Эксперимент формирующий это в психологии: Формирующий эксперимент — Психологос

Формирующий эксперимент — Психологос

Формирующий эксперимент — Психологос

01 октября 2022 г., 21:28

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека — насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык — продолжайте формирование.

В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Научные статьи
  • Естественный формирующий эксперимент в социально-психологическом исследовании: достоинства и трудности применения
  • Педагогика
  • Экспериментальная психология
  • Эксперименты

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 февр. 2014 г.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психологический тренинг

​Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц
  • Неагрессивных стандарты поведения не исключают агрессивности — Берковиц
  • Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив. ..
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Как влияют на нас гормоны
  • Метафора прошедшего дня
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Не играю Жертву
  • Воспитание детей

4. Формирующий эксперимент

В формирующем эксперименте, в отличие от перечисленных выше видов эксперимента, выдвинутая гипотеза проверяется в процессе активного воздейст­вия на испытуемого, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению существовавших ранее. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести согласно предположению исследователя, к определенным изменениям в психике или личности испытуемого. Возникновение запланированных новообразований означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития, и выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается уровень. фактическое состояние того психического признака, свойства, процесса, на которые мы собираемся воздействовать — иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия.

На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения или воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться одно определенное воздействие.

На третьем, заключительном этапе, а также в процессе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролиру­ем ход происходящих изменений и измеряем полученные результаты. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах, после чего данные обрабатываются количественно (факторный, корреляционный анализ и др.). затем подвергаются качественной интерпретации.

С целью убедиться в том, что зафиксированные после проведения формирующих экспериментов изменения произошли именно благодаря их воздействию, порученные результаты сравниваются не только с исходным уровнем, на и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом испы­туемые обеих групп должны быть выровнены по возрасту, полу, уровню развития и другим значимым для данного исследования характеристикам. Желательно также, чтобы работу в них вел один и тот же экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Годфруа Дж. Что такое психология»’: В 2 т. 2-е изд Т. 2.: Пер. с франц. М., 1996. 376 с

  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М. ИПП, 1997. 152 с,

  3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А Бодалева, В.В Стопина. М.. 1987. 304 с.

Дополнительная литература

  1. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н Белоус и др. Под ред. ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панько. Мн., 1988 399 с.

  2. Карандашев Ю.Н. Планирование, обработка данных, оформление результатов и защита дипломных работ по психологии и педагогике.

    Мн., 1989. 268 с

  3. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под. общ. ред. А.В, Петровского. М. Г Ярошевского: 2-е изд., расш., испр. и доп, Р-н/Д, 1998. 512 с.

1. Немое Р С Психология: В 3-х кн. Кн 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М.: ВЛАДОС.

2000 688 с 8. Фресс П.. Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. 1—2. М.. 1986. С. 367.

Лист самоконтроля

Верно или неверно?

1. Методология — система принципов и способов организации и построения теорети­ческой и практической деятельности, а также учение об этой системе. 2 На основе определенного метода может быть создано множество методик

  1. Методологический принцип единства сознания и деятельности означает обусловлен­ ность психологических процессов внешними и внутренними факторами.

  2. Психологическое исследование начинается с выдвижения гипотезы.

  3. Лонгитюдная стратегия — исследование развития какой-либо психической функции посредством сравнения показателей этой функции в группах детей которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены.

6 Стратегия срезов — изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет

  1. Метод психологии — это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

  2. Наблюдение — это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

9 Метод тестов — это неэкспериментальный метод исследования.

10. Эксперимент — целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания

Выбрать правильные ответы

1 Методологический принцип который рассматривает изучаемое явление психики как процесс, называется

а) принцип единства сознания и деятельности;

б) генетический принцип;

в) принцип детерминизма,

г) принцип объективности.

2 Укажите стратегию изучения психики детей в процессе активного формирования техили иных ее сторон

а) трансверсальная;

б) лонгитюдная;

в) комплексная;

г) экспериментально-генетическая

3 В какую группу включены обсервационные методы; организационные методы;

б) эмпирические методы

в) методы обработки данных:

г) интерпретационные методы

4 К экспериментальным методам относят

а) наблюдение:

б) социометрию;

в) анкетирование;

г) Все ответы неверны

5 Термин «проективный метод» предложил а) Л Франк: о) Г. Роршах:

в) 3. Фрейд:

г) М. Люшер

Формирование в психологии (Определение + примеры)

Практическая психология

Вы, наверное, слышали, как кто-то сказал, что человек, школа или деятельность сформировали их такими, какие они есть. Они принимают решения, которые принимают сегодня, потому что они были сформированы таким типом личности.

Но когда мы говорим о «формировании» в психологии, мы не говорим о формировании человека. Формирование может влиять на индивидуальное поведение человека, но оно не используется для его полной трансформации.

Что такое формирование?

Как работает формирование?

Почему шейпинг важен в психологии?

Работает ли шейпинг?

Примеры шейпинга в повседневной жизни

Что формирует?

Формирование — это форма обусловливания, при которой субъекты, часто животные, участвующие в экспериментах, осуществляют оперантное поведение.

Этот процесс также известен как «обусловливание аппроксимации». Почему? Психологи подкрепляют последовательные приближения, чтобы достичь целевого оперантного поведения.

Если это звучит как запутанный психологический жаргон, не волнуйтесь. Я собираюсь объяснить, что это значит, и как это выглядит для субъекта, подвергающегося аппроксимационной обусловленности.

Оперантное поведение

Формирование включает в себя оперантное поведение. Это поведение, отвечающее двум требованиям:

  • Поведение свободно выполняется субъектом
  • Нет запускающего стимула

Оперантное поведение иногда создается оперантным обусловливанием. Это всего лишь один из видов кондиционирования. Если вы думаете о Павлове и его пускающих слюни собаках, вы думаете о другом типе обусловленности. Павлов использовал свисток, чтобы вызвать реакцию у своих собак. Оперантное обусловливание не включает такого триггера. Если бы собаки свободно пускали слюни, чтобы получить лакомство, такое поведение становилось бы оперантным.

Пример шейпинга в психологии 

Основные примеры оперантного обусловливания включают кормление крыс за нажатие кнопки. Крысам не нужно нажимать на кнопку. Ученые не поощряют их нажимать на кнопку. Но подкрепляя поведение лакомством, крысу поощряют продолжать это поведение.

Как работает формирование?

Вот что отличает формирование от базового оперантного обусловливания. В примере, который я использовал выше, крысы нажимают кнопку и получают пищу. Желаемое поведение достаточно просто, чтобы крыса могла попробовать нажать кнопку без какого-либо поощрения.

Формирование условий для выполнения более сложного желаемого поведения. Классическим примером целевого поведения Б. Ф. Скиннера было прикосновение субъекта клювом к определенному месту. (Субъектом, очевидно, была птица.) 

Но Скиннер не ожидал, что птица поймет, что ей нужно прикоснуться клювом к месту. Поэтому Скиннер использовал ряд приблизительных моделей поведения, чтобы «привести» птицу к целевому поведению. Приблизительное поведение только напоминает целевое поведение. Поначалу примерное поведение заключалось в простом повороте головы в сторону точки. Всякий раз, когда птица совершала примерно такое поведение, Скиннер давал птице корм в качестве подкрепления.

Подкрепление последовательных приближений

Ключом к формированию является усиление последовательных приближений. Как только птица поняла, что она получит пищу, если повернет голову в указанное место, Скиннер повысил ставку. Он воздерживался от подкрепления до тех пор, пока не было завершено последовательное приближение. Как только птица немного приближалась к этому месту, Скиннер давал ей корм.

В этом процессе есть два ключа. Первый ключ заключается в том, чтобы предлагать одно и то же подкрепление на протяжении всего процесса. То, что птица приблизилась к месту, не означало, что Скиннер дал птице большую награду или больше еды. Подкрепление было последовательным, пока птица не коснулась клювом места.

Второй ключ заключается в том, что Скиннер вообще перестал подкреплять прежнее поведение. Как только птица начала приближаться к этому месту, она больше не могла получать пищу, просто поворачивая голову.

Этот процесс продолжался до тех пор, пока птица не начала ставить клюв на место. И вуаля! Формирование было завершено.

Почему формирование важно в психологии?

Работа Б. Ф. Скиннера с животными и формированием привела к развитию новой области психологии: бихевиоризма. Это была ведущая область исследований, и она сформировала то, как многие понимают поведение, мотивацию и даже общение с животными!

Формирование работает?

Этот процесс определенно занимает больше времени, чем базовое оперантное или классическое обусловливание. Субъекту нетрудно связать одно поведение с одним подкреплением. Но этот процесс позволяет психологам достичь целевого поведения, которое было бы просто невозможно с помощью других форм обусловливания.

Упомянутый выше пример с птицей сработал. Но Скиннер признал, что это был долгий путь. Он сказал: «Первоначальная вероятность ответа в его окончательной форме очень мала; в некоторых случаях он может быть даже равен нулю». Нет никакой гарантии, что вы можете использовать шейпинг, чтобы научить кого-либо выполнять сложное поведение. Но формование использовалось как на животных, так и на людях. Если процесс выполнен правильно и поведение не слишком далеко от досягаемости, возможно, стоит попробовать формирование. Вы даже можете сформировать себя!

Примеры формирования в повседневной жизни

Формирование не должно быть сложным процессом. В то время как животные, вероятно, не знают, что их «формируют», люди более проницательны. Это не прерывает процесс, если человек знает, что он работает над достижением целевого поведения посредством серии усиленных, приблизительных действий.

Это то, что вы могли бы сделать в своей жизни. Подумайте о цели, которая кажется недостижимой. Для многих людей эта цель — публичные выступления. Может быть, идея встать перед 100 людьми, чтобы произнести речь, пугает. Таким образом, вы устанавливаете ряд приблизительных моделей поведения, которые, возможно, помогут вам почувствовать себя более комфортно и даже взволнованно, выступая перед сотней человек.

Сначала вы представляете только одному человеку. Вы подкрепляете это поведение батончиком мороженого или маской для лица. Через некоторое время вы начинаете приводить 10 человек. Двигаясь вперед «вверх по этой лестнице», вы вознаграждаете себя таким же подкреплением только после того, как вы выступили перед 10 людьми. И так далее, и так далее, пока некогда невозможное целевое поведение не станет чем-то, за что вы готовы взяться.

[ссылка на статью]

Практическая психология

Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.

Что такое формирование (Психология)

| Определение | Последовательные приближения | Дифференциальное усиление | Как применять шейпинг » вики полезно Насколько эффективен шейпинг |

Все родители надеются, что их дети вырастут вдумчивыми, сострадательными и воспитанными людьми. Однако, к сожалению, дети не рождаются со знанием манер или приемлемого поведения. Однако есть надежда, поскольку мы можем использовать шейпинг (психологию), чтобы помочь нам формировать поведение наших детей.

Если вы когда-нибудь видели, как собака ложится за лакомством или цирковые животные исполняют трюки, вы видели, как даже животное может научиться новому поведению.

Ключом к тому, чтобы заставить животных участвовать в усвоенном поведении, является техника, известная в психологии как формирование. Этот метод также может научить ребенка новым навыкам в пошаговом процессе.

Часто изначально моделируемый их основным опекуном, формирование в конечном итоге приводит к овладению навыком, даже сложным.

Что такое формирующая психология (определение)?

Формирование — это процедура, при которой поощрения применяются к субъекту поэтапно, чтобы субъект все больше и больше приближался к проявлению целевого поведения.

Первоначально он возник из области психологии, известной как бихевиоризм, созданной Б. Ф. Скиннером благодаря его теории оперантного обусловливания .

Формирование оперантного обусловливания было основано на взаимосвязи между подкреплением и поведением. Скиннер предположил, что подкрепление является следствием, которое увеличивает вероятность повторения желаемого поведения, а наказание снижает вероятность повторения.

Точно так же, по мере того как положительное поведение подкрепляется, негативное поведение также может быть уменьшено или устранено путем формирования ​1​ .

Подкрепители бывают разных форм; положительное подкрепление возникает, когда вознаграждение подкрепляет поведение, а отрицательное подкрепление возникает, когда что-то вычитается или убирается ​2​ .

Вот пример положительного подкрепления, используемого для формирования поведения. Если ребенок хорошо реагирует на похвалу, ее можно использовать в качестве положительного подкрепления за проявление желаемого поведения, например, за уборку своих игрушек.

Отрицательное подкрепление — это удаление стимула, например, если ребенку дают тайм-аут за то, что он ударил другого ребенка в детской комнате. Если вместо этого тайм-аут удаляется за хорошую игру, устранение негативного стимула приводит к положительному результату для ребенка (без тайм-аута) ​3​ .

Наказание за нежелательное поведение является альтернативным методом формирования; если ребенка наказывают за истерику, то вряд ли он повторит это снова. Это положительное наказание, потому что это добавление последствий в ответ на поведение.

Негативное наказание — устранение благоприятных последствий нежелательного поведения.

Например, если ребенок закатил истерику и ему больше не дают плитку шоколада, которую он хотел. Наказание является «отрицательным» из-за устранения стимула.

В то время как наказание и поощрение работают независимо друг от друга, они работают более эффективно в сочетании как часть плана поведения. В целом положительное подкрепление рассматривается как предпочтительный выбор. Наказание может быть эффективным только в том случае, если оно используется как часть заранее подготовленного плана изменения поведения, когда ребенок заранее осознает последствия своего поведения ​4​ .

Последовательные приближения

Процесс подкрепления шагов желательного поведения, приближающихся к целевому поведению, называется последовательными приближениями.

Последовательные приближения важны для формирования, так как ребенок вряд ли спонтанно проявит целевое поведение. За счет подкрепляющих действий, приближающихся к желаемому поведению, цель достигается за счет повторения и подкрепления.

Последовательные приближения могут быть достигнуты различными способами. Моделирование нового поведения ребенку — успешный метод установления начального шага.

Например, когда ребенок учится есть самостоятельно, родитель может начать процесс, используя технику «рука за рукой», в конечном итоге перемещая свою руку на запястье ребенка, в конечном итоге помогая ему есть самостоятельно.

Дифференциальное подкрепление

В отличие от последовательного приближения, которое способствует обучению новому поведению, дифференциальное подкрепление является формой избирательного подкрепления одной формы поведения, которая теряется среди других. Таким образом, желаемое действие уже происходит и требует формирования, чтобы оно выделялось на фоне менее желательного поведения.

Дифференциальное подкрепление обычно применяется к группе поведений, помеченных как класс реакции. Эта категория поведения поощряется, в то время как другой класс нежелательного поведения не поощряется.

Примером дифференциального подкрепления в действии могут быть дети в детской среде; концепция совместной игры и соответствующее ей поведение подкрепляются, в то время как любое агрессивное поведение либо игнорируется, либо наказывается.

Как применять психологию формирования

В начале процесса формирования поведения может оказаться полезным разработать план изменения поведения. Формирование поведения включает следующие этапы:

  • Уточнение текущего (входящего) поведения и желаемого (целевого) поведения. Убедитесь, что желаемое поведение соответствует возрасту и способностям ребенка.
  • Следующим этапом является определение шагов к желаемому поведению. Будьте рекурсивны, так как шаг часто может оказаться слишком большим для ребенка, и может потребоваться разбить его на более мелкие и простые шаги.
  • Подкрепляйте любое демонстрируемое поведение, близкое к желаемому, целевому поведению. Убедитесь, что вы говорите с ребенком конкретно о том, за что его вознаграждают, например, вместо того, чтобы говорить «хорошая работа», скажите «хорошая работа, убери свои игрушки».
  • При использовании дифференцированного подкрепления из-за того, что целевое поведение теряется среди других поведений, выборочно хвалите желаемое поведение и игнорируйте другие.
  • Впоследствии подкрепляйте следующий шаг в поведении, которое ближе к целевому поведению (это будет означать, что предыдущее поведение больше не будет подкрепляться).
  • Продолжайте подкреплять каждый шаг или последовательное приближение, пока не будет достигнуто желаемое поведение. Как только целевое поведение достигнуто, только подкрепляйте эту реакцию.

Пример психологии формирования

Примером этого процесса могут быть этапы приучения к туалету. Желаемое поведение может быть достигнуто за счет похвалы ребенка за то, что ему нужно сходить в туалет, за то, что он может спустить собственные штаны, и, в конечном итоге, за использование туалета самостоятельно.

Насколько эффективен шейпинг

Формирование важно, потому что это эффективный метод поведенческой терапии. Он может достичь долговременных желаемых результатов, если приложение будет последовательным, даже после того, как план поведения прекратился.

Формирование обеспечивает поддержку, руководство и направление как для установления поведения, так и для программы изменения поведения.

По этой причине он позволяет оценить его эффективность для ребенка, и, если он изначально окажется неэффективным, его можно изменить в соответствии с потребностями ребенка ​5​ .

Часто родители недовольны успехом плана воспитания. Часто отсутствие результатов является результатом плана, который больше фокусируется на наказании за плохое поведение, чем на положительном подкреплении желаемого поведения.

Исследования показали, что успешный, сбалансированный план изменения поведения больше фокусируется на поощрении хорошего поведения, а не исключительно на наказании за нежелательные действия ​6​ .

Если принято решение использовать наказание в качестве поощрения, то это должно быть конкретное наказание в дополнение к целевому аберрантному поведению. Следует отметить, что исследования показали, что сочетание когнитивных и поведенческих стратегий, как правило, оказывает наибольшее влияние на поведение, поскольку установки и поведение неразрывно связаны. Поэтому, если формирование не работает, может быть полезно использовать комбинированный подход для нацеливания как на мысли, так и на поведение.

Была ли эта статья полезной?

Насколько это было полезно?

Как мы можем его улучшить?


Каталожные номера

  1. 1.

    Peterson GB. ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ОСВЕЩЕНИЯ: ОТКРЫТИЕ ФОРМИРОВАНИЯ Б. Ф. СКИННЕРОМ. Журнал экспериментального анализа поведения . Опубликовано в Интернете в ноябре 2004 г .: 317–328. doi:10.1901/jeab.2004.82-317

  2. 2.

    Скиннер БФ. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. Журнал экспериментального анализа поведения . Опубликовано в Интернете, июль 1975 г .: 117–120. doi:10.1901/jeab.1975.24-117

  3. 3.

    Вольф М., Рисли Т., Мис Х. Применение процедур оперантного обусловливания к поведенческим проблемам аутичного ребенка. Поведенческие исследования и терапия . Опубликовано в Интернете 1963: 305-312. дои: 10.1016/0005-7967(63)

    -7

  4. 4.

    Косилка OH. Теория обучения и поведение. Джон Вили и сыновья Inc; 1960. Дои: 10.1037/10802-000

  5. 5.

    Каздин А.Е. Приемлемость методов лечения детей: влияние эффективности лечения и неблагоприятных побочных эффектов. Поведенческая терапия . Опубликовано в Интернете в сентябре 1981 г .: 493–506. doi:10.1016/s0005-7894(81)80087-1

  6. 6.

    Чайклин Х. Отношение, поведение и социальная практика. Журнал социологии и социального обеспечения .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts