Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность
16 сентября 2021Образование
Мы можем влиять на реальность гораздо сильнее, чем кажется.
Поделиться
0Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.
Экскурс в историю
Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.
По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.
Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь вдохновить учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.
Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, — конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.
Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.
Принцип работы эффекта Пигмалиона
Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на реальность.
Ещё один экспериментR. C. Curtis, K. Miller. Believing another likes or dislikes you: Behaviors making the beliefs come true / Journal of Personality and Social Psychology, проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой — обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.
Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.
Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.
Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.
Эффект Пигмалиона на практике
На самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнениеJ. S. Livingston. Pygmalion in management / Harvard Business Review об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.
Джон Стерлинг Ливингстон
преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США
Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.
Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.
Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.
Джон Стерлинг Ливингстон
преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США
Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.
Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.
Эффект Пигмалиона — одна из многих ловушек мышления, в которые мы попадаем ежедневно. У Лайфхакера есть книга о том, почему так происходит и как этого избежать. Редакция изучила больше 300 исследований о работе мозга и человеческой психике и нашла научные объяснения самым разным ошибкам мышления. Все материалы в книге «Ловушки мышления. Почему наш мозг с нами играет и как его обыграть» дополнены простыми советами. Применяйте их на практике и не позволяйте мозгу вас обманывать.
Купить книгу
Читайте также 🧐
- 3 принципа долгосрочного мышления, которые помогут спланировать будущее
- Как перехитрить мозг и начать заботиться о своём будущем
- Какие пророчества действительно сбываются и можно ли на них влиять
Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры
Приветствую Вас, друзья!
«Эффект Пигмалиона» или как его ещё называют «Эффект Розенталя» — это интересный психологический феномен, который изучается уже не первое десятилетие, и вызывает у ученых и психологов немалый интерес. В этой статье мы разберемся, что такое Эффект Пигмалиона, когда он возникает, и как он может помочь каждому в достижении целей. Начнем.
Что такое эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.
Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные) с большой вероятностью оправдываются. Эффект Пигмалиона (или Розенталя) не подразумевает мистических взаимосвязей, поскольку человек сам непроизвольно прикладывает усилия в нужном направлении. Он считает, что заведомо знает исход, поэтому готовится к нему и осуществляет действия, кажущиеся ему логичными.
Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:
- Человек обретает уверенность в определенном исходе.
- Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
- Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
- Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
- Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».
В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.
Как проявляется эффект Пигмалиона?
В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.
Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.
Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.
Как появился термин?
Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.
Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.
Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.
Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.
Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»
Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».
Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.
Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя верят в их способности.
В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.
Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»
В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.
Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.
Практический смысл
Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:
- Самооценка и успешность. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола.
- Важность настроя в медицине. В процессе лечения большую роль играет настрой врача и пациента. Если оба изначально настроены на положительный исход, вероятность его наступления значительно повышается. А вот негативный настрой вполне может привести к обратному эффекту. Именно поэтому врачи всегда стремятся убедить пациента и его родственников в благоприятном исходе любого лечения.
- Отношение педагога и успехи ученика. Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.
Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны).
Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.Заключение
Эффект Пигмалиона – интересный психологический феномен, проявляющийся во всех сферах нашей жизни. Мы нередко испытываем его действие на себе под влиянием своих или чужих убеждений. И зная, как он работает, можно использовать его в собственных интересах. Для начала необходимо научиться мыслить более позитивно и самоуверенно, тщательно избегая негативного настроя. Не лишним будет поработать над повышением самооценки.
Многие западные корпорации уже применяют эффект Розенталя для осуществления труднореализуемых проектов. Их руководители озвучивают амбициозные планы, демонстрируя полную уверенность в грядущем успехе. При этом, несмотря на все сложности, такие проекты действительно практически всегда оказываются успешными. И происходит это во многом благодаря эффекту Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона | Блог 4brain
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это явление, которое возникает, когда неверное убеждение одного человека при восприятии другого человека (или цели), заставляет его действовать так, чтобы проявилось ожидаемое поведение. Например, если вам говорят, что новый сотрудник, допустим Петр, недружелюбен, вы начнёте вести себя с ним более сдержанно, будете воздерживаться от разговоров и сведёте к минимуму с ним контакт. Затем Петр в ответ на ваше поведение, которое, безусловно, для него выглядит холодным, не инициирует бесед или действий с вами. Тем самым подтверждая мнение и ожидания, что он недружелюбен. Этот интересный эффект можно назвать самоисполняющимся пророчеством, возникающим в межличностном общении.
История выявления
Самоисполняющиеся пророчества давно были отмечены и изучены социологами. Банкротства во времена Великой депрессии в США часто приводятся в качестве классического примера – неточные слухи распространяют информацию о банкротстве банка. Это вызывает сбой в его работе, когда клиенты начинают стремительно снимать свои средства со счетов, до того, как у банка кончаются деньги. Банки, конечно же, не имеют достаточного количества наличных, для покрытия всех своих депозитов, поэтому вывод средств в конечном итоге приведет к банкротству. Так банк становится жертвой ложных ожиданий клиентов.
Изучение эффекта началось с работы американского психолога Роберта Розенталя, который наблюдал предполагаемые результаты экспериментов. Розенталь продемонстрировал, что иногда ученые могут получать свои результаты отчасти потому, что их ожидания побудили относиться к своему эксперименту или к участникам, предвзято.
Его работа привела к окончательному осознанию того, что исследователи должны планировать свои опыты таким образом, чтобы предотвратить влияние ожидания экспериментатора. К счастью, существует простое решение этой проблемы: если проводятся исследования, в которых ученые не наблюдают принадлежность участников (не знают, какие респонденты входят в экспериментальные и контрольные группы), то тогда невозможно исказить результаты. Двойной слепой метод остается на сегодняшний день, золотым стандартом в экспериментальных процедурах.
Изучая эффект Розенталя, психологи обратили свой взгляд и на другие межличностные ситуации. Классический пример «Пигмалион в классе» показал, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими кудесниками (на самом деле их случайным образом просто так назвали), показали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению со студентами других преподавателей.
Текущие исследования эффекта Пигмалиона
На сегодняшний день исследования вышли за рамки простых демонстраций того, как эффект происходит, чтобы идентифицировать и понять теоретические и методологические значения, смягчающие его действие. Другими словами, для каких людей и в каких ситуациях вероятнее всего произойдет эффект?
Рассмотрение этих вопросов, показывает, что, хотя существуют индивидуальные различия, которые влияют на эффект умеренного ожидания, такие как самооценка, пол и когнитивная окостенелость, появляются ситуативные факторы, такие как относительная сила воспринимающего и целевого объекта и то, как долго они знают друг друга.
Эффект Пигмалиона, скорее всего, произойдет, когда воспринимающий находится в положении большей силы, чем цель (например, в отношениях учителя и ученика). А также если они ранее не были знакомы. Чем дольше люди знают друг друга, тем меньше вероятность того, что они окажутся под влиянием неверных предположений.
Кроме того, часть недавних исследований в этой области были посвящены вопросу определения того, насколько сильно действие эффекта в естественных условиях в отличие от лабораторных. Лабораторные эксперименты демонстрировали значительные показатели. В реальном же мире достоверность оказалась более распространенной, чем эффект Розенталя, который возникал реже или имел показатели проявления ниже по величине.
Еще один важный вопрос касается поведения – с помощью чего предположения воспринимающих лиц доводятся до цели? В то время как конкретные участники и их поведение зависят от контекста взаимодействия, подавляющее большинство может быть классифицировано как подпадающее под влияние и усилие.
Влияние относится к социально-эмоциональному климату, который создается воспринимающим, и он включает в себя невербальные сигналы, связанные с теплотой и дружелюбием. Учитель, возлагающий надежды на ученика, будет больше улыбаться, использовать дружелюбный тон голоса и смотреть в глаза учащемуся.
Усилие же относится к частоте и интенсивности взаимодействия. Учитель с положительным восприятием ученика будет пытаться преподавать этому ученику усложнённый материал, задавать больше вопросов и стараться уделять ему больше времени.
Важность эффекта ожидания
Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях.
Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)
Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.
Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание
Автор: Внешний автор
Получить на почту
Эффект Пигмалиона | Университет Дюкен
Работа Розенталя и Якобсена (1968), среди прочего, показывает, что ожидания учителя влияют на успеваемость учащихся. Положительные ожидания положительно влияют на производительность, а отрицательные — отрицательно. Розенталь и Якобсон первоначально описали это явление как эффект Пигмалиона.
» Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, вероятно, будем действовать таким образом, что ожидаемое поведение будет более вероятным ». (Rosenthal and Babad, 1985)
С точки зрения преподавания, преподаватели, которые жалуются на студентов, создают атмосферу неудач, но преподаватели, которые ценят способности своих студентов, создают атмосферу успеха. Какой учебный климат вы создаете своими ожиданиями?
Пигмалион в Традиции
Пигмалион в Метаморфозах Овидия (Книга X) был скульптором, который влюбился в статую из слоновой кости собственного изготовления. Очарованный красотой собственного творения, Пигмалион умоляет богов дать ему жену в подобии статуи. Боги исполняют просьбу, и статуя оживает. Джордж Бернард Шоу принял «Пигмалион» для названия своей пьесы о профессоре Генри Хиггинсе, чье чувство самоэффективности грандиозно: «Вы видите это существо с ее тумбой по-английски. . . через три месяца я мог бы выдать эту девушку за герцогиню на приеме в саду у посла».
Пигмалион Исследования в классе
Первоначальное исследование Розенталя и Якобсена было сосредоточено на эксперименте в начальной школе, где учащиеся проходили предварительные тесты на интеллект. Затем Розенталь и Якобсен сообщили учителям имена двадцати процентов учеников школы, которые демонстрировали «необычный потенциал для интеллектуального роста» и должны были расцвести в учебе в течение года. Учителя не знали, что эти ученики были выбраны случайным образом, безотносительно к первоначальному тесту. Когда восемь месяцев спустя Розенталь и Джейкобсон протестировали учеников, они обнаружили, что случайно выбранные ученики, которые, по мнению учителей, будут процветать, набрали значительно более высокие баллы. Розенталь настаивает на том, что эффект Пигмалиона также применим к высшему образованию: были проведены эксперименты, посвященные занятиям по алгебре в колледже в Военно-воздушной академии, изучению студентов инженерных специальностей; после выхода книги было проведено множество исследований на уровне колледжей, подтверждающих выводы. . . На самом деле, первоначальное исследование, проведенное, когда я работал в Университете Северной Дакоты, проводилось с участием аспирантов и студентов (Рем, 19 лет).99). Почему возникает эффект Пигмалиона? «Если вы считаете, что ваши ученики не могут добиться многого, не слишком умны, вы можете быть склонны учить простым вещам, делать много упражнений, читать свои заметки, давать простые задания, требующие упрощенных ответов» (Рем, 1999). .
Пигмалион на уровне отдела
Сьюзен МакЛеод утверждает, что эффект Пигмалиона может проникать в отделы. Она описывает потенциальное влияние на программу написания сочинения, когда преподаватели развили культуру заниженных ожиданий: «Отделы и институты развивают свою собственную культуру; преобладающее отношение учителей к ученикам имеет тенденцию становиться организационными нормами. Если большинство преподавателей на кафедре имеют низкое чувство эффективности и молчаливо соглашаются с тем, что определенные группы студентов (иногда даже все студенты) не могут научиться писать, то новички вынуждены принимать такое же низкое чувство эффективности и сопутствующие низкие ожидания». (Маклеод, 19 лет95).
Практические советы:
- Никогда не прогнозируйте неудачу в классе. Если вы знаете, что тест особенно сложный, скажите своим ученикам, что тест сложный, но вы уверены, что они хорошо справятся, если будут усердно готовиться.
- Не участвуйте в дискуссиях по поводу учеников. Преподаватели, которые жалуются на студентов, создают культуру неудач для своих студентов, своего факультета и своего собственного преподавания.
- Установите высокие ожидания. Студенты достигают большего, когда у преподавателей есть более высокие ожидания. Когда вы даете студентам сложное задание, скажите им: «Я знаю, что вы можете это сделать». Если вы искренне полагаете, что ваши ученики не могут выполнить задание, отложите задание и переучите материал.
Источники:
- Маклеод, Сьюзен. «Пигмалион или Голем? Влияние учителя и эффективность». Состав колледжа и общение 46 (3): 369-386.
- Рем, Джеймс. «Пигмалион в классе» NTLF 8 (2): 1-4.
- Розенталь Р. и Л. Якобсен. Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1968. .
- Розенталь Р. и Э. Ю. Бабад. 1985. Пигмалион в спортзале. Лидерство в образовании 43 (1): 36–39.
Эффект Пигмалиона — Лаборатория принятия решений
Эффект Пигмалиона описывает ситуации, когда чьи-то высокие ожидания улучшают наше поведение и, следовательно, нашу производительность в данной области. Он предполагает, что мы делаем лучше, когда от нас ожидают большего.
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Представьте, что вы начинаете новый проект на работе. Ваш босс приходит к вам и говорит, что он очень рад видеть конечный продукт, потому что он знает, что у вас все получится.
Поскольку ваш начальник возлагает большие надежды на вашу работу, он может оказывать вам дополнительную поддержку во время проекта. Кроме того, поскольку вы хотите оправдать его ожидания, вы также можете изменить свое поведение. Вы можете потратить больше времени на проект, работать сверхурочно и перепроверить качество своей работы. Поскольку и ваш босс, и вы изменили свое поведение, проект может оказаться более успешным, чем он был бы изначально, если бы ваш босс не сказал вам, что верит в вас. Ожидания вашего начальника заставили вас работать усерднее, что привело к повышению производительности и, следовательно, к лучшему результату.
Когда позитивные ожидания положительно влияют на наше поведение и нашу работу, это называется эффектом Пигмалиона. Эффект Пигмалиона чаще всего связан с успеваемостью в школе или на работе, поскольку учителя или начальники часто озвучивают свои ожидания своим ученикам или сотрудникам.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Индивидуальные эффекты
Хотя эффект Пигмалиона проявляется в основном подсознательно, он показывает, что ожидания других могут сильно влиять на нашу работу. Когда кто-то высокого мнения о нас, мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать эти ожидания.
Если кто-то, кого мы уважаем или хотим произвести впечатление, например учитель или работодатель, считает, что мы добьемся успеха, он может повлиять на наше впечатление о себе. Позитивные ожидания позволяют нам предпринимать необходимые шаги, чтобы оправдать эти высокие ожидания. Скорее всего, мы будем прилагать больше усилий, потому что верим, что может добиться успеха.
Эффект Пигмалиона действует как пророчество, потому что ранее существовавшие убеждения приводят к тому, что как человек с ожиданиями, так и человек, от которого ожидают, прикладывают больше усилий, увеличивая вероятность того, что последует успех.
Системные эффекты
Хотя эффект Пигмалиона положительно влияет на производительность, он зависит от положительных ожиданий. Это означает, что люди, которые не верят, что другие возлагают на себя большие надежды, могут в результате пострадать. Эффект Пигмалиона показывает, что стереотипы могут быть более разрушительными, чем кажутся.
Чьи-то высокие ожидания от нашей работы влияют не только на то, как мы действуем, но и на то, как действуют они. Например, если учитель считает, что один из его учеников действительно умен и добьется успеха, он может уделять ему больше внимания, давать ему более подробную обратную связь и продолжать бросать ему вызов. Они могут по-разному относиться к другим учащимся, и неравное обращение приводит к тому, что одни учащиеся отстают, а другие преуспевают.
Поскольку наши ожидания влияют на то, как мы относимся к другим, эффект Пигмалиона положительно влияет только на тех, от кого мы уже многого ожидаем. Это может быть особенно вредно для маленьких детей, которые податливы и все еще строят свою самооценку на основе мнений других людей. 1 Поэтому влиятельные лица должны проявлять осторожность, управляя своими ожиданиями и опосредуя их.
Почему это происходит
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, описывающий, как ожидания могут изменять поведение. Это свидетельствует о самоисполняющемся пророчестве, которое основано на идее о том, что убеждения других о нас становятся истинными, потому что их убеждения влияют на наше поведение. 2 Эффект Пигмалиона конкретно описывает ситуации, в которых положительное мнение начальника о производительности приведет к повышению производительности на самом деле.
Эффект Пигмалиона возникает потому, что ожидания других влияют как на их собственное, так и на наше поведение. Если кто-то верит, что мы добьемся успеха, он будет относиться к нам по-другому, чтобы помочь нам достичь этих целей. В свою очередь, когда кто-то ожидает от нас успеха, мы делаем все возможное, чтобы оправдать эти ожидания.
Роберт Розенталь, психолог-бихевиорист, который впервые исследовал эффект Пигмалиона в 1968 году, позже предложил четырехфакторную теорию относительно того, почему он возникает в 1973 году. своих учеников, влияющих на поведение этих учеников. 2
Климат относится к тому факту, что если учитель возлагает большие надежды на своих учеников, он может создать теплую социально-экономическую среду. Они положительно относятся к своим ученикам, и класс будет отражать это отношение. Ввод предполагал, что учителя будут давать учащимся, которых они считают умными, больше и более качественные материалы. Результат означал, что учителя предоставят этим учащимся больше возможностей отвечать и участвовать в классе. Последним фактором была обратная связь, которая относилась к вероятности того, что более успевающие учащиеся могут получить более подробную обратную связь от своих учителей о том, как улучшить свою работу. 2
Почему это важно
Нам важно понимать, как ожидания влияют на наше поведение и последующие результаты, чтобы мы могли должным образом опосредовать эти ожидания для достижения наилучших возможных результатов.
Во-первых, эффект Пигмалиона предполагает, что впечатления имеют значение. Наличие хорошей репутации у вашего начальника или начальника означает, что они будут ожидать от вас многого, и это может побудить их оказать вам большую поддержку, чтобы вы могли наилучшим образом достичь своих целей. Например, Розенталь обнаружил, что учителя уделяли больше внимания ученикам, которых называли шаровары, и больше поощряли их. 3
Если мы являемся теми, чьи ожидания могут влиять на других, мы должны стараться поддерживать и выражать позитивные ожидания, чтобы мотивировать людей соответствовать этим ожиданиям. Однако мы также должны следить за тем, чтобы наши ожидания от конкретных людей не затмевали других людей, которые могут предложить столько же.
Эффект Пигмалиона может привести к несправедливому обращению. Мы должны следить за тем, чтобы не отдавать предпочтение только одному или двум студентам или сотрудникам, потому что, хотя это может помочь им добиться успеха, другие могут чувствовать себя немотивированными и обескураженными.
Как его активировать
Эффект Пигмалиона — это не то, что мы можем активировать сами, потому что он зависит от ожиданий других людей в отношении нас как мотива для достижения успеха. Однако осознание эффекта Пигмалиона может гарантировать, что мы приложим все усилия, когда впервые встретимся с начальством.
Поступая так, мы можем создать высокие ожидания в начале учебного года, проекта или работы, которые повысят вероятность того, что наше начальство будет лучше поддерживать нас, бросит нам вызов и обеспечит наш успех.
Однако, если мы не чувствуем, что наше начальство возлагает на нас большие надежды, мы можем почувствовать разочарование, что негативно повлияет на наше поведение. Мы можем захотеть посмотреть на других людей в нашей жизни, которые действительно возлагают на нас большие надежды, таких как наши друзья и семья, и использовать их убеждения в качестве мотивации, чтобы доказать, что наши работодатели или учителя ошибаются.
Как все начиналось
Эффект Пигмалиона получил свое название от греческого мифа о Пигмалионе. Пигмалион был скульптором, вырезавшим статую красивой женщины, в которую он впоследствии влюбился. Он хотел, чтобы он мог найти женщину, столь же красивую, как его скульптура, чтобы жениться. Афродита, богиня любви, исполнила его желание и превратила его скульптуру в женщину. Фиксация Пигмалиона на скульптуре позволила ей ожить, точно так же, как наша сосредоточенность на ожидании может повлиять на результат в данной ситуации. 3
Эффект Пигмалиона также часто называют эффектом Розенталя в честь одного из исследователей, который впервые продемонстрировал психологический феномен в исследовании 1968 года. Роберт Розенталь, пионер науки о поведении, вместе с Ленор Джекобсон, директор начальной школе, хотели выяснить, влияют ли ожидания учителей на их успеваемость в школе. Они верили, что учащиеся усвоят положительные ожидания учителя и будут придерживаться этого убеждения настолько, что действительно будут лучше учиться в школе. 4
Розенталь и Джейкобсон провели тест на IQ для учеников начальной школы Джейкобсона в начале учебного года. Учителям этих учеников сказали, что тест проводится, чтобы предсказать, какие ученики будут интеллектуально развиваться в течение года. Затем Розенталь и Джейкобсон на самом деле выбрали учеников наугад и сказали своим учителям, что они исключительно хорошо справились с тестом, несмотря на то, что их фактические результаты не указывали на то, что они будут интеллектуально развитыми. 5
В конце исследования учащимся был предложен тот же тест IQ. Хотя все учащиеся показали лучшие результаты во второй раз, Розенталь и Джейкобсон обнаружили, что те учащиеся, которые были названы интеллектуально развитыми, улучшили свои результаты в большей степени, чем другие учащиеся. Особенно это касалось детей первого и второго классов. Из этих результатов они пришли к выводу, что учитель, ожидающий от учеников повышения успеваемости, на самом деле может привести к повышению успеваемости, особенно у маленьких детей. 5
Пример 1. Влияние целых групп
В то время как Розенталь и Якобсон продемонстрировали разницу в успеваемости между учащимися, которые были отмечены как умственно отсталые, и контрольной группой учащихся, которые таковыми не были, эффект Пигмалиона мог возникнуть не потому что учителя положительно относились к интеллектуальным шароварам, а потому что отрицательно относились к контрольной группе. 2
Д-р Дов Иден, организационный психолог, хотел убедиться, что именно положительные ожидания привели к повышению производительности. Поэтому он провел исследование, в котором контрольная группа была полностью отделена от группы с высокими ожиданиями. 6
Иден провел свое исследование, используя взводы Армии обороны Израиля, потому что у каждого взвода есть свой командир взвода. Стажеры прошли тестирование по четырем направлениям: теоретическая специальность, практическая специальность, физическая подготовка и стрельба по мишеням. Первые две области — это области, которым обучают командиры взводов, и Иден предсказал, что на эти области больше всего повлияет эффект Пигмалиона.
Некоторым командирам взводов сказали, что вся их группа показала результаты тестов выше среднего, и что они могут ожидать от своих подопечных необычных достижений. Руководителям взводов контрольной группы не сказали ничего ни положительного, ни отрицательного о потенциале стажеров в их группе. Раз в две недели экзаменаторы проводили контрольные встречи с командирами взводов. Тех лидеров, которым сказали ожидать высокого потенциала, экзаменаторы спрашивали, как проявляется этот потенциал, чтобы освежить индукцию ожидания. Испытания снова были проведены в конце десяти недель. 6
Результаты показали, что стажеры в группах с высокими ожиданиями в среднем работали лучше в группе, чем в контрольных группах. Разница была наиболее существенной по успеваемости по теоретической и практической специальности, которым обучают командиры взводов.
Исходя из этих результатов, Иден пришел к выводу, что эффект Пигмалиона может влиять на целые группы, а не только на отдельных людей, и что именно положительные ожидания приводят к различиям в производительности. 6 Кроме того, поскольку те области, в которых стажеры продемонстрировали наибольшие улучшения, находились в ведении руководителей, а отдельным стажерам никогда не сообщали об их результатах тестов, исследование Идена показывает, что эффект Пигмалиона все равно будет иметь место, даже если люди не будут знать, каковы ожидания их начальника. Это говорит о том, что лидеру достаточно изменить свое поведение для повышения производительности.
Пример 2. Влияние лечения зависимости
Большинство примеров и исследований эффекта Пигмалиона сосредоточено на его роли на работе и в школе. Однако доктор Хакан Дженнер, профессор педагогики, специализирующийся на злоупотреблении психоактивными веществами среди молодежи, считает, что это также может повлиять на лечение, поскольку у терапевтов также могут быть ожидания относительно успеха своих пациентов. 7
Как отмечает Дженнер, терапевтам часто приходится маркировать и классифицировать своих клиентов. Возможно, им придется указать, мотивированы ли их пациенты и подходит ли им программа лечения. Основываясь на обзоре литературы, Дженнер демонстрирует, что эффект Пигмалиона, вероятно, влияет на лечение, потому что терапевты часто рассматривают мотивацию или силу воли как главный фактор, определяющий, будет ли пациент успешным в лечении. 7
Благодаря своей предыдущей работе Дженнер обнаружил, что предыдущее обязательство по зачислению в программу лечения алкогольной зависимости мало повлияло на решение пациента продолжать участие в программе. Таким образом, Дженнер пришел к выводу, что факторы лечения являются более влиятельным фактором успеха лечения. Дженнер предположил, что климат, один из четырех факторов Розенталя, был основным фактором распространения эффекта Пигмалиона в лечении. Если лечащий персонал позитивен и сотрудничает со своими пациентами, потому что верит, что у них все получится, у пациентов на самом деле больше шансов на успех.
На основании своего исследования Дженнер пришел к выводу, что для достижения наилучших возможных результатов ожидания и мотивация терапевта должны быть высокими, поскольку это приведет к эффекту Пигмалиона. 7
Резюме
Что это такое
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, который описывает, как позитивные ожидания других людей от нас могут стать пророчеством, поскольку они приводят к повышению производительности.
Почему это происходит
Эффект Пигмалиона возникает потому, что мы, социальные существа, подвержены влиянию собственных и чужих ожиданий. Если мы ожидаем успеха от человека, мы, вероятно, окажем ему большую поддержку, чтобы помочь ему достичь этого успеха. Точно так же, если мы считаем, что кто-то возлагает на нас большие надежды, мы будем усерднее работать, чтобы оправдать эти ожидания. Ожидания действуют как пророчество, потому что они становятся мотиваторами для тяжелой работы.
Пример 1.
Эффект Пигмалиона проявляется для целых группЧасто при изучении эффекта Пигмалиона исследователи предъявляют работодателям и учителям завышенные требования к отдельным лицам, не изолируя их от контрольной группы. Однако было обнаружено, что эффект Пигмалиона все еще имеет место, если лидер считает, что вся группа имеет потенциал успеха выше среднего, уменьшая влияние индивидуальных различий.
Пример 2. Эффект Пигмалиона важен для терапевтов
В то время как большинство исследований, связанных с эффектом Пигмалиона, основано на школьной и рабочей среде, терапевты также являются лидерами с ожиданиями своих пациентов. Если терапевт верит, что его пациент преуспеет в лечении зависимости, он с большей вероятностью создаст позитивную и поддерживающую атмосферу, которая, в свою очередь, поможет пациенту добиться успеха. Поскольку в лечении возникает эффект Пигмалиона, терапевты должны поддерживать высокие ожидания своих пациентов для достижения успеха.
Как его активировать
Эффект Пигмалиона приводит к желаемым результатам для тех людей, которые отмечены как обладающие высоким потенциалом. Если мы занимаем руководящую должность, как учителя, боссы и терапевты, мы всегда должны поддерживать и выражать позитивные ожидания, потому что эти ожидания на самом деле будут влиять на то, как мы относимся к тем, кого поддерживаем, а также на то, как эти люди ведут себя.
Статьи по теме
Программы для перспективных сотрудников могут быть самоисполняющимися пророчествами. Вот три способа, которыми фирмы могут избежать этой проблемы
В этой статье два наших автора Наташа Услис и Зад Эль-Маккауи, работающие в сфере поведенческого консультирования, исследуют эффект Пигмалиона в отношении программ для высокопотенциальных сотрудников. Услис и Эль-Маккауи отмечают, что, хотя такие программы обычно разрабатываются с благими намерениями, работодатели должны быть осторожны, чтобы не игнорировать некоторых сотрудников, потому что они не вписываются в их предвзятые представления о том, как выглядит успех.
Эффект Пигмалиона
Айеш Перера, опубликовано 6 апреля 2022 г. | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии
Определение
- Эффект Пигмалиона, также известный как эффект Розенталя, обозначает психологический феномен, при котором завышенные ожидания приводят к улучшению результатов в определенной области (Mitchell & Daniels, 2003).
- «Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, вероятно, будем действовать таким образом, что ожидаемое поведение будет более вероятным». (Розенталь и Бабад, 1985)
- Это позитивная форма самоисполняющегося пророчества, в котором объекты [целевые индивидуумы] проекций усваивают оптимистичные ярлыки, которые они получают, и им удается соответствовать этим ярлыкам. Это означает, что оптимистичные ожидания со стороны лидера могут привести к повышению производительности его последователей.
История эффекта Пигмалиона
Роберт Розенталь открыл эффект Пигмалиона в новаторском исследовании в 1964 году. Вводя эту концепцию в свою книгу под названием « Пигмалион в классе », Розенталь и его коллега Ленор Джейкобсон опирались на греческий миф о Пигмалионе.
в « метаморфозах» Овидия (Rosenthal & Jacobson, 1968).Пигмалион по сюжету был скульптором с Кипра, который влюбился в созданную им статую женщины из слоновой кости (Овидий, 2008). Очарованный красотой статуи, он умоляет богов о жене, похожей на ее подобие. Боги отвечают, удовлетворяя просьбу Пигмалиона. Впоследствии статуя оживает.
Столетия спустя пьеса Джорджа Бернарда Шоу «, Пигмалион, » также передала эту мысль. В нем Лиза объясняет: «Разница между дамой и цветочницей не в том, как она себя ведет, а в том, как с ней обращаются» (Шоу, 1912).
Далее она отмечает: «Я всегда буду цветочницей для профессора Хиггинса, потому что он всегда обращается со мной как с цветочницей и всегда будет; но я знаю, что могу быть для тебя дамой, потому что ты всегда обращаешься со мной как с дамой и всегда будешь» (Шоу, 19 лет).12).
Эксперимент с эффектом Пигмалиона
Роберт Розенталь поддержал гипотезу о том, что ожидания могут порождать самоисполняющиеся пророчества, вызывая соответствующие действия. Для своего исследования он выбрал начальную школу в Калифорнии и проводил тест на IQ для каждого ученика (Rosenthal & Jacobson, 1968).
Проверив IQ всех детей, исследователи случайным образом отобрали выборку детей и сообщили учителям, что это дети с высоким академическим потенциалом.
По итогам теста учителям были присвоены имена «интеллектуальных шарлатанов», но баллы не разглашаются. В конце учебного года все учащиеся пересдали тест. В то время как общие баллы выросли, предполагаемые «интеллектуальные шаровары» улучшились больше всего.
Свидетельства, по-видимому, указывают на то, что ожидания учителей вносят вклад в результаты учащихся, особенно среди самых младших учеников (Rosenthal & Jacobson, 19 лет).68). Учителя уделяли больше внимания «интеллектуальным шароварам».
Учителя обращались с этими учениками по-разному, хотя и с тонкостью, предоставляя подробную обратную связь и т. д. Розенталь пришел к выводу, что даже незаметные факторы, такие как отношение и настроение, могут влиять на учеников.
Однако следует отметить, что этот эксперимент не был лишен недостатков. Эффективность и надежность тестирования IQ оспаривались даже теми, кто поддерживает его применение в ограниченных целях. Более того, некоторые люди могут быть более восприимчивы к эффекту навешивания ярлыков, чем другие.
В высшей степени индивидуалистичные люди, например, могут не слишком заботиться о том, что другие думают или ожидают от них. Наконец, попытка эксперимента искусственно контролировать студенческую среду могла поставить под угрозу результаты и сделанные на их основе выводы.
Как работает эффект Пигмалиона
Эффект эффекта Пигмалиона, аналогичный эффекту самосбывающегося пророчества, можно понимать как прохождение через 4 этапа в циклическом порядке:
- Представления других о нас формируют их поведение по отношению к нам.
- Их поведение по отношению к нам влияет на наши представления о себе.
- Эти убеждения, в свою очередь, влияют на наши действия по отношению к другим.
- Наши действия по отношению к другим влияют на их представления о нас, тем самым возвращая нас к исходной стадии.
Центральный принцип эффекта Пигмалиона заключается в том, что ожидания других от нас могут в конечном итоге существенно повлиять на наше поведение.
Другими словами, низкие ожидания могут в конечном итоге привести к снижению производительности, в то время как оптимистичные ожидания, скорее всего, улучшат производительность.
Примеры
Повседневная жизнь изобилует легко наблюдаемыми примерами эффекта Пигмалиона. Менеджер страхового агентства, например, может решить классифицировать различных торговых агентов на основе их прошлой работы. Она может обозначить их как отличных, средних и ниже среднего и поставить перед каждой группой разные цели.
Превосходная группа, в силу своего ярлыка, получит не только поддержку своей уверенности, но и вызов, с которым придется столкнуться. Это, в свою очередь, существенно повлияет на их поведение.
Они будут стремиться повысить свою производительность и применять инновационные методы для достижения этой цели. Успех в конечном итоге укрепит прикрепленный к ним ярлык превосходства.
Таким образом, спроецированные на них оптимистические ожидания, скорее всего, породят благотворный цикл, способствующий высокой производительности.
И наоборот, те, перед кем поставлены более низкие цели, не имеют таких же стимулов для работы, как их коллеги, от которых ожидают многого. Следовательно, неудивительно, что многие из этих средних и ниже среднего торговых агентов, скорее всего, дадут в лучшем случае посредственные результаты.
Как использовать Эффект Пигмалиона
Ожидания тех, кто занимает руководящие должности в различных областях, от делового мира до поля боя, могут легко повлиять на работу их подчиненных.
Таким образом, поиск способов использовать эту реальность для оптимизации работы тех, на кого можно повлиять, может быть чрезвычайно полезным. Ниже приведены некоторые способы использования этого эффекта:
1. Развивайте осознанность
Прежде чем изменять свои действия, важно знать, как они могут повлиять на других. Таким образом, необходимым условием является осознание того, как произносимые слова и язык тела передают мощные сообщения своим подчиненным.
Кроме того, зная диапазон восприимчивости и разнообразие интерпретаций одного и того же сообщения, различные люди в группе могут значительно помочь лидеру.
2. Определите сильные и слабые стороны
Похвала достойного поведения часто является мощным стимулом для продолжения достойного поведения. Особенно это касается лиц, склонных угождать начальству.
Более того, выявление слабых мест и предложение планов благотворных изменений в манере, вызывающей доверие, не менее важны.
Когда требуется улучшение, критическая обратная связь и подтверждение способности человека к улучшению могут сыграть жизненно важную роль в обеспечении позитивных изменений.
3. Постановка задач
Постановка высоких, но реалистичных целей может выражать надежду на то, что такие цели могут быть выполнены соответствующими людьми.
Подготовка олимпийских спортсменов и бойцов спецподразделений убедительно демонстрирует, как сложные цели могут способствовать не только совершенствованию, но и достижению максимальной производительности за счет преобразования высоких ожиданий в важные изменения в поведении.
Айеш Перера недавно окончила Гарвардский университет, где изучала политику, этику и религию. В настоящее время он проводит исследования в области неврологии и пиковой производительности в качестве стажера в Кембриджском центре поведенческих исследований, а также работает над собственной книгой по конституционному праву и юридическому толкованию.
Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.
Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .
Перера, А. (2022, 06 апреля). Эффект Пигмалиона . Просто Социология. https://simplysociology.com/pygmalion-effect.html
-
Дополнительная информация
Теория маркировки (Образование) Эффект голема Пигмалион и разум? Современные направления психологической науки, 4 (6), 169-171.
Митчелл Т. Р. и Дэниелс Д.