Эдвард де боно серьезное творческое мышление: Серьезное творческое мышление — Эдвард Де Боно

Содержание

Эдвард де Боно — Серьёзное творческое мышление читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …103

Оглавление

Об авторе

Введение

ЧАСТЬ 1. ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

1.1 Для чего написана эта книга

1.2 Теоретическая потребность в творчестве

1.3 Практическая потребность в творчестве

1.4 Информация и творчество

1.5 Ошибочные взгляды на творчество

1.6 Источники творчества

1.7 Нестандартное мышление

1.8 Восприятие и обработка данных

1.9 Дизайн и анализ

1.10 Области применения творческого мышления

ЧАСТЬ 2. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ НЕСТАНДАРТНОЮ МЫШЛЕНИЯ

2.1 Метод шести мыслительных шляп

2.2 Творческая пауза

2.3 Фокусирование

2.4 Вызов

2.5 Альтернативы

2.6 Веер концепций

2.7 Концепции

2.8 Провокационные идеи

2.9 Переход

2.10 Выдвижение провокационных идей

2.11 Случайный вход

2.12 Методы повышения чувствительности

2.13 Применение методов нестандартного мышления

2. 14 Сбор урожая

2.15 Толкование идей

2.16 Формальный итог

2.17 Группа или личность

ЧАСТЬ 3. ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЮ МЫШЛЕНИЯ

1.1 Применение

1.2 Повседневное творчество преднамеренное творчество

1.3 Список творческих целей

1.4 Представление творчества в организации

1.5 Ответственность

1.6 Структуры и программы

1.7 Обучение

1.8 Форматы

1.9 Окончательная оценка

1.10 Заключение

Приложение

1. Методы нестандартного мышления

2. Замечания об использовании методов нестандартного мышления

3. Сбор урожая и составление перечня

4. Перечень толкования идей

Об авторе

Доктор Эдвард де Боно широко известен во всем мире как один из ведущих авторитетов в области непосредственного обучения творческому мышлению. За двадцать пять лет, посвященных изучению этого феномена, ему довелось работать в сорока пяти странах мира.

В интервью для «Вашингтон пост» Питер Уиберрос, организатор блистательных Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе, рассказал, как нестандартное мышление помогло ему превратить Олимпийские игры из события обременительного в желанный приз, ради которого города соревнуются друг с другом. Джон Бертран, капитан яхты, завоевавшей Кубок Америки в 1983 году, сообщил доктору де Боно, что он и его команда применили нестандартное мышление ко всем аспектам спортивной борьбы. Рон Барбаро, президент фирмы «Пруденшл иншуранс», придумавший новую систему страхования жизни, приписывает свое изобретение использованию нестандартного мышления. Новая система, получившая название «польза при жизни», считается самым значительным изобретением в области страхования жизни за последние сто двадцать лет.

Эдвард де Боно — создатель концепции «нестандартного мышления». Этот термин занял официальное место в английском языке и внесен в Оксфордский английский словарь. Кроме того, доктор де Боно является автором слова «ПРО», означающего сигнал о выдвижении провокационной идеи.

Метод нестандартного мышления — это систематизированный подход к творческому мышлению с помощью формальных методов. Действие этих методов основано непосредственно на свойствах человеческого мозга. В 1969 году в книге «Механизм разума» доктор де Боно впервые высказал предположение о том, что нейронные сети головного мозга относятся к самоорганизующимся системам. Сегодня эти идеи занимают центральное место в теориях мышления. Три Нобелевских лауреата в области физики написали предисловия к одной из его последних книг — «Я прав — ты не прав».

Доктор де Боно получил образование в Оксфорде, где был стипендиатом Родса. Он преподавал в Оксфорде, Кембридже, Лондоне и Гарварде. Он написал сорок книг, переведенных на двадцать пять языков, включая японский, корейский, русский, китайский, арабский, иврит, бахаса, урду и все основные европейские языки. Он снял два многосерийных телевизионных фильма, демонстрировавшихся во многих странах мира.

Доктор де Боно — автор обучающей программы CoRT (программа непосредственного обучения мышлению), введенной в школах многих стран мира в качестве обязательного предмета. Эта программа завоевывает все большее признание и в США.

Список клиентов доктора де Боно включает пять крупнейших корпораций мира. В нем можно найти названия таких хорошо известных фирм, как «Сити-корп», «Эн-ти-ти» (Япония), «Эриксон» (Швеция), «Киба-Гейджи» (Швейцария), «Би-эйч-пи» (Австралия), «Тотал» (Франция), «Хейнекен» (Нидерланды), «Монт-эдисон» (Италия), «Кувейт ойл компани» (Кувейт), «Петронас» (Малайзия) и «Витро фама» (Мексика). Эдвард де Боно — основатель Международного творческого форума, объединяющего усилия лидирующих корпораций мира, серьезно заинтересованных проблемами творческого мышления. К моменту написания этой книги в число членов форума входят «Ай-би-эм», «Дюпон», «Пруденшл», «Мерк», «Бритиш эйрвейз», «Гиннес» и «Би-эй-эй».

Сущность работ доктора де Боно заключается в создании методов и приемов мышления, которые были бы одновременно простыми, практичными и эффективными. В качестве примера можно привести метод шести мыслительных шляп, широко применяемый в настоящее время всеми крупнейшими корпорациями благодаря его простоте и способности эффективно изменять стиль мышления.

В этой книге доктор де Боно обобщает свои двадцатипятилетний опыт непосредственного обучения творческому мышлению. В книгу включены также материалы, никогда ранее не публиковавшиеся в печати.

Введение

Если бы мне пришлось сесть и сказать себе: «Мне нужна новая идея в области (назовите конкретную область, к которой относится эта идея)», что бы я мог предпринять в таком случае?

• Я мог бы провести исследование и постараться выработать новую идею логическим путем.

• Я мог бы позаимствовать или украсть идею, предложенную кем-то еще.

• Я мог бы сидеть и бить баклуши в надежде, что меня посетит вдохновение.

• Я мог бы обратиться к изобретательному человеку, чтобы он придумал для меня эту идею.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …103

📖 Серьёзное творческое мышление. де Боно Э. Читать онлайн

Эдвард де Боно

Правообладателям

Скачать:›fb2›rtf


Доктор Эдвард де Боно широко известен во всем мире как один из ведущих авторитетов в области непосредственного обучения творческому мышлению. Эдвард де Боно — создатель концепции «нестандартного мышления». Этот термин занял официальное место в английском языке и внесен в Оксфордский английский словарь. Кроме того, доктор де Боно является автором слова «ПРО», означающего сигнал о выдвижении провокационной идеи. Метод нестандартного мышления — это систематизированный подход к творческому мышлению с помощью формальных методов.

Действие этих методов основано непосредственно на свойствах человеческого мозга. В 1969 году в книге «Механизм разума» доктор де Боно впервые высказал предположение о том, что нейронные сети головного мозга относятся к самоорганизующимся системам. Сегодня эти идеи занимают центральное место в теориях мышления.

В этой книге доктор де Боно обобщает свои двадцатипятилетний опыт непосредственного обучения творческому мышлению. В книгу включены также материалы, никогда ранее не публиковавшиеся в печати. Адресована широкому кругу читателей.


  • Оглавление
  • Об авторе
  • Введение
  • ЧАСТЬ 1. Потребность в творческом мышлении
    • Для чего написана эта книга
      • ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ЛОГИКИ ТВОРЧЕСТВА
      • ЦЕЛЬ И СТРЕМЛЕНИЕ
      • ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ
    • Теоретическая потребность в творчестве
      • МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА
      • ЛОВУШКА ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
    • Практическая потребность в творчестве
      • ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И СНИЖЕНИЯ ЦЕН
      • КОНСЕРВАТИВНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
      • СОРЕВНОВАНИЕ И НАД-СОРЕВНОВАНИЕ
      • ДРУГИЕ ОБЛАСТИ
    • Информация и творчество
      • ОБЪЯСНЕНИЕ
      • АНАЛИЗ РЫНКА
      • БУДУЩЕЕ
      • ВЕДУЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ
      • СОСТАВЛЯЮЩИЕ
      • СБОР ДАННЫХ
    • Ошибочные взгляды на творчество
      • 1. ТВОРЧЕСТВО — ПРИРОДНЫЙ ДАР. ЕМУ НЕВОЗМОЖНО НАУЧИТЬСЯ
      • 2. ТВОРЧЕСТВО РОЖДАЕТСЯ ИЗ МЯТЕЖНОГО ДУХА
      • 3 . ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ/ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
      • 4. ИСКУССТВО, ХУДОЖНИКИ И ТВОРЧЕСТВО
      • 5. ОСВОБОЖДЕНИЕ
      • 6. ИНТУИЦИЯ
      • 7. «СУМАСШЕДШИЕ» ИДЕИ
      • 8. МЕТОД СТРЕЛЬБЫ ДРОБЬЮ
      • 9. БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ПРЫЖКИ
      • 10. ГРУППА ИЛИ ЛИЧНОСТЬ
      • 11. ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО
    • Источники творчества
      • НЕЗНАНИЕ
      • ОПЫТ
      • МОТИВАЦИЯ
      • ОСТРЫЙ ВЗГЛЯД
      • СЛУЧАЙНОСТЬ, ОШИБКА И БЕЗУМИЕ
      • СТИЛЬ
      • ОСВОБОЖДЕНИЕ
      • НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
    • Нестандартное мышление
      • НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
      • ТЕРМИНОЛОГИЯ
    • Восприятие и обработка данных
      • ГРАНИЦЫ ВОСПРИЯТИЯ
      • ПОДВИЖНАЯ ЛОГИКА
      • ЛОГИКА ВОСПРИЯТИЯ
    • Дизайн и анализ
      • МОДЕЛИ ДИЗАЙНА
    • Области применения творческого мышления
      • УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
      • РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
      • СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
      • БУДУЩЕЕ
      • МОТИВАЦИЯ
  • ЧАСТЬ 2. Инструменты и методы нестандартного мышления
    • Метод шести мыслительных шляп
      • БЕЛАЯ ШЛЯПА
      • КРАСНАЯ ШЛЯПА
      • ЧЕРНАЯ ШЛЯПА
      • ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА
      • ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА
      • СИНЯЯ ШЛЯПА
      • ВМЕСТО АРГУМЕНТОВ
      • ЭГО И ИСПОЛНЕНИЕ
      • УСТОЙЧИВЫЙ НЕГАТИВИЗМ
      • ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО ИЛИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
      • ИГРА
      • ЭТО НЕ КАТЕГОРИИ
      • ВЫБОРОЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
      • СИСТЕМАТИЧЕСКОЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ
    • Творческая пауза
      • ТВОРЧЕСКОЕ УСИЛИЕ
      • ПАУЗА
      • МОТИВАЦИЯ
      • ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПАУЗЫ
      • АКТИВНЫЙ МЕТОД
    • Фокусирование
      • ПРОСТОЕ ФОКУСИРОВАНИЕ
      • ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ФОКУСИРОВАНИЕ
      • ФОКУСИРОВАНИЕ НА ОБЛАСТИ ДЕЙСТВИЯ
      • ФОКУСИРОВАНИЕ НА ЦЕЛИ
      • СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОКУСИРОВАНИЯ
      • МНОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ФОКУСИРОВАНИЯ
      • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
      • ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
      • ПРОБЛЕМА НИЖНЕГО УРОВНЯ
      • СКОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ?
    • Вызов
      • СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
      • «ПОЧЕМУ» И ЕЩЕ РАЗ «ПОЧЕМУ»
      • АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОСТИ
      • ОСВОБОЖДЕНИЕ
      • ВЫЗОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНЦЕПЦИИ И ИДЕЕ
      • ВЫЗОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ФОРМООБРАЗУЮЩИМ ФАКТОРАМ
    • Альтернативы
      • ОСТАНОВИТЬСЯ, ЧТОБЫ НАЙТИ АЛЬТЕРНАТИВЫ
      • ИМЕЮЩИЕСЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ
      • ПОИСК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ
      • ПОИСК И СОЗДАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ
      • ФИКСИРОВАННАЯ ТОЧКА
    • Веер концепций
      • СОЗДАНИЕ ВЕЕРА КОНЦЕПЦИЙ
      • ПРОВОКАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
      • ОЦЕНКА
    • Концепции
      • ОТ ИДЕИ К КОНЦЕПЦИИ
      • ПРИРОДА КОНЦЕПЦИИ
      • ТИПЫ КОНЦЕПЦИИ
      • РАБОТА С КОНЦЕПЦИЯМИ
    • Провокационные идеи
      • ПРОВОКАЦИОННЫЕ ИДЕИ И ГИПОТЕЗЫ
      • ДВУХСТАДИЙНЫЙ ПРОЦЕСС
    • Переход
      • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕХОДА
      • МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА
      • ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕХОДА
      • УВЕРЕННОСТЬ
    • Выдвижение провокационных идей
      • ИСТОЧНИКИ ПРОВОКАЦИОННЫХ ИДЕИ
      • МЕТОД ОТСТРАНЕНИЯ
      • МЕТОД ДВУХ ШАГОВ (ПЕРЕХОДА ПО КАМНЯМ)
    • Случайный вход
    • Методы повышения чувствительности
      • СРЕЗЫ
      • СРЕЗ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К СТРАХОВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ
      • СРЕЗ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К НАБОРУ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
      • СРЕЗ О ПРОДАЖЕ ПИВА
      • МЕТОД ПРЯДЕНИЯ НИТИ
      • РЕКЛАМА
      • СИСТЕМА ЗАСТЕГИВАНИЯ БОТИНОК
      • ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВА БАНКА
    • Применение методов нестандартного мышления
      • ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ
      • ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
      • ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
      • СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
      • ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП
    • Сбор урожая
    • Толкование идей
      • НЕМЕДЛЕННЫЙ ОТКАЗ ОТ ИДЕИ
      • ПРИДАНИЕ ИДЕЯМ ФОРМЫ
      • ПОДГОНКА
      • УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН
      • УСИЛЕНИЕ СЛАБЫХ МЕСТ
      • ПЕРЕДАЧА ИДЕИ
      • СРАВНЕНИЕ
      • ПРОСЧЕТЫ И НЕДОСТАТКИ
      • ПОСЛЕДСТВИЯ
      • СПОСОБНОСТЬ К ПРОВЕРКЕ
      • ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА
    • Формальный итог
      • ИТОГ
    • Группа или личность
      • КОМБИНАЦИИ
  • ЧАСТЬ 3. Применение творческого мышления
    • Применение
    • Повседневное творчество / преднамеренное творчество
      • ПОВСЕДНЕВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
      • ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
    • Список творческих целей
    • Представление творчества в организации
    • Ответственность
      • ЛИДЕР ПРОЦЕССА
      • МЕНЕДЖЕР КОНЦЕПЦИЙ
      • ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
      • СЕТЬ
      • ОТДЕЛ КАДРОВ
      • НАСТАВНИКИ
    • Структуры и программы
      • СОВЕТЫ ПО КАЧЕСТВУ
      • КАЧЕСТВО, НЕПРЕРЫВНОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СНИЖЕНИЕ ЦЕН
      • ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
      • РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИЙ
      • СПИСОК ТВОРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
      • ПАПКА «НЕБО-9»
      • ТЕТРАДЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
      • АУДИТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
      • РЕГУЛЯРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СЕССИИ
      • НАСТАВНИКИ И ОБУЧЕНИЕ
      • ГРУППА ПОДДЕРЖКИ
      • ПРОГРАММА FAT/CAT™
      • ПАССИВНОЕ ОЖИДАНИЕ
    • Обучение
      • ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
      • ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
      • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
    • Форматы
      • НЕМЕДЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
      • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ
      • ГРУППОВЫЕ ФОРМАТЫ
      • ЗАПИСЬ
      • СТРУКТУРЫ ГРУПП
    • Окончательная оценка
      • ИТОГОВЫЕ КАТЕГОРИИ
      • ОСНОВНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
      • КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
      • ПОЗИЦИИ ДЛЯ ОТСТУПЛЕНИЯ
      • СПОСОБНОСТЬ К ПРОВЕРКЕ
      • РИСК
      • ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
      • ВНЕДРЕНИЕ ИДЕИ
    • Заключение
      • МОМЕНТ 1
      • МОМЕНТ 2
      • МОМЕНТ 3
      • МОМЕНТ 4
      • МОМЕНТ 5
      • МОМЕНТ 6
  • Приложение
    • 1. Методы нестандартного мышления
      • ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП
      • ТВОРЧЕСКАЯ ПАУЗА
      • ПРОСТОЕ ФОКУСИРОВАНИЕ
      • ВЫЗОВ
      • АЛЬТЕРНАТИВЫ
      • ВЕЕР КОНЦЕПЦИЙ
      • КОНЦЕПЦИИ
      • ПРОВОКАЦИОННЫЕ ИДЕИ И ПЕРЕХОД
      • НЕНАМЕРЕННЫЕ ПРОВОКАЦИОННЫЕ ИДЕИ
      • ПРОВОКАЦИОННЫЕ ИДЕИ ОТСТРАНЕНИЯ
      • ДВУХШАГОВЫЕ ПРОВОКАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
      • МЕТОД СЛУЧАЙНОГО ВХОДА
      • ПЕРЕХОД
      • СРЕЗ
      • МЕТОД ПРЯДЕНИЯ НИТИ
    • 2. Замечания об использовании методов нестандартного мышления
    • 3. Сбор урожая и составление перечня
    • 4. Перечень толкования идей

Читайте еще:

Священная коммерция. Бизнес как путь пробужденияЭнгельгарт Мэтью

Кафе «Гратитюд» стремится к созданию духовно-ориентированной культуры

Кафе «Гратитюд» стремится к созданию духовно-ориентированной культуры, противостоящей общей тенденции возвеличивания ненасытного «Я». Наши партнеры-инвесторы — люди самостоятельно мысляшие и движимые грандиозной мечтой. Они достаточно смелы, чтобы

Супружеские изменыИванова Наталья

Гай Юлий Цезарь

Во время пребывания в Риме Клеопатра даже не подозревала, что близится конец восхождения Цезаря к славе. За годы правления он приобрел немало врагов, которые готовили против него заговор и ждали подходящего момента, чтобы привести свой план в исполнение.

Потерянный и возвращённый мирЛурия Александр

В частоколе нерасшифрованных слов и не воплощенных мыслей

«Когда я пытаюсь обращаться в какое-нибудь учреждение по какому-нибудь вопросу, то я целый день только и думаю, что и как я это скажу. Я долго боюсь заходить в кабинет из боязни, что не вспомню нужное слово, или пару, или тройку слов для беседы, так как слова, нужные для моей мысли, быстро, на. ..

Я, ПерецБубнов Роман

Философия Хауса

Во-вторых, я рекомендую «открыть семью» и «обновить отношения»: совершить совместную поездку за рубеж, сходить в гости или кино, покататься в лесу на лыжах. В особо запущенных случаях можно съездить отдохнуть самому и убедиться, что жена всё-таки лучше. 😉

Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле, или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенкаХопгуд Мэй-Лин

6. Как некоторые американские ливанцы сохраняют тесные семейные связи

Хотя азиаты составляют всего около 5 процентов населения Соединенных Штатов, приблизительно 15–20 процентов являются выпускниками университетов, входящих в «Лигу плюща», таких как Йельский, Гарвардский и Принстонский университеты. В своей книге Beyond the Classroom психолог Лоуренс Стейнберг…

Как бы беременная, как бы женщина! Самая смешная книга о родахАртемьева Галина

Семья

Он начинает думать, что больше не нужен. Или нужен – не как личность, а как придаток к семейному инвентарю.

Классичексие случаи в психологииРоллс Джефф

Выражения признательности

Я хотел бы поблагодарить Ричарда Гросса за поддержку и помощь в работе над этим проектом и за его согласие написать вступительное слово. Тот факт, что он является одним из самых славных людей, которых только можно встретить, сделал мой творческий процесс еще более приятным.

Имидж — путь к успехуВемъ Александр

Часть III. Одежда для джентльменов

Галстук многое может рассказать о своем владельце. Если вы не в курсе, каким морским узлом его завязывать, то поприставайте к искушенным в этом деле девушкам – они тебя профессионально повяжут (учиться завязывать галстук по картинке – гиблое дело).

Аутогенная тренировка для васПетров Николай

§ 5. ПОЗА «КУЧЕРА НА ДРОЖКАХ»

е) положить предплечья на бедра так, чтобы кисти мягко огибали бедра и не соприкасались; опираться предплечьями на бедра не следует, так как поза устойчива и без этого (см. п. д.)

Соционика для родителей. Как перестать воспитывать ребенка и помочь ему вырастиПолякова Антонина

Дюма: «У тебя есть еще горшочек с медом? Тогда мы остаемся»

Детям из Клуба Социалов необходимо создать условия для проявления действенной заботы друг о друге, а также о животных и растениях. Им нужен обмен живым текущим опытом об обустройстве жизни. Чтобы кругом было чисто, светло красиво и безопасно. Независимо от пола ребенка разрешите ему делать все…

Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессеМак-Вильямс Нэнси

Благодарность.

Первым требованием в работе с обсессивными и компульсивными пациентами является соблюдение обычной доброжелательности. Они, как правило, раздражают окружающих, не вполне понимая причины своего поведения, и с благодарностью относятся к тому, что их не наказывают за качества, способные сердить…

Нарциссизм и трансформация личностиФрейд Сигизмунд

3.

Я-идеал поставил удовлетворение либидо на объектах в тяжелые условия, так как через посредство своей цензуры он заставляет отказаться от некоторых частных форм удовлетворения, как от недопустимых. Там, где такой Я-идеал не развился, там соответствующее сексуальное стремление входит неизмененным…

Эдвард де Боно «Серьезное творческое мышление» — рецензия — Психология эффективной жизни

Автор

Эдвард де Боно — британский психолог, специалист в области творческого мышления, автор обучающей программы CoRT, основатель и директор Международного творческого форума.

Сложность изложения

3 из 5. Рекомендуется в том числе стартаперам и бизнесменам.

Целевая аудитория

Те, кто хочет научиться вести дела творчески или повысить мастерство, а также те, кто не видит в творческом мышлении никакого толка.

Зачем читать

В книге представлен многолетний опыт авторского обучения творческому мышлению. В информационных системах, которые являются к тому же самоорганизующимися, творчество выступает обязательным элементом наравне с провокационными идеями. Автором предложены структурные последовательные методы, подходящие и отдельным людям, и организациям.

Читаем вместе

Методом нестандартного мышления автор называет формализованный подход к творческому мышлению с применением определенных приемов, действие которых базируется на свойствах мозга. Система образования уделяет не так много внимания обучению творчеству как навыку, хотя значительная часть общества даже довольна существующим положением.

Творческие люди нацелены на поиск необычных решений для любых задач, для этого им не обязательно первоклассно рисовать или писать. Способность к творчеству диктуется выходом за границы стереотипов, когда человек может взглянуть на него под иным углом. Важен не приход музы, а нахождение конкретных методов и инструментов, с помощью которых генерируются идеи. Все больше люди становятся уверены в том, что творческое мышление можно сделать более совершенным за счет сознательных усилий.

Многие полагают, что через создание группы мозгового штурма можно решить проблему творческого подхода, сгенерировав новую идею. Метод, конечно, достойный, но малоэффективный. Созидательный процесс не обязательно превращать в коллективный труд, достаточно использования соответствующих личных навыков, чтобы стать более эффективной личностью. Вместо мозгового штурма Боно предлагает концепцию мыслительной навигации, когда человек может сознательно управлять процессом.

К творческому мышлению относятся вызов, альтернативы и провокационные идеи.

Суть творчества определяется созданием чего-то нового, уникального, обладающего редким достоинством, не существовавшего ранее. В творчестве есть логическая необходимость, позволяющая понять те или иные приемы нестандартного мышления, почему при их первичной алогичности они оказываются совершенными в рамках шаблонной системы. Человеку важно подумать над проблемой, это означает его волю к творчеству. Мотивация произрастает из понимания ценности чего-то нового, и, хотя не всегда удается найти идею, у нас остается привычка совершить мысленное усилие, чтобы все-таки ее обнаружить.

Творчество берет начало из разных источников: незнания, опыта, мотивации, острого взгляда, случайности, стиля, освобождения от запретов.

Автор предлагает несколько методов нестандартного мышления. Одним из них выступает метод шести шляп, который он описал в книге «Шесть мыслительных шляп». Он позволяет абстрагироваться от аргументов и сделать обсуждение более эффективным, когда исследователи могут мысленно надевать шляпы разного цвета, не противопоставляя мнения друг другу, а совместно продуцируя решения. Человек освобождается, отделяет личные мотивы от исполнения и перестает быть привязанным к одной позиции. Шляпы — это всего лишь категории мыслительного поведения, но не человеческого.

Творческое усилие дает возможность воплощения результата, творческая пауза является одним из методов нестандартного мышления. Для творческой личности она представляет собой хорошую мыслительную привычку, когда нужно сосредоточиться на явлении или предмете, заслуживающих внимания.

Также важным элементом творчества выступает фокусирование — это осмысленная постановка задачи. Оно не прерывает текущую мысль, но повышает готовность думать о посторонних вещах. Фокусирование происходит на цели и на области действия. Творчество может проявляться и как повседневное (мотивация, отношение, привычка), и как преднамеренное (внимание направлено на определенную сферу).

Творческий вызов находится в поиске уникальности, когда внутри живет болезненное ощущение несовершенства: мы понимаем, что общепринятое не означает самое лучшее. Решившись на этот шаг, нам необходимо начать искать альтернативные способы действия через блокирование, отстранение и отказ. Вызов может выражаться в отношении к идее и формообразующим факторам.

Когда мы рассматриваем другие варианты, мы руководствуемся следующим:

— выбираем из того, что есть;

— ищем другие варианты при имеющихся;

— все время ищем дополнительные возможности.

Автор выделяет три типа концепций: цели, механизма и ценности, все они заключают в себе определенные функции. Переход от концепции к идее и обратно является отличительным свойством творческого мышления. Сначала мы выдвигаем провокационную идею, затем ищем приемлемую и наиболее ценную.

Центральным моментом творчества является переход как активное мыслительное действие, подлежащее изучению, освоению и целенаправленному применению. Без него у провокационной идеи теряется смысл. Он осуществляется через общее отношение и систематические методы: извлечение принципа, фокусирование на различиях, покадровый переход, положительные аспекты и обстоятельства.

Мышление может быть направлено на достижение цели, на изменение, на начало (с чистого листа), на наведение порядка. Следует найти превосходную идею и еще несколько других, которые после их доработки пригодятся в будущем, можно создать их банк, тем самым обогатив мышление. Дисциплина и структура способны многократно увеличить эффективность поиска в творчестве. Личность ищет творческие идеи в разных местах в любое время, ей совершенно не обязательно находиться в группе. Но сочетание индивидуального и группового мышления тоже приносит хороший результат.

Лучшая цитата

«Используя нестандартный метод мышления, вы двигаетесь «прыжками», пробуя различные точки зрения, различные концепции, различные отправные точки».

Чему учит книга

— Следует отказаться от логики и стереотипных восприятий для нахождения креативного решения.

— Любое обучение напрямую связано с волей, мастерством и применением специальных программ.

— Любая сумасшедшая идея может привести к появлению других идей, которые окажутся более реалистичными и применимыми в жизни.

— В борьбе за качество обслуживания клиента ключевую роль играет творческий подход.

— Самое прекрасное — это рождение новой идеи, приносящей результат и служащей вашим целям.

 

От редакции

Добавьте в свою жизнь элемент творчества, и справляться с текущими задачами станет проще. Психолог и бизнес-тренер Ольга Юрковская предлагает свой взгляд на решение любой проблемы. Какие вопросы нужно себе задать, чтобы отказаться от привычных страхов и стереотипного мышления, читайте в статье: https://psy.systems/post/kak-prevratit-problemu-v-reshenie.

При общении с детьми без креатива никак не обойтись. Не хочет, например, ваш ребенок учить иностранный язык, а вы уверены, что в будущем без этих знаний ему будет трудно. Что делать в этой ситуции? Найти правильное решение поможет статья преподавателя английского языка, лингвокоуча Таты Кононовой: https://psy.systems/post/rebenok-ne-xochet-uchit-inostrannyj-yazyk-chto-delat.

Разрушать устаревшие установки и убеждения при поиске новых нестандартных решений не только некомфортно, но и страшно. Ведь нам порой так не хватает решительности и внутренней уверенности в правильности своих действий. Как и где найти веру в себя, рассказывает психолог, гештальттерапевт Нина Рубштейн: https://psy.systems/post/gde-vzyat-veru-v-sebya.

Об авторе. Серьёзное творческое мышление

Об авторе. Серьёзное творческое мышление

ВикиЧтение

Серьёзное творческое мышление
Боно Эдвард де

Содержание

Об авторе

Доктор Эдвард де Боно широко известен во всем мире как один из ведущих авторитетов в области непосредственного обучения творческому мышлению. За двадцать пять лет, посвященных изучению этого феномена, ему довелось работать в сорока пяти странах мира.

В интервью для «Вашингтон пост» Питер Уиберрос, организатор блистательных Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе, рассказал, как нестандартное мышление помогло ему превратить Олимпийские игры из события обременительного в желанный приз, ради которого города соревнуются друг с другом. Джон Бертран, капитан яхты, завоевавшей Кубок Америки в 1983 году, сообщил доктору де Боно, что он и его команда применили нестандартное мышление ко всем аспектам спортивной борьбы. Рон Барбаро, президент фирмы «Пруденшл иншуранс», придумавший новую систему страхования жизни, приписывает свое изобретение использованию нестандартного мышления. Новая система, получившая название «польза при жизни», считается самым значительным изобретением в области страхования жизни за последние сто двадцать лет.

Эдвард де Боно — создатель концепции «нестандартного мышления». Этот термин занял официальное место в английском языке и внесен в Оксфордский английский словарь. Кроме того, доктор де Боно является автором слова «ПРО», означающего сигнал о выдвижении провокационной идеи.

Метод нестандартного мышления — это систематизированный подход к творческому мышлению с помощью формальных методов. Действие этих методов основано непосредственно на свойствах человеческого мозга. В 1969 году в книге «Механизм разума» доктор де Боно впервые высказал предположение о том, что нейронные сети головного мозга относятся к самоорганизующимся системам. Сегодня эти идеи занимают центральное место в теориях мышления. Три Нобелевских лауреата в области физики написали предисловия к одной из его последних книг — «Я прав — ты не прав».

Доктор де Боно получил образование в Оксфорде, где был стипендиатом Родса. Он преподавал в Оксфорде, Кембридже, Лондоне и Гарварде. Он написал сорок книг, переведенных на двадцать пять языков, включая японский, корейский, русский, китайский, арабский, иврит, бахаса, урду и все основные европейские языки. Он снял два многосерийных телевизионных фильма, демонстрировавшихся во многих странах мира.

Доктор де Боно — автор обучающей программы CoRT (программа непосредственного обучения мышлению), введенной в школах многих стран мира в качестве обязательного предмета. Эта программа завоевывает все большее признание и в США.

Список клиентов доктора де Боно включает пять крупнейших корпораций мира. В нем можно найти названия таких хорошо известных фирм, как «Сити-корп», «Эн-ти-ти» (Япония), «Эриксон» (Швеция), «Киба-Гейджи» (Швейцария), «Би-эйч-пи» (Австралия), «Тотал» (Франция), «Хейнекен» (Нидерланды), «Монт-эдисон» (Италия), «Кувейт ойл компани» (Кувейт), «Петронас» (Малайзия) и «Витро фама» (Мексика). Эдвард де Боно — основатель Международного творческого форума, объединяющего усилия лидирующих корпораций мира, серьезно заинтересованных проблемами творческого мышления. К моменту написания этой книги в число членов форума входят «Ай-би-эм», «Дюпон», «Пруденшл», «Мерк», «Бритиш эйрвейз», «Гиннес» и «Би-эй-эй».

Сущность работ доктора де Боно заключается в создании методов и приемов мышления, которые были бы одновременно простыми, практичными и эффективными. В качестве примера можно привести метод шести мыслительных шляп, широко применяемый в настоящее время всеми крупнейшими корпорациями благодаря его простоте и способности эффективно изменять стиль мышления.

В этой книге доктор де Боно обобщает свои двадцатипятилетний опыт непосредственного обучения творческому мышлению. В книгу включены также материалы, никогда ранее не публиковавшиеся в печати.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Об авторе

Об авторе Доктор Ицхак Калдерон Адизес – один из крупнейших в мире специалистов по менеджменту. В рейтинге идейных лидеров США, опубликованном журналом Leadership Excellence Journal, и в рейтинге гуру менеджмента журнала Executive Excellence Journal он вошел в первую тридцатку. За вклад

Об авторе

Об авторе Питер Брегман консультирует CEO и руководителей самых разных организаций: от компаний из списка Fortune 500 до стартапов и НКО. Он ездит по всему миру с лекциями о том, как эффективнее управлять, работать и жить.Он часто участвует в радиопередачах, дает

Об авторе

Об авторе Профессор Брайан Литтл – ученый и лектор в области психологии личности и мотивации, получивший международное признание. Он является членом совета Института благополучия Кембриджского университета, где, в частности, читает лекции на факультете

Об авторе

Об авторе Каролина Гойдер – специалист в области публичных коммуникаций и известный оратор. Почти десять лет она посвятила работе с клиентами, бывшими актерами, помогая им блестяще играть в реальной жизни – выступать с речью, проводить телевизионное шоу, давать

Об авторе

Об авторе Эдвард де Боно был удостоен стипендии Родса[11] и обучался в Оксфорде, в колледже Крайст-Черч. Степень доктора наук получил в Кембридже, а звание доктора медицины – в Мальтийском университете. В разное время занимал должности в университетах Оксфорда, Лондона,

Об авторе

Об авторе Серена Руст является консультантом, инструктором, руководителем учебных курсов по Ненасильственному Общению с сертификатом международной категории и конфликтологом. В своей профессиональной деятельности она специализируется на консультировании и

Об авторе

Об авторе Уильям Дониус закончил Школу бизнеса Фримана при Тулейнском университете и Школу менеджмента при Северо-Западном университете. Следующие тридцать лет он провел в Калифорнии и Миссури, был занят в сфере управленческого консалтинга, связей с общественностью,

Об авторе

Об авторе Елена Кутовая, психолог (высшей категории) Олимпийского центра подготовки спортсменов, мастер спорта по спортивной гимнастике, с 1991 года по настоящее время (17 лет) автор и руководитель (Учитель) школы эволюционного моделирования работоспособности человека в

Об авторе

Об авторе Дэн Харрис – корреспондент службы новостей телеканала АВС и один из ведущих передачи «Доброе утро, Америка» по выходным. Раньше он работал ведущим воскресного выпуска программы «Мировые новости». Он регулярно делает репортажи для таких передач, как «Ночной

Об авторе

Об авторе Красникова Ольга Михайловна – психолог-консультант, преподаватель психологии, член ЕМСАРР (Европейского движения христианской антропологии, психологии и психотерапии), руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института

Об авторе

Об авторе Ленинградский писатель Владимир Евгеньевич Львов — автор многих книг и публицистических журнальных работ, посвященных вопросам истории науки, освоения космоса, философским и идеологическим проблемам науки и культуры. Совместно с Я. И. Перельманом он

Об авторе

Об авторе Ник Морган – один из ведущих американских теоретиков и инструкторов по коммуникациям. Он работает с профессиональными ораторами, руководителями, знаменитостями и организациями, обучая их тому, как оформлять свои идеи и придавать им безусловную

Об авторе

Об авторе Карен Кейси – автор шестнадцати книг, которые были переведены на разные языки мира. Ее путь избавления от алкогольной зависимости – путь духовного становления и личностного роста. Исцелившись сама, она помогает добиться того же и остальным, читая лекции и

Об авторе

Об авторе Сьюзен Джефферс, доктор психологии, названная британской газетой Times «Королевой селф-хелпа», по всеобщему мнению – один из ведущих авторов в области психологической самопомощи в мире. Ее книги издавались более чем в ста странах и переведены более чем на

Об авторе

Об авторе Автор бестселлеров № 1 в списке The New York Times «Поступай как женщина, думай как мужчина» и «Вы ничего не знаете о мужчинах» начинал свою карьеру стендап-комиком в середине 1980-х гг. В 1997 г. Стив Харви стал участником проекта «Короли комедии» вместе с Седриком

Об авторе

Об авторе Грэхем Мастертон уже несколько лет является издателем британской версии журнала «Penthouse», его перу принадлежат восемь книг. Живет в Англии, в графстве

Что такое Система мышления Эдварда де Боно? Система мышления Эдварда де Боно — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности, развитию творческого потенциала человека. Система включает научный, образовательный и прикладной аспекты.

Эдвард Де Боно — известный психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Де Боно родился в 1933 году на Мальте. Создатель системы творческого мышления изучал медицину, психологию, физиологию в процессе своего обучения и работы в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском университетах и др.

Среди наиболее известных произведений Де Боно — «Водная логика«, «Латеральное мышление«, «Научите себя думать«, «Рождение новой идеи«, «Серьёзное творческое мышление«, «Шесть шляп мышления«, «Я прав — вы заблуждаетесь«.

В 1969 году была издана ключевая книга Эдварда де Боно, «Механизм разума«, в которой он предложил новый подход к оценке восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. Один из ведущих физиков мира, нобелевский лауреат Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга на десятилетие опередила работы по теории хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем.

На основе этого подхода Эдвард де Боно создал концепцию латерального мышления и практические методики его применения. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении — творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления.

Эти методики активно используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. Тысячи школ по всему миру используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах).

Де Боно констатирует, что образование до сих пор ориентировано на то, чтобы загрузить учащегося максимальным количеством знаний и фактов, но не учит его мыслить. Точнее учит мыслить однобоко, уделяя внимание в основном критическому мышлению. Критическое мышление нужно, но, не владея другими инструментами, человек попадает в ловушку, он не способен объективно рассматривать все стороны проблемы, генерировать новые идеи, ориентироваться на практический результат мышления.

Де Боно отметил важность процесса восприятия в мышлении. В школе люди привыкли абстрагироваться от восприятия — они получают задачи с готовой входной информацией. Но в жизни всё не так. Здесь решение задачи целиком зависит от начального восприятия проблемы. Особенно ценно это наблюдение при межличностных взаимоотношениях. В большинстве случаев каждый из участников дискуссии прав, но исходя именно из своего восприятия, которое основано на его принципах, ценностях, воспитании, знаниях и т.д. Учитывая это, нужно сосредоточиться не на том, чтобы переубедить оппонента, а на эффективном взаимодействии, позволяющем выработать креативныепредложения, удовлетворяющие истинныминтересам сторон.

Де Боно отмечает, что до сих пор распространённая ориентация исключительнона логические принципы, предложенные ещё древнегреческими философами, не способна эффективно решать современные проблемы. В противовес он предлагает свою — водную логику (вместо традиционной каменной). Например, согласно принятой логике, утверждение может быть либо истинно — либо ложно. А водная логика гибче — стакан может быть наполнен водой не полностью — «он наполовину полон, и он — наполовину пуст». Важно, что водная логика имеет серьёзное практическое применение. Де Боно считает, что за ней — будущее. Он справедливо замечает, что господство каменной логики привело к расцветунауки и техники, но совершенно не продвинуло вперёд человеческие взаимоотношения — до сих пор конфликты решаются посредством силы из-за неумения договориться, взглянуть на проблему шире.

Рассмотрим один из самых простых и эффективных методов мышлений, предложенный Де Боно — Шесть шляп. Достоинство данного метода в том, что он может применяться как при групповом, так и при индивидуальном мышлении, а научиться ему можно всего за полчаса. Не секрет, что человек, размышляя над какой-либо проблемой, старается «объять необъятное» — одновременно ищет новые идеи, анализирует их логичность, старается абстрагироваться от эмоций, делает выводы и т.д. Получается хаос, из которого очень трудно извлечь что-то по настоящему ценное. Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. Он предложил использовать эти типы последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и надеванием шляп. Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность:

  • Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

  • Жёлтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

  • Чёрная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

  • Зелёная Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

  • Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

  • Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

В групповой работе самая распространённая модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определённой последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остаётся под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества метода Шести шляп (чтобы их найти нужно воспользоваться Жёлтой шляпой):

  1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

  2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

  3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;

  4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным;

  5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;

  6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;

  7. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Безусловно, как и любая методика, система мышления Эдварда Де Боно требует времении терпениядля своего усвоения: необходимо сформировать привычку мыслить по правилам. Но взамен практикующий получит:

  • повышение эффективностисвоего мышления и как следствие принимаемых решений;
  • удовольствиеот процесса мышления.

Для развития творческого мышления Де Боно советует:

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления;
  2. Сомневайтесь в допускаемом;
  3. Обобщайте альтернативы;
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится;
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

Расписание тренингов и семинаров

В данный момент нет планируемых мероприятий.

Система мышления Эдварда де Боно: подписаться на новости этого направления.

Видео

О пользе Негативного и вреде Позитивного мышления 

Направление используют

Отличный практикум!
Хочу поделиться своими впечатлениями — я человек целеустремлённый и достаточно успешный, но точно, что нет предела совершенству. Вообщем-то я и искал для себя наставника либо тренинг, которые помогут мне на новый уровень подняться. Похоже, что именно это и случилось на практикуме… Читать дальше 

Спасибо, за интерес к теме «что такое Система мышления Эдварда де Боно»!

  • ВКонтакте

Система мышления Эдварда де Боно

Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности, развитию творческого потенциала человека. Система включает научный, образовательный и прикладной аспекты.

Эдвард Де Боно — известный психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Де Боно родился в 1933 году на Мальте. Создатель системы творческого мышления изучал медицину, психологию, физиологиюв процессе своего обучения и работы в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском университетах и др.

Среди наиболее известных произведений Де Боно — «Водная логика», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Серьёзное творческое мышление», «Шесть шляп мышления», «Я прав — вы заблуждаетесь».

В 1969 году была издана ключевая книга Эдварда де Боно, «Механизм разума», в которой он предложил новый подход к оценке восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. Один из ведущих физиков мира, нобелевский лауреат Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга на десятилетие опередила работы по теории хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем.

На основе этого подхода Эдвард де Боно создал концепцию латерального мышления и практические методики его применения. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении — творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления.

Эти методики активно используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. Тысячи школ по всему миру используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах).

Де Боно констатирует, что образование до сих пор ориентировано на то, чтобы загрузить учащегося максимальным количеством знаний и фактов, но не учит его мыслить. Точнее учит мыслить однобоко, уделяя внимание в основном критическому мышлению. Критическое мышление нужно, но, не владея другими инструментами, человек попадает в ловушку, он не способен объективно рассматривать все стороны проблемы, генерировать новые идеи, ориентироваться на практический результат мышления.

Де Боно отметил важность процесса восприятия в мышлении. В школе люди привыкли абстрагироваться от восприятия — они получают задачи с готовой входной информацией. Но в жизни всё не так. Здесь решение задачи целиком зависит от начального восприятия проблемы. Особенно ценно это наблюдение при межличностных взаимоотношениях. В большинстве случаев каждый из участников дискуссии прав, но исходя именно из своего восприятия, которое основано на его принципах, ценностях, воспитании, знаниях и т.д. Учитывая это, нужно сосредоточиться не на том, чтобы переубедить оппонента, а на эффективном взаимодействии, позволяющем выработать креативныепредложения, удовлетворяющие истинныминтересам сторон.

Де Боно отмечает, что до сих пор распространённая ориентация исключительнона логические принципы, предложенные ещё древнегреческими философами, не способна эффективно решать современные проблемы. В противовес он предлагает свою — водную логику (вместо традиционной каменной). Например, согласно принятой логике, утверждение может быть либо истинно — либо ложно. А водная логика гибче — стакан может быть наполнен водой не полностью — «он наполовину полон, и он — наполовину пуст». Важно, что водная логика имеет серьёзное практическое применение. Де Боно считает, что за ней — будущее. Он справедливо замечает, что господство каменной логики привело к расцвету науки и техники, но совершенно не продвинуло вперёд человеческие взаимоотношения — до сих пор конфликты решаются посредством силы из-за неумения договориться, взглянуть на проблему шире.

Рассмотрим один из самых простых и эффективных методов мышлений, предложенный Де Боно — Шесть шляп. Достоинство данного метода в том, что он может применяться как при групповом, так и при индивидуальном мышлении, а научиться ему можно всего за полчаса. Не секрет, что человек, размышляя над какой-либо проблемой, старается «объять необъятное» — одновременно ищет новые идеи, анализирует их логичность, старается абстрагироваться от эмоций, делает выводы и т. д. Получается хаос, из которого очень трудно извлечь что-то по настоящему ценное. Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. Он предложил использовать эти типы последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и надеванием шляп. Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность:

  • Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
  • Жёлтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
  • Чёрная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
  • Зелёная Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
  • Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
  • Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

В групповой работе самая распространённая модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определённой последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остаётся под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества метода Шести шляп (чтобы их найти нужно воспользоваться Жёлтой шляпой):

  1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;
  4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным;
  5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;
  7. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Безусловно, как и любая методика, система мышления Эдварда Де Боно требует времении терпения для своего усвоения: необходимо сформировать привычку мыслить по правилам. Но взамен практикующий получит:

  • повышение эффективностисвоего мышления и как следствие принимаемых решений;
  • удовольствиеот процесса мышления.

Для развития творческого мышления Де Боно советует:

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления;
  2. Сомневайтесь в допускаемом;
  3. Обобщайте альтернативы;
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится;
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

источн.

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Де Боно Серьезное творчество | Эдвард де Боно

Перейти к содержимому

Серьезное творчество Эдварда де БоноБилл Джаррард2022-02-04T06:14:44+11:00

Серьезное творчество с инструментами мышления Эдварда де Боно

Генри Форд сказал «Думать — это самая трудная работа, поэтому так мало людей занимаются ею». Проблема в том, что большинство людей просят подумать, но им не дают инструменты и обучение, чтобы делать это хорошо. А в сегодняшнем напряженном мире потребность в быстром, эффективном, сфокусированном, творческом мышлении как никогда актуальна.

В своей недавней книге Эдвард де Боно, ведущий авторитет в области творческого мышления как серьезного навыка, бросает нам вызов:   Думайте, пока не стало слишком поздно!   И его «учебник» по творческому мышлению Серьезное творчество дает нам все свои идеи и инструменты для инноваций.

Семинар «Серьезное творчество» , который ведет мастер-тренер, использующий методы де Боно более 25 лет, покажет вам, как применять эти мощные инструменты мышления самыми разными способами.

Это НЕ простой учебный курс по инструментам de Bono. Это интерактивный семинар, который дает вам реальные навыки, которые вы можете использовать сегодня и каждый день, чтобы добиваться результатов и внедрять инновации на передовой.

На основе уроков, извлеченных из 25 лет фактического использования в сотнях командных проектов и фасилитаций, вы узнаете от мастера о практических и эффективных способах направлять свое мышление и работать совместно и творчески в командах.

[легко поделиться в социальных сетях]

В этой программе участники узнают: