4. Формирующий эксперимент
В формирующем эксперименте, в отличие от перечисленных выше видов эксперимента, выдвинутая гипотеза проверяется в процессе активного воздействия на испытуемого, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению существовавших ранее. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести согласно предположению исследователя, к определенным изменениям в психике или личности испытуемого. Возникновение запланированных новообразований означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития, и выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.
Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается уровень. фактическое состояние того психического признака, свойства, процесса, на которые мы собираемся воздействовать — иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития.
На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения или воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться одно определенное воздействие.
На третьем, заключительном этапе, а также в процессе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем полученные результаты. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах, после чего данные обрабатываются количественно (факторный, корреляционный анализ и др.
). затем подвергаются качественной интерпретации.С целью убедиться в том, что зафиксированные после проведения формирующих экспериментов изменения произошли именно благодаря их воздействию, порученные результаты сравниваются не только с исходным уровнем, на и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом испытуемые обеих групп должны быть выровнены по возрасту, полу, уровню развития и другим значимым для данного исследования характеристикам. Желательно также, чтобы работу в них вел один и тот же экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Годфруа Дж. Что такое психология»’: В 2 т. 2-е изд Т. 2.: Пер. с франц. М., 1996. 376 с
Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М. ИПП, 1997. 152 с,
Общая психодиагностика / Под ред. А.А Бодалева, В.В Стопина. М.. 1987. 304 с.
Дополнительная литература
Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н Белоус и др. Под ред. ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панько. Мн., 1988 399 с.
Карандашев Ю.Н. Планирование, обработка данных, оформление результатов и защита дипломных работ по психологии и педагогике. Мн., 1989. 268 с
Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под. общ. ред. А.В, Петровского. М. Г Ярошевского: 2-е изд., расш., испр. и доп, Р-н/Д, 1998. 512 с.
1. Немое Р С Психология: В 3-х кн. Кн 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М.: ВЛАДОС.
2000 688 с 8. Фресс П.. Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. 1—2. М.. 1986. С. 367.
Лист самоконтроля
Верно или неверно?
1. Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. 2 На основе определенного метода может быть создано множество методик
Методологический принцип единства сознания и деятельности означает обусловлен ность психологических процессов внешними и внутренними факторами.
Психологическое исследование начинается с выдвижения гипотезы.
Лонгитюдная стратегия — исследование развития какой-либо психической функции посредством сравнения показателей этой функции в группах детей которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены.
6 Стратегия срезов — изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет
Метод психологии — это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.
Наблюдение — это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.
9 Метод тестов — это неэкспериментальный метод исследования.
10. Эксперимент — целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания
Выбрать правильные ответы
1 Методологический принцип который рассматривает изучаемое явление психики как процесс, называется
а) принцип единства сознания и деятельности;
б) генетический принцип;
в) принцип детерминизма,
г) принцип объективности.
2 Укажите стратегию изучения психики детей в процессе активного формирования техили иных ее сторон
а) трансверсальная;
б) лонгитюдная;
в) комплексная;
г) экспериментально-генетическая
3 В какую группу включены обсервационные методы; организационные методы;
б) эмпирические методы
в) методы обработки данных:
г) интерпретационные методы
4 К экспериментальным методам относят
а) наблюдение:
б) социометрию;
в) анкетирование;
г) Все ответы неверны
5 Термин «проективный метод» предложил а) Л Франк: о) Г. Роршах:
в) 3. Фрейд:
г) М. Люшеркраткое описание и особенности проведения
Эксперимент в психологии — это основной метод научного познания. С его помощью исследуются изменения в поведении человека (либо же группы лиц) в ситуации планомерного управления теми факторами, которые его определяют. Для достижения цели исследователю необходимо создать конкретные для их появления условия.
Существенной чертой эксперимента является четкое и жесткое выделение конкретного изучаемого фактора. Обязательное условие — регистрация появляющихся изменений.
Но в психологии, естественно, невозможно добиться абсолютной изоляции. Именно поэтому выделение фактора осуществляется только подбором, а также сравнением и изучением двух групп респондентов, двух ситуаций и прочего.
Виды экспериментов
Можно выделить несколько параметров, на основе которых выделяются разные виды этого психолого-педагогического метода.
Во-первых, по форме организации выделяется естественный и лабораторный эксперимент. Второй вид проводится обычно в искусственных условиях, которые призваны обеспечить исключительную чистоту полученных результатов.
Естественный же эксперимент проводят, как правило, в обычных, стандартных для испытуемого условиях. Существенным его недостатком является обязательное присутствие неконтролируемых факторов. Но вот влияние их не может быть установлено, а также измерено количественно.
Во-вторых, по целям выделяется формирующий и констатирующий эксперимент. Попытаемся разобраться в основных нюансах их разделения.
Констатирующий эксперимент представляет собой психологический метод, который устанавливает наличие определенного и обязательного явления или факта. Но для достижения этой цели он должен отвечать определенным требованиям. Так, эксперимент сможет стать констатирующим только в том случае, если перед исследователем стоит задача выявления имеющегося состояния, а также уровня сформированности определенного свойства, либо же изучаемого фактора. Следовательно, приоритетным для изучения становится актуальный уровень в развитии выделенного параметра у респондента, либо же группы испытуемых. Именно этим определяются цель и задачи данного метода. Констатирующий эксперимент имеет следующее назначение: измерение имеющегося уровня развития, а также получение начального материала для организации дальнейшего исследования, формирующего эксперимента.
Этот метод называют также обучающий и преобразующий, который ставит целью активное формирование определенных параметров в психическом развитии человека, уровнях деятельности и так далее. Формирующий эксперимент обычно используют при изучении определенных путей развития личности. Это обеспечивается при помощи комплекса наук. Так, например, при воспитании ребенка необходим будет синтез психологических знаний с педагогическими поисками.
Целью формирующего эксперимента является: обучение знаниям и умениям; развитие навыков и определенных качеств личности.
Но чтобы он имел положительный результат, к экспериментатору и самому методу будут предъявляться конкретные требования:
- Необходима теоретическая разработанность представлений о выделенных в изучении психологических параметрах, которые, собственно, будут формироваться.
- Должен быть четко спланирован ход и программа эксперимента.
- В процессе работы необходим полный учет имеющихся факторов в реальном обучении, которые влияют на формировании изучаемых явлений в психике.
Ученый должен уметь правильно выбрать в соответствии с целями исследования тот метод, который ему необходим: констатирующий эксперимент, лабораторный, формирующий, либо же естественный.
Что формирует поведение?
Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Что формирует поведение?», в Psychestudy , 17 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/behavioral/learning-memory/operant-conditioning/what -формирует-поведение.
Процесс установления поведения, которое не изучено или не выполняется человеком в настоящее время, называется формированием. Формирование также можно определить как процедуру, включающую подкрепление поведения, которое ближе к целевому поведению, также известное как последовательное приближение. Эта концепция была впервые разработана и использована Б. Ф. Скиннером, который известен своими теориями, включающими обучение поведению посредством подкрепления.
Теория предполагает подкрепление поведения, которое все ближе и ближе приближается к желательному или целевому поведению. Процесс формирования жизненно важен, потому что не всегда организм может спонтанно демонстрировать точное целевое поведение. Однако, подкрепляя поведение, которое все ближе и ближе к желаемому поведению, можно научить/обучить требуемому поведению. Например, , обучение собак новым трюкам, обучение ребенка ходьбе и тому подобное. Пошаговая процедура поощрения различных моделей поведения до тех пор, пока не будет достигнуто окончательное поведение, называется 9.0009 Последовательные приближения.
Как работает формирование поведения?
Формирование поведения на самом деле не самый простой процесс, хотя и не сложный. Один из первых экспериментов , проведенных Б. Ф. Скиннером по формированию, включал обучение голубей игре в боулинг, где голубей постепенно учили подбрасывать мяч клювом вниз по переулку к кеглям. Еще одним ярким примером формирования, проведенным Скиннером, является его эксперимент на крысах.
В своем эксперименте, где он научил крысу нажимать на рычаг для еды, это не было внезапным спонтанным поведением, которое крыса совершала по наитию. Целевое поведение крысы заключалось в том, чтобы нажать на рычаг, и в этом случае ее вознаграждали едой. Но, разумеется, крыса не собиралась самопроизвольно нажимать на рычаг. Таким образом, изначально тренер вознаграждал даже за грубое приближение к целевому поведению. Например, , даже один шаг, сделанный в правильном направлении, был усилен. Затем подкреплялся еще один шаг, и точно так же Скиннер вознаграждал крысу за то, что она встала на задние лапы, затем поощрялось даже малейшее прикосновение к рычагу, пока крыса, наконец, не нажала на рычаг.
Важнейшим аспектом этой процедуры является поощрение только тех новых моделей поведения, которые ближе всего к целевому поведению. Например, , в эксперименте с крысой, как только крыса коснулась рычага, она не получила вознаграждения за то, что встала на задние лапы. И когда целевое поведение достигнуто, последовательные приближения, ведущие к целевому поведению, больше не вознаграждаются. Таким образом, при формировании используются принципы оперантного обусловливания , чтобы научить субъекта обучаться поведению, подкрепляя правильное поведение и препятствуя нежелательному поведению.
Этапы процесса Формирования
- Для начала поощряйте любое поведение, которое даже отдаленно близко к желаемому, целевому поведению.
- Следующий шаг, подкрепите поведение, которое ближе к целевому поведению. Также не следует подкреплять предыдущее поведение.
- Продолжайте подкреплять реакции/поведения, которые еще больше напоминают целевое поведение. Продолжайте укреплять последовательные приближения, пока не будет достигнуто целевое поведение.
- Как только целевое поведение достигнуто, подкрепляйте только конечную реакцию.
Приложения
Формирование также можно определить как парадигму обусловливания, используемую в основном в экспериментальном анализе поведения. Метод подкрепления последовательных приближений для обучения поведению оказался эффективным как у людей, так и у животных. Таким образом, он широко используется, когда дело доходит до обучения и обучения новому поведению.
Пример 1: Обучение собак выполнению словесных команд является одним из простых для понимания примеров формирования. Очевидно, что щенки не смогут выполнять целевое поведение автоматически. Их необходимо формировать в соответствии с желаемым поведением, последовательно вознаграждая поведение, напоминающее целевой ответ.
Формирование также используется в обучении людей. Последовательное поощрение поведения ребенка для формирования любого конкретного поведения является очень эффективным.
Пример 2: Допустим, учитель пытается научить Джонни говорить перед всем классом. Учитывая, что Джонни застенчивый ребенок, он не сможет сразу произнести речь. Таким образом, вместо того, чтобы обещать Джонни какое-то вознаграждение за выступление, следует вознаграждать поведение, которое приближается к этому.
Например, дать ему награду, когда он стоит перед классом. Затем, когда он идет перед классом и здоровается. Затем, когда он может прочитать отрывок из книги. И, наконец, когда он сможет произнести речь. Все дело в том, чтобы награды были последовательными, и невозможно сохранить награды с предыдущими ответами. Таким образом можно формировать поведение.Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Что формирует поведение?», в Psychestudy , 17 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/behavioral/learning-memory/operant-conditioning/what -формирует-поведение.
Что такое формирование (Психология)
| Определение | Последовательные приближения | Дифференциальное усиление | Как применять шейпинг » вики полезно Насколько эффективен шейпинг |
Все родители питают надежду, что их дети вырастут вдумчивыми, сострадательными и воспитанными людьми. Однако, к сожалению, дети не рождаются со знанием манер или приемлемого поведения. Тем не менее, есть надежда, что мы можем использовать формирование (психологию), чтобы помочь нам формировать поведение наших детей.
Если вы когда-нибудь видели, как собака ложится за лакомством или цирковые животные исполняют трюки, то вы видели, как даже животное может научиться новому поведению.
Ключом к тому, чтобы заставить животных участвовать в изученном поведении, является техника, известная в психологии как формирование. Этот метод также можно использовать для поэтапного обучения ребенка новым навыкам.
Часто изначально моделируемый их основным опекуном, формирование в конечном итоге приводит к овладению навыком, даже сложным.
Что такое формирующая психология (определение)?
Формирование — это процедура, при которой поощрения поэтапно применяются к субъекту, чтобы субъект все больше и больше приближался к проявлению целевого поведения.
Первоначально он возник из области психологии, известной как бихевиоризм; установленный Б. Ф. Скиннером в его теории оперантных кондиционирования .
Формирование оперантного обусловливания было основано на взаимосвязи между подкреплением и поведением.
Подобным образом позитивное поведение усиливается, а негативное поведение может быть уменьшено или устранено посредством формирования 1 .
Усилители бывают разных форм; положительное подкрепление возникает, когда поведение подкрепляется вознаграждением, а отрицательное подкрепление возникает, когда что-то вычитается или убирается 2 .
Вот пример положительного подкрепления, используемого для формирования поведения. Если ребенок хорошо реагирует на похвалу, то ее можно использовать в качестве положительного подкрепления за проявление желаемого поведения, например, за уборку своих игрушек.
Отрицательное подкрепление — это удаление стимула, например, если ребенку дают тайм-аут за то, что он ударил другого ребенка в детской комнате. Если вместо этого тайм-аут удаляется за хорошую игру, устранение отрицательного стимула приводит к положительному результату для ребенка (без тайм-аута) 3 .
Наказание за нежелательное поведение является альтернативным методом формирования; если ребенка наказывают за истерику, то вряд ли он повторит это снова. Это положительное наказание, потому что это добавление последствий в ответ на поведение.
Негативное наказание — устранение благоприятных последствий нежелательного поведения.
Например; если ребенок закатывает истерику и ему больше не дают плитку шоколада, которую он хотел. Наказание является «отрицательным» из-за устранения стимула.
В то время как наказание и поощрение работают независимо друг от друга, они работают более эффективно в сочетании как часть плана поведения. В целом положительное подкрепление рассматривается как предпочтительный выбор. Наказание может быть эффективным только в том случае, если оно используется как часть заранее подготовленного плана изменения поведения, когда ребенок заранее осознает последствия своего поведения 4 .
Последовательные приближения
Процесс подкрепления шагов желательного поведения, приближающихся к целевому поведению, называется последовательными приближениями.
Последовательные приближения важны для формирования, так как ребенок вряд ли спонтанно проявит целевое поведение. За счет подкрепляющих действий, приближающихся к желаемому поведению, цель достигается за счет повторения и подкрепления.
Последовательные приближения могут быть достигнуты различными способами. Моделирование нового поведения ребенку — успешный метод установления начального шага.
Например, когда ребенок учится есть самостоятельно, родитель может начать процесс, используя технику «рука за рукой», в конечном итоге перемещая свою руку на запястье ребенка, в конечном итоге помогая ему есть самостоятельно.
Дифференциальное подкрепление
В отличие от последовательного приближения, которое способствует обучению новому поведению, дифференциальное подкрепление является формой избирательного подкрепления одной формы поведения, которая теряется среди других. Таким образом, желаемое действие уже происходит и требует формирования, чтобы оно выделялось на фоне менее желательного поведения.
Дифференциальное подкрепление обычно применяется к группе поведений, помеченных как класс реакции. Эта категория поведения поощряется, в то время как другой класс нежелательного поведения не поощряется.
Примером дифференциального подкрепления в действии могут быть дети в детской среде; концепция совместной игры и соответствующее ей поведение подкрепляются, в то время как любое агрессивное поведение либо игнорируется, либо наказывается.
Как применять психологию формирования
В начале процесса формирования поведения может оказаться полезным разработать план изменения поведения. Формирование поведения включает следующие этапы:
- Уточнение текущего (входящего) поведения и желаемого (целевого) поведения. Убедитесь, что желаемое поведение соответствует возрасту и способностям ребенка.
- Следующим этапом является определение шагов к желаемому поведению. Будьте рекурсивны, так как шаг часто может оказаться слишком большим для ребенка, и может потребоваться разбить его на более мелкие и простые шаги.
- Подкрепляйте любое демонстрируемое поведение, близкое к желаемому, целевому поведению. Убедитесь, что вы говорите с ребенком конкретно о том, за что его вознаграждают, например, вместо того, чтобы говорить «хорошая работа», скажите «хорошая работа, убери свои игрушки».
- При использовании дифференцированного подкрепления из-за того, что целевое поведение теряется среди других поведений, выборочно хвалите желаемое поведение и игнорируйте другие.
- Впоследствии подкрепляйте следующий шаг в поведении, которое ближе к целевому поведению (это будет означать прекращение подкрепления предыдущего поведения).
- Продолжайте подкреплять каждый шаг или последовательное приближение, пока не будет достигнуто желаемое поведение. Как только целевое поведение достигнуто, только подкрепляйте эту реакцию.
Пример психологии формирования
Примером этого процесса могут быть этапы приучения к туалету. Желаемое поведение может быть достигнуто за счет похвалы ребенка за то, что ему нужно сходить в туалет, за то, что он может спустить собственные штаны, и, в конечном итоге, за использование туалета самостоятельно.
Насколько эффективен шейпинг
Формирование важно, потому что это эффективный метод поведенческой терапии. Он может достичь долговременных желаемых результатов, если приложение будет последовательным, даже после того, как план поведения прекратился.
Формирование обеспечивает поддержку, руководство и направление как для установления поведения, так и для программы изменения поведения.
По этой причине он позволяет оценить его эффективность для ребенка, и, если он изначально окажется неэффективным, его можно изменить в соответствии с потребностями ребенка 5 .
Часто родители недовольны успехом плана воспитания. Часто отсутствие результатов является результатом плана, который больше фокусируется на наказании за плохое поведение, чем на положительном подкреплении желаемого поведения.
Исследования показали, что успешный, сбалансированный план изменения поведения больше фокусируется на поощрении хорошего поведения, чем исключительно на наказании за нежелательные действия 6 .
Если принято решение использовать наказание в качестве поощрения, то это должно быть конкретное наказание в дополнение к целевому аберрантному поведению. Следует отметить, что исследования показали, что сочетание когнитивных и поведенческих стратегий, как правило, оказывает наибольшее влияние на поведение, поскольку установки и поведение неразрывно связаны. Поэтому, если формирование не работает, может быть полезно использовать комбинированный подход для нацеливания как на мысли, так и на поведение.
Каталожные номера
1.
Peterson GB. ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ОСВЕЩЕНИЯ: ОТКРЫТИЕ ФОРМИРОВАНИЯ Б. Ф. СКИННЕРОМ. Журнал экспериментального анализа поведения . Опубликовано в Интернете в ноябре 2004 г .: 317–328. doi:10.1901/jeab.2004.82-317
2.
Скиннер БФ. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. Журнал экспериментального анализа поведения .