краткое описание и особенности проведения
Эксперимент в психологии — это основной метод научного познания. С его помощью исследуются изменения в поведении человека (либо же группы лиц) в ситуации планомерного управления теми факторами, которые его определяют. Для достижения цели исследователю необходимо создать конкретные для их появления условия.
Существенной чертой эксперимента является четкое и жесткое выделение конкретного изучаемого фактора. Обязательное условие — регистрация появляющихся изменений.
Но в психологии, естественно, невозможно добиться абсолютной изоляции. Именно поэтому выделение фактора осуществляется только подбором, а также сравнением и изучением двух групп респондентов, двух ситуаций и прочего.
Виды экспериментов
Можно выделить несколько параметров, на основе которых выделяются разные виды этого психолого-педагогического метода.
Во-первых, по форме организации выделяется естественный и лабораторный эксперимент. Второй вид проводится обычно в искусственных условиях, которые призваны обеспечить исключительную чистоту полученных результатов.
Методы исследования в психологии: классификация и краткая…
Психология – это официальная наука, а значит, располагает всеми теми инструментами, аппаратами,…
Естественный же эксперимент проводят, как правило, в обычных, стандартных для испытуемого условиях. Существенным его недостатком является обязательное присутствие неконтролируемых факторов. Но вот влияние их не может быть установлено, а также измерено количественно.
Во-вторых, по целям выделяется формирующий и констатирующий эксперимент. Попытаемся разобраться в основных нюансах их разделения.
Констатирующий эксперимент представляет собой психологический метод, который устанавливает наличие определенного и обязательного явления или факта. Но для достижения этой цели он должен отвечать определенным требованиям. Так, эксперимент сможет стать констатирующим только в том случае, если перед исследователем стоит задача выявления имеющегося состояния, а также уровня сформированности определенного свойства, либо же изучаемого фактора. Следовательно, приоритетным для изучения становится актуальный уровень в развитии выделенного параметра у респондента, либо же группы испытуемых. Именно этим определяются цель и задачи данного метода. Констатирующий эксперимент имеет следующее назначение: измерение имеющегося уровня развития, а также получение начального материала для организации дальнейшего исследования, формирующего эксперимента.
Основные способы возрастной психологии
Возрастная психология изучает категорию «возраст» и изменения, происходящие в психике человека на…
Этот метод называют также обучающий и преобразующий, который ставит целью активное формирование определенных параметров в психическом развитии человека, уровнях деятельности и так далее. Формирующий эксперимент обычно используют при изучении определенных путей развития личности. Это обеспечивается при помощи комплекса наук. Так, например, при воспитании ребенка необходим будет синтез психологических знаний с педагогическими поисками.
Целью формирующего эксперимента является: обучение знаниям и умениям; развитие навыков и определенных качеств личности.
Но чтобы он имел положительный результат, к экспериментатору и самому методу будут предъявляться конкретные требования:
- Необходима теоретическая разработанность представлений о выделенных в изучении психологических параметрах, которые, собственно, будут формироваться.
- Должен быть четко спланирован ход и программа эксперимента.
- В процессе работы необходим полный учет имеющихся факторов в реальном обучении, которые влияют на формировании изучаемых явлений в психике.
Ученый должен уметь правильно выбрать в соответствии с целями исследования тот метод, который ему необходим: констатирующий эксперимент, лабораторный, формирующий, либо же естественный.
Десять правил проведения констатирующего педагогического эксперимента в курсовой и дипломной работе — Светлана Авдеева на vc.ru
Ни одна серьезная курсовая и тем более дипломная работа немыслима без практической части. В педагогике и психологии эта часть носит название констатирующего эксперимента и представляет собой особый комплекс методов, направленный на обеспечение убедительного подтверждения или опровержения гипотезы, которая была выдвинута в самом начале исследования.
548 просмотров
Этапы эксперимента
Как правило, в эксперименте принято выделять три больших этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап является началом работы. Он использует различные методики анализа и служит для выявления исходных особенностей психики учащихся. Именно благодаря этому этапу составляются в дальнейшем методы и приемы, которые смогут как-то изменить исходную ситуацию в лучшую сторону.
Следующий этап — формирующий. На данном отрезке идет реализация намеченных на первом этапе методов и приемов, призванных улучшить текущую ситуацию
На заключительном этапе делаются выводы о том, как же повлияли вышеуказанные методы и приемы на ситуацию в целом и на каждого ученика в отдельности. Таким образом, задачей данного этапа можно по праву считать оценку эффективности и результативности проделанной формирующей работы.
Правила проведения эксперимента
Правило первое – объективность
Как вы понимаете, абсолютной, стопроцентной объективности в психолого-педагогических экспериментах достичь просто невозможно в силу достаточно сильного личностного начала того, кто эти эксперименты проводит. Однако все же необходимо стремиться к объективации действительности.
Правило второе – правильно заданные вопросы
Правильно заданные вопросы – половина успеха проводимого эксперимента. Необходимо отметить тот факт, что львиная доля открытий в области естественно-научных и социальных дисциплин является следствием постановки содержательных вопросов, с одной стороны, и острой наблюдательности ученых, с другой.
Правило третье – опора на научные методы
В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов психологии выступают:
- близнецовый метод,
- социометрия,
- анализ результатов деятельности,
- моделирование,
- анкетирование
- тестирование (с целью диагностики или прогноза),
- беседа и наблюдение.
Близнецовый метод состоит в сопоставлении тех или иных особенностей близнецовой пары. Он позволяет узнать, насколько сильное влияние на человека оказывают наследственные факторы и ближайшее окружение.
Социометрия – методика изучения внутрииерархических связей в малых группах и влияние коллектива на формирование личности.
Моделирование – метод, основанный на воспроизведении педагогических и психических процессов и явлений, а также субъектов образования с помощью реальных (физических) или идеальных (логических, математических) моделей.
Анализ результатов деятельности позволяет на основании рассматривания объективных продуктов деятельности сделать выводы о психолого-педагогических особенностях субъекта или субъектов данной деятельности. В нашем случае такими субъектами будут выступать учащиеся.
Анкетирование производится при помощи специальных инструментов, коими являются специально разработанные опросники (анкеты).
Метод анкетирования позволяет выявить некие статические или динамические социологические данные о каждом субъекте эксперимента.Тестирование по своей сути является сбором определенных фактов о психической реальности при помощи тестов – опросников с вариантами ответов.
Беседа – один из эмпирических способов добывания информации о человеке. Беседа должна быть тщательно продумана и в то же время не вызывать у собеседника чувства отторжения.
Наблюдение – незаменимый метод в работе с учащимися, особенно с младшими группами. Главная цель наблюдения заключается в накоплении фактов и расположении их в хронологическом порядке
Правило четвертое – правильный выбор условий проведения исследования
Л. С. Выготский разделяет все виды экспериментов на лабораторные (искусственные), которые проводятся в определённых, специально созданных для эксперимента условиях, и естественные, приводящиеся в обычных условиях организации учебного процесса.
Правило пятое – правильный выбор метода сбора данных
Существуют три методики сбора данных; метод продольных срезов, метод поперечных срезов и комбинированный метод.
Первый метод (его еще называют лонгитюдным планом) предполагает изучение одного учащегося или группы учащихся в разные моменты их жизнедеятельности. Метод продольных срезов фиксирует изменения, произошедшие с субъектом (субъектами) исследования через определенные промежутки времени.
Метод поперечных срезов в психолого-педагогических исследованиях встречается наиболее часто. Он позволяет получить усредненные статистические данные. Суть метода заключается в параллельном сравнении различных возрастных групп испытуемых.
Комбинированный де метод успешно сочетает в себе достижения продольного и поперечного способов анализа субъектов эксперимента.
Правило шестое – не навреди
Никакого вреда ни физическому. Ни психическому здоровью испытуемых не должно быть причинено.
Правило седьмое – получение добровольного согласия на проведение эксперимента
Учащиеся среднего и старшего возраста должны выразить свое согласие на участие в опросе, социометрии, анкетировании и других этапах и формах эксперимента. За младших дают согласие родители. Без этого никакой эксперимент не допускается.
Правило восьмое – конфиденциальность
Никто – ни организации, ни частные лица, в том числе учителя и родственники опрашиваемых, — не должны знать о сведениях, сообщенных субъектами эксперимента, за исключением тех случаев, когда эти сведения противоречат законодательству Российской Федерации.
Правило девятое – осведомленность о результатах
Участники эксперимента имеют право узнать сведения об итогах исследования, разумеется, в доступной для их разумения форме. Если в эксперименте принимают участие дети, то об итогах можно оповестить родителей.
Правило десятое – привилегии участников
При проведении любого исследования необходимо опираться на этические нормы, в противном случае эксперимент может (и должен) быть запрещен.
шагов научного метода | Как работает
«» Ступени научного метода. Викисклад (CC BY-SA 4.0)В качестве еще одного доказательства того, что не существует единого способа «заниматься» наукой, различные источники описывают этапы научного метода по-разному. Некоторые перечисляют три шага, некоторые четыре и некоторые пять. Однако в основе своей они включают одни и те же концепции и принципы.
Для наших целей мы собираемся сказать, что метод состоит из пяти ключевых шагов.
Реклама
Шаг 1. Сделайте наблюдения
Практически любое научное исследование начинается с наблюдения, которое вызывает любопытство или ставит вопрос. Например, когда Чарльз Дарвин (1809-1882) посетил Галапагосские острова (расположенные в Тихом океане, в 590 милях (950 км) к западу от Эквадора), он наблюдал несколько видов вьюрков, каждый из которых уникально приспособлен к очень специфической среде обитания. В частности, клювы вьюрков были весьма разнообразны и, казалось, играли важную роль в том, как птицы добывали пищу.
Эти птицы пленили Дарвина. Он хотел понять силы, которые позволили стольким разным разновидностям вьюрков успешно сосуществовать на такой небольшой географической территории. Его наблюдения заставили его задуматься, и это удивление привело его к вопросу, который можно было проверить.
Шаг 2: Задавайте вопросы
Цель вопроса — сузить фокус исследования, определить проблему в конкретных терминах. Вопрос, который мог бы задать Дарвин, увидев так много разных вьюрков, был примерно таким: что вызвало разнообразие вьюрков на Галапагосских островах?
Вот еще несколько научных вопросов:
- Что заставляет корни растения расти вниз, а стебель вверх?
- Какой бренд жидкости для полоскания рта убивает больше всего микробов?
- Какая форма кузова автомобиля наиболее эффективно снижает сопротивление воздуха?
- Что вызывает обесцвечивание кораллов?
- Снижает ли зеленый чай последствия окисления?
- Какой тип строительного материала поглощает больше всего звука?
Придумывать научные вопросы несложно и не требует подготовки ученого. Если вы когда-нибудь интересовались чем-то, если вы когда-нибудь хотели узнать, что вызвало то или иное событие, то вы, вероятно, уже задавали вопрос, который мог бы начать научное исследование.
Шаг 3: Формулировка гипотезы
Самое замечательное в вопросе то, что он требует ответа, и следующий шаг в научном методе — предложить возможный ответ в виде гипотезы . Гипотеза часто определяется как обоснованное предположение, потому что оно почти всегда основано на том, что вы уже знаете о теме. Например, если вы хотите изучить проблему сопротивления воздуха, изложенную выше, у вас уже может быть интуитивное ощущение, что автомобиль в форме птицы уменьшит сопротивление воздуха более эффективно, чем автомобиль в форме коробки. Вы могли бы использовать эту интуицию, чтобы сформулировать свою гипотезу.
Как правило, гипотеза формулируется как утверждение «если… то». Делая такое заявление, ученые используют
Обратите внимание на два важных качества гипотезы, выраженной в виде утверждения «если… то». Во-первых, это можно проверить; можно поставить эксперимент, чтобы проверить справедливость утверждения. Во-вторых, это фальсифицируемо; можно было бы разработать эксперимент, который мог бы показать, что такая идея неверна. Если эти два качества не соблюдены, то поставленный вопрос не может быть решен с помощью научного метода.
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:
Уильям Харрис
«Как работает научный метод»
14 января 2008 г.
HowStuffWorks.com.
1.3: Научный метод — как думают химики
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 47444
Цели обучения
- Определить компоненты научного метода.
Ученые ищут ответы на вопросы и решения проблем, используя процедуру, называемую научным методом. Эта процедура состоит из наблюдений, формулирования гипотез и планирования экспериментов; что приводит к дополнительным наблюдениям, гипотезам и экспериментам в повторяющихся циклах (рис. \(\PageIndex{1}\)).
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Этапы научного метода.Шаг 1: Проведите наблюдения
Наблюдения могут быть качественными или количественными. Качественные наблюдения описывают свойства или явления способами, не зависящими от чисел. Примеры качественных наблюдений включают следующее: «температура наружного воздуха ниже в зимний сезон», «поваренная соль представляет собой кристаллическое твердое вещество», «кристаллы серы желтые» и «при растворении пенни в разбавленной азотной кислоте образуется синий раствор». и коричневый газ». Количественные наблюдения — это измерения, которые по определению состоят как из числа, так и из единицы. Примеры количественных наблюдений включают следующее: «температура плавления кристаллической серы составляет 115,21° по Цельсию» и «35,9 г поваренной соли, химическое название которой — хлорид натрия, растворяются в 100 г воды при 20° по Цельсию». Что касается вопроса о вымирании динозавров, первоначальное наблюдение было количественным: концентрации иридия в отложениях возрастом 66 миллионов лет были в 20–160 раз выше нормы.
Шаг 2: Формулирование гипотезы
Приняв решение узнать больше о наблюдении или наборе наблюдений, ученые обычно начинают исследование с формулирования гипотезы, предварительного объяснения наблюдения(ий). Гипотеза может быть неверной, но она приводит понимание ученым изучаемой системы в форму, которую можно проверить. Например, наблюдение, что мы переживаем чередующиеся периоды света и темноты, соответствующие наблюдаемым движениям солнца, луны, облаков и теней, согласуется с одной из двух гипотез:
- Земля вращается вокруг своей оси каждые 24 часа, попеременно подставляя одну сторону солнцу.
- Солнце обращается вокруг Земли каждые 24 часа.
Подходящие эксперименты могут быть разработаны для выбора между этими двумя альтернативами. Гипотеза об исчезновении динозавров заключалась в том, что их вымирание вызвало столкновение с крупным внеземным объектом. К сожалению (а может, и к счастью), эта гипотеза не поддается прямой проверке каким-либо очевидным экспериментом, но ученые могут собрать дополнительные данные, которые либо подтверждают, либо опровергают ее.
Шаг 3: Планирование и проведение экспериментов
После того, как гипотеза сформирована, ученые проводят эксперименты, чтобы проверить ее достоверность. Эксперименты — это систематические наблюдения или измерения, предпочтительно проводимые в контролируемых условиях, то есть в условиях, в которых изменяется одна переменная.
Шаг 4: Принять или изменить гипотезу
Правильно спланированный и проведенный эксперимент позволяет ученому определить, верна ли исходная гипотеза. Если гипотеза верна, ученый может перейти к шагу 5. В других случаях эксперименты часто показывают, что гипотеза неверна или что ее необходимо изменить и требует дальнейших экспериментов.
Этап 5: Разработка закона и/или теории
Затем собираются и анализируются дополнительные экспериментальные данные, после чего ученый может начать думать, что результаты достаточно воспроизводимы (т. е. надежны), чтобы их можно было обобщить в закон, словесное или математическое описание явления, позволяющее делать общие прогнозы. Закон просто констатирует, что происходит; это не решает вопрос, почему.
Один из примеров закона, закон определенных пропорций, открытый французским ученым Жозефом Прустом (1754–1826), гласит, что химическое вещество всегда содержит одни и те же пропорции элементов по массе. Так, хлорид натрия (поваренная соль) всегда содержит одинаковую массовую долю натрия к хлору, в данном случае 390,34% натрия и 60,66% хлора по массе, а сахароза (столовый сахар) всегда содержит 42,11% углерода, 6,48% водорода и 51,41% кислорода по массе.
В то время как закон утверждает только то, что происходит, теория пытается объяснить, почему природа ведет себя именно так. Маловероятно, что законы сильно изменятся со временем, если только не будет обнаружена крупная экспериментальная ошибка. Напротив, теория по определению неполна и несовершенна, она эволюционирует со временем, чтобы объяснить новые факты по мере их открытия.
Поскольку ученые могут войти в цикл, показанный на рисунке \(\PageIndex{1}\), в любой момент, фактическое применение научного метода к различным темам может принимать самые разные формы. Например, ученый может начать с гипотезы, сформированной путем чтения о работе, проделанной другими в этой области, а не путем прямых наблюдений.
Пример \(\PageIndex{1}\)
Классифицируйте каждое утверждение как закон, теорию, эксперимент, гипотезу, наблюдение.
- Лед всегда плавает в жидкой воде.
- Птицы произошли от динозавров.
- Горячий воздух менее плотный, чем холодный, вероятно, потому, что компоненты горячего воздуха движутся быстрее.
- При добавлении 10 г льда к 100 мл воды при 25°C температура воды после таяния льда снизилась до 15,5°C.
- Ингредиенты мыла цвета слоновой кости были проанализированы, чтобы убедиться, что оно действительно имеет чистоту 99,44%, как рекламируется.
Раствор
- Это общее утверждение о связи между свойствами жидкой и твердой воды, поэтому это закон.
- Это возможное объяснение происхождения птиц, так что это гипотеза.
- Это утверждение пытается объяснить взаимосвязь между температурой и плотностью воздуха на основе фундаментальных принципов, поэтому это теория.
- Температура измеряется до и после внесения изменений в систему, так что это наблюдения.
- Это анализ, предназначенный для проверки гипотезы (в данном случае заявления производителя о чистоте), поэтому это эксперимент.
Упражнение \(\PageIndex{1}\)
Классифицируйте каждое утверждение как закон, теорию, эксперимент, гипотезу, качественное или количественное наблюдение.
- Измеренное количество кислоты было добавлено к таблетке Rolaids, чтобы проверить, действительно ли она «поглощает в 47 раз больше своего веса избыток желудочной кислоты».
- Тепло всегда течет от горячих объектов к более холодным, а не в обратном направлении.
- Вселенная образовалась в результате мощного взрыва, выбросившего материю в вакуум.
- Майкл Джордан — лучший чистый стрелок, когда-либо игравший в профессиональный баскетбол.