Длительная программа по Экзистенциально-гуманистической психотерапии.
Skip to contentАвторская программа по «Экзистенциально-гуманистической психотерапии» (базовый – и профессиональный уровень)
Идёт приём анкет в группу Козловой Анны и Кудрявцевой Марины (старт в марте 2023 года). Отборочный цикл 4 февраля 2023 годаДаты занятий смотреть внизу ↓
АНКЕТА на группу по ЭГП
УЧАСТИЕ В ГРУППЕ, ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ:
- заложить/укрепить свой терапевтический фундамент;
- увидеть сессии от специалистов и поработать самим под живой супервизией с реальными клиентами;
- увеличить свою терапевтическую практику;
- начать работать с реальными клиентами уже к лету следующего года;
- получить очень много практического опыта, и уже пробовать работать, получать много разной супервизии и тренировать свой навык ведения глубинных сессий;
- укреплять теоретические основания психотерапии в целом и экзистенциальной терапии в частности.
Ведущие групп:
Базовый уровень, включает в себя 20 учебных циклов + 2 цикла сертификации. Расписание можно посмотреть ниже.
Группа Разумовой Елены и Рымаренко Элеоноры. Отборочный цикл 2 апреля 2023 года. Старт в июле 2023 г. Стоимость за один цикл: 15 000 р. Приём анкет завершён.
Разумова Елена, клинический психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный специалист в области телесно-ориентированной терапии.
Рымаренко Элеонора, практикующий психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии сертифицированный специалист в области экзистенциально-гуманистической терапии, семейной терапии, групповой терапии и работе с травмой.
Группа Козловой Анны и Кудрявцевой Марины. Отборочный цикл 4 февраля 2023 года. Старт в марте 2023 года. Стоимость за цикл: 12 000 р. ИДЁТ ПРИЁМ АНКЕТ.
Козлова Анна — практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт
Кудрявцева Марина — экзистенциально-гуманистический психотерапевт (немедицинская психотерапия), психолог-консультант
Группа Ольховой Елены и Елисеевой Александры — Стоимость за цикл: 12 000 р. Группа набрана.
Ольховая Елена — практикующий психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов. Супервизор
Елисеева Александра — перинатальный психолог, клинический психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.
Группа Гостевой Марии и Караваевой Александры. Стоимость за цикл: 12 000 р. Группа набрана.
Гостева Мария, клинический психолог, индивидуальная экзистенциально-гуманистическая психотерапевтическая практика, ориентированная на взрослых и подростков.
Караваева Александра, практикующий психолог, сертифицированный экзистенциально-гуманистический психотерапевт .
Группа Тер-Сааковой Марики и Ольховской Марии. Стоимость за цикл: 12 000 р. Группа набрана
Отборочный тур 1 октября. Группа будет проходить по пятницам и субботам один раз в месяц.
Тер-Саакова Марика Владимировна
Практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт, детский психолог, член Восточно- Европейской ассоциации экзистенциальных психотерапевтов
Ольховская Мария Андреевна
Экзистенциально-гуманистический психотерапевт, кандидат медицинских наук, перинатальный психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов.
Цель программы:
ознакомить психологов с основными понятиями и представлениями экзистенциально-гуманистической психотерапии, с философскими корнями и теоретическими основами экзистенциального подхода; сформировать навыки работы с клиентом в глубинном жизнеизменяющем подходе.
Программа предназначена
для психологов различной ориентации, склонных к глубинной жизнеизменяющей работе, и готовых расширять репертуар своих взглядов и стилей, студентов психологических факультетов.
Базовый уровень – обязательный, профессиональный уровень – для желающих продолжать обучение и повышать квалификацию.
Основные техники, используемые при проведении программы:
индивидуальная работа, работа в групповом процессе, супервизорская практика; дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; демонстрация работы ведущих и участников программы с разбором; запись на видео камеру сессий с анализом, работа с реальными клиентами, работы и др.
В результате участия в программе вы:
- получите знания об основных понятиях и феноменах экзистенциально-гуманистической психотерапии
- ознакомитесь с философскими корнями и теоретическими основами экзистенциального подхода; вкладом Л.Бинсвангера, Хайдеггера, С.Кьеркегора, М.Босса, К.Роджерса, Р.Мэя, Дж.Бьюдженталя, И.Ялома в становление и развитие экзистенциально-гуманистической психотерапии
- сформируете умение видеть и опираться на феноменологию клиента, умение подбирать правильные интервенции в процессе терапии
- познакомитесь с понятием субъективного, как психологической основы бытия человека
- сможете развить свою чувствительность и умение помогать клиентам продвигаться от обычных разговоров к более глубокому исследованию субъективного опыта
- приобретете умения и навыки отслеживания процессов, происходящих в глубинной работе с клиентом
- приобретете навыки ведения глубоко работающего клиента, работы с сопротивлением и переносом в процессе длительной терапии
- получите возможность для личностного роста и проработке собственных проблем
Обучение на базовом уровне проходит раз в месяц. Один цикл — это 2 дня: суббота и воскресенье.
Экзистенциально–гуманистическая психотерапия – это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более осознанной. Этот подход рассматривает жизнь человека в целом, то, как он живет свою жизнь. Экзистенциальный подход как любой глубинный подход предполагает, что обрезание симптома не ведет к излечению, а реальные изменения возможны только при работе с глубинным содержанием. Экзистенциальная психотерапия – это динамический терапевтический подход, предполагающий, что неосознаваемые силы оказывают влияние на сознательную деятельность. Экзистенциальная психотерапия основана на тезисе: внутренний конфликт, терзающий нас, проистекает не столько из нашей борьбы с подавляемыми инстинктивными склонностями, значимыми взрослыми или же частичками полузабытых травматических воспоминаний, сколько из внутреннего конфликта с «данностями» существования. В данном подходе базовый конфликт заключается в конфронтации человека с конечными данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью.
Цель жизнеизменяющей психотерапии – помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность.
Психотерапевт и клиент являются попутчиками в экзистенциальном подходе и терапия строится не на теории, а на взаимоотношениях. Отличительным признаком подлинной жизнеизменяющей психотерапии является постановка во главу угла работы с сопротивлением и неизбежность феноменов переноса и контрпереноса и многое другое.
Первый модуль. Срок обучения – 560 часов.
(базовый уровень).
1 цикл – ВВЕДЕНИЕ В ЭГП
«Единица изучения в психотерапии – не «проблема» пациента, а скорее существование двух личностей в мире»
Ролло Мэй
Теория:
- Введение в экзистенциально-гуманистическую психотерапию. Обзор истории и философской базы ЭГП
- Основные постулаты экзистенциально-гуманистической психотерапии
- Базовое искусство ведения беседы. Присутствие как стержневая техника в экзистенциально-гуманистическом подходе. Уровни присутствия
- Специфика взаимоотношений между терапевтом и клиентом в ЭГП: терапевт и клиент как «попутчики»
- Концепция заботы в ЭГП. Забота клиента
- Специфика первой встречи с клиентом в ЭГП. Заключение психотерапевтического контракта
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Отработка навыков ведения беседы в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
«Главное, что мы можем сказать о человеке, — это признать три фундаментальных факта: человек живет, его жизнь зависит от его собственных уси¬лий и он способен осознавать и менять свою жизнь»
Джемс Бьюдженталь
2,3 цикл – ТЕЛЕСНОСТЬ
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Осип Мандельштам.
Теория:
- Телесность как экзистенциальная данность (М.Босс, К.Дюркгейм, Дж.Бьюдженталь)
- «Искусство быть живым» (Дж.Бьюдженталь). Наше тело как самый мудрый учитель
- Феноменология Эдмонда Гуссерля и ее значение для экзистенциальной психотерапии
- Забота – источник силы и направляющий фактор в ЭГП. Забота психотерапевта. Обязательства психотерапевта
- Психотерапия как модель жизни. «Здесь и сейчас» как один из основных принципов работы в ЭГП
- «Явное и скрытое» в психотерапии
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Упражнения в парах на проживание телесности как данности
- Работа в тройках с акцентом на «здесь и сейчас»: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
«Анатомия – наша судьба»
Зигмунд Фрейд
4,5 цикл – ТЕЛЕСНОСТЬ
- Осознавание своей телесности как путь к пониманию процесса изменений
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Упражнения в парах на проживание телесности как данности
- Работа в тройках с акцентом на «здесь и сейчас»: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозаписи терапевтической работы участников с последующим обсуждением
6,7 цикл — СВОБОДА
«Осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего Я, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а так же своих страданий, если они имеют место»
Ирвин Ялом.
Теория:
- Свобода, выбор, ответственность
- Dasein как способ существования в мире (М. Хайдеггер)
- Неразрывная связь свободы с ответственностью. Ответственность как авторство (Ж.-П. Сартр)
- Внутренняя свобода в своей воле, выборе, поступках, жизни
- Отрицание, избегание, перенос ответственности
- Ответственность, воля, действие. Три стадии развитии воли (Отто Ранк)
- Субъективность – ключевая концепция экзистенциально-гуманистической психотерапии
- Понятие о субъективности как внутренней, автономной и интимной реальности человека (Дж. Бьюдженталь)
- Поиск – центральный процесс в экзистенциальной психотерапии. Этапы поиска
- Межличностное давление
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Групповые и индивидуальные упражнения на «проживание» СВОБОДЫ как данности
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
8,9 цикл – СВОБОДА
Теория:
- Конфронтация с базовой данностью существования свободой
- Реальная вина как ответственность. Вина как защита от страха. Экзистенциальная вина (И.Ялом, Дж.Холлис)
- Интенциональность как центральное свойство человеческого сознания быть направленным на некий объект (предмет)
- «Дерево» интенциональности – как движение и трансформация внутренних импульсов во внешние проявления
- Значение тревоги в ЭГП
- Конструкты «Я-и-Мир»
- Параллелирование – как способ идти параллельно с клиентом в ЭГП. Параллелирование: темы, рамок, локуса, чувств
Практика:
- Демонстрации ведущими терапевтической работы
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
10,11 цикл – ОДИНОЧЕСТВО
«Слияние с другим устраняет изоляцию радикальным образом – устраняя самосознание»
Ирвин Ялом
Теория:
- Изоляция как базовая конечная данность
- Страх одиночества как основа для всех видов патологии отношений (И. Ялом, К.Ясперс)
- Способы избегания/защиты от одиночества
- Стремление к слиянию как способ ухода от собственного одиночества
- Базовый подход к сопротивлению в экзистенциально-гуманистической психотерапии как естественной защите человеком основ своего бытия (Р.Мэй, Дж.Бьюдженталь)
- Определения, параметры, типичные паттерны, функции сопротивления. Работа с сопротивлением в экзистенциальном подходе
- Интервенции, направленные на сопротивление. Понимание глубинной цели сопротивления
- Экзистенциальный анализ сновидений. Значение первого сна и снов, затрагивающих терапевта. Сны: самый легкий путь к «Здесь-и-Сейчас»
- Понимание о жизни клиента из его снов
Практика:
- Работа с реальными приглашенными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах на проживание ИЗОЛЯЦИИ
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Поскольку любое серьезное обучение психолога в любом из направлений подразумевает не только прослушивание теории, но и обязательную личную проработку,
- предполагается, что параллельно с участием в данной программе участники будут проходить личную психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе
12,13 цикл – ОДИНОЧЕСТВО
«Многоликое чувство, называемое любовью, наводит мосты от одного одиночества к другому»
Карен Хорни.
Теория:
- «Я-Ты», «Я-Они» отношения по М.Буберу
- Различия между зависимыми и взаимозависимыми отношениями
- Черты зрелых, свободных от нужды отношений (Э.Фромм)
- Перенос и контрперенос в представлениях экзистенциально-гуманистического подхода
- Значение эмоций в психотерапии. Взаимодействие чувств и мыслей
- Работа с эмоциями: СТЫД, ГНЕВ, ВИНА и др
- Работа с травматичным опытом клиента в терапии
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсужден
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
14,15 цикл – ИНТЕНСИВНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ В ЭГП
«Незрелая любовь говорит:
Я люблю тебя, потому что нуждаюсь в тебе;
Зрелая любовь говорит: Я нуждаюсь в тебе,
потому что я люблю тебя» Эрих Фромм.
- Исследование внутригрупповых динамических процессов
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
16 цикл – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ
«В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно… У жизни есть лишь один смысл – сама жизнь»
Эрих Фромм.
Теория:
- Экзистенциальная данность – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ. «Продолжать ли жить, когда бессмысленность жизни полностью постигнута?» (А.Камю)
- «Смысл» и «цель». Три основные категории смысла жизни (В.Франкл)
- Потеря смысла: значение в терапии
- Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз как клинические проявления потери смысла. Поиск смысла жизни
- Работа с трудными клиентами. Клиенты, затрагивающие наши уязвимые места
- Специфика работы с различными типами клиентов (Ненси Мак-Вильямс)
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
17 цикл – БЕССМЫСЛЕННОСТЬ.
«Смысл жизни, точно так же как и смысл смерти, у каждого свой, глубоко личный»
Виктор Франкл.
Теория:
- Способы избегания осознавания бессмысленности
- Работа с бессмысленностью в терапии. Поиски собственных смыслов
- Вовлеченность – главный терапевтический ответ на бессмысленность
- Смысл страдания. Смысл работы. Смысл любви
- Стадии развития личности терапевта (PouSto-терапевта)
- Индивидуальный стиль работы терапевта
- Психотерапия и сексуальность
- Роль денег и времени в психотерапии
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
18 цикл – СМЕРТЬ
«Чувство упущенной жизни превращает смерть во врага, а умирание – в муку»
Альфред Лэнгле.
Теория:
- Жизнь, СМЕРТЬ и Тревога. Взаимозависимость жизни и смерти
- Смерть как невозможность дальнейшей возможности
- Связь смерти с другими базовыми данностями существования
- «Как я живу, отдавая себе отчет в том, что умру обязательно. Что я делаю со своей жизнью? Чью жизнь я живу?»
- Стадии профессиональной идентичности психотерапевта
- Супервизия в экзистенциальной терапии: цель, специфика, обоснование необходимости.
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
19 цикл – СМЕРТЬ
«Смерть есть условие, дающее возможность жить подлинной жизнью… Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его»
Ирвин Ялом.
Теория:
- Осознавание смерти в повседневной психотерапии
- Пробуждающие переживания (И. Ялом)
- Способы преодоления страха смерти
- Работа со страхом смерти в экзистенциально-гуманистическом подходе
- Роль отношений в преодолении страха смерти
- Анализ и разбор клиентских случаев
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Индивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
20 цикл –ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОГРАММЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Практика:
- Работа с реальными клиентами (50 минутные сессии с записью на камеру)
- Демонстрации от участников с записью на камеру и обсуждением сессий
- Ивидуальные и групповые упражнения, работа в парах
- Работа в тройках: терапевт – клиент – супервизор
- Видеозапись терапевтической работы участников с последующим обсуждением
- Прохождение личной психотерапии в экзистенциально-гуманистическом подходе (параллельно с обучением на программе)
21,22 цикл – СЕРТИФИКАЦИЯ
- Экзаменационная работа с реальными клиентами под внешней супервизией
- Защита клиентских случаев
Второй модуль – 240 часов.
(профессиональный уровень).
10 циклов по 2 дня каждый. 11 цикл – сертификационный.
Ведущие:
Разумова Елена, клинический психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный специалист в области телесно-ориентированной терапии.
Рымаренко Элеонора, практикующий психолог, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии сертифицированный специалист в области экзистенциально-гуманистической терапии, семейной терапии, групповой терапии и работе с травмой.
Приглашенные СУПЕРВИЗОРЫ из различных экзистенциальных школ:
- Павлова Мария
- Юдина Марина
- Летуновский Вячеслав
- Сикорская Тамара
- Немировский Константин
- Мунасипова Анжелика
- Млодик Ирина и др.
Профессиональный уровень рассчитан на слушателей, прошедших основной уровень и включает в себя:
- глубокое изучение, обсуждение и проживание экзистенциальной философии
- обсуждение художественной литературы (А. Камю, Г.Гессе, Дж.Фаулз, Ж.-П.Сартр, Ф.И.Достоевский, А.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.)
- обсуждение экзистенциальных художественных фильмов
- интенсивную работу с реальными приглашенными клиентами с профессиональной обратной связью от внешних супервизоров
- демонстрации работы специалистов из различных экзистенциальных направлений
- обсуждение различных экзистенциальных тем:
- Психология религии
- Библиотерапия
- Введение в теорию супервизий
- Групповая экзистенциальная терапия
- Работа с терминальными больными
- Работа с психопатологией в экзистенциальной терапии
- Работа с детьми и подростками в ЭГП
- Работа с физическим и сексуальным насилием в экзистенциальном подходе; и др.
ДАТЫ ГРУППЫ Козловой Анны и Кудрявцевой Марины (Старт в марте 2023 года)
Отборочный цикл | 4 февраля 2023 г |
1 цикл | 4, 5 марта 2023 г |
2 цикл | 1, 2 апреля 2023 г |
3 цикл | 13, 14 мая 2023 г |
4 цикл | 24, 25 июня 2023 г |
5 цикл | 22, 23 июля 2023 г |
6 цикл | 19,20 августа 2023 г |
7 цикл | 16, 17 сентября 2023 г |
8 цикл | 25, 26 ноября 2023 г |
9 цикл | 23, 24 декабря 2023 г |
10 цикл | 21, 22 января 2024 г |
11 цикл | 17, 18 февраля 2024 г |
12 цикл | 16, 17 марта 2024 г |
13 цикл | 13, 14 апреля 2024 г |
14 цикл | 18, 19 мая 2024 г |
15 цикл | 15, 16 июня 2024 г |
16 цикл | 10, 11 августа 2024 г |
17 цикл | 7, 8 сентября 2024 г |
18 цикл | 12, 13 октября 2024 г |
19 цикл | 9, 10 ноября 2024 г |
20 цикл | 14, 15 декабря 2024 г |
21 цикл | 18, 19 января 2025 г |
22 цикл | 15, 16 февраля 2025 г |
ДАТЫ ГРУППЫ Разумовой Елены и Рымаренко Элеоноры (Старт в июле 2023 года)
Отборочный цикл | 2 апреля 2023 г |
1 цикл | 1, 2 июля 2023 г |
2 цикл | 5, 6 августа 2023 г |
3 цикл | 16, 17 сентября 2023 г |
4 цикл | 14, 15 октября 2023 г |
5 цикл | 18, 19 ноября 2023 г |
6 цикл | 23, 24 декабря 2023 г |
7 цикл | 27, 28 января 2024 г |
8 цикл | 17, 18 февраля 2024 г |
9 цикл | 23, 24 марта 2024 г |
10 цикл | 20, 21 апреля 2024 г |
11 цикл | 18, 19 мая 2024 г |
12 цикл | 22, 23 июня 2024 г |
13 цикл | 20, 21 июля 2024 г |
14 цикл | 24, 25 августа 2024 г |
15 цикл | 5, 6 октября 2024 г |
16 цикл | 2, 3 ноября 2024 г |
17 цикл | 30. 11 – 1 декабря 2024 г |
18 цикл | 21, 22 декабря 2024 г |
19 цикл | 25, 26 января 2025 г |
20 цикл | 22, 23 февраля 2025 г |
21 цикл | 15, 16 марта 2025 г |
22 цикл | 22, 23 марта 2025 г |
Чтобы записаться, нужно отправить заполненную АНКЕТУ на почту: [email protected]
АНКЕТА на группу по ЭГП
Go to Top
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ: СООТНОШЕНИЕ ГЕШТАЛЬТ — И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.
В течение ряда лет я являюсь руководителем программ по экзистенциальной терапии при Московском гештальт институте. Неоднократно приглашала в Россию американских психотерапевтов, учеников Дж. Бьюдженталя, одного из основателей экзистенциально-гуманистической терапии в США, и организовала учебные тренинги под их руководством. В результате этой работы была подготовлена группа специалистов, которая занимается распространением и развитием экзистенциального подхода в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время я провожу семинары, мастерские и долговременные учебные программы по экзистенциальной терапии, которые дают мне очень ценный и интересный опыт. В этой статье я хотела бы раскрыть основы экзистенциального подхода и поделиться своими размышлениями о возможности его применения в гештальт-терапии.
Акцентирование экзистенциального измерения в гештальт-терапии, на мои взгляд, сможет сделать ее более эффективной, гибкой и глубокой.
Гештальт — и экзистенциальная терапия являются родственными видами психотерапии. Гештальт-терапия изначально развивалась внутри экзистенциально-феноменологического направления и, как известно, экзистенциализм и гештальт-психология, составляющие истоки гештальт-терапии, производим от феноменологии.
В 50-е гг. Ф. Перлз и Л. Перла называли гештальт-терапию экзистенциальным анализом и считали ее одной из форм экзистенциальной терапии. Позже в 60-70 гг. гештальт-терапия приобрела вполне четкие границы: она сформулировала свой собственный концептуальный и методический аппарат и оформилась во вполне самостоятельную психотерапевтическую школу. На наш взгляд, на сегодняшний день теоретические границы гештальт — и экзистенциальной терапии достаточно ясны, но на практике эта ясность теряется, часто сессии гештальт-терапевта и экзистенциального терапевта выглядят очень схожими. Боб Резник, известный гештальт-терапевт из Лос-Анжелеса, делясь своими впечатлениями о практической работе Джима Бьюдженталя, говорят, что его реальной работе с клиентом выглядит почти так же, как и работа гештальт-терапевта, но Джим иначе теоретически объясняет свою терапию. И действительно, гештальт-терапия широко использует экзистенциальный подход в своей практике. Что же составляет суть экзистенциального подхода? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к работаем основателей экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии, которое получил свое развитие в США и связано с именами Ролло Мея, Джеймса Бьюдженталя и Ирвина Ялома
Экзистенциальный подход ставит в центр внимания факт существования человека, его бытие, жизнь человека в целом. Экзистенциальный подход побуждает человека искать ответ на вопросы: «Что значит быть живым? Что мы делаем с чудом нашего сознательного существования? Как мы можем наиболее полно и сознательно реализовать то, что потенциально заложено в нашей природе?»
Специфика экзистенциального подхода состоит в том, что, в отличие от других подходов, он опирается на определенные философские положения и служит основой для целого ряда других психотерапевтических подходов. Так на Западе можно встретить психотерапевтов, которые считают себя экзистенциалистами и в тоже время причисляют себя к другим психотерапевтическим школам, называя себя также психоаналитиками, юнгианцами, гештальтистами и гуманистическими психологами. По сути, экзистенциальный подход задает общий смысловой контекст для проведения психотерапии (Bugental & Sterling, 1995).
Суть экзистенциального подхода состоит в том, что он возвращает внимание к целостному человеческому существованию: «Человек превосходит сумму своих частей» (Мау,1958). Эта идея широко развивается и в гештальт-терапии. Экзистенциальный терапевт обращается к целостной личности, и рассматривает страдания этичности не как некоторое заболевание или нарушение, которое можно изучить путем объективного анализа и вылечить, а как переживание, имеющее смысл, который может быть понят в отношении к целостному способу существования человека в мире и может стать источником его внутреннего развития.
Принципиально важным для экзистенциального подхода является то, что человеческие существа являются единственными в природе организмами, обладающими способностью сознавать и в то же самое время осознавать свое сознавание. Эта способность к рефлексивному осознаванию лежит в основе процесса личностного изменения в психотерапии. Рефлексивное осознавание дает возможность уменьшить и трансформировать препятствия и блоки к аутентичной жизни, что является центральной задачей экзистенциально-гуманистической психотерапии.
Специфическим понятием экзистенциальной терапии является представление об экзистенциальных «данностях» (Ялом, 1999). Экзистенциалисты полагают, что жизнь сталкивает людей с определенными, постоянными и неизменными условиями существования, которые называются «данностями», каждая из них привносит в жизнь конкретного человека неизбежные обстоятельства или «конфронтации», с которыми необходимо справляться. Ялом выделяет 4 «данности»: смерть, свобода, бессмысленность. изоляция, Бюдженталь описывает 5 «данностей»: телесность, конечность, свобода и способность к действию, бессмысленность и поиск смысла, отделенность и связанность (Bugental & Kleiner, 1993).
И хотя ответы людей на эти «данности» широко варьируют, можно выделить определенные паттерны таких ответов, которые воплощаются в системе конструктов «Я-и-Мир» (Bugental, 1987). Эта система заключает в себе основные способы, какими люди справляются с тревогами, достигают целей и в тоже время ограничивают область своего существования. С точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода клинические симптомы и стрессы, с которыми клиенты приходят в терапию, имеют глубинные корни в паттернах ответов на эти «данности» человеческого существования.
Специфика практики экзистенциального подхода состоит в том, что он в большей степени вооружает психотерапевтов особым способом видения клиента, чем предлагает определенный набор специфических техник и приемов работы. Следствием этого является широкое разнообразие и свобода в использовании техник, которые применяют экзистенциальные терапевты, главное для них не техники, а соблюдение принципов практической работы.
Несмотря на различие в конкретных путях осуществления психотерапевтической работы существует ряд базисных принципов, которые объединяют психотерапевтов, придерживающихся экзистенциально-гуманистического подхода.
Д. Бьюдженталь называет 4 основных принципа клинической практики экзистенциального терапевта (Bugental & Klainer, 1993):
1. Экзистенциальный подход предполагает, что за психологическими дистрессами, с которыми клиенты обращаются в терапию, скрываются более
глубокие и часто скрытые экзистенциальные проблемы. У экзистенциального терапевта со временем вырабатывается особый «экзистенциальный слух», позволяющий за фасадом жалоб и проблем пациента уловить звучание этих скрытых экзистенциальных проблем.
2. Экзистенциальный подход основывается на безусловном уважении к уникальности каждой личности. Это означает, что ценность личности клиента, ее автономность и неповторимость, терапевт ставит в терапии выше любых психотерапевтических теорий и интерпретаций.
3. Экзистенциальный подход ставит в центр внимания переживание клиентом своего бытия, осознавание или субъективность. Фокусом работы экзистенциального терапевта является субъективность клиента или внутренний поток его переживаний. Экзистенциальный терапевт развивает у своих клиентов способности к более глубокому внутреннему осознаванию и чувствованию своих сил и ресурсов, своих эмоций и интенций, а также к осознаванию препятствий этому процессу, паттернов защит и сопротивлений. Потеря человеком ощущения соединенности своего существования с ощущением своего внутреннего бытия рассматривается в экзистенциальной терапии в качестве источника дистресса, препятствия к полной яркой и аутентичной жизни.
4. Экзистенциальный подход подчеркивает значимость живого настоящего субъективной жизни для процесса психотерапии. Все другие временные рамки — прошлое и будущее — рассматриваются в их отношении к непосредственному настоящему. Не отрицая влияния прошлого опыта и представлений о будущем на эмоции и действия, возникающие в настоящем, экзистенциальный психотерапевт постоянно фокусирует свое внимание на том, что действительно «живо» и актуально в субъективности клиента. Именно поэтому экзистенциальный терапевт слушает не только то, что рассказывает клиент о своем прошлом и будущем, но и то, как он говорит об этом. Важно подчеркнуть, что экзистенциальные проблемы пациента и его жизненные заботы приобретают свой смысл только в контексте непосредственного переживания человеком своего бытия в мире.
В соответствии с вышеизложенными принципами экзистенциального мышления разрешение дистресса возможно только в настоящем. Невозможно пойти назад к ранней травме, рост и изменения могут происходить только на пути конфронтации с эмоциями и представлениями, возникающими в настоящем. (Последний принцип нашел самое широкое применение в гештальт-терапии).
Таковы клинические принципы экзистенциальной терапии. Обратимся теперь к актуальным процессам, которые происходят в психотерапевтической практике. Что же на самом деле делает экзистенциальный терапевт?
Приведенный выше третий принцип экзистенциального подхода подчеркивает, что значительная часть усилий терапевта направлена на то, чтобы помочь клиенту сфокусировать свое внимание на внутреннем ощущении клиента собственного бытия, на сфере внутреннего опыта, которая часто игнорируется в психотерапии. Ролло Мэй писал: «Центральная задача и ответственность психотерапевта состоит в том, чтобы понять пациента как бытие, как бытие в его особом мире. Все технические проблемы являются вторичными по отношению к такому пониманию, заложив этот фундамент, психотерапевт получает возможность помочь своему пациенту осознавать и непосредственно переживать опыт его собственного существования, что и является главным процессом психотерапии» (Мау,1958). Ощущать свое собственное бытие означает постоянно осознавать интенсивность, глубину и непрерывность внутреннего потока субъективных переживаний. Бьюдженгаль определяет субъективность следующим образом: «Это внутренняя обособленная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее подлинно. Элементами и структурами этой реальности являются наши восприятия, мысли, чувства и эмоции, ценности и предпочтения, ожидания и опасения, фантазии и сновидения — и все остальное, что бесконечным потоком протекает внутри нас и днем и ночью, в бодрствующем состоянии и во сне, определяя как наши поступки во внешнем мире, так и то, что мы делаем по отношению к происходящему с нами там… Субъективность является источником «забот», которая побуждает нас обратиться за помощью к психотерапевту. Она является также корневой системой нашей интенциональности, без мобилизации которой психотерапия не может быть успешной» (Bugental, 1987).
Экзистенциально-гуманистическая терапия уделяет особое внимание ответам на вопросы, которые ставит жизнь:
«Что ты собой представляешь, и кто ты есть? Что представляет собой этот мир? Что приносит удовлетворение? Что причиняет боль и разочарование? Какие источники силы можно привлечь, чтобы помочь себе в жизни?» Важно подчеркнуть, что конфронтация с этими вопросами может давать ощущение жизненной силы и удовлетворения, или создавать чувство фрустрации и пустоты, но именно через исследование субъективности клиентов в наибольшей степени раскрываются и прорабатываются жизненные базисные паттерны, структурирующие их внутренний мир, отвечающие за ощущение ими своего существования в мире. В том случае, когда существующие жизненные паттерны клиентов не приносят им удовлетворения и удерживают слишком много боли, необходимо их повторно исследовать и изменить. Это трудный, часто пугающий и болезненный процесс, который предъявляет определенные требования, как клиенту, так и терапевту, который должен поддерживать мужество клиента и сохранять собственную устойчивость, проходя через стадии испытаний уходов и даже отвержений клиентом (Bugental &К1ешег, 1993).
Таким образом, исследование субъективности и открытие клиенту доступа к переживаниям собственного бытия составляют основную задачу экзистенциально-гуманистической терапии.
Для того, чтобы процесс экзистенциальной терапии продвигался эффективно, важно, чтобы психотерапевт и клиент были достаточно полно вовлечены в терапию, то есть необходимо, чтобы они «присутствовали». Концепция присутствия была разработана Д. Бьюдженталем и названа им краеугольным камнем психотерапевтического искусства (Bugental, 1987).
Присутствие — это качество нахождения в ситуации или в отношениях, когда клиент и терапевт настолько целостно и глубоко участвуют в психотерапевтическом процессе, насколько это возможно. Присутствие развивается через мобилизацию сензитивности, которая существует в двух видах как внутренняя сензитивность к субъективности, и как внешней — к ситуации и другим людям.
Эффективный экзистенциальный терапевт обладает чувствительностью к тому, насколько искренне и подлинно клиент присутствует в психотерапевтической ситуации, насколько он избегает этого присутствия, участвует в психотерапевтической ситуации скорее отстраненно как наблюдатель, комментатор, критик или судья. Терапевт также обращает внимание на то, насколько проблема, с которой обратился клиент, актуально переживается им и описывается исходя из живой внутренней и ощущаемой субъективности, а не преподносится им в объективной и отстраненной манере. В последнем случае, сущность представляемой проблемы актуально не переживается клиентом, остается абстрактной и безличной, и клиент полностью не присутствует в терапии.
Эта неспособность полностью присутствовать является тем способом, каким клиент избегает привнесения своей субъективности в психотерапевтическую работу. Точно таким же способом клиент избегает и своей подлинной включенности в жизнь. Экзистенциальный психотерапевт направляет свои усилия на то, чтобы увеличить включенность клиента в терапию, а, следовательно, и в жизнь. С точки зрения экзистенциального подхода все способы избегания полного присутствия являются формами сопротивления клиента, которые должны быть проработаны психотерапевтом. Важно, что психотерапевт не только следит за присутствием клиента, но также поддерживает собственное присутствие, и даже стремится проявить более глубокое присутствие по сравнению с клиентом, чтобы углубить погружения последнего в собственную субъективность.
Подчеркивая важность исследования субъективности клиента, экзистенциально-гуманистическая психотерапия относится к проблеме клиента как к источнику, задающему мотивацию к работе и направление психотерапевтического процесса. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия подчеркивает, что локус терапевтических изменений находится только внутри клиента, и что потенциальные изменения, возникающие внутри клиента, происходят только благодаря исследованию клиентами их внутреннего субъективного переживания. Экзистенциальный терапевт полагает, что только таким путем становятся возможными значительные и длительные изменения в жизненных структурах. Для экзистенциально-гуманистической психотерапии не представляют большого интереса подходы психотерапевтических школ, которые пытаются внедрить клиенту специфическую теорию и интерпретацию Экзистенциальные терапевты полагают, что терапевт не может дать инсайт клиенту, инсайт только тогда может служить источником изменений, когда он вытекает из опыта клиента и соответствует его внутренним субъективным переживаниям. Экзистенциальный подход не отрицает значение наблюдений, анализа, интерпретаций и обратной связи терапевта, но подчеркивает, что все они имеют смысл, если они расширяют и углубляют собственное видение самого клиента и опираются на его опыт.
С точки зрения экзистенциально-гуманистической психотерапии цель психотерапевта состоит не столько в том, чтобы лечить, определять и изменять пациента, а в том, чтобы помочь ему проявить способность к внутреннему исследованию собственных субъективных переживаний, а также снять сопротивления, которые служат препятствием к этому внутреннему исследованию.
Процессу внутреннего исследования отводится особая роль в экзистенциальной терапии, он был назван процессом поиска. Поиск — это естественный субъективный спонтанный процесс, который начинает включаться тогда, когда человек сталкивается с трудной жизненной ситуацией. Этот процесс является основой воображения, креативности и открытий. Д. Бъюдженталь рассматривает этот процесс как проявление жизненности и считает, что он может стать могучим источником, задающим направление жизни (Bugental&Sterling, 1995). По сути, экзистенциальная терапия целенаправленно использует природный процесс поиска для изменений в ходе психотерапии. Освоить процесс поиска — значить приобрести неоценимое искусство совладания практически со всеми жизненными ситуациями. В психотерапии поиск — это основной путь выполнения терапевтической работы клиентом, это путь раскрытия своего внутреннего мира, путь обретения более глубокого понимания своей индивидуальности, более явного осознавания своего потенциала. Поиск является основой для других психотерапевтических процессов. В ходе психотерапии процесс поиска осуществляется последовательно и поэтапно. Он требует достижения клиентом подлинной концентрации внутри себя, способности занять позицию слушателя, быть внимательным по отношению к тем глубинным процессам, которые открываются внутри сознания. Поиск — это процесс самоисследования и самоосознавания, когда клиент входит в соприкосновение со своей внутренним бытием и начинает осознавать многое, что имеет ценность для его жизни. Следовательно, поиску отводится центральное место в экзистенциально-гуманистической терапии, и развитие поиска составляет искусство экзистенциального терапевта.
Такова терапевтическая суть экзистенциального подхода. Каким же образом этот подход используется в гештальт-терапии?
Ф. Перлз называл гештальт-терапию единственной истинной экзистенциальной терапией (Perls, 1969). Более поздние исследователи гештальт-терапии пытались доказать, что гештальт-терапия является наиболее экзистенциальной формой терапии, которая опирается на феноменологическую онтологию осознавания, Дазайн (бытие здесь) и телесность (Dublin, 1976).
Прежде всего, гештальт-терапия придерживается экзистенциального взгляда на человека как на существо, которое способно бесконечно открывать свой мир и раскрывать свои новые возможности. В центре внимания гештальт-терапии — человек, который переживает свои радости, потери, страдания. Гештальт-терапия открывает клиенту путь, как жить подлинно, выбирать свое существование, осмысленно его организовывать свою жизнь и отвечать за себя. Как и экзистенциальная терапия, гештальт подход широко использует процессы осознавания, она стремится сделать непосредственные переживания более ясными и отчетливыми, она обращена к непосредственному переживанию настоящего (Робин, 1998).
Подобно экзистенциальной терапии, цель гештальт-терапии — помочь клиентам осознать не только, что они делают, но и как они это делают. В ходе терапии гештальт-терапевт сосредотачивается скорее на процессе (на том, что происходит), а не на содержании (не на том, о чем говорит клиент) (Энрайт,2000)
Гештальт-терапия, так же как и экзистенциальная, доверяет непосредственному осознаваник), она полагает истинным знанием то, что непосредственно дано в переживании, в опыте. В отличие от экзистенциального подхода, гештальт-терапия практикует не только непосредственное осознавание, но и систематическое, направленное осознавание (Перлз, 1995). Также как и в экзистенциальном подходе, инсайт в гештальт-терапии вытекает из опыта клиента, однако концепция инсайта в гештальт-терапии — это концепция поля. Инсайт — это понимание структуры изучаемой ситуации. Широкое использование теории поля составляет отличие гештальт-терапии от экзистенциальной терапии.
Важно, что в центре внимания гештальт-терапии находятся терапевтические отношения. Взаимоотношения между терапевтом и клиентом рассматриваются в экзистенциальном контексте как встреча двух человеческих существ, обладающих уникальным и неповторимым внутренним миром. Для гештальт-терапевта представляет интерес то, как терапевт и клиент переживают и осознают свои отношения. Гештальт-терапия большое внимание уделяет развитию терапевтических отношений, которые основаны на заботе, доверии, принятии. Терапевтические отношения выражаются через диалогические отношения Я-ТЫ. Диалог — это особая форма контакта, где участники развивают отношение к другому как к субъекту, как к самостоятельной и независимой личности, диалог развивает отношения, основанные на подлинности, ответственности и свободе Природу этих отношений подробно описал Мартин Бубер — экзистенциальный философ (Бубер, 1993).
Каким образом еще экзистенциальный подход используется в гештальт-терапии? Также как и в экзистенциальной терапии, гештальт-терапия обращает внимание на присутствие терапевта. Необходимо, чтобы терапевт разделял с клиентом свои чувства, наблюдения, личные переживания, помогая ему тем самым учиться доверять своим непосредственным переживаниям и использовать их для возрастания осознавания. Именно непосредственные переживания терапевта являются более сильным инструментом для увеличения осознавания клиента в гештальт-терапии, чем интерпретации и комментарии, основанные на теориях. Личное присутствие психотерапевта — достаточно сильный терапевтический фактор гештальт-терапии, который объединяет ее с экзистенциальной терапией. Однако, как говорил Д.Бьюдженталь, гештальт-терапевт занимает более активную, а иногда даже и директивную позицию, по сравнению с экзистенциальным терапевтом.
Все вышеизложенное показывает, что экзистенциальный подход пронизывает гештальт-терапию, и именно использование этого подхода, на наш взгляд, делает гештальт-терапию такой эффективной и притягательной. Несмотря на сходство экзистенциальной и гештальт-терапии, обе терапии, конечно, имеют четкую границу контакта, и эта граница проходит в области значимости внутреннего опыта клиента.
Это положение нам хотелось бы особенно подчеркнуть. Если экзистенциальная терапия концентрирует свое внимание на внутренних процессах и переживаниях или субъективности клиента, то гештальт-терапия в центр своего внимания ставит контакт, цикл построения и разрушения гештальта, а также способы поддержания и прерывания контакта. Работа с контактом — это специфика и преимущество гештальт-терапии, однако, на практике, сведение всего многообразия событий психотерапевтической работы только к особенностям контакта между терапевтом и клиентом, с нашей точки зрения, существенно ограничивает возможности терапии. Это ограничение может проявиться в том, что психотерапевт не обращается к глубинным внутренним переживаниям клиента, к его субъективности, не раскрывает проблемы клиента в более широком и глубоком смысловом контексте. Эти ограничения могут также лишать собственно терапевтические отношения их трепетной интимности, столь необходимой для подлинных и реальных изменений в жизни клиента.
На наш взгляд; эти ограничения могут быть в значительной степени сняты, благодаря овладению знаниями и специфическими практическими методами и техниками экзистенциальной терапии, столь родственной, как мы стремились показать, гештальт-терапии. Понимание сути экзистенциального подхода и знание принципов его практического применения, поможет гештальт-терапевтам развить в себе сензитивность к экзистенциальным аспектам психотерапевтического процесса и позволит более активно и осознанно использовать их в своей работе. Прежде всего применение принципов экзистенциального подхода создаст возможность для более эффективного использования в гештальт-терапии тех ресурсов для изменения, которые заключены в процессах исследования внутреннего потока субъективных переживаний клиента, в процессах поиска. Это сделает работу гештальт-терапевта более целостной, глубокой и подлинной. Ведь гештальт-терапия — это терапия, направленная на фундаментальные изменения жизни.
Литература
1.Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М., Класс, 1999.
2.Бубер М. Я и ты. М. 1993.
3.Перлз Ф. и др. Практикум по гештальт-терапии. С-Пб., 1995.
4.Робин Ж-М. Гештальт-терапия. М., 1998.
5.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
6.Bugental J. The art of the psychotherapy. N.Y. 1987.
7.Bugental J & Kleiner R. Existential psychotherapies. In Comprehensive handbook of psychotherapy integration, (Ed.) Striker G. & Gold J. N.Y. 1993.
8.Dublin J. Gestalt therapy, Existential-gestalt therapy and/ versus Perls-ism. In The growing edge of gestalt therapy. (Ed.) Smith E. N.Y. 1976.
9. May R., Angel E & Ellenberg H. Existence. N.Y. 1958.
10. Perls F Gestalt Therapy Verbatim. Cat. Real People press, 1969.
Использование экзистенциально-гуманистической психотерапии в лечении выживших после COVID-19
Сказать, что 2020 год был необычным, было бы преуменьшением. Как коллективное человеческое общество, мы все испытали значительные изменения в нашей когда-то нормальной жизни. Один фактор, COVID-19, сыграл преобладающую роль в этом процессе, и некоторые люди пострадали больше, чем другие.
Мой личный опыт с COVID-19 побудил меня написать эту статью, чтобы у моих коллег-консультантов были рекомендации по оказанию помощи другим людям с COVID-19.выжившие. Важно отметить, что в настоящее время нет доступных методов лечения, основанных на доказательствах, поскольку пандемия продолжает развиваться. До этого мы не сталкивались с мировой пандемией за 100 лет.
Что такое экзистенциально-гуманистическая психотерапия?
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия помогает клиентам раскрыть свою уникальность, приобретая более глубокое понимание себя и окружающего мира. Терапевт помогает клиентам, обучая их видеть свое сопротивление, чтобы они могли иметь более осмысленное существование. Клиенты могут свободно исследовать, какие аспекты их жизни поддерживают их путешествие, а от каких можно отказаться, чтобы жить более полной жизнью. Этот подход позволяет избежать навешивания ярлыков и диагностики, поэтому основное внимание может быть сосредоточено на самопознании и осмыслении.
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия преследует пять основных целей.
- Развитие способности к самосознанию и пониманию последствий свободы выбора
- Создайте личную идентичность и будьте готовы к качественным отношениям
- Поиск смысла, цели, ценностей и убеждений жизни
- Принять нормальное беспокойство как естественное условие жизни
- Осознать смерть и небытие
С чего начать
Симптоматика и опыт COVID-19 уникальны для каждого человека, поэтому для экзистенциально-гуманистических психотерапевтов важно учитывать ряд черт.
Терапевтический альянс должен быть установлен во время первого визита. Во-первых, устанавливая отношения Я-Ты с клиентом, вы устанавливаете отношения, в которых клиент является авторитетом в отношении своего личного опыта болезни и жизни. Во-вторых, безоговорочно положительное отношение, ваше принятие и поддержка дадут клиенту важную возможность поделиться своим субъективным опытом и поразмышлять над ним. В-третьих, используя эмпатию, вы позволите своему клиенту свободно делиться с вами более полным спектром чувств и эмоций, тем самым создавая пространство для углубления их подлинности.
Этапы исследования COVID-19
Этап первый: жизнь до COVID-19. Это отличная отправная точка для начала терапевтических отношений Я-Ты. Клиент начнет понимать ваш экзистенциально-гуманистический стиль.
В то же время у вас есть важная возможность изучить стиль общения вашего клиента и уровень экспрессивности. Вы получите представление о типичном образе жизни вашего клиента, уровне функционирования, а также о том, какие ценности и убеждения существовали для него до COVID-19.пандемия. Кроме того, вы можете установить цели клиента и то, чего он хочет достичь во время терапии.
Полезные вопросы могут включать:
- С кем вы жили?
- Каким был твой обычный день?
- Вы активно работали? Насколько важной была для вас ваша работа?
- Как вы проводили свободное время?
- Как ваше общее самочувствие?
- Вы нашли время для себя?
- Каким было ваше «нормальное»?
- Что вы больше всего ценили в то время?
Моя нормальная жизнь была с мужем и сыном. Год назад мой муж перенес шесть месяцев лечения рака в другой стране, и мы, наконец, снова смогли жить вместе. Я работал в качестве консультанта. Свободное время мы обычно проводили с семьей и друзьями, путешествуя и наслаждаясь своими личными увлечениями.
Этап второй: Понимание ранней болезни клиента. На этом этапе каждый клиент вспоминает и делится своими уникальными симптомами и опытом. В этот момент ваш клиент может чувствовать себя более комфортно в терапевтических отношениях в результате того, что вы активно слушаете и используете эмпатические техники. Вы учите клиента исследовать свою проблему, чтобы развить понимание, делясь физиологическими и психологическими чувствами, связанными с его ранним заболеванием.
Полезные вопросы могут включать:
- Как проявлялась болезнь?
- Каковы были ваши первые симптомы?
- Как вы думаете, где вы заразились?
- Когда вы поняли, что серьезно больны?
- Какие действия вы предприняли для лечения вашей болезни?
- Что вы думали и чувствовали по поводу своих симптомов?
- Что вас беспокоило в то время?
Мои симптомы — головокружение, кашель, обострение обоняния, боли в почках и сильная усталость — начались в конце марта. Мой врач прописал антибиотик и посоветовал мне избегать отделения неотложной помощи, потому что считалось, что у всех пациентов, находящихся в больнице, положительный результат на COVID-19.в то время, и если бы у меня не было COVID-19, я обязательно заразился бы им, когда приехал. (Только несколько дней спустя я понял ее логику).
Итак, я провел несколько дней в постели, большую часть времени спал. Я изо всех сил старался избегать кухни, потому что запахи готовки были для меня подавляющими. У меня было желание предаться очень горячим ваннам, но каждая из них, казалось, делала меня слабее, чем предыдущая. В этот момент я чувствовал себя неуверенно из-за неудобства отсутствия работы. У меня также было чувство страха, что ситуация ухудшится.
Третий этап: определение степени болезни клиента. На этом этапе происходит осознание более серьезного заболевания, ухудшение симптомов и, в конечном итоге, потребность в уходе более высокого уровня. В идеале ваш клиент сможет выражать широкий спектр чувств и мыслей по мере того, как он показывает, как он смирился со своим уровнем болезни. Как терапевт, вы можете начать внедрять понятие свободы выбора в свои решения.
Полезные вопросы могут включать:
- Как долго вы болели к этому моменту?
- Какие симптомы ухудшались в это время?
- Что заставило вас обратиться за дополнительной помощью?
- Как вы узнали, что у вас действительно есть COVID-19?
- Как долго вы были в больнице?
- Что вы думали и чувствовали, когда поняли, что происходит?
- Что вас беспокоило в то время?
В течение четырех дней обострения симптомов я перестал есть и пить. Я не мог ничего есть, в основном из-за обострения обонятельных симптомов. В то же время у меня началось постепенное снижение способности насыщать легкие кислородом, поэтому я, наконец, заставила своего мужа отвезти меня на неизбежную поездку в отделение неотложной помощи.
Возле больницы нас встретил медицинский работник первой линии в полном комплекте средств индивидуальной защиты. Моему мужу пришлось уйти, прежде чем мне разрешили войти в отделение неотложной помощи. В эти первые дни пандемии, когда в средствах массовой информации обсуждалось лишь ограниченное количество случаев, серьезность болезни еще не была широко известна, но существовала вероятность того, что я больше никогда не увижу своего мужа. Хотя мы оба испытали страх и грусть из-за того, что мой муж уехал на обследование на рак и окончательный диагноз в прошлом году, я полагаю, что мы оба изначально знали, что мой отъезд не похож ни на что, с чем мы сталкивались раньше.
Этап четвертый: Что пережил клиент во время лечения? Хотя на этом этапе рассматривается то, что происходило с клиентом физиологически, он также рождает несколько ключевых экзистенциальных концепций для раннего исследования. По мере того, как пациенты с COVID-19 проводят время в обязательном изолированном отделении интенсивной терапии, тревога растет, и универсальные темы, такие как свобода выбора, изоляция, бессмысленность и смерть, навязываются им, становясь неизбежными.
Во-первых, это исследование смысла самой болезни, в то время как ему приходится бороться с отказом от контроля. Во-вторых, найти смысл в одиночестве, которое они испытывают. Некоторые клиенты могут обнаружить, что впервые в жизни они остались одни или получили возможность сосредоточиться исключительно на себе. Третье — найти смысл в пустоте своего окружения. Четвертая проблема связана с поиском смысла в самой жизни и примирением с потенциальной смертью.
На этом этапе вы (как терапевт) можете открыто обсуждать реальность смерти. Активное слушание и безусловное положительное отношение имеют первостепенное значение на этом этапе, потому что именно здесь в конечном итоге начинается трансформация. Клиент заслуживает полной свободы поделиться всеми своими мыслями, воспоминаниями и чувствами, какими бы иррациональными они вам ни казались.
Вопросы, которые могут быть полезными, могут включать:
- Вы понимаете, что происходит с медицинской точки зрения?
- Какие у вас были эмоции во время раннего ухода?
- Это был ваш первый опыт оказания неотложной помощи?
- Что вы почувствовали, когда поняли, что должны передать полный контроль медицинскому персоналу?
- Какое лечение вы получали?
- Вы нуждались в использовании аппарата ИВЛ?
- Какова была продолжительность вашего пребывания?
- Какие эмоции и чувства вступили в игру? Вы испугались? Скучающий?
- Как вы себя чувствовали в полном одиночестве?
- Что вы думали и чувствовали, когда поняли, что происходит?
- Что вас беспокоило в то время?
- Ты думал, что умрешь?
- Как вы справились с этой мыслью?
- Вы сделали какие-то выводы?
Во время моей первой карьеры я много лет проработал медицинским работником на переднем крае. Поэтому в больничной обстановке я возвращался к своим корням и полностью осознавал происходящее. С учетом сказанного, слишком много знаний также может оказаться пугающим. Мне быстро сообщили о серьезности ситуации, и я прекрасно понимал, что лучший выход — немедленно отказаться от контроля, чтобы персонал мог сделать все возможное, чтобы спасти мою жизнь.
Следующие две недели я провел в отделении интенсивной терапии, постоянно получая 15 различных лекарств, в основном внутривенно, и круглосуточную оксигенотерапию, а также пройдя множество анализов венозной крови и несколько анализов артериального газа и портативный рентген грудной клетки. Мой уровень кислорода был очень низким и не отвечал на лечение.
Ко мне давно пришло осознание того, что у меня не будет посетителей и что возможна смерть. Все мое внимание было сосредоточено на одном: продолжать многократно вдыхать и выдыхать, даже несмотря на COVID-19.шутили, чтобы убедить меня перестать дышать. Рассматривался вопрос об ИВЛ, но я знал, что с вероятностью 85% никогда больше не буду дышать самостоятельно. Каждый затрудненный вздох представлял собой множество вещей — отказ от аппарата ИВЛ, возвращение в присутствие моего мужа и сына, лежание в собственной удобной постели, а не смерть в одиночестве.
Несмотря на мое желание вернуться домой, я провел много часов в отделении интенсивной терапии, размышляя о прожитой жизни и возможности смерти. Я примирил свою жизнь с Богом и пребывал в состоянии полного покоя. Я смирился со всеми отношениями в своей жизни, чувствуя жалость к тем людям, которые не способны установить настоящую связь. Я был полон огромной благодарности за то, что мне давали на протяжении всей моей жизни, включая семью, особые дружеские отношения и способность общаться с другими.
Пятый этап: Постбольничное исцеление и смысл. Выписка из больницы оставила у меня огромную надежду. Я добился того, что намеревался сделать там. В этот момент я все еще был на кислороде 24 часа в сутки и мог пройти около 24 футов, прежде чем это наступило из-за истощения. Поскольку информации было мало, врачи потребовали, чтобы я изолировался в одиночестве еще на неделю, потом еще на одну. Я пришел к выводу, что все, что можно сделать для больного или неизлечимо больного, — это обеспечить пропитание и дать человеку понять, что его любят.
Две недели в одиночестве в моей спальне, и моя перспектива снова изменилась. Моя чудесная кровать стала моей новой тюрьмой. Но, наконец, я освободилась от изоляции и снова смогла испытать улыбки, смех, человеческое прикосновение, объятия и единение.
Этап шестой: Куда нам двигаться дальше? Некоторым клиентам на этом этапе будет полезна когнитивно-поведенческая терапия, чтобы исследовать любые искажения, которые могут существовать, и они будут довольны своим прогрессом, таким образом заканчивая свою терапию на этом этапе.
Другие, получив возможность начать свое личное путешествие с COVID-19, начнут открывать возможности для будущего. Во-первых, вы можете исследовать беспокойство с клиентом. Вы можете предоставить психообразование, чтобы помочь клиенту понять цель тревоги и провести различие между экзистенциальной, нормальной и невротической тревогой. Затем вы сможете изучить, как свобода выбора используется при принятии решений и связана с будущим, и более подробно обсудить реальность смерти. Введение иерархии Маслоу и самоактуализации может дать клиенту психообразование, чтобы повысить его самосознание в настоящем и дать ему дорожную карту на будущее.
Вопросы для возможного изучения могут включать следующее:
- Изменилось ли ваше отношение к себе после болезни?
- Что вы узнали о себе?
- Чувствуете ли вы себя более уверенно в это время?
- Изменились ли как-нибудь ваши ценности или убеждения?
- Изменились ли ваши мысли или страхи в связи со смертью?
- Есть ли какие-то изменения, которые вы хотели бы внести в свою жизнь?
- Как бы вы хотели проводить время в будущем?
- Будете ли вы по-другому справляться с ситуациями?
Затянувшиеся симптомы COVID-19, в том числе приступы упадка сил, периодическое понижение уровня кислорода и досадная потеря большого количества волос, до сих пор преследуют меня. Однако они незначительны по сравнению с моим желанием помочь выздоравливающим выжившим от COVID-19 и работникам на передовой найти смысл в своем личном опыте.
*****
Я хотел бы поблагодарить Аялу Винер и Арлин Гордон за их мягкое руководство, которое побудило меня поделиться своей историей.
****
Одри Карабиик — выпускница Юго-восточного университета Нова и в настоящее время является зарегистрированным стажером-консультантом по психическому здоровью во Флориде. Она создает несколько групп по борьбе с COVID-19, ориентированных на выживших, передовых работников и других лиц, желающих справиться с «новой нормой». Она связана с Консультационным центром системных решений в Плантейшн, Флорида. Свяжитесь с ней по адресу [email protected].
****
Не следует считать, что мнения и утверждения, сделанные в статьях, опубликованных на CT Online, отражают мнение редакторов или политику Американской ассоциации консультирования.
Гуманистическая и экзистенциальная терапия Лечение
Лечение психических расстройств начинается с понимания ваших возможностей и сосредоточения внимания на ваших личных целях. Когда медицинский работник диагностирует психическое расстройство, лучший способ справиться с ситуацией будет другим.В некоторых случаях гуманистическая и экзистенциальная терапия предоставляет инструменты, которые вам нужны, чтобы сосредоточиться на своем здоровье и избежать рисков, связанных с вашим конкретным состоянием психического здоровья.
Что такое гуманистическая терапия?
Гуманистическая терапия относится к любой программе лечения, которая фокусируется на конкретных потребностях и целях человека. По данным Американской психологической ассоциации, гуманистическая терапия делится на три основные категории, в том числе:
- Индивидуальное лечение
- Гештальт-терапия – акцент на личной ответственности и настоящем моменте, а не прошлом
- Экзистенциальная терапия – акцент на состоянии человека в целом, как на возможностях, так и на ограничениях
Национальные институты здравоохранения сообщают, что гуманистическая и экзистенциальная терапия делает акцент на человеческом опыте и фокусируется на помощи людям с лучшими навыками принятия решений. По данным NIH, основным фактором, отличающим гуманистическую терапию от экзистенциальной терапии, является сосредоточенность на личном принятии и росте. В идеале, вы хотите расти как личность на протяжении всей программы лечения и научиться различным способам принятия себя.
Что такое экзистенциальная терапия?
Экзистенциальная терапия — это форма гуманистической терапии, которая специально фокусируется на идеях личной ответственности и индивидуальной свободы. Во время экзистенциальной терапии вы сосредотачиваетесь на обсуждении причин вашего существования и вашей свободной воли принимать решения о своей жизни.
Согласно АПА, экзистенциальная терапия прежде всего ищет смысл жизни и стремится помочь людям развить чувство самоопределения. Она отличается от базовой гуманистической терапии тем, что сосредоточена на поиске смысла и свободы воли, что позволяет вам принимать решения о том, в каком направлении вы хотите двигаться в своей жизни.
Преимущество личной ответственности
Гуманистическая и экзистенциальная терапия помогает вам взять на себя ответственность за свои действия, принимая свое поведение и последствия, связанные с вашими действиями. По сути, это означает, что вы контролируете то, как вы реагируете и ведете себя, независимо от внешних воздействий, влияющих на вашу жизнь.
В случае психических расстройств у вас есть возможность решить, как вы будете справляться с осложнениями в своей жизни, а затем предпринять соответствующие шаги для управления своим поведением. Калифорнийский государственный университет в Нортридже говорит, что гуманистическая терапия — это тип терапии, ориентированной на клиента, что означает, что обсуждение и рекомендации специалиста в области психического здоровья сосредоточены на ваших конкретных целях, ваших проблемах и том, как ваше психическое расстройство влияет на ваше поведение. .
В правильном направлении
Психолог поможет вам определить лучшие способы управления своим поведением в зависимости от ваших целей и ситуации. Они также помогут вам признать, что у вас все еще есть возможность принимать решения о своем поведении и о том, как вы реагируете на других. Наконец, вы узнаете ценные способы безопасного поведения в различных ситуациях, не подвергая опасности себя или близких. Принятие себя и изучение того, как работает ваше поведение, помогут вам двигаться вперед к здоровому образу жизни.
Суть
Лучшее лечение любого психического расстройства зависит от ситуации; однако гуманистическая и экзистенциальная терапия фокусируется на ваших конкретных целях и вашей ситуации, чтобы вы могли взять на себя ответственность за свои действия. Приняв свое расстройство и научившись принимать соответствующие меры для его преодоления, вы улучшите свой образ жизни и личное благополучие.
Если вы хотите поговорить со специалистом в области психического здоровья о том, какой путь лечения лучше всего подходит для вашего состояния, позвоните нам сегодня. В Центре психического здоровья в Destination Hope работает команда опытных специалистов, которые занимаются лечением, ориентированным на пациента, и ведут вас к более счастливой и здоровой жизни.