Движущие силы и условия психического развития: Движущие силы и условия психического развития

Содержание

Движущие силы и условия психического развития

Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные. Количественные изменения, такие, как увеличение высоты и веса тела, запаса слов, форм поведения и действий, составляют процессы роста. Но в психическом развитии возникают прежде всего качественные изменения: например, формирование понимания малышом речи взрослого и затем переход к собственной активной речи. Специфика психического развития ребенка состоит в том, что оно подчиняется законам общественно-историческим, в то время как развитие психики животных идет по законам биологической эволюции. Индивидуальное поведение животных зависит от опыта двоякого рода, который обусловлен механизмами поведения двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные механизмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожденный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобретению индивидуального опыта.

Причем механизмы формирования индивидуального опыта обеспечивают приспособление видового поведения животных к изменениям окружающей среды.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который является продуктом развития многих поколений людей и фиксируется в форме предметов и знаковых систем. Его ребенок не наследует, а обретает особым образом — в процессе присвоения, т. е. воспроизведения исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения, опредмеченных в продуктах материальной духовной культуры (А. Н.Леонтьев). Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Детство имеет конкретно-исторический характер, поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. И все-таки биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии.

Заметим, что он включает наследственные и врожденные особенности.

Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации и разворачиваются в процессе созревания. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и др.

Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. И все-таки, хотя дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем, они проходят одни и те же стадии психического развития, характеризующиеся определенной спецификой.

Но ребенок, обладающий задатками к какому-либо виду деятельности, не только может освоить ее быстрее, но и достичь более высоких результатов. То есть как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие во многом зависит от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок. Так, если взрослые вовремя распознают задатки ребенка и создадут условия для их развития, то способности будут формироваться. Значит, биологический фактор составляет лишь предпосылку психического развития. Он влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

При понимании развития как присвоения общественно-исторического опыта складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает). Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. По отношению к предметам, находящимся вокруг него, ребенок должен осуществить такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть). Результатом такой деятельности выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование).

В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы.

Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. В общении с ребенком взрослый не только передает ему образцы и способы действий, но и способствует зарождению новых мотивов деятельности, развитию личности и самосознания, эмоциональной сферы.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А. Н. Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей c элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.

В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходят перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Кроме мира предметов и способов их употребления ребенок осваивает систему знаков, самой значительной из которых является язык. Природа знаков двойственна. С одной стороны, они материальны, имеют внешнюю форму, а с другой — идеальны, обладают значением — представлением о наиболее существенных признаках предметов и явлений и поэтому могут выступать их заместителями.

Освоение знаков приводит к изменениям особого рода — к становлению высших психических функций (Л. С. Выготский). Низшие, натуральные психические функции — сенсорные, моторные и др. есть у животных, а высшие — только у человека.

Они характеризуются осознанностью, произвольностью, опосредованностью. Жизнь человека в отличие от животных не сводится только к приспособлению к природе, а предполагает ее изменение. Поэтому действия человека подчиняются целям, заранее составленным планам, т. е. человек может управлять собой, овладевает собственным поведением. В этом управлении именно знаки выполняют роль психологических орудий, помогают осознать себя и свои действия.

Формулируя в речи цели и способы поведения и деятельности, ребенок тем самым делает их осознанными. Формулировка цели помогает ребенку обрести относительную свободу от непосредственной ситуации и посторонних стимулов, и тогда его поведение превращается в произвольное, планируемое. Понятия, способы деятельности, социальные нормы и правила становятся средствами управления не только поведением, но и познавательными процессами. Поэтому ребенок теперь может вести себя надлежащим образом в той или иной ситуации (не смеяться, не разговаривать, а выполнять задания педагога на занятии), быть внимательным, решать задачи, запоминать требуемый материал.

Таким образом, развитие высших психических функций, по мнению Л. С. Выготского, и составляет процесс психического развития. Л. С. Выготский так сформулировал закон их развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Развитие высших психических функций совершается в процессе интериоризации, когда освоенное во внешней форме протекания преобразуется во внутренние, умственные формы. Интериоризация включает три стадии. На первой взрослый, побуждая ребенка что-либо сделать, воздействует на него словом, жестом или другим знаковым средством. Затем ребенок начинает сам воздействовать на взрослого словом, перенимая от него способ обращения. И наконец, ребенок переходит к воздействию словом на самого себя.

Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умственные (Л. С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.).

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта в форме воспитания и обучения, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и пр.

Передача опыта в воспитании и обучении опирается на социальное взаимодействие педагога, воспитателя с ребенком. Воспитание и обучение направлены на целостное развитие личности, хотя их цели условно дифференцируются. В обучении приоритетным выступает формирование системы знаний, умений, навыков, способов познавательной и практической деятельности.

Подчеркнем, что обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А. В.Запорожец). Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.

Воспитание предполагает формирование определенных установок, системы нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, способов общественного поведения. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.

В рассмотрении вопроса о соотношении обучения и психического развития Л. С. Выготский исходил из того, что обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Но обучение будет способно определять уровень умственного развития в том случае, если оно создает «зону ближайшего развития». Когда ребенок осваивает какое-нибудь действие, он сначала выполняет его совместно со взрослым, а затем самостоятельно. «Зону ближайшего развития» образует разница между тем, что ребенок может делать сам, и тем, что — при помощи взрослого. То есть ее составляют такие процессы развития, которые ребенок может осуществлять под непосредственным руководством и с помощью взрослого. Но эти процессы указывают на завтрашний день ребенка: ведь то, что сегодня доступно ребенку с помощью взрослого, завтра станет доступным в самостоятельной деятельности.

В то же время, хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л.Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С. Л. Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».

Каковы движущие силы психического развития? Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися, между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения, уже не устраивающими ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия: между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь, расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

Лекция «Общие закономерности и движущие силы психического развития человека.»

Раздел 4. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Тема лекции: Общие закономерности и движущие силы психического развития человека.

         План лекции:

1.     Понятие возрастной психологии. Предмет, объект.

2.     Понятие возраста и его характеристика.

3.     Понятие о движущих силах психического развития детей.

4.     Общие закономерности психического развития.

Основная цель: осветить основные вопросы возрастной психологии. Дать понятие категории возраста, возрастных кризисов. Познакомить с основными закономерностями психического развития. Обеспечить теоретико-методологическую основу для применения полученных знаний на практике.

Основные понятия: возрастная психология, психология развития предмет и объект, возраст, психическое развитие, закономерности психического развития.

Литература:

Крутецкий Вадим Андреевич. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Возрастные закономерности и механизмы психического развития растущего человека, периоды психического развития и психологические особенности возрастных периодов изучает отрасль психологической науки – возрастная психология или психология развития.

Под развитием понимается процесс изменения объекта, характеризующийся возникновением новообразований – новых процессов, структур, механизмов.

1.     Понятие возрастной психологии. Предмет, объект.

Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микропсихического развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Возрастная психология – это область знаний, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах.

Возрастная психология – это раздел психологии, в настоящее время выступает как самостоятельная дисциплина. Делится на подразделы: детская (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст), подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

Сегодня выделяются несколько периодов развития человека: детство, отрочество, юность, молодость, взрослость (ранняя и поздняя), старость.

В наше время принята специальная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину.

Младенческий возраст 0-1г, от рождения до 2 месяцев период новорожденности.

Раннее детство от 1-3г.

Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет.(3-5 лет период словотворчества)

Младший школьный возраст с 6-7 до 10-11 лет.

Подростковый возраст 11-15 лет.

Ранняя юность 15-17 лет.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека с момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.

Т. о., возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на разных возрастных этапах.

Объект – индивид, принадлежащий к определенной возрастной группе.

Предмет – особенности и закономерности психического развития человека в течение всей его жизни на различных возрастных этапах.

Задачи возрастной психологии:

1.     Изучение общих закономерностей психического развития человека.

2.     Изучение возрастных этапов психического развития (содержание, возрастные особенности, возрастная характеристика).

3.     Изучение психологических закономерностей возрастного развития каждого возраста.

4.     Изучение индивидуальных особенностей развития на каждом возрастном этапе.

5.     При необходимости коррекция психического развития ребенка.

Возрастная психология как особенная отрасль психологической науки возникла в конце 19 века. Первой попыткой научного труда, началом систематических исследований психологии ребенка является книга немецкого ученого Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

Становление и развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л. С. Выготского. Он разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Проблема развития является центральной и основной для всех областей действительности и для всех областей научного знания». По Л. С. Выготскому, два плана развития ребенка — естественный и культурный — сливаются друг с другом, образуя единый процесс. Эта мысль, в частности, реализуется в идее сензитивных периодов — оптимального для развития определенных психических свойств и процессов сочетания моментов созревания. Но сами биологические предпосылки не определяют того, какие именно психические свойства сформируются — это зависит от социальных условий.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общая психология, психология личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологии. Внутри самой возрастной психологии существуют подразделы: психология дошкольника, младшего школьника, подростка, старшего школьника, юношеская психология, психология взрослого человека и психология людей преклонного возраста.

Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей эти моменты находятся в неразрывном единстве.

 Предмет исследований – душа ребенка

Основатель детской психологии. Преподавал в Боннском (1865), Иенском (1866-1888) и Берлинском (1888-1893) университетах. Один из редакторов ведущего для своего времени «Журнала психологии и физиологии органов чувств». Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятель­ность органов чувств), психологии и психотерапии. Его книга «Душа ребенка» (1882) положила начало систематическим исследованиям психологии детей. В ней он описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына по следующим разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что подобные наблюдения велись задолго до появления книги, его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Книга Прейера – образец монографического метода исследования ребенка. Русские ученые (И. А. Сикорский (1842-1919), П. Ф. Каптерев (1849-1922), Н. Н. Ланге (1858-1921), В. М. Бехтерев (1857-1927)) высоко оценили значение его труда как для понимания закономерностей психического и физического развития, так и для научного обоснования педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие возраста и его характеристика.

Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.

Психологический возраст – это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Однако следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка.

Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой — позже.

Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С.Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б.Эльконин.

Основным составляющим психологического возраста, согласно учению об онтогенезе Л. С. Выготского, являются:

1. Социальная ситуация развития(ССР) – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

Для каждого возраста в зависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения.

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

« Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С.Выготский)

Так, центральным психическим новообразованием младенческого возраста является «комплекс оживления», раннего детства – «самость» и символическая функция сознания. Дошкольное детство – 1) психологическая готовность к школе, 2) Возникновение первичных этических инстанций Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»)). 3) Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

Младший школьный возраст – новообразование умение учиться, отражается в УУД (кроме личностных), произвольность, субъектная позиция ученика в учебной деятельности (мотивы, потребности, степень овладения УУД, степень обученности, рефлексия)

Произвольность психических процессов у младшего школьника. В этом возрасте центром психического развития ребенка становится формирование произвольности всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, организации деятельности) их интеллектуализация, внутреннее опосредование  происходят благодаря первичном усвоению системы понятий. Произвольность проявляется в умении сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия протяжении всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением, психическими процессами, ведь требования к ней с первых дней пребывания в школе предусматривают достаточно высокий уровень произвольности. Поэтому младший школьник преодолевает свои желания и способен управлять своим поведением на основе заданных образцов способствует развитию произвольности как особого свойства психических процессов и поведения.

Внутренний план действий младшего школьника. Выполняя задания из разных учебных предметов, дети ищут удобные способы, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации Чем больше этапов собственных действий может пер предусмотреть школьник, чем старательнее он может сопоставить их варианты, тем успешнее контролировать решения задач Необходимость контроля и самоконтроля, словесного отчета, самооценки в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий мысленно.

Умение младшего школьника организовывать учебную деятельность. Наряду с усвоением содержания научных понятий ребенок овладевает способами организации нового для нее вида деятельности – учения. Планирование, контроль, самооценка приобретают другой смысл, ибо действие в системе научных понятий предполагает четкое выделение взаимосвязанных этапов.

Рефлексия младшего школьника. У детей младшего школьного возраста возникает осознание собственных действий, психических состояний Особенность их учебной деятельности состоит в том, что школьники должны обосновывать правильность своих суждений и действий. Многие приемы такого обоснования показывает учитель Необходимость различать образцы суждений и самостоятельные попытки в их построении способствуют формированию у младших школьников умения как бы со стороны рас даты и оценивать собственные мысли и действия. Это умение является основой рефлексии (лат reflexio — отражение) — осмысление своих суждений и поступков с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности; самоанализ. Свидетельством этого является способность видеть особенности собственных действий, делать их предметом анализа, сравнивать с действиями других людей. Если дошкольник в основном ориентируется на индивидуальный опыт, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы, которыми он овладевает во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В подростковом возрасте чувство взрослости.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Понятие о движущих силах психического развития детей.

Движущие силы психического развития человека – это противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.

 К таким противоречиям относятся:

·                 противоречия между новыми возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности; Ребенок в раннем детстве овладевает некоторым количеством слов. Произносит он их неправильно, фразы строить не умеет. Но мать его понимает, и это позволяет малышу удовлетворять свои элементарные потребности. Ребенок растет. У него возникает потребность глубже познать мир, более содержательно общаться с помощью речи, обмениваться мыслями с другими людьми. Но бедный язык — малый словарный запас, неправильная и нерасчлененная речь — мешает этому. Возникает противоречие потребностей и возможностей. Оно разрешается через развитие речи в процессе воспитания, в процессе общения со взрослыми

·                 противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений с людьми и видами деятельности;

·                 между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых.

 Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального положения в коллективе — с другой; противоречие между потребностью участвовать в коллективе; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Неудовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается. В противном случае, можем наблюдать устарелые формы поведения, присеем это закрепившиеся формы поведения и аффект неадекватности.

 

4.     Общие закономерности психического развития.

 Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность – конвергентность.

Неравномерность – заключается в том, что при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания школьника различные психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития.

Сензитивность психики. Как говорилось выше, сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей. Ранний возраст от 2 до 3 лет является благоприятным для развития речи. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития учебных навыков (чтение, письмо, счёт).

Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим.

Пластичность – изменчивость, подвижность психической  деятельности человека.

Непрерывность – психика развивается непрерывно, другое дело, каковы  качественные стороны этого развития.

Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

 

Что мешает вам на пути к успеху?

В этом очень практическом посте ниже Мишель Бакжак, партнер по психической стойкости из Аделаиды, демонстрирует, как вы можете использовать эту стратегию для выявления препятствий на пути к вашему успеху.

Спасибо, Мишель:

Мне очень нравится работать с отдельными людьми и командами, чтобы определить цели, которых они хотят достичь, а затем определить, что мешает им достичь этой цели, особенно когда речь идет о работе через изменения.

4С психологической стойкости включают в себя контроль, приверженность, вызов и уверенность.

Сосредоточение внимания на сложной ситуации и работа над ней с ориентацией на обучение и риск для достижения ваших целей позволяет достичь результатов и значительного чувства достижения. Отличная стратегия, которую вы можете использовать для выявления препятствий на пути к успеху в постановке целей посредством изменений, — это использование анализа силового поля. Анализ силового поля Курта Левина — это мощный стратегический инструмент, используемый для понимания того, что необходимо для изменений как в корпоративной, так и в личной среде. В этой статье Марк Коннелли объясняет эту замечательную модель и то, как ее можно использовать. Марк начинает с того, что использует небольшую базовую науку, чтобы представить концепцию.

Концепция

Давайте начнем с простого научного эксперимента (это действительно актуально, так что задержитесь на минутку).

Для этого вам нужно сесть. Вы сидите? Хороший. Теперь, что держит вас в кресле?

На самом деле есть два ответа. Одна из них — гравитация, которая прижимает вас к стулу. Движущая сила, если хотите.

Другой — это сам стул, который создает противодействующую силу, толкая вверх против силы тяжести и не давая вам упасть на землю.

Итак, кажется, что пока вы сидите, вы находитесь в своего рода равновесии.

Две силы удерживают вас там. Гравитация давит вниз, удерживая вас в кресле, а кресло сопротивляется этому, не давая вам упасть на землю.

Две равные силы, движущая сила и сила сопротивления или сдерживания, работающие для сохранения равновесия или статус-кво.

Согласен? Хорошо, теперь предположим, что мы хотим отойти от этого равновесия и заставить вас упасть на пол. Что мы могли сделать?

Ну, с одной стороны, мы могли бы увеличить гравитацию (нашу движущую силу). В конце концов стул поддастся, и вы упадете.

С другой стороны, мы могли бы оставить гравитацию в покое и решить ослабить стул (нашу сдерживающую силу), чтобы получить тот же результат.

Если вы дочитали до этого места, значит, вы только что завершили анализ силового поля и поняли основные концепции модели. Это также помогает объяснить, почему наш научный эксперимент актуален.

Видите ли, именно это мышление Курт Левин применил к своей теории изменений в социальных ситуациях — к людям.

Да пребудет с вами Сила или против вас

Курт Левин рассматривает культуру как находящуюся в состоянии равновесия.

Он пишет: «Культура — это не нарисованная картина; это живой процесс, состоящий из бесчисленных социальных взаимодействий. Подобно реке, форма и скорость которой определяются балансом тех сил, которые заставляют воду течь быстрее, и трением, заставляющим воду течь медленнее, культурный образец народа в данное время поддерживается баланс противоборствующих сил». (Левин, К. 1948.  Разрешение социальных конфликтов , с.46.)

«Чтобы добиться каких-либо изменений, необходимо нарушить равновесие между силами, поддерживающими социальную саморегуляцию на данном уровне» (Lewin, K. 1948. Разрешение социальных конфликтов , стр. 47.)

Это описывает эксперимент, который мы только что провели, и кратко изложен на этой диаграмме.

Итак, перед изменением силовое поле находится в равновесии между силами, благоприятствующими изменению, и силами, сопротивляющимися ему. Левин говорил о существовании квазистационарного социального равновесия.

Чтобы изменения произошли, необходимо нарушить статус-кво или равновесие – либо путем добавления условий, благоприятствующих изменению, либо путем уменьшения сил сопротивления.

Курт Левин предполагает, что всякий раз, когда движущих сил сильнее сдерживающих сил , статус-кво или равновесие будут меняться.

Теперь это полезно. Особенно, если мы применим это к пониманию того, как люди проходят через изменения и почему они сопротивляются изменениям.

Всегда будут движущие силы, которые делают изменения привлекательными для людей, и сдерживающие силы, которые работают, чтобы сохранить вещи такими, какие они есть.

Успешное изменение достигается либо усилением движущих сил, либо ослаблением сдерживающих сил.

Анализ силового поля интегрируется с трехэтапной теорией изменений Левина, когда вы работаете над размораживанием существующего равновесия, продвижением к желаемому изменению, а затем замораживанием изменения на новом уровне, чтобы существовало новое равновесие, которое сопротивляется дальнейшим изменениям.

Использование анализа силового поля

Анализ силового поля Левина используется для определения того, какие факторы в ситуации или организации толкают человека к желаемому состоянию или от него, а какие противостоят движущим силам.

Их можно проанализировать, чтобы принять решения, которые сделают изменения более приемлемыми.

«Силы» — это больше, чем отношение к изменениям. Курт Левин знал, что в основе отношения людей к переменам лежит множество эмоций.

Чтобы понять, что заставляет людей сопротивляться изменениям или принимать их, нам необходимо понять ценности и опыт этого человека или группы.

Развитие самосознания и эмоционального интеллекта может помочь понять эти силы, которые действуют внутри нас и других. Именно поведение других предупредит вас о наличии движущих и сдерживающих сил на работе.

Используйте следующие шаги в качестве руководства по использованию анализа силового поля:

  1. Определите изменение, которое вы хотите увидеть. Запишите цель или видение будущего желаемого состояния. Или вы можете предпочесть понять нынешний статус-кво или равновесие.
  2. Мозговой штурм или интеллект-карта движущих сил – тех, которые благоприятствуют переменам. Запишите их на диаграмме силового поля.
  3. Мозговой штурм или ментальная карта сдерживающих сил – те, которые не благоприятствуют изменениям или противостоят им. Запишите их на диаграмме силового поля.
  4. Оцените движущую и удерживающую силы. Вы можете сделать это, оценив каждую силу от 1 (слабая) до 5 (сильная) и суммируя каждую сторону. Или вы можете полностью отказаться от цифр и сосредоточиться на влиянии каждой из них.
  5. Обзор сил. Решите, какие из сил обладают некоторой гибкостью для изменения или на какие можно повлиять.
  6. Стратегия! Разработайте стратегию усиления движущих сил или ослабления сдерживающих сил, или того и другого. Если вы оценили каждую силу, как вы можете повысить оценки движущих сил или понизить оценки сдерживающих сил или и того, и другого?
  7. Расставить приоритеты действий. Какие действия вы можете предпринять, чтобы добиться наибольшего эффекта? Определите ресурсы, которые вам понадобятся, и решите, как реализовать действия. Подсказка:  Иногда легче уменьшить влияние сдерживающих сил, чем усилить движущие силы.

Если вы хотите пройти через изменения и достичь своих целей с другой стороны и вам нужна коучинговая поддержка в этом процессе, свяжитесь с Мишель Бакжак по адресу [email protected]

Мишель Бакжак — опытный психолог, организационный консультант, коуч, спикер и фасилитатор. Как директор Bakjac Consulting, она является сертифицированным коучем Международной федерации коучей (ICF), членом Mental Toughness Partners и аккредитованным MTQ48 специалистом по психической стойкости. Мишель помогает отдельным лицам и организациям развивать психологическую устойчивость , чтобы улучшить производительность, лидерские качества, поведение и благополучие.

Сила молодежи: движущая сила перемен после COVID-19

Молодежь — лидеры завтрашнего дня

Тем не менее, молодые люди больше всего пострадали от экономических последствий COVID-19, а нынешний кризис стоимости жизни усугубляет давление на молодежь.

Инвестиции в навыки, образование, качественную работу и психическое здоровье помогут молодым людям восстановить свои образовательные и карьерные перспективы, дав им возможность уверенно смотреть в будущее.

Откройте эту страницу, чтобы ознакомиться с работой ОЭСР в отношении молодежи и ее инициативами по привлечению молодежи к обсуждению политики.

Прием заявок на Youthwise 2023 закрыт!

Youthwise — это молодежный консультативный совет ОЭСР, в состав которого входят увлеченные и увлеченные молодые люди из стран ОЭСР в возрасте от 18 до 30 лет. Youthwise был запущен в 2021 году, чтобы поделиться опытом и идеями молодых людей с ОЭСР и улучшить понимание молодежью работы Организации и разработки международной политики в более широком смысле.

Участники, отобранные для участия в Классе мудрых молодежи 2023, получат электронное письмо до конца марта 2023 года.

Узнайте больше о Youthwise

Новое видение молодежной политики

«Будущее, которого мы хотим»: послание молодежи

По инициативе итальянского председательства в ОЭСР Заседание Совета министров в июне 2022 г., ОЭСР активизировала усилия, направленные на то, чтобы молодежь и проблемы, с которыми они сталкиваются, были в центре внимания при разработке политики, в том числе придание участию молодежи первостепенной важности для обеспечения сильного и инклюзивного восстановления.

> Будущее молодежи: элементы молодежного манифеста – Youthwise (молодежный консультативный совет ОЭСР) с помощью молодежных организаций и экспертов ОЭСР впервые представили свое видение министрам ОЭСР 10 июня 2022 г.

> Создание лучших возможностей для молодежи – Рекомендация Совета ОЭСР, принятая 10 июня 2022 г. Опрос 2022 года ОЭСР для молодежи и социальных предприятий (YSE).

Около 76% респондентов заявили, что финансирование является проблемой для таких предприятий (определяемых как частная предпринимательская деятельность, направленная на достижение конкретных социальных, экологических и экономических целей, а не на получение максимальной прибыли для личной выгоды), выше, чем для любой другой категории. Шестьдесят восемь процентов респондентов назвали доступ к рынкам и институциональным структурам поддержки препятствиями, а поддержку развития бизнеса и помощь в получении необходимых знаний и навыков – также серьезными проблемами.

Поддержка социальных предприятий, возглавляемых молодежью, может улучшить перспективы трудоустройства для молодых людей, поддерживая их усилия по достижению положительных социальных результатов. Разработчики политики признают это и в настоящее время разрабатывают новые стратегии и политику для поддержки развития социальных предприятий.

Прочитать отчет

ИНТЕРВЬЮ С ФАБИАНОЙ ДАДОНЕ

Важность предоставления молодежи права голоса

«Как только разразился COVID, казалось, что все проснулись, задаваясь вопросом, что мы должны сделать для молодежи. Достаточно ли мы для них сделали? Можем ли мы сделать больше?»

Будучи министром молодежной политики Италии, Фабиана Дадоне поделилась своим мнением о том, что мы узнали из кризиса COVID-19, почему мы должны дать молодежи право голоса и как мы можем восстановить доверие.

Поделитесь видео

COVID-19 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Обеспечение для молодежи 2022

Обеспечение для молодежи: как правительства могут поставить молодежь в центр процесса восстановления содержит мнения молодежных организаций из 72 стран по их опыт через COVID-19кризис и связанные с ним действия правительства.

Он дает представление обо всех общедоступных национальных планах реагирования и восстановления в странах ОЭСР.

Читать газету

Безработица среди молодежи

Хорошая работа, если вы можете ее получить

Привлечение молодых людей на рынок труда является вопросом личного роста и развития, а также экономического роста и социальной сплоченности.

Всплеск безработицы из-за блокировки экономики во время COVID-19Пандемия подчеркивает несоответствие результатов по возрастным группам: удар, нанесенный по 15–24-летним, был намного сильнее, чем по старшим возрастным группам. В результате пагубные последствия для молодых людей подрывают личное благополучие и снижают производственный потенциал экономики, что подчеркивает необходимость инвестировать в молодежь для создания качественных рабочих мест и укрепления уверенности в своих будущих перспективах.

Как правительства и политики могут сделать больше, чтобы помочь?

Подробнее: Безработица среди молодежи по странам

Молодежь и ОЭСР

Youthwise 2022

Последствия COVID-19 ускорили решение ранее существовавших проблем для молодежи, и для их решения потребуются совместные усилия различных секторов, заинтересованных сторон и поколений.

Вот почему ОЭСР создала Youthwise, молодежный консультативный совет, состоящий из выдающихся молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, которые делятся своими взглядами и идеями с ОЭСР.

Explore: Youthwise в действии

Члены парламента моложе 40 лет

Вечно молодые

Среди населения избирательного возраста в странах ОЭСР 34% населения в возрасте от 20 до 39 лет. Для сравнения, 22% членов парламента (депутатов) в возрасте до 40 (с 36% в Норвегии до 8% во Франции).

Участие молодежи в государственных учреждениях помогает гарантировать, что общественные решения учитывают множество мнений, что поддерживает подотчетность политических решений, одновременно способствуя большей реакции общественности на потребности и предпочтения всех граждан. И это может помочь укрепить общественное доверие.

Исследовать: Представительство молодежи в политике

Влияние COVID-19 на молодежь

Психическое здоровье и молодежь

Свободное падение

Молодые люди сообщают о гораздо более высоких уровнях тревоги и депрессии с момента начала COVID -19 пандемии по сравнению с общим взрослым населением. Это расширило существующие различия.

Данные за июль 2021 года указывают на то, что 44,8% молодых людей сообщают о симптомах тревоги в США по сравнению с 27% среди всех взрослых, а 38,6% сообщают о депрессии по сравнению с 22,1% взрослых. Более ранние данные ОЭСР (март 2021 г.) показали, что молодые люди на 30-80% чаще сообщают о симптомах депрессии или тревоги в Бельгии, Франции и США.

Дополнительные данные и анализ для выявления молодых подгрупп, таких как женщины, ЛГБТИ+ и лица из более низкого социально-экономического положения, которым может потребоваться дополнительная поддержка, потребуются для более целенаправленного использования дополнительных ресурсов в области психического здоровья. Навыки для будущего .


COVID-19 и психическое здоровье молодежи

Под давлением

Дистанцирование и одиночество являются факторами риска развития психических заболеваний. Шунта Такино из ОЭСР исследует, как правительства могут оказать дополнительную поддержку.


Занятость молодежи

Мы можем это решить

Молодые люди сталкиваются с уникальными проблемами при переходе в мир труда. Стефан Карсильо из ОЭСР объясняет, как политики могут помочь.


Меры молодежной политики

Межпоколенческое неравенство

Молодежь и COVID-19: ответные меры, восстановление и устойчивость

Мнение

Приоритизация психического здоровья молодежи

> Как мы можем восполнить пробел в психическом здоровье учащихся?

Кадри Туйск

Основатель и генеральный директор Clanbeat

От школы к работе

> Помощь молодым людям с особыми потребностями в переходе на рынок труда

Майя Зовко Стела , Мойца Арх и Татьяна Долиншек

Координаторы проектов, Молодежный переходный проект, Словения

Перспективы для молодежи

> Можем ли мы избежать шрама?

Флавия Колоннезе

Менеджер по политике и защите интересов

Европейский молодежный форум

Кризис возможностей

> Молодежь — наше будущее: давайте поможем им сделать его ярким

Muriel Pénicaud

Посол Франции в ОЭСР

Дополнительные ресурсы для молодежи

Заявление TUAC о молодежи 2021

Профсоюзный консультативный комитет (TUAC) в отношении своей политики OECD производителей в преддверии заседания Совета министров в октябре.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts