Доклад на тему игротерапия: Доклад по теме «Игротерапия»

Содержание

«Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», Психология

  • Выдержка
  • Другие работы
  • Помощь в написании

Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Юнгман И.В.*, Понкратова А.А.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки В статье рассматривается игротерапия как одно из средств коррекции тревожности в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: игровая терапия, тревожность, дети, дошкольный возраст.

Эмоциональное воспитание — это деятельность педагога, направленная на развитие эмоциональной сферы воспитанника, формирование нравственных, интеллектуальных, эстетических и практических чувств и выработку умения владеть своими чувствами, понимать и уважать чувства других. Оно осуществляется в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуе-мых, самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания. Чувства играют большую роль в познании мира, различных видах деятельности, общении, поведении [1, с. 150].

Игровая терапия — один из основных методов психологического и психотерапевтического воздействия на детей и взрослых. Основа данного метода — игра. Стоит признать, что влияние игры на развитие и становление личности безгранично. Игра способствует созданию благоприятной атмосферы, теплых и доверительных отношений между всеми ее участниками, снимает страх, тревогу и напряженность, дает возможность повысить самооценку, позволяет проверить себя и свои силы в различных ситуациях общения, снимает опасность различных социальных последствий. В процессе игры у ребенка появляется уникальная возможность вывести все свои негативные установки и мысли, выразить свой гнев, страх и тревогу по отношению к окружающим и ситуации в целом. В игре ребенок может свободно говорить, выражать свои эмоции, чувства и мысли, ребенок может самостоятельно принимать решения, признавать и принимать самого себя, все это позволяет ребенку вновь обрести адекватную самооценку, восстановить свои силы и жизненные позиции. Особенность игры — это ее двуплановый характер, также присущий драматическому искусству. Играющий осуществляет реаль;

* Начальник Центра дополнительного предшкольного и школьного образования, преподаватель кафедры Педагогики, психологии.

* Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

ную деятельность, связанных с решение конкретных, чаще нестандартных задач. Часть этой деятельности и ряд определенных моментов носит условный характер, что дает возможность отвлечься от реальной ситуации и обстоятельств. В игре присутствует и развивающий момент. А также, благодаря установлению положительного контакта между родителем и ребенком, в игровых занятиях присутствует и психокоррекционный эффект. Игра корректирует негативные эмоции и страхи, расширяет способности детей в общении, подавляет неуверенность в себе, а также увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами и окружающими его людьми в различных жизненных обстоятельствах.

То, что дети делают во время игры, символизирует их страхи, эмоции и переживания. Игра — это естественная обстановка для ребенка, в которой он может бессознательно выражать свои эмоции, а после осознавать их, понимать и справляться с ними, это абсолютно комфортная обстановка для самовыражения ребенка. Именно по этой причине, игровая терапия приобретает все большее значение в современной психологии. Игровая терапия, отрасль достаточно молодая, ориентированная непосредственно на работу с детьми. Появилась игротерапия в первой половине 20 века и быстро дала распространение, широкому спектру направлений, обосновываясь разнообразием своих методов. Проведя ряд исследований, можно дать следующее определение понятию игротерапии. Это метод психотерапевтического воздействия и назначения для взрослых и детей с применением всех видов игры. Также игровую терапию можно рассмотреть, как способ коррекции эмоциональных нарушений. В основу этого способа заложена игра.

Рассмотрим некоторые направления игровой терапии.

Игротерапия от реагирования. Это направление в развитии игротерапии возникло в 30 годы и направлено на работу с детьми, пережившими стрессовые события и ситуации. Ребенок может играть абсолютно спокойно и свободно, затем игротерапевт в подходящий момент вносит в игру ребенка стрессогенную ситуацию, что дает возможность ребенку освободиться он напряжения, вызываемое данным событием. Специально отобранные игрушки помогают ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него тревогу и страх, тем самым, в процессе игры у ребенка появляется возможность перейти и роли пассивного в роль активного деятеля. Тем самым, уровень тревожности ребенка заметно снижается.

Другое направление игротерапии — это игротерапия построения отношений. В игровой терапии отношений особое внимание уделяется лечебному эффекту и лечебной силе эмоциональных отношений между игротерапев-том и ребенком. Здесь дети могут управлять своей деятельностью, им предоставляется право выбора, играть или нет. Цель коррекции заключается не в том, чтобы поменять ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить чувство собственной ценности. Ребенок уникален по своей сущности, он обладает внутренними источниками саморазвития. Основная цель данного направления игротерапии — установить отношение связи между ребенком и игроте-рапевтом, где второй принимает все установки и ценности ребенка, выражая тем самым веру в него и его способности.

Игротерапия в психоанализе. Использование игры в коррекционной практике связано с теоретическими традициями психоанализа. Обращение психоанализа к игре ребенка было вынужденным, с помощью анализа можно, как минимум, оказать благотворное влияние на нарушения в эмоциональной сфере, а можно и полностью их устранить. Все попытки прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказался не таким удачным, как хотелось бы, в силу некоторых особенностей детского возраста. Игра ребенка — это его символическая деятельность, являясь его единственным видом деятельности, где он оказывается свободным от давления и навязывания со стороны враждебной к нему среды.

Детская игра и, основанная на ней игротерапия, позволяет проникнуть в бессознательное ребенка. Сам термин «игровая терапия» был предложен Ме-лани Кляйн. Именно в ее работах впервые был выделен игровой материал, в который входили различные простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Из всех этих игрушек ребенок может воспроизвести в реальность ситуацию из своего собственного опыта.

Игротерапия активная. Это работа в игровой ситуации, в которой ребенок, с помощью отобранных для него игрушек, проигрывает травматические эпизоды из своего личного опыта. Успехом активной терапии является факт быстрого снижения уровня тревожности у детей, ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам («https://bakalavr-info.ru», 11).

Параллельно с активным типом игровой терапии развивается пассивный тип, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а просто присутствует при ней. В пассивной игротерапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка. У ребенка появляется возможность проработать свою тревогу и страхи, враждебность и неуверенность в себе в игровой форме и в своем собственном темпе.

Игротерапия центрированная на клиенте. Целью такой терапии является возможность оставаться самим собой. Не нужно менять и переделывать ребенка, не нужно учить его специальным навыкам, нужно просто дать ему возможность быть самим собой. В основе игротерапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Задача коррекции состоит в том, чтобы воссоздать значимые отношения между ребенком и взрослым. Игра, как основная деятельность ребенка, свободная он навязывания и подчинения — единственное место, где у ребенка появляется возможность свободно и беспрепятственно самовыражаться, исследуя и изучая собственные чувства и переживания.

Игровая терапия детско-родительских отношений. Особое направление, которое было направлено на решение социальных, эмоциональных и проблем поведения детей. Данное направление выделяет два основных аспекта: игротерапию с детьми и обучение родителей, в результате прямого вовлечения их в процесс игры с детьми. Терапевт обучает родителей компетентному поведению с детьми.

Игровая терапия направлена на сопровождение и помощь тревожным детям. Ребенку необходимо помочь стать более ответственным в своих действиях и поступках, стать более самоуправляемым и самостоятельным, овладеть чувством контроля, развить внутренний источник самооценки, обрести веру в себя.

Итак, мы рассмотрели различные направления в игровой терапии. Многообразие этих направлений подтверждает актуальность использования данного метода в целях коррекции тревожности в эмоциональной сфере ребенка. Игра оказывает огромное влияние на развитие личности, снимая страх, напряженность и тревогу. Игра для ребенка — это радость, приносящая удовольствие, именно по этой причине многие методы коррекции нарушений в психотерапии основаны на игре.

Таким образом, определив влияние игры на развитие личности ребенка, можно прийти к следующим выводам, игровая терапия является основным методом коррекции нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Причины, которые могут вызвать состояние тревоги могут лежать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Мы считаем метод игровой терапии наиболее оптимальным для работы с тревожными детьми дошкольного возраста, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра. В игре проявляется потребность ребенка понять окружающий мир и окружающую его действительность, появляются умения и навыки воздействия на него, появляется возможность адаптировать мир к своим интересам и целям, адаптироваться к нему самому. Знания ребенка об окружающем его мире всегда отражаются в содержании и замысле его игры.

1. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. — Т. 1.

2. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2009. -198 с.

3. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб.: Речь, 2003. — 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5−7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 208 с.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 208 с.

6. Кудрина Г. Я. Диагностические методы обследования детей. — Иркутск, 2009. — 157 с.

Показать весь текст

Заполнить форму текущей работой

Сообщение для семинара на тему: «Игротерапия: возможности и логика следствия» | Методическая разработка по теме:

 

Игротерапия: возможности и логика следствия.

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами  с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» либо моделируемых в игровом процессе. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.  

Средствами игротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе которых детский душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фантастическом виде, отражающем динамику бессознательных процессов.

Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку:

 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках;

2)развить более позитивную Я-концепцию;

3)стать более самоуправляемым;

4) выработать большую способность к самопринятию;

 5) овладеть чувством контроля;

6)развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

7)развить внутренний источник оценки;

8)обрести веру в себя.

В игротерапии существуют следующие разновидности игр: недирективная, директивная, смешанная.

Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она  базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу).

При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии.

      Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников .

И эти разновидности  игр  выполняют следующие функции:

1.      коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей  в коллектив;

2.      релаксационную — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3.      воспитательную — психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4.      развивающую — развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

5.      обучающую — обогащение информацией об окружающем мире.

И я предлагаю выполнить Вам одно из упражнений, которое выполняет  релаксационную функцию.

 

 

Упражнение «Апельсин»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте пожалуйста глаза.   Представьте, что в правой руке вы держите  апельсин. Попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

 Затем кулачок разжимается, рука отдыхает.

 Потом апельсин оказывается в левой руке, и процедура выжимания из него сока повторяется.

 Желательно делать упражнение два раза подряд. Выжимая сок второй раз, апельсин можно заменить лимоном.

Все упражнения и игры такого рода проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

 Особая задача индивидуальной терапии —   формирование потребности в социальном общении,. Если социальная потребность не сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет индивидуальная  игротерапия, а если нет, то – групповая.

  Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины, овладеть чувством контроля, выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений.

Основные правила игровой терапии:

Педагог должен:

— развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть;

— осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение;

— сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои

собственные проблемы;

— не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок — ведущий, педагог следует за ним;

—  устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;

— не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный

процесс, и педагог должен осознавать это.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

 1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

 2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

 3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

 4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

 Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

 5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия

 1. Создание атмосферы принятия ребенка.

 2. Эмоциональное сопереживание ребенку.

 3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

 4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии

 1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

 2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

 3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Заключение

Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость.

Публикации — Ассоциация игровой терапии

Публикации членов

Ассоциация игровой терапии (APT) предоставляет своим членам официальные публикации в форме:

Международный журнал игровой терапии ®

4

4 International Journal of Play Therapy ® — это рецензируемый ежеквартальный журнал с научным статьи о текущих исследованиях игровой терапии, тематических исследованиях, теоретических приложениях и текущих практиках. Журнал издается Американская психологическая ассоциация (APA) и ее статьи доступны на PsychNet .

Журнал Play Therapy™

Play Therapy TM о клинических и профессиональных передовых методах, экспериментальных и основанных на исследованиях приложениях игровой терапии, новостях программы ассоциации, признании членов, обзорах книг по игровой терапии и других функциях как для специалистов в области психического здоровья, так и для общего общественный.

Отчеты о горных работах

Ежеквартальная электронная публикация или Отчет о горных работах для предупреждения игровых терапевтов о текущих или возникающих тенденциях в области психического здоровья, передовых передовых методах и другой мудрости. Недавние междисциплинарные публикации (разведка) сканируются (добываются) и сообщаются цитаты, чтобы помочь тем, кто учит, практикует и контролирует игру. терапия.

APT Play Today

Еженедельный электронный информационный бюллетень для оповещения и информирования членов о новостях ассоциации, возможностях обслуживания и признания, а также о приближающихся сроках.

  • Расценки на рекламу, спецификации и подробности

Зачем играть в терапию? Брошюра


Брошюра, разъясняющая общественности ценность игры, игровой терапии и сертифицированных игровых терапевтов. Полезно для родителей, учителей и других специалистов в области психического здоровья. Брошюры доступны в упаковках из 25 на английском, испанском и французском языках по адресу APT Store .

 

Исследования и практика

Исследования

APT поощряет исследования игровой терапии , которые демонстрируют ценность и эффективность игры и игровой терапии, расширяют знания об игровой терапии или улучшает методы игровой терапии и поддерживает научно обоснованные методы игровой терапии.

Также имеется: Почему игровая терапия подходит для детей с симптомами посттравматического стрессового расстройства

Передовой опыт игровой терапии


В помощь специалистам по игровой терапии, руководителям и инструкторам APT предлагает Paper on Touch и одобряет Best Practices Play Therapy . Оба документа обновляются раз в три года Комитетом по этике APT. Также доступны:  Этические соображения по внедрению телементального здоровья в игровую терапию: рефлексивное упражнение для игровых терапевтов, основанное на Руководстве по передовой практике Ассоциации игровой терапии .

 

Основополагающие и исторически значимые теории игровой терапии

Понимание и формулирование терапевтических возможностей игры, а также сочетание клинических теорий и практических подходов является основой надежной практики игровой терапии. В сентябре 2019 г.Выпуск журнала Play Therapy TM Magazine, APT основополагающие и исторически значимые теории игровой терапии, лежащие в основе практики игровой терапии.

Этими статьями по теории игровой терапии теперь можно поделиться со своими учениками, супервизорами или использовать в качестве справочного материала в вашем следующем исследовании!

  • Адлерианская игровая терапия
  • Теория привязанности и Theraplay®   ( привет исторически значимый подход)
  • Игровая терапия, ориентированная на ребенка
    • Филиальная терапия ( hi исторически значимый подход на основе CCPT)
  • Когнитивно-поведенческая игровая терапия
  • Экосистемная игровая терапия
  • Гештальт-игровая терапия
  • Юнгианская аналитическая игровая терапия
  • Психоаналитическая игровая терапия

 

Дополнительные ресурсы

Терапевтические возможности игры

Колесная диаграмма «20 терапевтических возможностей игры», представленная в сентябре 2019 г. Журнал теперь доступен на английском языке , Испанский и Французский .

Игровая терапия в сравнении с игровой терапией

Опубликовано в выпуске за июнь 2021 г. Игровая терапия TM игровая терапия.

Вмешательства в связи с COVID-19

APT рада объявить о выпуске COVID-19 Interventions — новый ресурс, созданный игровыми терапевтами для игр. терапевты. То, что началось как простая беседа между игровыми терапевтами, переросло в подборку вмешательств, направленных на облегчение терапевтического процесса. во время этой пандемии.

Детская книга о стихийных бедствиях — скачать БЕСПЛАТНО

Слишком много погоды это рабочая тетрадь, которая поможет детям справиться со стихийными бедствиями, такими как как ураганы. Упражнения для этой книги были созданы Drs. Энн Стюарт и Даниэль Будэш, зарегистрированные игровые терапевты. Руководители и преподаватели кафедры психологии высшей школы Университет Джеймса Мэдисона.

Игра: Игровая терапия | Энциклопедия раннего развития детей


Синди Делл Кларк, доктор философии

Университет Рутгерса, США

PDF-версия

Введение

Игровая терапия опирается на доказанную терапевтическую силу игры, используя профессиональных терапевтов в качестве катализаторов и поддержки, чтобы помочь детям справиться с их проблемами посредством игровой деятельности. Игровая терапия также может иметь ценность за пределами клинических условий, проводимая родителями, а также в дошкольных учреждениях.

Субъект 

Как игра лечит?

Взрослые миряне часто рассматривают игру как способ весело провести время, не связанный с проблемами.

Профессионалы, проводящие игровую терапию, показали, что игра также распространяется на неприятные аспекты существования, включая стрессы, травмы, семейную дисфункцию, болезни и другие дилеммы, которыми изобилует реальный опыт детей. Игровая терапия, в которой детей поощряют выражать свои чувства и дилеммы через игру и фантазию, опирается на силу игры, позволяющую дать осязаемое выражение детских тревог. Игровая терапия согласуется с детской тенденцией «разыгрывать» проблемы вне клинического вмешательства, воспроизводя тревожный опыт как способ примириться с противоречивыми чувствами. Дети-заключенные во время Холокоста притворялись охранниками и заключенными, инсценируя в игре рутину концлагеря и убийства. После урагана Катрина дети, увидевшие ураган по телевизору, импровизировали в дошкольных учреждениях, представляя, как ветер и паводковые воды угрожают воображаемым персонажам. 2 В игровой терапии склонность детей выражать дилеммы через игру направляется в виде клинического вмешательства, поддерживаемого взрослым терапевтом, который катализирует, но не направляет явно терапевтическую игру ребенка.

Контекст исследования

Игровая терапия как метод клинического вмешательства с детьми зарекомендовала себя на практике. Исследование клинического случая было преобладающим средством передачи информации о работе игровой терапии. Двумя пионерами клинической игровой терапии были Анна Фрейд и Мелани Кляйн, которые утверждали, что игра была средством адаптации психоанализа, используемого со взрослыми, к детям. Игра, утверждал Кляйн, может заменить вербальные свободные ассоциации, используемые во взрослой терапии. Фрейд утверждал, что игра может раскрывать бессознательные процессы, даже если она способствует взаимоотношениям между ребенком и терапевтом.

3 Вирджиния Экслайн является автором основанных на конкретных случаях разъяснений игровой терапии, которые используются до сих пор. 4 Экслайн повлиял на идею о том, что игра должна обеспечивать безопасные отношения между терапевтом и ребенком, тем самым предоставляя ребенку «свободу и возможность заявить о себе в своих собственных терминах» с помощью игры.

Психоаналитик Дональд Винникотт подготовил тематические исследования, иллюстрирующие практику игровой терапии, а также важные теоретические работы об игре и воображении. В книге Винникотта «Пиггл» описывается обращение с девочкой, обеспокоенной рождением младшего брата, которая посещала Винникотта для лечения 16 раз в возрасте от двух до пяти лет. Часть рассказа Винникотта о девочке, известной как Пиггл, была написана ее родителями, которые сообщили, что после игровой терапии она чувствовала себя хорошо; Родители Пиггл предположили, что игровая терапия позволила ей «понять на глубоком уровне» и, возможно, привила ей заметную степень внутреннего суждения и понимания других. Теория Винникотта, вытекающая из его клинической работы, касалась переходного объекта, объекта (например, игрушки, одеяла), имеющего особый статус и используемого детьми для успокоения. Винникотт предположил, что значение переходного объекта проистекает из отношений матери и ребенка, что имеет широкое значение для способности детей приостанавливать недоверие при взаимодействии с культурным или религиозным символизмом.

6

Многочисленные истории болезни, опубликованные в отношении игровой терапии, подтвердили ее применимость в широком диапазоне состояний и обстоятельств. Среди детей дошкольного возраста игровая терапия хорошо зарекомендовала себя в лечении проблем разлуки, дефицита внимания/гиперактивности, деструктивного поведения, расстройств настроения и тревожных расстройств, травм, полученных в результате стихийных бедствий или насилия, стресса, вызванного неизлечимыми и хроническими заболеваниями, а также бесчисленных прочие условия. Игровые терапевты работают в различных условиях, включая социальные службы, школы и медицинские учреждения.

Игровые терапевты считаются главными в лечении. Выражение глубокого сочувствия, искренности и безусловного положительного отношения к ребенку способствует терапевтическим отношениям, тем самым поддерживая атмосферу, поддерживающую самостоятельную игру ребенка. Игровые терапевты используют игрушки и множество игровых действий, но ребенок имеет право выбирать, с чем играть и как играть. 7 Игровые терапевты активно наблюдают и слушают. Они следуют за ребенком по ходу игры, отражая ребенка в соответствии с его игрой. Терапевты отвечают на просьбы ребенка разыгрывать притворные роли или помогать игре другими способами. Игровые терапевты не осуждают, хотя и устанавливают ограничения, когда игровое действие может причинить вред.

Игровая терапия, направленная на ребенка, играет центральную роль в ее исцеляющей динамике. Дети, проходящие игровую терапию, часто предпочитают повторять игровые последовательности в течение нескольких сеансов терапии. 8 Метафорически представляя события, которые изначально были угрожающими, дети могут занимать активную позицию, чтобы контролировать события в воспроизведении, способствуя ощущению силы или власти над тем, что когда-то было неразрешенным и тревожным. 9 Новые ассоциации могут быть созданы с отрицательно заряженными объектами или происшествиями посредством воображаемых транзакций, которые символизируют конфликты, страхи или желания в формах, которые дети способны когнитивно и эмоционально усвоить.

Мета-анализ оценил эффективность игровой терапии в достижении желаемых изменений у детей. 10,11,12 Эмпирические исследования неизменно подтверждают эффективность игровой терапии. 13 Ребенок с эмоциональными проблемами, пролеченный с помощью игровой терапии, как было показано, чувствует себя лучше, чем 75-82% детей, не прошедших лечение. 14 Конечно, игровая терапия не обладает монополией на вмешательства в психическое здоровье детей, поскольку другие методы, включая поведенческие или когнитивные вмешательства, также играют роль в текущем лечении.

Основные темы исследований

Эмпирические исследования подтверждают эффективность участия родителей в игровой терапии. Дочерняя игровая терапия (игровая терапия, проводимая клинически подготовленными родителями) была связана с еще более выраженным влиянием на результаты, чем игровая терапия с использованием профессиональных терапевтов. 15 Это открывает возможность сделать игровую терапию доступной в больших масштабах за счет обучения родителей использованию эмпатического понимания и чуткого участия в терапевтической игре. Исторические прецеденты сыновней терапии восходят к Зигмунду Фрейду 16 , а также Карлу Роджерсу, который руководил использованием его взрослой дочерью сыновней терапии с внуком, страдающим энкопрезом . 17 В сыновней терапии набор игрушек откладывается в сторону для использования в терапевтических играх, проводимых по регулярному и предсказуемому графику.

Использование обученных непрофессиональных терапевтов также повысило доступность игровой терапии для дошкольных программ. 18 Из недавних эмпирических исследований получены многообещающие данные о том, что игровая терапия, ориентированная на ребенка (под руководством дипломированных консультантов со степенью магистра), может значительно уменьшить деструктивное поведение и агрессию среди обедневших детей разных национальностей, участвующих в программах Head Start. 19

Пробелы в исследованиях

Несмотря на то, что эффективность игровой терапии была установлена, до сих пор не совсем ясно, как игровая терапия сравнивается по эффективности с другими видами терапии, включая поведенческие или когнитивные подходы. Всестороннее исследование, отслеживающее относительное влияние различных методов лечения на весь спектр состояний, еще предстоит завершить.

Поскольку игра представляет собой кросс-культурно изменчивую деятельность, для исследования важно изучить культурные аспекты, которые могут создавать препятствия для «стандартной» игровой терапии. Используемые материалы, применяемые процедуры и сделанные интерпретации могут варьироваться в зависимости от культурного контекста, что является темой для дальнейших исследований.

Еще один вопрос, требующий изучения, связан с продолжающимся сокращением игрового времени в Соединенных Штатах, включая сокращение перерывов в пользу увеличения академического обучения. Поскольку неструктурированная игра доказала свою ценность для развития аффективной гибкости и эмоциональной устойчивости, ограничение свободной игры для детей требует тщательного изучения с точки зрения эмоциональной адаптации детей.

Терапевтическая ценность игры в целом оправдывает отведение игре более заметного места в психологических и культурных исследованиях.

Выводы

Игровая терапия – это форма терапевтического обновления под руководством терапевта или обученного неспециалиста. Терапевтическая игра доказала свою ценность в решении широкого круга детских проблем. Как показал Брайан Саттон-Смит, игра — жизнеспособная модель адаптивного человеческого функционирования, в которой адаптивность достигается за счет гибкого использования символов и нарративов. 20 К трем годам, а иногда и раньше дети разыгрывают свои проблемы с впечатляющей гибкостью, символически манипулируя значениями.

Игровая терапия, формализуя контекст детской самостоятельной игры, подчеркивает важность игры для адаптивного исцеления в целом. Интенсивное вовлечение детей в определенные игровые темы может быть красноречивым индикатором основных нерешенных проблем, в том числе для физически больных детей. 21 Имея время свободно притворяться, дети в игровой форме противостоят трудным значениям на своих условиях. Сын Пегги Миллер, Курт, уже в возрасте двух лет неоднократно переслушивал и пересказывал историю о Кролике Питере в домашней обстановке, используя интригующую авторскую вольность в своих пересказах. Его рассказы шли параллельно с его повседневными эмоциональными опасениями по поводу плохого поведения и его тревожных последствий. 22 Игра может поэтически закодировать то, что не решено, в доступной и противоборствующей структуре. Игровая терапия в клинических условиях позволяет детям справляться даже с экстремальными проблемами, поддерживаемыми эмпатичным и поддерживающим взрослым.

Ссылки

  1. Eisen, G. Дети и игры во время Холокоста. Амхерст: Массачусетский университет Press; 1988.
  2. Paley, V. Мальчик на пляже: создание сообщества через игру . Чикаго: Издательство Чикагского университета; 2010.
  3. Webb, N. Практика социальной работы с детьми. Нью-Йорк: Guilford Press; 2011.
  4. Экслайн, В. Игровая терапия . Нью-Йорк: Книги Баллантайн; 1947.
  5. Винникотт, Д.В. Поросенок: отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки . Лондон: Пингвин; 1977.
  6. Винникотт, Д.В. Переходные объекты и переходные явления . В: Винникотт, Д.В. Сборник статей. Лондон: Тависток; 1958.
  7. Cochran, N.H., Nordling, WJ, Cochran, JL Игровая терапия, ориентированная на ребенка: практическое руководство по развитию терапевтических отношений с детьми . Хобокен, штат Нью-Джерси: John Wiley and Sons; 2010.
  8. Кэмпбелл, М.М., Кнётце, Дж.Дж. Повторяющаяся символическая игра как терапевтический процесс в детской игровой терапии. Международный журнал игровой терапии .   2010;19:222-234.
  9. Glazer, H.R. Сыновняя терапия для скорбящих детей дошкольного возраста. В: Шефер, CE Игровая терапия для детей дошкольного возраста . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2010:89-106.
  10. Браттон С.С., Рэй Д., Рейн Т., Джонс Л. Эффективность игровой терапии у детей: метааналитический обзор результатов лечения. Профессиональная психология: исследования и практика . 2005;36:376-390.
  11. Рэй Д., Браттон С., Рейн Т., Джонс Л. Эффективность игровой терапии: ответы на критику. Международный журнал игровой терапии . 2001;10:85-108.
  12. Браттон, С. Рэй, Д. Что показывают исследования в отношении игровой терапии. Международный журнал игровой терапии . 2000;9:47-88.
  13. ЛеБлан, М., Ричи, М. Метаанализ результатов игровой терапии. Психическое консультирование Ежеквартально , 2001; 14:149-163.
  14. Карр, А. Что работает с детьми, подростками и взрослыми?: Обзор исследований эффективности психотерапии . Лондон: Рутледж; 2009.
  15. Портер М.Л., Эрнандес-Рейф М., Джесси П. Игровая терапия: обзор. Раннее развитие ребенка и уход за ним. 2009;179:1025-1040.
  16. Герни, Б. Сыновняя терапия: описание и обоснование. Журнал консалтинговой психологии. 1964; 28:304-310.
  17. Фукс, Н.Р. Игровая терапия дома. Ежеквартальный журнал Merrill-Palmer. 1957;3:89-95.
  18. Коплоу, Л. Неулыбающиеся лица: как дошкольные учреждения могут исцелить . Нью-Йорк: издательство педагогического колледжа; 2007.
  19. Браттон, С.С., Себальос, П.Л., Шили-Мур, А.И., Мини-Вален, К., Пронченко, Ю., Джонс, Л.Д. Раннее вмешательство в области психического здоровья Head Start: влияние игровой терапии, ориентированной на ребенка, на разрушительное поведение. Международный журнал игровой терапии . 2012: Предварительная публикация.
  20. Саттон-Смит, Б. Двусмысленность игры . Бостон: Издательство Гарвардского университета; 1997.
  21. Кларк, К.Д. В болезни и в игре: дети, справляющиеся с хроническим заболеванием . Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса; 2003.
  22. Миллер, П.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts