Движущие силы психического развития это: Движущие силы, факторы и условия психического развития

Содержание

Механизмы психического развития детей

 

 

  • Главная
  •  / 
  • Педагогика
  •  / 
  • Философия педагогики

 

Механизмы психического развития детей

Склярова Т. В.

Источники, движущие силы и условия психического развития

Краткий очерк теорий психического развития показал, что существует много теорий, разнообразно объясняющих, каким образом осуществляется психическое развитие человека. Каждая из теорий развития психики, в соответствии со своим предметом и методами исследования, характеризует источники, движущие силы и условия психического развития. Поэтому в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки изучается множество различных теорий, что способствует поиску путей использования данных каждой из теорий, а также помогает найти пути их объединения.
 
Так, например, бихевиоризм важным условием психического развития считает воздействия внешней среды, а движущей силой полагает связывание новых раздражителей с уже имеющимися у человека безусловными реакциями. Когнитивная теория Ж.Пиаже связывает источники психического развития с врождёнными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию, движущей силой развития является взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции по отношению к требованиям внешней среды.

Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривает врождённые сексуальные и агрессивные влечения в качестве источников психического развития, а движущей силой развития является установление равновесия между угнетением и удовлетворением человеком своих потребностей. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского называет источником психического развития ребёнка окружающую его социальную среду и соответствующую ей культуру; особым образом организованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнка являются движущими силами психического развития ребёнка. Теория В.В.Зеньковского рассматривает в качестве источника психического развития духовное начало в человеке, движущие силы связаны с деятельностью сферы чувств, и опосредованной ею деятельностью интеллектуальной и волевой сфер.  Каждая из теорий в соответствии с собственным пониманием структуры и механизмов развития, определяет условия, при которых оно осуществляется.

Исследованию механизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной науке посвящены работы Л. С.Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, В.С. Мухиной и др.

Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С.Выготского, исходной предпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.

 
Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. — становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.

 
Cоциальная среда и её культура представляются Л.С.Выготским не в качестве условия или факторов развития детской психики, а рассматриваются в качестве источника психического развития.
Для В.В.Зеньковского источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В.Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, священник-учёный отмечает, что развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой. В.В. Зеньковский пишет, что через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.
 
Д.Б.Элькониным были изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, что воздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегда опосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямая зависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от её осмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельность ребёнка способствует формированию его психических систем.
Д.Б. Элькониным отмечалось, что «невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность». В концепции психического развития Д.Б. Эльконина преодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и мира людей. В русле российской культурной традиции Д.Б.Элькониным было показано, что человеческая культура содержит в себе единство смысла и операционной деятельности.
 
Развивая идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, А.Н.Леонтьев показал, что в основе развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит как общение языкового типа, так и его предметная деятельность. Только, исходя из «анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание» .
Благодаря работам А.Н.Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка.

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.
 

Механизмы развития личности ребёнка и взрослого: общее и особенное

В отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что развитие личности человека опосредуется внешними стимулами. Большинство психических функций личность осваивает через внешние стадии развития, во взаимодействии с окружающей средой и другими людьми.
 
Так, Л.И.Божович в качестве механизма развития личности ребёнка рассматривала последовательное преобразование потребностей из натуральных форм в высшие, человеческие. В результате опосредования потребностей сознанием происходит построение целостной мотивационной системы.

Л.И.Божович ввела понятие «внутренней позиции», как особого личностного новообразования, которое и является движущей силой развития новых психических качеств у человека. Факторами, определяющими внутреннюю позицию, были названы соотношение потребностей и стремлений ребёнка с его возможностями и требованиями окружения. Механизмом развития детской психики в теории личности Л.И.Божович является осознание ребёнком своих потребностей и возможностей, соотнесение их с личными устремлениями и социальными установками.

Л.И.Божович также были высказаны некоторые идеи о возможном содержании внутренней позиции в периоды зрелости. Большое внимание Лидия Ильинична уделяла субъективной стороне мотивации, чувствам и переживаниям как отражению динамики взаимоотношений человека с окружающей его действительностью.

 
Взрослый человек активно строит собственную жизнь как целостную систему жизненных отношений и деятельностей во времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее. Вследствие этого во «внутренней позиции» личности возникают механизмы, осуществляющие эту целостную регуляцию. Исследование личности взрослого человека, как субъекта жизни, позволило Н.Р.Салиховой  назвать одним из механизмов развития личности взрослого человека функциональный механизм барьерности-реализуемости личностных ценностей.
 
Этот механизм работает в режиме согласования и рассогласования важности и доступности ценностей.
 
Согласование выражается в стремлении к сокращению дистанции между параметрами важности и доступности ценности посредством внешней или внутренней активности личности. Активность личности может быть адекватной достижению поставленной цели, и тогда человек осуществляет то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет. Также активность может быть компенсаторной, в этом случае человек понижает ценность того, что недоступно. Метафорически компенсаторную активность можно выразить словами известных пословиц: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Показателем режима согласования является степень реализуемости – связь между важностью и доступностью ценности.
 
Рассогласование выражается в разнонаправленном изменении параметров важности и доступности ценности. Повышение одного из них ведет к понижению другого. Так, недоступность ценности увеличивает её важность, недоступное кажется еще более ценным и важным. Доступность ценности понижает ее важность, соответственно, реализуемое и доступное обесценивается. В этом случае «журавль в небе» будет намного ценнее «синицы в руках», именно потому, что он не пойман. Имеющееся в зоне доступного, теряет ценность: трудно ценить песок в Сахаре и лед в Антарктиде. Данная тенденция также нашла отражение в русских народных пословицах: «Хорошо там, где нас нет», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». В этом случае фактором, побуждающим к развитию, является именно труднодоступность. Её показателями могут быть проблемность, как несоответствие важности и доступности ценности (важность высокая, доступность низкая) и барьерность, как прямо-пропорциональное соответствие важности с разностью «важность-доступность». Охарактеризованный механизм реализуемости-барьерности личностных ценностей иллюстрирует процессы психического развития взрослой личности, в контексте теории личности Л.И.Божович.
 
В.С.Мухиной феноменология психического развития рассматривается как стремление к сопричастности с внешним миром и его объектами, либо как стремление к отчуждению, отторжению от них. Таким образом, по В.С. Мухиной, внешняя среда, в которой происходит развитие личности, порождает два ведущих механизма развития детской психики – идентификацию и обособление.
Оба названных механизма действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях развития психики человека.

Оба названных механизма являются одновременно механизмами социализации и индивидуализации личности.
 
Представляя наглядно механизмы развития психики, можно их уподобить двум путям развития личности, соединенным воедино. Личность человека постоянно находится в стадии самоопределения, решая для себя проблему уподобления «я – это …» и проблему отчуждения «это – не я».
 
Рассмотрим каждый из этих путей по отдельности.

Механизм идентификации (от позднелат. identificftio- отождествление) действует двумя способами – внешним и внутренним. Внешний способ отождествления назван В.С.Мухиной экстрариоризационной идентификацией, проявляющейся в том, что человек переносит свои чувства и мысли вовне – на другого человека или иной объект. Таким образом, человек «присваивает», делает своими внешние факторы. Внутренний способ отождествления – самоотождествление, назван интериоризационной идентификацией. Примеры: человек переживает «вчувствование» в другого человека, начинает говорить его словами, переживает его эмоции, мыслит в логике мышления другого человека. Приписывание себе чужих особенностей, склонностей, потребностей – частное проявление интериоризации идей. Это и есть механизм идентификации. Он проявляется в разных формах – имитации (подражании), антропоморфизме (выделении своих свойств и приписывании их другим людям или объектам), сопереживании (соучастии, сочувствовании, сорадовании, сострадании).
 
В.С. Мухиной подробно охарактеризованы ведущие направления исследований идентификации. Идентификация взрослого и ребенка исследуется преимущественно в диадах матери и младенца, воспитателя и воспитанника. Межличностная идентификация исследует усвоение человеком социальных норм, межличностных ролей, формирование им мировоззрения. Идентификация в искусстве характеризует процесс отождествления Другого, который является объектом искусства, с самим собой, либо процесс создания Другого в искусстве.

При помощи механизма идентификации развитие личности происходит в системе координат « я – это» и позволяет человеку иметь целостную картину самосознания. Механизм обособления представляет собой процесс отстранения личности от определенных условий, обстоятельств, людей. Это процесс выделения личности из общей, недифференцированной атмосферы её существования. Способность к обособлению может выражаться в позитивных формах, таких как воздержании, защиты, сохранения индивидуальности. Негативные формы обособления это – проявления агрессии, неприязни, отчуждения, вражды. По мысли В.С.Мухиной, способность человека управлять своими эмоциями и проявлять отчуждение на рациональном уровне, свидетельствует о том, что человек – эмоционально устойчив.
 

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 

 

 


Веб-студия Православные. Ру
 

3. Условия и движущие силы психического развития. Движущие силы и факторы психического развития ребенка


жүктеу/скачать 9.74 Kb.

Дата05.02.2023
өлшемі9.74 Kb.
#65235

3.Условия и движущие силы психического развития.
Движущие силы и факторы психического развития ребенка
Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к «открытию» им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.
Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая «сигнальная наследственность». Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека.

жүктеу/скачать 9.74 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:


©emirsaba.org 2023
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет

Lessons

Curriculum vitae

Documents

Что заставляет вас выступать? Ваши 12 движущих сил

Блог о лидерских прорывах для коучинга руководителей в Чикаго Posted on by Tom Lemanski

Повышение осведомленности о мотивации

Все мы по своей природе предпринимаем действия, которые продвигают нас к вещам, которые нас удовлетворяют. Часто мы не осознаем, что происходит. Что, если бы вы были более осведомлены о том, как это происходит с вами?

Все мы делаем что-то по своим причинам. Хотя наши причины уникальны для нас, есть сходства, которые можно уловить и охарактеризовать. Вооружившись этим пониманием, легче заглянуть внутрь себя и получить ваши проницательные ответы на такие вопросы, как:

  • Чем вы увлекаетесь?
  • Как их преследовать?
  • Что, если бы вы могли лучше понять, что побуждает вас действовать?

Мы делаем все возможное, наши движущие силы довольны. Мы все по своей природе движемся к вещам, которые наполняют нас. Часто мы не понимаем, почему это происходит.

6 Категории движущих сил

Каковы ВАШИ «движущие силы»?

Каждая движущая сила представляет собой линзу, через которую мы смотрим на мир, на то, что мы считаем приносящим удовлетворение и вознаграждение, а также на то, что пробуждает нашу инициативу.

Чтобы помочь вам понять свои движущие силы, давайте рассмотрим шесть категорий мотиваторов. Затем разбейте их на две подкатегории Движущие силы.  Просмотрите категории и их подкатегории ниже. Тогда спросите себя…

  1. Для каждой категории, что описывает меня лучше всего? правая сторона или левая сторона ?
  2. Затем из шести выбранных вами подкатегорий, какие из них наиболее сильны для вас?

ЗНАНИЯ

Инстинктивные

Люди, которые руководствуются прошлым опытом, интуицией и поиском конкретных знаний, когда это необходимо.

Интеллектуал

Движимый возможностью учиться, приобретать знания и открывать истину.

КОММУНАЛЬНЫЕ

Самоотверженный

Движимый выполнением задач для общего блага, с небольшим ожиданием личной отдачи.

Находчивый

Руководствуясь практическими результатами, максимизируя как эффективность, так и отдачу от вложенных времени, талантов, энергии и ресурсов.

ОКРУЖЕНИЕ

Объектив

Руководствуясь функциональностью и объективностью своего окружения.

Гармоничный

Движимый опытом, субъективными точками зрения и балансом в своем окружении.

ДРУГИЕ

Преднамеренный

Стремится помочь другим для достижения определенной цели, а не только ради помощи или поддержки.

Альтруистический

Стремится помогать другим ради удовлетворения от того, что помогает или поддерживает.

Сотрудничество

Движимый ролью поддержки и вкладом без необходимости личного признания.

Командование

Движимый статусом, признанием и контролем над личной свободой.

МЕТОДОЛОГИИ

Восприимчивый

Движимый новыми идеями, методами и возможностями, которые выходят за рамки определенной системы жизни.

Структурированный

Основанный на традиционных подходах, проверенных методах и определенной системе жизни.

Какие

ВАШИ  четыре основные движущие силы?

Часть того, что делает каждого из нас уникальным, — это различные «силы», которые движут и наполняют нас. Учитывая 12 вышеперечисленных категорий, какова ваша иерархия?

Какие ваши самые сильные герои. Это силы, заставляющие историю вашей жизни двигаться вперед. Остальные восемь сил действуют либо ситуативно, либо не действуют вовсе.

Осведомленность о движущих силах повышает ваш EQ

Наши личные мотиваторы определяют наши действия. Они влияют на наши решения, как крупные, так и мелкие. Понимание ваших основных четырех движущих сил является составной частью развития вашего эмоционального интеллекта. Насколько вы осведомлены о том, что на самом деле вами движет?

Что движет людьми, которыми вы руководите?

Как только вы поймете уникальность своих движущих сил, вы сможете развить навыки распознавания важных различий и потенциальных конфликтов внутри вашей команды. Когда дело доходит до того, чтобы помочь вашим подписчикам найти мотивацию, разные слова работают по-разному с разными движущими силами.

Избавьтесь от догадок

Для развития навыков распознавания мотивации требуется время. И случайное распознавание Движущих Сил все еще требует некоторых ненаучных догадок. Есть ли более эффективное и точное решение? Для некоторых лидеров, которых я тренировал, мы убрали догадки, оценив всю их команду. Затем мы собираем команду вместе, чтобы учиться, понимать и ценить уникальность и вклад каждого члена. Результат: лидер и каждый член команды получают улучшенные коммуникативные навыки и понимание того, на какую кнопку можно и нельзя нажимать положительно  вдохновить на желаемые действия. И они находят новые способы использовать сильные стороны друг друга.


Add Insight for Intelligently Driven

Наука Шпрангера и не только

В течение трех десятилетий наш партнер по оценке талантов TTI Success Insights измерял и оценивал шесть общих мотиваторов, основанных на знаменитом исследовании Эдуарда Шпрангера, проведенном в 1928 году. Недавно их исследователи обнаружили, что шесть мотиваторов — это только половина истории. Исследования выявили избегание по сравнению с принятие часто является более мощной силой. В результате шесть превратились в 12, проанализировав и назвав оба конца шести категорий Шпрангера.

Эдуард Шпрангер был немецким психологом, педагогом и философом. Он получил докторскую степень. получил степень доктора философии в Берлинском университете в 1909 году. Его книга «Типы мужчин» была первоначально опубликована на немецком языке и до сих пор используется в нескольких университетах Германии в качестве учебника. TTI SI переиздала «Типы мужчин» и сделала его доступным для всех, кто хотел бы получить дополнительное представление о теории Шпрангера. Спрангер выделил шесть категорий мотивации и считал, что эти мотиваторы были иерархическими.

Кроме того, он описал оба конца каждого из шести континуумов категорий, но не назвал описание противоположных концов континуума. Каждая из шести категорий или мотиваторов представляет собой ключевое слово, которое ценит человек и побуждает его к действию. Шпрангер также считал, что мотиваторы были предопределены при рождении, – это одна из немногих концепций его теории, которая отвергается большинством. Спрангер не разработал систему оценки мотиваторов; его интересовали исключительно философские классификации.

Дополнительные ресурсы для мотиваторов

  • 12DrivingForces.com
  • Посмотреть образец отчета о движущих силах

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано в мотивация, принятие решений, эмоциональный интеллект, развитие лидерских качеств постоянная ссылка


Искать:

Ежедневное вдохновение

Наши спонсоры

     


Последние сообщения

  • Познакомьтесь с ДРУГИМ Кевином Маккарти
  • Как распространять благодарность в нашем цифровом мире
  • Ваше постпандемическое похмелье: теперь вы больше склонны к риску?
  • Вы саботируете собственное счастье?
  • Вы с радостью терпите дураков? Что бы вы получили, если бы сделали это?
  • Эффективная коммуникация с руководством: насколько вы подотчетны?

Тенденции

Подпишитесь на рассылку

Присоединяйтесь к нашему списку рассылки

Никогда не пропустите потенциальную прорывную идею


Категории тем

Категории темВыберите категориюИзобилие или дефицит (6)ответственность  (11)Успевающие  (8)Активность или достижения  (10)развитие отношения  (51)Направление карьеры  (8)сотрудничество  (4)приверженность  (1)коммуникативные навыки  (46) ) Уверенность  (2)управление конфликтами  (12)Осознанный капитализм  (2)Основные ценности  (1)кризисное управление  (3)Привлечение и удержание клиентов  (15)принятие решений  (21)умение делегировать полномочия  (14)дисциплина  (2)эмоциональный брендинг  (5) )эмоциональный интеллект  (22)эмоциональный маркетинг  (5)сочувствие  (7)вовлеченность сотрудников (12)секреты исполнения  (5)коучинг руководителей  (56)руководство руководителей  (28)присутствие руководителей  (2)обратная связь  (8)фокусировка  (20)достижение цели (15) Постановка целей  (19) От хорошего к великому (7) Честность (4) Навыки влияния (15) инновации (6) Вдохновляющее лидерство (7) Добросовестность (23) навыки межличностного общения (7) умение перебивать (2) лидерство (15) развитие лидерских качеств (130) умение слушать ( 12) Управление по обязательствам (3) управленческая команда (2) умственная пригодность (3) мотивация (25) новая норма (3) новости (8) невербальное общение (6) личный брендинг (4) ясность личности (5) личная цель (4) Политика (1) позитивное изменение поведения (16) решение проблем (2) прокрастинация (1) прибыль (2) репутация (7) самосознание (19)) самолидерство (57) самоограничивающие убеждения (12) Саймон Синек (5) стратегическое планирование (5) стратегическое мышление (8) управление стрессом (1) устойчивое развитие (4) создание слоганов и слоганов (5) лидерство в команде (4) работа в команде (1) тайм-менеджмент  (13)Прозрачность  (2)Правда против откровенности  (7)

Какова ваша задача на лидерство?

У вас есть вопрос к Тому Лемански? Используйте эту кнопку, чтобы отправить.

Том Лемански

С 2001 года Том Лемански работает коучем руководителей и доверенным советником успешных бизнес-лидеров, которые хотят добиться большего успеха. Он ведет своих клиентов-тренеров к прорывным результатам, когда они обнаруживают и преодолевают то, что действительно мешает им.

Просмотреть все сообщения Тома

Социальный обмен