ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Принципыобщепсихологического анализа Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1990 ББК 88 А 90 Печатается по постановлениюРедакционно-издательского советаМосковского университетаРецензенты: Кафедра логики и психологии Тартуского государственного университета; доктор философских наук И. С. Кон Асмолов А. Г. А 90 Психология личности: Учебник.—М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с. ISBN 5—211—00221—0. В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в истории природы и общества. С привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни. Особо рассматриваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора — использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением. 0303020000 (4309000000) —175 А ——————————— 27—89 ББК 88 077(02)—90 Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы — борьба личности против своего духовного разрушения. Это борьба никогда не прекращается. А. Н. ЛеонтьевЗадача любого учебника заключается в том, чтобы «остановить мгновение» и отразить современное состояние той или иной области научного знания, т. е. обобщить основные факты, закономерности, категории и методы, раскрывающие предмет научной дисциплины. Так обстоит дело в науках, которые уже миновали период своего становления и достигли эпохи научной зрелости. В психологии, возраст жизни которой как самостоятельной науки исчисляется не веками, а десятилетиями, положение дел складывается по-иному. «Исторически состояние нашей науки таково, — писал в свое время Л. С. Выготский, — что… существует много психологии, но не существует единой психологии. Мы могли бы сказать, что потому и возникает много психологии, что нет общей, единой психологии. Это значит, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое новое фактическое открытие в любой области психологии, выходящее за пределы простого накопления фактов, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию — одну из многих психологии»Изложение представлений о психологии личности как целостной единой системе знаний — центральная задача настоящего учебника. При решении этой задачи не следует смешивать целостность представлений о предмете науки с беспроблемностью, а получение знаний о предмете психологии личности — с вручением набора рецептов для ответа на самые разнообразные и неожиданные вопросы, которые может поставить перед будущим профессиональным психологом жизнь. Изложить представления о предмете психологии личности, обойдя все острые утлы, — это значит исказить существующее в психологии личности положение вещей и невольно заложить основы для формирования у будущего психолога чувства беспомощности, когда за стенами университетов неумолимая практика внесет свои коррективы в его образ психологической науки. Именно поэтому освещение любого вопроса в учебнике начинается с выделения тех проблем, которые часто еще только ждут своего решения, а обсуждение этих проблем строится как диалог, который будущий специалист может продолжить в своей профессиональной работе. По массиву эмпирических фактов, каскаду разнообразных экспериментов, очереди спешащих сменить друг друга теорий психология личности в конце XX в, потеснила другие отрасли психологической науки. Темп развития психологии личности станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности — проблему «Я», Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перешло за тысячу. Одно за другим за рубежом выходят многотомные издания по психологии личности, особенно учебники, посвященные изложению многочисленных теорий личности. Однако попытка изложить набор фактов, методов и теорий бессмысленна вовсе не только потому, что их объем непомерно велик. Дело заключается в другом. Логика преподавания любой науки, в том числе и психологии, во времена информационного перенасыщения не должна основываться на бесконечном расширении объема изучаемого материала. Учебник не информирует о многочисленных явлениях, методах и концепциях психологии личности, а знакомит студентов с основными принципами, исходными пунктами изучения психологии личности, т. е. учит студентов учиться, — так сегодня ставится вопрос о логике преподавания психологии. Вместе с тем опасно впасть и в другую крайность — крайность скольжения по верхам, незнания истории своей науки, отсутствия бережного и уважительного отношения к добытым в науке фактам. В курсе «Психология личности» надежной гарантией против незнания истории науки служит сочетание издания учебников с изданием хрестоматий, в которых представлены оригинальные концепции и теории, изложенные самими создателями. Так, изданы такие хрестоматии, как «Психология личности» / Под ред. Ю. С. Гиппенрейтер, В. Я. Романова (1982), «Психология индивидуальных различий» / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея (1982), благодаря которым студенты имеют возможность познакомиться с многими первоисточниками по психологии личности. Важным подспорьем являются также монографии Б. В. Зейгарник «Теория личности К. Левина» (1981) и «Теории личности в зарубежной психологии» (1984), кратко излагающие основные концепции в зарубежной психологии личности.В качестве основания для интеграции разрозненных эмпирических фактов и течений в учебнике выступает историко-эволюционный подход к изучению личности, который задает общую стратегию для освещения вопросов о соотношении биологического и социального в личности, мотивации развития личности, механизмов регуляции социального поведения личности, творчества индивидуальности, характера и способностей. Этот подход помогает будущим специалистам увидеть ограниченность распространенных в психологии мифов, в соответствии с которыми развитие личности выводится из механического взаимодействия двух факторов — наследственности и социальной среды; целями жизни личности считаются стремление к равновесию и выживанию, а структура личности мыслится как коллекция индивидуальных черт. Каталог: docs docs -> Агрессивное поведение детей и подростков docs -> Лекция для специалистов доу и родителей «Профилактика агрессивного поведения дошкольников» docs -> Консультация для родителей: «Если ваш ребенок дерется…» в группе раннего возраста Скачать 1.65 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психология личности — Движущие силы психического развития человека
« Предыдущий вопрос
Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по психологии личности.
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Достаточно скачать шпаргалки по психологии личности — и никакой экзамен вам не страшен!
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Закономерности психического развития личности
В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития. Так, при любых,
Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.
Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального положения в коллективе – с другой; противоречие между потребностью участвовать в коллективе; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.
Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.
Психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, развитие не есть процесс только количественных изменений, свойств и качеств. Психическое развитие не сводится также и к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и так далее, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований» (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).
Природа против воспитания: как развивается наша личность?
В психологии личности всегда велись давние споры о развитии личности. Люди действуют, ведут себя и взаимодействуют так, как мы, из-за природы, такой как наши гены, унаследованные от наших родителей, или воспитания, такого как наши факторы окружающей среды, культура, религия или детские взаимодействия?
О личности и ее значении
Личность является ключевой частью каждого из нас, она определяет наше настроение, наше поведение, то, как мы взаимодействуем друг с другом, и решения, которые мы принимаем. По сути, наши личности делают нас такими, какие мы есть. Вот почему крайне важно изучить, обусловлена ли личность человека нашими предками, средой, в которой мы выросли, а возможно, даже тем и другим.
Исследования показали, что личность меняется и адаптируется на протяжении всей нашей жизни, но причины этого до сих пор обсуждаются. Может быть, наше влияние окружающей среды постоянно изменяет и адаптирует нас? Или, может быть, наша генетика влияет на то, когда и как происходит изменение черт личности?
Природа против Воспитания: бесконечная битва
Сколько раз вы слышали поговорку «о, она определенно дочь своей матери!» или «как отец, так и сын» — возможно, это потому, что 50% вашей ДНК исходит от каждого из ваших родителей, и это унаследованное генетическое строение может повлиять на вашу личность.
Если бы наша личность и поведение находились под влиянием исключительно природы, то мы бы унаследовали от наших предков гены, влияющие на формирование нашей личности. Точно так же, как мы унаследовали физические факторы, такие как цвет глаз или волос, от предыдущих поколений, мы также можем унаследовать наши внутренние побуждения и стимулы, влияющие на наше поведение.
Все гены одного вида одинаковы — ДНК ваших генов, скорее всего, на 99,9% похожа на мою. Это позволяет использовать для развития личностных качеств, которые приходят к нам естественным образом. Тем не менее, некоторые из нас лучше, чем другие. У всех нас есть инстинкты, чтобы учить язык и ходить — почему у некоторых из нас это получается лучше, чем у других?
«Теории биологической личности предполагают, что личностные различия частично основаны на индивидуальных различиях в структуре и системах центральной нервной системы, таких как генетика, гормоны и нейромедиаторы». как наше тело регулирует их.
Исследования близнецов и приемных детей показали, что наша генетическая структура оказывает более сильное влияние на нашу личность, чем воспитание детей, что подтверждает «природную» сторону аргумента. Также было обнаружено что все черты, которые мы наследуем, включая личностные черты, во многом зависят от нашей генетики и биологии, что еще раз подтверждает аргумент природы.
Другие, возможно, менее научные теории предполагают, что личность определяется нашими недавними предками. Меня не удивит, если вы слышали о «психодинамической теории и терапии» или термине «бессознательное», и меня также удивит, если вы не слышали ни о каких других психодинамических теоретиках, кроме пресловутого Зигмунда Фрейда.
Один из коллег Фрейда, Карл Юнг полагал, что наше бессознательное, которое, как утверждает психодинамическая теория, управляет нашим поведением, взаимодействиями и, следовательно, формирует фундаментальную часть нашей личности, частично состоит из воспоминаний наших предков, которые затем влияют на нашу личность и поведение.
В целом идея о том, что личность человека обусловлена его генетическим строением, вполне правдоподобна. Часто дети, которые расслаблены и «покладисты», становятся взрослыми, такими же спокойными и покладистыми. Точно так же младенцы, как и я, которые рождаются кричащими и проводят большую часть своих младенческих лет, закатывая истерики, как правило, вырастают и становятся королевами драмы в мире. Таким образом, существует высокая вероятность того, что наша личность и когнитивное развитие на самом деле зависят от нашей генетики.
Однако, когда мы утверждаем, что наши личности формируются нашей генетикой, возникает вопрос о неподконтрольном нам факторе. Если наши личности действительно обусловлены нашей генетикой, то можем ли мы нести ответственность за все, что мы когда-либо делали? Или это наши великие, великие, великие, великие, великие ошибки прадедов? Итак, важно учитывать противодействующий фактор – наше окружение.
Окружающая среда играет решающую роль в нашей жизни; некоторые люди богаты, некоторые люди бедны. Некоторые люди выросли в Кенсингтоне, в то время как другие — в сельских городках за много миль от любых быстроразвивающихся городов. У некоторых людей есть четыре сестры, а у других вообще нет братьев и сестер. Кому-то это легко, а кому-то нет. Но действительно ли это влияет на нашу личность и наше последующее поведение?
Аргумент окружающей среды
Часто утверждают, что на нашу личность в большей степени влияет окружающая среда, чем наша генетика. Большая часть нашей личности основана на адаптации наших способностей, когнитивных способностей и социальных интересов. Этой приспособляемости, которая формирует и формирует нас, можно научиться только во взаимодействии с окружающей средой.
Подумайте о детях, над которыми издеваются. Часто предполагалось, что дети вырастают интровертами мира — они боятся человеческого взаимодействия из-за опыта, который у них был с другими детьми, когда они были моложе. Этот случай показывает, как опыт раннего детства может иметь прямое влияние на личность ребенка, его моральное развитие и отношения со сверстниками с течением времени.
Исследования показали, что личность определяется культурным развитием и взаимодействием с другими людьми и окружающей средой в детстве. Точно так же данные исследований, которые показали, что на детей, выросших в приемных семьях, больше повлияло воспитание детей их приемными родителями, чем их генетика, показывая, как воспитание влияет на развитие ребенка.
Поскольку я использовал приведенный выше пример психодинамической терапии, я буду использовать противоречивую теорию, чтобы аргументировать противоположную точку зрения. Фрейд, отец психодинамической теории, утверждал, что наше коллективное бессознательное, которое, как я сказал выше, определяет наше поведение и личность, находится под влиянием и развивается в результате нашего детского опыта и взаимодействий. Эта теория, хотя и имеет мало эмпирических доказательств, до сих пор пользуется уважением и является ключевым моментом психодинамической терапии.
Наконец, если у вас есть братья и сестры, ваш порядок рождения мог повлиять на вашу личность. Альфред Адлер, известный психолог, описал, как старший ребенок чувствует превосходство и силу, средний ребенок склонен к соперничеству, а младший зависит от других в удовлетворении эмоциональных и базовых потребностей. Также было замечено, что порядок рождения вызывает определенный комплекс неполноценности, если вы рождаетесь позже, чем ваши братья и сестры.
Итак, ребенок рождается в ситуации, которая заставляет его реагировать так, как описано в стереотипах порядка рождения, и поэтому окружающая среда повлияла на нашу личность. В какой-то степени он может даже влиять на определенные расстройства личности и защитные механизмы на более позднем этапе жизни. Однако было найдено мало научных доказательств, подтверждающих эту теорию, так что, возможно, личность обусловлена генетикой.
В целом, многие психологи начинают принимать точку зрения, согласно которой все аспекты человека находятся под влиянием природы и воспитания. Да, наша генетика передается по наследству, но предполагается, что она не определяет наше поведение.
Наша личность и люди в целом слишком сложны, чтобы их можно было свести к одной конкретной причине, и на нас будут влиять многие аспекты нас самих и нашего окружения. Мы слишком сложны, чтобы быть друг другом.
Некоторые другие теории, на которые следует обратить внимание, если вы хотите понять развитие личности, включают:
Стадии психосексуального развития Фрейда (психосексуальные стадии включают оральную стадию, анальную стадию, фаллическую стадию, латентную стадию и генитальную стадию)
Если вы хотите узнайте свой тип личности с помощью тестов, тогда я написал очень полный список лучших тестов личности, которые вы найдете полезными.
Миф о развитии личности на протяжении всей жизни
Немецкий термин для обозначения развития Entwicklung вызывает образ цветка, медленно раскрывающего свои лепестки. Этот процесс имеет начало и конец. В какой-то момент цветок полностью раскрывается. Точно так же человеческое развитие начинается с зачатия и обычно заканчивается, когда человек становится взрослым. Неудивительно, что психология развития изначально ориентировалась на первые два десятилетия жизни человека.
В какой-то момент психологи развития также начали изучать влияние возраста на конец жизни. Здесь основное внимание уделялось успешному старению в условиях биологического упадка. Представление о развитии в начале жизни и упадке в конце жизни согласуется с наблюдаемым в природе круговоротом жизни.
В отличие от круговой концепции жизни, некоторые психологи развития предполагают, что некоторые психологические процессы продолжают развиваться на протяжении всей взрослой жизни. Идея развития или роста на протяжении всей жизни наиболее логична для психологических процессов, зависящих от обучения. В течение жизни человек приобретает знания и навыки. Хотя практика или ее отсутствие могут повлиять на производительность, люди с большим опытом могут опираться на свой прошлый опыт.
Личностные психологи расходятся во взглядах на развитие личности. Некоторые предполагают, что личность похожа на многие другие биологические черты. Они развиваются в детстве, когда мозг устанавливает связи. Однако, когда этот процесс завершен, личность остается достаточно стабильной. Более того, новый опыт может по-прежнему изменять нейронные паттерны и личность, но эти изменения будут идиосинкразическими и различаться от человека к человеку. Эти теории не предсказывают равномерного усиления некоторых черт личности во взрослом возрасте.
Альтернативная точка зрения состоит в том, что мы можем различать незрелые и зрелые личности и что личность меняется в направлении полностью зрелой личности, сродни полностью распустившемуся цветку. Более того, этот процесс развития или созревания личности не заканчивается в конце детства. Скорее, это пожизненный процесс, который продолжается на протяжении всей взрослой жизни. Соответственно, по мере взросления личность становится более зрелой.
Что такое зрелая личность?
Понятие развития личности во взрослом возрасте подразумевает, что некоторые черты личности более зрелые, чем другие. В конце концов, процессы развития имеют конечную цель, а конечной целью является зрелое состояние бытия.
Однако трудно совместить концепции личности и развития, потому что индивидуальность подразумевает вариации у разных людей, точно так же, как у разных типов цветов есть вариации с точки зрения количества, формы и цвета лепестков. Должны ли мы сказать, что цветок с большим количеством лепестков — лучший цветок? Какая форма или цвет лучше отражали бы цветок? Ответ заключается в том, что оптимального цветения не существует. Все соцветия являются зрелыми, когда они полностью развернуты, но это зрелое состояние может выглядеть по-разному для разных цветов.
Некоторые психологи личности на самом деле не решили эту проблему, а скорее использовали понятие развития личности как ярлык для любых изменений личности, независимо от направления. «Термин «развитие личности», используемый в этой статье, не имеет отношения к направлению
изменений. Это означает, что развитие личности не обязательно является положительным изменением вследствие функциональной адаптации, роста или созревания» (Specht et al. , 2014, стр. 217). Хотя раздражает, что исследователи могут ложно использовать термин «развитие», когда они имеют в виду изменение, это освобождает исследователей от конкретизации эволюционной теории развития личности.
Однако другие более серьезно относятся к понятию зрелой личности (например, Hogan & Roberts, 2004, см. также Specht et al., 2014). Соответственно, «зрелый человек с точки зрения наблюдателя будет приятным (поддерживающим и теплым), эмоционально стабильным (последовательным и позитивным) и добросовестным (выполняющим обязательства и играющим по правилам)» (Hogan & Roberts, 2008, стр. 9). . Согласно этой концепции зрелой личности, целью развития личности является достижение низкого уровня невротизма и высокого уровня доброжелательности и добросовестности.
Еще одна проблема для теорий развития личности заключается в существовании вариаций зрелых черт во взрослом возрасте. Если покладистость, добросовестность и эмоциональная стабильность так полезны во взрослой жизни, непонятно, почему некоторые люди биологически предрасположены к низкому уровню этих качеств. Основное объяснение изменчивости признаков заключается в том, что существуют компромиссы и что ни одна из крайностей не является оптимальной. Например, излишняя добросовестность может привести к чрезмерно регулируемому поведению, которое не адаптируется к изменениям в жизни, а излишняя покладистость делает людей уязвимыми для эксплуатации. Напротив, теории развития подразумевают, что люди с высоким уровнем невротизма и низким уровнем покладистости или добросовестности не полностью развиты и должны были бы объяснить, почему некоторые люди достигают зрелости.
Процессы развития также обычно имеют определенное время для завершения процесса. Например, цветы распускаются в определенное время года, оптимальное для опыления. У людей половое развитие завершается к концу подросткового возраста, чтобы обеспечить возможность размножения. Итак, резонно спросить, почему развитие личности не должно также иметь нормальное время завершения. Если для того, чтобы взять на себя задачи взрослого, включая рождение детей и заботу о них, требуется зрелость, этот процесс должен быть завершен в раннем взрослом возрасте, чтобы эти черты полностью развились, когда они понадобятся. Поэтому было бы разумно предположить, что большая часть развития завершается к 20 годам или, по крайней мере, к 30 годам, как это предлагают Коста и Маккрей (ср. Specht et al., 2014). Непонятно, почему созревание все еще происходит в среднем или пожилом возрасте.
Одним из возможных объяснений позднего развития может быть задержка или «задержка» развития у некоторых людей. Возможно, некоторые факторы окружающей среды препятствуют нормальному процессу развития, но причинные силы сохраняются и все еще могут вызывать нормативные изменения позже во взрослом возрасте. Другая возможность состоит в том, что развитие личности запускается событиями окружающей среды. Возможно, рождение детей или вступление в брак — это жизненные события, которые запускают развитие личности точно так же, как уровень тестостерона у мужчин снижается, когда они вступают в длительные отношения и заводят детей.
Короче говоря, теория развития на протяжении всей жизни сталкивается с некоторыми теоретическими трудностями, и возможны альтернативные прогнозы личности во взрослом возрасте.
Эмпирические утверждения
Wrzus and Roberts (2017) утверждают, что доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность повышаются от юного до среднего возраста, цитируя Roberts et al. (2006), Робертс и Мрочек (2008) и Лукас и Доннеллан (2011). Они также предполагают, что эти изменения происходят одновременно с жизненными переходами, ссылаясь на Блейдорна (2012, 2015), Ле Доннеллана и Конгера (2014), Лоди Смита и Робертса (2012), Шпехта, Эглоффа и Шмукле (2011) и Циммермана и Найера. (2013). Причинная роль жизненных событий подразумевается утверждением, что средние уровни признаков снижаются в пожилом возрасте (Berg & Johansson, 2014; Kandler, Kornadt, Hagemeyer, & Neyer, 2015; Lucas & Donnellan, 2011; Mottus, Johnson, Starr). и Нейер, 2012). Сосредоточив внимание на опыте работы, Ассельманн и Шпехт (2020) предполагают, что добросовестность возрастает, когда люди выходят на работу, и снова снижается при выходе на пенсию.
В недавней обзорной статье Косты, МакКрэя и Локкенхоффа (2019) также предполагается, что невротизм снижается, а доброжелательность и добросовестность увеличиваются в течение взрослой жизни. Однако они также отмечают, что эти возрастные тенденции «скромны». Они предполагают, что черты меняются примерно на один Т-показатель за десятилетие, что представляет собой стандартизированную среднюю разницу менее 0,2 стандартных отклонения за десятилетие. Однако этот размер эффекта подразумевает, что изменения могут достигать 1 стандартного отклонения в возрасте от 20 до 70 лет9.0003
Совсем недавно Graham et al. (2020) резюмировали литературу, утверждая, что «в период взросления и среднего возраста доброжелательность, добросовестность, открытость и экстраверсия имеют тенденцию к увеличению, а невротизм имеет тенденцию к уменьшению» (стр. 303). Однако, когда они провели комплексный анализ 16 лонгитюдных исследований, результаты оказались совсем другими. Самое главное, приятность не увеличилась. Комбинированный эффект был b = 0,02 с 95% ДИ, который включал ноль, b = от -0,02 до 0,07. Несмотря на отсутствие доказательств того, что уступчивость увеличивается с возрастом во взрослой жизни, авторы «предварительно предполагают, что уступчивость может увеличиваться с течением времени» (стр. 312).
Результаты для добросовестности еще более разрушительны для теории взросления. Здесь большинство наборов данных показывают снижение сознательности, а средний размер эффекта статистически значим, b = -0,05, 95% ДИ = от -0,09 до -0,02. Однако размер эффекта невелик, что позволяет предположить отсутствие заметной возрастной тенденции в добросовестности.
Единственной чертой, которая показала предсказанную возрастную тенденцию, был невротизм, но размер эффекта снова был небольшим, а верхняя граница 95% ДИ была близка к нулю, b = -0,05, 95% ДИ = от -,09 до -,01.
Таким образом, недавние данные нескольких лонгитюдных исследований ставят под сомнение утверждение о том, что личность развивается во взрослом возрасте. Однако лонгитюдные исследования часто ограничиваются довольно короткими временными интервалами от нескольких лет до одного десятилетия. Если размеры эффекта за одно десятилетие невелики, его можно легко замаскировать артефактами метода (Costa et al., 2019). Хотя перекрестные исследования имеют свою собственную проблему, они имеют то преимущество, что гораздо легче охватить весь возрастной диапазон взрослой жизни. Ключевая проблема перекрестных исследований заключается в том, что возрастные эффекты можно спутать с когортными эффектами. Однако при наличии нескольких поперечных исследований, проведенных в разные годы, можно разделить когортные эффекты и возрастные эффекты. (Фосс и Виншип, 2019 г.).
Прогнозы модели
Модель зрелости также делает некоторые прогнозы возрастных тенденций для других конструкций. Один из прогнозов состоит в том, что благополучие должно повышаться по мере того, как личность становится более зрелой, поскольку многочисленные метаанализы показывают, что эмоциональная стабильность, доброжелательность и добросовестность предсказывают более высокое благополучие (Anglim et al., 2020). При этом фальсификация этого прогноза не делает модель зрелости недействительной. Возможно, что другие факторы снижают благополучие в среднем возрасте или что более высокая зрелость не приводит к более высокому благополучию. Однако, если модель зрелости правильно предсказывает влияние возраста на благополучие, это укрепит модель. Поэтому я проверил влияние возраста на благополучие и проверил, объясняются ли они развитием личности.
Статистический анализ
Фосс и Уиншип (2019) отметили, что «несмотря на существование сотен, если не тысяч статей и десятков книг, нет единого мнения о том, как адекватно анализировать данные о возрасте, периоде и когорте» ( стр. 468). Это относится и к исследованиям развития личности. Многие из этих исследований не принимают во внимание когортные эффекты или игнорируют несоответствия между поперечными и лонгитюдными результатами.
Фосс и Уиншип отмечают, что проблема идентификации возникает, когда эффекты когорты, периода и возраста являются линейными, но не в том случае, если тренды имеют различное распределение. Например, если возрастные эффекты нелинейны, можно различать линейные когортные эффекты, линейные эффекты периода и нелинейные возрастные эффекты. Поскольку ожидается, что взросление будет оказывать более сильное влияние в раннем взрослом возрасте, чем в среднем, и может фактически показать снижение в более старшем возрасте, вполне правдоподобно ожидать нелинейного возрастного эффекта. Таким образом, я изучил возрастные эффекты в Немецкой социально-экономической панели, используя статистическую модель, которая исследует нелинейные возрастные эффекты, контролируя линейные когортные и линейные эффекты периода.
Кроме того, я включил показатели семейного положения и рабочего статуса, чтобы проверить, объясняются ли эффекты возраста хотя бы частично этим жизненным опытом. Включение этих показателей также может помочь в идентификации модели (Fosse & Winship, 2019). Например, работа и брак имеют хорошо известные возрастные эффекты. Таким образом, любые возрастные эффекты на личность, опосредованные возрастом, легко отличить от когортных или периодических эффектов.
Измерение личности
Другим ограничением многих предыдущих исследований является использование суммы баллов в качестве меры личностных качеств. Хорошо известно, что на эти суммарные оценки влияют стили ответа (Anusic et al., 2009).). Более того, на суммарные баллы влияют конкретные элементы, которые были выбраны для измерения черт «большой пятерки», и конкретные элементы могут иметь свои возрастные эффекты (Costa et al., 2019; Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). Используя подход со скрытыми переменными, можно скорректировать случайные и систематические ошибки измерения и влияние возраста на отдельные элементы. Поэтому я использовал модель измерения личности, которая корректирует склонность к согласию и ореолу (Anusic et al., 2009). Спецификацию модели и подробные результаты можно найти на OSF (https://osf.io/vpcfd/).
Модель, предполагающая только влияние возраста, не соответствовала данным, а также модель, которая также учитывала эффекты когорты и периода, chi2(df = 211) = 6651, CFI = 0,974, RMSEA = 0,021 по сравнению с chi2( df = 201) = 5866, CFI = 0,977, RMSEA = 0,020 соответственно. Это открытие показывает, что возрастные эффекты смешиваются с другими эффектами в моделях, которые не определяют влияние когорты или периода.
На рис. 1 показано влияние возраста на признаки Большой пятерки.
Результаты не поддерживают модель созревания. Самый противоречивый вывод — сильное негативное влияние возраста на приятность. Однако другие черты также не демонстрировали непрерывной тенденции на протяжении всей взрослой жизни. Добросовестность увеличивалась с 17 до 35 лет, но впоследствии оставалась неизменной, в то время как Открытость немного снижалась до 30 лет, а затем постоянно увеличивалась.
Чтобы проверить надежность этих результатов, я провел анализ чувствительности с различными элементами управления. Результаты для приятности показаны на рисунке 2.
Все модели показывают тенденцию к снижению, но размеры эффекта различаются. Отсутствие контроля, контроль либо когортных эффектов, либо временных эффектов приводит к уменьшению возрастной тенденции, но размер эффекта невелик, поскольку большинство показателей отклоняются менее чем на 0,2 стандартных отклонения от среднего (т. Е. Ноль). Однако контроль времени и когортных эффектов приводит к сильному уменьшению, наблюдаемому на рисунке 1. Контроль смещения гало дает лишь небольшую разницу. Возможно, что модель, которая корректирует когортные и временные эффекты, дает чрезмерную коррекцию, потому что трудно различить возрастные и временные эффекты. Однако ни один из этих результатов не согласуется с предсказаниями модели взросления о том, что покладистость увеличивается на протяжении взрослой жизни.
На рис. 3 более подробно рассматривается невротизм. В отличие от модели созревания, большинство моделей демонстрируют слабое усиление невротизма. Единственная модель, показывающая слабое снижение, контролирует только когортные эффекты. Одно из возможных объяснений этого вывода состоит в том, что трудно провести различие между нелинейным и линейным возрастными эффектами и что отрицательный временной эффект на самом деле является возрастным эффектом. Даже если бы это было правдой, размер эффекта возраста невелик.
Результаты для добросовестности наиболее согласуются с гипотезой созревания. Все модели показывают значительное увеличение в возрасте от 17 до 20 лет и по-прежнему значительное увеличение в возрасте от 20 до 35 лет. На этом этапе уровни добросовестности остаются довольно стабильными или снижаются в модели, учитывающей только когортные эффекты. Хотя эти результаты наиболее согласуются с моделью взросления, они не подтверждают предсказание непрерывного процесса на протяжении всей взрослой жизни. Увеличение ограничивается ранним взрослением и сильнее в начале взрослой жизни, что согласуется с биологическими моделями развития (Costa et al., 2019).).
Хотя это и не центральное место в модели взросления, я также исследовал влияние контроля на возрастные эффекты Экстраверсии и Открытости.
Экстраверсия показывает очень небольшое увеличение с течением времени в модели без элементов управления и модели, которая контролирует только эффекты периода (времени). Однако эта тенденция становится отрицательной в моделях, учитывающих когортные эффекты. Однако все размеры эффектов малы.
Открытость показывает разные результаты для моделей, которые учитывают когортные эффекты или нет. Без учета когортных эффектов открытость снижается. Однако с учетом когортных эффектов открытость остается относительно неизменной до 30 лет, а затем постепенно увеличивается. Эти результаты предполагают, что предыдущие поперечные исследования могли ошибочно интерпретировать когортные эффекты как возрастные эффекты и что открытость не снижается с возрастом.
Работа и брак как посредники
Психологи-личностные психологи сосредоточились на двух теориях, объясняющих рост сознательности в раннем взрослом возрасте. Некоторые личностные психологи предполагают, что это отражает конечную стадию биологического процесса, который усиливает саморегуляцию в детстве и подростковом возрасте (Costa & McCrae, 2006; Costa et al., 2019). Предполагается, что этот процесс завершается к 30 годам. Настоящие результаты предполагают, что это может произойти немного позже, в возрасте 35 лет. Альтернативная теория заключается в том, что социальные роли влияют на личность (Roberts, Wood, & Smith, 2005). Ключевой прогноз теории социальных инвестиций заключается в том, что развитие личности происходит, когда взрослые берут на себя важные социальные роли, такие как работа на полную ставку, вступление в долгосрочные романтические отношения (брак) или воспитание детей.
SOEP позволяет проверить теорию социальных инвестиций, поскольку включает вопросы о работе и семейном положении. Большинство молодых людей начинают работать полный рабочий день в возрасте 20 лет, что позволяет предположить, что опыт работы может привести к повышению сознательности в этот период. В Германии брак заключается позже, когда людям за 30. Таким образом, брак представляет собой особенно интересную проверку теории социальных инвестиций, поскольку брак возникает, когда биологическое созревание в основном завершено.
На рис. 7 показано влияние возраста на рабочий статус. Возрастной эффект отчетливо виден для всех моделей и лишь в незначительной степени зависит от учета когортных или временных эффектов.
На рис. 8 показана цифра семейного положения с совместно проживающими участниками, которые считаются состоящими в браке. Цифра подтверждает, что большинство немцев вступают в длительные отношения в возрасте 30 лет.
Чтобы изучить вклад работы и брака в развитие добросовестности, я включил брак и работу в качестве предикторов добросовестности. В этой модели влияние возраста на добросовестность можно разложить на (а) влияние, опосредованное работой (возраст -> работа -> С), (б) влияние, опосредованное браком (возраст -> замужем -> С) и влияние возраста, опосредованное неизмеряемыми переменными (например, биологическими процессами). Результаты аналогичны для различных моделей, и я представляю результаты для модели, учитывающей когортные и временные эффекты.
Результаты не показывают влияния брака; то есть размер эффекта косвенного эффекта близок к нулю, но и работа, и неизмеренные медиаторы вносят свой вклад в общий возрастной эффект. Неизмеренные медиаторы производят ступенчатое увеличение в начале 20-х годов. Этот вывод согласуется с гипотезой биологического созревания. Более того, неизмеряемые медиаторы вызывают постепенное снижение в течение жизни с неожиданным всплеском в конце. Эта траектория может быть признаком когнитивного снижения. Эффект работы возрастает гораздо более постепенно и согласуется с теорией социальной роли. Соответственно, снижение сознательности после 55 лет связано с выходом на пенсию. Негативное влияние выхода на пенсию на сознательность поднимает некоторые интересные теоретические вопросы об определении личности. Действительно ли выход на пенсию меняет личность или просто меняет ситуационные факторы, влияющие на сознательное поведение? Чтобы разделить эти гипотезы, было бы важно изучить поведение вне работы, но мера черты, которая использовалась в этом исследовании, не дает информации о согласованности поведения в разных ситуациях.
Ключевым выводом является то, что данные согласуются с двумя теориями, которые часто рассматриваются как взаимоисключающие и конкурирующие гипотезы. Настоящие результаты показывают, что биологические процессы и социальные роли способствуют развитию сознательности в раннем взрослом возрасте. Однако нет никаких доказательств того, что этот процесс продолжается в среднем или позднем взрослом возрасте, и ролевые эффекты, как правило, исчезают, как только люди выходят на пенсию.
Развитие личности и благополучие
Один взгляд на личность предполагает, что изменчивость личности — это нормально, и что ни одна черта личности не лучше другой. Напротив, модель взросления предполагает, что некоторые черты более желательны, хотя бы потому, что они способствуют выполнению ролей во взрослой жизни, таких как работа или поддержание отношений (McCrea & Costa, 1991). Соответственно, более зрелые особи должны иметь более высокое благосостояние. Хотя мета-анализы предполагают, что это так, они часто не контролируют предвзятость оценок. Если принять во внимание предвзятость оценок, положительные эффекты доброжелательности и добросовестности не всегда обнаруживаются и невелики (Schimmack, Schupp, & Wagner, 2008; Schimmack & Kim, 2020).
Еще одна проблема теории взросления заключается в том, что благополучие имеет тенденцию снижаться от раннего к среднему взрослому возрасту, когда взросление должно приносить пользу. Однако возможно, что это ухудшение самочувствия объясняется другими факторами, а взросление смягчает эти негативные эффекты. Чтобы проверить эту гипотезу, я добавил в модель удовлетворенность жизнью и исследовал медиаторы влияния возраста на удовлетворенность жизнью.
Проверка прямой связи черт личности и удовлетворенности жизнью подтвердила, что на оценки удовлетворенности жизнью наиболее сильно влияет невротизм, b = -0,37, se = 0,01. Стили ответов также оказали заметное влияние; гало b = 0,15, se = 0,01, согласие, b = 0,19, сэ = 0,01. Влияние остальных черт Большой пятерки было слабым: E b = 0,078, se = 0,01, A = 0,07, se = 0,01, C = 0,02, se = 0,005, O = 0,07, se = . 01. Слабое влияние добросовестности делает маловероятным, что влияние возраста на добросовестность влияет на влияние возраста на удовлетворенность жизнью.
На следующем рисунке показано влияние возраста на удовлетворенность жизнью. Общий эффект довольно плоский и показывает только увеличение в 60-х годах.
За наиболее стабильным уровнем удовлетворенности жизнью скрываются две противоположные тенденции. По мере того, как люди выходят на рынок труда и вступают в брак, удовлетворенность жизнью на самом деле возрастает. Положительная траектория работы меняется на противоположную, когда люди выходят на пенсию, в то время как положительный эффект брака сохраняется. Однако положительные эффекты работы и брака сводятся на нет необъяснимыми факторами, которые снижают благополучие до 50 лет, когда наблюдается отскок. Нейротизм не является существенным медиатором, поскольку возраст не оказывает заметного влияния на невротизм. Сознательность не является заметным посредником, потому что она не предсказывает удовлетворенность жизнью.
Основной вывод из этих открытий заключается в том, что достижение основных вех взрослой жизни связано с повышением благополучия, но эти положительные эффекты не объясняются развитием личности.
Обсуждение
Повествовательные обзоры утверждают, что личность неуклонно развивается на протяжении взрослой жизни. Например, в только что опубликованном обзоре литературы Робертс и Юн утверждают, что «приятность, добросовестность и эмоциональная стабильность неуклонно возрастают в среднем возрасте» (стр. 10). Робертс и Юн также утверждают, что «формирование серьезных партнерских отношений связано с уменьшением невротизма и повышением добросовестности» (стр. 11). Проблема с этими общими и расплывчатыми утверждениями заключается в том, что они игнорируют несоответствия между поперечными и продольными анализами (Lucas & Donnellan, 2011), несоответствиями между популяциями (Graham et al., 2020) и размерами эффекта (Costa et al., 2019).).
Настоящие результаты бросают вызов этой упрощенной истории развития личности. Во-первых, только добросовестность демонстрирует заметный рост от позднего подросткового до среднего возраста, и большая часть изменений происходит в раннем взрослом возрасте до 35 лет. Во-вторых, формирование долгосрочных отношений не повлияло на невротизм или добросовестность. Участие в рабочей силе действительно повысило сознательность, но эти достижения были потеряны, когда пожилые люди вышли на пенсию. Если бы добросовестность была признаком зрелости, то непонятно, почему она уменьшалась бы после того, как была приобретена. Короче говоря, история развития на протяжении всей жизни не основана на научных фактах.
Понятие развития личности проблематично и с теоретической точки зрения. Это означает, что некоторые черты личности лучше, более зрелые, чем другие. Это привело к призывам к вмешательству, чтобы помочь людям стать более зрелыми (Bleidorn et al., 2019). Однако это предложение навязывает ценности и неявно обесценивает людей с неправильными чертами. Альтернативная точка зрения рассматривает личность как вариацию без оценочного суждения. Соответственно, может быть оправдано помогать людям изменить свою личность, если они хотят изменить свою личность, точно так же, как изменение пола теперь считается личным выбором без навязывания людям гендерных норм. Однако было бы неправильно подвергать людей программам, направленным на изменение их личности, точно так же, как сейчас считается неправильным подвергать людей вмешательствам, направленным на их сексуальную ориентацию. Даже если люди хотят измениться, неясно, насколько личность может быть изменена. Таким образом, еще одна цель должна состоять в том, чтобы помочь людям с различными личностными чертами чувствовать себя хорошо и жить полноценной жизнью, которая позволяет им выражать свою подлинную индивидуальность. Довольно слабая взаимосвязь между многими личностными чертами и благополучием предполагает, что высокое благополучие возможно при самых разных личностях. Основным исключением является невротизм, оказывающий сильное негативное влияние на самочувствие. Однако вопрос здесь в том, насколько эти отношения обусловлены расстройствами настроения, а не нормальными личностными вариациями. Эффект также может быть смягчен социальными факторами, которые вызывают стресс и тревогу.
В заключение, понятию развития личности не хватает четких теоретических основ и эмпирической поддержки.