Эффект форера: Эффект Барнума что это такое и как он работает

Эффект Барнума что это такое и как он работает

Гороскопы, предсказания, интернет-тесты на определения характера — многие описания, источник которых с точки зрения науки доказать невозможно, — нередко кажутся людям правдивыми и актуальными. Склонность доверять информации, которая воспринимается как положительная и неоспоримая, хотя в действительности не может быть такой, в психологии называют эффектом Барнума — Форера. Forbes Life объясняет, как работает этот феномен и в честь кого он получил такое название

Эффект, который помог построить карьеру в шоу-бизнесе

О психологической готовности людей некритически воспринимать те или иные утверждения как правдивые, потому что они основаны на незнакомых и непонятных им факторах, одним из первых догадался Финеас Барнум, которого принято считать прародителем современного американского шоу-бизнеса, зародившегося в XIX веке.

Заметив интерес людей к тому, чего они не могут понять или объяснить, Барнум построил карьеру на удовлетворении их жажды загадочного и увлекательного зрелища — он организовывал представления и даже цирки, артистами в которых были люди с небелым цветом кожи, проблемами со здоровьем или и вовсе с инвалидностью.

С ними Барнум гастролировал по всей стране, что принесло ему не только славу, но и значительный капитал, заработанный, впрочем, не совсем честным путем: шоумен нередко намеренно использовал слухи и предрассудки, которые сложно было опровергнуть, чтобы искусственно подогреть интерес зрителей к своим представлениям, и даже прибегал к откровенному обману — например, выдавая чучело из частей разных животных за тело настоящей русалки. Сегодня бизнес «короля надувательства», построенный в основном на эксплуатации рабов «при их жизни и после смерти», вызывает множество этических вопросов, но само умение Барнума манипулировать людьми, заинтересованными чем-то незнакомым для них, через несколько десятилетий легло в основу одной из психологических теорий и получило его имя.

 

Эффект Барнума в психологии нередко называют еще и эффектом Форера. Второе название появилось благодаря американскому психологу Бертраму Фореру, который, стремясь понять, как именно Барнум сумел достичь такого успеха, в 1948 году провел эксперимент с участием студентов. Он выдал слушателям своих лекций «тест на определение личности» — набор утверждений с обобщенными формулировками, которые Форер взял из гороскопов в одной из газет. Студенты должны были отметить те утверждения, которые, по их мнению, описывали их характер лучше всего, — например, «вы склонны критиковать себя» или «вы нуждаетесь в одобрении другими».

Результаты такого тестирования показали, что большинство студентов не только не заметили обмана, но и отметили большинство пунктов в анкете как правдивые. Тем самым они подтвердили теорию Форера: общие или даже банальные утверждения, которые описывают личность или окружающую действительность, вызывают когнитивное искажение и, как следствие, доверие у людей даже в тех случаях, когда они не имеют никакой связи с реальностью.

Почему мы доверяем прогнозам и тестам

В повседневной жизни эффект Барнума — Форера проявляется во многих рутинных, повседневных делах — например, в вере в астрологические прогнозы, гороскопы и психологические тесты на определение личности. Как правило, они написаны простым языком и содержат универсальные формулировки, которые могут подойти под описание любого человека, однако из-за эффекта Барнума — Форера понимание этого факта отходит на второй план, на первый выходит подсознательное желание увидеть в чем-то самих себя и собственную уникальность.

Материал по теме

По мнению нейропсихолога Дениз Йеребекан, одна из причин такого желания, благодаря которому и работает эффект Барнума, — стремление человека казаться «симпатичным» самому себе и окружающим. «Мы склонны доверять положительным словам о нас, особенно если они касаются нашего желаемого будущего, — объясняет Йеребекан. — Это происходит из-за того, что положительные характеристики питают наше эго». Говоря простыми словами, стремление человека поверить во что-то хорошее о себе, даже если это «что-то» основано на антинаучном подходе или взято из сомнительного источника, естественно и нормально — и это одна из основ психологического феномена. «Представляя себя обладателями положительных характеристик, мы стремимся лучше интегрироваться в общество и стать частью социальных групп. Это врожденный инстинкт, который помогает нам адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни», — добавляет Йеребекан.

Другая составляющая феномена Барнума — Форера — подсознательное желание человека стремиться к тому, что кажется ему близким и знакомым. «Мы склонны воспринимать ту информацию, которую можем соотносить и ассоциировать с собой и нашими повседневными действиями. Иными словами, мы верим тому, что соответствует нашим ожиданиям, и игнорируем то, что им противоречит», — говорит нейропсихолог. Как следствие, общепринятые формулировки, из которых состоят описания в гороскопах и результаты психологических тестов, считываются человеком как достоверные и уникальные, сделанные специально для него и про него — и потому им можно доверять.

Йеребекан также приводит список высказываний, которые, следуя феномену Барнума — Форера, большинство людей сочтут актуальными для себя, несмотря на то, что они универсальны и составлены не под конкретного человека:

  • «скоро произойдет то, чего вы так ждете»;
  • «вокруг вас много людей, которые ждут, чтобы вы с ними пообщались»;
  • «вы умеете компенсировать свои недостатки»;
  • «справедливость является для вас главной ценностью»;
  • «вы относитесь критически к тому, что делаете».

«Эти утверждения расплывчаты и охватывают в своих формулировках всех, но когда люди читают их, они подсознательно кажутся им конкретными.

То, что в них говорится, применимо к большинству людей вокруг, поэтому принять их на веру не так трудно», — поясняет нейропсихолог. Она добавляет, что эти выражения, которые, к примеру, часто можно встретить в гороскопах, могут быть использованы авторами для манипуляции читателями, благодаря которой они становятся более доверчивыми и менее критически настроенными к получаемой информации.

Интересно, что астрология и психология — не единственные сферы, в которых эффект Барнума — Форера проявляется достаточно ярко. Так, например, происходит в стриминговых сервисах вроде Spotify или Netflix, а также в соцсетях, где есть якобы персонализированные разделы «Для вас». По словам Йеребекан, пользователи этих площадок, видя обещания «индивидуального» подхода к ним как к подписчикам сервиса, доверяют персональным подборкам фильмов, сериалов или музыки, в то время как в реальности точно такие же шаблонные рекомендации, сделанные роботом, могли прийти тысячам других людей.

Материал по теме

Непредвзятость в эпоху ленты рекомендаций 

Эффект Барнума — Форера естественен, поэтому пугаться его не стоит — то, насколько сильно он будет проявляться в нашей жизни и влиять на нее, зависит скорее от нашей собственной внимательности к деталям и информации в целом. Дениз Йеребекан дает два совета, которые помогут уменьшить влияние этого психологического феномена на наши действия и решения: развивать скептическое мышление, навык поиска доказательств и сохранять бдительность. 

В первом случае, как отмечает Йеребекан, важно повышать осведомленность людей о психологическом эффекте Барнума: зная о его существовании, мы сможем более скептически относиться к описаниям самих себя, которые видим в результатах личностных анкет, тестов или гороскопах. Такое критическое восприятие информации поможет нам избежать ложных убеждений на свой счет и принятия необдуманных решений, основанных на них.  

Говоря о бдительности, нейропсихолог напоминает: вдумчивая оценка нашей личности должна быть основана на фактах. «Помните о том, что, хотя проходить тесты в журнале и советоваться с гадалкой может быть интересно, эти источники часто не имеют научной основы и широко структурируют свои формулировки, чтобы охватить всех и каждого», — говорит Йеребекан. Таким образом, читая тот или иной условный прогноз или личностную характеристику, стоит обращать внимание на детали и анализировать, что из сказанного там действительно относится к вам и вашим реальным поведению и поступкам. 

Эффект Барнума. Что такое «Эффект Барнума»? Понятие и определение термина «Эффект Барнума» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Эффект Барнума (эффект Форера) — тенденция людей безоговорочно верить в информацию, которая касается непосредственно их и иллюстрирует их с лучшей стороны. Эффект получил название благодаря американскому шоумену Финеасу Барнуму, который был известен тем, что создавал представления, используя многочисленные психологические манипуляции.

Второе название —

эффект Форера — происходит от фамилии психолога Бертрама Форера, который исследовал технику, применяемую Барнумом. В 1948 году Форер провел эксперимент: каждому из своих студентов психолог сделал персональную характеристику, основываясь на анализе личности, а затем попросил оценить точность описания по пятибалльной шкале. Средняя оценка, которую дали студенты, была 4.26. Однако суть эксперимента заключалась в том, что на самом деле Форер дал всем абсолютно идентичный текст, который он позаимствовал из гороскопа.

Этот эксперимент многократно повторяли и другие исследователи в многочисленных вариациях, однако результаты были неизменными: испытуемые склонны верить в информацию, которую ему предоставляют. Важно лишь соблюдение трех условий. Во-первых, человек должен быть убежден, что этот материал был подготовлен специально для него.

Во-вторых, испытуемому необходимо чувствовать, что руководит процессом авторитетная для него личность: в экспериментах Форера, например, он был безусловным авторитетом для своих студентов. И, в-третьих, полученное описание должно давать преимущественно положительные оценки. Таким образом, эффект Барнума обуславливает популярность гороскопов, хиромантии, гомеопатии и других псевдонаук.

< Этология

Эффект Розенталя >

Популярные термины

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как распознать абьюз в семье: советы пожилым родителям
    • «Вдруг я устрою потоп или пожар?»: как перестать думать о худшем и все перепроверять — мнение психологов
    • «Меня триггерят истории о страданиях детей. С чем это может быть связано?»
    • «Быстро влюбляюсь и впадаю в зависимость от мужчин, которым не нужны отношения»
    • 32-летний отец 65 детей устал от одиночества и решил найти любовь
    • Как найти настоящую любовь: 3 полезные мысли — впустите это чувство в вашу жизнь
    • Умер автор передачи «Спокойной ночи, малыши»: что для нас значила эта программа
    • Юность в 1990-е: откровения читательниц Psychologies
    Сегодня читают

    • 10 цитат Зигмунда Фрейда, которые не устарели и спустя 100 с лишним лет
    • В чем выражается ваша (не)любовь к себе: 5 примеров из повседневной жизни
    • О чем вы врете самому себе: найдите ответ на этот вопрос и измените свою жизнь
    • 23-летний россиянин съеден акулой. Почему нас ужасают такие события?
    • Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов
    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЛЕТО 2023 №74

    Подробнее

    спецпроекты

    Причина, по которой мы верим нашим гороскопам • Neurofied

    Одно из исследований показало, что более 90% американцев знают свои знаки зодиака. Mo re Более 50% из них читают свои гороскопы, а также верят советам, данным в описаниях».

    Эффект Барнума , также известный как Эффект Форера , представляет собой психологический феномен, который объясняет, почему люди верят в обобщенные описания личности, как если бы они были точными описаниями их уникальной личности. Проще говоря, эффект Барнума относится к нашей склонности думать, что информация, предоставленная о нашей личности, касается нас, независимо от ее обобщаемости.

    Этот эффект имеет решающее значение для объяснения основных механизмов нашей поведенческой восприимчивости к паранормальным убеждениям и практикам, таким как гороскопы, гадания и онлайн-тесты личности. Как упоминалось выше, более 50% населения США верят описаниям своих газетных гороскопов. Будь то вера в гороскопы или личностные тесты: я уверен, что мы все склонны поддаваться этому эффекту в какой-то момент нашей жизни.

    История эффекта Барнума

    Название Barnum происходит от имени американского шоумена П.Т. Барнум, живший в 19 веке и прославившийся фразой: « Каждую минуту рождается лох ». Хотя неизвестно, действительно ли он сказал эту фразу, она относится к склонности людей быть доверчивыми и любить приписывать себе общие общие описания.

    Получите ежемесячную дозу Brain & Behavior Insights по электронной почте. Полный последних идей, примеров и приложений. Кроме того, вы также получите код скидки на наш ускоренный курс и наши лучшие статьи.

    Имя

    Адрес электронной почты

    Многим из нас наверняка знакомо имя Барнум из знаменитого фильма Величайший шоумен . С помощью этого эффекта главный герой Барнум убедил людей думать, что он понимает их даже лучше, чем они сами.

    П.Т. Барнум из фильма «Величайший шоумен».

    Научное прошлое эффекта Барнума

    Эффект Барнума, как когнитивное искажение, был обнаружен психологом Бертрамом Форером в 1948 году, когда он провел эксперимент по ошибочности личной проверки . В своем исследовании студенты Форера прошли личностный тест и сказали, что каждый опрос будет оцениваться отдельно и давать обратную связь самому Фореру. Тем не менее, Форер дал им такой же отзыв с абзацем, полным очень общих утверждений, не сообщив им об этом. Он использовал такие предложения, как:

    • Вы склонны критиковать себя.
    • Безопасность — одна из главных целей в жизни.
    • Иногда у вас возникают серьезные сомнения в правильности принятого решения.

    Получив отзыв, учащиеся оценили точность своих профилей по шкале от 0 (плохо) до 5 (отлично). Общие результаты показали, что средний рейтинг точности составил 4,3 из 5. Таким образом, почти все студенты восприняли отзывы Форера как точное описание их уникальной личности. Форер пришел к выводу, что результаты можно объяснить нашей склонностью к доверчивости, и подтвердил так называемые Принцип Поллианны , который я более подробно упомяну в следующих абзацах.

    Принципы работы эффекта Барнума

    Учитывая, что этот эффект использует нашу доверчивость, которая, возможно, имеет значение при принятии судьбоносных решений, важно узнать, как этот эффект работает в принципе.

    Предпочтение привлекательности

    Во-первых, мы, скромные люди, предрасположены верить в положительные утверждения о себе. Мы особенно воспринимаем их как точные предсказания, если эти утверждения включают ссылку на желаемое будущее событие. Это просто потому, что положительные описания, которые мы приписываем себе, питают наши эго . Не хочу показаться грубым, но нам нравятся положительные прилагательные, которые заставляют нас чувствовать себя польщенными. Таким образом, мы автоматически принимаем их как истины.

    Теперь у меня есть для вас один пример. Вы можете найти два описания личности ниже. Я хотел бы, чтобы вы выбрали тот, который больше похож на вашу личность.

    1. Вы очень плохой слушатель, и вы не воспринимаете всерьез других людей, когда у них есть идея.
    1. Вы независимый мыслитель , который любит мыслить нестандартно при решении проблем.
    Иллюстрация того, как Эффект Барнума имеет место в нашем принятии решений.

    Я полагаю, вы выбрали второе описание; независимый мыслитель . Это потому, что, вероятно, большинство из нас просто больше предпочитало иметь второе качество личности. Вот как наши рассуждения работают при работе с гороскопами и личностными тестами; нам нравится самый симпатичный.

    Тогда возникает вопрос: почему мы предпочитаем социально желательные качества и как это нам помогает? Показывая себя обладающими этими положительными характеристиками, мы стремимся лучше интегрироваться в общество и стать частью социальной группы. Это врожденный инстинкт, который с самого начала нашей истории помогал нам приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.

    Предпочтение общению

    Во-вторых, мы естественным образом склонны брать информацию, которую мы можем соотнести с собой, и связывать ее с событиями нашей повседневной жизни. Другими словами, мы верим в информацию, соответствующую нашим ожиданиям, и игнорируем ту ее часть, которая не соответствует нашим ожиданиям. Таким образом, мы принимаем обычно написанные описания как уникальные и приписываем подходящие части нашему жизненному опыту. Поскольку мы как бы игнорируем неподходящие части, мы забываем о них и больше сосредотачиваемся на соответствующих частях.

    Например, мой гороскоп говорит: Сегодня день, когда я буду продуктивным и многого добьюсь в своей работе. Разве это не прекрасно? Это именно то, что я хотел услышать и нуждался в качестве мотивации, чтобы справиться со своими заданиями, такими как написание этой статьи прямо сейчас… Вот почему я могу полностью относиться к этой информации и верить, что она сбудется.

    Принцип Поллианны

    Еще один психологический феномен, объясняющий принцип действия эффекта Барнума, — это 9.0015 Принцип Поллианны (также известный как склонность к позитивности). Это предубеждение — склонность людей запоминать приятные события точнее, чем негативные. Это имеет смысл, верно? Зачем кому-то хотеть помнить вещи, которые заставляют их чувствовать себя несчастными или неприятными? В основном мы любим счастливые воспоминания, когда вспоминаем их. Та же идея и в случае с эффектом Барнума; мы предпочитаем положительные описания, приписываемые нам самим. Вот почему Форер (Forer, 1948) также считал, что эти два предубеждения, вероятно, объясняют присутствие друг друга в процессе принятия нами решений.

    Заявления Барнума

    Эффект Барнума проявляется в ответ на утверждения, называемые Заявлениями Барнума . Эти утверждения расплывчаты и понятны для всех в своей формулировке, но каким-то образом они кажутся конкретными, когда их читают люди. Кроме того, эти утверждения пользуются большим успехом, потому что большую часть времени то, что в них написано, применимо к большинству. Другими словами, хотя мы думаем, что они особенные для нас, если вы проанализируете, что они на самом деле говорят, Заявления Барнума могут быть написаны для всех и каждого.

    Составители описаний гороскопов и медиумы используют эти утверждения, чтобы успокоить своих испытуемых и сделать их более восприимчивыми к информации, которую они хотят передать. Вы можете найти список некоторых заявлений Барнума ниже.

    Примеры заявлений Барнума
    • У вас есть много неиспользованных возможностей, которые вы еще не использовали в своих интересах.
    • Вскоре произойдет то, чего вы так долго ждали, и вы почувствуете себя более уверенно.
    • Вокруг тебя так много людей, которые ждут, когда ты откроешь глаза и найдешь их.
    • Вы критически оцениваете свои обязанности.
    • Вы часто очень хорошо компенсируете свои слабости.
    • Справедливость является для вас основной ценностью.

    Примеры эффекта Барнума

    Существуют различные аспекты влияния эффекта Барнума на нашу жизнь. От того, как мы используем наши платформы социальных сетей, до вещей, которые мы хотим читать и изучать. В следующих абзацах я расскажу о двух наиболее распространенных случаях, когда мы поддаемся этому предубеждению.

    Эффект Барнума в астрологии, магии и гадании

    Гороскопы существуют не менее 2000 лет. С тех пор мы любим читать о знаках зодиака и интерпретировать их. Вероятно, многие из нас хоть раз в жизни были у гадалки, хироманта или экстрасенса. Среди прочего, одной из основных причин нашего принятия лженауки является, как уже упоминалось, эффект Барнума. Таким образом, мы можем сказать, что составители гороскопов, гадатели и маги являются настоящими мастерами понимания человеческой психологии и применения принципов Эффекта Барнума в своих интерпретациях.

    Важным понятием, которое следует упомянуть в этом смысле, является практика холодного чтения. Холодное чтение подразумевает, что практикующие псевдонауку знают о своем предмете гораздо больше, чем субъекты знают о себе. Эта практика является холодным чтением, потому что практикующие основывают свои предположения без каких-либо предварительных знаний о своем предмете. Примером такого холодного чтения может быть: « У вас много энергии при решении проблем, с которыми вы сталкиваетесь в своей жизни. Однако вы еще не осознаете своих возможностей . Я рекомендую вам уделить время тому, чтобы открыть для себя эту сторону себя, и вы поймете, что я имею в виду. ” Как вы понимаете, то, что я только что сказал, было очень общим и применимым ко многим ситуациям для многих людей.

    Кроме того, люди с холодным чтением очень хорошо понимают язык тела и жесты своего объекта. Они знают, как скрытно собрать большое количество информации о жизни и опыте человека. Затем они безопасно строят свои предположения и используют персонализацию, чтобы испытуемые относились к ним серьезно и тщательно выбирали предсказания, которые действительно могут произойти в будущем. Вот как работают такие практики и используют принципы работы эффекта Барнума.

    Платформы социальных сетей, такие как Spotify и Netflix , также используют этот эффект, когда дело доходит до управления опытом своих пользователей. Эти платформы настраивают информацию для своих пользователей и представляют ее им так, как они хотят видеть. Другими словами, они персонализируют свой контент для своих пользователей. Например, и у Spotify, и у Netflix есть раздел «рекомендуется для вас» на главной странице. Оба этих веб-сайта создают автоматизированный контент на основе предыдущих предпочтений пользователя. Однако, когда мы видим специальный для вас контент, представленный в более индивидуальной форме, нас автоматически подталкивает к мысли, что он подобран вручную. Тогда мы, конечно, с большей вероятностью будем слушать и смотреть рекомендации их платформ…

    Как вы можете видеть ниже, Spotify создает раздел «Уникально для вас», включающий списки ваших лучших песен за последний год и хиты, которые вы продолжали проигрывать на повторе. Таким образом, Spotify делает приложение более индивидуальным и использует эффект Барнума в своих интересах для увеличения посещений пользователей.

    Пример изображения того, как эффект Барнума используется Spotify.

    Как и Spotify, то же самое касается и Netflix. Как мы знаем, Netflix любит отправлять по электронной почте предложения фильмов, которые актуальны для каждого из их подписчиков. Они часто говорят: «Вы можете найти свои лучшие фильмы на Netflix». Хотя, вероятно, есть сотни других людей, которые получили очень похожие рекомендации фильмов от Netflix, мы все еще попадаемся на уловку и заглядываем в персонализированный раздел фильмов, созданный ‘ специально для нас ’. Тем не менее, нам все равно нравится информация, адаптированная к нашим предпочтениям, верно?

    Как избежать эффекта Барнума?

    Как бы забавно это ни звучало, эффект Барнума имеет свою темную сторону, учитывая его влияние на наши решения и рассуждения. Знание некоторых способов максимально избежать эффекта может помочь вам в долгосрочной перспективе.

    Повышение осведомленности и скептицизма в отношении ситуаций, в которых проявляется эффект Барнума.

    Осознание присутствия этого предубеждения в нашей повседневной жизни — это первый шаг к минимизации его роли в принятии решений. Делая это, мы можем научиться относиться более скептически, когда нам дают обратную связь о нас самих. Это помогло бы избежать доверчивости и удержало бы нас от принятия спонтанных и необдуманных решений.

    Сохраняйте бдительность и ищите улики при выявлении заявлений Барнума.   

    Вероятно, многие из нас знают, что хорошая оценка нашей личности должна основываться на фактах. Тем не менее, мы по-прежнему склонны верить, что случайная гадалка или викторина BuzzFeed знают нас лучше, чем кто-либо другой. Однако всегда имейте в виду, что, несмотря на то, что пройти тесты в журнале и проконсультироваться с гадалкой может быть забавно, эти источники часто не имеют научной основы и широко структурируют свои формулировки, чтобы достучаться до всех и каждого.

    Основные выводы
    • Эффект Барнума объясняет нашу склонность верить в обобщенные описания личности и принимать их за точные описания самих себя.
    • Естественно, мы предпочитаем верить в позитивные заявления о себе, особенно если они включают ссылку на желаемое будущее событие.
    • Мы склонны брать информацию, которую мы можем соотнести, и связывать ее с событиями нашей повседневной жизни. Другими словами, мы верим в то, что соответствует нашим ожиданиям, игнорируя то, что не соответствует.
    • Принцип Поллианны (также известный как предвзятость к позитиву) — это склонность людей запоминать приятные события точнее, чем негативные.
    • Практика Холодного чтения использует принципы Эффекта Барнума. Практикующие холодное чтение основывают свои догадки без каких-либо предварительных знаний об их предмете.
    • Утверждения Барнума расплывчаты и содержательны для всех в своих формулировках. Вот почему они высоко приняты большинством.
    • Spotify и Netflix также используют эффект Барнума при управлении взаимодействием с пользователем. Они настраивают информацию и представляют ее клиенту так, как он хочет видеть.

    Если вы хотите узнать больше о других предубеждениях и о том, как они влияют на принятие нами решений, загляните в наш блог. Кроме того, мы рекомендуем вам посетить Академию Neurofied и бесплатно посмотреть первую главу нашего онлайн-курса!

    Каталожные номера

    Кэмпион, Н. (2016). Астрология и народная религия на современном Западе: пророчества, космология и движение нью-эйдж . Рутледж.

    Лаборатория принятия решений. (2021, 10 февраля). Почему мы верим нашим гороскопам? Получено 25 февраля 2021 г. с https://thedecisionlab.com/biases/barnum-effect/

    Forer, BR (1949). Ошибка личного подтверждения: демонстрация доверчивости в классе. Журнал ненормальной и социальной психологии , 44 (1), 118.

    Герон, М. (2018, 26 августа). Когнитивные искажения — эффект Барнума [запись в веб-журнале]. Получено с https://michaelgearon.medium.com/cognitive-biases-the-barnum-effect-b051e7b8e029

    Джейн Э. и Мукерджи А. Эффект Барнума: влияние социальной желательности, базовой ставки и персонализации.

    Котамарти, П. (2020, 05 декабря). Наука об эффекте Барнума. Получено 25 февраля 2021 г. с https://thedecisionlab.com/insights/business/the-science-behind-the-barnum-effect/ 9.0012

    Vohs, KD (2016, 1 августа). Эффект Барнума . Британская энциклопедия . https://www.britannica.com/science/Barnum-Effect

    О Neurofied

    Neurofied — это управленческая консалтинговая и обучающая компания, специализирующаяся на мозге и поведении. Мы помогаем командам и организациям разрабатывать, внедрять и оптимизировать управление изменениями, стратегию роста, обучение и развитие и многое другое с помощью поведенческой психологии и неврологии.

    С 2018 года мы обучили более 1500 специалистов и работали с более чем 50 командами таких компаний, как ABN AMRO, Tesla, Calvin Klein и Adidas. Мы также часто выступаем в университетах и ​​на конференциях.

    Если вы видите какие-либо возможности для сотрудничества, пожалуйста, свяжитесь с нами здесь.

    Почему мы любим астрологию и личностные тесты

    Анн-Лор Ле Кунф

    •   Время чтения: 5 минут.

    Что общего между астрологией, чтением ауры, гаданием, холодным чтением и некоторыми личностными тестами, такими как MBTI? Все они используют эффект Барнума, чтобы убедить людей в том, что сгенерированные утверждения являются для них личными. Утверждения настолько расплывчаты, что мы интерпретируем их собственное значение, иногда испытывая благоговейный трепет перед их точностью. «Вот такой я!» Вы можете подумать, читая свой гороскоп. Что ж, да, утверждение, кажется, соответствует вашему жизненному опыту, потому что оно предназначено для соответствия любому опыту.

    Открытие Эффекта Барнума

    Согласно Британской энциклопедии: «Эффект Барнума — это явление, возникающее, когда люди верят, что описания личности применимы конкретно к ним, несмотря на то, что описание на самом деле наполнено информацией, которая относится к каждый.»

    Этот термин был придуман в 1956 году психологом Полом Милем, который связал расплывчатые описания личности, используемые в некоторых психологических тестах, с описаниями, данными известным шоуменом П. Т. Барнумом. Эффект используется при написании гороскопов или гадании, чтобы у людей сложилось впечатление, что предсказания созданы специально для них.

    Эффект Барнума также иногда называют эффектом Форера в честь психолога Бертрама Форера. В 1948 году он провел фальшивый психологический тест 39 своим студентам-психологам. Неделю спустя Форер раздал каждому студенту якобы индивидуальный лист результатов и попросил каждого из них оценить, насколько он применим к ним. Результаты состояли из следующего списка:

    1. Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили вас и восхищались вами.
    2. Вы склонны критиковать себя.
    3. У вас много неиспользованных ресурсов, которые вы не использовали в своих интересах.
    4. Хотя у вас есть некоторые слабости характера, вы, как правило, можете компенсировать их.
    5. Ваша сексуальная адаптация доставила вам проблемы.
    6. Дисциплинированный и владеющий собой снаружи, вы склонны к беспокойству и неуверенности внутри.
    7. Иногда у вас возникают серьезные сомнения относительно того, правильно ли вы приняли решение или поступили ли правильно.
    8. Вы предпочитаете определенное количество изменений и разнообразия и становитесь неудовлетворенными, когда вас окружают ограничения и запреты.
    9. Вы гордитесь своим независимым мышлением и не принимаете заявления других без удовлетворительных доказательств.
    10. Вы сочли неразумным слишком откровенно открываться другим.
    11. Иногда вы экстравертны, приветливы, общительны, а иногда интровертны, осторожны, замкнуты.
    12. Некоторые из ваших устремлений довольно нереалистичны.
    13. Безопасность — одна из главных целей в жизни.

    Затем Форер попросил своих студентов оценить утверждения с точки зрения того, насколько они применимы к ним, по шкале от 0 (очень низкая точность) до 5 (отличная точность). Результаты? Итак, студенты оценили личную достоверность утверждений на 9 баллов.0015 4,3 из 5 в среднем . Это невероятная точность для психологического теста.

    Вы, наверное, догадались, в чем проблема: эти фальшивые результаты были составлены Форером путем компоновки различных фрагментов копии, которую он нашел в книге по астрологии в газетном киоске, и все студенты получили точно такой же список утверждений, а не пользовательский, как Форер. сказал им.

    Одним из наиболее важных факторов при воспроизведении этого исследования является максимально расплывчатая формулировка, сочетающая в основном положительное и некоторое отрицательное содержание. Например, использование фразы «иногда» создает мощный эффект Барнума. См. «Иногда вы экстраверт и общительны, а иногда вы интроверт и сдержанный» — кто не согласится с этим утверждением?

    Как справиться с эффектом Барнума

    Как и в случае с большинством когнитивных искажений, половина успеха заключается в том, чтобы знать об эффекте Барнума. Тем не менее, исследования показывают, что есть три основных фактора, которые делают эффект Барнума сильнее:

    • Если вы считаете, что анализ применим только к вам, и, таким образом, применяете к утверждениям свое собственное значение;
    • Если вы верите в авторитет оценщика;
    • Если в анализе перечислены в основном положительные черты.

    Понимание этих факторов поможет вам не стать жертвой эффекта Барнума. Во-первых, всегда опасайтесь расплывчатых заявлений, которые могут относиться к кому угодно. Когда вы читаете утверждение — будь то из гороскопа или личностного теста — и сразу же думаете: «Это я!», сделайте шаг назад, чтобы задаться вопросом, где это может быть применимо почти к кому-либо еще. Если это так, то велика вероятность того, что эффект Барнума сработает.

    Также рекомендуется подвергать сомнению авторитет источника, который вы потребляете. Можно ли доверять автору? Каков их уровень знаний в области, которую вы в настоящее время изучаете? Каков их послужной список в предоставлении точных прогнозов? Например, многие эксперты имеют ужасный послужной список, когда дело доходит до политических прогнозов, а некоторые могут прятаться за расплывчатыми заявлениями, чтобы гарантировать, что они никогда не ошибутся.

    Наконец, обратите внимание на содержание самих утверждений. Эффект Барнума питается нашей потребностью в одобрении, используя в основном положительные утверждения, разбавленные несколькими отрицательными для убедительности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts