Эффект пигмалиона это: что это, как его использовать с примерами

что это, как его использовать с примерами

  1. Что такое эффект Пигмалиона, или Розенталя?
  2. Эффект Розенталя на практике

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона. Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.


Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но

к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные. В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций. Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Аффирмации Основные термины Психология на практике


Эффект Розенталя.

Что такое «Эффект Розенталя»? Понятие и определение термина «Эффект Розенталя» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона) — психологический феномен, который заключается в том, что ожидания личности способствуют тому, что они находят выражение в реальной жизни. Этот эффект открыл американский психолог Роберт Розенталь в 1966 году. Для подтверждения существования данного феномена Розенталь провел множество экспериментов, один из самых известных получил название «Дети Розенталя».

Психолог изучил интеллектуальные способности учеников в одной из школ Сан-Франциско. Учащиеся показали примерно одинаковый результат, однако Розенталь сообщил учителям, что некоторые из них (дети были выбраны случайно) обладают скрытым потенциалом и при должном подходе могут значительно увеличить свой IQ. Когда в конце года психолог повторил тест на определение интеллектуальных способностей, он зафиксировал, что дети, про которых он говорил учителям после первого теста, теперь действительно продемонстрировали лучшие результаты. Розенталь объяснил это тем, что учителя имели определенные ожидания в отношении конкретных школьников, и невербально передавали эти настроения им, реализуя, тем самым, собственные пророчества (которые были совершенно безосновательны).

Другое название — эффект Пигмалиона — феномен получил благодаря древнегреческому мифу о гениальном скульпторе Пигмалионе, который создал настолько совершенную скульптуру, что влюбился в нее и заставил богов оживить ее.

Эффект Розенталя, как правило, встречается в научных исследованиях: например, при проведении процедуры эксперимента. При этом феномен имеет негативное влияние, так как сказывается на внутренней валидности.

< Эффект Барнума

Я (Эго) >

Популярные термины

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Муж кричал дочери: „Отвернись!“ и продолжал меня резать»: история покалеченной визажистки из Алматы — от первого лица
    • «Я боюсь, что у меня шизофрения»
    • «У меня не оставалось веры в будущее»: рассказ психолога о победе над депрессией
    • Семья и карьера: 3 принципа гармоничной жизни
    • «У меня темные волосы и смуглая кожа: как перестать чувствовать себя уродиной?»
    • «Слежу за своей девушкой, как агент 007»
    • Любить по-взрослому: как общаться, чтобы отношения стали крепче — 3 правила
    • 6 основных защитных механизмов психики

    Сегодня читают

    • 4 непростительные ошибки в начале отношений: признания женщин комментируют мужчины
    • «Боюсь остаться старой девой»
    • «Муж вел интимную переписку с моей подругой. Так он собирался улучшить наши с ним отношения»
    • «Муж ушел через 5 месяцев после свадьбы. Как вернуть его?»
    • «Я сгоряча разорвала отношения с парнем. Потом пожалела, но было поздно»
    • «Я сказала мужу, что он мало зарабатывает. Он обиделся»

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    Эффект Пигмалиона (определение и пример)


    Согласно Розенталю, эффект Пигмалиона работает как самоисполняющееся пророчество. Можно увидеть, что это работает по замкнутому кругу:

    1. Убеждения и ожидания людей влияют на их действия по отношению к другим.

    2. Эти действия влияют на убеждения и ожидания других людей в отношении самих себя.

    3. Затем эти убеждения влияют на работу других.

    4. Проверяются первоначальные убеждения и ожидания других.

    Это возвращает нас к 1, где действия начинают усиливаться.


    Эффект Пигмалиона берет свое начало в легенде о Пигмалионе. Например, в греческой пьесе «Пигмалион» он сделал статую своей идеальной женщины. Его вера была настолько реальной, что как только он поцеловал ее, говорят, она ожила, и они прожили вместе до конца своих дней.

    Другой более реальный пример можно увидеть в бейсболе. Например, тренер бейсбольной команды Тим набирает двух новых игроков, Райана и Сэма. Райан выглядит как один из бейсбольных кумиров тренера из 80-х. Поэтому он возлагает на него большие надежды.

    Сэм, напротив, худощавый парень, который не выглядит так, как будто он может набрать много очков. Он уже возлагает на него низкие надежды.

    Шли недели, и Тим уделял все больше времени тому, чтобы попытаться помочь Райану с его техникой, пока Сэм сидит в углу. Райана постоянно хвалят, а Сэма игнорируют. Кажется, что Райан — «золотой мальчик».

    В начале сезона, наполненный уверенностью и руководством, Райан совершает свой первый хоумран и выигрывает командную игру. Напротив, Сэм, который был полон страха и неуверенности в себе, сразу же ударил.


    Эффект Пигмалиона распространяется за пределы традиционной классной обстановки. Это также распространяется на деловой мир и другие параметры лидерства. Именно по этой причине эффект Пигмалиона является важной частью бизнес-настройки и получения максимальной отдачи от сотрудников и студентов.

    Эффект Пигмалиона заключается в том, что наши ожидания от других влияют на наше поведение по отношению к ним. Если мы сначала признаем его существование, мы можем адаптировать наши мысли и действия.

    Важно понимать, когда у нас разные ожидания. Если мы это делаем, простое осознание может помочь нам активно избегать негативных действий. Таким образом, вместо того, чтобы замечать слабые стороны людей, мы можем смотреть на положительные стороны и их потенциал.

    Мы можем осознать, когда наши ожидания приводят к негативным действиям. Например, мы можем кричать на кого-то, от кого у нас могут быть низкие ожидания. В таких случаях важно признать это и попытаться предотвратить повторение.

    Иногда у нас могут быть заниженные ожидания от других, и от этого никуда не деться. Будь то коллега, делегат, друг или кто-то еще. Они могут показаться совершенно некомпетентными. Именно по этой причине трудно ожидать от них многого, что, в свою очередь, может повлиять на наши действия.

    Если мы сможем определить и сообщить о некоторых положительных качествах, мы сможем поднять ожидания. В свою очередь, они могут подтолкнуть других и потенциально раскрыть их потенциал, который мы раньше не могли себе представить.

    От знаменитых футболистов до бейсболистов и актеров тысячи людей превзошли все ожидания. Поэтому для нас важно определить те черты, которые мы можем упустить из виду.

    Когда мы достигаем цели, мы испытываем чувство выполненного долга. Сотрудники могут расти с чувством расширения возможностей для достижения амбициозных целей. Если им бросают вызов, они могут превзойти не только ваши собственные ожидания, но и их собственные.

    Если мы ставим задачи, которые, по нашему мнению, могут превзойти наши ожидания, и поощряем их выполнение, они вкладывают в это все. Когда ожидаются большие ожидания, мы часто делаем все возможное, чтобы их оправдать.

    Независимо от того, верите ли вы в то, что кто-то способен или нет, умаление его значения не поможет. Такие вещи, как «Я не уверен, что вы можете это сделать» или «Можете ли вы попробовать», могут быть восприняты негативно. Такие фразы подчеркивают недоверие и низкие ожидания.

    Делая комплименты другим и определяя сильные стороны, которые они продемонстрировали, мы можем создавать для них позитивные ожидания. В свою очередь, это может повлиять на наши собственные действия. Когда мы фокусируемся на их положительных качествах, это также создает повышенный уровень ожиданий. Затем это может превратиться в позитивное самоисполняющееся пророчество.

    Будь то студент, сотрудник или кто-то еще, важно предоставить действенную обратную связь. Одним из недостатков эффекта Пигмалиона является недостаточное внимание и усилия, прикладываемые к тем, у кого низкие ожидания. В результате мы можем не предоставлять какую-либо обратную связь, потому что «нет смысла» или «они ничего не смогут сделать».

    Вместо того, чтобы размышлять о том, что если или будет ли полезна обратная связь, важно хотя бы попробовать. Вместо того, чтобы позволить нашим ожиданиям стать реальностью, дайте человеку шанс исправиться, развиться и доказать, что вы не правы.

    Некоторые примеры могут включать обзоры или обучение сотрудников или индивидуальную обратную связь.


    Верен ли эффект Пигмалиона?

    За исследованием Розенталя в 1964 году последовало множество других исследований, подавляющее большинство из которых завершило его существование. Основа таковой психологична и самореализуема. Когда у нас есть определенные ожидания от кого-то, мы склонны подкреплять их своими действиями, сознательно или подсознательно.

    Что такое эффект Пигмалиона в обучении?

    В обучении эффект Пигмалиона возникает, когда учителя относятся к ученикам по-разному из-за их ожиданий. Например, учащиеся с низкими ожиданиями могут получить меньше внимания или менее подробную обратную связь. Поэтому, когда ученик отвечает на вопрос неправильно, учитель может не дать подробного объяснения правильного ответа. Однако учащийся с высокими ожиданиями может получить более развернутый ответ. Причина этого в том, что ученики с низкими ожиданиями встречают их неверными ответами. Тем не менее, ученики с высокими ожиданиями, которые дают неправильные ответы, нуждаются в помощи, чтобы ответить правильно, в то время как ученики с низкими ожиданиями могут рассматриваться как неспособные понять.

    Почему важен эффект Пигмалиона?

    Эффект Пигмалиона важен, потому что он может влиять на наши действия и создавать самореализующийся цикл. Чтобы получить максимальную отдачу от других, будь то сотрудники, коллеги или кто-то еще, важно понимать, как наши убеждения могут влиять на наши действия. Понимая это, мы можем стремиться развивать тех, от кого у нас могут быть низкие ожидания, а не мешать им развиваться.

    Дополнительная литература


    Что такое ВВП? — ВВП означает валовой внутренний продукт. Само по себе это может не иметь особого смысла. Однако, когда мы разделим его… …

    Что такое ВВП? Читать дальше »

    Сила эффекта Пигмалиона

    Этот бриф содержит исправление.

    Люди работают лучше, когда от них ожидают большего. В образовательных кругах это называют эффектом Пигмалиона. Это было продемонстрировано в исследовании за исследованием, и результаты иногда могут быть весьма значительными. Например, в одном исследовательском проекте ожидания учителей в отношении способностей дошкольника были надежным предиктором среднего школьного среднего балла ребенка.

    Повышение ожиданий учащихся в последнее время часто упоминается в новостях как часть более широкой дискуссии об улучшении результатов обучения. В частности, группа штатов разработала Общие базовые стандарты штата, которые имеют большое значение для установления более высоких стандартов, определяя, что учащиеся должны знать и уметь читать и считать. К настоящему времени эти стандарты были приняты более чем в 40 штатах. Однако в последнее время против них возникло сильное политическое сопротивление; ряд штатов, в том числе Оклахома, недавно отказались от реформ.

    Важность эффекта Пигмалиона

    Чтобы более подробно рассмотреть вопрос ожиданий, мы проанализировали продольное исследование образования, проведенное Национальным центром статистики образования, или ELS, которое отслеживало развитие общенациональной репрезентативной выборки учащихся 10-х классов из с 2002 по 2012 год. ELS имеет лонгитюдный дизайн, который позволяет исследователям связать ожидания учителей с данными отдельных учащихся, собранными до 10 лет спустя. Для некоторых выводов мы провели логистическую регрессию фактических академических результатов учащихся в зависимости от ожиданий учителей. В других областях мы сообщали о простых частотах.

    Наше исследование показало следующее:

    • Учащиеся старших классов, чьи учителя возлагают на их будущие успехи более высокие надежды, имеют гораздо больше шансов окончить колледж. При прочих равных условиях учащиеся 10-х классов, чьи учителя предъявляли более высокие требования, имели более чем в три раза больше шансов окончить колледж, чем учащиеся, чьи учителя предъявляли более низкие требования. Другими словами, ожидания учителей показали очень сильную прогностическую связь с процентом выпускников колледжей. Нельзя с уверенностью сказать, что ожидания учителей повысили количество выпускников колледжей. Также возможно, что учителя с более низкими ожиданиями с большей вероятностью обучали традиционно неблагополучных студентов, которые с меньшей вероятностью преуспеют в колледжах. Также возможно, что учителя могут просто очень хорошо вычислять, кто окончит колледж, независимо от того, каких студентов они обучают.
    • Учителя средних школ предъявляют более низкие требования к цветным учащимся и учащимся из неблагополучных семей. Учителя средней школы предсказали, что учащиеся из бедных семей имеют на 53 процента меньше шансов получить диплом колледжа, чем их более обеспеченные сверстники.
      Они также считали, что афроамериканские студенты на 47% реже заканчивают колледж, чем их белые сверстники. Наконец, они считали, что у латиноамериканских студентов на 42% меньше шансов получить диплом колледжа, чем у их белых сверстников. Здесь, несомненно, возникает серьезная методологическая проблема, и ожидания учителей в отношении учащихся из неблагополучных семей могут просто отражать более низкий уровень успеваемости этих учащихся. Проще говоря, ожидания педагогов могут быть просто зеркалом более широких проблем национальной системы образования.
    • Программы подготовки к колледжу и другие факторы, поддерживающие более высокие ожидания , являются важными предикторами количества выпускников колледжей. Учащиеся старших классов, обучающиеся по программам подготовки к колледжу, с большей вероятностью окончат колледж (при прочих равных условиях), как и учащиеся, указавшие, что они усердно работают в старшей школе. Короче говоря, учащиеся, у которых есть более строгие академические возможности и опыт, включая возможности практиковаться и получать знания, с большей вероятностью преуспеют в учебе.

    Эти выводы основаны на большом количестве исследований силы ожиданий. Например, в недавнем обзоре более чем трех десятилетий исследований ожиданий учителей психологи из Университета Рутгерса пришли к выводу, что, хотя самосбывающиеся пророчества «скорее рассеиваются, чем накапливаются», они могут быть довольно сильными для некоторых студентов.*

    Ожидания также часто имеют долгосрочные последствия. Например, исследователи в области образования в Нидерландах обнаружили, что предвзятые ожидания учителей в конце начальной школы предсказывают результаты средней школы. Психологи из Мичиганского университета и Университета Рутгерса пришли к выводу, что ожидания учителей могут предсказать достижения учеников на годы вперед. В частности, они обнаружили, что ожидания учителей в шестом и седьмом классах предсказывают успехи учеников шесть лет спустя.

    Сами учителя также говорят, что высокие ожидания важны для успеваемости учащихся. Согласно самым последним доступным данным — опросу MetLife 2009 года с репрезентативной выборкой из более чем 1000 учителей K-12 — 86 процентов учителей говорят, что существует тесная связь между «высокими ожиданиями для всех учащихся» и их обучением.

    Но когда дело доходит до реальных ожиданий от учеников, только 36 процентов учителей говорят, что «все их ученики» могут добиться успехов в учебе. Опрос MetLife также показал, что только 13% учителей «верят, что все их ученики мотивированы на успехи в учебе». Таким образом, кажется, что учителя считают, что высокие ожидания важны, но они не всегда уверены, что каждый в их классе может добиться академического успеха.

    Ожидания учителей более предсказуемы, чем другие факторы

    Как отмечалось выше, ELS следует за учениками с течением времени. В нескольких исследованиях использовались данные ELS для изучения эффектов ожиданий учителей. Однако, насколько нам известно, никакие другие исследования не изучали связь между ожиданиями учителей и будущим уровнем образования с использованием как данных ELS, собранных в 2002 г., так и новой волны данных, опубликованных в феврале 2014 г. Ответьте на следующий вопрос: Могут ли ожидания учителей 10-х классов предсказать окончание колледжа учащимися? В опросе учителей просили предсказать, «как далеко в школе… вы ожидаете, что этот ученик продвинется», включая среднюю школу, колледж и т. д. Мы также рассмотрели другие факторы, влияющие на шансы учащихся на окончание колледжа, в том числе их расу, академические усилия и мотивацию, а также характер прохождения курсов средней школы. Мы также включили ожидания их родителей в отношении их образовательной траектории, а также их собственные ожидания.

    Примечательно, что даже после учета других факторов ожидания учителей и успеваемость учащихся в колледже имели значительную взаимосвязь, а ожидания учителей в значительной степени предсказывали процент выпускников, окончивших колледж. На самом деле, после учета демографических данных учащихся, ожидания учителей были более предсказуемыми для успеха в колледже, чем многие основные факторы, включая мотивацию учащихся и их усилия. Эти результаты основаны на других исследованиях, которые предполагают, что ожидания учителей являются мощными предикторами будущего успеха.

    Например, исследователи из Университета Вирджинии и Университета Рутгерса использовали данные ELS, чтобы определить, могут ли ожидания посещаемости колледжа, сделанные учащимися в 10-м классе, предсказать, будут ли учащиеся учиться в колледже четыре года спустя. Исследователи обнаружили, что в трех группах — учащиеся, родители и учителя — ожидания учителей были более сильными предикторами статуса послесреднего образования, чем ожидания учащихся и родителей. Однако они также обнаружили, что «учителя возлагали самые низкие надежды» на учеников. Наши результаты расширяют этот вывод, показывая, что учителя могут не только предсказать, кто поступит в колледж, но и предсказать, кто его закончит.

    Хотя ясно, что ожидания имеют значение, наше исследование также показало, что учителя предъявляют гораздо более низкие требования к учащимся, которые больше всего нуждаются в высоких ожиданиях и поддержке. Например, некоторые учителя средних школ считают, что цветные учащиеся и учащиеся из бедных семей имеют гораздо меньше шансов окончить колледж. Как отмечалось выше, набор данных не позволяет окончательно интерпретировать, почему это происходит, и возможно, что учителя просто делают точные предсказания, учитывая предыдущие результаты. Другими словами, нельзя исключать возможность того, что точность учителя, а не влияние, может объяснить прогностический характер ожиданий учителя в отношении академических результатов учащихся.

    Есть и другие причины для осторожности, так как ожидания учителя могут быть очень субъективными. Исследователи из Университета Северной Каролины в Гринсборо провели лонгитюдное исследование почти 1000 учеников начальной школы и сообщили, что учителя больше ожидают от девочек успехов в чтении, чем от мальчиков. Исследователи также обнаружили, что восприятие учителями усилий учеников предсказывало оценки по математике, когда учителя ставили более высокие оценки ученикам, которых они считали трудолюбивыми, даже несмотря на то, что ученики, получившие более низкие оценки, сказали, что они работали дополнительные часы дома над своими академическими предметами.

    Однако ясно, что социальные стереотипы могут играть решающую роль, поскольку учителя строят предположения о своих учениках и их будущей успеваемости. Растущее количество исследований показывает, что некоторые учителя не предъявляют высоких требований к учащимся из малообеспеченных семей и цветным учащимся. Также ясно, что более тщательная курсовая работа и другой опыт в старшей школе повышают вероятность того, что учащиеся преуспеют в колледже. Другие исследования подтверждают этот вывод, показывая, что учителя, как правило, ожидают большего от студентов с более высокими академическими направлениями. Кроме того, более строгие занятия обычно влекут за собой более сложную курсовую работу, что помогает учащимся лучше подготовиться к поступлению в колледж.

    Заключение

    Забегая вперед, исследование, изложенное здесь, предполагает, что политики должны продолжать повышать требования к учащимся. Общие базовые стандарты штатов являются одним из самых действенных способов сделать это, и штаты и округа должны продолжать их поддерживать. В частности, руководители сферы образования должны обратить внимание на внедрение стандартов, чтобы гарантировать, что они вызывают у учащихся более высокие ожидания.

    В то же время данные свидетельствуют о том, что необходимо сделать еще больше для улучшения педагогического потенциала учителей. Как показал ряд отчетов Национального совета по качеству учителей, или NCTQ, учителя не проходят необходимой серьезной подготовки. В частности, NCTQ обнаружил, что некоторые программы подготовки учителей не делают достаточно для практического обучения учителей в высокоэффективных школах с высоким уровнем бедности.

    Другие исследования показывают, что еще до того, как войти в класс, некоторые учителя мало что ожидают от цветных учеников с низким доходом. Поэтому для программ подготовки учителей крайне важно донести до начинающих учителей важность возлагать большие надежды на всех учащихся.
    Короче говоря, Соединенным Штатам необходимо повысить требования к учащимся, а также к преподавателям. Эффект Пигмалиона может помочь нашим детям преуспеть в колледже и в жизни.

    Ульрих Бозер — старший научный сотрудник Центра американского прогресса. Меган Вильгельм — аспирант социологии Университета Мэриленда, Колледж-Парк. Роберт Ханна — старший политический аналитик Центра .

    *Исправление от 7 октября 2014 г.: Это краткое описание было исправлено, чтобы лучше отразить роль самоисполняющихся пророчеств в успеваемости учащихся.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts