Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:Каюрова, А. Н. Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста / А. Н. Каюрова, Л. В. Кудрина, В. Ф. Попова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2567/ (дата обращения: 09.11.2022).
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками.
Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они уже лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную» руку.Тема этого материала не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время, а самое главное страдают наши дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышление – это единственный выход из сложившейся ситуации.
И так, начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста. Знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. И так, исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Доминирование исследовательского метода в обучении не означает исключения иных методов, оно предполагает лишь его преобладание.
Экологическое воспитание как новое направление дошкольной педагогики нуждается в специальных исследованиях, которые могут доказать состоятельность нового подхода в ознакомлении детей с природой. Исследования важны во всех звеньях непрерывного экологического образования, но в сфере дошкольного воспитания они особенно актуальны в силу возрастных особенностей детей, их ограниченных психофизических возможностей, в силу того, что в центр экологического воспитания положены, хотя и адаптированные, но научные знания из области экологии.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.Таким образом, экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, конечным результатом которого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Непонимание ребенком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушению экологических норм и законов.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, мы, педагоги, привлекаем родителей к данной проблеме. В ДОУ проводятся родительские собрания, лектории, дни открытых дверей. Ежегодно проводятся выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают участие в экологических акциях, праздниках: «Мы друзья природы», «Осенняя мелодия», «Зимняя сказка» и т.д. Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – одна из важных задач детского сада.Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.
Литература:
Богданец Т. «Экологические знания — первое представление о мире» Д/В №12, 2003 г.
Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.
Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.
Маневцова Л. «Ребенок познает мир природы» Д/В №8, 2004 г.
Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений). М, 1993 г.
Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства». Пермь, 1992 г.
Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания»Д/В №4, 2004 г.
Староверов «Экологическое воспитание дошкольников» Рязань 1989 г.
Экологическое воспитание детей дошкольников, для чего оно нужно?
В нашей обыденной жизни прочно закрепились идеи о том, как важно научить ребенка «базовым вещам»: вежливо разговаривать, уметь дружить, не играть возле включенной плиты и аккуратно обращаться с техническими средствами, такими как мобильный телефон или компьютер.
Прогресс не стоит на месте, но все сильнее отдаляет как взрослых, так и детей от природы, и вопрос «экологической культуры» уже не кажется настолько важным. Почему же так важна роль экологического воспитания, и как привить ребенку ценностное отношение к окружающей среде?
Природа и я — одна семья: «экологическая воспитанность», нравственность и развитие интеллекта взаимосвязаны
Для начала, стоит уточнить, что именно подразумевается под понятием «экологическая воспитанность« — это уважительное отношение к природе и ее дарам, доброжелательность по отношению к животным, интерес к объектам природного наследия. Значение природы в нашей жизни переоценить невозможно, хотя бы потому, что мы сами являемся ее частью. В данном случае — гуманное (человеческое, сознательное) отношение к природе равнозначно гуманному отношению к другим людям.
Вышесказанное образует основу этического поведения любого человека, позволяет ему мыслить с точки зрения морали (конкретно малыши могут рассуждать так: это хорошо или плохо; что будет, если я поступлю так, а не иначе, и как это отразиться не только на мне, но и на окружающих).
Экологическое воспитание также помогает обеспечить ребенка пониманием простейших причинно — следственных связей, что, в дальнейшем, облегчает становление логического мышления. Неживая и живая природа учит ребенка быть исследователем, дарит ему возможность каждый день совершать «открытия», помогает формировать собственное мнение. Благодаря наблюдению за природой и взаимодействию с окружающей средой ребенок расширяет свой культурный опыт, увеличивает объем знаний, обогащает словарный запас.
Экологическое воспитание = фундамент для полноценного развития личности, при котором ребенок не только усваивает принятые нормы в отношениях «человек – природа» и «человек – человек», но и развивает свои познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь и воображение).
Экологическое воспитание в обществе и семье: какие методы стоит использовать, чтобы повысить экологическую грамотность малыша
В первую очередь — личный пример окружающих и родителей. Если вы следите за чистотой природы — забираете с собой мусор и утилизируете его в положенном месте, оставляете цветущие растения для насекомых, бережно относитесь к животным и деревьям, — то и у ребенка будет складываться понимание того, как стоит вести себя с окружающим миром, потому что малыш познает мир, копируя поведение взрослых. Проведение бесед о ценности природы также поможет ребенку стать более сознательным и ответственным.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте остается игра. Поэтому, стоит совмещать демонстрацию бережного отношения к природе и экологическим ресурсам с детским творчеством: например, нарисовать плакат, с помощью которого можно рассказать о любви к природе; сочинить сказку, в которой идея заботы о природе будет стоять на первом месте.
Отличной идеей станет желание предложить малышу совместно познакомиться с лучшими произведениями о природе таких авторов, как: Николай Сладков, Евгений Чарушин, Михаил Пришвин, Иван Соколов — Микитов, Виктор Бианки, Георгий Скребицкий и многих других.
Это поможет заинтересовать ребенка миром живой и неживой природы, а также взаимосвязью всех существ на земле, существенно обогатит словарный запас ребенка примерами грамотной литературной русской речи.
Расширению кругозора и формированию экологической воспитанности помогает участие в тематических «днях экологии»: «День природы», «Лесной карнавал», «День леса». Столь же важную роль играют и субботники, которые не только прививают уважение к природе, но и взращивают в ребенке способность и любовь к труду.
Формирование экологической культуры = постоянный процесс расширения знаний об окружающем мире, который должен идти систематически и поддерживаться одобрением и посильной помощью со стороны взрослых, чтобы труд в природе ассоциировался у ребенка не только с «обязательствами», но и хорошим настроением, радостью от проделанной работы и сознательным бережным отношением к окружающей среде.
Где можно встретить примеры экологического образования, которые не принуждают ребенка «любить природу, потому что это правильно», а осторожно формируют у него ценностное бережное отношение ко всем живым и неживым объектам окружающего мира?
В развивающем детском центре «Умняша», на таких программах, как: «Зайчик«, «Подготовишка«, «Эмоциональный интеллект» и «Творческая мастерская«, т.к. каждая из этих программ влияет на расширение знаний об окружающем мире, учит ценить природные материалы, а также — помогает выстраивать отношения с окружающими людьми и обществом в целом, что соответствует главной идее экологического воспитания — формированию культурной, интеллектуальной и ответственной личности.
Автор: Дарья Чупина
Heart Water — Осведомленность об окружающей среде: спасите планету
Надписи «Go Green», которые вы видите вокруг различных магазинов и витрин, – это больше, чем просто броский и общепринятый термин, которым можно пользоваться. «Go Green», как и другие кампании по повышению осведомленности об окружающей среде, призваны побудить человечество к активным действиям по защите окружающей среды. Фактически, обеспечение выживания и устойчивости планеты для будущих поколений является моральным долгом людей. Без помощи человеческого вклада в эти усилия возможно, что человечество в целом не сможет долго выживать на этой планете. И поскольку большая часть ущерба, наносимого окружающей среде, наносится человеческим выбором, только благодаря лучшему, более здоровому выбору планета может увидеть сдвиг в своем благополучии, а, следовательно, и в благополучии человечества. Поэтому мы обязаны изменить свое поведение и научиться совершенствовать свои действия по отношению к окружающей среде.
Один из лучших способов активно двигаться в правильном направлении — стать более экологически сознательным и научить других тому, как стать более экологически сознательным. Понимая, какое влияние наши действия оказывают на окружающую среду, и изменив свое поведение, мы поможем спасти не только планету, но и человечество в целом.
Что такое экологическая осведомленность?Экологическая осведомленность означает именно то, что вы можете подумать: осведомленность об окружающей среде и выборе, который либо способствует ее благополучию, либо наносит ей больший вред. Это также осознание того, что земля нуждается в защите для своего выживания. Наряду с этим термин «энвайронментализм» представляет собой идеологию, согласно которой люди несут ответственность за защиту и сохранение окружающей среды от антропогенных бедствий. Как указывалось ранее, сделанный человеком выбор является причиной номер один, почему планета с каждым днем становится все более больной. Защита окружающей среды в больших масштабах — один из лучших способов борьбы с разрушительными последствиями этих человеческих решений и помочь здоровью планеты развернуться на 180 градусов в другом направлении.
Чтобы лучше бороться с экологическими проблемами, с которыми мы сейчас сталкиваемся, может быть полезно понять некоторые из основных проблем, наносящих вред окружающей среде. К ним относятся:
- Бурение нефтяных скважин: Наша культура в целом имеет пристрастие и зависимость от ископаемого топлива. Однако, к сожалению, это также является одним из основных факторов, наносящих ущерб окружающей среде, поскольку разливы нефти и морское бурение уничтожают морскую жизнь, загрязняют землю токсинами и увеличивают содержание углекислого газа в атмосфере, что способствует глобальному потеплению и закислению океана.
- Вырубка лесов: Вымирание диких животных происходит в результате вырубки деревьев в интересах человека. Поскольку миллионы акров леса вырубаются, существа вытесняются из их среды обитания, и, таким образом, их выживаемость значительно снижается.
- Производство пластмассовых изделий: Большая часть отходов, оказывающих разрушительное воздействие на планету, возникает в результате потребления пластика. Фактически, более 1 миллиона пластиковых бутылок продается в минуту, причем 91% этих пластиковых бутылок никогда не перерабатываются. Это приводит к тому, что ежегодно в океан сбрасывается более 8 миллионов тонн пластика. Кроме того, энергетические ресурсы, необходимые для производства пластика, вызывают увеличение загрязнения воздуха и воды. На самом деле, миллионы баррелей сжиженных нефтяных газов (LPG) и сжиженных природных газов (NGL) используются только в США для производства пластиковых изделий.
Очевидно, что сохранение нашей планеты важно, но насколько это может быть важно? Чтобы ответить на этот вопрос, было бы лучше взглянуть на то, насколько вредным может быть загрязнение окружающей среды не только для планеты, но и для вашего собственного здоровья.
Начнем с того, что концентрация парниковых газов постоянно увеличивается, более чем на треть после промышленной революции. Это означает, что по мере увеличения выбросов парниковых газов повышается глобальная температура и возникает множество других последствий, таких как:
- Таяние ледников и сильные засухи, которые вызывают еще большую нехватку воды и увеличивают риск лесных пожаров
- Повышение уровня моря, вызывающее затопление прибрежных районов, особенно во Флориде и Мексиканском заливе
- Увеличение численности вредителей, волны тепла и сильные ливни в лесах, фермах и городах, которые могут нанести ущерб или уничтожить сельское хозяйство и рыболовство.
- Скорость роста, с которой разрушаются коралловые рифы, и, следовательно, скорость, с которой вымирают растения и животные.
- Рост заболеваемости аллергией, астмой и инфекционными заболеваниями в результате увеличения производства пыльцы амброзии, повышенного уровня загрязнения воздуха и благоприятных условий, в которых могут размножаться патогены и комары.
Кроме того, без экологической осведомленности и активных мер по сохранению нашей планеты каждый человек подвергается вдыханию все более плохого качества воздуха, что приводит к увеличению серьезных проблем со здоровьем у людей.
Как повысить осведомленность об окружающей средеНесмотря на то, что День Земли отмечается ежегодно 22 апреля, для здоровья нашей планеты жизненно важно развивать более глубокое понимание того, как сохранить нашу планету и в другие дни года. . Вот некоторые способы повышения осведомленности об окружающей среде:
- Переход на безбумажные документы: Онлайн-сервисы чрезвычайно экологичны и могут сократить количество бумаги, необходимой для печати счетов и напоминаний. Поэтому по возможности выбирайте безбумажный биллинг.
- Обучение ваших детей: Один из самых эффективных способов предотвратить разрушение окружающей среды в будущем начинается дома. Научите своих детей трем принципам: сокращение, повторное использование, переработка и важности поддержания чистоты земли. Дети, применяющие эти методы с раннего возраста, увеличат шансы планеты на выживание в будущем.
- Вклад в дело защиты окружающей среды: Если вы потратите немного времени или денег на дело, способствующее сохранению окружающей среды, вы не только поможете планете, но и почувствуете удовлетворение своим вкладом.
- Реализация экологических стратегий: Один из лучших способов помочь выживанию нашей планеты — начать покупать больше многоразовых предметов и перерабатывать их. Сокращение использования пластиковых бутылок для воды значительно сокращает объем углеродного следа, который вы оставляете на планете. Поскольку пластиковые бутылки с водой разлагаются на свалках сотни лет, выбор более чистого решения, такого как покупка вместо этого алюминиевых или стеклянных бутылок для воды, поможет освободить свалки и повысить качество воздуха.
Как уже упоминалось, одним из лучших способов уменьшить загрязнение окружающей среды является переход от пластиковых бутылок с водой к алюминиевым. В частности, питье дождевой воды в многоразовых алюминиевых бутылках не только помогает спасти планету, но и является самой устойчивой, самой здоровой и самой вкусной формой воды на земле сегодня. Переключитесь на щелочную дождевую воду и наслаждайтесь своим вкладом в свое здоровье и благополучие планеты сегодня.
Что такое экологическая осведомленность? | ДельтаНет
Что значит заботиться об окружающей среде?
Быть осведомленным об окружающей среде означает понимать, как наше поведение влияет на окружающую среду, и брать на себя обязательство вносить изменения в нашу деятельность для защиты планеты. Движение защитников окружающей среды в последние десятилетия побудило многих людей внести как незначительные, так и существенные изменения в образ жизни, чтобы вести более экологичный образ жизни.
Быть экологичным означает максимально снизить свое воздействие на окружающую среду. Люди воздействуют на окружающую среду различными способами, включая выбросы загрязняющих веществ в землю, воздух и воду, использование природных ресурсов, потребление энергии и отходы. Есть несколько важных экологических проблем, которые подчеркивают важность большей осведомленности об окружающей среде, например:
- Бурение нефтяных скважин: Разливы нефти отравляют морскую жизнь, а сжигание нефти вместе с другими видами ископаемого топлива способствует возникновению парникового эффекта. Это вызывает повышение глобальной температуры, что приводит к изменению климата.
- Вырубка лесов: Люди вырубают миллионы акров деревьев в промышленных целях. Это не только ставит под угрозу биоразнообразие, но и способствует возникновению парникового эффекта, удаляя поглотители углерода, удаляющие углекислый газ (парниковый газ) из атмосферы.
- Пластмассовые изделия: В Великобритании образуется слишком много отходов, и большая их часть состоит из пластика. Пластик сделан из материалов, на разложение которых могут уйти сотни лет. Производство пластика также приводит к выбросам парниковых газов.
Люди могут оказать положительное влияние на эти крупномасштабные проблемы с относительно небольшими изменениями в их образе жизни. Например, сократить количество покупаемого пластика, меньше использовать транспорт и обеспечить максимально возможную переработку.
Почему это важно?
После промышленной революции концентрация парниковых газов увеличилась более чем на треть. Это подчеркивает, что деятельность человека оказывает наибольшее влияние на выбросы парниковых газов. Поэтому мы обязаны изменить свое поведение для защиты окружающей среды.
Из-за роста выбросов парниковых газов исследования показывают, что к концу столетия глобальная температура может повыситься более чем на два градуса Цельсия. Это означает экстремальные изменения климата, включая ураганы, засухи и наводнения. Эти условия ставят под угрозу биоразнообразие, благополучие человека и дикую природу. Поскольку последние несколько десятилетий мы жили таким неустойчивым образом, безопасность наших природных ресурсов также находится под угрозой. Крайне важно, чтобы каждый понимал свое влияние на окружающую среду и активно участвовал в усилиях по содействию устойчивому развитию.
Кто должен быть в курсе и почему?
Каждый несет ответственность за то, чтобы быть более бережным к окружающей среде, и сокращение своего углеродного следа может быть достигнуто путем очень незначительных изменений в образе жизни. Крайне важно, чтобы мы учили детей и взрослых тому, как важно заботиться об окружающей среде, чтобы обеспечить безопасность жизни будущих поколений. Не очень справедливо, что тяжелые последствия наших действий для окружающей среды испытают на себе ни в чем не повинные будущие поколения.
При продвижении экологической осведомленности обязательно убедитесь, что вы полностью в курсе последних экологических новостей и событий, чтобы гарантировать точность информации, которую вы сообщаете. Многие защитники окружающей среды выбирают конкретную проблему и запускают кампанию по повышению осведомленности и повышению осведомленности об окружающей среде в этой проблемной области.
Примером этого является кампания «Сестры против пластика», запущенная сестрами Мэри Стронг и Терезой Уолтерс.