Душа это в психологии: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

Что такое душа, и как это понимает современный человек?

Очевидно, что в русском, украинском и других славянских языках слово «душа» является однокоренным словам «дух», «дыхание», «воздух» и, соответственно, связанно с существом, которое обладает жизнью и дышит. Во многих европейских языках, относящихся к романо-германской языковой группе, слово «душа» происходит от латинского корня «anima», который также означает дыхание: во французском – «l’âme», в испанском и португальском – «alma», в итальянском – «anima».

  А что же такое душа для психоанализа, присутствует ли это понятие в психоаналитических или других психологических концепциях? Обратившись к психоаналитической теории, сразу становится очевидным, что в психоанализе речь не идет о душе. Таким образом, в нашем сегодняшнем поиске мы переходим границу нашей области – психоанализа.

Откуда же черпаем мы представления и знания о душе? Конечно же, в первую очередь, это религиозные и теологические доктрины и философские концепции, и, конечно же, область искусства.

Из дошедших до наших дней античных философских произведений, стоит отметить уже упомянутый ранее трактат «О душе» Аристотеля. В нем были систематизированы известные на то время представления о душе. Аристотель определял  душу как сущность живого тела – особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит. В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна.

Следует отметить, что слово психоанализ, этимологически восходит к двум греческим корням (дух, душа и разложение, расчленение, исследование), таким образом, психоанализ – это метод разложения души на части, её исследование. Название психология также происходит от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «λόγος» – слово, знание, учение – наука о душе, наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психотерапия (от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «θεραπεία» – лечение, исцеление, лекарство) – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Психиатрия (от др.-греч. «ψυχή» – дух, душа и «ἰατρός» – врач, медик) – отрасль клинической медицины, занимающаяся изучением психических заболеваний (причины, характер проявления, способы лечения и предупреждения). Поскольку слова, психология, психоанализ, психотерапия и психиатрия имплицированы практически во все современные языки, можно констатировать, что в научном и практическом светском дискурсе слово «душа» в большинстве языков приобретает наукообразное название – психика.

В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко, как синоним слова психика.

Однако, душа до середины XIX века была не только предметом философских и теологических размышлений, но и предметом изучения психологии. С начала развития экспериментальной психологии душа оставалась лишь номинальным предметом научной психологии, стремившейся уподобиться естественным наукам. Ее действительным предметом стала психика. Психология пожертвовала душой ради объективности своей субъективной науки. Психология не отрицает существования души, но воздерживается от ее изучения, старается избегать щекотливых вопросов о ее природе, передает душу и дух ведомству философии, религии и искусства. Утрата души для психологии не безобидна. Она расплачивается за нее перманентным кризисом, доминантой которого является неизбывная тоска по целостности психической жизни.

Как не парадоксально, предмет изучения современной психологии, как впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова душа и, даже психика. Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии».

В случае же психоанализа речь идет также не о душе или даже психике, а о душевной жизни, психическом аппарате (точнее его моделях), психических инстанциях, механизмах и процессах и т. п. Все эти концепты определяют и ограничивают психоаналитические размышления о душе. На мой взгляд, это позволяет «не опредмечивать» душу, не унифицировать ее неуловимую сущность, а значит не превращать психоанализ в религию, привлекающую в свои ряды неофитов под лозунгом поиска спасения.

это в психологии внутренний мир человека

Содержание

  • История
  • Книги

Здравствуйте, дорогие читатели! Наверное, каждый человек когда-либо задумывался о душе. Вопросами о ней озадачиваются и дети, а в пожилом возрасте каждый из нас обращается к религии и тем более задумывается об этом глобальном понятии. Интересно, а верит ли психология в душу человека?

Душа — это в психологии внутренний мир человека, но последнее время этот термин употребляется крайне редко, как синоним переживаний, сознания или внутреннего мира человека. Если же говорить об изначальном определении, то под душой всегда понималось нечто нематериальное, независимое от тела. В принципе, все сходится.

История

Первобытные представления о снах, смерти и даже обмороках подкрепили веру в душу человека, а может и создали ее. Когда-то людям казалось, что ночью душа покидает тело человека и существует независимо от него. Психология старается дать научное основание всем этим явлениям, глубже рассмотреть проблему.

Сейчас мы используем термин «подсознание», когда говорим о сновидениях. Однако, в рядах именитых психологов мы можем встретить тех, кто сродни первобытным шаманам пытается работать с личностью в момент предсонного состояния или в состоянии гипноза (транса).

Психология старается отдалиться от религии, заменить термины на свои, хотя они и имеют близкие связи. У нас появились и другие термины, которые в принципе подразумевают под собой нечто схожее с вместилищем вечных идей — душой.

Еще во времена античности философы говорили о том, что душа живет в головном мозге человека. Гераклит представлял ее в виде такого вещества как огонь, Анаксимен определял в виде воздуха, а Эмпедокл утверждал, что она является смешением разных элементов.

Чуть позже Аристотель заговорил о том, что ее невозможно отделить от тела человека, а под собой она являет три составляющие: растительную, животную и разум.

В эпоху средневековья, как вы, наверное, знаете, процветало влияние религии на науку, а потому Фома Аквинский выдвинул свои идеалистические представления о бессмертной душе, что нашло своих приверженцев.

В общем, на протяжении веков в литературе и философии, ведутся споры, от которых психология старается отдалиться.

Как и всегда эта наука проявляет себя более чем лояльно к воззрениям людей. Она не отрицает этого понятия, не спорит, когда люди называют психологию «наукой о душе», но и не старается защитить «душу» от нападок со стороны атеистов.

Книги

Если вы интересуетесь душой, то могу посоветовать книгу Уайльдера Панфилда «Мозг. Тайны разума», в которой этот врач и психолог по совместительству попытался открыть тайны процессов, которые ведутся независимо от нас, понять, что же такое разум и человеческая душа. Его слова до сих пор остаются актуальными, а идеи новаторскими. Она немного сложна для тех, кто не сведущ в медицине.

У Дениз О’Лири в «Научные битвы за душу» все намного проще. Она не верит в душу, считает что Бог – это иллюзия, а мистика всего лишь плод воображения и самовнушений, даже называет ее психологической патологией. Интересно, какими доводами она руководствуется, когда утверждает об этом? Советую прочитать, аргументы могут быть спорными, но вам в любом случае должно понравиться, конечно же, если вы разделяете ее идеи.

Ну и конечно же, я не могу обойти стороной ту часть аудитории, которая верит. О православном взгляде на душу вы сможете узнать из книги «Загробная жизнь и бессмертие души. Свидетельства и факты». Как психолог, не буду давать собственной оценки этому труду, лишь упомяну, что в ней вы узнаете не только про обряды и молитвы, но и поймете почему церковь считает душу бессметной и чем объясняется эта вера.

Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч и удачи.

Психология и душа | Hopkins Press

Перейти к

Выберите ссылку

Быстрое добавление

Психология и душа

Otto Rank
перевод Грегори С. Рихтера и Э. Джеймса Либермана

Дата публикации

Тип привязки

Мягкая обложка

$33,00

Количество

Запросить копию экзаменаЗапросить копию обзора

Родственные книги

Родственные книги

Травма

под редакцией Кэти Карут

37,00 $

Быстрое добавление

Травма

под редакцией Кэти Карут

Дата публикации

Тип привязки

Мягкая обложка

$37,00

Количество

Предзаказ

Американский Кайрос

Ричард Бенджамин Кросби

44,95 $

Быстрое добавление

Американский Кайрос

Ричард Бенджамин Кросби

Дата публикации: 18 апреля 2023 г.

Тип привязки

Твердый переплет

44,95 $

Электронная книга

44,95 $

Количество

Предзаказ

Спать

Кристин Парсонс

8,95 $

Быстрое добавление

Спать

Кристин Парсонс

Дата публикации: 4 апреля 2023 г.

Тип привязки

Мягкая обложка

8,95 $

Электронная книга

8,95 $

Количество

Предзаказ

Расстройства личности

Аллан В. Хорвиц

$35,00

Быстрое добавление

Расстройства личности

Аллан В. Хорвиц

Дата публикации: 28 марта 2023 г.

Тип привязки

Твердый переплет

$35,00

Электронная книга

$35,00

Количество

Предзаказ

Священные обязательства

Элисон Конуэй

34,95 $

Быстрое добавление

Священные обязательства

Элисон Конуэй

Дата публикации: 14 февраля 2023 г.

Тип привязки

Мягкая обложка

34,95 $

Твердый переплет

94,95 $

Электронная книга

34,95 $

Количество

Рецензии

Рецензии

Рекомендуется, как увлекательный и малоизвестный документ по истории психологии, так и как провокационное чтение по истории психологии.

— Обзор религиоведения

Заинтересует многих, изучающих историю психоанализа… Выводы Ранка вносят свой вклад в современные споры о статусе психоанализа как науки.

— Психиатрические времена

Первый полный английский перевод работы, опубликованной Ранком в 1930 году. Он опирается на антропологию, социологию, мифологию, религию, философию, историю и литературу, чтобы наметить развитие человеческой психики… Антиматериалистическая страсть книги делает ее убедительный контрапункт суровой биологии нашего века, и границы, которые он устанавливает для того, на что может претендовать психоанализ, справедливо проведены.

— Уилсон Ежеквартально

Бесспорно, самая важная работа Ранка. .. Этот новый перевод представляет собой попытку создать Ранг для нашего тысячелетия… [и он] элегантно и удобно читается по-английски… Аргумент сложный и запутанный, состоящий из длинного исторический/этнографический размах, который уводит нас от «первобытного» состояния через анимизм через христианскую или сексуальную эру к научной эре и современному развитию психологии… По пути мы находим следы многих других блестящих психологических исследований Ранка – двойник, Дон Жуан, мифы о рождении героев, тема инцеста — вплетенные в это массивное полотно и рассматриваемые в самом крупном масштабе… На протяжении всей этой книги величественный гобелен украшен некоторыми замечательными жемчужинами наблюдения.

— Наоми Сигал — Психоанализ и история

Подробнее

Это первый полный перевод увлекательного текста Отто Ранка о природе и истории концепции Души и Воли в психологической истории человечества. .. tour de force по силе, размаху и применение ко многим современным проблемам, таким как сексуальное поведение, природа сновидений, запреты на инцест и нарциссизм, и это лишь некоторые из них.

— Л.Р. Эдгар — Журнал Королевского антропологического общества

Просмотреть все отзывы

Доступный первоисточник по истории психоанализа. Местами он захватывающий, ничего не жалеющий, предоставляющий права читателя на второстепенные события, которые могут остаться незамеченными за основным событием.

— Адам Полней — Психиатр

О книге

Информация о книге

Дата публикации

x

9.25

страницы

176

ISBN

9780801872372

Тема

Health & Medicine. )

Биографии автора

Избранный участник

Отто Ранк (1884–1939), одна из самых важных фигур в психоанализе, был автором книг «Тема инцеста в литературе и легенде: основы психологии литературного творчества» и «Психология и душа: исследование происхождения, концептуальная эволюция». и Природа души.

Подробнее

Избранный участник

Грегори С. Рихтер, доктор философии, профессор немецкого языка и лингвистики в Государственном университете Трумэна.

Подробнее

Избранный участник

Э. Джеймс Либерман, доктор медицинских наук, почетный профессор клинической психиатрии и поведенческих наук в Университете Джорджа Вашингтона.

Подробнее

Ресурсы

Дополнительные ресурсы

Навигация по темной ночи души

«В настоящей темной ночи души всегда три часа ночи, день за днем».
— Ф. Скотт Фицджеральд, The Crack-Up

Значение и история

Когда кто-то переживает особенно трудные времена, мы можем сказать, что у него или у нее «темная ночь души». В такой период кто-то может погрузиться в эмоциональную сферу, отмеченную чувством отчаяния , потерей смысла и глубокой неуверенностью в жизни и ее цели. Согласно автору Экхарту Толле , темная ночь души может быть вызвана внешним событием, таким как стихийное бедствие, медицинский диагноз, изменивший жизнь, или смерть любимого человека. Это также может быть вызвано внутренним событием, таким как достижение знаменательного дня рождения, «достижение дна» с зависимостью или внезапное ощущение, что чувство смысла, придаваемое жизни, которую вы создали до сих пор, распалось. Хотя темная ночь души может быть чрезвычайно болезненной, хаотичной и ошеломляющей, она также может быть временем 9 часов ночи.0307 трансформация

 и возрождение, а также тот, который побуждает к отбрасыванию всего ненужного, ложного или устаревшего.

Термин «темная ночь души» первоначально происходит от одноименной поэмы, написанной св. Иоанном Креста , испанским поэтом и римско-католическим мистиком, жившим в 16 веке. Главной темой поэмы св. Иоанна является то, как люди сталкиваются с болезненными переживаниями на пути к духовной эволюции и соединению с божественным. Поэма св. Иоанна разделена на две книги, иллюстрирующие две фазы темной ночи души: во-первых, исцеление чувств, во-вторых, исцеление духа. В этом контексте исцеление достигается через процесс «очищения». Один из способов взглянуть на это так: в темные времена нам бросают вызов до такой степени, что мы вступаем в контакт с самой сущностью наших чувств и духа — и в этом есть сила.

Интересно отметить, что святой Иоанн переживал собственное темное время, когда писал поэму, так как он написал ее, отбывая срок в тюрьме из-за разногласий с Орденом кармелитов по поводу его реформации. Через несколько лет после того, как поэма была написана, святой Иоанн написал одноименный трактат, в котором дал богословское объяснение поэмы.

Влияние Темной ночи души в современной жизни

Концепция святого Иоанна о темной ночи души оказала влияние и вдохновила многих писателей, художников, мыслителей, духовных лидеров и людей в этой области. психологии, например психиатр Карл Юнг  и американская буддийская монахиня, учитель и писатель Пема Ч ödr ön . Одной из причин этого может быть то, что, хотя оригинальное стихотворение было религиозным по своей природе, оно затрагивает универсальный экзистенциальный опыт. Несколько мифов, предшествовавших поэме Св. Иоанна, также описывают аналогичный тип «психического нисхождения», например, нисхождение Инанны и погружение Персефоны в подземный мир .

«Я не Поллианна, но я узнал о темной ночи то, что она может органически породить что-то совершенно неожиданное — и хорошее — если у вас есть надлежащая поддержка».
— Джудит Орлофф, доктор медицины

Карл Юнг и алхимия ночного морского путешествия

Карл Юнг экстраполировал идею Св. Иоанна, включив этапы средневекового искусства алхимии  — научной, философской и эзотерической традиции, практикуемой в Египте, Китае, Индии , и ряд других частей света. Алхимия сосредоточилась на попытках очистить и преобразовать вещества; возможно, наиболее известное превращение свинца в золото. Алхимические стадии описывали физические изменения, которые претерпевало вещество, когда алхимики экспериментировали с ним. Юнг использовал эти алхимические стадии как метафору для описания психологического процесса навигации в темной ночи души — или, как описал его Юнг, « ночное морское путешествие ».

В частности, Юнг связывал ночное морское путешествие с алхимической стадией, называемой нигредо, или очернением . На этой стадии изменяющееся вещество чернеет в огне, чтобы его можно было очистить и разложить на самые основные составляющие, также известные как prima materia. С точки зрения психологии, это когда разрушительное событие заставляет нас обратиться внутрь себя; сбросить наше внешнее, публичное «я»; и столкнуться с самыми основными частями, которые составляют нас, как светлыми, так и темными. Это когда мы входим в темный, сбивающий с толку внутренний мир бессознательного, где мы сталкиваемся с тем, что Юнг называл нашей 9-тью.0307 тень , или ранее неизведанная «темная сторона» нашей личности.

В своей книге «Алхимическая психология: старые рецепты жизни в новом мире» психолог и писатель Том Ф. Кавалли, доктор философии, пишет: «…Ваш сад, лаборатория, церковь или храм — не место для найти prima materia , используемую в личной алхимии. Скорее, хорошее место для начала поиска — это наш беспорядок, наш кризис, наши разбитые мечты, наши самые страшные кошмары, бедствия — все те ужасные переживания, которые связаны с теневыми аспектами жизни. Именно здесь мы наиболее уязвимы и наиболее склонны набраться смелости для кардинальных изменений».

На этом этапе, когда мы противостоим своей отвергнутой или подавленной тени, мы также можем начать отпускать привязанность к нашей внешней идентичности и «мирским объектам», таким как наше тело, материальные объекты, должности и т. д. Когда мы начинаем отпустив внешние слои, мы начинаем более глубоко знакомиться со своим полным «я», и мы также можем стать более гармоничными со своей интуицией. По словам доктора Кавалли, работа стадии нигредо состоит в том, чтобы интегрировать в нашу жизнь как тьму, так и свет.

Примером этого может быть человек, переживший кризис личности после потери работы. Время после потери может заставить человека противостоять не только чувствам по поводу увольнения, но и чувствам по поводу того, кем он или она были на работе и что означала эта работа. Время, проведенное в размышлениях, может выявить подавленный «теневой» материал — например, о том, как человек мог пристраститься к переутомлению, чтобы избавиться от чувства одиночества и низкой самооценки. Ему или ей может понадобиться в полной мере испытать эти чувства на «дне» и искать поддержки, чтобы выйти из потери работы и последующего кризиса идентичности с большим самопознанием и, возможно, с более новой, более подлинной идентичностью. Поэтому, когда тьма тени приходит в сознание, она может интегрироваться со светом (или более сознательными, жизнеутверждающими качествами человека). Это, в свою очередь, может подтолкнуть человека к более осознанному выбору, который действительно поддерживает его или ее подлинность, целостность и благополучие.

Pema Ch ödr ön and Cultivating a Different Relationship with Difficult Emotions

Pema Ch ödr ön  has also written extensively on navigating the dark night of the soul and its accompanying emotions such as страх, гнев, ревность, горечь, печаль, стыд и жестокосердие. Один из ее основных принципов заключается в том, что тяжелые эмоции можно использовать для развития мужества, сострадания и мудрости.

Некоторые из рецептов Чодрон о том, как пройти через темную ночь души и использовать это время для личного развития, включают:

  1. Сближение со страхом

В своей книге « Когда все разваливается: сердечный совет в трудные времена», Чодрон пишет: «Страх — это естественная реакция на приближение к истине». Вместо того, чтобы избегать его, к чему мы так часто предрасположены, Чодрон предлагает нам исследовать наш страх , поскольку «тем не менее он познакомит нас со всеми учениями, которые мы когда-либо слышали или читали». Сближаясь со страхом, он вызывает смирение, направляет нас к тому, чтобы стать более присутствующими и восприимчивыми, и приближает нас к нашему сердцу, — советует Чодрон.

  1. Медитация

По словам Чодрона, медитация  также может помочь нам в трудные времена, поскольку помогает нам развить сострадание (или «любящую доброту») к себе и другим. Когда мы медитируем , мы можем развить определенные качества любящей доброты, такие как расширение нашей способности быть с нашим опытом (т.

  1. Практика тонглен

Чодрон является активным сторонником медитативной дыхательной практики тонглен , тибетского термина, буквально означающего «посылать и брать». Эта практика родом из Индии; он мигрировал в Тибет в 11 веке. Практика тонглен не требует, чтобы человек идентифицировал себя как буддист, и это может быть сделано либо неформально, например, когда вы находитесь в середине спора, либо формально, например, когда вы выкраиваете время, чтобы практиковать его в официальном виде. четырехстадийный процесс. По сути, это практика, которая помогает развить сострадание и понимание к себе и другим. Это также помогает успокоить ум и тело.

По сути, практика тонглен  состоит из того, что вы сосредотачиваетесь на том, чтобы воспринимать боль и неприятные ощущения во время вдоха, а затем сосредотачиваетесь на отправлении сострадания, простора и расслабления во время выдоха. Вместо того, чтобы отталкивать собственную боль или боль других, tonglen побуждает нас присутствовать при ней и развивать терпимость и сострадание посредством алхимии дыхания.

Несколько слов мудрости

Концепция использования темной ночи души для самосовершенствования, как она представлена ​​здесь, не предназначена для того, чтобы отрицать или приукрашивать очень реальное чувство опустошения, которое может произойти после крупная потеря или травма. Скорее, он может служить дорожной картой, помогающей ориентироваться в трудном опыте.

С этой целью, особенно в случае глубокой депрессии или травмы, безусловно, может быть полезно работать с концепциями и инструментами, упомянутыми выше, также рекомендуется обратиться за профессиональной помощью. По словам психиатра, профессора и автора Джудит Орлофф, доктора медицины , очень важно искать поддержку в темную ночь, и особенно полезно найти терапевта, который готов уважать священный, преобразующий потенциал этого времени.

Источники (для навигации по темной ночи души)

Спуск к богине: способ посвящения для женщин Сильвия Бринтон Пера, М.А.

Алхимическая психология: старый рецепты для жизни в новом мире 9997307 9077307 9077307 907307 307.307 907307.307 907307 907 307307 907.307 907. 30 907 907. 30.307 90739307 90739973979739797397997973979973997 907 907. Кандидат наук.

Когда все разваливается: сердечный совет в трудную минуту by Pema Ch0299 Виктор Э. Франкл

Темная ночь души Кей Герш, доктор философии.

Темные ночи души — Путеводитель по поиску пути через жизненные испытания Томас Мур, доктор философии.

Темная ночь души от Святого Иоанна Креста

терапевт в Калифорнии. Она получила степень магистра психологии консультирования с сертификатом творческого самовыражения в Софийском университете (ранее известном как Институт трансперсональной психологии). До этого Кьяра получила степень бакалавра психологии и степень бакалавра искусств по драме в Крыле экспериментального театра Школы искусств Тиш Нью-Йоркского университета. Она увлечена экспрессивной арт-терапией, юнгианской психологией, трансперсональной психологией и интегративными подходами к оздоровлению. В дополнение к своей клинической работе Кьяра является профессиональным писателем и редактором в области здравоохранения, а также музыкантом и артистом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts