как увидеть новые возможности в любой ситуации
Автор: Дмитpий Геннaдьeвич Бoлдoгоeв, тренер-консультант Лабopaтории управленческих технoлогий (г. Москва), препoдаватель MBA Aкaдемии внешней торговли.
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага.
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Этот прием существует в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
- Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, проходя тренинг в те дни, когда можно было продавать и зарабатывать, люди думают: «Вместо того, чтобы зарабатывать деньги, мы сейчас тратим время на обучение». Рефрейминг: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем больше зарабатывать». Другой пример: «Сейчас мы внедряем новые технологии, и это требует много времени». Рефрейминг: «Мы сейчас обеспечиваем себе большой временной выигрыш на будущее».
- Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато». Совершил ошибку — зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем. Действительно, сейчас очень напряженная работа — зато она позволит выполнить план. Неприятный в общении человек — зато умный; у него многому можно научиться.
- Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. Действительно, много работы, но у Васи работы еще больше. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни — два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас.
Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.
Мы не призываем к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности».
- Потенциальный клиент работает с конкурентами. Можно рассудить, что он бесперспективен, а можно сказать, что у него уже сформирована потребность, так что остается только убедить работать с нами.
- В коллективе появился неформальный лидер. Можно увидеть в нем своего потенциального помощника и сделать все, чтобы он им стал, а можно относиться к нему как к конкуренту, усугубляя конфликт.
- Присутствуя на неудачном совещании или презентации можно воспринимать происходящее как урок — определять, что не надо делать, фиксировать ошибки и брать на вооружение. А можно просто сожалеть о напрасно потраченном времени.
Таким образом, один в ситуации увидит только проблему, а другой — еще и возможность.
Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок. Поэтому далее предлагаем вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов. Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга.
- Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли.
- Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника».
- Большая нагрузка.
- Трудный клиент в продажах.
- Необходимость частых командировок.
- Необходимость выступать публично.
- Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами; на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными.
- Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее.
- Нет карьерного роста.
- Частые изменения.
- Частые совещания.
- Хороший работник, но непростой в общении человек (а хотелось бы именно приятного в общении).
1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли:
- Настоящий профессионал может все, а не только то, что нравится.
- Универсальность — залог карьерного роста (или другого в соответствии с картой мотиваторов сотрудника).
- Можно найти креатив и в рутинной работе (показать конкретно). Вызов самому себе: слабо ли мне?
2. Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника»:
- Задача руководителя — добиться целей бизнеса, используя ресурсы других людей, а не собственные.
- Инвестиция времени: научив сейчас, экономишь свое время в будущем (если задача повторяющаяся).
- Наставничество повышает ваш авторитет в глазах подчиненных.
- Научив подчиненного, можно больше внимания уделять той работе, которая вам больше нравится.
- Многих людей мотивирует доверие со стороны руководителя, так что это повышает их лояльность.
3. Большая нагрузка:
- Чем больше занят, тем больше успеваешь.
- Учишься лучше ценить отдых.
- Учишься лучше планировать свое время.
- Если такая загрузка — явление временное, то можно думать о том, что скоро за счет большой работы сейчас будет легче.
- Больше загрузка — больше заработок.
- Больше нагрузка — больше тренировка, эффективнее повышается профессиональный уровень.
- Можно сравнить с кем-то, у кого загрузка больше.
4. Трудный клиент в продажах:
- Тренинг профессионализма, конкретных навыков.
- Трудные клиенты часто потом становятся более лояльными, чем те, кто изначально был в позитиве.
- Урок на будущее.
- Воспитание терпимости — пригодится в жизни.
- Конкретный вариант с «зато»: например, зато денежный, зато редко приходится с ним общаться.
- На самом деле их не так и много.
- Можно пожалеть, потому что трудные люди — как правило, люди с комплексами или серьезными проблемами.
- Можно найти что-то забавное в ситуации.
- Есть чем похвастаться перед коллегами.
- Трудных клиентов обычно доверяют только опытным — значит вас ценят.
- «Завоевав» трудного клиента, вы завоюете авторитет и уважение руководства.
5. Необходимость частых командировок:
- Путешествия.
- Разнообразие.
- Больше возможностей заработка.
- В дороге можно сделать многое, на что времени обычно не хватает (например, почитать, посмотреть фильмы или сериалы и т.д.)
- Много знакомств.
- Веселое времяпровождение с клиентами.
- Возможность устроить личную жизнь.
- Отдохнуть от «домашних обязанностей».
- Не заниматься хозяйством.
6. Необходимость выступать публично:
- Всегда понадобится в случае карьерного роста.
- Легко показать себя с лучшей стороны большому количеству людей.
- Приятно, когда тебя ценят — ведь публичные выступления не всем доверят.
- Как правило, люди стремятся получить от презентации пользу, иначе их время будет потеряно зря. Поэтому думайте о том, что они тоже заинтересованы в том, чтобы выступление прошло хорошо.
7. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными:
- Это прекрасный опыт для будущего руководителя.
- Это прекрасный опыт для настоящего или будущего родителя (детей надо всему научить и постоянно отвечать на вопросы).
- Раз обращаются, значит, ценят и уважают.
- Руководитель будет вам благодарен за то, что вы выполняете часть его работы.
- Собственный PR — такие моменты очень часто оцениваются при решениях о продвижениях или включении в кадровый резерв.
8. Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее:
- Есть у кого учиться.
- Бесплатный тренинг.
- Возможность продемонстрировать высокий уровень обучаемости. Тренировка в более сильной команде всегда дает больше.
- Вызов самому себе: смогу ли я?
9. Нет карьерного роста:
- Меньше должность — меньше ответственность.
- Руководителю приходится зависеть от других, в то время как вы сами себе голова.
- Руководителю часто приходится больше работать. Руководитель — буфер между подчиненными и высшим руководством.
- Руководителям всегда приходится разбирать все самые сложные конфликты и проблемы.
- Руководителю приходится делать гораздо больше отчетов, планов и т.п.
10. Частые изменения:
- Формируют гибкость и креативность.
- Работа никогда не надоест.
- При изменениях легче проявить себя.
- При изменениях легче всего продемонстрировать лояльность. Изменения могут давать дополнительные выгоды и возможности. Карьера часто делается именно в ситуациях изменений.
11. Частые совещания:
- Зато в рабочее время.
- Можно проявить себя.
- В обсуждении легче отшлифовать идеи.
- Тренируются навыки убеждения, влияния, управления групповой динамикой.
- Снижаются риски принятия решений.
- Ответственность уже не только твоя персональная, но и других участников совещания.
- Знаешь планы руководства.
12. Требовательный руководитель:
- Скорее научишься.
- Точно будешь знать, что делать.
- Точно будешь уверен, что похвала действительно заслужена. Требует не только с вас, так что обижаться не на что.
- Зато все понятно и четко.
- Зато результаты хорошие.
Научитесь настаивать на своем и добиваться своих целей в любых обстоятельствах изучив курс «Развитие уверенности в себе»:
Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курсИзучите сегодня
Также смотрите
Рефрейминг, переосмысление проблемы — Психологос
01 октября 2022 г., 21:46
Фильм «Чего хотят женщины»
Никакое событие само по себе ни хорошо, ни плохо, все определяется жизненной ситуацией человека, его задачами, желаниями и обстоятельствами.
Три волоса на голове — это мало. А три волоса в супе — слишком много…
Взглянув на ситуацию по-другому, в ней можно увидеть другие грани, и когда-то проблема превратится в мелочь, когда-то в творческую задачу или в новые возможности. Рефрейминг — это «смена рамки» при взгляде на тревожащую человека ситуацию, предложение другого способа осмысления происходящего. Задача переосмысления в стиле рефрейминга — найти или более адекватный, или более оптимальный взгляд на происходящее.
Расставание — это потеря, но это же — возможности для создания новых отношений. Или, как формулируется в известной песне, «Если подруга ушла к другому, еще непонятно, кому повезло!»
Рефрейминг — один из популярных инструментов в работе коучей, психологов-консультантов и психотерапевтов. Не всегда имеет смысл работать с самой тревожащей человека проблемой, иногда более уместным оказывается поработать с отношением к проблеме. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах — и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации — и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор. В НЛП разработана техника 6-шагового рефрейминга, используемая для работы с зависимостями, тревогами и психосоматикой.
Сила психотерапии и психологического подхода в целом — в возможности изменить отношение к происходящему, не меняя ничего в реальных обстоятельствах. «Давайте поработаем с вашей проблемой!» на языке психотерапевта может означать «Давайте подумаем, как по-другому можно взглянуть на данную проблему. Может, это не только проблема, но и возможность? И вообще все нормально?»
К одному психотерапевту на прием пришел мужчина, который жаловался на свою жену, говоря, что она слишком разборчива. «Это просто невозможно!!! — кричал он. — Когда мы ходим с ней по магазинам, она может провести целый день, примеряя и перебирая вещи, но так ничего и не купив! Я же при этом стою и жду, когда она хоть что-нибудь купит. Даже чтобы выбрать стиральный порошок, она должна все тщательно продумать и проверить. ..» Выслушав этот рассказ, психотерапевт сказал: «Так представляете — из всех мужчин на свете она выбрала именно вас!» — Пример из книги А. Плигина и А. Герасимова «Руководство к курсу НЛП-практик».
Но это же нередко оказывается и слабостью психологического подхода, уходом от решения настоящих проблем и увлечение «переосмыслением» там, где требуется реальное лечение или действительное изменение жизненных обстоятельств. Наверное, все помнят популярный анекдот: «Я два года ходил к психоаналитику по поводу энуреза. — Ну и как, вылечили? — Нет, энурез не прошел, но теперь я им горжусь!» Наверное, в случае энуреза нужен не рефрейминг, а обратиться к хорошему врачу.
- Социальное восприятие
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (4):
Гость, 01 января 2014 г., 14:05
Высокоуважаемые редакторы сайта «Психологос»! С увлечением прочитал несколько статей на вашем сайте и могу уверенно говорить о том, что данная энциклопедия действительно создана профессионалами для широкого использования. Безусловно, в каждой статье здесь внятные определения основных психологических понятий. Энциклопедическая направленность сайта, стимулирует заинтересовавшихся читателей к дополнительному изучению раскрытых в статьях вопросов, к обращению в специализированную литературу и учебные пособия. Прочитав сегодня на вашем сайте статью про НЛП, а так же про рефрейминг, и изучив некоторую дополнительную литературу, у меня возникли некоторые логические заключения, которые я полагал бы правильным донести до Вас, надеясь на подтверждение правильности или ошибочности моего мнения. Итак: исходя из содержания статьи получается, что рефрейминг – это одна из форм психологической защиты, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное посредством искажения процесса отбора и преобразования информации. Сиречь – рефрейминг — Реакти́вное образова́ние (Реакти́вное формирова́ние), то есть такой вариант защиты, при котором приемлемая часть (позитивная) — гипертрофируется. При этом — реакти́вное образова́ние, как явление, исследуется достаточно подробно еще со времен Фрейда. В ходе многочисленных исследований был установлен характерный признак того, что человек использует реактивное образование. Таким признаком являются периодические «прорывы» подавляемого чувства через защиту, как правило в виде аффекта. Аффект представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Аффекты могут различаться друг от друга по силе, начиная от наиболее слабых и контролируемых сознательно, заканчивая патологическими, полностью исключающими возможность сознательного контроля. Исходя из изложенного можно сделать вывод, о том что рефрейминг (как Реакти́вное образова́ние) представляет собой опасную для психики структуру. В связи с чем возникают вопросы: 1. Верны ли выводы о том, что Рефрейминг не отличается от Реакти́вного образова́ния? 2. Если на первый вопрос ответ «да», то какие механизмы будут обеспечивать защиту от аффекта при рефрейминге?
Н.И. Козлов, 01 января 2014 г., 14:14
Это неточно. Рефрейминг — не искажение в отборе информации, а переосмысление происходящего, рассмотрение происшедшего в новом контексте и в рамках других задач. Может ли неосознанный рефрейминг сработать как реактивное образование в психоаналитическом понимании? Да, такое возможно тоже. При этом в руках квалифицированного специалиста рефрейминг оказывается высокоэффективным инструментом, как раз предотвращающим накопление аффекта.
Павел, 17 октября 2015 г., 22:25
Здравствуйте! К сожалению нет звука в видеоролике на странице. Перепробовал уже различные видеоредакторы — не помогает. Могли бы еще раз «перезалить» данный ролик? С уважением, Павел
1
ответ
Н.И. Козлов, 18 октября 2015 г., 05:48
Да, Павел, поправили!
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Использование рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную
Цели: освоить на практике методику рефрейминга; помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми; продемонстрировать на практике различия, присущие подходу людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению; развивать эмпатические способности участников тренинга как лидеров.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Работа с отношением к проблеме
Работа с отношением к проблеме — прием, часто используемый как в психотерапии, так и в психологическом консультировании. Эта работа основывается на том, что проблема бывает не только объективной, но и субъективной, в чем-то сделанной самим человеком. Его страхами, негативизмом, просто неудачным или неадекватным взглядом на происходящее.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Работа с проблемой
Проблемы можно игнорировать, проблемы можно переосмыслять, проблемы можно смягчать, проблемы можно решать. Недалекие мужчины предпочитать свои проблемы игнорировать, недалекие женщины успокаиваться тем, чтобы свои проблемы смягчать, умные люди свои проблемы решают, мудрые живут так, чтобы проблемы у них не возникали. Соответственно, работа с проблемами может идти в разных направлениях.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Работа с прошлым в психотерапии
Работа с прошлым в психотерапии, точнее в психотерапевтическом консультировании, исходит из представления, что некоторые сегодняшние актуальные проблемы являются таковыми не сами по себе, а в связи с тем, что за ними стоит и их провоцирует прошлый негативный опыт
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Райк Герд Хамер, создатель Германской новой медицины
- Обманывать папу не советую
- Новогодний тариф Дистанции
- 5 признаков того, что мужчина хочет развестись
- Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
- Убираю нетки: отчеты
- Дистанция для членов Клуба
Хиты недели:
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
- Знакомство с Дистанцией
- Знакомство с Дистанцией 2
- Максимум жизни 1
- Убираю нетки: отчеты
Рефрейминг | Psychology Today
Источник: geralt/Pixabay
Линда: Жизнь иногда бывает трудной. Мы не получаем того, чего хотим, и получаем многое из того, чего не хотим.
Мы можем начать соскальзывать в мысли «Жизнь не должна быть такой тяжелой», или «Что со мной не так, что у меня так много проблем», или «Моя жизнь проклята».
Если мы продолжим прокручивать в уме одни и те же мысли снова и снова, они станут более правдоподобными.Одним из навыков, помогающих нам стать зрелыми, устойчивыми личностями, является переформирование.Когда мы меняем нашу точку зрения на какую-либо данную ситуации, факты остаются теми же, но преднамеренно меняется то, как мы это видим.0003
Мы можем заменить мрачные, поглощающие энергию мысли более ответственными, такими как: «Я думаю, здесь должно быть что-то важное, чему я могу научиться». Это примеры переформулирования проблем как вызовов и принятия их как таковых.
По мере того, как мы меняем наше мышление о нашей ситуации, меняется эмоциональный тон и значение, которое мы придаем нашим жизненным обстоятельствам. Мы можем решить переместить наш опыт из негативной рамки в более обнадеживающую, наполненную возможностями. Этот процесс позволяет нам расширить представление о нашей реальности.
Одним из примеров рефрейминга является переопределение проблемы как вызова. Такое переопределение активирует иной способ бытия. Проблема имеет тяжелое качество, в то время как понятие задачи оживляет.
Другой пример и чрезвычайно важная возможность для рефрейминга возникает во время гневного обмена мнениями. Когда наш гнев воспламеняется, мы, скорее всего, закроем свое сердце и погрузимся в осуждающие, критические мысли, такие как «она такая злая сука», или «он такой эгоистичный хулиган», или другие вариации на тему внешний мир делает это со мной». Когда нас переполняют чувства, мы временно оказываемся беспомощными. В этот момент мы можем выкинуть другого из своего сердца, сделав его врагом.
Прилагая целеустремленные усилия, чтобы практиковать паузы для размышлений, мы можем помнить, что за гневом, как нашим, так и гневом других, скрываются страх и боль. В этот решающий момент рефрейминга мы можем осмелиться более беззащитно говорить о нашем собственном страхе и боли, которые так часто побуждают другого человека разоружиться, чтобы также беззащитно поговорить с нами. Чтобы регулярно практиковать рефрейминг, требуются согласованные усилия, но такие, которые позволяют получить огромную награду.
Часто цитируемый драматический пример взят из книги Виктора Франкла, От лагеря смерти к экзистенциализму , в котором он пишет о пребывании в концентрационном лагере. В течение трех лет он пережил голод и пытки в четырех лагерях. Он потерял свою любимую жену и всю свою семью, и видел, как умирает большинство его сокамерников. Франкл держал свой ум в активном состоянии, планируя лекции, которые он прочитает после освобождения, используя материалы из лагерей смерти, чтобы проиллюстрировать то, чему он хотел научить. Как преданный учитель, его тщательное, обдуманное планирование своих будущих лекций поддерживало его дух и тело живыми в ужасных умерщвляющих условиях. Он выжил в лагерях смерти и продолжал реализовывать свое видение использования своего опыта в качестве великого целителя.
Его процесс был гигантским переосмыслением ужасной ситуации, преобразованной в уме Франкла, чтобы использовать ее для достойной цели. Он решительно готовился использовать свои страдания, чтобы помочь другим обрести надежду в их конкретных ужасных физических или психических ситуациях. Большинству из нас никогда не придется пережить что-то близкое к тому аду, из которого состояла его жизнь в концентрационных лагерях, но мы можем вдохновиться на то, чтобы сохранять твердость и надежду даже в ужасных обстоятельствах.
Рефрейминг требует увидеть что-то по-новому, в контексте, который позволяет нам признать и оценить положительные аспекты нашей ситуации. Рефрейминг помогает нам использовать все, что преподносит нам жизнь, как возможности, которыми можно воспользоваться, а не как проблемы, которых нужно избегать. Срывы превращаются в вызовы и новые возможности для более полного переживания жизни и становления более целостным человеком.
Переосмысление — это не отрицание того, что вызов, с которым мы столкнулись, является трудным. Даже если наши обстоятельства могут быть сопряжены с трудностями, мы можем научиться доверять циклам жизни. Мы обнаруживаем, что это процесс жизни, который повторяется, как и циклы лета, осени, зимы, а затем перерождения весной. Благодаря пониманию и доверию к этому преобразующему процессу мы приходим к вере в то, что периоды упадка, длятся ли они минуты или месяцы, могут стать периодами оживления. Мы с меньшей вероятностью будем одержимы постоянным настроением пессимизма, безнадежности или обиды. Наше преобладающее отношение становится более оптимистичным.
Только тогда мы сможем найти ресурсы, о наличии которых мы не подозревали, и продолжить наше движение к целостности. По мере того, как мы боремся со своим дискомфортом путем переформирования, мы учимся верить, что хорошие результаты могут быть достигнуты. Мы не закрываем свое сердце от горечи, потому что начинаем ценить преобразующую силу страдания.
Рефрейминг — IResearchNet
Рефрейминг — это метод, используемый консультантами для изменения точки зрения клиента на конкретную проблему, событие или человека. Он основан на предположении, что, когда клиенты могут посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, возможности для поиска альтернативных, приемлемых решений их проблем увеличиваются. Эффективность рефреймов в терапии подтверждается как клиническими результатами, так и эмпирическими исследованиями.
Рефрейминг отличается от интерпретации тем, что интерпретации связаны с реальностью или правдой. В рефрейминге терапевт пытается изменить то, как клиент рассматривает проблему, как метод движения к изменению, а не замену ошибочного убеждения другим, но точным взглядом. Использование терапевтом рефрейминга помогает клиенту перейти от линейного взгляда на проблему к системному и круговому взгляду. Это обеспечивает контекст для клиентов и терапевтов, чтобы работать вместе над продвижением изменений.
Есть два основных элемента успешного применения рефреймов в психотерапии. Поскольку люди часто связывают плохие намерения с неподобающим поведением, рефрейминг, меняющий способ восприятия проблемы, может изменить атрибуции человека и смысл поведения. Представление проблемы в положительном контексте (например, поведение помогает сблизиться паре), а не в отрицательном (поведение свидетельствует об отсутствии доверия) — это первый элемент рефрейминга. Это известно как положительная коннотация.
Второй ключевой элемент рефрейминга — переход от индивидуальной к системной структуре. Часто, когда пары или семьи приходят на консультацию, один человек рассматривается как человек с проблемой. Семья уже стала мишенью этого человека как человека, которому нужно измениться; однако, если все члены семьи (включая партнера человека) не смогут рассматривать проблему с системной точки зрения, когда члены признают свой вклад в поддержание проблемы, терапия не будет эффективной.
Движение от индивидуальной к системной структуре осуществляется через системные и/или двусторонние рефреймы. Системные рефреймы — это те, где одно утверждение отражает динамику обоих партнеров в отношениях и является положительным. Например, системный рефрейминг для пары, которая постоянно спорит, может заключаться в том, чтобы отметить, насколько очевидна страсть и забота между членами пары, поскольку большинство пар, которые не заботятся друг о друге, не ссорятся. Двусторонние рефреймы — это два или более утверждения, которые рефреймируют поведение каждого человека. Оба утверждения обычно, но не обязательно, используются в сочетании с парадоксальным вмешательством. Примером этого является, когда терапевт поздравляет одного партнера с сопротивлением попыткам другого партнера перейти к более близким отношениям, поскольку близость может быть пугающей. Таким образом, другого партнера также поздравляют за то, что он поддерживает попытки своего партнера избежать близости.
Рефрейминг кажется простой техникой, но на самом деле его довольно сложно правильно реализовать.