Деятельность в психологии это определение: Деятельность это

А.Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности

Важность категории деятельности не требует доказательства… Внесение в психологическую науку категории деятельности (Tatig-Keit)… имеет поистине ключевое значение для решения таких капитальных проблем, как проблема сознания человека, его генезиса, его исторического и онтогенетического развития, проблема его внутреннего строения. Оно, наконец, единственно открывает возможность создать единую научную систему психологических знаний…

Первый вопрос, на котором я остановлюсь, – это вопрос о значении категории деятельности для понимания детерминации психики, сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на рецепирующие системы человека. Подход этот с классической, так сказать, ясностью нашел свое выражение в психофизике и физиологии органов чувств прошлого столетия. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от физических параметров раздражителей, воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: «раздражитель – субъективное переживание».

Как известно, психофизические, исследования внесли очень важный вклад в учение об ощущениях, но известно также, что исследования эти закрепляли субъективно-эмпирическое понимание ощущений и логически неизбежно приводили к выводам в духе физиологического идеализма.

Нужно заметить, что тот же самый подход и соответственно та же самая принципиальная схема сохранились и в дальнейших исследованиях восприятия, в частности в гештальтпсихологии. Наконец, в бихевиоризме, т.е. применительно к исследованию поведения, он выразился в знаменитой схеме «стимул – реакция», которая до сих пор остается исходной для позитивистских психологических концепций, более всего распространенных сейчас в зарубежной психологии.

Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой – пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от того содержательного процесса, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром,– от его деятельности…

Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности, создаваемые в психологии тем «постулатом непосредственности», как называет его Д.Н. Узнадзе, который лежит в основе рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается, например, что эффекты внешних воздействий определяются не непосредственно самими воздействиями, а зависят от их преломления субъектом. С.Л. Рубинштейн в свое время выразил эту мысль в формуле о том, что внешние причины действуют через внутренние условия. Можно, однако, интерпретировать эту формулу по-разному, в зависимости от того, что подразумевается под внутренними условиями. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. Ведь любой объект способен изменять свои состояния и соответственно по-разному обнаруживать себя во взаимодействии с другими объектами. На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся – нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое, а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если под внутренними условиями понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов. Но тогда главный вопрос заключается в том, что же представляют собой эти процессы, опосредствующие воздействия предметного мира, отражающегося в голове человека.

Принципиальный ответ на этот вопрос состоит в том что это процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многобразии его форм, т. е. его деятельность…

Но что же мы разумеем, когда говорим о деятельности?

Если иметь в виду деятельность человека, то можно сказать, что деятельность есть как бы молярная единица его индивидуального бытия, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, подчеркнем: не элемент бытия, а именно единица, т. е. целостная неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией. Всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве; ее главными образующими являются цели и соответственно отвечающие им действия, средства и способы их выполнения и, наконец, те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые часто составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничения, часто перестраиваются в ней и даже ею порождаются.

Может ли, однако, так понимаемая деятельность быть предметом изучения психологии?

Ее различные стороны могут служить предметом изучения разных наук. Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность не может быть изъята из научного психологического изучения и что перед психологией она выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, т.е. происходит переход отражаемого в психическое отражение, а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

Рассмотрим самый простой процесс – процесс восприятия упругости предмета. Этот процесс внешнедвигательный, с помощью которого я вступаю в практический контакт, в практическую связь с внешним предметом и который может быть даже непосредственно направлен на осуществление практического действия, например, на его деформацию. Возникающий при этом образ – это, конечно, психический образ, и соответственно он является бесспорным предметом психологического изучения. Но беда заключается в том, что, для того чтобы понять природу образа, я должен изучить процесс, его порождающий, а это в данном случае есть процесс внешний и практический. Хочу я этого или не хочу, соответствует или не соответствует это моим теоретическим взглядам, я все же вынужден включить в предмет моего психологического исследования практическое действие…

Для того чтобы возможно более упростить изложенное, мы взяли для анализа самый грубый случай – порождение слепка-ощущения элементарного свойства вещественного предмета в условиях практического контакта с ним. Нетрудно, однако, понять, что в принципе так же обстоит дело в любой человеческой деятельности, даже в такой, как, например, деятельность воздействия человека на других людей.

Итак, введение в психологию категории предметной деятельности ведет не к подмене предмета психологического исследования, а к его демистификации. Психология неизменно включала в предмет своего исследования внутренние деятельности, деятельности сознания. Вместе с тем, она долгое время игнорировала вопрос о происхождении этих деятельностей, т.е. об их действительной природе. Перед психологией вопрос этот был поставлен, как известно, Сеченовым, который придавал ему принципиальное значение. Сейчас в современной психологии положение о том, что внутренние мыслительные процессы происходят из внешних, стало едва ли не общепризнанным. Идею интериоризации внешних процессов – правда, в грубо механистическом ее понимании – мы находим в начале века у бихевиористов; конкретные исследования этого процесса в онтогенезе и в ходе функционального развития были предприняты. У нас Л.С. Выготским, а в зарубежной психологии – Пиаже и рядом других авторов. При всем несходстве общетеоретических позиций, с которых велись эти исследования, в одном пункте они сходятся: первоначально внутренние психические процессы имеют форму вешних процессов с внешними предметами: превращаясь во внутренние, эти внешние процессы не просто меняют свою форму, но подвергаются и известной трансформации, обобщаются, становятся более сокращенными и т. д. Все это, конечно, так, но нужно принять во внимание два положения, которые представляются капитально важными.

Первое заключается в том, что внутренняя деятельность есть подлинная деятельность, которая сохраняет общую структуру человеческой деятельности, в какой бы форме она ни протекала. Утверждение общности строения внешней, практической и внутренней, умственной деятельности имеет то значение, что оно позволяет понять постоянно происходящий между ними обмен звеньями; так, например, те или иные умственные действия могут входить в структуру непосредственно практической, материальной деятельности, и, наоборот, внешнедвигательные операции могут обслуживать выполнение умственного действия в структуре, скажем, чисто познавательной деятельности.

Второе положение состоит в том, что и внутренняя деятельность, деятельность сознания, как и любая вообще предметная человеческая деятельность, тоже не может быть выключена из общественного процесса. Достаточно сказать, что только в обществе человек находит и предмет потребности, которой эта его деятельность отвечает, и цели, которые он преследует, и средства, необходимые для достижения этих целей….

До сих пор речь шла о деятельности в общем, о собирательном значении этого понятия. Реально же мы всегда имеем дело с отдельными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь, может быть, уже в других условиях и по отношению к изменившемуся предмету.

Основными «образующими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносительно с понятием деятельности, понятие цели соотносительно с понятием действия….

Как уже говорилось, деятельность не является аддитивным процессом. Соответственно действия – это не особые «отдельности», которые включаются в состав деятельности. Человеческая деятельность существует как действие или цепь действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность – в учебных действиях, деятельность общения – в действия (актах) общения и т.д. Если из деятельности мысленно вычесть действия, ее осуществляющие, то от деятельности вообще ничего не остается. Это же можно выразить и иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс – внешний или внутренний, то со стороны мотива он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели – в качестве действия или системы, цепи действий.

Вместе с тем, деятельность и действие представляют собой подлинные и притом не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую; оно, таким образом, обнаруживает свою относительную самостоятельность. Обратимся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня возникла цель – прибыть в пункт А, и я это делаю; понятно, это данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т.е. реализовывать совершенно разные деятельности. Очевидно, конечно, и обратное, а именно, что один и тот же мотив может порождать разные цели и соответственно разные действия.

В связи с выделением понятия действия как важнейшей «образующей» человеческой деятельности нужно принять во внимание, что сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом специальный случай состоит в том, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанию в мотив-цель….

Всякая цель – даже такая, как «достичь пункта А», – объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации. Но его действие не может абстрагироваться от нее – даже только в воображении. Поэтому, помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяет не самой по себе целью, а предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющее действие отвечает задаче; задача – это и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особую сторону, особую ее «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия мы называем операциями.

Термины «действие» и «операция» часто не различаются. Однако в контексте анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия, как уже было сказано, соотносительны целям, операции – условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяются; тогда меняется только и именно операционный состав действия или (и это крайний случай) действие может оказаться вовсе невозможным, и задача остается неразрешенной. Наконец, главное, что заставляет особо выделить операции, заключается в том, что операции, как правило, вырабатываются, обобщаются и фиксируются общественно-исторически, так что каждый отдельный индивид обучается операциям, усваивает и применяет их….

Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Генезис действия лежит в обмене деятельностями, «интрапсихологизация» которого и порождает действие. Всякая же операция есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации». Самой простой иллюстрацией этого процесса может служить формирование операций, выполнения которых требует управление автомобилем. Первоначально каждая операция, например переключение передач, формируется как действие, подчиненное именно этой цели и имеющее свою сознательную «ориентировочную основу» (П. Я. Гальперин). В дальнейшем это действие включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, например в изменение режима движения автомобиля. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения – операцией, его реализующей, и оно уже не может осуществляться в качестве целенаправленного сознательного процесса. Его цель уже реально не выделяется и не может выделяться водителем; для него переключение передач психологически как бы вовсе перестает существовать. Он делает другое: трогает автомобиль с места, берет крутые подъемы, ведет автомобиль накатом, останавливает его в заданном месте и т.п. В самом деле, эти операции могут вообще не касаться водителя и выполняться вместо него автоматом. Судьба операции рано или поздно становится функцией машины…

Итак, в общем, потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные деятельности – по критерию различия побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия – процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Особенности анализа, который приводит к их выделению, состоят не в расчленении живой деятельности на элементы, а в раскрытии характеризующих ее отношений. Такой системный анализ одновременно исключает возможность какого бы то ни было удвоения изучаемой реальности: речь идет не о разных процессах, а скорее о разных плоскостях абстракции. Этим и объясняется, что по первому взгляду невозможно судить о том, имеем ли мы дело в каждом данном случае, например, с действием или с операцией. К тому же деятельность представляет собой в высшей степени динамическую систему, которая характеризуется постоянно происходящими трансформациями. Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру – другую деятельность; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью; наконец, действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия.

Динамизм, подвижность структурных единиц деятельности выражается, с другой стороны, в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы прежде относительно самостоятельные. Так, в ходе достижения выделившейся общей цели может происходить выделение промежуточных целей, в результате чего целостное дробится на ряд отдельных последовательных действий; это особенно характерно для случаев, когда действие протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций. Противоположный процесс состоит в укрупнении структурных единиц деятельности. Это случай, когда объективно достигаемые промежуточные результаты перестают выделяться субъектом, сознаваться им в форме целей….

Существуют отдельные деятельности, все компоненты которых являются существенно внутренними; такой может быть, например, познавательная деятельность. Более частный случай состоит в том, что внутренняя деятельность, отвечающая познавательному мотиву, реализуется существенно внешними по своей форме процессами; это могут быть либо внешние действия, либо внешнедвигательные операции, но никогда не отдельные их части. То же относится и к внешней деятельности: некоторые из осуществляющих внешнюю деятельность действий и операций могут иметь форму внутренних, умственных процессов, но опять-таки именно только как действия или операции в их неделимости….

Деятельность субъекта опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено его памятью; это же относится к процессам его деятельности и к самому субъекту – к ею состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь, логика исследования оборачивается так: проблема психических проявлений человека превращается в проблему их происхождения, их порождения жизнью….

Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Происходит… переход деятельности в форму покоящегося свойства; при этом регулирующий деятельность психический образ (представление) воплощается в предмете – ее продукте. Теперь во внешней экстериоризованной форме своего бытия этот исходный образ сам становится предметом восприятия: он осознается.

Процесс осознания может, однако, реализоваться лишь в том случае, если предмет выступит перед субъектом именно как запечатлевший в себе образ, т.е. своей идеальной стороной. Выделение, абстрагирование этой стороны первоначально происходит в процессе языкового общения, в актах словесного значения; словесно означенное и становится осознанным, а сам язык становится субстратом сознания.

Выразим это иначе. Люди в своей общественной по природе деятельности производят и свое сознание. Оно кристаллизуется в ее продуктах, в мире человеческих предметов, присваиваемых индивидами, хотя никакой физический или химический анализ их вещественного состава не может, разумеется, в них обнаружить его так же, как не может его обнаружить и в человеческом мозге. За субъективными явлениями сознания лежит действительность человеческой жизни, предметность человеческой деятельности.

Конечно, указанные условия и отношения, порождающие человеческое сознание, характеризуют лишь условия его первоначального становления. Впоследствии в связи с выделением и развитием духовного производства, обогащением и технизацией языка сознание людей освобождается от своей прямой связи с их производственной деятельностью. Круг сознаваемого все более расширяется, так что сознание становится у человека всеобщей, универсальной формой психического отражения.

Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

  • И.С. Кон. Постоянство личности: миф или реальность
  • Основные направления анализа лидерства. С.А. Алифанов (Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 90-96.)
  • Д.Б. Эльконин. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте
  • А.Н. Леонтьев О формировании способностей
  • Социальная психология групп. О понятии «группа» в социальной психологии. А.И. Донцов (Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 17-25.)
  • Важнейшие социальные потребности
  • Символический интеракционизм Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 183-194.)
  • Лазурский А. Ф.
  • Л.И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе
  • Д.Б. Эльконин. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте

Деятельность. Виды деятельности. | Psylist.net

Общая психология ↓

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность  делится на:

  • перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
  • мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
  • мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image – образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности.

Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

Учение может иметь пассивный и активный характер.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Теории мышления в психологии
  • Культурно-историческая концепция развития психики человека
  • Процессы мышления
  • Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
  • Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
  • Проблема описания структуры личности
  • Информационная концепция эмоций
  • Формирование воли у ребенка
  • Взаимосвязь психики и мозга человека
  • Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Физическая активность – Психология здоровья

Физическая активность – это движение тела, вызванное сокращением скелетных мышц, которое увеличивает расход энергии выше базового уровня. Напротив, упражнения обозначают подкатегорию физической активности, которая является запланированной, структурированной, повторяющейся и целенаправленной в том смысле, что целью является улучшение или поддержание одного или нескольких компонентов физической подготовки. Физическая подготовленность, обычно считающаяся продуктом как генетики, так и физической активности, представляет собой способность выполнять повседневные задачи с энергией и бдительностью, без излишней усталости и с достаточным запасом энергии, чтобы наслаждаться занятиями в свободное время и сталкиваться с непредвиденными чрезвычайными ситуациями. Наиболее часто используемой мерой физической подготовки является способность системы кровообращения и дыхания снабжать кислородом во время длительной физической активности, и ее называют кардиореспираторной или сердечно-сосудистой системой. Таким образом, физическая активность является более общей категорией, которая включает в себя физические упражнения и во многом определяет физическую форму.

Физическая активность и физическое здоровье

Физическая подготовка и физическая активность несомненно полезны для физического здоровья. И мужчины, и женщины с более высоким уровнем сердечно-сосудистой системы имеют меньший риск смерти от всех причин (см. болезнь, рак.

Физическая активность также положительно влияет на некоторые хронические заболевания, а именно на ожирение, диабет 2 типа и остеопороз. Как наиболее изменчивый компонент расхода энергии, физическая активность может влиять на развитие ожирения, а также на успех в достижении как начальной, так и долгосрочной потери веса. Физическая активность также снижает вероятность того, что у человека с риском развития диабета 2 типа (взрослый) разовьется это заболевание, и улучшает регуляцию уровня глюкозы в крови у людей с этим заболеванием. Что касается остеопороза, Национальные институты здравоохранения рекомендуют поощрять физическую активность в детстве и подростковом возрасте, чтобы способствовать оптимальному росту костей и снизить риск остеопороза в более позднем возрасте, в то время как люди с остеопорозом должны заниматься физической активностью как для замедления костной потери и снизить риск падений.

Физическая активность и психологическое благополучие

Многие люди считают, что физическая активность улучшает психологическое благополучие, и большое количество исследований стремилось продемонстрировать, что физическая активность поднимает настроение, уменьшает депрессию и снимает тревогу. Обзор доказательств показывает, что среди исследователей существует твердый консенсус в отношении того, что улучшение настроения является основным преимуществом физической активности. Точно так же физическая активность была полезна для облегчения депрессии от легкой до умеренной степени. Некоторые исследования также показали, что физическая активность снижает тревожность, определяемую как сохраняющееся чувство опасения или страха, хотя доказательства этой связи менее последовательны.

Сколько физической активности достаточно?

Зная, что более активные люди здоровее, чем менее активные, возникает два взаимосвязанных вопроса:

  1. Насколько достаточно физической активности?
  2. Какой вид физической активности наиболее эффективен?

С точки зрения пользы физической активности для физического здоровья, самым важным фактором может быть общий расход энергии. Среди малоподвижных, непригодных взрослых накопление 30 минут ходьбы в день (или эквивалентный расход энергии на другие виды деятельности), вероятно, приведет к клинически значимой пользе для здоровья. Этот подход к физической активности, в котором упор делается на накопление активности умеренного уровня, был описан с точки зрения поощрения активности образа жизни. Некоторые данные свидетельствуют о том, что у взрослых активный образ жизни может оказывать положительное влияние на здоровье, сравнимое с эффектом запрограммированного режима упражнений, и что люди с большей вероятностью будут придерживаться первого, чем второго.

Эти рекомендации были подготовлены в ответ на проблему общественного здравоохранения, связанную с тем, что большое количество взрослых в Соединенных Штатах практически не занимаются деятельностью, помимо той, которая необходима для повседневной жизни. Таким образом, акцент был сделан на мотивации этих людей, ведущих малоподвижный образ жизни, к участию хотя бы в минимальном уровне активности, которая привела бы к значительному улучшению здоровья.

Более того, наибольшая разница в показателях здоровья наблюдается между взрослыми, которые практически не занимаются никакой деятельностью, и теми, кто занимается быстрой ходьбой не менее 30 минут в день (см. рис. 1). В сочетании с доказательствами того, что улучшение сердечно-сосудистой системы может быть достигнуто за счет накопления коротких, прерывистых приступов активности, результатом стал отход от более ранних рекомендаций, которые подчеркивали непрерывные приступы (т. е. 30 минут или более) относительно энергичной активности. Однако вполне вероятно, что частота, продолжительность, интенсивность и тип активности, которые будут способствовать оптимальному здоровью, будут варьироваться от человека к человеку и в зависимости от различных результатов в отношении здоровья. Например, количество и тип активности, способствующей оптимальному здоровью костей, могут отличаться от количества и типа активности, способствующей оптимальному психологическому благополучию.

Дополнительный уровень сложности вводится при акцентировании внимания на психологических преимуществах физической активности. Хотя некоторые психологические преимущества физической активности могут быть связаны с глубинными изменениями в физиологии, происходящими в ответ на упражнения, обычно считается, что выгоды также могут быть связаны с нефизиологическими аспектами физической активности, такими как социальное взаимодействие, отвлечение внимания или простое получение удовольствия от физической активности. активность. Кроме того, необходимо учитывать вероятность того, что человек будет придерживаться предписания по активности. Поскольку соблюдение режима имеет решающее значение для достижения пользы для здоровья, выбор активности, таким образом, становится важным фактором при назначении любых упражнений.

Общие стратегии поощрения физической активности

Для поощрения физической активности среди отдельных лиц и/или сообществ применялся ряд стратегий. Подходы, доказавшие свою эффективность, включают следующие:

  1. Подсказки для принятия решения — это знаки, размещенные на лифтах и ​​эскалаторах, чтобы мотивировать людей пользоваться близлежащими лестницами.
  2. Кампании в масштабах сообщества обычно охватывают многие секторы сообщества, сочетают несколько подходов к вмешательству и используют хорошо заметную коммуникационную кампанию, объединяющую все элементы в интегрированную программу.
  3. Физическое воспитание в школе включает в себя изменение школьных программ и правил, чтобы увеличить количество времени, которое учащиеся проводят в умеренной или активной деятельности на уроках физкультуры.
  4. Вмешательства социальной поддержки в условиях сообщества направлены на изменение поведения в отношении физической активности путем поощрения поддерживающих отношений для изменения поведения; например, программы могут настроить систему «приятелей» или создать группы для прогулок.
  5. Индивидуально адаптированные программы изменения поведения в отношении здоровья разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей человека и обучают участников поведенческим навыкам, которые позволяют им включить физическую активность в повседневную жизнь.

Пропаганда физических упражнений среди особых групп населения

Поскольку физическая активность имеет большое значение для здоровья молодежи, а многие молодые люди не соблюдают установленные нормы, повышение уровня физической активности молодежи является важной задачей общественного здравоохранения. Рекомендуемые уровни активности для молодежи варьируются от 30 до 60 минут в день от умеренной до высокой активности. К сожалению, социальные и экономические факторы ограничивают возможности детей и подростков быть физически активными, в то время как тенденции в проведении досуга увеличивают время, затрачиваемое на сидячие виды деятельности, такие как просмотр телевизора и видеоигры. В ответ на эти тенденции были разработаны программы, направленные на расширение доступа к объектам для занятий спортом, расширение участия в занятиях физкультурой в школах и сокращение просмотра телевизора.

Пожилые люди также получают значительную пользу от увеличения физической активности как с точки зрения качества жизни, так и результатов для здоровья. Физическая активность обычно снижается с возрастом, а возрастные заболевания также способствуют снижению активности среди пожилых людей. В дополнение к продемонстрированной пользе физической активности для снижения смертности от всех причин участие в физической активности показало перспективность среди пожилых людей для улучшения некоторых возрастных нарушений функций, включая когнитивную функцию, состояние сердечно-сосудистой системы, а также силу мышц и костей. Важно отметить, что физические упражнения, которые начинаются в позднем возрасте, даже после малоподвижного образа жизни в среднем возрасте, могут привести к существенному увеличению ожидаемой продолжительности жизни.

Таким образом, физическая активность постоянно и тесно связана с многочисленными аспектами здоровья и предлагает эффективные средства снижения заболеваемости и смертности. Физическая активность полезна для профилактики и лечения ожирения, диабета, остеопороза, депрессии и сердечных заболеваний. Из-за того, что большая часть населения США ведет малоподвижный образ жизни, пропаганда физической активности имеет огромный потенциал для улучшения здоровья населения. Кроме того, существенная польза для здоровья может быть достигнута путем накопления всего 30 минут умеренной активности в день, хотя может потребоваться больше и/или более интенсивная активность для достижения определенных улучшений, таких как улучшение состояния сердечно-сосудистой системы или потеря веса. Преимущества особенно очевидны среди молодежи и пожилых людей, которые могут получить огромную выгоду от принятия и поддержания активного образа жизни.

Ссылки:

  1. Бергер Б. и Мод Р. (2000). Упражнения и настроение: выборочный обзор и синтез исследований с использованием профиля состояний настроения. Журнал прикладной спортивной психологии, 12, 69-92.
  2. Блэр С., Ченг Ю. и Холдер Дж. С. (2001). Что важнее для здоровья: физическая активность или физическая подготовка? Медицина и наука в спорте и физических упражнениях, 33 (приложение 6) S379-S399.
  3. Блер, С., Коль, Х., Гордон, Н., и Паффенбаргер, младший, Р. (1992). Какая физическая активность полезна для здоровья? Ежегодный обзор общественного здравоохранения, 13, 99-126.
  4. Блер, С., Коль, Х., Паффенбаргер, Р., Кларк, Д., и Купер, К. (1989). Физическая подготовленность и смертность от всех причин; Проспективное исследование здоровых мужчин и женщин. Журнал Американской медицинской ассоциации, 262, 23952401.
  5. ДеБуск, Р., Стенестранд, У., Шихан, М., и Хаскелл, В. (1990). Тренировочные эффекты длинных и коротких упражнений у здоровых людей. Американский журнал кардиологии, 65, 1010-13.
  6. Данн, А., Триведи, М., и О’Нил, Х. (2001). Доза-реакция физической активности влияет на исходы депрессии и тревоги. Медицина и наука в спорте и физических упражнениях, 33 (приложение 6), S587-S597.
  7. Кан, Э.Б., Рэмси, Л.Т., и др. (2002). Эффективность мероприятий по повышению физической активности: систематический обзор. Американский журнал профилактической медицины, 2(48), 73-107.
  8. Келли, Д., и Гудпастер, Б. (2001). Влияние физических упражнений на гомеостаз глюкозы при сахарном диабете 2 типа. Медицина и наука в спорте и физических упражнениях, 33 (приложение 6), S495-С501.
  9. Кинг, А., и Триббл, Д. (1991). Роль упражнений в регуляции веса у неспортсменов. Спортивная медицина, 11, 331-349.
  10. Национальные институты здравоохранения. (2000). Профилактика, диагностика и терапия остеопороза [Консенсус NIH 17(1)]. Бетесда, Мэриленд: Автор.
  11. Саллис, Дж. Э., Прочаска, Дж. Дж., и Тейлор, В. К. (2000). Обзор коррелятов физической активности детей и подростков. Медицина и наука в спорте и упражнениях, 32, 963-9.75.
  12. Министерство здравоохранения и социальных служб США. (1996). Физическая активность и здоровье: Доклад главного хирурга. Атланта, Джорджия: Центры по контролю и профилактике заболеваний.
  13. Вагнер, Э. Х., Лакруа, А. З., Бюхнер, Д. М., и Ларсон, Э. Б. (1992). Влияние физической активности на состояние здоровья пожилых людей I: обсервационные исследования. Ежегодный обзор общественного здравоохранения, 13, 451-468.

Вернуться к психологии здоровья.

Достаточно ли вы занимаетесь досугом?

Перегруженные работой, перегруженные графиком и находящиеся под постоянной бомбардировкой стимуляции всеми нашими цифровыми устройствами и давлением, чтобы что-то делать (например, отвечать на электронные письма, текстовые сообщения, голосовые сообщения), мы привыкли рассматривать декомпрессию и ничегонеделание как пустую трату времени. время. В недалеком прошлом люди проводили ленивый послеобеденный сон или возились по дому или «пережёвывали жир» с соседом в качестве безвинного занятия.

Часто отдых рассматривают как нечто, что можно оставить на время выхода на пенсию, когда есть гораздо более ограниченные обязательства и больше финансовой безопасности. Тем не менее, досуг имеет решающее значение для всех возрастов; это не только для пенсионеров. По мере того, как сон перезаряжает тело, время, потраченное на декомпрессию от постоянных требований, заряжает нашу психику энергией. Досуг может уменьшить стресс, а также способствовать социализации и развитию отношений.

Что такое досуг? Термин «досуг» может иметь много значений. Одни определяют его как время, не проведенное на работе; это нерыночный труд (Engemann & Owyang, 2007). Стеббенс, выдающийся исследователь досуга, определяет его как «непринужденную, контекстуально оформленную деятельность в свободное время, которую люди хотят делать и, используя свои способности и ресурсы, на самом деле делают либо приносящую удовлетворение, либо приносящую удовлетворение (или и то, и другое)». (2012, с. 4). Получение удовольствия и другого положительного подкрепления не ограничивается досугом. Для некоторых работа по дому, такая как приготовление пищи, уборка или оплата счетов в тишине, является досугом. То, что для одного является досугом, для другого может быть работой или обязанностями. Некоторым людям не доставляет удовольствия проводить свое «свободное время», участвуя в таких мероприятиях, как развлечения, общение, хобби или спорт. Определение досуговой деятельности уникально в зависимости от симпатий и антипатий человека.

Независимо от описания того, что представляет собой «досуг», важно, чтобы занятия были положительными в их воздействии на людей. Досуг может способствовать исцелению, личным и социальным изменениям и благополучию. Ивасаки, Мессина и Хоппер (2018) пишут, что досуг может привести к осмысленной жизни, способствуя «(а) радостной жизни, (б) связанной жизни, (в) открытой жизни, (г) спокойной жизни и (д) наделенная полномочиями жизнь» (стр. 30). Таким образом, досуг должен: доставлять удовольствие; способствовать социальным, культурным и духовным связям человека; поощрять узнавать больше о себе в отношении личных характеристик и качеств; помогают стабилизировать и контролировать свою жизнь и мотивируют чувствовать себя свободным и сильным.

Досуг способствует положительным психологическим состояниям. Если это так, то почему люди не придают ему столько же значения и времени, сколько другим видам деятельности? Например, работа обычно воспринимается как очень важная деятельность, в которой она, вероятно, будет иметь приоритет над отдыхом. Воспринимаемая значимость работы и обязанностей может быть функцией культуры. Например, часто считается, что Соединенные Штаты более «ориентированы на работу» по сравнению с некоторыми европейскими странами. Другие вопросы, такие как финансы, возраст или пол, могут влиять на то, насколько большое значение человек придает досугу. Kuykendall, Tay, and Ng (2015) проанализировали факторы, влияющие на то, уделял ли кто-либо досугу приоритетное внимание. Досуг аннулируется, когда есть финансовые трудности или требования семьи (уход за детьми или уход за ними). Интересно, что работающие мужчины проводили больше досуга, чем работающие женщины, что, возможно, было связано с меньшим чувством вины и большим удовлетворением от отдыха; или, возможно, поскольку работающие женщины также могут брать на себя большую долю семейных обязанностей, это может ограничивать время для отдыха.

Досуг побуждает людей ощутить свободу, что часто приводит к чувству контроля, компетентности и повышению самооценки. Участие в приятных занятиях стимулирует выработку нейрохимических веществ, которые, в свою очередь, улучшают физическое здоровье. К другим положительным преимуществам досуга относятся:

  • Стимулирующая мотивация
  • Вклад в осмысленную и всестороннюю жизнь
  • Помощь человеку справиться с неблагоприятными событиями и приспособиться к ним
  • «Подзарядка», давая уставшим или эмоционально истощенным силы духа идти дальше
  • Разрешение людям вознаграждать себя и усиливать восприятие собственной важности (т. е. вы достаточно важны, чтобы предаваться приятной деятельности)

Таким образом, вместо того, чтобы подчинять досуговую деятельность или, что еще хуже, очернять ее, досуг следует принять в качестве важнейшего компонента психологической и физической диеты каждого человека. Понятно, когда и сколько человек тратит на это, нужно оценивать индивидуально.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts