Движущие силы развития в психологии это: Движущие силы развития это

Лекция «Общие закономерности и движущие силы психического развития человека.»

Раздел 4. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Тема лекции: Общие закономерности и движущие силы психического развития человека.

         План лекции:

1.     Понятие возрастной психологии. Предмет, объект.

2.     Понятие возраста и его характеристика.

3.     Понятие о движущих силах психического развития детей.

4.     Общие закономерности психического развития.

Основная цель: осветить основные вопросы возрастной психологии. Дать понятие категории возраста, возрастных кризисов. Познакомить с основными закономерностями психического развития. Обеспечить теоретико-методологическую основу для применения полученных знаний на практике.

Основные понятия: возрастная психология, психология развития предмет и объект, возраст, психическое развитие, закономерности психического развития.

Литература:

Крутецкий Вадим Андреевич. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Возрастные закономерности и механизмы психического развития растущего человека, периоды психического развития и психологические особенности возрастных периодов изучает отрасль психологической науки – возрастная психология или психология развития.

Под развитием понимается процесс изменения объекта, характеризующийся возникновением новообразований – новых процессов, структур, механизмов.

1.     Понятие возрастной психологии. Предмет, объект.

Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микропсихического развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Возрастная психология – это область знаний, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах.

Возрастная психология – это раздел психологии, в настоящее время выступает как самостоятельная дисциплина. Делится на подразделы: детская (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст), подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

Сегодня выделяются несколько периодов развития человека: детство, отрочество, юность, молодость, взрослость (ранняя и поздняя), старость.

В наше время принята специальная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину.

Младенческий возраст 0-1г, от рождения до 2 месяцев период новорожденности.

Раннее детство от 1-3г.

Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет.(3-5 лет период словотворчества)

Младший школьный возраст с 6-7 до 10-11 лет.

Подростковый возраст 11-15 лет.

Ранняя юность 15-17 лет.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека с момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.

Т. о., возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на разных возрастных этапах.

Объект – индивид, принадлежащий к определенной возрастной группе.

Предмет – особенности и закономерности психического развития человека в течение всей его жизни на различных возрастных этапах.

Задачи возрастной психологии:

1.     Изучение общих закономерностей психического развития человека.

2.     Изучение возрастных этапов психического развития (содержание, возрастные особенности, возрастная характеристика).

3.     Изучение психологических закономерностей возрастного развития каждого возраста.

4.     Изучение индивидуальных особенностей развития на каждом возрастном этапе.

5.     При необходимости коррекция психического развития ребенка.

Возрастная психология как особенная отрасль психологической науки возникла в конце 19 века. Первой попыткой научного труда, началом систематических исследований психологии ребенка является книга немецкого ученого Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

Становление и развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л. С. Выготского. Он разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Проблема развития является центральной и основной для всех областей действительности и для всех областей научного знания». По Л. С. Выготскому, два плана развития ребенка — естественный и культурный — сливаются друг с другом, образуя единый процесс. Эта мысль, в частности, реализуется в идее сензитивных периодов — оптимального для развития определенных психических свойств и процессов сочетания моментов созревания. Но сами биологические предпосылки не определяют того, какие именно психические свойства сформируются — это зависит от социальных условий.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общая психология, психология личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологии. Внутри самой возрастной психологии существуют подразделы: психология дошкольника, младшего школьника, подростка, старшего школьника, юношеская психология, психология взрослого человека и психология людей преклонного возраста.

Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное.

Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей эти моменты находятся в неразрывном единстве.

 Предмет исследований – душа ребенка

Основатель детской психологии. Преподавал в Боннском (1865), Иенском (1866-1888) и Берлинском (1888-1893) университетах. Один из редакторов ведущего для своего времени «Журнала психологии и физиологии органов чувств». Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятель­ность органов чувств), психологии и психотерапии. Его книга «Душа ребенка» (1882) положила начало систематическим исследованиям психологии детей. В ней он описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына по следующим разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что подобные наблюдения велись задолго до появления книги, его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук.

Книга Прейера – образец монографического метода исследования ребенка. Русские ученые (И. А. Сикорский (1842-1919), П. Ф. Каптерев (1849-1922), Н. Н. Ланге (1858-1921), В. М. Бехтерев (1857-1927)) высоко оценили значение его труда как для понимания закономерностей психического и физического развития, так и для научного обоснования педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие возраста и его характеристика.

Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.

Психологический возраст – это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Однако следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка.

Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой — позже.

Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С.Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б.Эльконин.

Основным составляющим психологического возраста, согласно учению об онтогенезе Л. С. Выготского, являются:

1. Социальная ситуация развития(ССР) – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

Для каждого возраста в зависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения.

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

« Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С.Выготский)

Так, центральным психическим новообразованием младенческого возраста является «комплекс оживления», раннего детства – «самость» и символическая функция сознания. Дошкольное детство – 1) психологическая готовность к школе, 2) Возникновение первичных этических инстанций Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»)). 3) Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

Младший школьный возраст – новообразование умение учиться, отражается в УУД (кроме личностных), произвольность, субъектная позиция ученика в учебной деятельности (мотивы, потребности, степень овладения УУД, степень обученности, рефлексия)

Произвольность психических процессов у младшего школьника. В этом возрасте центром психического развития ребенка становится формирование произвольности всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, организации деятельности) их интеллектуализация, внутреннее опосредование  происходят благодаря первичном усвоению системы понятий. Произвольность проявляется в умении сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия протяжении всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением, психическими процессами, ведь требования к ней с первых дней пребывания в школе предусматривают достаточно высокий уровень произвольности. Поэтому младший школьник преодолевает свои желания и способен управлять своим поведением на основе заданных образцов способствует развитию произвольности как особого свойства психических процессов и поведения.

Внутренний план действий младшего школьника. Выполняя задания из разных учебных предметов, дети ищут удобные способы, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации Чем больше этапов собственных действий может пер предусмотреть школьник, чем старательнее он может сопоставить их варианты, тем успешнее контролировать решения задач Необходимость контроля и самоконтроля, словесного отчета, самооценки в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий мысленно.

Умение младшего школьника организовывать учебную деятельность. Наряду с усвоением содержания научных понятий ребенок овладевает способами организации нового для нее вида деятельности – учения. Планирование, контроль, самооценка приобретают другой смысл, ибо действие в системе научных понятий предполагает четкое выделение взаимосвязанных этапов.

Рефлексия младшего школьника. У детей младшего школьного возраста возникает осознание собственных действий, психических состояний Особенность их учебной деятельности состоит в том, что школьники должны обосновывать правильность своих суждений и действий. Многие приемы такого обоснования показывает учитель Необходимость различать образцы суждений и самостоятельные попытки в их построении способствуют формированию у младших школьников умения как бы со стороны рас даты и оценивать собственные мысли и действия. Это умение является основой рефлексии (лат reflexio — отражение) — осмысление своих суждений и поступков с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности; самоанализ. Свидетельством этого является способность видеть особенности собственных действий, делать их предметом анализа, сравнивать с действиями других людей. Если дошкольник в основном ориентируется на индивидуальный опыт, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы, которыми он овладевает во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В подростковом возрасте чувство взрослости.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Понятие о движущих силах психического развития детей.

Движущие силы психического развития человека – это противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.

 К таким противоречиям относятся:

·                 противоречия между новыми возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности; Ребенок в раннем детстве овладевает некоторым количеством слов. Произносит он их неправильно, фразы строить не умеет. Но мать его понимает, и это позволяет малышу удовлетворять свои элементарные потребности. Ребенок растет. У него возникает потребность глубже познать мир, более содержательно общаться с помощью речи, обмениваться мыслями с другими людьми. Но бедный язык — малый словарный запас, неправильная и нерасчлененная речь — мешает этому. Возникает противоречие потребностей и возможностей. Оно разрешается через развитие речи в процессе воспитания, в процессе общения со взрослыми

·                 противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений с людьми и видами деятельности;

·                 между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых.

 Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального положения в коллективе — с другой; противоречие между потребностью участвовать в коллективе; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Неудовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается. В противном случае, можем наблюдать устарелые формы поведения, присеем это закрепившиеся формы поведения и аффект неадекватности.

 

4.     Общие закономерности психического развития.

 Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность – конвергентность.

Неравномерность – заключается в том, что при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания школьника различные психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития.

Сензитивность психики. Как говорилось выше, сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей. Ранний возраст от 2 до 3 лет является благоприятным для развития речи. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития учебных навыков (чтение, письмо, счёт).

Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим.

Пластичность – изменчивость, подвижность психической  деятельности человека.

Непрерывность – психика развивается непрерывно, другое дело, каковы  качественные стороны этого развития.

Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

 

Движущие силы развития психики


Обратная связь

Ученые, относящиеся к разным подходам, по-разному понимают формы развития. Представители натуралистической концепции считают, что главное в развитии – адаптация ребенка к окружающей среде. В биогенетической концепции приспособление происходит путем наследования определенных свойств и путем накопления индивидуального опыта. Главное – приспособиться к окружающей среде.

Но мир общественных предметов непосредственно не дан индивиду. Перед каждым отдельным человеком стоит задача его присвоения., опосредованная его отношениями со взрослыми.

Л.С. Выготский считал, что психическое развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Следовательно, в культурно-исторической концепции главное – присвоение культурно-исторического опыта.

Как происходит присвоение опыта? Психическое развитие осуществляется не как процесс биологического приспособления или уравновешивания со средой, а как процесс овладения социальным опытом. Этот процесс осуществляется в активной деятельности.

По мнению А.Н.Леонтьева, процесс присвоения происходит в активной деятельности, направленной на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и пр. Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности. В собственной деятельности ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и тем самым присваивает связанные с ними общественные способности.



Таким образом, движущей силой развития является деятельность.

Важное значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности со взрослым в индивидуальную, собственную деятельность, т.е. изучение интериоризации. Ребенок самостоятельно выполнить какую-то деятельность не может, она первоначально должна осуществляться во внешней совместной деятельности со взрослым. В этой деятельности должны быть развернуто представлены действия. Выполнение этих действий позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. Это присвоение требует перехода от развернутых практических действий сначала к действиям в вербальном плане, а потом и к свернутым умственным операциям, т.е. постепенно происходит интериоризация действий. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризированного исторического опыта.

Движущей силой развития психики ребенка является собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми.

А.Н.Леонтьев особое значение для психического развития придавал ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это не преобладающая деятельность, а такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Ведущие деятельности: игра, учение, труд, общение.

А.Н. Леонтьев выделил признаки ведущей деятельности. Одним из признаков является формирование в недрах ведущей деятельности психических новообразований. Следующим признаком является зарождение следующей ведущей деятельности. Ведущая деятельность дает жизнь новым видам деятельности. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущая деятельность, поскольку развитие возможно только в том случае, когда ребенок активен, а активность он может проявить только в деятельности. В процессе ведущей деятельности происходит активное присвоение ребенком социального опыта. Каждая новая социальная ситуация развития характеризуется появлением новой ведущей деятельности. Например, в дошкольном возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок стремится приобщиться к жизни взрослых. Как он это может сделать? Только в игре.

Отечественные психологи Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др. заложили основы отечественной теории развития психики. Не отрицая ни одну из детерминант, акценты расставили следующим образом: наследственность является условием для развития психики, среда – это источник развития, а активность – движущая сила развития.

Движущей силой развития является активность, деятельность ребенка по овладению социальным опытом. Эта активность опосредована отношениями со взрослыми. Взрослые, воспитывая ребенка, направляют его деятельность. Активность может рассматриваться как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

В культурно-исторической концепции развитие идет от коллективных форм сотрудничества со взрослыми к индивидуальным. Так развиваются высшие психические функции, при этом учитывается зона ближайшего развития.

Задания для самообразования

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. — М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.

6.2. Смена научного мировоззрения, с. 223-231.

2. Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец //Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. – С. 10-16.

3. Леонтьев, А. Н. Общее понятие о деятельности / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии. — М., 1996. — С. 145-154.

Методические рекомендации

При изучении учебника [1], ответить на следующие вопросы:

1. В чем, по мнению Л.С. Выготского, актуальность проблемы развития?

2. В чем сущность принципа социально-исторической обусловленности психики человека?

Анализ таблицы 6 «Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях» [1, с. 228].

Характеристика условий и источников развития психики человека [1,2]. Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии. Понятие о деятельности, её структура, роль деятельности в психическом развитии [3].

 

9. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Понятие о возрасте

Понятие «возраст» является одной из категорий психологии развития. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Д.И.Фельдштейн).

Возрастные периоды психического развития определенным образом зависят от количества прожитых лет и степени зрелости организма. Но у разных людей они могут не совпадать и люди одного и того же возраста могут отличаться друг от друга количеством приобретенных знаний, умений, особенностями психического развития, отношением к окружающей действительности. Этот факт можно объяснить тем, что понятие «возраст» многомерно и в нем можно выделить несколько составляющих.

Рассмотрим основные характеристики возраста.

Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, личный факт жизни человека с момента зачатия или с момента рождения до смерти. Хронологический возраст еще называют паспортным возрастом.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития. Установлены нормативы, дающие понятие о том, в каком возрасте, какие изменения должны происходить у человека. Если они не наступают, это свидетельствует об отставании в развитии. В таком случае биологический возраст меньше хронологического. Если же, наоборот, изменения, которые должны произойти в старшем возрасте, наступают раньше, то говорят о том, что биологический возраст превышает хронологический.

Ученым известно явление акселерации, т. е. ускорение физического развития. Выделено два вида акселерации – эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация присуща для всех детей, живущих в данное время. Такая акселерация наблюдалась в 60–70-е годы XX в. Затем процесс развития стабилизировался и в 90–е годы было обнаружено противоположное явление – децелерация, т.е. замедление физического развития. Причины акселерации и децелерации науке не известны, хотя периодически наблюдается то ускорение, то замедление физического развития детей.

Внутригрупповая акселерация свидетельствует об ускорении физического развития в определенный возрастной период. Она может быть присуща не всем детям, а примерно 13-20%. В качестве примера внутригрупповой акселерации можно привести явление опережения физического развития девочек по сравнению с мальчиками в подростковый возраст. У некоторых детей наблюдается ретардация, т.е. замедление развития на 2–3 года по сравнению с теми детьми, которые развиваются своевременно. Причиной может стать наследственность. Акселерация не оказывает влияние на психическое развитие.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития со среднестатистическими нормативами. Если психические изменения отстают от хронологического возраста без каких-то органических нарушений в деятельности мозга, то говорят о задержке психического развития (ЗПР). Если происходит опережение в психическом развитии, то можно говорить об одаренности.

В семейном воспитании нередки случаи, когда родители стремятся форсировать психическое развитие детей путем раннего обучения. В разумных пределах это необходимо. Но известны факты, когда уровень психического развития существенно повышали. Анализируя такие факты, А.В.Запорожец выдвинул проблему искусственной акселерации. Он считал, что искусственно завышать психологический возраст не следует, это может нанести вред ребенку. Он говорил об амплификации развития.

Социальный возраст измеряется соотнесением уровня социального развития человека в сравнении с тем, что статистически нормально для его сверстников. В социальный возраст входят различные жизненные события – поступление в школу, профессиональный выбор, вступление в брак, начало трудовой деятельности и т.д. О социальном возрасте свидетельствует мировоззрение человека, демонстрирующее его отношение к жизни.

Эти разновидности возраста характеризуют объективные, внешние измерения.

Кроме этого существует еще субъективный или переживаемый возраст. Когда речь идет об осознании человеком того, к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает. Субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому.

В понятии «возраст» переплетаются биологические и социально-психологические категории. Происходит взаимодействие двух рядов развития, на которые указывал Л.С.Выготский – натурального ряда, когда речь идет о биологическом развитии организма, и культурного развития, когда речь идет о присвоении общественно-исторического опыта.

Л.С.Выготский подошел к выделению понятия «культурный возраст». Культурный возраст – это та стадия культурного развития, которой ребенок достиг в данный момент. Культурный возраст нужно соотносить, с одной стороны, с паспортным, а, с другой стороны, с интеллектуальным или психологическим.

Анализ жизненного пути человека должен учитывать многомерность возраста: биологический возраст соотносится со свойствами организма; психологический – с сенсомоторной, эмоционально-волевой, познавательной и другими сторонами личности; социальный – с положением человека в системе общественных отношений.

Термин жизненный путь в настоящее время довольно часто употребляется в научной литературе для описания индивидуального развития человека.




Движущие силы зависимостей | Психологическая статья Пример

  1. Введение
  2. Справочная информация
  3. Психологическая травма
  4. Неприятные чувства или переживания
  5. Осессивно-компульсивное расстройство
  6. Заключение
  7. Ссылки

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННА и переживания имеют существенный недостаток: у людей развивается зависимость от них. Игры, покупки, работа, интернет, алкоголь, никотин и другие наркотики приводят к серьезным психическим и физическим заболеваниям, ложащимся тяжелым бременем на здравоохранение и экономику. Зависимости представляют собой национальную проблему общественного здравоохранения, поскольку, например, более 40% населения Соединенных Штатов уже развили вредное поведение, которое они не могут преодолеть (Chen, 2000). Кроме того, злоупотребление психоактивными веществами и такие расстройства, как алкоголизм, вынуждают пострадавших лиц совершать преступления и разрушают их жизнь и жизнь их семей. 9Скидка 15% на первый заказ тест из двух вопросов о своих действиях или желании купить предметы. Во-первых, когда продукт или опыт не являются необходимыми для выживания, но человек делает их ценными и вкладывает в них значительные средства. Во-вторых, устранение субъекта из жизни человека вызывает у него тревогу или беспокойство. Если ответы на утверждения положительные, действия или предметы могут быть идентифицированы как зависимость (Gabor, 2018). В то время как злоупотребление психоактивными веществами, азартные игры и другие подобные виды поведения представляются обществом и культурой серьезными, работа, физические упражнения или соблюдение диеты часто воспринимаются как вознаграждение (Gabor, 2018). Однако «хорошая» категория переживаний приводит к таким же тяжелым психическим и физическим расстройствам.

Доказано, что зависимость развивается благодаря механизмам преодоления травм или неприятных переживаний. Человеческий мозг запускает поведение, когда возникает тревога или стресс, убеждая нас, что участие в определенных действиях принесет облегчение (Чен, 2000). Более того, люди становятся зависимыми от определенных эмоций и чувств из-за гормонов, вырабатываемых веществами или действиями. Эта статья призвана объяснить, почему аддиктивное поведение вызывается психологической травмой или неприятным опытом, когда человек ищет стимулы и культурное влияние.

В науке термин «вызывающий привыкание» относится к действиям, переживаниям и объектам, которые заставляют человеческий мозг выделять большое количество дофамина. Однако механизм многих расстройств поведения имеет более комплексный характер. Люди обычно осознают тяжелые последствия своих действий, но все равно совершают их неоднократно, увеличивая вред своей нервной системе (Gabor, 2018).

Кроме того, некоторые зависимости основаны на триггерах, которые возникают бессознательно, и человек не может удержаться от участия в каком-либо поведении. Например, алкоголизм может развиться как реакция на постоянный стресс на работе, и у человека может сложиться мнение, что спиртные напитки помогают ему отдохнуть. В результате, когда их мозг регистрирует ошеломляющие, стрессовые переживания, они начинают избавляться от неудобных условий с помощью алкоголя (Thege et al., 2017). Следовательно, пристрастия необходимо изучать и лечить, в первую очередь, путем устранения их коренных причин.

На протяжении всей истории у людей развивалось поведение, вызывающее привыкание; однако современные тенденции наиболее суровы. Сегодня доступны разнообразные стратегии для быстрого получения большого количества дофамина, а разнообразие объектов или переживаний также вовлекает в зависимость большее количество людей (Gabor, 2018). Более того, психологические травмы, связанные с детством, трудными жизненными условиями или влиянием культуры, вынуждают человека искать пути эффективного преодоления их. Наконец, общество вырабатывает различные стандарты, а наличие социальных сетей с искусственными образами идеальной жизни заставляет людей ставить недостижимые ориентиры, следуя тем, что вызывает зависимости (Thege et al., 2017).

Своевременная доставка!

Получите свою 100 % свободную от плагиата документацию всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн Злоупотребление здоровым питанием или образом жизни имеет не менее тяжелые последствия для здоровья человека, чем алкоголизм или токсикомания. Зависимости основаны на индивидуальном подходе к преодолению психологической травмы, смягчению последствий неприятных чувств или переживаний или решению проблемы обсессивно-компульсивного расстройства.

Психологическая травма

Психологическая травма, полученная человеком в детстве, когда нервная система и мозговые механизмы адаптации были слабыми, является одним из основных факторов развития зависимостей. Хотя не каждый, преодолевший угрожающие события, становился наркоманом, все пациенты с тяжелыми поведенческими расстройствами имели в своей истории торжественное событие (Gabor, 2018). Следовательно, психологи предполагают, что наиболее эффективная стратегия лечения зависимости — найти травматический корень и помочь человеку справиться с ним (Thege et al., 2017). Наркоманы могут не осознавать, какое переживание стало спусковым крючком, и для оказания им помощи необходимо профессиональное медицинское вмешательство.

Психологическая травма является сильной движущей силой зависимости, поскольку она глубоко укоренилась в сознании пострадавшего человека, что затрудняет его своевременное распознавание и предотвращение серьезного поведения. События, вызвавшие у наркоманов триггеры, могут также происходить во взрослом возрасте из-за необходимости справляться с трудными временами. Например, зависимость от марихуаны и героина была диагностирована у более чем 100 000 военнослужащих американской армии во время войны во Вьетнаме (Chen, 2000).

Травмы и тревога, которые солдаты постоянно испытывали, привели к тому, что они стали использовать наркотики в качестве средств выживания, и когда они вернулись домой, менее 5% преодолели свою зависимость от психоактивных веществ (Chen, 2000). Их неспособность прекратить аддиктивное поведение после того, как стресс, связанный с войной, был устранен, была вызвана установкой их мозга на то, что любое беспокойство можно быстро вылечить с помощью марихуаны или героина. Однако психологическое лечение в сочетании с поддержкой семьи помогло солдатам преодолеть травму и избавиться от зависимости.

Получите академическую работу, написанную на заказ

Всего за 13,00 долларов США   11 долларов США за страницу вы можете получить академическую работу, написанную на заказ в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Неприятные чувства или переживания

Неприятные чувства или переживания стимулируют развитие дополнений, если человек неоднократно проявляет жесткое поведение. События, которые позволяют мозгу реагировать стрессом, беспокойством, одиночеством или негативными эмоциями, высвобождают гормоны, такие как кортизол, заставляя человека искать способы успокоить себя. Кроме того, неприятные переживания вызывают потребность в приеме дофамина для развития чувства безопасности. Сегодня существует широкий спектр эмоциональных стимуляторов, помогающих людям быстро и эффективно поднять настроение, и недостатком такой помощи является то, что эти объекты или действия вызывают сильную зависимость (Lopez-Fernandez, 2019).).

Например, опрос 442 студентов колледжей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показал, что желание преодолеть одиночество вызывает зависимость от мобильного телефона, поскольку устройство обеспечивает мгновенный доступ к социальным сетям, общению и развлечениям (Lopez-Fernandez, 2019). Молодые люди выбрали быстрый и эффективный способ общения с другими, а не более сложные подходы к построению отношений, чтобы перестать чувствовать себя одинокими.

Еще одной стратегией, позволяющей избежать или преодолеть неприятные чувства или переживания, которые способствуют развитию зависимости, являются игры. Бегство от трудностей реальности в виртуальные обстоятельства в сочетании с выбросом дофамина от постоянных новшеств и вызовов, необходимых для победы, вызывает желание повторно участвовать в играх (Батурай и Токер, 2019).). Игра также вызывает сильную эмоциональную реакцию в мозгу, требующую повторения опыта в любой стрессовой ситуации.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство — это отклонения в поведении людей, которые имеют тяжелые последствия, но проявляются неоднократно. Навязчивые идеи по поводу определенных чувств или переживаний являются движущей силой большинства зависимостей, потому что, как только они становятся привычками, их трудно контролировать и преодолевать (Чен, 2000). Например, неврологи Кент и Берридж обнаружили, что блокирование выработки дофамина не препятствует приему наркотиков, потому что наркоманы испытывают желание их употреблять, потому что они привыкли к действию (Chen, 2000). Более того, обсессивно-компульсивные расстройства вызывают серьезные психические отклонения из-за фрустрирующих мыслей людей о триггерах их зависимости.

Современный пример — орторексия — навязчивое желание потреблять только самые полезные продукты для поддержания надлежащего состояния организма (Strahler et al., 2018). Люди с орторексией становятся одержимы пищей, которую они едят, и не могут думать ни о чем другом, нарушая свою работу и повседневную жизнь. Обсессивно-компульсивные расстройства могут развиваться под давлением культурного и социального влияния в стремлении соответствовать стандартам.

Заключение

Детские травмы, стремление избежать неприятных ощущений или переживаний, обсессивно-компульсивные расстройства являются движущими силами зависимостей. Люди всех возрастов рискуют стать зависимыми от конкретных действий или предметов, когда они находятся в сложных ситуациях, требующих преодоления трудностей. Аддиктивное поведение усваивается более эффективно из-за быстрого высвобождения положительных эмоций или соответствующих гормонов, что позволяет людям бессознательно выбирать более сложные стратегии для решения проблемы. Хотя зависимости сильны, потому что они глубоко воздействуют на умы людей, их можно лечить и устранять. В самом деле, достаточно найти первопричину или травму, которая вызывает жесткое поведение, и понять, чего именно человек пытается избежать в погоне за быстрым вознаграждением.

Ссылки

Батурай, М. Х., и Токер, С. (2019). Интернет-зависимость среди студентов колледжей: некоторые причины и следствия. Образование и информационные технологии, 24 (5), 2863-2885. Веб.

Чен, П. (2000). Исследование взаимосвязи между жизненным стрессом, устойчивостью к неудачам и тенденцией к депрессии у учащихся средней школы. Национальный Гаосюнский педагогический университет . Веб.

Габор, М. (2018). В царстве голодных призраков: Близкие встречи с зависимостью. Винтаж Канада.

Лопес-Фернандес, О. (2019). Зависимость от Интернета и мобильного телефона: влияние на здоровье и образование. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. Интернет.

Стралер, Дж., Герман, А., Уолтер, Б., и Старк, Р. (2018). Нервная орторексия: поведенческий комплекс или психологическое состояние? . Journal of Behavioral Addictions, 7 (4), 1143-1156. Веб.

Тедж, Б.К., Хорвуд, Л., Слейтер, Л., Тан, М.К., Ходжинс, округ Колумбия, и Уайлд, Т.С. (2017). Взаимосвязь между воздействием межличностной травмы и аддиктивным поведением: систематический обзор. BMC Психиатрия, 17 (1), 1-17. Веб.

Движущие силы языкового развития

Одним из наиболее важных вопросов в изучении языкового развития является степень врожденности наших языковых способностей. Философия выработала два противоположных взгляда на то, как люди получают знания. Рационалисты (такие как Платон и Декарт) утверждали, что некоторые фундаментальные идеи являются врожденными, то есть они присутствуют с рождения. Эмпирики (такие как Локк и Юм) отвергли это учение о врожденных идеях, утверждая, что все знания выводятся из опыта. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом живо и сегодня: его часто называют 9-м.0105 дебаты о природе и воспитании. важные публикации:

Imitat ion

Простейшая теория языкового развития состоит в том, что дети изучают язык, просто подражая речи взрослых.

Теория научения

Скиннер утверждал, что язык усваивается с помощью тех же механизмов обусловливания и подкрепления, которые, как считалось в то время, управляют всеми другими аспектами поведения животных и человека. Тем не менее, есть много доказательств против этой позиции. Во-первых, взрослые (как правило) исправляют только истину и смысл детских высказываний, а не синтаксис (Brown & Hanlon, 19).70). Второе свидетельство против условной теории изучения языка состоит в том, что некоторые слова (например, «нет!») ясно понимаются еще до того, как они произносятся. В-третьих, теория обучения не может предсказать характер усвоения неправильных форм прошедшего времени глаголов и неправильных существительных во множественном числе. В-четвертых, Хомский (1959) утверждал, что теоретические соображения о силе и структуре языка означают, что его нельзя усвоить просто путем обусловливания.

Роль детской речи

Язык, который слышат дети, считался неадекватным по двум причинам. Во-первых, они слышат вырожденный ввод . Во-вторых, кажется, что в языке, который слышат дети, недостаточно информации, чтобы они могли выучить грамматику. По крайней мере, первая часть этого утверждения в настоящее время вызывает споры из-за исследований особых способов общения взрослых (особенно матерей) с детьми (Snow, 1972, 1994). Этот особый способ общения с детьми первоначально назывался материнский, , но теперь называется направленная на ребенка речь (сокращенно CDS ), потому что его использование явно не ограничивается матерями. Он широко известен как «детский лепет»

Устройство овладения языком

Хомский (1965, 1968, 1986) утверждал, что овладение языком должно руководствоваться врожденными ограничениями, и что язык — это особая способность, не зависящая от другие когнитивные или перцептивные процессы. Помощь оказывает врожденная структура, называемая 9.0025 Устройство распознавания речи (LAD). В более поздних работах Хомского LAD заменен идеей универсальной грамматики. задача приобретения конкретных деталей их языка. Для Хомского (1981) это процесс установки параметров . Параметр является универсальным аспектом языка, который может занимать одну из нескольких позиций, подобно переключателю.

Оценка устройства для изучения языка

Гипотеза непрерывности говорит, что все принципы и параметры доступны с рождения, но все они не могут быть использованы сразу из-за других факторов. Второе объяснение заключается в том, что дети не имеют непосредственного доступа ко всем своим врожденным знаниям.

Лингвистические универсалии

homsky (1968) различал содержательные и формальные универсалии. Субстантивные универсалии включают категории синтаксиса, семантики и фонологии, общие для всех языков. Формальная универсалия относится к общей форме синтаксических правил, управляющих этими категориями.

Пиджины и креолы

Пиджины — это упрощенные языки, созданные для общения между носителями разных языков, которые были вынуждены вступать в длительные контакты, например, в результате рабства в таких местах, как Карибский бассейн, Юг Тихий океан и Гавайи. креольский — это язык пиджин, ставший родным языком для детей, говорящих на пиджине.

Генетическая лингвистика

выявляет специфические нарушения речи, для которых, как представляется, существует генетическая основа. Например, для определенных языковых нарушений, или SLI. Аргумент о теоретической важности SLI зависит от того, в какой степени эти нарушения действительно специфичны для языка или знания грамматики.

Формальные подходы к изучению языка

В большинстве отчетов подчеркивается важность индукции в изучении правил: индукция — это процесс формирования правила путем обобщения конкретных примеров. Пинкер (1984) попытался применить теорию обучаемости к развитию языка. Во-первых, механизмы овладения должны начинаться без специфического знания родного языка ребенка, т. е. того языка, который предстоит выучить. Он утверждал, что ребенок врожденно оснащен большим количеством компонентов грамматики, в том числе параметрами, которые устанавливаются при воздействии на тот или иной язык. Он также утверждал, что категории «существительное» и «глагол» являются врожденными, как и предрасположенность к установлению правил.

Более общие врожденные счета

Слобин (1970, 1973, 1985) утверждал, что дети рождаются не со структурными ограничениями, такими как определенные категории, а с системой стратегий обработки, которые определяют их индукции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts