Движущие силы формирования и развития личности: 3.2. Движущие силы и основные закономерности развития личности

Формирование и развитие личности | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии, педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (новообразований).

Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности

Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако роль их различна и к настоящему времени полностью не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:

  1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все что захочется. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы — отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы — семья, сверстники.
  2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков.
  3. Теории конвергенции биологических и социальных факторов. Автор – В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Штерн писал: «Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”… так как и то, и другое принимает участие в его осуществлении». Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X-элементов наследственности и Y-элементов среды. Элементам среды придается большее значение. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.
  4. Теории конфронтации (противоборства) биологических и социальных факторов. Истоки — психоанализ Фрейда и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат конфронтации биологического и социального факторов. З. Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически заданных, врожденных и естественных влечений, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности.
  5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Семенович Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию). Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом, счетными системами и др. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, – этот процесс называется «интериоризация». Последователи Выготского отмечали, что Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта – это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, – факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

Главные факторы развития личности

  1. Воспитание. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются по воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Главный закон развития личности, сформулированный Л. С.Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализациии трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.
  2. Активность субъекта. Гуманистическая психология (А.Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А.Маслоу, К.Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.

Движущие силы развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности. К таким противоречиям относятся:

  • противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения;
  • противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
  • противоречия между растущими потребностями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате личность переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениям к ним.

9.5. Движущие силы, условия и источники развития личности . Психология физической культуры. Учебник

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций: побуждает поведение; направляет и организует его; придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.

2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).

3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция дошкольника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.

Психодинамическая теория | Психология детства – ван Бладель

Зигмунд Фрейд.

Начнем с часто противоречивой фигуры Зигмунда Фрейда. Фрейд был очень влиятельной фигурой в области развития; его взгляд на развитие и психопатологию доминировал в области психиатрии до появления бихевиоризма в 1950-х годах. Его предположения о том, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни и что способы взаимодействия родителей или других опекунов с детьми оказывают долгосрочное влияние на эмоциональное состояние детей, на протяжении многих лет направляли родителей, педагогов, клиницистов и политиков. . Мы только недавно начали осознавать, что опыт раннего детства не всегда приводит к определенным чертам личности или эмоциональным состояниям. Растет объем литературы, посвященной жизнестойкости детей, выросших в суровых условиях, но при этом развивающихся без повреждения эмоциональных шрамов (O’Grady and Metz, 19).87). Фрейд стимулировал огромное количество исследований и породил множество идей. Согласие с теорией Фрейда в целом вряд ли необходимо для оценки вклада, который он внес в область развития.

Предыстория

Зигмунд Фрейд (1856-1939) был венским доктором медицины, получившим образование в области неврологии и приглашенным для работы с пациентами, страдающими истерией, условностью, отмеченной моими неконтролируемыми эмоциональными вспышками, страхами и беспокойством, которые веками ставили в тупик врачей. Его также попросили поработать с женщинами, страдающими физическими симптомами и формами паралича, не вызванными органическими причинами. В то время многие люди считали, что некоторые люди генетически неполноценны и, следовательно, более подвержены психическим заболеваниям. Считалось, что женщины генетически неполноценны и, следовательно, склонны к таким заболеваниям, как истерия (которую ранее приписывали отделенной матке, путешествующей по телу).

Однако после Первой мировой войны многие солдаты вернулись домой с проблемами, похожими на истерию. Это поставило под сомнение идею генетической неполноценности как причины психических заболеваний. Фрейд начал работать с истерическими пациентами и обнаружил, что, когда они начинают рассказывать о некоторых своих жизненных переживаниях, особенно о тех, которые имели место в раннем детстве, их симптомы исчезают. Это привело его к первому чисто психологическому объяснению физических проблем и психических заболеваний. Он предположил, что нашими действиями управляют бессознательные мотивы и желания, страхи и тревоги. Когда в наше сознание начинают проникать расстраивающие воспоминания или мысли, мы вырабатываем защитные механизмы, чтобы оградить себя от этих болезненных реалий. Эти защитные механизмы включают в себя отрицание реальности, подавление или отталкивание болезненных мыслей, рационализацию или поиск кажущегося логическим объяснения обстоятельств, проецирование или приписывание наших чувств кому-то другому или внешнее противостояние тому, чего мы внутренне желаем (так называемое формирование реакции). Фрейд считал, что многие психические заболевания являются результатом неспособности человека принять реальность. Фрейд подчеркивал важность опыта раннего детства в формировании нашей личности и поведения . В нашем естественном состоянии мы биологические существа. Нами движут в первую очередь инстинкты. Однако в детстве мы начинаем становиться социальными существами, когда учимся управлять своими инстинктами и преобразовывать их в социально приемлемое поведение. Тип воспитания, который получает ребенок, оказывает очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Мы продолжим исследовать эту идею при обсуждении психосексуального развития.

Теория разума

Фрейд считал, что большинство наших психических процессов, мотиваций и желаний находятся за пределами нашего сознания. Наше сознание, то, что мы осознаем, представляет собой лишь верхушку айсберга, из которого состоит наше психическое состояние. Предсознательное представляет собой то, что может быть легко вызвано в сознательный разум. В процессе развития наши мотивы и желания постепенно оттесняются в бессознательное, потому что необработанные желания часто неприемлемы в обществе.

Теория Я

Во взрослом возрасте наша личность или Я состоит из трех основных частей: id , эго и суперэго . ID — это часть личности, с которой мы рождаемся. Он состоит из биологически обусловленного «я» и включает в себя наши инстинкты и побуждения. Это часть нас, которая хочет немедленного удовлетворения. В более позднем возрасте он становится домом для наших самых сокровенных, часто неприемлемых желаний, таких как секс и агрессия. Он действует в соответствии с принципом удовольствия, что означает, что критерием для определения того, хорошо это или плохо, является то, хорошо это или плохо. Младенец — это все ID. Эго — это часть личности, которая развивается по мере того, как мы узнаём, что существуют пределы того, что допустимо делать, и что часто мы должны ждать, пока наши потребности не будут удовлетворены. Эта часть личности реалистична и разумна. Умеет идти на компромиссы. Он действует в соответствии с принципом реальности или признанием того, что иногда удовлетворение потребности должно быть отложено по практическим причинам. Он действует как посредник между Ид и Суперэго и рассматривается как самая здоровая часть личности.

Появляются защитные механизмы, помогающие человеку искажать реальность, чтобы правда была менее болезненной. К защитным механизмам относится вытеснение, то есть вытеснение болезненных мыслей из сознания (другими словами, думать о чем-то другом). Отрицание — это, по сути, неприятие правды или ложь себе. Например, такие мысли, как «со мной этого не случится», или «ты не уйдешь», или «у меня нет проблем с алкоголем». Регрессия означает возвращение в то время, когда мир казался более безопасным местом, возможно, возвращение в детство. Это менее распространено, чем первые два защитных механизма. Сублимация включает в себя преобразование неприемлемых побуждений в более социально приемлемое поведение. Например, подросток, испытывающий сильное сексуальное влечение, использует физические упражнения, чтобы перенаправить эти влечения в более социально приемлемое поведение. Перемещение предполагает перенос разочарований на более безопасную цель. Человек, который злится на начальника, может вымещать свое раздражение на других, когда едет домой, или на супруге по прибытии. Проекция — это защитный механизм, при котором человек приписывает свои неприемлемые мысли другим. Например, если кто-то напуган, он или она обвиняет кого-то другого в том, что он боится. Наконец, формирование реакции — это защитный механизм, при котором человек внешне противостоит тому, чего он внутренне желает, но считает неприемлемым. Примером этого может быть гомофобия или сильная ненависть и страх перед гомосексуализмом. Это неполный список защитных механизмов, предложенных Фрейдом. Если эго сильно, человек реалистичен и принимает реальность и остается более логичным, объективным и разумным. Развитие силы эго является главной целью психоанализа (фрейдистской психотерапии). Итак, для Фрейда иметь большое эго — это хорошо, потому что оно относится не к высокомерию, а к способности принимать реальность.

Суперэго — это часть личности, которая развивается по мере того, как мы усваиваем правила, стандарты и ценности общества. Эта часть личности принимает во внимание моральные принципы, являющиеся частью нашей культуры. Это управляемая правилами часть личности, которая действует под влиянием чувства вины (вина — это социальная эмоция — это чувство, что другие меньше думают о вас или считают, что вы не правы). Если человек нарушает суперэго, он или она чувствует себя виноватым. Суперэго полезно, но может быть слишком сильным; в этом случае человек может чувствовать чрезмерную тревогу и вину за обстоятельства, над которыми он не властен. Такой человек может испытывать высокий уровень стресса и подавленности, которые мешают ему жить хорошо. Ид является врожденным, но эго и суперэго развиваются в ходе наших ранних взаимодействий с другими людьми. Эти взаимодействия происходят на фоне обучения решению ранних биологических и социальных проблем и играют ключевую роль в развитии нашей личности.

Психосексуальные стадии

Психосексуальные стадии развития по Фрейду представлены ниже. На любой из этих стадий ребенок может «застрять» или зациклиться, если воспитатель чрезмерно потакает потребностям ребенка или игнорирует их. Зацикленный взрослый будет продолжать пытаться решить эту проблему позже в жизни. Примеры фиксации даны после презентации каждого этапа.

В течение примерно первого года жизни младенец находится на оральной стадии психосексуального развития. Младенец удовлетворяет потребности прежде всего за счет орального удовлетворения. Ребенок хочет сосать или жевать любой предмет, который приближается ко рту. Младенцы исследуют мир через рот и также находят утешение и стимуляцию. Психологически младенец — это все Оно. Младенец ищет немедленного удовлетворения своих потребностей, таких как комфорт, тепло, еда и стимуляция. Если опекун последовательно удовлетворяет оральные потребности, ребенок отойдет от этой стадии и продвинется дальше. Однако, если опекун непоследователен или небрежен, человек может застрять на оральной стадии. Во взрослом возрасте человек может чувствовать себя плохо, если он не участвует в какой-либо оральной деятельности, такой как еда, питье, курение, кусание ногтей или навязчивые разговоры. Эти действия приносят утешение и безопасность, когда человек чувствует себя неуверенно, боится или ему скучно.

Во время анальной стадии , которая совпадает с детским возрастом или подвижностью и приучением к горшку, ребенка учат, что некоторые позывы необходимо сдерживать, а некоторые действия откладывать. Существуют правила, касающиеся определенных функций, а также того, когда и где они должны выполняться. Ребенок учится самоконтролю. Эго развивается. Если опекун очень внимательно относится к приучению к горшку (стоит над ребенком, ожидая малейшего признака того, что ему, возможно, нужно пойти на горшок, и сразу же подхватывает ребенка и сажает его, например, на горшок), ребенок может взрослеть, боясь потерять контроль. Он может зацикливаться на этой стадии или «анально цепляться» — бояться отпустить ситуацию. Такой человек может быть чрезвычайно опрятным и чистым, организованным, надежным и контролирующим других. Если опекун пренебрегает обучением ребенка контролю над побуждениями, он может вырасти «анальным экспульсивным» или взрослым, неряшливым, безответственным и неорганизованным.

Фаллическая стадия происходит в дошкольном возрасте (3-5 лет), когда перед ребенком стоит новая биологическая задача. Фрейд считал, что ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю противоположного пола. Мальчики испытывают «Эдипов комплекс», при котором они испытывают сексуальное влечение к своим матерям, но понимают, что им мешает отец. Он намного мощнее. Некоторое время мальчик опасается, что, если он будет преследовать свою мать, отец может его кастрировать (кастрационная тревога). Таким образом, вместо того, чтобы рисковать потерять свой пенис, он отказывается от своей привязанности к матери и вместо этого учится становиться больше похожим на своего отца, подражая его действиям и манерам, и тем самым усваивает роль мужчин в своем обществе. Из этого опыта мальчик учится чувству мужественности. Он также узнает, что, по мнению общества, он должен делать, и испытывает чувство вины, если не подчиняется. Так развивается суперэго. Если он не решит эту проблему успешно, он может стать «фаллическим самцом» или мужчиной, который постоянно пытается доказать свою мужественность (в чем он неуверен), соблазняя женщин и избивая мужчин! Маленькая девочка испытывает «комплекс Электры», при котором у нее развивается влечение к отцу, но она понимает, что не может конкурировать с матерью, поэтому отказывается от этой привязанности и учится становиться больше похожей на свою мать. Однако это не без некоторого сожаления. Фрейд считал, что девушка чувствует себя неполноценной, потому что у нее нет пениса (испытывает «зависть к пенису»). Но она должна смириться с тем фактом, что она женщина, и ей просто нужно узнать свою подчиненную роль в обществе как женщины. Однако, если она не разрешит этот конфликт успешно, она может иметь слабое чувство женственности и вырасти «кастрирующей самкой», пытающейся конкурировать с мужчинами на работе или в других сферах жизни.

В среднем детстве (6-11 лет) ребенок входит в латентную стадию , фокусируя свое внимание не на семье, а на дружеских отношениях. Биологические влечения временно затихают (латентно), и ребенок может направить внимание на более широкий мир друзей. Если ребенок сможет завести друзей, он или она приобретет чувство уверенности. В противном случае ребенок может продолжать быть одиночкой или сторониться других даже во взрослом возрасте.

Заключительная стадия психосексуального развития называется генитальная стадия . С подросткового возраста на протяжении всей взрослой жизни человек озабочен сексом и размножением. У подростка повышается уровень гормонов, половое влечение и влечение к голоду становятся очень сильными. В идеале подросток будет полагаться на свое эго, чтобы помочь логически мыслить в этих побуждениях, не предпринимая действий, которые могут нанести ущерб. Подросток может научиться перенаправлять свои сексуальные побуждения на более безопасные занятия, такие как бег, например. Успокоение Ид с помощью Суперэго может привести к чувству чрезмерной застенчивости и вины из-за этих побуждений. Будем надеяться, что на этом этапе укрепляется эго, и подросток использует разум для управления побуждениями.

Сильные и слабые стороны теории Фрейда

Теория Фрейда подверглась резкой критике по нескольким причинам. Во-первых, это очень трудно проверить с научной точки зрения. Как воспитание в младенчестве может быть прослежено до личности во взрослой жизни? Существуют ли другие переменные, которые могли бы лучше объяснить развитие? Эта теория также считается сексистской, поскольку предполагает, что женщины, которые не принимают подчиненное положение в обществе, имеют психологические недостатки. Фрейд сосредотачивается на более темной стороне человеческой природы и предполагает, что многое из того, что определяет наши действия, нам неизвестно. Так почему же мы изучаем Фрейда? Как упоминалось выше, несмотря на критику, предположения Фрейда о важности переживаний раннего детства для формирования нашего психологического «я» нашли свое применение в практике детского развития, образования и воспитания. Теория Фрейда имеет эвристическую ценность, поскольку обеспечивает основу для разработки и модификации последующих теорий развития. Многие более поздние теории, особенно бихевиоризм и гуманизм, бросали вызов взглядам Фрейда.

 

Теория развития Фрейда — StatPearls

Определение/Введение

Теория развития психосексуального развития Фрейда была одной из первых попыток подвести психологию под ту же научную структуру и методологию, что и медицина. Это объединение было достигнуто путем первого определения нормативного полового развития человека. Фрейд разделил психосексуальное созревание на пять отдельных фаз. Каждая стадия символизирует концентрацию либидо или инстинктов на различных участках тела (т. е. эрогенных зонах). Чтобы созреть и стать хорошо функционирующим взрослым, нужно последовательно пройти каждую из вышеупомянутых психосексуальных стадий. Когда либидинальные влечения подавлены или не могут быть должным образом разрешены, ребенок остается неудовлетворенным и неудовлетворенным. Фрейд определил эту неудовлетворенность как фиксацию. Фиксация на любой стадии вызывала бы тревогу, сохраняющуюся во взрослом возрасте в виде невроза. Эта динамика легла в основу психоаналитической теории полового влечения Фрейда.[1]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Основной принцип фрейдовского психосоциального развития вращается вокруг причинно-следственной связи между сексуальным конфликтом и последующим психоневрозом. Этот принцип с самого начала вызывал споры. Противники Фрейда утверждали, что неврозы могут развиваться независимо, без психосексуального импульса.[2]

Предвзятость экспериментатора — еще одна распространенная критика Фрейда. Фридман и Дауни в своей статье «Биология и Эдипов комплекс» исследуют вероятность того, что Эдипов комплекс — это просто ошибочное «игровое поведение», основанное на эволюции, которое проявляется через соревнование.[3]

Несмотря на эти проблемные области, психоанализ остается влиятельным в современной психиатрической помощи.

Клиническое значение

Каждая из пяти стадий фрейдистской теории психосексуального развития связана с соответствующим возрастным диапазоном, эрогенной частью тела и клиническими последствиями фиксации.

Стадия I: 0-1 год, орально, рот: Оральное желание – это центр удовольствия для новорожденного. Самая ранняя привязанность ребенка — к тому, кто удовлетворяет его оральные потребности, обычно к матери. Если оптимальное количество стимуляции недоступно, либидинозная энергия фиксируется на оральном способе удовлетворения, что приводит к последующим скрытым агрессивным или пассивным тенденциям.

Стадия II : 1-3 года, анальное отверстие, кишечник и мочевой пузырь: Приучение к туалету является особенно деликатной задачей в этот период. Стремление родителей к адекватной работе смещает либидинозную энергию из оральной в анальную область. Ребенок сталкивается с повышенными шансами получить выговор, чувствовать себя неадекватным и с повышенной способностью воспринимать негативную оценку со стороны опекуна, если он не выполняет свои обязанности должным образом. Фиксация на этой стадии может проявляться в анальной ретентивности (постоянная упорядоченность) или анальной вытесняемости (причудливая дезорганизация).

Стадия III: 3-6 лет, фаллический, гениталий: Это, пожалуй, самая противоречивая стадия психосексуального развития Фрейда. Это стадия, на которой ребенок начинает испытывать удовольствие, связанное с его гениталиями. В этот период примитивного полового развития ребенок может установить корни фиксации с родителем противоположного пола, Эдиповым комплексом.

Стадия IV: 6-12 лет, латентность, дремлющие сексуальные чувства: В это время либидо относительно подавлено или сублимировано. Фрейд не выделял никаких эрогенных зон для этой стадии. Теперь ребенок начинает действовать в соответствии со своими импульсами косвенно, сосредотачиваясь на таких занятиях, как школа, спорт и построение отношений. Дисфункция на этом этапе приводит к неспособности ребенка формировать здоровые отношения во взрослом возрасте.

Стадия V: 13-18 лет, половые органы, зрелые сексуальные чувства: Эго ребенка становится полностью развитым на этой стадии, и впоследствии он стремится к независимости. Их способность создавать значимые и длительные отношения конкретна, а их сексуальные желания и активность здоровы и основаны на обоюдном согласии. Если ребенок или молодой взрослый испытывает дисфункцию в этот период, они не смогут развивать значимые здоровые отношения.[2]

Чтобы объяснить теорию развития Фрейда, нужно обратиться к его структурной теории сознания. Последнее предполагает, что психика (личность) включает в себя три психические структуры: ид, эго и суперэго.

Ид — это инстинктивный аспект психики, состоящий из сексуальных и агрессивных влечений. По сути, это биологическое, инстинктивное, бессознательное стремление человека, связанное с удовлетворением. Поведение новорожденного определяется исключительно врожденными инстинктами (ИД). По мере взросления ребенка эго дифференцируется от ид. Эго — это аспект личности, принимающий решения. В отличие от Ид, которое действует по принципу удовольствия и немедленного удовлетворения, эго действует по принципу реальности, стремясь к удовлетворению с помощью практических стратегий. Эго в конечном итоге опосредует взаимодействие между Ид и «реальным» миром. Оно рационально по своей природе, тогда как Ид иррационально.[4][5] Последней психической структурой, которая должна развиться, является суперэго, которое включает в себя мораль и ценности общества. Эта конструкция развивается на фаллической стадии и аналогична моральному компасу человека. Эти структуры могут помочь объяснить патологическое поведение и источники беспокойства.

Теории развития Фрейда составляют основу психоанализа и последующих производных, составляющих современную психотерапию. [7][8][9]

Сестринское дело, смежное здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

Один из примеров того, как дисфункция в психосексуальном развитии Фрейда может влиять на уход за пациентами, обсуждается в статье 2008 года, в которой исследуется изменение ритуала передачи смены между психиатрическими медсестрами. Переход от одной медсестринской смены к другой соответствует всем критериям ритуала, как это определено психоаналитической теорией. На этот ритуал влияют тревоги медсестры и их результирующее восприятие пациента. Предполагается, что передача действует как ритуал, с помощью которого медсестры могут контролировать свои тревоги и продолжать непрерывную практику ухода за пациентом. [Уровень 5]

Каталожные номера

1.

Sauerteig LD. Потеря невинности: Альберт Молл, Зигмунд Фрейд и изобретение детской сексуальности около 1900 года. Med Hist. 2012 г., апрель; 56 (2): 156–83. [Бесплатная статья PMC: PMC3381499] [PubMed: 23002291]

2.

Купферсмид Клинические теории Дж. Фрейда тогда и сейчас. Психодинская психиатрия. 2019 Весна;47(1):81-97. [PubMed: 30840557]

3.

Friedman RC, Downey JI. Биология и Эдипов комплекс. Психоанальный Q. 1995 апреля; 64(2):234-64. [PubMed: 7652101]

4.

Боуг С. Эго, влечения и динамика внутренних объектов. Фронт Псих. 2014;5:666. [Бесплатная статья PMC: PMC4076885] [PubMed: 25071640]

5.

Де Соуза А. Фрейдистская теория и сознание: концептуальный анализ**. Мужская Сана Моногр. 2011 Январь; 9 (1): 210-7. [Бесплатная статья PMC: PMC3115290] [PubMed: 21694972]

6.

Żechowski C. Теория влечений и эмоций — от Зигмунда Фрейда до Яака Панксеппа. Психиатр Пол. 2017 30 декабря; 51 (6): 1181-1189. [PubMed: 29432512]

7.

STENGEL Влияние Э. Фрейда на психиатрию. Br Med J. 1956 May 05;1(4974):1000-3. [Бесплатная статья PMC: PMC1979763] [PubMed: 13304407]

8.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts