие. Int J Psychoanal 80: 215–224

    PubMed Google Scholar

  • Фонаги П. (2001) Теория привязанности и психоанализ. Другая пресса, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Fonagy P (ed) (2002) Открытый обзор исследований результатов в психоанализе. 2 и изд. Международная психоаналитическая ассоциация, Лондон

    Google Scholar

  • Freud S (1896b) Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты. В: Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (SE), том 3. Лондон, Hogarth Press, стр. 162–185 9.0009

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1900а) Толкование снов. В SE тома 4–5

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1910i) Психоаналитический взгляд на психогенное нарушение зрения. В: SE том 11, стр. 211–218

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1912г) Заметка о бессознательном в психоанализе. В: SE vol 12, pp 260–266

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1915e) Бессознательное. В: SE том 14, стр. 166–204

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1917а) Трудность на пути психоанализа. В: SE том 17, стр. 137–144

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1923b) Эго и Оно. В: SE том 19, стр. 12–59

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1925e) Сопротивление психоанализу. В: SE том 19, стр. 213–224

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1933a [1932]) Новые вводные лекции по психоанализу. В: SE том 22, стр. 1–182

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1940 a [1938]) Очерк психоанализа. В: SE том 23, стр. 144–207

    Google Scholar

  • Фрейд С. (1950c [1895]) Проект научной психологии. В: SE том 1, стр. 295–397

    Google Scholar

  • Freud S, Ferenczi S (1996) Переписка Зигмунда Фрейда и Шандора Ференци 1914–1919, том 2, Brabant E, Falzeder E, Giampieri-Deutsch P (eds) Harvard University Press, Cambridge, MA

    Google Scholar

  • Габбард Г. О. (2005) Психодинамическая психиатрия в клинической практике. 4 th edn American Psychiatric Publishing Inc, Вашингтон, Лондон

    Google Scholar

  • Галлезе В. (2006) Зеркальные нейроны и преднамеренная настройка: комментарий к Олдсу. J Am Psychoanal Assoc 54/1: 47–57

    Google Scholar

  • Газзанига М.С., Фендрих Р., Вессингер К.М. (1994) Пересмотр слепого зрения. Curr Dir Psychol Sci 3: 93–96

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (ed) (2002) Psychoanalyse im Dialog der Wissenschaften. Europäische Perspektiven, vol 1. Kohlhammer, Stuttgart

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (ed) (2004) Psychoanalyse im Dialog der Wissenschaften. Англо-американские перспективы, том 2. Кольхаммер, Штутгарт

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (2005a) Подход к современным психоаналитическим исследованиям. В: Giampieri-Deutsch P (ed) Психоанализ как эмпирическая междисциплинарная наука. Verlag Österr Akad Wiss, Вена, стр. 15–53

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (ed) (2005b) Психоанализ как эмпирическая междисциплинарная наука. Сборник статей о современных психоаналитических исследованиях. Verlag Österr Akad Wiss, Вена

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (2008a) Die Erkenntnis des Geistes, Mentalen in der Psychoanalyse. В: Appel K, Weber HP, Langthaler R, Müller S (eds) Naturalisierung des Geistes? Beiträge zur gegen-wärtigen Debatte um den Geist. Königshausen & Neumann, Вюрцбург, стр. 135–150

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (2008b) Zur Erkenntnis des Bewusstseins: Perspektiven aus der Psychoanalyse und aus der analytischen Philosophie des Geistes unter Berücksichtigung der Experimentellen Wissenschaften. В: Gloy K (ed) Kollektivund Individualbewusstsein. Königshausen & Neumann, Вюрцбург, стр. 87–107

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (изд.) (2009 г.)) Geist, Gehirn, Verhalten: Зигмунд Фрейд и современные умы. Königshausen & Neumann, Вюрцбург

    Google Scholar

  • Giampieri-Deutsch P (2010) Некоторые замечания о психоаналитических исследованиях и университетах. Международный форум Psychoan 19/4: 210–217

    Google Scholar

  • Гюзельдере Г., Фланаган О., Хардкасл В.Г. (2000) Природа и функция сознания: уроки слепого зрения. В: Gazzaniga M (ed) Новые когнитивные нейробиологии. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, стр. 1277–1284

    Google Scholar

  • Хартманн Г. (1959) Психоанализ как научная теория. В: Хук С. (ред.) Психоанализ, научный метод и философия. Издательство Нью-Йоркского университета, Нью-Йорк, стр. 3–37

    Google Scholar

  • Хофер М. (2001) Происхождение привязанности и регуляторы развития в рамках ранних социальных взаимодействий: от животного к человеку. В: Калвербур А. Ф., Грамсберген А. (ред.) Справочник по мозгу и поведению в развитии человека. Клювер, Дордрехт, Бостон, Лондон, стр. 821–840

    Google Scholar

  • Холдер А (1982) Фрейд Теория психических аппаратов. В: Eicke D (ed) Tiefenpsychologie vol 1. Beltz Verlag, Weinheim, Basel

    Google Scholar

  • Холт Р.Х. (1968) Руководство по оценке проявлений первичного процесса в реакциях Роршаха. 10 th edn Исследовательский центр психического здоровья, Нью-Йоркский университет, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Холт Р. Х. (1989) Переоценка Фрейда. Свежий взгляд на психоаналитическую теорию. Гилфорд Пресс, Нью-Йорк, Лондон

    Google Scholar

  • Джеймс В. (1890) Принципы психологии. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1981

    Google Scholar

  • Кандель Э. (2005) Психиатрия, психоанализ и новая биология разума. Американское психиатрическое издательство, Вашингтон, округ Колумбия, Лондон

    Google Scholar

  • Каплан-Солмс К., Солмс М. (2000) Клинические исследования в области нейропсихоанализа. Введение в глубинную нейропсихологию. Karnac Books, Лондон, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Kihlstrom JF (2004) Доступность, доступность и подсознательное восприятие. Conscious Cogn 13: 92–100

    PubMed Google Scholar

  • Леду Дж. (1996) Эмоциональный мозг. Таинственные основы эмоциональной жизни. Саймон и Шустер, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Лейхсенринг Ф., Рабунг С. (2008). Эффективность долгосрочной психодинамической психотерапии: метаанализ. J Am Medical Assoc 300 (13): 1551–1565

    CAS Google Scholar

  • Leichsenring F, Rabung S (2011)Долгосрочная психодинамическая психотерапия при сложных психических расстройствах: обновление метаанализа. Бр Дж Психиатрия 199: 15–22

    ПабМед Google Scholar

  • Leichsenring F, Salzer S, Jaeger U, Kächele H, Kreische R, Leweke F, Rueger U, Winkelbach C, Leibing E (2009). Краткосрочная психодинамическая психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия при генерализованном тревожном расстройстве: рандомизированное контролируемое исследование. Am J Psychiatry 166(8): 875–81

    PubMed Google Scholar

  • Левин Ф. (2004) Исполнительный Aufmerksamkeitsnetzwerk (ECN), селективный Aufmerksamkeit und kognitives Defizit: Mögliche Mechanismen der Lernstörung (LS) und der Aufmerksamkeitsdefizitstörung (ADS). В: Giampieri-Deutsch P (ed) Psychoanalyse im Dialog der Wissenschaften. Англо-американские перспективы, т. 2. Кольхаммер, Штутгарт, стр. 19.2–212

    Google Scholar

  • Левин Ф. (2009) Эмоции и психодинамика мозжечка (МБ): нейропсихоаналитический анализ и синтез. В: Giampieri-Deutsch P (ed) Geist, Gehirn, Verhalten: Sigmund Freud und die modernen Wissenschaften. Königshausen & Neumann, Вюрцбург, стр. 67–83

    Google Scholar

  • Люборский Л. (1988) Периодическое кратковременное забывание: его содержание и контекст. В: Горовиц М. (ред.) Психодинамика и познание. University of Chicago Press, Чикаго, стр. 223–251

    Google Scholar

  • Марсель AJ (1983) Сознательное и бессознательное восприятие: подход к отношениям между феноменальным опытом и процессами восприятия. Cogn Psychol 15: 238–300

    PubMed КАС Google Scholar

  • Merikle PM, Daneman M (2000) Сознательное и бессознательное восприятие. В: Gazzaniga M (ed) Новые когнитивные нейробиологии. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, стр. 129.5–1303

    Google Scholar

  • Милнер Б., Сквайр Л. Р., Кандел Э. Р. (1998) Когнитивная неврология и изучение памяти. Нейрон 20: 445–468

    PubMed КАС Google Scholar

  • Musatti C (1957) Coscienza e inconscio nelle ricerche experimentali di Vittorio Benussi. Рив Псикол 51: 3–23

    Google Scholar

  • Осгуд К.Э., Мэй У.Х., Майрон М.С. (1975) Межкультурные универсалии аффективного значения. University of Illinois Press, Урбана

    Google Scholar

  • Панксепп Дж. (1999) Эмоции с точки зрения психоанализа и неврологии: упражнение в совести. Нейропсихоанальная 1:15–38

    Google Scholar

  • Poppel E, Held R, Frost D (1973) Остаточная функция после травм головного мозга, затрагивающих центральные зрительные пути у человека. Природа 243: 295–96

    ПабМед КАС Google Scholar

  • Pötzl O (1917) Experimentell erregte Traumbilder in ihrer Beziehungen zum indirekten Sehen. Z Gesamte Neurol Psychiatr 37: 278–349

    Google Scholar

  • Рапапорт Д. (1959) Исторический обзор психоаналитической психологии эго. Проблемы психологии, том 1, монография 1. International Universities Press, Нью-Йорк,

    .

    Google Scholar

  • Reingold EM (2004) Бессознательное восприятие: предположения и трудности интерпретации. Conscious Cogn 13: 117–122

    PubMed Google Scholar

  • Roth G (2004) Wie das Gehirn die Seele macht. В: Giampieri-Deutsch P (ed) Psychoanalyse im Dialog der Wissenschaften. Англо-американские перспективы, т. 2. Кольхаммер, Штутгарт, стр. 171–191

    Google Scholar

  • Сэндлер Дж., Дэйр С., Холдер А. (1972) Системы отсчета в психоаналитической психологии. II. Исторический контекст и этапы развития психоанализа. Br J Med Psychol 45: 133–142

    PubMed КАС Google Scholar

  • Sandler J, Holder A, Dare C (1997) Модели психики Фрейда. Книги Карнака, Лондон

    Google Scholar

  • Scoville WB, Milner B (1957) Потеря недавней памяти после двустороннего поражения гиппокампа. J Neurol Neurosurg Psychiatry 20: 11–21

    PubMed КАС Google Scholar

  • Серл Дж. (1979) Выражение и значение. Исследования по теории речевых актов. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Массачусетс

    Google Scholar

  • Сирл Дж. (1992) Новое открытие разума. MIT Press, Кембридж, Массачусетс,

    Google Scholar

  • Shedler J (2010)Эффективность психодинамической психотерапии. Am Psychol 65: 98–109

    PubMed Google Scholar

  • Шеврин Х (1992) Подсознательное восприятие, память и сознание: Когнитивные и динамические перспективы. В: Борнштейн Р.Ф., Питтман Т.С. (ред.) Восприятие без осознания: когнитивная, клиническая и динамическая перспективы. Guilford Press, Нью-Йорк, стр. 123–142 9.0009

    Google Scholar

  • Шеврин Х (1997) Комментарии. J Am Psychoanal Assoc 45: 746–753

    Google Scholar

  • Шеврин Х (2000) Экспериментальное исследование бессознательного конфликта, бессознательного аффекта и бессознательного сигнала тревоги. В: Велманс М. (ред.) Исследование феноменального сознания. John Benjamins Publ Comp, Амстердам, Филадельфия, стр. 33–65

    .

    Google Scholar

  • Шеврин Х (2004) Die Experimentelle Untersuchung von unbewusstem Konflikt, unbewusstem Affekt und unbewusster Signalangst. В: Giampieri-Deutsch P (ed) Psychoanalyse im Dialog der Wissenschaften. Англо-американская перспектива, том 2. Кольхаммер, Штутгарт, стр. 114–142

    Google Scholar

  • Шеврин Х. (2005) К теории сознания, основанной на последних достижениях в области подсознательных исследований. В: Giampieri-Deutsch P (ed) Психоанализ как эмпирическая междисциплинарная наука. Verlag Österr Akad Wiss, Вена, стр. 57–74

    Google Scholar

  • Шеврин Х., Бонд Дж., Бракел Л., Хертель Р., Уильямс В. (1996) Сознательные и бессознательные процессы. Психодинамические, когнитивные и нейрофизиологические конвергенции. Гилфорд Пресс, Нью-Йорк, Лондон

    Google Scholar

  • Шеврин Х. , Дикман С. (2003) Психологическое бессознательное: необходимое допущение для всей психологической теории? В: Baars BJ, Banks WP, Newman JB (eds) Основные источники в научном изучении сознания. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, стр. 541–538

    Google Scholar

  • Шеврин Х., Фишер С. (1967) Изменения эффектов бодрствующего подсознательного стимула в зависимости от сновидений и сна без сновидений. J Abnorm Psychol 72(4): 362–368

    PubMed КАС Google Scholar

  • Шеврин Х., Люборский Л. (1958) Измерение предсознательного восприятия в снах и образах: исследование феномена Петцля. J Abnorm Soc Psychol 56: 285–294

    КАС Google Scholar

  • Снодграсс М. (2004) Парадигма диссоциации и ее неудовлетворенность: как сделать вывод о бессознательном восприятии или памяти? Conscious Cogn 13: 107–116

    PubMed Google Scholar

  • Снодграсс М. , Шеврин Х. (2006) Бессознательное торможение и облегчение на пороге объективного обнаружения: воспроизводимые и качественно разные бессознательные эффекты восприятия. Познание 101 (1): 43–79

    ПабМед Google Scholar

  • Солмс М. (1997) Что такое сознание? J Am Psychoanal Assoc 45: 681–703 и 765–778

    PubMed КАС Google Scholar

  • Solms M (2004) Ein Beispiel aus der neuropsychoanalytischen Forschung: Das Korsakow-Syndrom. В: Giampieri-Deutsch P (ed) Psychoanalyse im Dialog der Wissenschaften. Англо-американские перспективы, т. 2. Кольхаммер, Штутгарт, стр. 213–228

    Google Scholar

  • Сквайр Л. Р., Кандель Э. Р. (1999) Память: от разума к молекулам, Библиотека Scientific American, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Саллоуэй Ф. Дж. (1979) Фрейд, биолог разума. Бернетт, Лондон

    Google Scholar

  • Trevarthen C (2001) Нейробиология раннего общения: интерсубъективные регуляции в развитии человеческого мозга. В: Калвербур А. Ф., Грамсберген А. (ред.) Справочник по мозгу и поведению в развитии человека. Клувер, Дордрехт, Бостон, Лондон, стр. 841–881

    Google Scholar

  • Trevarthen C, Reddy V (2007) Сознание у младенцев. В: Велманс М., Шнайдер С. (ред.) Блэквеллский спутник сознания. Блэквелл Оксфорд, стр. 41–57

    Google Scholar

  • ван Гулик Р. (1994) Исследования дефицита и функции феноменального сознания. В: Грэм Г., Стивенс Г.Л. (ред.) Философская психопатология. MIT Press, Кембридж, Массачусетс,

    Google Scholar

  • Велманс М. (1991) Сознательна ли обработка информации человеком? Behav Brain Sci 14: 651–726

    Google Scholar

  • Велманс М. (2000) Введение в исследование феноменального сознания. В: Велманс М. (ред.) Исследование феноменального сознания. John Benjamins Publ Comp, Амстердам, Филадельфия, стр. 1–15

    Google Scholar

  • Weiskrantz L (1986) Слепое зрение: тематическое исследование и последствия. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд

    Google Scholar

  • Weiskrantz L (1990) Перспективы слепого видения: Явные методологии для неявных процессов. Proc R Soc Lond B Biol Sci 239: 247–78

    PubMed КАС Google Scholar

  • Вейскранц Л. (1997) Потерянное и обретенное сознание. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд

    Google Scholar

  • Weiskrantz L (1998) Слепое зрение: тематическое исследование и последствия. 2 и изд. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд

    Google Scholar

  • Weiskrantz L (2007) Случай слепого зрения.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts