Особенности восприятия фигуры и фона, частей и целого — Студопедия
Поделись
Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд направлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. Объект, на который направлен взгляд, и выделяющийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигурой. Все объекты, окружающие его, — фоном. Из этого следует, что соотношение между фигурой и фоном относительное: объект, только что имевший статус фигуры,
может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой (или характерной для нее структурой) и выступает впереди фона. Фон же воспринимается относительно однородным, бесформенным, нечетким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры. Граница (контур) между фигурой и фоном воспринимается как «собственность» исключительно фигуры.
Восприятие объектов с позиций их фигурно-фонового соотношения обеспечивается свойствами предметности и избирательности.
Задача выделения фигуры из фона не всегда решается легко. Трудности возрастают, когда для наблюдателя обе эти части объекта равнозначны. При этом фигура и фон периодически меняются местами (флюктуируют). В этом легко убедиться на примере так называемой двойственной фигуры. Так, на рис. 2.8, заимствованном из книги Д. Майерса, изображены подсвечник (в центре) и… либо одно лицо человека, изображенное анфас, либо два лица в профиль, направленные друг к другу.
В общем случае фигуру проще выделить из фона при:
ее резком отличии от фона по цвету, величине, форме и др.;
предварительном знакомстве наблюдателя с объектом восприятия;
наличии психологической установки, получаемой наблюдателем накануне восприятия объекта («искать то-то и то-то»).
Рис. 2.8. Двойственная фигура и фон
Восприятие частей и целого. Рассматривая фотокарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Естественно, возникает вопрос, как происходит процесс узнавания? Предстает ли наблюдателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивается на отдельные этапы и происходит по элементам (частям) целого? Узнаем ли мы, например, знакомого человека, рассматривая отдельные части его лица (глаза, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Самый общий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными
Вряд ли, например, человек, не сведущий в физике элементарных частиц, узнает в стоящей перед ним
аппаратуре синхрофазотрон. И это несмотря на то, что синхрофазотрон будет представлен во всем многообразии принадлежащих ему признаков. Трудно узнать длинное слово лишь по его одной части — букве. Скажется фактор дефицита опознавательных признаков.
В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности восприятия. Так, на рис. 2.9, несмотря на отсутствие ряда признаков объекта (отдельных участков прямых линий), среди множества разнообразных фигур без особого труда появляется образ прямоугольника.
Рис. 2.9. Части и целое в процессе восприятия
Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний. Несомненно, что узнавание зависит от индивидуальных особенностей человека (склада мышления, уровня развития индивидуальных свойств восприятия, мотивации, установки и др.). В этом плане некоторые люди склонны
воспринимать признаки более высокого уровня обобщения, целостные (И. Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым полушарием головного мозга). Другие же, наоборот, начинают с выделения отдельных частей («мыслители») с доминирующим левым полушарием.
Обусловленность узнавания индивидуальными факторами можно иллюстрировать теми же неоднозначными изображениями, введенными под названием двойственных фигур (рис. 2.10).
Если наблюдателю дать предварительную установку, сказав, что базовым, главным элементом этого портрета, на который следует обратить внимание, является ухо, то он увидит портрет молодой женщины, отвернувшей лицо вправо. Если же в качестве главного элемента предложить глаз (в предыдущей установке этот же элемент служил ухом!), то в его сознании отразится образ недоброжелательной старухи, а образ молодой женщины останется «за кадром».
Рис. 2.10. Портрет «двух женщин»
Предмет и фон в восприятии
Всё, что нами воспринимается, в восприятии делится на «фигуру» («предмет») и «фон». И это является характерной, ключевой особенностью нашего восприятия, обеспечивающей все иные его способности.
Не все предметы воспринимаются нами одинаково. Находясь в лесу, мы можем одновременно видеть десятки и даже сотни различных деревьев. Но одни деревья находятся ближе других, и им обычно уделяется больше внимания, в нашем восприятии они представлены более детально. Если одно или несколько деревьев находится в самом центре нашего внимания (наше сознание сконцентрировано на них), то это дерево или несколько рядом стоящих деревьев образуют фигуру (предмет). При этом все остальные деревья вместе с прочими объектами (небом, землей, травой и пр.) образуют фон.
Почему в нашем примере именно это дерево или группа деревьев стали фигурой? Потому что оно или они привлекли наше внимание. Почему привлекли — это уже другой вопрос. Во-первых, могли быть задействованы непроизвольные механизмы — речь идет об ориентировочном рефлексе. Возможно, дерево подозрительно покачнулось и заскрипело, и это привлекло наше внимание прежде, чем мы смогли дать явлению сознательную оценку. Во-вторых, конкретное дерево могло оказаться тесно связанным с текущей деятельностью.
В повседневной жизни в практически любой момент времени на наши органы чувств действует великое множество объектов. Открыв книгу, на одной странице мы воспринимаем около двух тысяч символов; но периферическим зрением мы воспринимаем еще кое-что, например предметы обстановки в квартире. Находясь на улице, мы можем одновременно видеть десятки и сотни людей, множество машин, птиц в небе, десяток-другой домов, сотни и тысячи окон в этих домах, те же деревья, мусор, мелкие камешки, рекламные щиты, буквы на этих щитах и других вывесках и прочее.
Как уже говорилось, не все объекты воспринимаются нами одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают на передний план, и мы сосредоточиваемся на них. Другие отходят на задний план, в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно.Закономерности восприятия фигуры (предмета) и фона действуют не только в отношении зрительного восприятия, но также и слухового. Находясь на той же самой улице, мы не только видим тысячи объектов, но и слышим многие из них. Мы видим десять едущих автомобилей — мы слышим десять разных шуршаний, производимых шинами (строго говоря, колес у автомобиля как минимум четыре, поэтому отдельных источников звука больше). Мы видим троих людей, говорящих по телефону — мы и слышим их. К тому же есть источники звука, которые мы не видим, например шум ветра или разговор людей, стоящих за углом. При этом также некоторые звуки могут выступать для нас фигурой, если мы сосредоточены на этом звуке или вообще на объекте внимания.
Что характерно именно для слухового восприятия — фигура выделяется из фона за счет направления источника звука. Когда наше слуховое восприятие находит направление на источник звука, далее становится значительно легче отфильтровать ненужные шумы фона. Находясь на шумной вечеринке или на улице в час пик и разговаривая, мы можем относительно хорошо слышать своего собеседника, довольно четко различаем его слова. Если же записать эти звуки на диктофон, а потом прослушать, то, скорее всего, слов будет уже не разобрать, и, возможно, даже звука голоса будет не разобрать.
Исторически введение понятий фигуры и фона возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.
Конечно, соотношение предмета и фона — динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может снова вернуться в фон. Таково, например, чтение книги или статьи в интернете. Пока мы читаем одно слово, другие образуют фон, но, прочитав это слово, мы переходим к другому, и теперь оно уже фигура, а другие слова — фон.
Выделение фигуры (предмета) из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно — с предметностью его. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, держать этот объект под контролем.
Выделение фигуры из фона сугубо индивидуально и ситуативно. Но у этого выделения есть ряд общих закономерностей. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.
Выделению предмета из фона способствует наличие значительных различий между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче происходит выделение.
С увеличением опыта выделения фигуры из фона в конкретной ситуации увеличивается скорость и качество этого выделения. Как и многие другие интеллектуальные операции, эта тоже развивается со временем.
Конечно, выделению предмета из фона способствует четкая установка на поиск конкретного образа предмета. И чем четче и более знаком этот образ, тем лучше происходит выделение.
Интересно также, что если есть возможность обвести контуры сложного предмета пальцем или даже перебрать предметы руками (т. е. возможность манипуляции предметами), то это может ускорить выделение фигуры из фона.
Легче выделяются более простые и схематично-нарисованные объекты. Именно по этой причине восприятие мультфильмов, особенно нарисованных, более эффективно, чем восприятие художественных фильмов. В первом случае зритель имеет возможность воспринимать большее количество объектов на экране, быстро переключая свое внимание с одного объекта на другой.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Восприятие
- Автономная сенсорная меридиональная реакция
- Адекватность ощущения и восприятия
- Антиципация
- Апперцепция
- Взаимоотношение целого и части в восприятии
- Восприятие времени
- Восприятие движения и времени
- Восприятие и его основные свойства
- Восприятие пространства
- Восприятие устной речи
- … и другое
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
гештальт-принципов восприятия | Введение в психологию
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснять отношения фигуры и фона
- Определить гештальт-принципы группировки
- Опишите, как на установку восприятия влияют индивидуальные характеристики и психическое состояние
В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — озарение, которое пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп. Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как гештальт-психология. Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).
Один из гештальт-принципов — отношения фигура-фон. В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показывает [ссылка], наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19). 94; Весера и О’Рейли, 1998).
Концепция соотношения фигуры и фона объясняет, почему это изображение можно воспринимать либо как вазу, либо как пару лиц.
Еще один гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — близость. Этот принцип утверждает, что вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе, как показывает [ссылка].
Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.
То, как мы что-то читаем, дает еще одну иллюстрацию концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?
Мы также можем использовать принцип подобия для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие вещи обычно группируются ([ссылка]). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цветам их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.
Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.
Два дополнительных принципа гештальта — это закон непрерывности (или хорошего продолжения) и замыкания. Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии ([ссылка]). Принцип замыкания гласит, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в серию частей ([ссылка]).
Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.
Закрытие предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.
Ссылка на обучение
Посмотрите это видео, демонстрирующее реальные иллюстрации принципов гештальта.
Согласно теоретикам гештальта, восприятие паттернов, или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах: обоснованных догадках, которые мы делаем, интерпретируя сенсорную информацию. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).
Копнуть глубже: Глубина восприятия: предвзятость, предрассудки и культурные факторы
Из этой главы вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.
Теоретики гештальтаоказали невероятное влияние на области ощущений и восприятия. Принципы гештальта, такие как отношение фигуры к фону, группировка по близости или сходству, закон хорошего продолжения и замыкания, используются для объяснения того, как мы организуем сенсорную информацию. Наши представления не безошибочны, и на них могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы.
Глоссарий
замыкание организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в набор частей
отношение фигура-фон разделение нашего визуального мира на фигуру и фон
Гештальт-психология область психологии, основанная на идее, что целое отличается от суммы его частей
хорошее продолжение (также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии
восприятие образов способность различать различные фигуры и формы
гипотеза восприятия обоснованное предположение, используемое для интерпретации сенсорной информации
принцип замыкания организация восприятий в законченные объекты, а не в ряд частей
близость вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе
сходство похожие вещи обычно группируются вместе
Гештальт-принципы восприятия | Введение в психологию
В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — озарение, которое пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп. Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как гештальт-психология.0043 . Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).
Один гештальт-принцип — это отношение фигуры к фону . В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показано на Рисунке 1 , наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19).94; Весера и О’Рейли, 1998).
Рисунок 1 . Концепция отношения фигуры к фону объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.
Другой гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — это близость . Этот принцип утверждает, что объекты, расположенные близко друг к другу, обычно группируются вместе, как показано на рис. 2 .
Рисунок 2 . Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.
То, как мы что-то читаем, дает еще одну иллюстрацию концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?
Мы также можем использовать принцип подобия для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие вещи обычно объединяются в группы (рис. 3). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цветам их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.
Рисунок 3 . Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.
Два дополнительных гештальт-принципа — это закон непрерывность (или хорошее продолжение) и закрытие . Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии (рис. 4). Принцип замыкания утверждает, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей (рис. 5).
Рисунок 4 . Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.
Рисунок 5 . Замыкание предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.
Ссылка на обучение
Посмотрите этот подкаст, демонстрирующий реальные иллюстрации принципов гештальта.
По мнению гештальт-теоретиков, восприятие паттернов , или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах : обоснованных догадках, которые мы делаем при интерпретации сенсорной информации. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).
Копайте глубже: глубина восприятия: предубеждения, предубеждения и культурные факторыВ этом модуле вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.
Попробуй
Подумай
Приходилось ли тебе когда-нибудь слушать песню по радио и подпевать, а потом выяснять, что ты поешь не тот текст? Как только вы нашли правильный текст, изменилось ли ваше восприятие песни?
Глоссарий
закрытие: организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в ряд частей
отношение фигура-фон: разделение нашего визуального мира на фигуру и фон
Гештальтпсихология: область психологии, основанная на идее, что целое отличается от суммы его частей
хорошее продолжение: (также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии
восприятие образов: способность различать различные фигуры и формы
перцептивная гипотеза: обоснованное предположение, используемое для интерпретации сенсорной информации
близость: вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе
сходство: похожие вещи обычно группируются вместе
Занятия по восприятию фигуры и фона для детей
- Дом
- Активность визуального восприятия
- Восприятие фигуры и фона
Знаете ли вы, что хорошее восприятие фигуры и фона может помочь вашему ребенку дома и в школе? Многие детские игры и занятия, не говоря уже о некоторых жизненных навыках, нуждаются в этом навыке визуального восприятия!
Получите преимущество в подготовке к Рождеству со скидкой 20% на мои рождественские распечатки до 31 октября!
Скидка автоматически применяется при оформлении заказа!
Нажмите на быстрые ссылки ниже, чтобы получить ответы на свои вопросы и множество отличных идей для занятий!
- Что такое восприятие фигуры-фона? И зачем нам это нужно?
- Как этот навык влияет на ребенка в школе?
- Фигурка для малышей на земле
- Упражнения «Активное зрение»
- Использование игр и головоломок
- Использование книг «Найди и найди»
- Использование рабочих тетрадей
- Использование рабочих листов
Эти упражнения на зрительное восприятие предназначены для поощрения нормального развития зрительного восприятия вашего ребенка.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка зрительного восприятия, обратитесь за консультацией к специалисту.
Что такое восприятие фигуры-фона?
(и зачем это нужно?)
Восприятие фигуры-фона — это способность фокусироваться на одном конкретном фрагменте информации в загруженном фоне.
Зрительная фигура-фон — способность видеть объект на занятом фоне; в то время как слуховая фигура-фон помогает нам выделить голос или звук в шумной обстановке.
Дома, имея хорошие навыки зрительного восприятия фигуры и земли , вы можете…
- найти свои любимые носки в грязном ящике
- найти бутылку кетчупа в кладовой
- найти определенную игрушку в ящике для игрушек
- найти любимую футболку в шкафу кнопка на траве)
(Кто-нибудь еще думает, что у мам есть способности супергероев в этой области?! LOL)
Вернуться к началу
В школе ребенок с плохим восприятием фигуры и земли Май:
- изо всех сил пытается найти информацию на занятой доске
- теряет свое место, когда копирует работу с доски
- теряет свое место на странице, пока читает .
- иметь плохое знание словаря
- бороться с работать с картой
- бороться с находить личные вещи в захламленном месте возможности развивать свои навыки. Малышам и дошкольникам нужно множество практических занятий и игр , поэтому храните рабочие листы, пока они не станут немного старше.
Многие упражнения, направленные на развитие навыков визуального различения, также можно использовать для улучшения навыков визуального восприятия фигуры и фона. Так что есть некоторое совпадение между некоторыми действиями на моей странице визуальной дискриминации и здесь. Но ваш ребенок не будет возражать 🙂
Вернуться к началу
Упражнения для малышей «Фигура-земля»
Это развлечение для очень маленьких детей или для тех, чье восприятие фигуры-фона очень плохое.
Найдите свою прачечную
Дайте ребенку стопку носков и попросите его найти себе носки.
Или бросьте корзину с бельем на пол и попросите их найти свою одежду в куче!
Это поможет вашему ребенку заметить что-то важное на оживленном фоне.
Найди себе носки!
Сортировка хлопьев или макарон
Дайте ребенку миску смешанной пасты форм или миску разноцветных хлопьев, таких как Cheerios или Froot Loops .
Попросите ребенка выбрать одну форму макарон или цвет хлопьев. Затем ему нужно будет определить эту форму или цвет на занятом фоне.
Пожалуйста, следите за своим ребенком, чтобы он не подавился.
Вернуться к началу
Занятия «Активные глаза»
Учимся обращать внимание на детали и искать информацию — это навык, которому дети должны научиться.
Когда все представлено нам визуально на экране, нам становится лень искать что-то в «реальном мире», поэтому мне нравится поощрять родителей играть в то, что я называю Занятия «Активные глаза» со своими детьми.
Когда вы в дороге, сыграйте в игру « Я слежу за своим маленьким глазом» . Дети всех возрастов могут играть в нее (мои подростки до сих пор любят перехитрить друг друга с действительно странными предметами!). Для детей младшего возраста, которые еще не знают своих буквенных названий, используйте фонетический звук , например «мм» вместо «эм» для «М».
Вот еще два действия «Активные глаза», которые вы можете попробовать:
Совершите прогулку «Активные глаза»
Если у вас есть возможность прогуляться по окрестностям или на природе, воспользуйтесь возможностью l поищите определенные предметы .
Если вы заметите что-то интересное, не указывайте на это ребенку! Скорее попросите их попытаться найти божью коровку на растении, или красный цветок в саду, или что-то еще, что вы заметили.
Дети старшего возраста могут искать определенные цифры и буквы по соседству.
Поиск цифры «5» на прогулке по соседству
Проявите активный взгляд, притворитесь, что отправляетесь за покупками
Дайте ребенку листовку с покупками и попросите его найти определенные предметы для вашего списка покупок, реальные или воображаемые .
Дети, которые знают свои числа, могут указать конкретные числа, например, 4 или 49.
В моей стране, Южной Африке, мы до сих пор получаем рекламные листовки в местных магазинах или вместе с нашими газетами. Если нет, то попробуйте сделать это с обычной газетой или журналом, попросив ребенка найти конкретный пункт на странице.
Используйте активные глаза, чтобы «покупать»
Вернуться к началу
Использование игр и головоломок
1) Подходящие карточки
Смешайте различные карточки с картинками и попросите ребенка найти определенную картинку.
Увеличьте спрос на фигурку-фон на , добавив больше карточек в «пул», чтобы вашему ребенку приходилось искать карточку на более оживленном фоне.
Найдите определенную картинку среди карточек
2) Пазлы
Собирая пазл, попросите ребенка l искать мелкие детали .
Например, возьмите кусок, укажите на нем определенный цвет/форму/объект и попросите ребенка найти кусок того же цвета /остального предмета на нем.
Очевидно, начните с пазлов с меньшим количеством деталей!
Попросите ребенка собрать вместе с вами пазл
Если вашему ребенку сложно разобраться с головоломками, прочитайте мою статью об обучении головоломкам.
3) Играйте в такие игры, как «Найди!»
Европейская версия Spot It! называется Доббл .
Это динамичные игры, в которые могут играть все семьи, но если вы используете их, чтобы помочь ребенку с плохим восприятием фигуры и фона, попросите его работать с карточками в своем собственном темпе под вашим руководством научиться находить предметы. Вскоре они должны стать достаточно уверенными, чтобы играть с вами, а затем и с другими.
BusyTown и бренд игр «I Spy Eagle Eye» также являются отличными играми для развития навыков восприятия фигуры и фона.
Они легко доступны во многих отделах игрушек, но для вашего удобства я поискал их на Amazon. Это мои партнерские ссылки к этим продуктам — я получу небольшую комиссию, если вы купите что-то через мои ссылки, что помогает поддерживать мой бесплатный сайт. Однако вы не обязаны ничего покупать!
Найди это! Детский Классический Найди его! Оживленный город Ричарда Скарри I SPY Игра «Найди орлиный глаз» Вернуться к началу
Использование книг типа «Найди и найди»
Вашему ребенку потребуется много поддержки, если он обычно избегает книг такого типа – поощряйте своего ребенка обратить внимание на детали и показать им, как систематически работать со страницей.
Как помочь ребенку пользоваться книгой-искателем:
Обычно я даю ребенку сначала просмотреть страницу , и если он не находит предмет, я работаю с ним систематически.
Вы можете попросить ребенка посмотреть в определенных местах на картинке – «Ты заглянул в дом?», «Как насчет дерева?»
Таким образом, вы можете систематически охватить все основные области страницы.
Поиск в определенных областях
Или вы можете показать ребенку, как двигать пальцем по странице, чтобы глаза следовали за пальцем.
Работать слева направо, постепенно продвигаясь по странице .
Систематическое сканирование страницы
Во многих библиотеках и букинистических магазинах имеется серия «Где Уолдо?» , «Я шпион» и «Книги-головоломки Усборна» .
Вы также можете получить более новые версии, и я нашел их на Amazon для вашего удобства. Это мои партнерские ссылки к этим продуктам — я получу небольшую комиссию, если вы купите что-то через мои ссылки, что помогает поддерживать мой бесплатный сайт. Однако вы не обязаны ничего покупать!
Поиск и поиск книг для детей младшего возраста
Где Нарвал? 9041 Книги Если у вашего ребенка дома есть тетрадь , велика вероятность, что там есть страницы с заданиями, которые работают на восприятие фигуры и фона.
Ищите страницы, на которых представлены поиск отличий , лабиринты , скрытые картинки , поиск слов и раскраска по номерам действия, подобные показанным ниже. Все это полезно для развития навыков визуализации фигуры и фона.
Перекрывающиеся линии
Лабиринты
Найди отличия
Однако дети с плохим восприятием фигуры и фона часто не знают, с чего начать для выполнения этих действий, поскольку визуальная информация подавляет.
Если ваш ребенок обычно избегает этих страниц или портит их, посидите с ребенком и помогите ему разобраться в этой странице.
Возможно, вам придется помочь им разработать некоторые стратегии — например, использовать палец, чтобы помочь им сканировать лабиринт с поиском различий, использовать палец, чтобы проследить пути лабиринта, чтобы найти правильный, прежде чем отслеживать его с помощью мелок.