Как бороться с унынием: Как бороться с унынием — Милосердие.ru

Содержание

Как бороться с унынием — Милосердие.ru

Приступая к беседе, епископ Пантелеимон напомнил, что применять опыт святых отцов в борьбе со страстями нужно рассудительно и осторожно. Всегда надо иметь в виду разницу между их высоким духовным уровнем и своим собственным, «возможно, даже не нулевым, а минусовым». Иначе есть риск лишь усилить ту страсть, которую пытаешься исправить, а то и приобрести другую.

Владыка привел слова прп. Симеона Нового Богослова о том, как он шел по духовному пути за своим наставником прп. Симеоном Благоговейным. Новый Богослов поэтически говорит, что наставник омывался в источниках и ему указывал на источники живой воды. «Но я, – сокрушается святой, – вместе с водой черпал глину, мутил эти источники и вместо того, чтобы очиститься, загрязнял себя».

Уныние – одна из самых тяжелых страстей

«Тьма уныния сгущается в мире, – отметил епископ Пантелеимон. – Люди, думая развеять уныние и печать, пытаются развлечься, но лишь подвергают себя еще большей страсти уныния. Хотя бывают и люди, которые никогда не унывают».

Владыка рассказал, что святой Григорий Синаит из восьми страстей выделяет две самые жестокие и тяжелые: блуд и уныние («леность», в терминологии святого). По прп. Григорию, эти страсти связаны друг с другом. Когда они овладевают душой, то приводят ее в расслабление. Поэтому с этими страстями трудно бороться, а совсем победить невозможно даже подвижнику высокой духовной жизни, не говоря, об обычном человеке.

У души, как учит св. Григорий Синаит, есть три силы: «раздражительная» (отталкиваться от зла), «вожделевательная» (любовь) и разумная (познание Бога и мир). Дьявол их искажает. Блуд коренится в вожделевательной силе души, но разливает сладость по всем членам. Уныние относится к разумной силе души и, «держа владычествующий ум» обвивает и душу и тело, как плющ и парализует разум и волю». Эти страсти отгоняются, когда душа в молитве получает от Духа Святого радость, крепость и глубокий мир.

Есть и другая схема, в которой главными страстями являются чревоугодие и гордость. Епископ Пантелеимон говорит, что построить страсти по порядку с математической точностью невозможно. Он напомнил выражение прп. Иоанна Лествичника, который сравнивал страсти с клубком змей, в котором не разберешь, где чья голова и чей хвост.

Возвращаясь к унынию, можно сказать, что она лишает душу воли к сопротивлению злу и делает ее беззащитной перед другими страстями.

Если мы не стремимся к радости, то не сможем избавиться от грехов. В мире много тьмы, но вспомним китайскую пословицу: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помещать им свить гнездо в твоих волосах». Поэтому у нас под волосами должны быть добрые светлые мысли, а душа должна радоваться. Ведь и первое приветствие Христа мироносицам было: «Радуйтесь!» Апостол Павел нам заповедовал «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

В чем разница между печалью и унынием

Епископ Пантелеимон напомнил, что Христианство от других религий отличают заповеди, которые даны для достижения блаженства. В разных религиях можно встретить моральные установки, близкие к ветхозаветным Десяти заповедям, но только Заповеди блаженства, данные нам Самим Спасителем, учат нас, как приобщиться к божественной радости. Он посоветовал почитать их толкования, данные свт. Григорием Нисским («О Блаженствах») и праведниками нашего времени – прп. Иустином Челийским (Поповичем) в «Толковании на Евангелие от Матфея» и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) в его «Опыте построения исповеди», письмах и проповедях.

Далее он привел стихотворение французского поэта XIX века Поля Верлена «Хандра» (перевод Б. Пастернака):

И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?

О дождик желанный,
Твой шорох – предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.

Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.

Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра.

«Такую хандру мы и называем страстью печали. Она отлична от уныния не только количественно, но и качественно. Святые отцы так же их различают. Когда мы говорим о потере радости, то это может быть связано не только с грехами, но и с естественными причинами, например, со смертью близких», – сказал епископ Пантелеимон.

Горе естественно для человека, если оно имеет меру. Бывает, что человек начинает унывать от усталости. Бывает, что причиной или следствием уныния является психическая болезнь.

«Врачи говорят, что у 40% людей в мире есть депрессия, а остальные просто не обследовались, – отметил владыка. – Очень трудно в сегодняшнем мире сохранить ясный разум и радость. Очень легко впустить в себя этих птиц печали. Точнее, злых духов печали. Очень важно найти причину безрадостности и бороться с ней подходящими средствами».

Как определить, усталость у вас или депрессия? «Я советую просто поспать. Если не прошло, то еще поспать. Если после нескольких раз не проходит, то идти к врачу, – добавил он. – При заболеваниях теряется критическое отношение к себе, и хорошо, чтобы у вас был опытный духовник, который смог бы разобраться в вашем состоянии, а потом уже и идти к врачу».

Он напомнил, что слово «печаль» восходит к слову «опека» и дальше к тому, что «печет». В минуты печали все кажется непереносимым и ужасным, но, когда это состояние проходит, то зачастую все оказывается таким же, как и было прежде. Такая печаль имеет явные признаки дьявольского обмана. В таком состоянии нельзя делать выводы, принимать решения и, в особенности, роптать на якобы оскорбивших тебя. Нужно просто перетерпеть и благодарить Бога, который «прощает всех, кроме постоянно ропщущих» (Прп. Исаак Сирин).

Прп. Никодим Святогорец говорит, что вредна и печаль о прошлом грехе, поскольку за ней прячутся гордость и самомнение. Нужно оплакать грех, встать и идти дальше.

При печали помогают молитва, чтение и общение с духовными людьми. Не случайно даже отшельники селились на расстоянии брошенного камня друг от друга, чтобы в тяжелой ситуации быть в силах поддержать друг друга.

Если мы плачем, то мы должны плакать не внутри себя, а перед Богом тем «блаженным плачем», о котором говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Смирение должно быть не на словах и не в интонации, а в принятии скорбей.

Уныние – мировоззрение дьявола

Уныние приводит к пренебрежению христианской жизнью. Очень часто человек в унынии начинает завидовать людям, живущим далеко от Церкви и не связанным заповедями, происходит и забвение небесных благ. Уныние оборачивается расслаблением, и в одних случаях оно побеждается трудом, а в других, труд служит извинением для того, чтобы в унынии бросить молиться.

Епископ Пантелеимон отметил, что для современных людей память о смерти не связана с ожиданием Страшного Суда и встречи с Богом. Самоубийство от уныния – это неверие в вечную жизнь. Такой человек не верит во встречу с Богом и готов покончить с собой, лишь бы прекратить трудности.

Молитвы от уныния

В унынии нужно бороться с духом неблагодарности и хулы на Бога. Епископ Пантелеимон привел краткие молитвы от уныния, которыми молились древние святые отцы, и которые приводит в своих трудах русский святой прп. Нил Сорский:

Прп. Варсонофия Великого: «Господи, воззри на скорбь мою и помилуй меня! Боже, помоги мне грешному!»

Прп. Симеона Нового Богослова: «Не допусти до души моей, Владыко,  выше силы моей искушения, или скорбь, или болезнь, но дай облегчение и крепость, чтобы я смог все претерпеть с благодарением!»

Свт. Григория Паламы: «Господи, просвети тьму мою!»

Владыка обратил внимание на то, что дело не в вычитывани правил, лучше краткое молитвословие, но с чувством собеседования души с Богом. Молиться можно и своими словами.

Послабления в унынии

Епископ Пантелеимон отметил, что иногда невозможно выйти из состояния уныния без смеха, но смеха доброго, без зубоскальства, грубости и, конечно же, кощунства. Он напомнил поговорку «добрый смех – не грех», которую любил повторять отец Павел (Груздев). Тонко шутил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Известный священник советского времени протоиерей Тихон Пелих даже каялся в том, что он много смеется, а потом добавил: «Ну вот слез нет, мы и смеемся».

Можно съесть что-то вкусное, чтобы выйти из уныния, как, например, преподобный Серафим Саровский советовал дивеевским сестрам съесть сухарик.

«Один старенький батюшка мне говорил, что, когда он унывал, то смотрел добрые комедии: «Полосатый рейс», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве». Я перечитывал Пушкина. «Капитанская дочка» мне очень понравилась в таком состоянии», – рассказал владыка.

Очень хорошо учить языки, вообще учить что-то наизусть, чтобы ум отвлекался. Хорошо учить молитвы наизусть.

Помогает утомлять свое тело физическим трудом. Епископ Пантелеимон рассказал, что вышла книга «О жизни схиигумении Севастианы (Жуковой)». В ней собраны воспоминания об этой известной подвижнице, духовной дочери прп. Севастиана Карагандинского, умершей в 2015 году. Матушка Севастиана любила изречение доктора Ф. П. Гааза: «Если нужны врачи, да будут тебе таковыми три средства: веселое расположение духа, отдых и умеренная диета». Христиан должно отличать доброе расположение духа, а не мрачность. Даже, если у тебя в душе есть скорбь, надо «помазать главу елеем» и быть радостными.

Епископ Пантелеимон советует пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Ранний подъем с молитвой настраивает весь день. Вечером же ты устал и уже не можешь не отвлекаться на пустое, на новостные ленты, Instagram. «Ты не замечаешь людей рядом с собой, но читаешь, что пишут какие-то виртуальные друзья. Ты переходишь в иллюзорный мир, где царствует не Бог, – сказал владыка. – Пришел домой, помолился и лег спать».

Мера во всех этих занятиях определяется очень трудным образом, опытом. Нужно выбрать для себя царский, средний путь.

Епископ Пантелеимон рассказал о семи правилах радости, которые он вывел на основе творений Аввы Дорофея и других святых отцов:

Правило радости 1. Укорять себя

По авве Дорофею, «главная причина смущения то, что мы не укоряем сами себя». Без укорения себя человек никогда не перестанет обижаться сам и оскорблять других, теряя спокойствие.

А как быть, если тебя укоряют несправедливо? Если кто-то испытает себя, то он найдет, что для обиды всегда подал какой-то повод, словом, делом или даже видом. Возможно, обида была нанесена раньше или даже он обидел другого человека и должен был за это пострадать, но не был наказан. Владыка сказал, что знает много случаев, когда люди страдали вроде бы не за что, но начинали разбираться в своей совести и вспоминали свои тяжелые грехи, за которые в прошлом не понесли ответственности.

Иллюзия считать, что вы были спокойны, а кто-то со стороны вас возмутил. «Ну что же я была такая спокойная, причастилась Святых Христовых Таин, а ты меня выводишь из себя!» Авва Дорофей называет это мнение «смешным» и «дьявольским обольщением».  Ссора только показала ту страсть, которая была в человеке, а значит, дает шанс увидеть ее и покаяться в ней. Это как разломить хлеб, у которого внутри гнилость. Авва Зосима Палестинский, известный по житию прп. Марии Египетской, предлагает считать оскорбителя врачом. Если ты оскорбляешься, то ты как бы говоришь Богу: «Не хочу, принимать Твое лекарство, а хочу сгнить от своих ран».

Иногда мы скорбим о том, чего у нас нет: жениха, здоровья, квартиры. Мы должны сказать себе: «Христос знает больше меня, должен я получить желаемое, или нет. Пусть Христос будет мне вместо этой вещи или этой пищи». Он может быть нашим Другом и Женихом наших душ. Может быть пространством, и нам не будет тесно в одной комнате с пятью детьми и родителями.

Дьявольское дело, прочитав Евангелие, начинать им мерить всех, кроме самого себя. К авве Дорофею пришли два брата, старший и младший. Старший жаловался, что второй не слушает его. Младший говорил, что послушал бы, если бы тот говорил ему с любовью, а не приказывал. Каждый из них возлагал вину на ближнего и не укорял самого себя. «Вот почему мы не получаем никакой пользы, но все время мучаем сами себя», – писал преподобный отец.

Правило радости 2. Путь к радости лежит через скорби

«Если мы хотим научиться радоваться, то мы должны научиться понимать смысл скорбей и страданий, – продолжил епископ Пантелеимон. – Лекарство бывает горьким, но несет исцеление. Нужно научиться терпеть боль, сокращать свои материальные потребности». Радость должна быть испытана скорбью, более того, скорби выжигают мнимую радость и удаляют от человека соблазны.  Если нет своих скорбей, то можно и нужно сострадать другим.

Правила радости 3-5. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной

Три правила о качествах радости. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной. Общая означает, что нельзя радоваться самому за счет других. Целомудренная радость не должна быть сластолюбивой и греховной.

Также скорби делают радость тихой, помогают избежать эйфории. Христианская радость не шумная и не безумная. Стремиться нужно не к острым ощущениям, не к радости как наркотику, а к постоянному ровному радостному состоянию.

Правило радости 6. Радость умножается делением

«Делиться радостью не значит эгоистично, не обращая внимания на других, в эйфории изливать бурный поток восторгов, думая убедить печальных и скорбящих, что все хорошо и лучше не бывает. Делиться радостью – это снисходить в глубину несчастья других людей, принимать их боль в свое сердце и тактично и нежно помогать им выпутаться выпутаться из сетей уныния», – продолжил владыка Пантелеимон.

Он пригласил всех желающих научиться умножать радость, разделяя ее с нуждающимися, к участию в добровольческих церковных проектах.

Правило 7: В основе радости благодарность Богу

Под благодарностью епископ Пантелеимон имеет в виду и благодарность Богу за Его благодеяния, и Евхаристию (от греч. «благодарение»).

Нужно учиться радоваться в Светлую Седмицу. Обычно человек постится весь Великий Пост, на Пасху разговелся, расслабился и снова стал унывать. Между тем, хотя можно есть мясо и  даже после этого причащаться, расслабляться не стоит. Каждый день нужно стараться быть в храме. Пасхальный час вместо утренних и вечерних молитв – это очень мало. Нужно дополнить правило чтением Евангелия, например, Евангелия от Иоанна, чье чтение начинается в храме с дня Светлого Христова Воскресения. Нужно заранее спланировать, как вы проживете Светлую Седмицу, постараться выучить наизусть Пасхальный канон. Нужно попытаться наполнить душу пасхальной радостью, даже насильно. Иначе получается, что мы постились без цели. Пост завершился, и мы живем, как и прежде. Даже один раз проведя Светлую седмицу так, со вниманием, можно почувствовать изменения в себе. Душа так учится радости духовной.

«Церковь не может быть идеальной, и спасение не в Ней самой по себе, а в Том, Кто в Ней внутри, в Воскресшем Живом Спасителе, – продолжил епископ Пантелеимон. – Нужно радоваться всему тому, что соединяет с этой радостью, распознавать через эту подлинную радость, чем она отличается от мнимой радости. Главная радость – это Литургия.  Основа радости – соединение со Христом. Без нее никакие психологические приемы, повысить самооценку не помогут. Мы не можем сами себя за волосы вытянуть из болота. Это может сделать только Бог. Господь не дает нам радость, потому что мы не берем от него. Наша радость должна быть соединена с благодарностью Богу, памятью о благодеяниях Божиих. Такая радость может быть критерием – подлинная радость только то, что совместимо с Евхаристией», – подчеркнул епископ Пантелеимон.

В завершение беседы он сказал, что  пытающийся победить страсти без труда и борьбы, а слушая лекции и читая книги, похож на человека, который, как говорил прп. Григорий Синаит, познает тень вместо истины. «Насколько эта тень станет истиной, зависит от того, как мы сами будем жить», – подытожил владыка Пантелеимон.

Как бороться с унынием? Молитва не помогает – Православный журнал «Фома»

4 декабря 2021 Автор: ЕФАНОВ Андрей, протоиерей

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка! Хотелось узнать, как бороться с унынием? Ведь это состояние души, его нельзя скрывать, терпеть, как гнев и злость, например. Мне уже почти 40 лет, я вроде бы, по современным меркам, верующий, и не знаю, как выбраться из этого состояния. Чувство собственной никчемности и ненужности уже практически поглотило меня. Семьи нет, на работе я с утра до вечера по 12 часов, свободного времени нет совсем, работаю грузчиком и быть кому-то полезным просто не представляется возможным. Чувствую, ещё чуть-чуть — и сломаюсь, держусь из последних сил.

С каждым днём всё хуже. Молюсь, надеюсь вот уже 12 лет, но за это время жизнь прошла, ничего не достиг и не добился. Ни друзей, ни семьи. И применить свои силы, помогать ближнему нет возможностей, всё время на работе среди мешков. Смотрю на людей неверующих, всё у них получается и в семье и в делах без молитв. А меня, кажется, Бог совсем не слышит. Уже сомневаюсь, что молитва может помочь в чём-то. Если Бог не благословил, то никакая молитва не поможет. Я никаких чудес не прошу. Устал от бесполезной и бессмысленной жизни. Так и закончится жизнь на мешках… Спаси Бог!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Вы знаете, работа грузчика — это очень тяжелый труд, после которого — понимаю! — уже не до чего, только поесть, выспаться, а с утра снова на работу.

Но у Вас ведь не 7 дней работа, правильно? Может быть, сейчас можно подумать, как проводить свои выходные или хотя бы один так, чтобы двигаться к какой-то цели? Может быть, Вы хотите какие-то курсы окончить или чему-нибудь научиться? Не смейтесь, я совершенно серьезно: Вам нужно, просто необходимо наметить себе какую-то цель, к которой Вы очень маленькими шагами будете двигаться. Что это — приобретение какого-то навыка, сертификат, диплом — это Вы сами должны определить. Что с семьей нельзя так цель ставить, это я очень согласен, тут масса моментов, которые от человека не зависят. Но если дело о получении какого-то навыка, то тут очень многое зависит от Вас. И кто достиг успеха в карьере, ставил себе цели, да, очень расчетливо и прагматично. Например, так: за два года я освою профессию бухгалтера, резчика по дереву, переводчика и так далее. Речь об уровне базовом, потом человек совершенствуется. 40 лет сейчас — это не предел совсем. Так что Вам надо просто подумать и решить, чего Вы бы хотели добиться и что реально в Ваших силах и возможностях, то есть подойти реалистично.

Что касается веры… что такое «по современным меркам»? Мерки эти одни всегда. Внутренне — это желание быть с Богом, борьба со страстями в себе, средства — молитва, пост, пребывание в храме по воскресеньям, регулярные исповедь и причастие (примерно раз в месяц), стремление жить по любви, негреховно. Так было во все времена, XXI век тут совсем не исключение.

Что касается семьи, возраст у Вас зрелый, а значит, Вам надо подумать, что в Вас есть (или что Вы можете в себе сделать) такого, что реально привлечет в Вас хорошую женщину. У Вас должно быть хорошее (чистое, устроенное) жилье, Вы должны к женщине испытывать интерес, ухаживать, заботиться, быть интересным, таким, чтобы с Вами хотелось быть и на Вас можно бы было положиться. Это все — если что! — во многом не о деньгах, а о Вашем подходе к себе, к своему дому, к другому человеку. Если Вы будете таким, уверяю, женщины будут хотеть быть с Вами. Но важно именно быть таким, а не казаться внешне. Понимаете, да? То есть ухаживать — искренне, заботиться — по-настоящему.

Ну и, конечно, дамы любят красоту, так что учитесь ухаживать красиво (так же, как и женщины ради мужчин учатся выглядеть красиво, готовить вкусно и прочее). В храмах нередко бывает много дам Вашего возраста примерно, чуть моложе, чуть старше, это непринципиально. Решите для себя, как Вы относитесь к женщинам с детьми. Годам к 40 у каких-то женщин уже могут быть дети, и это не о том, что женщина плохая: ей могло не повезти с мужем, или муж умер, мало ли… Если Вам приглянется дама с ребенком — учитесь обращаться с ребенком. Да, Вы не отец ему будете, но по-христиански как старший товарищ Вы научиться общаться вполне можете. Книг и видео в интернете на эту тему найти можно много. Ну потрудиться придется, да. Но так же будет трудиться и дама, привыкая к тому, какой Вы есть сейчас, а люди все непростые и к любому нужно приноравливаться.

Уверен, что у Вас получится, если Вы только зададите себе цель и распишете шаги, которые могут к ней привести

А что Вы молитесь — это верно. Бог сделает шаги, просто нужны еще и шаги от Вас.

С Богом, дорогой! Пусть все сложится!

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Как бороться с унынием?

Монахиня Мария (Литвинова) — мастер спорта по художественной гимнастике, кандидат медицинских наук, более 30 лет посвятила педагогической и научной деятельности в области спортивной физиологии и биохимии, изучению организма при спортивных нагрузках. Беседуя с людьми, мать Мария делится своими секретами здоровья — не только тела, но и души. На Покровском фестивале «Радость» разговор зашел про уныние: как и почему возникает этот тяжелый грех, как с ним бороться и как обрести радость.

 

— Жизнь дана нам Богом, чтобы обрести Царствие Небесное, — говорит м. Мария. — А находят его прежде всего в собственной душе. Но порой в душе поселяется уныние. Причем этот грех преследует почти каждого человека. Даже святые люди, которые пребывали в молитве, были внимательны к своим мыслям и внутреннему состоянию, — и те унывали. Например, удивительный подвижник праведный Иоанн Кронштадтский, по молитвам которого уже при его жизни происходили чудеса, так писал о себе: «Точно два совершенно различных духа живут иногда во мне в разное время: то дух злобы, хулы, нетерпения, дух подавляющий, мертвящий душу страшною тоскою, унынием, то дух кротости, смирения, умиления, мира, тихой радости; первый — злой дух, а последний — дух животворящий (или ангел добрый). Многократно на опыте дознал я на себе владычество диавола и владычество Божие: как первое несносно по причине немилосердной тяжести, так последнее легко, приятно и животворно».

Уныние никого не обходит стороной и может проявиться в любой момент. Вот почему важно различать, что это такое, и избавляться от этого состояния.

Уныние характеризуется сном души и рассеянностью ума. В таком состоянии человеку сложно собрать себя в единое целое, анализировать, делать правильный выбор, нет желания бороться со злом. Происходит паралич воли: «Ничего не могу и не хочу», «Мне всё надоело, пусть катится с горы», «Ничего не надо, буду лежать — и всё, а остальное не волнует и не интересует».

Каковы же причины такого состояния? Фундаментом уныния являются прежде всего гордость, самолюбие, тщеславие. Эти грехи сильно отдаляют нас от Бога. Мы перестаем на Него надеяться, не просим Его о помощи: «Господи, сделай так, чтобы я не обижалась, помоги мне справиться с моим противным вспыльчивым характером, раздражительностью»; «Господи, пошли мне терпения, чтобы я не злилась, не раздражалась на своих близких».

Обидчивость, самолюбие, горделивые помыслы — грехи, которые вызывают очень тяжелые процессы в организме. Люди, страдающие этими грехами, чаще других подвержены унынию. Многие думают, что медицина помогает нам быть здоровыми. На самом деле она помогает только в 10% случаев, а в 90% — наш образ жизни. Быть здоровым означает иметь здоровое отношение к себе, своему окружению, к словам, которые попадают в нашу душу, сердце и ум. Большинство заболеваний в терапии и неврологии во многом зависят от того, как мы живем, как воспринимаем мир и слова других людей.

Да, меняться очень тяжело, но необходимо. Каждый из нас знает, как сложно избавляться от вредных привычек. Помню, как однажды я пришла в гости к своему родному дяде и была в ужасе от неряшливости его супруги: на столе вперемешку лежали шитье, вязание, бумажки, еда. «Бедный мой дядя Андрюша! — подумала я. — Он ведь, как военный, такой аккуратист, так любит порядок. Как же он это выдерживает?» Я осудила, а это страшный грех. И что вы думаете? Этот грех пришел ко мне: я сама перестала быть аккуратной. Никогда такой раньше не была и вдруг стала. Вы не представляете, каких трудов мне стоило это исправить! Господь наказал меня за осуждение, и мне понадобилось лет 30, не меньше, чтобы исправиться. Вот мой личный пример, как сильно грех влияет на нас, как нельзя осуждать других.

Уныние — это тоже своего рода наказание за те грехи, которые, возможно, мы не почувствовали или забыли.

Для начала проанализируйте, что произошло, какой грех мог стать причиной уныния: где-то я позавидовал, не смирился с каким-то моментом, осудил. Поняв первопричину, нужно идти на исповедь и Причастие. И главное — молиться. Молитва многое меняет. Просто присутствие в храме многое меняет. Я не раз замечала, когда начинается внутренняя пустота, тревога, стоит просто посидеть в храме, пусть уставшей, не совсем внимательной к словам молитвы, — всё проходит. В храме присутствует Божия благодать, которая действует как лекарство.

Важно не запускать свое состояние и как только появляются симптомы уныния, сразу же принимать меры. Прежде всего — молиться. Как молиться? Я не скажу ничего нового: лучше прочесть меньше молитв, но внимательно, погрузившись в произносимые слова. Можно уточнить перевод каких-то непонятных слов. Тогда вся молитва по-другому воспринимается, становится живой, глубокой, действительно ложится на сердце. При такой молитве состояние быстро меняется. Пару дней такой внимательной молитвы — и уныния как не бывало.

Церковь — наша лечебница, где мы всегда можем найти поддержку и спасение. Верующий человек должен помнить, что смысл нашей коротенькой жизни в том, чтобы обрести Царствие Небесное, попасть на Родину, где будет настоящая жизнь и радость бесконечная. Но такую жизнь в какой-то мере можно обрести и здесь, на земле, если суметь жить по заповедям.

Меня потряс один случай — пример того, как женщина спасла себя и своих детей только потому, что была верующей. Она вышла замуж. Каждую ее беременность (а всего их было пять, родилось три девочки и двое мальчиков) супруг настаивал на аборте, скандалил. Но она все-таки рожала. Когда пятому мальчику было всего два месяца, они всей семьей пошли в гости. А по возвращении обнаружили, что их квартира полностью сгорела, ничего не осталось. Муж вошел в квартиру, сказал: «Как мне это всё надоело!» — и ушел навсегда. Он бросил эту женщину одну с пятью детьми, один из которых был грудным младенцем, и сгоревшей квартирой. Трудно представить, что произошло бы с неверующим человеком. Слава Богу, ей было куда идти. С рыданиями она побежала к батюшке: «Как мне жить дальше?» В ответ священник отдал ей всю свою зарплату, а на следующий день собрал приход и объявил о случившемся. В течение недели общими усилиями ей сделали ремонт, обставили квартиру… Жизнь пошла привычным чередом, хотя, чтобы прокормить детей, эта женщина работала на трех работах. А что же стало с ее супругом? Он еще несколько раз женился, стал пить, и в конце концов однажды соседи сообщили этой женщине, что ее бывший муж лежит где-то в кустах. Она с дочками забрала его домой, худого, грязного, оборванного. Свой век он доживал в семье, которую когда-то бросил в самый сложный момент. И похоронили они его за свой счет…

Я всегда рассказываю этот пример, чтобы вдохновить людей на подвиг веры. Потому что верующий человек в наше время — это, в общем-то, подвиг. Господь никогда не оставит. Да, это трудно. Даже святые говорят, что жить по-христиански в миру невозможно, по-христиански можно только умирать. А смерть — это расставание со своими грехами. Когда мы от них отделяемся, мы выбрасываем из себя смерть и оставляем душу с жизнью в Боге. А сейчас весь мир идет в сторону дьявола, в совершенно противоположном направлении от данных Господом заповедей.

Бог всегда готов нас простить. Всегда. Очень полезно перед сном проанализировать свой день — свои слова, дела, поступки, мысли. Тогда исповедь получается живая, наполненная. «Господи, прости меня и дай мне внимание следить за своим умом и не допускать мыслей осуждения». Самое главное, мои дорогие, — это внимание и терпение. Тогда начинается процесс истинного исправления.

Чтобы не унывать и обрести надежду на Бога, важно почаще напоминать себе, что всё хорошее в нашей жизни — от Бога. Не зря Господь сказал: Будьте как дети (ср.: Мф. 18: 3). Потому что дети очень доверчивые. Вот и нам важно безоговорочно доверять Богу, ведь Господь не желает ничего плохого, но ведет ко спасению. Даже если я тяжело заболела, наверное, это не случайно, а потому что я упрямая, непослушная. В самые сложные моменты жизни надо найти силы улыбнуться и сказать: «Всё дано Богом для спасения моей души, чтобы я жил правильно, в Боге, и надеялся, что Он меня простит».

На самом деле любое, даже самое мелкое дело может быть Божьим, если мы понимаем, ради чего и во имя чего его делаем. Обед делаю и хочу сделать его приятным и вкусным для детей и своего мужа — разве это не Божье дело? Убираю, потому что хочу, чтобы моим близким было хорошо и уютно, — а это разве не Божье дело? И тогда появляется радость. Верующий христианин должен быть всегда радостным, потому что у него очень много поводов для радости.

Подготовила Мария Котова

18.10.2021

13 советов, как справиться с унынием в служении

Если вы никогда не испытывали уныния в служении, то с большой долей вероятности можно предположить, что вы никогда не занимались служением.

Разочарование и уныние часто приходят внезапно. Нас переполняет чувство вины, безнадежности и апатии и, кажется, что мы больше не в состоянии нести наше служение.  

Многие из нижеизложенных рекомендаций я усвоил из своего личного опыта. Я вовсе не застрахован от уныния, а в последнее время, похоже, поводов для них у нас было больше, чем обычно. Частично по этой причине я решил свести вместе все рекомендации, которые могут помочь нам в преодолении уныния. Для меня лично эти советы оказались полезными, и я надеюсь, что они будут полезными и для вас.

Я пришел к выводу, что обычно источник уныния кроется всего в нескольких причинах. Если вы поймете, почему вы чувствуете себя разбитым, и откуда это чувство возникло, вы сможете себе существенно помочь преодолеть уныние.

Конфликт в церкви

Любой церковный лидер знает, что такое конфликт. До тех пор, пока в церкви есть люди, в церкви будут и конфликты. Тем не менее, бывают такие конфликты, которые ударяют сильнее, чем обычно и длятся дольше, чем обычно. Такие конфликты могут высасывать ваши духовные и физические силы.

Конфликт в семье

Бывает, что служение благополучно идет своим чередом, однако конфликт все равно имеет место быть. Но на этот раз его источник находится у вас дома: это могут быть проблемы с женой (или мужем), с детьми, свекровью и свекром и даже с соседями. Эти конфликты отравляют каждую сторону вашей жизни и могут вызвать подавляющее чувство уныния.

Личный грех

Иногда мы не хотим избавляться от какого-либо запинающего нас греха, например, гнева, гордости или даже пристрастия к порнографии. Конечно, мы скрываем от членов церкви эти грехи, но за это приходится платить – платить унынием.

Выгорание

Практически в каждом случае уныния в служении до той или иной степени имеет место фактор выгорания. Возможно, нас обошли конфликты в церкви или дома, однако если мы в течение длительного периода работаем больше, чем должны, то, в конце концов, нас настигнет разочарование, уныние и депрессия.

Успех

Возможно, мысль о том, что в успехе может таиться источник уныния, кому-то покажется странной, но поверьте, что это так. Я убедился в этом на собственном опыты и опыте других служителей. Успех – это вершина горы, и все, кто добираются до ее вершины, должны рано или поздно спускаться вниз. Поэтому часто после какого-либо мероприятия, хорошей проповеди или завершения длительного проекта мы легко впадаем в уныние.

Уныние часто фокусирует наше внимание на отдельных людях или ситуациях, оно ограничивает наше видение единственно текущей проблемой и закрывает глаза на все остальное. Нам следует сделать шаг назад и понять, что условия, приведшие нас к унынию, имеют границы – как временные, так и масштабные. Мы должны поднять глаза и увидеть более панорамную картину.

Недавно Бог открыл мне глаза на объективную реальность: каждый день мы находимся в состоянии духовной войны. Моя семья – поле духовной битвы, мои отношения к различным вещам, мои попытки сохранить в своей жизни упорядоченность, мои старания обучать детей дома по школьной программе – во всех сферах моей жизни идет духовная война!

Если я не буду готов к этой духовной войне, то я потерплю в ней поражение. Независимо от того, как я себя чувствую и насколько я занят, я не могу себе позволить начать день без того, чтобы укрепить душу Словом Божьим и защитить свое сердце молитвой.

Сатана добивается того, чтобы сделать ваше служение неэффективным, и часто к своей цели он выбирает один из кратчайших путей – повергнуть вас в уныние.

Бог сотворил человека для того, чтобы он жил в саду, а не просиживал свою жизнь перед экраном компьютера. Дефицит физических упражнений, свежего воздуха и солнечного света будут способствовать появлению уныния. Не ждите, пока у вас опустятся руки. Возведите для себя в привычку выходить на улицу и делать зарядку – и вы заметите положительные изменения в своем физическом самочувствии, равно как и в общем настрое.

Нигде в Писании не звучит призыва выгорать для Бога. Чрезмерные рабочие нагрузки приводят к целой цепочке физических и духовных проблем. Нам необходимо регулярно останавливаться и отдыхать. Часто уныние приходит тогда, когда мы перегружены работой.  

Сделайте себе выходной на целый день, выключите компьютер и проведите в спокойной атмосфере время со своей семьей. Если вы не уверены, что именно вы не должны в этот день делать, ознакомьтесь с необходимой информацией, перейдя по данной ссылке.

Многие псалмы были написаны авторами, находящимися в состоянии уныния и даже депрессии. Вспомните, какие строки писал Давид в псалме 22: «Если я пойду и долиною смертной тени». Если здесь идет речь не о человеке, переживающем депрессию, то о чем же еще?!

Наблюдая, как авторы псалмов пытались справиться с унынием, вы сможете помочь себе выразить свои собственные чувства. Еще более важно обратить внимание на то, как они уповали на Бога вопреки всем трудностям и верили, что Бог все равно восторжествует.

Если вы не можете обратиться за советом к старшему и более опытному служителю, то дела ваши плохи. Не тратьте зря время и найдите зрелого христианина, которому вы можете доверять и который мог бы вас выслушать, ободрить и дать вам библейский совет.

Возможно, в данный момент вам так не кажется, но я абсолютно уверен, что Бог совершал в вас и через вас великие и чудные дела. Когда мы пребываем в унынии, нам следует вспомнить моменты успеха, моменты, когда Бог через вас помогал людям лучше понять Его Слово. Эти моменты свидетельствуют о Божьей верности, в каких бы депрессивных тонах не казалась бы вам ваша нынешняя ситуация.

Бог призвал вас – и для этого у Него были определенные причины, Он снабдил вас дарами для определенной цели и поместил там, где вы есть, имея в виду особый замысел. Апостол Павел по меньшей мере два раза напоминал Тимофею о его призвании. Вы задумывались, почему? Потому что наше призвание еще раз подтверждает факт того, что Бог совершает через нас Свой труд, а не только мы пытаемся что-то делать. Осознание призвания Божьего приносит стабильность в самые жесткие жизненные перипетии.

Когда мои дети испытывают какие-либо проблемы, мне хочется о них знать. Я хочу, чтобы они мне о них насказали – и тогда я смогу им помочь. По отношению к нам Бог хочет того же самого. Нашей первой реакцией на уныние должна быть молитва. Расскажите Богу о своем унынии и его причинах и попросите о помощи. Он обязательно поможет.

Я слышал, как Майкл Хайятт подчеркивал эту мысль несколько раз. Иногда мы впадаем в уныние из-за того, что не можем себе представить, как решить проблемную ситуацию. Мы обдумываем различные подходы, но толку от этого мало. В это неспокойный период нашей жизни нам следует просто взглянуть вниз, посмотреть, в каком направлении лежит наш путь, и сделать следующий шаг в правильном направлении. Ничего не делать – одно из худших решений, которое вы можете принять. Не позволяйте унынию сделать вас апатичным и безучастным в вашей жизни и служении.

Пряча подальше свое уныние, вы загоняете себя в еще более глубокое уныние. Носить на лице фальшивую улыбку и притворяться, что все замечательно, в то время, когда все далеко не замечательно – тяжкая ноша, которую носить на себе весьма обременительно. Безусловно, капризничать и хныкать не стоит, однако будьте честны с окружающими вас людьми и скажите им о том, что вы переживаете не лучшие времена.

Самоизоляция от каких-либо контактов с людьми в период уныния – очень плохое решение. Вам вовсе не обязательно ходить на шумные вечеринки, где не протолкнуться от обилия веселящихся людей, однако люди вам определенно необходимы. Вам необходимы те, кто будет о вас молиться, ободрять вас и, возможно, даже помогать исполнять ваши обязанности. А это означает, что вы должны иметь необходимую долю смирения, которая позволила бы другим людям приблизиться к вам, узнать ваши проблемы и послужить вам.


Как бороться с унынием: Как бороться с унынием

Содержание

Как бороться с унынием | Милосердие.ru

Приступая к беседе, епископ Пантелеимон напомнил, что применять опыт святых отцов в борьбе со страстями нужно рассудительно и осторожно. Всегда надо иметь в виду разницу между их высоким духовным уровнем и своим собственным, «возможно, даже не нулевым, а минусовым». Иначе есть риск лишь усилить ту страсть, которую пытаешься исправить, а то и приобрести другую.

Владыка привел слова прп. Симеона Нового Богослова о том, как он шел по духовному пути за своим наставником прп. Симеоном Благоговейным. Новый Богослов поэтически говорит, что наставник омывался в источниках и ему указывал на источники живой воды. «Но я, – сокрушается святой, – вместе с водой черпал глину, мутил эти источники и вместо того, чтобы очиститься, загрязнял себя».

Уныние – одна из самых тяжелых страстей

«Тьма уныния сгущается в мире, – отметил епископ Пантелеимон. – Люди, думая развеять уныние и печать, пытаются развлечься, но лишь подвергают себя еще большей страсти уныния. Хотя бывают и люди, которые никогда не унывают».

Владыка рассказал, что святой Григорий Синаит из восьми страстей выделяет две самые жестокие и тяжелые: блуд и уныние («леность», в терминологии святого). По прп. Григорию, эти страсти связаны друг с другом. Когда они овладевают душой, то приводят ее в расслабление. Поэтому с этими страстями трудно бороться, а совсем победить невозможно даже подвижнику высокой духовной жизни, не говоря, об обычном человеке.

У души, как учит св. Григорий Синаит, есть три силы: «раздражительная» (отталкиваться от зла), «вожделевательная» (любовь) и разумная (познание Бога и мир). Дьявол их искажает. Блуд коренится в вожделевательной силе души, но разливает сладость по всем членам. Уныние относится к разумной силе души и, «держа владычествующий ум» обвивает и душу и тело, как плющ и парализует разум и волю». Эти страсти отгоняются, когда душа в молитве получает от Духа Святого радость, крепость и глубокий мир.

Есть и другая схема, в которой главными страстями являются чревоугодие и гордость. Епископ Пантелеимон говорит, что построить страсти по порядку с математической точностью невозможно. Он напомнил выражение прп. Иоанна Лествичника, который сравнивал страсти с клубком змей, в котором не разберешь, где чья голова и чей хвост.

Возвращаясь к унынию, можно сказать, что она лишает душу воли к сопротивлению злу и делает ее беззащитной перед другими страстями.

Если мы не стремимся к радости, то не сможем избавиться от грехов. В мире много тьмы, но вспомним китайскую пословицу: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помещать им свить гнездо в твоих волосах». Поэтому у нас под волосами должны быть добрые светлые мысли, а душа должна радоваться. Ведь и первое приветствие Христа мироносицам было: «Радуйтесь!» Апостол Павел нам заповедовал «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

В чем разница между печалью и унынием

Епископ Пантелеимон напомнил, что Христианство от других религий отличают заповеди, которые даны для достижения блаженства. В разных религиях можно встретить моральные установки, близкие к ветхозаветным Десяти заповедям, но только Заповеди блаженства, данные нам Самим Спасителем, учат нас, как приобщиться к божественной радости. Он посоветовал почитать их толкования, данные свт. Григорием Нисским («О Блаженствах») и праведниками нашего времени – прп. Иустином Челийским (Поповичем) в «Толковании на Евангелие от Матфея» и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) в его «Опыте построения исповеди», письмах и проповедях.

Далее он привел стихотворение французского поэта XIX века Поля Верлена «Хандра» (перевод Б. Пастернака):

И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?

О дождик желанный,
Твой шорох – предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.

Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.

Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра.

«Такую хандру мы и называем страстью печали. Она отлична от уныния не только количественно, но и качественно. Святые отцы так же их различают. Когда мы говорим о потере радости, то это может быть связано не только с грехами, но и с естественными причинами, например, со смертью близких», – сказал епископ Пантелеимон.

Горе естественно для человека, если оно имеет меру. Бывает, что человек начинает унывать от усталости. Бывает, что причиной или следствием уныния является психическая болезнь.

«Врачи говорят, что у 40% людей в мире есть депрессия, а остальные просто не обследовались, – отметил владыка. – Очень трудно в сегодняшнем мире сохранить ясный разум и радость. Очень легко впустить в себя этих птиц печали. Точнее, злых духов печали. Очень важно найти причину безрадостности и бороться с ней подходящими средствами».

Как определить, усталость у вас или депрессия? «Я советую просто поспать. Если не прошло, то еще поспать. Если после нескольких раз не проходит, то идти к врачу, – добавил он. – При заболеваниях теряется критическое отношение к себе, и хорошо, чтобы у вас был опытный духовник, который смог бы разобраться в вашем состоянии, а потом уже и идти к врачу».

Он напомнил, что слово «печаль» восходит к слову «опека» и дальше к тому, что «печет». В минуты печали все кажется непереносимым и ужасным, но, когда это состояние проходит, то зачастую все оказывается таким же, как и было прежде. Такая печаль имеет явные признаки дьявольского обмана. В таком состоянии нельзя делать выводы, принимать решения и, в особенности, роптать на якобы оскорбивших тебя. Нужно просто перетерпеть и благодарить Бога, который «прощает всех, кроме постоянно ропщущих» (Прп. Исаак Сирин).

Прп. Никодим Святогорец говорит, что вредна и печаль о прошлом грехе, поскольку за ней прячутся гордость и самомнение. Нужно оплакать грех, встать и идти дальше.

При печали помогают молитва, чтение и общение с духовными людьми. Не случайно даже отшельники селились на расстоянии брошенного камня друг от друга, чтобы в тяжелой ситуации быть в силах поддержать друг друга.

Если мы плачем, то мы должны плакать не внутри себя, а перед Богом тем «блаженным плачем», о котором говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Смирение должно быть не на словах и не в интонации, а в принятии скорбей.

Уныние – мировоззрение дьявола

Уныние приводит к пренебрежению христианской жизнью. Очень часто человек в унынии начинает завидовать людям, живущим далеко от Церкви и не связанным заповедями, происходит и забвение небесных благ. Уныние оборачивается расслаблением, и в одних случаях оно побеждается трудом, а в других, труд служит извинением для того, чтобы в унынии бросить молиться.

Епископ Пантелеимон отметил, что для современных людей память о смерти не связана с ожиданием Страшного Суда и встречи с Богом. Самоубийство от уныния – это неверие в вечную жизнь. Такой человек не верит во встречу с Богом и готов покончить с собой, лишь бы прекратить трудности.

Молитвы от уныния

В унынии нужно бороться с духом неблагодарности и хулы на Бога. Епископ Пантелеимон привел краткие молитвы от уныния, которыми молились древние святые отцы, и которые приводит в своих трудах русский святой прп. Нил Сорский:

Прп. Варсонофия Великого: «Господи, воззри на скорбь мою и помилуй меня! Боже, помоги мне грешному!»

Прп. Симеона Нового Богослова: «Не допусти до души моей, Владыко,  выше силы моей искушения, или скорбь, или болезнь, но дай облегчение и крепость, чтобы я смог все претерпеть с благодарением!»

Свт. Григория Паламы: «Господи, просвети тьму мою!»

Владыка обратил внимание на то, что дело не в вычитывани правил, лучше краткое молитвословие, но с чувством собеседования души с Богом. Молиться можно и своими словами.

Послабления в унынии

Епископ Пантелеимон отметил, что иногда невозможно выйти из состояния уныния без смеха, но смеха доброго, без зубоскальства, грубости и, конечно же, кощунства. Он напомнил поговорку «добрый смех – не грех», которую любил повторять отец Павел (Груздев). Тонко шутил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Известный священник советского времени протоиерей Тихон Пелих даже каялся в том, что он много смеется, а потом добавил: «Ну вот слез нет, мы и смеемся».

Можно съесть что-то вкусное, чтобы выйти из уныния, как, например, преподобный Серафим Саровский советовал дивеевским сестрам съесть сухарик.

«Один старенький батюшка мне говорил, что, когда он унывал, то смотрел добрые комедии: «Полосатый рейс», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве». Я перечитывал Пушкина. «Капитанская дочка» мне очень понравилась в таком состоянии», – рассказал владыка.

Очень хорошо учить языки, вообще учить что-то наизусть, чтобы ум отвлекался. Хорошо учить молитвы наизусть.

Помогает утомлять свое тело физическим трудом. Епископ Пантелеимон рассказал, что вышла книга «О жизни схиигумении Севастианы (Жуковой)». В ней собраны воспоминания об этой известной подвижнице, духовной дочери прп. Севастиана Карагандинского, умершей в 2015 году. Матушка Севастиана любила изречение доктора Ф. П. Гааза: «Если нужны врачи, да будут тебе таковыми три средства: веселое расположение духа, отдых и умеренная диета». Христиан должно отличать доброе расположение духа, а не мрачность. Даже, если у тебя в душе есть скорбь, надо «помазать главу елеем» и быть радостными.

Епископ Пантелеимон советует пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Ранний подъем с молитвой настраивает весь день. Вечером же ты устал и уже не можешь не отвлекаться на пустое, на новостные ленты, Instagram. «Ты не замечаешь людей рядом с собой, но читаешь, что пишут какие-то виртуальные друзья. Ты переходишь в иллюзорный мир, где царствует не Бог, – сказал владыка. – Пришел домой, помолился и лег спать».

Мера во всех этих занятиях определяется очень трудным образом, опытом. Нужно выбрать для себя царский, средний путь.

Епископ Пантелеимон рассказал о семи правилах радости, которые он вывел на основе творений Аввы Дорофея и других святых отцов:

Правило радости 1. Укорять себя

По авве Дорофею, «главная причина смущения то, что мы не укоряем сами себя». Без укорения себя человек никогда не перестанет обижаться сам и оскорблять других, теряя спокойствие.

А как быть, если тебя укоряют несправедливо? Если кто-то испытает себя, то он найдет, что для обиды всегда подал какой-то повод, словом, делом или даже видом. Возможно, обида была нанесена раньше или даже он обидел другого человека и должен был за это пострадать, но не был наказан. Владыка сказал, что знает много случаев, когда люди страдали вроде бы не за что, но начинали разбираться в своей совести и вспоминали свои тяжелые грехи, за которые в прошлом не понесли ответственности.

Иллюзия считать, что вы были спокойны, а кто-то со стороны вас возмутил. «Ну что же я была такая спокойная, причастилась Святых Христовых Таин, а ты меня выводишь из себя!» Авва Дорофей называет это мнение «смешным» и «дьявольским обольщением».  Ссора только показала ту страсть, которая была в человеке, а значит, дает шанс увидеть ее и покаяться в ней. Это как разломить хлеб, у которого внутри гнилость. Авва Зосима Палестинский, известный по житию прп. Марии Египетской, предлагает считать оскорбителя врачом. Если ты оскорбляешься, то ты как бы говоришь Богу: «Не хочу, принимать Твое лекарство, а хочу сгнить от своих ран».

Иногда мы скорбим о том, чего у нас нет: жениха, здоровья, квартиры. Мы должны сказать себе: «Христос знает больше меня, должен я получить желаемое, или нет. Пусть Христос будет мне вместо этой вещи или этой пищи». Он может быть нашим Другом и Женихом наших душ. Может быть пространством, и нам не будет тесно в одной комнате с пятью детьми и родителями.

Дьявольское дело, прочитав Евангелие, начинать им мерить всех, кроме самого себя. К авве Дорофею пришли два брата, старший и младший. Старший жаловался, что второй не слушает его. Младший говорил, что послушал бы, если бы тот говорил ему с любовью, а не приказывал. Каждый из них возлагал вину на ближнего и не укорял самого себя. «Вот почему мы не получаем никакой пользы, но все время мучаем сами себя», – писал преподобный отец.

Правило радости 2. Путь к радости лежит через скорби

«Если мы хотим научиться радоваться, то мы должны научиться понимать смысл скорбей и страданий, – продолжил епископ Пантелеимон. – Лекарство бывает горьким, но несет исцеление. Нужно научиться терпеть боль, сокращать свои материальные потребности». Радость должна быть испытана скорбью, более того, скорби выжигают мнимую радость и удаляют от человека соблазны.  Если нет своих скорбей, то можно и нужно сострадать другим.

Правила радости 3-5. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной

Три правила о качествах радости. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной. Общая означает, что нельзя радоваться самому за счет других. Целомудренная радость не должна быть сластолюбивой и греховной.

Также скорби делают радость тихой, помогают избежать эйфории. Христианская радость не шумная и не безумная. Стремиться нужно не к острым ощущениям, не к радости как наркотику, а к постоянному ровному радостному состоянию.

Правило радости 6. Радость умножается делением

«Делиться радостью не значит эгоистично, не обращая внимания на других, в эйфории изливать бурный поток восторгов, думая убедить печальных и скорбящих, что все хорошо и лучше не бывает. Делиться радостью – это снисходить в глубину несчастья других людей, принимать их боль в свое сердце и тактично и нежно помогать им выпутаться выпутаться из сетей уныния», – продолжил владыка Пантелеимон.

Он пригласил всех желающих научиться умножать радость, разделяя ее с нуждающимися, к участию в добровольческих церковных проектах.

Правило 7: В основе радости благодарность Богу

Под благодарностью епископ Пантелеимон имеет в виду и благодарность Богу за Его благодеяния, и Евхаристию (от греч. «благодарение»).

Нужно учиться радоваться в Светлую Седмицу. Обычно человек постится весь Великий Пост, на Пасху разговелся, расслабился и снова стал унывать. Между тем, хотя можно есть мясо и  даже после этого причащаться, расслабляться не стоит. Каждый день нужно стараться быть в храме. Пасхальный час вместо утренних и вечерних молитв – это очень мало. Нужно дополнить правило чтением Евангелия, например, Евангелия от Иоанна, чье чтение начинается в храме с дня Светлого Христова Воскресения. Нужно заранее спланировать, как вы проживете Светлую Седмицу, постараться выучить наизусть Пасхальный канон. Нужно попытаться наполнить душу пасхальной радостью, даже насильно. Иначе получается, что мы постились без цели. Пост завершился, и мы живем, как и прежде. Даже один раз проведя Светлую седмицу так, со вниманием, можно почувствовать изменения в себе. Душа так учится радости духовной.

«Церковь не может быть идеальной, и спасение не в Ней самой по себе, а в Том, Кто в Ней внутри, в Воскресшем Живом Спасителе, – продолжил епископ Пантелеимон. – Нужно радоваться всему тому, что соединяет с этой радостью, распознавать через эту подлинную радость, чем она отличается от мнимой радости. Главная радость – это Литургия.  Основа радости – соединение со Христом. Без нее никакие психологические приемы, повысить самооценку не помогут. Мы не можем сами себя за волосы вытянуть из болота. Это может сделать только Бог. Господь не дает нам радость, потому что мы не берем от него. Наша радость должна быть соединена с благодарностью Богу, памятью о благодеяниях Божиих. Такая радость может быть критерием – подлинная радость только то, что совместимо с Евхаристией», – подчеркнул епископ Пантелеимон.

В завершение беседы он сказал, что  пытающийся победить страсти без труда и борьбы, а слушая лекции и читая книги, похож на человека, который, как говорил прп. Григорий Синаит, познает тень вместо истины. «Насколько эта тень станет истиной, зависит от того, как мы сами будем жить», – подытожил владыка Пантелеимон.

Как справиться с унынием и стрессом – PROFI.RU — За профи говорят дела

Психический иммунитет капризен. Изо дня в день мы подтачиваем его мелкими расстройствами и с завидной регулярностью обрушиваем на него проблемы вселенского масштаба. Микрострессы сменяются глубокими душевными травмами, кратковременная печаль — затяжной депрессией…

А меж тем давайте согласимся: человек создан не для страданий. А для счастья — как птица для полёта… Можно вспомнить и ещё одно менее избитое выражение, авторство которого приписывают Сократу: «В человеке есть солнце. Дайте ему светить!»

Клиническая депрессия требует лечения у специалиста — психотерапевта или психиатра. Но если мы имеем дело с затянувшимся периодом уныния, которое в быту тоже именуется депрессией, можно попробовать простые, но эффективные способы вернуться к душевному равновесию.

Откажитесь от негативных идей

Существуют определённые деструктивные мысли, которые можно сразу отнести к разряду ложных: «у меня такая карма», «я притягиваю несчастья», «меня сглазили». Это разрушительные для развития личности заблуждения.

Не лучше и обобщения: «я живу в плохой стране», «меня никто не любит», «мне ни на что не хватает денег» и так далее…

Если вы принимаете такие «объяснения» своих несчастий, появляется мнимое чувство контроля над ситуацией. Кажется, стоит найти нового спутника жизни, поменять работу, пойти на карате, уехать за границу — и депрессия тоже пройдёт.

Однако основная проблема кроется в нашем собственном восприятии. Искажённый взгляд на мир — это способность видеть только негативное. Мы начинаем обращать внимание на плохие стороны жизни, наши недостатки кажутся огромными, проблемы непреодолимыми, а жизнь — чередой бессмысленных страданий.

Но суть депрессии в том и состоит, что она создаёт иллюзию действительности, а вовсе не отражает истинное положение вещей.

Измените искажённое восприятие:

  • Найдите аргументы в пользу того, что дела идут не так уж плохо. Поспорьте со своим сознанием. Объясните ему, что ситуация в действительности гораздо лучше, чем кажется: «Развод — это плохо, но теперь дома стало спокойнее, не нужно постоянно выяснять отношения, у меня появилось больше времени на общение с друзьями» и т.д.
  • Развейте дурные мысли… холодной водой. Низкие температуры бодрят организм. Иногда достаточно несколько раз умыться или принять прохладный душ, и разрушительные идеи начнут отступать.
  • Перестаньте обсуждать плохое, чтобы не думать о плохом. Когда делишься своими переживаниями с родственниками, знакомыми или коллегами по работе, ты нанизываешь одну негативную мысль на другую, множишь их и в определённом смысле раздуваешь.
  • Старайтесь жить настоящим, не возвращайтесь мыслями в прошлое, где осталось множество обид и огорчений. И не тревожьтесь о будущем, поскольку единственный способ повлиять на него — сделать что-то полезное прямо сейчас. Впрочем, если очень захочется «помянуть старое», сделайте это добрым словом. Вспомните день, когда вы испытали самый большой прилив восторга и счастья.
  • Восстановите это состояние. Переживите его заново.

Приведите себя в форму

То, как мы себя чувствуем, зачастую зависит от того, как мы выглядим. Если человек себе нравится, если он доволен собой, у него куда больше причин для радости. Когда мы принимаем себя такими, какие мы есть, справиться с душевными томлениями куда проще. Иногда, чтобы полюбить себя, требуется полная смена имиджа.

Кроме того, депрессия связана и с состоянием нашего организма в целом. Повышенная утомляемость и вредные привычки — провокаторы стрессов. А вот здоровый образ жизни, правильное питание, режим дня и спорт — залог хорошего самочувствия и радостного взгляда на мир. Кстати, самый быстрый способ отпугнуть лёгкую печаль — сделать 20 приседаний.

Медитируйте

Медитация — хороший способ обретения внутреннего баланса. Духовные практики, которые сочетают в себе лёгкие физические упражнения и методику визуализации, легко снимают напряжение, успокаивают ум и сердце.

Медитация — один из самых безвредных и в то же время эффективных способов борьбы со злобой, беспокойством, нервозностью и ленью, перерастающей в депрессию.

Развивайте силу воли

Без силы воли нельзя отказаться от вредных привычек. Невозможно начать регулярно заниматься спортом, контролировать вес, быть трудолюбивым.

Праздность чревата развитием лени, тоски, недовольства окружающими и самим собой. Так недалеко и до депрессии, которая подпитывается безволием и растёт как на дрожжах от слабости.

Придерживайтесь тактики небольших шагов. Разберите полку в шкафу или вымойте кухню — сделайте что-нибудь сегодня, прямо сейчас. А завтра побалуйте себя чтением любимого журнала или ванной с морской солью. И обязательно повторите свой маленький подвиг.

Ответ на вопрос: Как бороться с унынием?.

— Уныние иногда бывает страшное, иногда на работу иду, как на иглы. И не знаю, как с этим бороться…

— Вам можно позавидовать. Если в наше время вы говорите таким бодрым голосом, работая на бетонных работах, вы должны Бога благодарить за то здоровье, которое у вас есть и которым вы пользуетесь.

Дай мне сейчас замесить куб бетона, да я помру через полчаса. Так вот, мы на таблетках, а вы – на бетоне. Я бы променял эти таблетки на бетон.

Но я уловил в вашем вопросе отношение к вашим собратьям, окружающим вас на работе, у них порой грех считается добродетелью.

Да действительно, иногда не столько работа, сколько душевная травма является тяжелым моментом не столько для тела, сколько для души.

Я вспоминаю армию. В роте было 120 человек. И вот мне, человеку, пришедшему из церкви, пришедшему из алтаря, слышавшему только богослужения, через минуту, а может, и каждую минуту, когда мы были в помещении, приходилось слышать мат. Причем сплошной. Люди не вставляли эти слова. Они этими словами объяснялись.

Не столько работа, не столько служба, не столько физический труд, сколько матерщина и вся эта обстановка – это было самой большой душевной травмой. И конечно, я молился, чтобы побыстрее этот ад закончился, ад не столько для тела, сколько для души.

Отсутствие возможности побыть одному, возможности помолиться – только под одеялом! Без конца строем в столовую, строем из столовой, строем в казарму, строем из казармы. В армии один бывает караульный на посту – вот тогда более-менее один. И вот ты на морозе с автоматом, а себя счастливым считаешь, потому что один… Восемь часов в сутки по два часа – это такая караульная служба.

В этой обстановке надо делать свое дело, зная, что ты зарабатываешь деньги и кормишь свою семью. И что делают они, что говорят и думают они – за это они сами будут отвечать. Ты так не делай, ты так не думай, ты так не поступай. Надо держать дистанцию, и во всяком случае по этим законам не начать жить – око за око, зуб за зуб, клевета за клевету, оскорбление за оскорбление. Старайся делать свое дело тихо-спокойно, зная, что эти тяжелые обстоятельства для души ты преодолеваешь по любви к собственной семье,

Есть возможность, надо искать другую работу. Но как искать! Только не бросай эту работу. Найдешь работу получше для души и в финансовом выражении, иди. Под лежачий камень вода не течет. Нам отцами заповедано: делай, что должно, и будь, что будет, а будет то, что Бог даст. Шевелиться надо, волка ноги кормят. А о своих ребятах [на работе] молись: Господи, помоги, Господи, вразуми, Господи наставь, Господи, просвети. И сам старайся в повседневных отношениях быть примером хотя бы маленькой, но все-таки христианской жизни.

Советы психолога: как бороться с депрессией

Апатия, вялость, безразличие ко всему, мрачные мысли, бессилие, тоска или тревога наваливаются «тяжёлым грузом». Как следствие, человек страдает, ведь не зря такое состояние называют унынием, человек как бы утрачивает чувство радости.

Часто депрессия возникает под воздействием сильных стрессорных факторов, таких как потеря близких, тяжёлая болезнь, потеря работы и т. д. Либо встречается у людей, склонных к психическим расстройствам. Такое состояние требует обязательного психотерапевтического вмешательства. А с апатией можно справиться и самому, следуя определённым правилам.

Контролируйте свои мысли

Вычеркните из своего лексикона слово «депрессия» и его производные! Если вас все же «накроет» пессимистическое настроение, относитесь к этому как к временному спаду: это просто плохой день или пара дней, ни в коем случае не «депрессия».  Справиться с плохим настроением всегда можно.

Выспитесь

Отдых очень важен для человека. Если не давать нашему организму регулярно и полноценно восстанавливать силы, это приведет к нежелательным результатам, в том числе и к депрессии. Например, в восточных единоборствах отдых настолько же ценен, насколько ценна и тренировка. Именно во время отдыха мы можем осмыслить все то, что узнали за день.

Перейдите на здоровое питание

Возможно, это вас немного удивит, но питание также оказывает влияние на наш моральный настрой. Уже не раз было отмечено многими успешными людьми, что правильное питание – это залог здоровья и продуктивного дня. Если питаться некачественной пищей, то очень скоро наш организм начнет подавать видимые сигналы, а после ухудшится и наше общее состояние. В тоже время, если перейти от неправильного питания к здоровой пище, то положительный результат можно ощутить с первых дней.

Двигайтесь

Движение — жизнь. Эта прописная истина часто забывается в наш техногенный век, когда работа связана с малоподвижным положением перед монитором компьютера, за рулём автомобиля, за столом переговоров. Организм нуждается в движении, как зверь, запертый в клетке, нуждается в своём беге по родным просторам. От недостатка движения у современного человека случаются сбои и на физическом, и на психическом уровнях. Таким образом, организм сигнализирует: «ДВИГАЙСЯ!» Только эти сигналы мы часто не понимаем. Идём к врачу или в аптеку, покупаем лекарства и антидепрессанты. А эффект от них получаем лишь временный.

Измените образ жизни

Каждый день старайтесь изменять образ мыслей, воспринимайте происходящее в положительном свете. Если вы обвиняете в своих неудачах обстоятельства или других людей, найдите в себе силы посмотреть правде в глаза. Чаще повторяйте себе: «Только я несу ответственность за случившееся. Я могу все изменить». Когда в следующий раз окажетесь в аналогичной ситуации, постарайтесь повести себя иначе, чтобы изменить сложившуюся схему поведения. Если вы считаете, что окружающие к вам плохо относятся, помните, что вы не можете читать их мысли, и они могут думать все, что угодно. Переносить жизненные трудности очень хорошо помогают юмор и самоирония.

Взгляните правде в глаза

Пересмотрите свои ожидания и жизненные приоритеты. Возможно, вам придется расставаться с некоторыми иллюзиями и поставить перед собой более реалистичные жизненные цели. Люди, подверженные депрессии, часто уверяют себя, что счастье для них невозможно без определенных вещей: любимого человека, материальных ценностей, денег, славы и т.п. Если получить желаемое невозможно, очень просто начать себя жалеть. Но не лучше ли просто принять ситуацию и отказаться от недостижимого? Ведь некоторые жизненные ситуации просто невозможно изменить. Не лучше ли поставить перед собой реалистичные цели? Например, вы можете сменить работу, которую ненавидите, или разорвать мучительные отношения, зашедшие в тупик.

Перестаньте себя жалеть

Когда вы жалуетесь на жизнь, плачете, рассказываете о своих чувствах друзьям, обсуждаете с ними ваши проблемы, они, конечно, проявляют понимание и сочувствие. К сожалению, именно сочувствие близких подкрепляет депрессивное состояние. Иногда друзья или члены семьи, если вам плохо, готовы полностью освободить вас от выполнения обязанностей по дому, и вы сутками валяетесь в постели, изнемогая от жалости к себе, пока близкие вас обслуживают. Как следствие, у вас формируется зависимость от окружающих, вы ищете их сочувствия любой ценой. Другие проявления депрессивного поведения — переедание, хаотичная трата денег, алкоголизм и наркомания, беспорядочный секс. Все это позволяет на краткое время забыться и почувствовать себя лучше. Перестаньте себя жалеть и старайтесь избавляться от этих привычек.

Будьте дружелюбнее с людьми

Старайтесь быть дружелюбнее с окружающими. Проявление внимания и искреннего интереса поможет вам построить новые позитивные отношения. Попросите друзей и близких не подкреплять ваше депрессивное поведение, игнорировать ваши жалобы на жизнь и не питать вашу жалость к себе. Найдите дело, которым вы можете заниматься вместе с друзьями: заниматься спортом, танцами, ходить в походы и пр.

Будьте оптимистом

Привычка все видеть в черном цвете, относиться ко всему заведомо негативно также может стать одной из причин депрессии. Исследования показали, что люди, страдающие депрессией, склонны приуменьшать свои достижения, таланты и достоинства. Люди, довольные своей жизнью, сталкиваются с неудачами, переживают разочарования, испытывают боль, страх, печаль, тревогу и вину точно так же, как и те, кто подвержен депрессии. Но они не делают из этого трагедию, не считают, что им на долю выпали особенные, нечеловеческие испытания. Нет, они сохраняют присутствие духа и не унывают, потому что принимают боль и страдание как неотъемлемую часть жизни, которую — увы! — невозможно исключить, но можно перенести с минимальными потерями.

Найдите хобби

Одна из распространенных причин депрессии — отсутствие не связанных с работой интересов и хобби. Когда вся жизнь сводится к работе, легко впасть в уныние, если что-то не ладится в профессиональной сфере. Скучно, и когда дела идут слишком хорошо — нечего добиваться, не к чему стремиться. Тут-то самое время и найти новое хобби. Интересы и увлечения очень важны для психического и умственного здоровья человека, они помогают достичь гармонии, подпитывают наше самоуважение, да и просто улучшают настроение. Занятие любимым, интересным делом дает удовлетворение и отвлекает от других более насущных проблем, негативных мыслей и эмоций, которые часто и приводят к депрессии. Особенно помогают активные занятия, командные игры, путешествия, работа руками (например, садоводство, рукоделие, рисование).

Хвалите себя

Одним из главных факторов мотивации в любом деле является возможность получить у кого-либо положительную оценку, комплимент, похвалу. Если человек получает выдающуюся оценку в обществе, он герой нашего времени. Если нет — изгой и неудачник. Люди, которые нас окружают, определяют наше самочувствие. У человека всегда есть великая потребность быть признанным и оцененным. В положительных социальных оценках содержится огромный заряд удовольствия. Его можно получить в общении с друзьями, близкими, знакомыми. Во время депрессии круг общения крайне сужен. Происходит это как из нежелания депрессивного субъекта общаться с кем-либо, так и из нежелания общения с таким человеком его окружения. А как может быть полезна похвала! От кого же её не легче всего получить, как не от себя самого? Хвалите себя за самые небольшие достижения и результаты, ведь из маленьких побед складывается большая. Такая самоподдержка принесёт удовольствие удовлетворения, повысит самооценку и даст надежду на выход из кризиса.

Помните, что депрессия боится любых действий, поэтому неизбежно отступит после череды Ваших, пусть даже маленьких побед!

епископ Пантелеимон рассказал, как побороть страхи из-за коронавируса

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Побороть страхи из-за распространения в мире коронавируса и опасности заразиться им поможет деятельное противостояние страсти уныния и искреннее обращение ко Христу, такой совет дал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, недавно сам перенесший эту инфекцию.

– Уныние называют всецелой погибелью. Есть страсти, которые отчасти захватываю душу, и душа может с ними бороться, им противостоять. А когда подступает уныние, то происходит полное расслабление, ты вообще ничего не можешь … В наше время карантинов и изоляций все мы стали отчасти отшельниками, поэтому уныние разгулялось вовсю, – заметил владыка Пантелеимон в интервью порталу «Милосердие.ru».

Архипастырь признался, что когда недавно сам болел коронавирусом, его тоже охватило уныние.

– Эти красивые слова о том, что все мы должны хранить мир в сердце, я написал перед началом своей болезни, а оказавшись внутри нее, просто не знал, что мне делать, начал отчаиваться, – сказал епископ.

В такой ситуации, как считает владыка Пантелеимон, важно деятельное противоборство этой страсти. В частности, по совету преподобного Евагрия необходимо «разделить свою душу надвое».

– Разделить свою душу надвое и противостоять этой волне уныния должен уметь каждый человек. Он не должен принимать себя таким, какой он есть, он должен в себе что-то ненавидеть, что-то отбрасывать, с чем-то бороться. И быть в этом не просто упорным, а упрямым, простите, «упертым». Не сдаваться. И как бы ни охватывала эта безнадежность, этот бесконечный ужас, тем не менее, нужно им противостоять, – подчеркнул епископ Орехово-Зуевский.

Также владыка Пантелеимон отметил, что бороться с унынием можно разными способами, например, читая Евангелие, вспоминая чудеса из собственной жизни или эпизоды из жизни святых. Кроме того, добавил он, важно помогать друг другу.

И, конечно, как считает архипастырь победить страхи перед коронавирусом и уныние поможет искренне обращение ко Христу.

В этой связи архипастырь привел слова подвижницы XIX века – схимонахини Ардалионы, старицы Усть-Медведицкого монастыря:

«Всей немощию души своей я осознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться. Что ничто мне не поможет в моем спасении, ничто не спасет моей души от ее собственной нечистоты и несовершенства. Всем существом своим я верила, что Господь один и сила Его благодати может меня спасти, просветить, очистить и усовершить мою душу. Может дать силу ей внимать Его слову, разумевать и исполнять Его заповеди. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя. Я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным».

– Вот это осознание своей собственной беспомощности, осознание своего несовершенства, своей немощи необходимо для того, чтобы обратиться ко Христу, – отметил епископ.

В целом, как заключил архипастырь, «если мы знаем, что есть Бог, если мы действительно в это верим, мы не должны забывать, что Он без нас может позаботиться обо всем, чем занимаемся мы, и обо всех, кому мы стараемся помочь» и «эта надежда помогает спокойно отнестись ко всему, что с нами еще случится в этой жизни».

Читайте также:
Некоторые боятся идти в храм после карантина. Это оправданный страх? 

— мнение священника

Как бороться с унынием | МИЛОСЕРДИЕ.RU

23.03.2020

Как бороться со страстями уныния и печали и всегда пребывать в радости, рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон