Джон уотсон бихевиоризм: Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Бихевиоризм Джона Уотсона. Классическое обусловливание

Информация о материале
Новости
Просмотров: 3884
  • Предыдущая статья Оперантное обусловливание Скиннера
  • Следующая статья Лаборатория психологии Вундта. Структурализм и аналитическая интроспекция
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Рассмотрим вкратце историю о том, как Джон Уотсон основал новый научный подход в психологии, называемый бихевиоризмом, т. к. он важен для истории когнитивной психологии.

Будучи аспирантом Чикагского университета, Джон Уотсон (1878-1958) был недоволен методом аналитической интроспекции, с использованием которого проводились психологические эксперименты в традициях лаборатории Вундта для выявления скрытых психических процессов.

Проблемы этого метода заключались в том, что:

  • он давал совершенно разные результаты у разных людей;
  • эти результаты было трудно проверить, поскольку они интерпретировались в терминах невидимых внутренних психических процессов.

В ответ на то, что Джон Уотсон считал недостатками аналитической интроспекции, молодой ученый предложил новый подход –

бихевиоризм. В одной из статей Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) изложены цели этого подхода к психологии:

Психология в том виде, в каком она воспринимается бихевиористом, является чисто объективной экспериментальной областью естествознания. Его теоретическая цель – прогнозирование и контроль поведения. Самоанализ не составляет существенной части его методов, и научная ценность его данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации в терминах сознания. Что нам нужно сделать, так это начать работу над психологией, делающей поведение, а не сознание, объективной точкой нашей атаки.

Этот отрывок подчеркивает два ключевых момента:

  1. Уотсон отвергает аналитическую интроспекцию как действенный научный метод.
  2. Наблюдаемое поведение, а не сознание (которое включает в себя ненаблюдаемые процессы, такие как мышление, эмоции и рассуждения), является основной темой исследования.

В другой части этой статьи Джон Уотсон с уверенностью провозглашает:

«Психологии … больше не нужно вводить себя в заблуждение, полагая, что психические состояния являются объектом наблюдения».

Цель Уотсона состояла в том, чтобы устранить разум как предмет научного исследования из психологии и заменить его исследованием непосредственно наблюдаемого поведения.

Поскольку бихевиоризм стал доминирующей силой в американской психологии, внимание психологов сместилось с вопроса: «Что поведение говорит нам о разуме?» на «Какова связь между стимулами от окружающей среды и поведением?» Таким образом, акцент сместился с разума как темы исследования на поведение как на темы, без ссылки на разум.

Самым известным экспериментом Уотсона был «Маленький Альберт», в ходе которого он и Розали Рэйнер (1920) издавали громкий шум (били молотком по металлической трубе) каждый раз, когда к Альберту, 9-месячному мальчику, приближалась крыса, которая Альберту первоначально нравилась. После нескольких сочетаний «шум + крыса», Альберт стал быстро отползать от крысы каждый раз при ее приближении.

Идеи Уотсона связаны с классическим обусловлением, показывающим, как сочетание одного стимула (громкий шум при приближении крысы к Альберту) с другим, ранее нейтральным стимулом (крыса), вызывает изменения в ответе на нейтральный стимул.

Источником вдохновения Уотсона для его эксперимента стали исследования Ивана Павлова, начатые в 1890-х годах, которые продемонстрировали классическое обусловление у собак. В этих экспериментах (рис. 1.6) сочетание пищи, которое вызывало слюноотделение собаки, с колокольчиком, изначально нейтральным стимулом, вызывало слюноотделение у собаки при звуке колокольчика (Pavlov I.P. Conditional Reflexes, 1927).

Рис. 1.6. В знаменитом эксперименте И.П. Павлова звук колокольчика сочетается с предъявлением еды. Первоначально только предъявление пищи вызывало слюноотделение собаки, но, после нескольких сочетаний звука колокольчика и еды, только колокольчик вызывал слюноотделение. Этот принцип научения с парными стимулами (безусловным и нейтральным), получивший название классического обусловливания, был основой эксперимента Уотсона «Маленький Альберт».

Джон Уотсон использовал процедуру классического обусловливания, чтобы доказать, что поведение можно анализировать без какой-либо ссылки на разум.

Для Уотсона то, что происходило в голове Альберта, физиологически или умственно, не имело значения. Он заботился только о том, как сочетание одного стимула с другим влияет на поведение Альберта.

По материалам E. Bruce Goldstein. Cognitive Psychology.

  • Предыдущая статья Оперантное обусловливание Скиннера
  • Следующая статья Лаборатория психологии Вундта. Структурализм и аналитическая интроспекция

Личность в психологии Джон Уотсон — основоположник бихевиоризм

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Выполнила студентка группы ПМ21оз
Рыбалкина Ю. Н.
Джон Бродес Уотсон (1878-1958)
американский психолог, основоположник
бихевиоризма
Краткая биография
Джон Бродес Уотсон (1878-1958 гг.) родился на ферме
недалеко от Гринвилла, штат Южная Каролина.
В 1894 г. – 1900 г. обучение в баптистском университете
Фурмана в Гринвилле.
1903 г. — 1908 преподаватель в Чикагском университете,
увлечение психологией. Диссертация, посвященную
физиологическому и неврологическому созреванию

белой крысы.
С 1908 г. – 1920 преподавание в должности профессора в
университете Джонса Хопкинса в Балтиморе.
1914 г. книга «Поведение: введение в сравнительную
психологию — признание зоопсихологии.
1915 г. — Джон Уотсон был избран президентом
Американской психологической ассоциации.
В 1918 г, он начал проводить исследования на детях,
что стало одной из самых первых попыток
проведения экспериментальной работы с детьми.
В 1919 г. была опубликована его следующая книга
«Психология сточки зрения бихевиориста».
1921 г. начал вторую профессиональную карьеруприкладного психолога в области рекламы.
В 1928 г. публикация книги о воспитании детей
«Психологическое воспитание ребенка»
В 1957 г., когда Уотсону исполнилось 79 лет,
Американская психологическая ассоциация внесла
его имя в почетный список.
Бихевиоризм
В формулировке Джона Уотсона бихевиоризм был
направлением психологии, первейшей задачей
которого было предсказание и контроль поведения
человека.
Уотсон вообще отрицал сознание как предмет
научного исследования, сводя психические
явления
различным
формам
поведения,
понимаемого как совокупность реакций организма
на стимулы из внешней среды.
Цель психологического изучения — предсказать,
какова будет реакция, и определить природу
действующего стимула. Возможности для реакции
очень обширны.
Классификация реакций по Дж. Уотсону
видимые
видимые наследственные
реакции
скрытые
скрытые наследственные
реакции
Знаменитая цитата Джона Уотсона
«Дайте мне дюжину здоровых, нормально
развитых младенцев и мой собственный особый мир, в
котором я буду их растить, и я… выбрав наугад ребенка,
смогу сделать его по собственному усмотрению
специалистом любого профиля — врачом, адвокатом,
торговцем и даже попрошайкой или вором — вне
зависимости
от
его
талантов,
наклонностей,
профессиональных
способностей
и
расовой
принадлежности его предков», — известная цитата из
Уотсона точно характеризует его теорию.
Уотсон утверждал, что внутренние психические
процессы человека не имеют значения, важно лишь
поведение, а оно, в свою очередь, зависит от внешней
среды и внешних стимулов.
Эксперимент «Маленький Альберт»
В самом конце 1919 года Уотсон и его ассистентка и
Розали Рейнер ставят эксперимент, который призван
показать правоту бихевиористической теории.
Их задача — вызвать посредством внешних
стимулов сложную психическую эмоцию там, где ее
раньше не было.
Эксперимент «Маленький Альберт»
Научение путем классического обусловливания
До
выработки
условного
рефлекса
Альберт не
боялся крысы
(нейтральный
стимул)
Во время
выработки
условного
рефлекса
После выработки
условного
рефлекса
Показ крысы
дополняется
неприятным
звуком, который
вызывает у
Альберта реакцию
страха
Один лишь вид
крысы вызывает у
Альберта страх
Эксперимент с крысами
Эксперимент с крысами
Одной из самых интересных работ, проведенных
Уотсоном, пожалуй, можно считать эксперимент с
крысами. Ученый сажал в коробку крысу женского
пола, а крысе мужского пола, чтобы добраться до нее,
словно рыцарю, надо было преодолеть препятствие –
электрический ток, который проходил по дну дорожки.
А потом крыса-леди менялась местами со своим
рыцарем. Оказалось, что крыса женского пола готова
преодолеть
электрическое
напряжение
гораздо
большей силы, чем крыса мужского пола. Из этого был
сделан вывод, что девочки гораздо больше
интересуются мальчиками, нежели наоборот.

English     Русский Правила

Теории детского развития: Джон Уотсон

Джон Уотсон был американским психологом, который общепризнанно считается «отцом» психологической школы бихевиоризма. Статья Уотсона 1913 года «Психология с точки зрения бихевиористов» способствовала изменению области психологии. Следуя своему бихевиористскому подходу, Уотсон провел исследования поведения животных, воспитания детей (в том числе его скандальный эксперимент «Маленький Альберт») и рекламы.

 

Джон Уотсон и бихевиоризм

Джон Уотсон (1878–1958) начал бихевиористское движение в 1913 году, когда он опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиористов». Бихевиоризм относится к психологической школе, которая делает упор на научные и объективные методы исследования. В «манифесте» Уотсона изложен ряд основополагающих предположений относительно методологии и поведенческого анализа, четко указано, что бихевиоризм фокусируется только на наблюдаемом поведении «стимул-реакция» и считает, что все виды поведения изучаются через события и ситуации в окружающей среде.

Основные предположения

  • Любому поведению обучаются в среде и формируют ее:

Бихевиоризм подчеркивает, как факторы окружающей среды влияют на поведение, фактически игнорируя врожденные или унаследованные факторы, что, по сути, является перспективой обучения. Люди рождаются с чистым сознанием (tabula rasa) и учатся новому поведению с помощью классического или оперантного обусловливания.

  • Психологию следует рассматривать как науку:

Любая теория должна быть подкреплена эмпирическими данными, полученными путем систематического наблюдения и измерения поведения. Теоретические компоненты должны быть максимально простыми.

  • Бихевиоризм в основном связан с поведением, которое можно наблюдать, а не с внутренними событиями, такими как мышление и эмоции:

Хотя бихевиористы в основном признают существование познания и эмоций, они предпочитают изучать их только в наблюдаемом контексте в контексте того, что может быть объективно и научно измерено.

  • Обучение человека очень похоже на обучение других животных:

Это означает, что исследования могут проводиться как на животных, так и на людях – так называемая сравнительная психология. Для бихевиористов исследования на животных стали основным источником данных просто потому, что такую ​​среду можно было легко контролировать.

  • Поведение является результатом реакции на стимул:

Даже сложное поведение можно свести к простой ассоциации стимул-реакция.

Подход Уотсона называется «методологическим бихевиоризмом».

Практикам следует помнить, что многие «классические» методы управления классом (например, «тайм-аут») основаны на бихевиористских принципах.

Маленький Альберт

Без учета современных этических стандартов исследование, проведенное Уотсоном и Рейнером (1920) в качестве субъекта использовали 11-месячного ребенка по имени Альберт.

Альберт плакал от звука удара по стальному стержню. В экспериментальных целях Уотсон вызывал страх перед белой крысой, показывая ребенку животное в сочетании с вызывающим страх звуком. Вскоре ребенок стал бояться и белой крысы даже при отсутствии звука.


Сопутствующие товарыдетское развитиетеории детского развития

Бихевиоризм (Джон Б. Уотсон – 1913) – 7 Принципы обучения

Торндайк и Павлов внесли важный вклад в поведенческую психологию, но именно Джон Б. Уотсон (1878–1958) отстаивал популярное бихевиористское движение. Вклад Павлова был сделан из дисциплины физиологии и был несколько косвенным. Его связь с американской поведенческой психологией была первоначально установлена ​​Уотсоном, который чувствовал, что эксперименты Павлова представляют собой хороший пример надежного экспериментального метода, используемого для наблюдения за процессом обусловливания секреторного рефлекса путем наблюдения за потоком слюны (Watson, 19).16, с. 92; 1928, с. 35; 1930, с. 50). Что касается Торндайка, то маловероятно, что он назвал бы себя «бихевиористом», поскольку только в 1913 году этот термин стал входить в моду. Этот новый термин и точка зрения на изучение психологии, к которой он относился, быстро стали доминирующей школой психологии в американских университетах. Именно в своей статье, озаглавленной «Психология с точки зрения бихевиористов» , Уотсон (1913) позиционировал поведенческую психологию как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания» с «теоретической целью» «предсказания поведения и управления им» (см. стр. 158). Уотсон (1928) более четко определили бихевиоризм, сказав, что

Бихевиоризм — это научное исследование человеческого поведения. Его реальная цель состоит в том, чтобы обеспечить основу для прогнозирования и управления людьми: в зависимости от ситуации, чтобы сказать, что человек будет делать; учитывая человека в действии, чтобы иметь возможность сказать, почему он так реагирует. (стр. 2)

Позже, размышляя о движении бихевиористов, он написал:

Бихевиоризм, как я пытался развить его в своих лекциях в Колумбийском университете в 1912 году и в своих самых ранних работах, был попыткой сделать одно: применить к экспериментальному изучению человека тот же самый вид процедуры и тот же самый язык описания, которые многие исследователи находили полезными в течение стольких лет при изучении животных ниже человека. (Уотсон, 19 лет30, с. v)

Первоначальные исследования Уотсона были сосредоточены на животных, таких как крысы (1903), кролики (Watson & Watson, 1913), птицы (например, 1907; 1908a; 1910) и обезьяны (1908b; 1909). Но к 1919 году он смог применить те же экспериментальные процедуры к изучению человека — цель, которую он поставил перед собой в своей статье 1913 года. Эта статья стала называться Бихевиористским манифестом .

Благодаря своим собственным усилиям и отчетам других исследователей, работающих в той же области, Уотсон собрал данные путем «ежедневного наблюдения за несколькими сотнями младенцев с момента рождения до первых тридцати дней младенчества и за меньшим числом детей в течение первых лет жизни». детства» (Уотсон, 19 лет)30, с. 118). Из этих данных он сделал вывод, что «маленькие дети, взятые наугад из домов как бедных, так и состоятельных, не являются хорошими субъектами» (с. 149), потому что их поведение было слишком сложным. Его решение этой проблемы заключалось в изучении детей, воспитанных в больнице, принадлежащих кормилицам. Возможно, его самые известные эксперименты были проведены для установления условных эмоциональных реакций у «Маленького Альберта», когда он подвергался воздействию различных мелких животных и одновременно издавал громкие звуки, которые, как было установлено, вызывали плач. Благодаря многократному соединению животных с шумом, сами животные стали вызывать реакции страха, плача и поведения избегания, чего раньше у них не было (Watson & Rayner, 19).20). Несколько других экспериментов, проведенных с детьми, описаны в публикации Уотсона 1930 года, озаглавленной « Бихевиоризм ».

Точка зрения Уотсона на обучение, т. е. его теория формирования привычек, иллюстрируется следующим примером, обобщенным из его наблюдений за несколькими детьми в сходных ситуациях:

трехлетний ребенок, чьи манипулятивные привычки хорошо укоренились, проблемная коробка — коробка, которую можно открыть только после того, как сделано определенное дело; например, он должен нажать внутрь маленькую деревянную кнопку. Перед тем, как передать ему, мы показываем ему открытую коробку с несколькими маленькими конфетами, а затем закрываем ее и говорим ему, что если он ее откроет, то может получить конфету. Эта ситуация для него новая. Ни одна из ранее усвоенных им сформировавшихся привычек манипулирования не сработает в этой ситуации полностью и мгновенно. Ни одна из его незаученных реакций не очень ему поможет. Чем он занимается? Это зависит от его предыдущей организации. Если он хорошо организован предыдущим обращением с игрушками, он сразу же приступает к проблеме: (1) он поднимает коробку, (2) стучит ею по полу, (3) таскает ее по кругу, (4) он прижимает к плинтусу, (5) переворачивает, (6) ударяет кулаком. Другими словами, он делает все, чему научился в прошлом в подобных ситуациях. Он демонстрирует весь свой репертуар действий — всю свою ранее приобретенную организацию, чтобы применить к новой проблеме. Предположим, что он имеет в своем распоряжении 50 заученных и незаученных отдельных ответов. Допустим, в тот или иной момент во время его первой попытки открыть коробку он показывает почти все из них, прежде чем нажимает на кнопку достаточно сильно, чтобы освободить защелку. Время, которое занимает весь процесс, скажем, около двадцати минут. Когда он открывает ее, мы даем ему его конфету, закрываем коробку и снова вручаем ему. В следующий раз он делает меньше движений; в третий раз еще меньше. За 10 попыток или меньше он может открыть коробку, не делая бесполезных движений, и он может открыть ее за две секунды. (Уотсон, 19 лет30, с. 204)

Уотсон объяснил этот случай обучения — способность открывать коробку с возрастающей скоростью и с меньшим и меньшим количеством бесполезных движений — как функцию частоты и недавности . Акт, совершаемый чаще всего, сохраняется, а остальные отмирают. Действие, которое было совершено последним, с большей вероятностью появится раньше в следующем последующем испытании. Объяснение Уотсоном недавности и частоты как основы формирования привычки подверглось критике со стороны некоторых авторов, и были проведены специальные эксперименты, чтобы продемонстрировать недостаточность одних этих двух факторов для объяснения обучения (Gengerelli, 19). 28). Однако эти факторы не формируют полной картины обучения Уотсона. В предисловии к переизданию «Бихевиоризма » Уотсона (Watson & Kimble, 2002, p. xii) Кимбл перечисляет девять гипотетических законов обучения, определенных Уотсоном.[1] Первые два — частота и давность. Остальные семь —

3. Обусловливание — это процесс замены стимула: «[условный стимул] теперь становится замещающим стимулом — он будет вызывать [реакцию] всякий раз, когда будет стимулировать субъекта» (стр. 21)

4. Процесс обусловливания распространен повсеместно: «Насколько нам известно, мы можем заменить любой стимул, вызывающий стандартную реакцию, другим стимулом» (стр. 22). Таким образом, обучение никогда не приводит к действительно новым реакциям. «Организм начинает жизнь с большим количеством единичных реакций, чем ему нужно» (стр. 24). Процесс, который, по-видимому, устанавливает новые реакции, «на самом деле касается замены стимула, а не замены реакции (стр. 25–26).
Законы 5-9 пришли от Павлова через Г. В. Анрепа (ссылки Уотсон не приводит).
5. «Условные реакции [могут быть] временными и неустойчивыми. После периодов отсутствия практики они перестают работать [но их можно] быстро восстановить».
6. «Замещенный раздражитель можно сделать [настолько специфичным, что никакой] другой раздражитель того же класса не будет вызывать рефлекс». Но, в очевидное противоречие с этой идеей, Уотсон также отметил, что условные реакции обобщаются (переходят) на сходные условные раздражители.
7. «Величина реакции зависит от силы [условного] раздражителя».
8. «Существует заметный эффект суммирования. Если собака подвергается раздельному обучению [двум стимулам], наблюдается заметное увеличение [силы реакции], если стимулы даны одновременно».
9. «Условные реакции можно «погасить»» (стр. 28-29).

Хотя роль Уотсона как признанного основателя бихевиоризма как школы психологии очевидна (Morris & Todd, 1999), его влияние на теорию образовательного обучения ограничено, о чем свидетельствует (в лучшем случае) косвенное освещение, которое он дает во всеобъемлющем книги по теории обучения (например, Bohlin et al.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts