Уровни и структура деятельности в психологии и её свойства
Деятельность в широком смысле – это динамичное взаимодействие человека с окружающим миром. Когда ты работаешь, занимаешься спортом, играешь с ребенком, учишь иностранный язык, даже когда жаришь блинчики – это все деятельность.
На нашу деятельность оказывает влияние два главных фактора, это мотив и цель.
В этой статье:
Мотивы и целиПочему в понимании деятельности нужно четко разграничивать мотив и цель?Структура деятельностиУровни деятельностиВсегда ли уровни деятельности можно разделить?
Мотивы и цели
Фото автора Israelzin Oliveira: Pexels
Мотив – внутреннее побуждение к определенной деятельности, наше желание и наше стремление удовлетворить определенную потребность. Мотив – это то, чего ты хочешь. Например, ты хочешь быть финансово независимой. У тебя есть потребность в свободе и самоутверждении. Это твой мотив, но не цель.
Цель – субъективный образ конченого результата. То есть это конкретизированная, наглядная форма мотива. Если твой мотив – это желание быть независимой, то твоя цель, например, устроиться на работу в конкретную организацию. Или достигнуть конкретного уровня зарплаты.
Разные люди могут стремиться к одной цели, но при этом руководствоваться разными мотивами. Ты и твоя подруга учите иностранный язык. Конечная цель – владеть этим языком на свободном уровне. Допустим, тебе это нужно для работы, поскольку у тебя есть желание работать в зарубежном филиале своей фирмы. А подруге это нужно для путешествий по миру.
Почему в понимании деятельности нужно четко разграничивать мотив и цель?
От этого зависит успех твоей деятельности. Мы очень часто терпим поражение просто потому, что неправильно формулируем нашим цели. Мы часто говорим, что хотим много зарабатывать, хотим создать семью, хотим жить интересной жизнью. Но все это мотивы. Наш мозг не может выстроить четкую деятельность, пока мы не сформулируем цель.
Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.
Например, наше подсознание не понимает, что значит «много зарабатывать». Много, это сколько? Если мы хотим реализовать этот мотив, мы должны поставить четкую ясную цель: определить уровень доход, который мы хотим иметь, или должность, которую мы хотим занять. Тогда это будет цель.
Цель должна быть видима, предметна и осознана.
Структура деятельности
- психофизиологические функции;
- операции;
- действия;
- особые виды деятельности.
На самом нижнем уровне психофизиологические функции, под которыми понимается физиологическое обеспечение наших психических процессов. Это способность к ощущению, моторная способность, то есть все то, что обусловлено нашей биологией.
Операции – это наши автоматизмы и навыки. Мы их делаем почти неосознанно, потому что они нами хорошо освоены и не предполагают усилий для своего выполнения. Операцией может быть то, как спортсмен рефлекторно ловит летящий мяч, как повар переворачивает блин на сковороде. В игре на пианино то, как пианист нажимает клавиши – тоже операция.
Действие – процесс, направленный на реализацию цели, это основана единица деятельности. Действия – это всегда сознательный акт поведения, предполагающий нашу активность и вовлеченность в процесс.
Уровни деятельности
В психологии различают три уровня деятельности, которые присущи каждому человеку:
- бессознательный уровень;
- подсознательный уровень;
- сознательный уровень.
На бессознательном уровне находятся наши инстинкты, которые присуши любому животному и регулируются биохимическими процессами в наш организме: инстинкт самосохранения, выживания, инстинкт размножения.
Как бы мы не пытались уйти от нашего животного начала, инстинкты оказывают влияние на нас и на нашу деятельность. Большинство из нас умеет контролировать это влияние, но оно никуда не исчезает и будет с нами всегда.
Подсознательный уровень включает в себя навыки, умения, автоматизмы, импульсы, эмоции, моральные установки. Навыки и умения – это то, чему мы научились в жизни. Это действия, которые мы освоили так хорошо, что при их повторении, практически не затрачиваем усилий, а степень нашего внимания при этом очень мала. Автоматизмы – умственные, речевые и двигательные акты, которые происходят без нашего сознательного участия.
Фото автора Andrea Piacquadio: PexelsОсобенно интересно на этом уровне рассматривать нашу эмоциональную сферу, наши влечения, страсти и желания. То, что оказывает на нас влияние, хоть мы того и не замечаем. Они берут над нами верх, когда мы теряем над собой контроль, например, в состоянии аффекта. Но у них еще есть «тихое», незаметное влияние. Они как бы нашептывают нам и говорят куда идти. Они приносят много пользы. Они – это сигнальная система для нашего сознания.
Бывало ли у тебя такое, что ты находишься в компании, и все вроде бы хорошо. Но почему-то ты начинаешь испытывать тревогу или раздражение. Это сигнал твоего подсознания, который говорит – тебе здесь не место, тебе что-то не нравится, что-то не так.
Это хороший повод если не покинуть эту компанию, то хотя бы обратить внимание на свои чувства и попытаться проанализировать их, найти причину беспокойства. Порой эта причина может быть незначительна. Допустим, какой-то человек в этой компании чем-то напомнил тебе кого-то, с кем ты не хотела бы иметь дело.
На сознательном уровне находятся наши знания и культурные нормы. Наше сознание контролирует большую часть нашего поведения, оно всегда вовлечено в деятельность и сдерживает инстинкты и желания. Сознание пытается все контролировать, рационализировать и упорядочивать.
Фото автора Nathan Cowley: PexelsДеятельность на сознательном уровне руководствуется:
- социальными нормами поведения;
- целями и задачами;
- моральными принципами;
- осознанностью;
- продуктивностью.
Мотивы и желания, которые лежат на подсознательном уровне, на уровне сознания мы преобразуем в конкретные цели и задачи. И начинаем действовать согласно им.
Именно на сознательном уровне мы понимаем, как нужно вести себя в том или ином обществе, какие нормы приняты в этой социальной среде. На сознательном уровне мы понимаем, что правильно, а что неправильно, что такое хорошо, а что такое плохо. Вроде бы…
Всегда ли уровни деятельности можно разделить?
Важно понимать, что разделение деятельности на эти уровни очень условное и неоднозначное. Все три уровня существуют одновременно и постоянно оказывают влияние на нашу жизнь. Мы говорили о том, что сознание определяет нормы поведения. Определяет, что такое хорошо, а что такое плохо. Но всегда ли это заслуга сознания?
Фото автора cottonbro: PexelsДопустим, ты ведешь себя прилично и скромно. Почему? Это твой сознательный выбор? Или установка общества или родителей, которые говорили, что девочка должна быть приличной и скромной? Допустим, говоря с начальником, ты испытываешь сильнейший стресс и никогда не можешь отстоять свою точку зрения.
Это твой сознательный выбор, основанный на том, что в любой организации должна быть иерархическая структура и нужно соблюдать субординацию? Или тебе мама говорила, что всегда нужно слушаться старших?
Таким образом, уровни деятельности сильно переплетены друг с другом, они существуют одновременно, пытаются доминировать, переходят то на сознательный, то на автоматический уровень, и постоянно влияют на нашу жизнь.
Деятельность в психологии: понятие, структура и виды
Деятельность часто путают со схожими понятиями, заменяя в разговоре на действие, работу, выполнение. Психология рассматривает ее как отдельный процесс, присущий человеку. Деятельность в психологии — движущая сила, которая необходима для развития индивида как личности. Без нее невозможно эволюционировать. Благодаря деятельности меняется сам индивид и мир вокруг него.
Понятие и суть
Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.
Деятельность — спорная, малоизученная тема. Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А. Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.
Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».
Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.
Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.
История изучения и последователи
Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.
Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.
Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.
Предмет
Сознательная деятельность присуща только человеку, но рассматривать ее необходимо в контексте окружающего мира. Действия животных не преобразовывают природу, действия человека — могут менять ее, а технический прогресс делает упрощает этот процесс.
Независимо от направленности действий, индивид влияет на окружение. Поэтому в качестве предмета можно взять весь мир. Влияя на один элемент, человек изменяет элементы, которые с ним связаны.
Структура и особенности
Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:
- формирует цель;
- выбирает действие;
- совершает действие.
Эта совокупность — макроструктура.
Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.
Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.
На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.
Уровни
Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.
Бессознательный уровень
На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.
Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.
Подсознательный уровень
Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.
Сознательный уровень
На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.
В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.
Формы
У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:
- Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
- Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
- Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
- Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения. Участвует в работе остальных процессов.
- Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
- Воля — уровень выраженности стремления. Необходима для достижения цели.
Развитие отдельных форм происходит неравномерно. Основы, тенденция развития закладывается в детстве. Если одна форма развита недостаточно, она будет негативно влиять на остальные. Проблемы с памятью влияют на мышление, недостаток воли сказывается на восприятии.
Классификация
Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.
Физическая форма
Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.
Интеллектуальная форма
Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.
Функции
Чтобы действия были направленными, приводили к назначенной цели, человек должен освоить 3 метода развития психических процессов:
- Игра — первичная деятельность, которая помогает ребенку развивать психические процессы. Через игру дети проходят первичную социализацию, учатся взаимодействовать с окружающими. Игра влияет на развитие мышления, подготавливая ребенка к следующему методу.
- Учебная — необходима для становления ребенка в коллективе, выборе, освоении профессии. Качество учебы влияет на дальнейшую жизнь ребенка, выбор рабочего места.
- Трудовая — необходима для реализации профессиональных навыков, самореализации. Труд важен для социализации отдельных индивидов, процесса эволюции.
Если в детстве человек не освоил сюжетную игру, он не сможет полноценно освоить учебную, лишится потребности реализоваться в труде. Таким людям сложно стать частью социума, их социальные навыки не развиваются. Игра имеет ключевое значение для дошкольника, у взрослых может применяться как терапевтический метод.
Методы изучения
Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:
- Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
- Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
- Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.
Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.
Полезное видео
Узнать больше о деятельности в психологии можно из видео:
Достаточно ли вы занимаетесь досугом?
Перегруженные работой, перегруженные графиком и находящиеся под постоянной бомбардировкой стимуляции всеми нашими цифровыми устройствами и давлением, чтобы что-то делать (например, отвечать на электронные письма, текстовые сообщения, голосовые сообщения), мы привыкли рассматривать декомпрессию и ничегонеделание как пустую трату времени. время. В недалеком прошлом люди проводили ленивый послеобеденный сон или возились по дому или «пережёвывали жир» с соседом как безвинное занятие.
Часто досуг рассматривают как нечто, что можно оставить на время выхода на пенсию, когда есть гораздо более ограниченные обязательства и больше финансовой безопасности. Тем не менее, досуг имеет решающее значение для всех возрастов; это не только для пенсионеров. По мере того, как сон перезаряжает тело, время, потраченное на декомпрессию от постоянных требований, заряжает нашу психику энергией. Досуг может уменьшить стресс, а также способствовать социализации и развитию отношений.
Что такое досуг? Термин «досуг» может иметь много значений. Некоторые определяют его как время, не проведенное на работе; это нерыночный труд (Engemann & Owyang, 2007). Стеббенс, выдающийся исследователь досуга, определяет его как «непринужденную, контекстуально оформленную деятельность, которой люди занимаются в свободное время, которую люди хотят делать и, используя свои способности и ресурсы, на самом деле выполняют либо доставляющую удовлетворение, либо приносящую удовлетворение (или и то, и другое)».
(2012, с. 4). Получение удовольствия и другого положительного подкрепления не ограничивается досугом. Для некоторых работа по дому, такая как приготовление пищи, уборка или оплата счетов в тишине, является досугом. То, что для одного является досугом, для другого может быть работой или обязанностями. Некоторым людям не доставляет удовольствия проводить свое «свободное время», участвуя в таких мероприятиях, как развлечения, общение, хобби или спорт. Определение досуговой деятельности уникально в зависимости от симпатий и антипатий человека.Независимо от описания того, что представляет собой «досуг», важно, чтобы занятия были положительными в их воздействии на людей. Досуг может способствовать исцелению, личным и социальным изменениям и благополучию. Ивасаки, Мессина и Хоппер (2018) пишут, что досуг может привести к осмысленной жизни, способствуя «(а) радостной жизни, (б) связанной жизни, (в) открытой жизни, (г) спокойной жизни и (д) наделенная полномочиями жизнь» (стр. 30). Таким образом, досуг должен: доставлять удовольствие; способствовать социальным, культурным и духовным связям человека; поощрять узнавать больше о себе в отношении личных характеристик и качеств; помогают стабилизировать и контролировать свою жизнь и мотивируют чувствовать себя свободным и сильным.
Досуг способствует положительным психологическим состояниям. Если это так, то почему люди не придают ему столько же значения и времени, сколько другим видам деятельности? Например, работа обычно воспринимается как очень важная деятельность, в которой она, вероятно, будет иметь приоритет над отдыхом. Воспринимаемая значимость работы и обязанностей может быть функцией культуры. Например, часто считается, что Соединенные Штаты более «ориентированы на работу» по сравнению с некоторыми европейскими странами. Другие вопросы, такие как финансы, возраст или пол, могут влиять на то, насколько большое значение человек придает досугу. Kuykendall, Tay, and Ng (2015) проанализировали факторы, влияющие на то, уделял ли кто-либо досугу приоритетное внимание. Досуг аннулируется, когда есть финансовые трудности или требования семьи (уход за детьми или уход за ними). Интересно, что работающие мужчины проводили больше досуга, чем работающие женщины, что, возможно, было связано с меньшим чувством вины и большим удовлетворением от отдыха; или, возможно, поскольку работающие женщины также могут брать на себя большую долю семейных обязанностей, это может ограничивать время для отдыха.
Досуг побуждает людей ощутить свободу, что часто приводит к чувству контроля, компетентности и повышению самооценки. Участие в приятных занятиях стимулирует выработку нейрохимических веществ, которые, в свою очередь, улучшают физическое здоровье. К другим положительным преимуществам досуга относятся:
- Стимулирующая мотивация
- Вклад в осмысленную и всестороннюю жизнь
- Помощь человеку справиться с неблагоприятными событиями и приспособиться к ним
- «Подзарядка», давая уставшим или эмоционально истощенным силы духа идти дальше
- Разрешение людям вознаграждать себя и усиливать восприятие собственной важности (т. е. вы достаточно важны, чтобы предаваться приятной деятельности)
Таким образом, вместо того, чтобы подчинять досуговую деятельность — или, что еще хуже, очернять ее, — досуг следует принять в качестве важнейшего компонента психологической и физической диеты каждого человека. Понятно, когда и сколько человек тратит на это, нужно оценивать индивидуально. Его репаративные, защитные и аддитивные свойства нельзя недооценивать. Хотя на определенных этапах жизни многие другие виды деятельности могут иметь приоритет перед отдыхом, даже небольшое время, проведенное в свободное время, может иметь положительный эффект. Досуг — один из питательных элементов жизни, который не только поддерживает нас, но и делает нашу жизнь лучше.
Психологические занятия для старших классов
МОЛЛИ КАРТЕР
25 ИЮНЯ 2018
КЛАСС
Существуют различные психологические занятия для старшеклассников, которые учителя могут использовать в курсе «Введение в психологию» или для ознакомления учащихся с предметом. Эти занятия могут пробудить интерес к психологии и продемонстрировать различные аспекты психологии старшеклассникам. Есть много веселых и интересных занятий, которые могут заинтересовать студентов, чтобы они могли изучить то, что может предложить область психологии.
Исследуйте эту статью
- Активность в области психологии развития
- Активность в социальной психологии
- Действия в психотерапии
- Ощущение и восприятие
1 Действие Психиология.
Область психологии развития называется фокусом с воздушным шаром. В этом психологическом занятии используются воздушные шары, чтобы продемонстрировать привыкание и отказ от привычек у младенцев. Чтобы выполнить задание, нужно надуть шесть или семь воздушных шаров и сгруппировать их вместе. Воткните большую иглу в первый шарик и лопните его. Студенты вздрогнут. Воткните иголку в следующий шарик, и отклика будет меньше. Продолжайте лопать воздушные шары. К четвертому или пятому воздушному шарику учащиеся почти не реагируют, потому что они ожидают, что шарики лопнут (привыкание). Перед началом занятия возьмите последний шарик и с помощью прозрачной ленты поставьте на нем крестик. Когда вы воткнете иглу в этот воздушный шар, проткните ее через прозрачную ленту, и воздушный шар не лопнет. Это вызовет у учеников другую реакцию (отказ от привычки), потому что они ожидали, что шарик лопнет.2 Задание по социальной психологии
Это задание посвящено социальной психологии и демонстрирует учащимся старших классов, насколько легко людям формировать предубеждения и мнения о различных группах людей. Когда ученики входят в класс, разделите их на две группы: те, кто носит теннисные туфли, и те, кто не носит теннисные туфли. Затем пусть группа студентов, носящих теннисные туфли, обдумает, почему другая группа студентов не носила теннисные туфли. Группа студентов, не носивших теннисные туфли, должна провести мозговой штурм, чтобы понять, почему другая группа в тот день была в теннисных туфлях. Когда группы закончат мозговой штурм, обсудите их ответы.
3 Занятия по психотерапии
Другое психологическое занятие для старшеклассников основано на психотерапии. В психотерапии необходимо, чтобы пациентка раскрыла свои сокровенные тайны, и этому часто встречается сопротивление. Эта деятельность демонстрирует это для студентов. Начните с того, что сообщите учащимся, что они не обязаны участвовать и могут сказать «нет» в любое время. Попросите учащихся записать на листе бумаги секрет, о котором они никому не рассказывали, и сложить лист. Затем учитель ходит по классу и просит учеников раскрыть свой секрет.