Диалектика это в психологии: Диалектика это

Диалектика — Психологос

Диалектика — обобщающий термин, охватывающий несколько различных значений, причем все они имеют отношение к противоположности, противоречию и двойственности смысла.

Диалектика не ограничивается ни терминологией Сократа, ни терминологией Гегеля и Маркса, поскольку она имеет длинную и запутанную историю, уходящую вглубь веков. Как отмечал Фрейд в работе «Антитетическое значение первобытных слов», антропологическое и филологическое изучение таких древних языков, как египетский, показывает, что многие слова в употреблении имели два диаметрально противоположных значения. Складывается такое впечатление, что «диалектика пришла в человеческое мышление» через осознание того факта, что нечто одновременно и является, и не является чем-то. Значения взаимосвязаны, и во многих случаях эта связь является связью противоположностей. Вторым истинным подтверждением значимости диалектического мышления (мышления основанного на категориях диалектики) является школа диалектического мышления, созданная в Древнем Китае Мо Ди (Mo Ti) (ок. 470 — ок. 391 до н. э.). Этот философ был современником Сократа (ок. 470 — ок. 399 до н. э.) — замечательная параллель в истории философии, поскольку ни о каких культурных контактах в то время не могло быть и речи.

В то время как восточная философия отнеслась к диалектике благосклонно, о чем свидетельствует проникновение последней в буддизм, ее судьба на Западе сложилась явно неудачно. Диалектические махинации становятся опорой софистских диспутов — вовсе не неизбежное последствие, от которого предостерегал Сократ, предлагавший для получения точного знания использовать вместо этого доказательную (demonstrative) форму мышления. Доказательное мышление исходит из «первичных и истинных» предпосылок, т. е. из таких предпосылок, которые не подлежат исследованию через диалектическое противопоставление.

Доказательное мышление укрепилось в западной философии, в которую оно проникло через английский эмпиризм. Современные кибернетические или информационные модели познания опираются исключительно на доказательные концепции значения и рассуждения. Развитие математики в новое время привело к тому, что математические объяснения оттеснили диалектику на задний план. Математика наживает капитал на сингулярности, линейности, однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях философы континентальной Европы, прежде всего в лице Гегеля и особенно Канта, обеспечили условия для выживания диалектических концепций разума. По Канту, человек способен путем рассуждения прийти к противоположности некоторых данностей, достигая тем самым трансцендентальной способности и «рефлектирующего» интеллекта, которые придают активности действующему организму. В известном смысле, каждый конкретный человек «разрешает» противоречия жизни путем подтверждения одного значения из множества открывающихся перед ним возможных значений.

Именно на этот последний тип объяснения и опирались сторонники психоанализа при конструировании своих теорий, хотя сам Фрейд не считал себя диалектиком. Юнг, напротив, признавал состоятельность диалектики в том, что касается понимания природы человека. Более современные теории в экзистенциальной традиции, напр. теории Л. Бинсвангера и Р. Д. Лэйнга, также проникнуты духом Д. Ж. Пиаже в своих поздних работах (напр. «Структурализм») подчеркивал важность диалектики в его понятии формальных операций.

Ричлак полагает, что современная психология должна воскресить диалектику, если хочет создать действительно полную картину человеческого опыта. Ригель в значительной степени опирается на диалектические концепции в своих оригинальных теориях развития. Также отмечается быстрый рост числа эмпирических исследований социально-исторических аналитических работ, опирающихся на диалектические концепции. Диалектические теории и полученные на их основе данные заставляют психологов задуматься а том, что составляет основу человеческой природы.

Диалектика

Главная > УЧЕНИЕ о ЧЕЛОВЕКЕ > ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ > Диалектическая психология

Диалектическая психология (Новейшей философии).
— 24.05.10 г.

>> Диалектическая психология — закономерно создаваемая наука, реконструируемая в поступательном развитии диалектического познания и занимающая надлежащее место во всеобщем познании, вытесняя отдельные разрозненные субъективные представления, не имеющие укоренения в особенностях содержания реального мира.

Диалектическая психология является важной частью познания диалектической философии о венце мирового развития — о человеке — диалектического учения о человеке. 
    Диалектическая психология является производной от системы науки, точнее — частью системы наук диалектической философии,  наукой, логично актуализирующейся в системе на основе достигнутых диалектических знаний.
    Диалектическая психология является наукой, явно позиционированной как средний термин, обрамленный наукой о мышлении и онтологией; при этом в смысле гегелевского тождества мышления и бытия она выступает в качестве науки о деятельном субъекте в мире, образуемой на основе науки о мышлении.
    Диалектическая психология является наукой о психических процессах, касающихся восприятия и осмысления внешнего мира человеком и о формируемых в связи с этим психическими состояниями и реакциями, а также о психических свойствах, причинах, мотивациях и реализациях деятельности человека и о его поведении.
    Отличительной особенностью формирования диалектической психологии является то, что она позиционируется со своими составляющими в частной системе наук диалектической гносеологии — производной от до сих пор потаенной для наук обозначенной Гегелем системы науки — и выступает необходимым развитием логики по Гегелю (т.е. не традиционной, обычно понимаемой логики, что, кроме всего прочего, исключает основы и посылки многих негативов), но когда познание обращается [будучи на феноменологии идеи] к человеку, в чем и определяются истинность диалектической психологии, а также образующие и составляющие этой науки.
    Диалектическая психология является закономерно и строго позиционируемой диалектической наукой, а не результатом чьих-то разнообразных наблюдений и соображений. При этом она формируется в соответствии с обозначенным выше позиционирующим положением, причем на базе единой пред-положенной основы, которая снимается в процессе осмысления, поэтому внешность уходит внутрь себя и снимается в субъективности, что фиксирует познавание жизни — существо диалектического учения о человеке — в конкретной ипостаси. А как движущее начало, проходящее через объективность, познание опосредует для себя реальность, что и составляет основу диалектической психологии, и в смысле внутри-себя-бытия она оказывается направленной на истинность. Так обосновывается существенность и истинность познания диалектической психологии, следовательно, ее самой, чего невозможно сделать в отношении психологии.
    Таким образом, диалектическое гегелевское положение о том, что мышление изучается в предназначенной этому науке, отчетливо проявляется и служит основанием положения диалектической психологии, которая, в отличие от психологии, получает не описательно-эмпирический, а комплексный статус, который базируется на осмыслении и подтверждающем обращении к бытию, а не на единичных по своей сути экспериментах (которые сами по себе не отрицаются, но включаются в более полную диалектическую систему представлений).
    Диалектическая психология и обоснована, и структурно положена — определена.

В основу диалектической психологии был положен ряд представлений диалектической философии, в том числе:
— знания о сознании и о человеческом мышлении, представленные в философии Гегеля,
— новые  экзистенциальные знания (т.е. не традиционного экзистенциализма и не гуманистической психологии)*
— разработанные в диалектическом учении о человеке модели конкретных форм жизнедеятельности человека
и др.
    С другой стороны, для исследований диалектической психологии привлекаются знания психологии.

Диалектическая психология — составляющая диалектического учения о человеке, включающая новую парадигму и ряд новых направлений.
    Нужно отметить, что формирование новых парадигмы и направлений исследований диалектической психологии оказалось возможным а) при использовании логических инструментов диалектической философии (в т.ч. логик диалектической философии) и б)  на уровне  диалектического учения о человеке, фактически, за счет новых представлений о человеке.
    При этом надо отметить, что диалектическая психология обладает рядом специфических особенностей.
    Во-первых,  предметные положения в диалектической психологии имеются не только как тем или иным образом обобщаемый набор фиксируемых реакций организма и выводов исследователей, но и как раскрытые определения понятий: диалектическая психология в тождествах, указанных Гегелем, оперирует объективными данными.
    Во-вторых, диалектическая психология признает и учитывает, в т.ч. в тождествах, указанных Гегелем, сверхчувственные феномены, хотя экспериментальная практика, конечно же, не скидывается со счетов.
    А в психологии ее предмет (его составляющие), духовный по своей сути, недоступен материалистическому изучению, что признается учеными. Но при этом так и не объясняется, как же он изучается, как регистрируемые внешние процессы могут привести к познанию духовного? — это научная мистика.
    В-третьих, определен и учитывается ряд парадигмальных, системных, методологических, логических и других недочетов и т. п. психологии и форм ее исследований**, и это позволяет избегать многих ошибок в теории и практике диалектической психологии.
    В-четвертых, в диалектической психологии была определена возможность проведения непосредственных теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий (в т.ч. с последующими экспериментальными исследованиями теорий), что является новым и предельно важным моментом как для развития в целом психологического познания, так и для методологии формирования в нем аналитических рассуждений по отдельным вопросам.
    Диалектическая психология не является преимущественно эмпирической наукой, поэтому не зависит от ограниченности, капризов и несовершенства экспериментов, она развивается и на основе теоретических и сверхчувственных изысканий.
    В-пятых, диалектическая психология является не только описательной и экспериментальной наукой как психология, но и аналитической и спекулятивной наукой.
    И др.

Указанные особенности, положенные как определяющие моменты в процессах образующего внутреннего опосредствования, позволили реконструировать «общий знаменатель» или общее основание исследований для парадигмальных основ (представлений) и базовых теоретизаций диалектической психологии и, главное, обозначить новый взгляд на психику и, соответственно, на ее исследования.  
    Это позволило актуализировать новую обобщающую базовую парадигму.
    Надо отметить, что она, во-первых, не основывается на принципе систем­ности (хотя учитывает его), поэтому, во-вторых, не является результатом процесса развития совокупности парадигм психологии в некую одну.
    На основе теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий и новых парадигмальных представлений и соответствующих исследований был сформирован теоретико-парадигмальный раздел, который можно считать теоретической психологией (его можно считать разделом, в разных классификациях, фундаментальной, общей или научной психологии). В нем осуществляется не только описание выявленных экспериментально фактов и переход к их предметному определению, но и, в основном, рефлексия в реконструируемом понятийном пространстве, создающая мыслительную основу и обеспечивающая развитие исследований диалектической психологии. 
    Теоретическая психология (иногда — мыслительная психология) — важнейший раздел диалектической психологии, обеспечивающий поступательное движение ее познания и, в частности, формирование ее исследовательских программ.

Развитие теоретической базы позволило позиционировать, обобщать и использовать знания ряда других наук и учений.
    Во-первых, диалектическая психология рассматривается в совокупности со знаниями других областей познания Новейшей философии и, в свою очередь, дополняет их; в первую очередь, это
— логики диалектической философии,
— эзотеология,
— когнитивная гносеология (Новейшей философии),
— диалектическое учение о человеке.
    Во-вторых, развитие обозначаемых предметных знаний на диалектической основе позволило осмыслять и учитывать знания ряда других учений, например, ведические, буддистские и даосистские  представления, что невозможно в традиционной психологии (да и вообще в науках) по причине отсутствия соответствующего теоретического обеспечения. Более того, сторонние знания не только изучаются, но и создают новые знания***, которые важны как для диалектической психологии и диалектического учения о человеке, так и для других диалектических наук и областей познания Новейшей философии****.  
    На основе диалектической психологии оказались возможными трансцендентные исследования, например, религиозных представлений; в частности, были установлены аспекты христианских и ведических представлений о душе, духе, дживе и атмане, что позволило значимо развить представления объективного экзистенциализма о нематериальных ипостасях человека и, затем, гегелевские философию духа и философию религии, а также диалектическое учение о человеке и диалектическую эсхатологию.
    В-третьих, обозначенное выше развитие теоретической базы позволило, как уже указывалось,  не только учитывать и избегать парадигмальных, методологических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований, но и обобщать и полномасштабно использовать ее знания (точнее — ряда ее парадигмальных и предметных направлений, например, таких как гештальтпсихология, когнитивная психология, некоторые положения общей психологии, клиническая психология, социальная психология, дифференциальная психология, этническая психология).  
    По ряду современных, наиболее актуальных направлений исследований  диалектичсекая психология для качественного развития своих занний и знаний Новейшей философии в целом, а также для обеспечения их преимущественного развития ведет свои изыскания максимально интенсивно, причем, в отличие от психологии, использует предметные знания диалектичсеких учений и наук, обеспечивающие значимые преимущества. Например, для исторической психологии Новейшей философии, которая актуальна для понимания появления человека и развития цивилизации (эти знания Новейшей философии отличны от общепринятых научных представлений), используются гегелевские феноменология духа и учение об объективном духе. Знания исторической психологии Новейшей философии важны и для понимания Человека диалектического. Принципиальны исследования и в области гештальтпсихологии, причем игнорируемым учеными фактам диалектическая психология придает громадное значение, например, в целях получения данных для изучения всеобщих форм человеческого мышления. И др.

Развитие парадигмальных и теоретических представлений, а также диалектические задачи и практические потребности определили формирование новых направлений исследований.
    Первым из них стала теоретическая психология. На ее базе была создана аналитическая психология, позволившая проводить исследования на основе последовательно развиваемых теоретических положений.
    Использование диалектической психологии при проведении ряда логических исследований обусловило создание отдельной дисциплины — психологии логики (не путать с логической психологией), которая впоследствии на базе общего основания исследований позволила создать психологию науки, которая, в частности, проводит исследования коррупции и застоя познания в науках; с учетом знаний именно психологии логики  и психологии науки были сформированы предложения для решения вопросов интенсификации имеющейся системы образования и реконструкции новых форм в ней.
    Большое значение имеют прикладные направления исследований, например, экономическая психология и другие, о которых будет сказано отдельно.
    В целом исследования в рамках диалектической психологии имеют не только диалектические и традиционные направления, но и новые реализации, решающие как теоретические и целевые программные задачи, так и прикладные задачи, в т.ч. предметно-профессиональные задачи (например, формализация и решение задач деятельности бизнесменов и адвокатов), или жизненные задачи (например, выбор жизненного пути, позитивизация собственного мироощушения).

Несмотря на важность прикладных направлений диалектической психологии, в ней вторыми по важности, после системно диалектически полагаемых задач, стали задачи психологии логики, которые подразделяются на задачи изучения психологии иных учений, систем познания и логик, в первую очередь, восточных учений и западной теоретической логики, и на задачи развития системы логик диалектической философии и их приложений.
    В частности, удалось по-новому осмыслить многие западные исследования, в первую очередь, аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования, которые имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни. Их результаты важны и для познания, и для практики. А расширение объемов когнитивных исследований, системы логик диалектической философии и диалектической психологии обеспечивают интенсивное опережающее развитие диалектического познания.

В целом в диалектической психологии были актуализированы:
— новые представления и основания исследований в сфере психологии,
— новые предметные методы исследований,
— новые теоретические, предметные и прикладные направления исследования (теоретические разделы).

Результаты исследований диалектической психологии включают, в частности, открытие и исследование ряда феноменов и теоретических положений, например:
— феномен терминологической неопределенности,
— лжекоммуникация (этот феномен был обнаружен в ходе исследований феноменальной теории противоречия и противоположности),
— экзистологический ряд,
— логико-психологическая проблема (этот феномен обнаружен в ходе исследований в области психологии науки),
— релевантный формализм,
— некоторые особенности восприятия, например, касающиеся иллюзий, константности восприятия,  ряда гештальтпсихологических принципов и др. ,
— поверхностность фрейдизма,
— исследование вопросов идентификации клона с позиций сознания
и др.

*  Объективный экзистенциализм также является частью диалектического учения о человеке.
** В т.ч. те, которые не могут быть замечены и осмыслены на основе уже морально устаревших материалистических представлений, пронизывающих науки. Например, в науках, в т.ч. и в психологии, до сих пор делаются бессмысленные по своей сути попытки изучить сверхчувственные феномены на основе материалистических представлений и физичных опытов, например, сознание.
*** Об этом см., напр., «Упанишады», «И Цзин (история и гносеология)» и «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположности в начале».
**** Например, оказалось возможным в представлениях буддизма получить сопоставление различений человеческого сознания и представлений сознаний локов, причем все эти представления, что важно, оказались связаны с некоторым всеобщим, что позволило развить ряд обобщающих представлений.

См.  «Несовершенство психологии» и «Причины актуализации диалектической психологии»,
«Позиционирование»

[«Диалектической гносеологии частная система наук»,
«Человек», «Человека появление», «Человека модели», «Человеческого мышления процессы»,
«Логическая праксиология», «Логическая психотерапия», «Нейрологическая типизация»,
«Суждение», «Умозаключение»].

Ежедневная доза диалектики – Broadview Psychology

Автор Broadview Psychology

Доктор Джиллиан Глазго

Я сажусь писать этот пост в блоге, когда на улице идет снег середина мая, пожалуй, идеальное время, чтобы написать о вступлении в парадокс диалектики. Это напоминает мне, что зима еще не закончилась с нами тем не менее — последнее ура, прежде чем он исчезнет на несколько месяцев — и что он все равно весна, даже когда идет снег. Это напоминает мне, что времена года не меняются все сразу: происходит движение вперед и назад по мере того, как мы постепенно движемся через год.

Диалектика — это когда две, казалось бы, противоречащие друг другу вещи верны в то же время. Например, «Идет снег, и сейчас весна». Вы также можете увидеть диалектику в конфликте с другими людьми. Мне нравится думать об этом, как о слоне в комнате с два человека с завязанными глазами на противоположных концах слона. если один человек описывает слона как большую змею после прикосновения к его хоботу и другой описывает его как веревку после прикосновения к его хвосту, оба описания верны, и у каждого человека есть доля «правды». Основная диалектика DBT принимает то, где мы находимся сейчас, и меняется к лучшему. В другими словами: «Я делаю все, что могу, и мне нужно работать еще лучше и стараться». Сильнее». Мы используем «и» в середине диалектики вместо «но», чтобы дать оба утверждения имеют одинаковую значимость – они одинаково верны!

Некоторые другие примеры диалектических высказываний: «Я чувствую счастлив, и мне грустно»; «Я хочу быть громким, а тебе нужно, чтобы я молчал»; «Вещи сейчас сильно отличаются от того, что было год назад, и каждый день ощущается одинаково»; «Я чувствую слишком устал, чтобы работать, и я все равно могу делать свою работу»; «Я люблю тебя и ненавижу».

Быть более диалектичным может помочь уменьшить эмоциональное интенсивность, которая возникает из-за неуравновешенного мышления по принципу «все или ничего» или противоречит другие люди. Это напоминает нам, что есть несколько способов увидеть проблему и люди уникальны и имеют разные точки зрения. Вот несколько способов будь более диалектичным изо дня в день:

  1. Измените свое мышление с «все или ничего» на «и то, и другое». и смягчите крайние выражения (например, всегда, никогда). Например, вместо думать/говорить «Я неудачник», измените это на «иногда я терплю неудачу и иногда мне это удается». Вместо того, чтобы думать или говорить «Ты меня никогда не слушаешь!», вместо этого скажите: «Ты меня сейчас не слушаешь».
  2. Диалектика — хороший способ проверить себя при этом все еще настаивая на переменах. Когда нужно сделать что-то сложное, вы не хотите делать, например, вы можете подтвердить себя, сначала сказав «это тяжело (может быть, даже настолько тяжело, что кажется невозможным), и я могу встань с постели и все равно сделай это».
  3. Введите парадокс. Иногда, когда я преподаю диалектика, возникает такое ощущение, как «а что же тогда делать?» Что вы делать с этим диалектическим напряжением между двумя, казалось бы, противоположными вещами? А ты войти в парадокс, просто позволив им существовать одновременно. Одна сторона не совсем верно, и выбирать между ними не приходится, вы просто замечаете перетягивание каната между ними и что они оба существуют. Иногда это принятие может дать вам свободу двигаться дальше или найти другое решение, а иногда это просто возможность посидеть в неудобный момент и научиться терпеть это.
  4. Практикуйте диалектику, активно ища ее в вашей жизни. Уделите несколько минут тому, чтобы заметить, что изменилось в вашей жизни или в вашей жизни. комнату, в которой вы находитесь. Итак, что осталось прежним? Вы заметите, что можете в общем найти оба.

Как только вы начнете искать диалектику вокруг себя, вы начнете видеть ее повсюду. Я составил список песен, в которых есть диалектические послания или диалектические высказывания. Некоторая музыка может быть диалектичной, потому что это грустная песня с веселой лирикой (или наоборот). Попробуйте: посмотрите, слышите ли вы диалектику в этих песнях. Еще одна задача для вас — исследовать свою собственную музыку для песен, которые в некотором роде диалектичны. Держу пари, вы можете придумать свои собственные примеры!

Как только вы начнете искать вокруг себя диалектику, вы начнете видеть их повсюду. Я составил плейлист из песен, которые диалектические сообщения или диалектические высказывания. Некоторая музыка может быть диалектической потому что это грустная песня со счастливым текстом (или наоборот). Попробуй out: посмотрите, слышите ли вы диалектику в этих песнях. Еще одна задача для вас заключается в том, чтобы исследовать свою собственную музыку для песен, которые в некотором роде диалектичны. Бьюсь об заклад вы можете придумать свои примеры!

Фрэнк Уокер, Астрид S – Только во время дождя

Скромная мышь – Поплавок На

Мать Мать – это хорошо

Приборная панель Confessional – Подтвержденный

Jr Jr – Такой же темный мест

Полуживой – Еще чувствую

Маркета Ирглова – Медленно падаю

Спичечный коробок – Болезнь

Кэти Херциг – Потерялась и Found

Вы можете получить доступ к этому плейлисту на Spotify.

Изображения

Путехова К. (2017). Розовые цветы . UnSplash. https://unsplash.com/photos/IS7czbFUvVk.

Рубрики: Без рубрики

Диалектика в психотерапии | Psychology Today

Слово «диалектика» имеет долгую историю, от древнегреческих философов через Гегеля и Маркса и до наших дней. Его значение менялось на протяжении веков и по мнению разных мыслителей. В психотерапии «диалектика» почти полностью связана с диалектической поведенческой терапией (ДПТ), где этот термин обозначает определенный тип лечения. На самом деле диалектика, используемая в ДПТ, является характерной чертой всех школ психотерапии.

В широком смысле диалектика — это противоречие между двумя противоречивыми точками зрения, где из их взаимодействия возникает великая истина. Сократический диалог, в котором философы получают взаимную выгоду, находя недостатки в аргументах друг друга, является классическим примером. В начале 19 века Георг Вильгельм Фридрих Гегель описал универсальную диалектику, обычно определяемую как «тезис, антитезис, синтез».

Его эзотерическая философия утверждает, что каждый тезис или предложение содержит элементы собственного отрицания. Только рассматривая как тезис, так и его противоречие (антитезис), можно синтезировать большую истину. Этот процесс никогда не заканчивается, так как в самом новом синтезе содержатся антитетические элементы. Значение этого термина менялось в диалектическом материализме Маркса и в других направлениях у более современных писателей. Но ДПТ использует гегелевский смысл, и именно на этом мы сейчас сосредоточимся.

Марша Линехан столкнулась с проблемой при разработке ДПТ в конце 1970-х годов. Ее поведенческие стратегии неявно патологизировали тех, кому она стремилась помочь. Клиенты думали: «Если мне нужно измениться, значит, со мной что-то не так». Чтобы избежать их повторной травмы, она обратилась к дзен-буддийскому самопринятию и сосредоточилась на сильных сторонах клиентов. Но это, в свою очередь, преуменьшало их реальную потребность в переменах. Доктор Линехан и ее коллеги поняли, что им придется интегрировать изменение (тезис) и принятие (антитезис) в большую истину, которая включает в себя и то, и другое (синтез).

Это основная диалектика ДБТ, хотя есть и другие. Например, терапевт заслуживает доверия и надежен, но также допускает ошибки. Клиент делает все возможное, но хочет еще большего. Хотя здесь для ясности используется «но», DBT учит клиентов использовать «и» вместо этого. (Терапевт надежен , а допускает ошибки.) При этом терапевтическая задача состоит в том, чтобы принять истинность обоих утверждений сразу, а не предпочесть одно другому.

Непростое напряжение между принятием и потребностью в изменении существует во всей психотерапии, а не только в ДПТ. Действительно, это напряжение лежит в основе вопроса, который обычно задают новым клиентам: «Что привело вас сейчас?» Терапия начинается только тогда, когда эмоциональный дискомфорт и предполагаемая потребность в изменении перевешивают инерцию (то есть принятие), нежелание и другие факторы, которые препятствовали этому раньше. Затем, в терапии, изменение против принятия часто становится явной борьбой. Подавать на развод или работать над своим браком? Научиться быть смелее или смириться с тем, что человек застенчив от природы? Измениться физически с помощью упражнений или пластической хирургии или стать более комфортным в своем теле?

Когда клиенты задаются такими вопросами, терапевты любой школы должны воздерживаться от выбора стороны или дачи советов. За исключением крайних случаев, мы просто не знаем, какой вариант лучше всего подходит для человека в нашем офисе.

Однако дело не только в этом. Как писал Гегель, столкновение тезиса и антитезиса может привести к новому третьему пути, синтезу, который включает в себя обе стороны аргумента, но превосходит их. Этот «союз противоположностей» был впервые описан досократическими философами (и даосами, как в известном символе взаимозависимости Инь-Ян). Эта концепция позже была принята алхимиками, которые заметили, что соединение двух разнородных химических веществ может привести к получению третьего, не похожего ни на один из исходных компонентов (например, натрий, высокоактивный металл, плюс хлор, ядовитый газ, дают поваренную соль). Карл Юнг, изучавший алхимию, вплел союз противоположностей в свои различные психологические труды. Она составляет основу его «трансцендентной функции», которая ведет к психологическим изменениям; Доступное введение в эту концепцию можно найти здесь.

Перемещение туда и сюда аргументов и аффектов представляет трансцендентную функцию противоположностей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts