Эдипов комплекс что это такое: Эдипов комплекс — причины, симптомы, стадии, последствия, лечение

Эдипов комплекс у мальчиков – что это, проявления

Эдипов комплекс у мальчиков – это понятие, введенное З.Фрейдом для определения явления, когда ребенок 3-5 лет считает маму своей собственностью, ревнуя ее к отцу и всячески ограничивая общение родителей между собой.

Комплекс Эдипа у мальчиков также иногда встречается в неполных семьях. Тогда ребенок может ревновать маму к любому человеку, с которым ему приходится делить ее внимание.

Содержание

  • Стадии развития, на которых у ребенка может сформироваться комплекс Эдипа
    • Оральная
    • Анальная
    • Фаллическая
    • Латентная
    • Генитальная
  • Симптомы проявления
  • Общие симптомы Эдипова комплекса у мальчиков и девочек
  • Признаки у мальчиков
  • Признаки Эдипова комплекса у девочек
  • Как не задержаться в эдиповом состоянии
  • Мои рекомендации родителям
  • Заключение

Стадии развития, на которых у ребенка может сформироваться комплекс Эдипа

Зигмунд Фрейд выделяет 5 стадий развития ребенка, на каждой из которых есть вероятность возникновения эдипова комплекса у девочек и мальчиков.

Оральная

Зигмунд Фрейд называл оральной стадию развития человека от рождения до полутора лет. В этот период познание мира, по его мнению, происходит посредством рта. Ребенок считает материнскую грудь своей собственностью, поэтому отказ в молоке воспринимает очень близко к сердцу. Если за первые полтора года жизни малыш не получил материнской любви и ласки в полной мере, то вероятность развития эдипова комплекса у мамы и сына повышается.

Анальная

По Фрейду, анальная стадия продолжается от полутора до трех лет. В этом возрасте кроха учится контролю своих естественных физиологических потребностей. Самое главное для родителей на этом этапе – хвалить малыша, когда он сходил в туалет на горшочек, и не ругать, если мимо. В противном случае он может вырасти слишком замкнутым и сдержанным.

Фаллическая

Это период с 3 до 5 лет. Здесь малыш начинает интересоваться половыми отличиями людей и собственным телом, выяснять, как он появился. Нормальными являются бессознательные прикосновения к собственным половым органам- это также один из способов познания собственного тела. В этом же возрасте формируется первая привязанность, а мама становится первым объектом для проявления собственной сексуальности.

Постепенно мальчик или девочка начинает понимать и свою гендерную принадлежность и тянуться к тому из родителей, к кому испытывает наибольшее чувство привязанности. Здесь же возможно появление первой ревности одного родителя к другому в связи со страхом у малыша потерять привязанность с более близким человеком и нежеланием делиться этой любовью с кем-то другим.

Латентная

Это стадия развития от 6 до 12 лет. В этом периоде сексуальность растущего человека никак себя не проявляет, но при этом в его сознании формируются важные понятия о собственном «Я», о рамках и границах поведения. В результате формируется комплекс правил, которые ограничивают возможности демонстрации собственного «Я». Ребенок развивается с учетом специфики общества, в котором он растет.

Генитальная

Эта стадия продолжается от начала полового созревания до конца жизни. Человек в этом возрасте начинает осознавать свои сексуальные потребности при общении с противоположным полом и способен их реализовать. Он учится направлять свою симпатию в адекватное русло, проявляющееся в обычном общении. Появляется стремление к проведению большого количества времени с понравившимся представителем противоположного пола.

Симптомы проявления

Симптомы комплекса Эдипа обычно проявляются только в поведении. Чаще всего они активизируются в ситуации, когда ребенку приходится делить мамино внимание со своим отцом.

Общие симптомы Эдипова комплекса у мальчиков и девочек

Можно выделить практически одинаковые признаки комплекса, которые проявляются у мальчиков и девочек по отношению к матери:

  • Повышенная раздражительность. Нервозность малыша связана с постоянным психологическим давлением, с которым ребенок не может справиться.
  • Капризность. Малышу важно, чтобы внимание мамы или папы всегда было приковано к нему, в ином случае он отказывается выполнять какую-либо деятельность.
  • Трудности с расставанием. Например, сын (или дочь) не желает отпускать родителей на работу, так как считает их своей собственностью и не готов с ними надолго расставаться.
  • Отказ от общения со сверстниками. Вместо того, чтобы общаться с детьми своего возраста, малыш выбирает игры с родителями.

Признаки у мальчиков

Мальчик на постоянной основе кричит и плачет в случаях, когда мамино внимание направляется на папу. Он считает, что мама – только его, и не хочет ею делиться ни с кем, в том числе с отцом. Папу же ребенок считает своим конкурентом, постоянно с ним ссорится, пытается физически отгородить от мамы и разорвать связь родителей друг с другом.

Признаки Эдипова комплекса у девочек

Девочка после трех лет начинает идентифицировать себя с мамой, находить все больше и больше схожих черт. В результате дочь с мамой становятся одним целым, малышка также считает мать только своей, не позволяя ей полноценно общаться с супругом: плачет, кричит, привлекает к себе внимание, отказывается от общения с папой, не желает что-либо делать в его присутствии.

Эдипов комплекс у девочек по отношению к отцу также встречается, но называется комплексом Электры. В этом случае девочка, наоборот, считает своим мужчиной отца, видя в маме соперницу и ревнуя к ней папу.

Как не задержаться в эдиповом состоянии

Комплекс Эдипа — это нормальный период развития человека, но важно помочь малышу его пережить. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть эдипов комплекс, необходимо постоянно соблюдать в семье некоторые правила:

  • Нужно установить четкую иерархию в семье: на первой ступени – папа, на второй – мама, на третьей – ребенок, на последней – домашние любимцы. Такая вертикаль поможет малышу избавиться от надежды стать в семье главным. В результате свою энергию он сможет направить в спорт или творчество.
  • Папа должен быть главой семьи не только на словах. Малыш с раннего детства должен видеть, что все члены семьи, которые по иерархии стоят ниже отца, обязательно обсуждают с ним все важные решения.
  • Важно приобщать малыша к детским разнополым группам, направляя его энергию в творческую деятельность.
  • От навязчивой идеи жениться на маме, когда он вырастет, ребенка может избавить демонстрация внешних изменений, связанных с возрастом. Например, показать, что бабушка тоже была когда-то молодой и красивой. Быть может, малыш осознает, что к его взрослению мама сильно изменится.
  • С первых заявлений ребенка о том, что он хочет жить с мамой, когда вырастет, необходимо дать ему понять, что это исключено, так как она уже замужем за папой, а он – их ребенок.

Мои рекомендации родителям

Для того, чтобы эдипов комплекс у детей прошел бесследно и не продлился у ребенка всю жизнь, можно дать родителям несколько рекомендаций:

  • Устанавливать доверительные отношения в семье. Малыш должен знать, что родители – это люди, с которыми можно поговорить практически о любой проблеме. Многие дети по своим ощущениям очень одиноки, потому что не могут выразить родителям свои переживания. Симптомы комплекса Эдипа уйдут быстрее, если у родителей с ребенком будет найден психологический контакт.
  • Уделять достаточное количество внимания. Часто именно из-за ощущения недостатка внимания ребенок начинает придумывать себе истории о том, что мама папу любит, а его – нет. Чтобы этого не происходило, важно общаться с ребенком, проводить вместе время, гулять и заниматься совместным творчеством.
  • Общаться. Важно стараться ответить на все вопросы, возникающие у ребенка, иначе он придумает им свои фантастические решения. Например, если ребенок видит, что родители что-то от него скрывают, то он может подумать, что они его разлюбили, и искренне поверить в эту собственную мысль. Необходимо объяснять ребенку, что любовь между родителями и к ребенку качественно отличается, и ее нельзя сравнивать. Также важно показать малышу его место в цепочке семейных отношений.
  • Социализировать. Чем больше ребенок общается со сверстниками, тем меньше у него желания проводить время только с мамой. Не стоит ограничивать общение малыша только семейными связями.

Заключение

З. Фрейд считал, что эдипов комплекс у мальчиков –это нормальное явление, возникающее у ребенка в возрасте 3-5 лет, то есть на фаллической стадии развития. Оно заключается в том, что малыш считает маму только своей и не желает делить ее внимание со своим папой. Для преодоления комплекса необходимо помочь ребенку осознать свое место в структуре семьи и окружить его вниманием и заботой, чтобы он не чувствовал себя одиноко.

Эдипов комплекс: 6 признаков, что он есть у вашего ребенка

Фото
Vasyl Dolmatov/Getty Images/E+

детский психолог

Родом из Древнего мира

Согласно древнегреческому мифу, оракулы предрекли фиванскому царю Лаю, что он погибнет от руки собственного сына. Поэтому Эдип был брошен на верную смерть в пустыне, но подобран и воспитан чужими людьми, которых считал родителями. Повзрослевшему Эдипу каким-то образом открылось касавшееся его пророчество, и он покинул дом, не желая, чтобы оно сбылось. Судьба столкнула его с незнакомцем — Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. А затем неподалеку от города Фивы уничтожил чудовище, наводившее ужас на горожан. Фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он женился на вдове Лая, не ведая, что это его родная мать.

«Кого ты больше любишь, меня или папу?», «Я хочу спать вместе с вами», «Когда я вырасту — выйду замуж за папу». Вы уже слышали эти фразы от своих детей? Ну что ж, значит, об эдиповом комплексе вы знаете не понаслышке! На самом деле на этом этапе речь идет об эдиповой ситуации и эдиповом конфликте — типичной практически для всех детей стадии развития. Если же конфликт в определенном возрасте остается неразрешенным, тогда уже говорят об эдиповом комплексе как о некотором психологическом неблагополучии, отражением которого станут трудности во взаимоотношениях с другими людьми и другие сложности.

Как это происходит?

Ситуация, о которой пойдет речь ниже, возникает в возрасте 2–3 лет, когда малыш постепенно «отделяется» от мамы и начинает воспринимать себя членом тройственного союза, в котором ему отныне предстоит найти свое место. Как правило, вступая в эдипову стадию, ребенок испытывает активно собственнические, очень нежные чувства к родителю противоположного пола и стремление утвердиться и соперничать с родителем своего пола. Обычно чувства ребенка довольно сильные и противоречивые, но при этом для него — это шаг в сферу новых, волнующих переживаний.

Не правда ли, необыкновенно приятно, когда ваш маленький сын смотрит на вас с таким обожанием! Как на всемогущую и прекрасную богиню. А каково в этот период положение отца в семье?

Олег, папа трех мальчиков, говорит об этом со знанием дела: «Я был не в восторге от сложностей, возникающих между моей женой и сыновьями. Я чувствовал себя полностью исключенным из происходящего. Когда нашему младшему сыну исполнилось три года, он взял за привычку под утро залезать к нам в постель. В полусне он устраивался между мамой и мной и засыпал как ангелочек. Его маму это так умиляло, что она не протестовала против вторжения на нашу территорию. Однажды я не выдержал и попытался запретить ему забираться к нам в кровать, но у этого хитрюги оказалось немало способов убедить нас, что он просто не может спать один. Жене с трудом удалось убедить его спать в своей кроватке».

И мальчики, и девочки в своем развитии проходят две фазы эдипова комплекса. Так называемую негативную фазу, во время которой ребенок испытывает влечение к родителю своего пола и соперничает с родителем противоположного пола. И позитивную, где ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола и чувство соперничества с родителем своего пола.

Ребенок, вошедший в эдипову стадию, хочет безраздельно владеть одним из родителей, быть для него единственным. Другой же родитель воспринимается как противник. Ребенок испытывает к нему сильную ревность, но одновременно бессознательно идентифицируется с ним. Таким образом, мальчик «присваивает» себе мужественные черты отца, его авторитетность и властность, а девочка становится женственной, как мама. Соперничество с одним из родителей приносит малышу немало переживаний: он колеблется между желанием не видеть папу и маму вместе и чувством вины за плохие мысли. Порой это так влияет на ребенка, что ему могут начать сниться пугающие сны, в которых «обиженный» им родитель может предстать в виде людоеда или злой колдуньи. Подобные образы выдают страх ребенка перед наказанием со стороны родителя-соперника за его притязания.

Фото
Getty Images/Westend61

Уже началось?

Маленькие дети могут быть очень изобретательными в проявлениях соперничества и любви. Вот некоторые из типичных признаков:

  • Возросшая агрессивность во время игр с мамой или папой, периодически вам «как бы случайно» пребольно достается.

  • Капризы, постоянные споры и непослушание при появлении родителя-соперника. Что неудивительно, он ведь нарушил идиллию.

  • Обожаемое дитя так и льнет к возлюбленному родителю, а поцелуи часто попадают в губы.

  • Малыш плачет, бушует и обижается, когда родители уединяются. Это его способ разрушить пару.

  • Он просачивается в супружескую постель под предлогом, что ему не спится, он не может быть один или ему приснился страшный сон.

  • Малыш писает в кроватку по ночам. Он же не может спать на мокром?! И вот он уже в вашей постели. В общем, у маленького хитреца найдется в запасе немало способов добиться своего.

Что делать?

В этот период родителям бывает довольно трудно выбрать правильную линию поведения. И родитель, ставший объектом влюбленности ребенка, и родитель-соперник оказываются в одинаково непростом положении, столкнувшись с проявлениями детской сексуальности и агрессивными реакциями. В любом случае ваши ответные проявления не должны быть слишком сильными. Не стоит реагировать бурной встречной агрессией на враждебность ребенка и интенсивно отвечать на его любовные притязания. Избегайте и другой крайности — игнорирования чувств ребенка. Малыш будет переживать из-за отказа родителей замечать происходящие в нем перемены. В этот, порой непростой период важно помнить, что ребенок учится устанавливать более зрелые отношения, а также регулировать проявление влечений и импульсивное поведение.

Родитель, ставший объектом обожания, на первый взгляд находится в более «выгодном» положении, но и его ответственность за сохранение правильной расстановки сил в семье очень велика. Например, если мама слишком потворствует сыну, ситуация только усугубится. Очень важно, чтобы отец не самоустранялся от решения вопроса, а иллюзии сына не подпитывались и не получали подтверждения. Нельзя позволить ребенку поверить, что его родитель может стать впоследствии его мужем или женой.

Возможно, многие задумаются о том, как быть, если у малыша только один родитель. Будет ли он в этом случае переживать эдипову стадию? Да, будет, важно, чтобы отсутствующий родитель продолжал существовать в мыслях ребенка. Для этого надо чаще говорить о нем, не слишком идеализируя и посвящая ребенка в то, как его отец или мать отнеслись бы к тем или иным вещам. Таким образом, малыш будет проживать эдипову фазу столь же полноценно, как и ребенок из полной семьи.

Как правило, эдипова стадия заканчивается к 5–7 годам. Все дети проходят этот путь по-разному. Некоторые пытаются безраздельно завладеть маминым вниманием и чувствами и агрессивно реагируют на отца. Другие довольно спокойно проживают этот период и очень быстро переключаются на новую фигуру — воспитательницу или папиных друзей. Впрочем, в любом случае для родителей это прекрасная возможность в легкой, но очень четкой форме сформулировать запрет на инцест. «Ты никогда не сможешь жениться на маме или выйти замуж за папу. Когда ты станешь взрослым, ты сможешь жениться на ком-то другом, и у вас будут дети». С одной стороны, это сильно разочарует ребенка, но с другой — будет способствовать укреплению его чувства реальности.

Больше полезных и интересных материалов о семейной психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Наталия Богданова

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Полная викторина по искусству

Перенеситесь в эти 5 картин Клода Моне

Что такое новый вариант COVID-19 BA.2?

Эдипов комплекс — Psynso

В психоаналитической теории термин Эдипов комплекс обозначает эмоции и идеи, которые ум удерживает в бессознательном посредством динамического подавления, которые концентрируются на желании мальчика сексуально обладать своей матерью и убить своего отца.

В ходе его психосексуального развития комплекс представляет собой фаллическую стадию формирования у мальчика дискретной половой идентичности; аналогичный опыт девушки — комплекс Электры. Эдипов комплекс возникает на третьей — фаллической стадии (возраст 3–6 лет) — из пяти стадий психосексуального развития: (i) оральной, (ii) анальной, (iii) фаллической, (iv) латентной и (v) ) генитальный — при котором источник либидо-удовольствия находится в другой эрогенной зоне тела младенца.

В классической психоаналитической теории Фрейда идентификация ребенка с родителем своего пола является успешным разрешением Эдипова комплекса и комплекса Электры; его и ее ключевой психологический опыт для развития зрелой сексуальной роли и идентичности. Зигмунд Фрейд далее предположил, что девочки и мальчики разрешают свои комплексы по-разному: он с помощью страха кастрации, она с помощью зависти к пенису; и что неудачные решения могут привести к неврозу, педофилии и гомосексуализму. Следовательно, мужчин и женщин, зациклившихся на эдипальной и электровской стадиях своего психосексуального развития, можно считать «фиксированными на матери» и «фиксированными на отце», что проявляется, когда супруг (сексуальный партнер) напоминает мать или отца.

 

Предыстория

 

Психолог Зигмунд Фрейд (16 лет) с матерью в 1872 году.

 

В качестве психологической метафоры Фрейда, описывающей психосексуальное соперничество сына и отца за обладание матерью, Эдип Комплекс происходит от греческого мифологического персонажа V века до н.э. Эдипа, который невольно убивает своего отца Лая и женится на своей матери Иокасте (ср. «Царь Эдип» Софокла, ок. 429 г.).ДО Н.Э). Как психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939) предположил, что Эдипов комплекс является универсальным психологическим явлением, врожденным (филогенетическим) человеческим существам и причиной большей части бессознательной вины; Фрейд так описал человека Эдипа:

«Его судьба движет нами только потому, что она могла быть нашей — потому что Оракул еще до нашего рождения наложил на нас то же проклятие, что и на него. Судьба всех нас, возможно, состоит в том, чтобы направить наш первый сексуальный импульс на нашу мать и нашу первую ненависть и наше первое смертоносное желание против нашего отца. Наши сны убеждают нас, что это так.

В классической психоаналитической теории Эдипов комплекс возникает на фаллической стадии психосексуального развития (возраст 3–6 лет), когда также происходит формирование либидо и Эго; тем не менее, это может проявиться в более раннем возрасте.

 

Теоретическая эволюция Эдипа

Шестиступенчатая хронология теоретической эволюции Зигмунда Фрейда Эдипова комплекса:

  • Стадия 1. 1897–1909 гг. После смерти отца в 1896 году и просмотра пьесы Софокла «Царь Эдип» Фрейд начинает использовать термин «Эдип».
  • 2 этап. 1909–1914 гг. Предполагает, что эдипово желание является «ядерным комплексом» всех неврозов; первое использование «Эдипов комплекс» в 1910 году.
  • 3 этап. 1914–1918 гг. Рассматривает отцовский и материнский инцест.
  • 4 этап. 1919–1926 гг. Полный Эдипов комплекс; идентификация и бисексуальность концептуально очевидны в более поздних работах.
  • Этап 5. 1926–1931 гг. Применяет теорию Эдипа к религии и обычаям.
  • 6 этап. 1931–1938 гг. Исследует «женское Эдипово отношение» и «негативный Эдипов комплекс»; позже «Комплекс Электры».

 

Эдипов комплекс

На фаллической стадии решающим психосексуальным опытом мальчика является Эдипов комплекс — соревнование сына и отца за обладание матерью. Именно на этой третьей стадии психосексуального развития (возраст 3–6 лет) гениталии ребенка являются его или ее основной эрогенной зоной; таким образом, когда дети осознают свое тело, тела других детей и тела своих родителей, они удовлетворяют физическое любопытство, раздеваясь и исследуя себя, друг друга и свои гениталии, таким образом изучая анатомические различия между «мужскими» и «мужскими» гениталиями. «женщина» и гендерные различия между «мальчиком» и «девочкой».

Психосексуальный инфантилизм — несмотря на то, что мать является родителем, который в первую очередь удовлетворяет желания ребенка, у ребенка начинает формироваться дискретная сексуальная идентичность — «мальчик», «девочка», — что изменяет динамику отношений между родителями и детьми; родители становятся объектами инфантильной либидинозной энергии. Мальчик направляет свое либидо (половое влечение) на мать, а ревность и эмоциональное соперничество направляет на отца, потому что это он спит с матерью. Более того, чтобы способствовать союзу с матерью, Оно мальчика хочет убить отца (как это сделал Эдип), но прагматическое Эго, основанное на принципе реальности, знает, что отец — более сильный из двух мужчин, соревнующихся за обладание единственной женщиной. Тем не менее у мальчика сохраняется двойственное отношение к месту отца в семье, что проявляется в страхе перед кастрацией со стороны физически большего отца; страх — это иррациональное, подсознательное проявление инфантильного Оно.

Психологическая защита. У представителей обоих полов защитные механизмы обеспечивают временное разрешение конфликта между побуждениями Ид и побуждениями Эго. Первый защитный механизм — это вытеснение, блокирование воспоминаний, эмоциональных импульсов и идей из сознательного разума; однако его действие не разрешает конфликт Ид-Эго. Второй защитный механизм — это идентификация, посредством которой ребенок включает в свое эго личностные характеристики родителя того же пола; приспосабливаясь таким образом, мальчик уменьшает свою тревогу кастрации, потому что его сходство с отцом защищает его от гнева отца в их материнском соперничестве; адаптируясь таким образом, девочка облегчает идентификацию с матерью, которая понимает, что, будучи женщинами, ни одна из них не обладает пенисом и, следовательно, не является антагонистом.

Dénouement — Неразрешенное соперничество между сыном и отцом за психосексуальную одержимость матерью может привести к фиксации на фаллической стадии, способствующей превращению мальчика в агрессивного, чрезмерно амбициозного и тщеславного мужчину. Следовательно, удовлетворительное родительское обращение и разрешение Эдипова комплекса наиболее важны для развития мужского инфантильного Супер-Эго, потому что, идентифицируясь с родителем, мальчик усваивает Нравственность, таким образом, он выбирает соблюдение социальных правил, а не рефлекторно. подчиняться, опасаясь наказания.

 

Эдипов случай

В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) на примере эквинофобного мальчика «Маленького Ганса» Фрейд показал, что связь между страхами Ганса и лошадей и его отца — производные от внешних факторов, рождения сестры и внутренних факторов, желания инфантильного Оно заменить отца в качестве компаньона матери и вины за наслаждение мастурбацией, нормальной для мальчика его возраста. Более того, его признание в желании иметь потомство с матерью считалось доказательством сексуального влечения мальчика к родителю противоположного пола; он был гетеросексуальным мужчиной. Тем не менее, мальчик Ганс не мог связать боязнь лошадей со страхом своего отца. Как лечащий психоаналитик Фрейд отметил, что «Гансу нужно было сказать много вещей, которые он не мог сказать сам» и что «ему нужно было представить мысли, которыми он до сих пор не проявлял признаков обладания».

 

Женское Эдипово отношение

Первоначально д-р Фрейд в равной степени применил Эдипов комплекс к психосексуальному развитию мальчиков и девочек, но позже модифицировал женские аспекты теории как феминное Эдипово отношение и отрицательный Эдипов комплекс; тем не менее именно его ученик и сотрудник Карл Юнг в 1913 году предложил комплекс Электры для описания конкуренции дочери и матери за психосексуальное обладание отцом.

На фаллической стадии комплекс Электры девочки является ее решающим психодинамическим опытом в формировании дискретной сексуальной идентичности (эго). В то время как у мальчика развивается страх кастрации, у девочки развивается зависть к пенису, коренящаяся в анатомическом факте: без пениса она не может сексуально обладать матерью, как того требует инфантильное Оно. В результате девочка перенаправляет свое стремление к сексуальному союзу на отца, тем самым продвигаясь к гетеросексуальной женственности, кульминацией которой является рождение ребенка, который заменяет отсутствующий пенис. Кроме того, после фаллической стадии психосексуальное развитие девочки включает перенос ее первичной эрогенной зоны из детского клитора во взрослое влагалище.

Таким образом, Фрейд считал, что отрицательный Эдипов комплекс девочки более эмоционально интенсивен, чем у мальчика, что потенциально приводит к тому, что женщина становится покорной и неуверенной в себе личностью; таким образом, неразрешенный комплекс Электры, конкуренция дочери и матери за психосексуальное обладание отцом, может привести к фиксации на фаллической стадии, способствующей превращению девочки в женщину, которая постоянно стремится доминировать над мужчинами (а именно, зависть к пенису), либо в качестве необычайно соблазнительной женщины. (высокая самооценка) или как необычно покорная женщина (низкая самооценка). Таким образом, удовлетворительное родительское обращение и разрешение комплекса Электры наиболее важны для развития женского инфантильного Супер-Эго, потому что, идентифицируя себя с родителем, девочка интернализует Мораль, таким образом, она выбирает соблюдение социальных правил, а не рефлекторно. подчиняться, опасаясь наказания.

 

Теоретический пересмотр Фрейда

Когда Зигмунд Фрейд (1856–1939) предположил, что Эдипов комплекс является психологически универсальным, он спровоцировал эволюцию фрейдистской психологии и психоаналитического метода лечения как соратниками, так и конкурентами; некоторые примеры:

Карл Юнг — В противовес предположению Фрейда о том, что психосексуальное развитие мальчиков и девочек одинаково, что каждый из них изначально испытывает сексуальное влечение (либидо) к матери и агрессию по отношению к отцу, студент-сотрудник Карл Юнг возражал. предположил, что девочки испытывали стремление к отцу и агрессию по отношению к матери через комплекс Электры, происходящий от греческого мифологического персонажа 5-го века до нашей эры Электры, которая замышляла матрицидную месть с Орестом, ее братом, против Клитемнестры, их матери, и Эгиста, их отчима, за их убийство Агамемнона, ее отца (ср. Электра, Софоклом). Более того, поскольку он является родным для фрейдовской психологии, ортодоксальная юнгианская психология использует термин «эдипов комплекс» только для обозначения психосексуального развития мальчика.

Эдипов комплекс: Отто Ранк позади Зигмунда Фрейда и других психоаналитиков (1922).

 

Отто Ранк — В классической психологии Фрейда Супер-Эго, «наследник Эдипова комплекса», формируется по мере того, как младенец усваивает семейные правила своего отца. Напротив, в начале 1920-х годов, используя термин «доэдипальный», Отто Ранк предположил, что могущественная мать мальчика была источником супер-эго в ходе нормального психосексуального развития. Теоретический конфликт Ранка с Фрейдом исключил его из внутреннего круга фрейдистов; тем не менее, позже он разработал психодинамическую теорию объектных отношений в 1919 году.25.

Мелани Кляйн — В то время как Фрейд предположил, что отец (отцовский фаллос) играет центральную роль в инфантильном и взрослом психосексуальном развитии, Мелани Кляйн сосредоточилась на ранних материнских отношениях, предполагая, что эдипальные проявления заметны в первый год жизни, устный этап. Ее предложение было частью спорных дискуссий (1942–44) в Британской психоаналитической ассоциации. Кляйнианские психологи предположили, что «в основе эдипова комплекса, как его описал Фрейд… . . существует более ранний слой более примитивных отношений с эдипальной парой». Более того, работа Кляйн уменьшила центральную роль эдипова комплекса с концепцией депрессивной позиции.

Эдипов комплекс: Уилфред Бион (1916).

 

Уилфред Бион — «Для пост-кляйнианского Биона миф об Эдипе касается исследовательского любопытства — поиска знаний — а не сексуальных различий; другим главным героем эдиповой драмы становится Тиресий (ложная гипотеза, возведенная на фоне беспокойства о новой теории)». В результате «Бион считал центральным преступлением Эдипа его настойчивое стремление узнать правду любой ценой».
Эдипов комплекс: Жак Лакан.

Жак Лакан — С постмодернистской точки зрения Жак Лакан выступал против удаления Эдипова комплекса из центра опыта психосексуального развития. Он считал, что «Эдипов комплекс — поскольку мы продолжаем признавать его — охватывающим все поле нашего опыта с его значением. . . [который] накладывает на человека царство культуры», знаменуя его или ее приобщение к символическому порядку. Таким образом, «ребенок узнает, что такое сила, независимая от самого себя, когда он проходит через Эдипов комплекс. . . столкновение с существованием независимой от себя символической системы». Более того, предположение Лакана о том, что «тройственное отношение эдипова комплекса» освобождает «узника дуальных отношений» отношений сына и матери, оказалось полезным для более поздних психоаналитиков; таким образом, для Болласа «достижение» Эдипова комплекса состоит в том, что «ребенок начинает понимать кое-что о странности обладания собственным разумом. .. . . обнаруживает множественность точек зрения». Точно так же, по Рональду Бриттону, «если связь между родителями, воспринимаемыми как любовь и ненависть, может быть допущена в сознании ребенка… . . это дает нам возможность видеть себя во взаимодействии с другими, и. . . для размышлений о себе, оставаясь собой». Таким образом, в книге «Голубь, который возвращается, голубь, который исчезает» (2000) Майкл Парсонс предположил, что такая точка зрения позволяет рассматривать «Эдипов комплекс как пожизненную проблему развития… . . [с] новыми видами эдипальных конфигураций, которые принадлежат более поздней жизни».

В 1920 году Зигмунд Фрейд писал, что «с развитием психоаналитических исследований важность Эдипова комплекса становится все более и более очевидной; его признание стало ширмой, отличающей сторонников психоанализа от его противников»; таким образом, он оставался теоретическим краеугольным камнем психоанализа примерно до 1930 года, когда психоаналитики начали исследовать доэдипальные отношения сына и матери в рамках теории психосексуального развития. Джанет Малкольм сообщает, что к концу 20-го века для «авангарда» психологии объектных отношений события эдипова периода выглядят бледными и несущественными по сравнению с головокружительными психодрамами младенчества. . . . Для Когута, как для Винникотта и Балинта, Эдипов комплекс не имеет значения при лечении тяжелой патологии». Тем не менее эго-психология продолжала утверждать, что «Эдипов период — примерно от трех с половиной до шести лет — подобен Лоренцу, стоящему перед цыпленком, это самый формирующий, значительный, формирующий опыт человеческой жизни. . . Если взять взрослую жизнь человека — его любовь, его работу, его увлечения, его амбиции — все они указывают на Эдипов комплекс».

 

Критика

Современные психоаналитики в разной степени признают универсальность эдипова комплекса; Ганс Келлер предположил, что это так, «по крайней мере, в западных обществах»; а другие считают, что этнологи уже установили его темпоральную и географическую универсальность. Тем не менее, немногие психоаналитики не согласны с тем, что «ребенок затем вступает в эдипальную фазу. . . [который] включал в себя острое осознание сложного треугольника, включающего мать, отца и ребенка», и что «в развитии обычно наблюдаются как положительные, так и отрицательные эдипальные темы». Несмотря на свидетельства конфликта между родителями и детьми, психологи-эволюционисты Мартин Дейли и Марго Уилсон отмечают, что это не связано с сексуальным владением родителем противоположного пола; таким образом, в убийстве (1988), они предположили, что Эдипов комплекс дает мало проверяемых предсказаний, потому что они не нашли признаков Эдипова комплекса у людей.

Более того, в книге «Больше никаких глупых песен о любви: Путеводитель по романтике для реалистов» (2010) Анушка Гроуз сказала, что «большое количество людей в наши дни считают, что Эдипов комплекс Фрейда больше не существует… . . «опровержены» или просто признаны ненужными где-то в прошлом веке». Более того, с постмодернистской точки зрения Гроуз сказал, что «Эдипов комплекс на самом деле не такой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts