Эксперимент понятие в психологии: Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

Содержание

Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения).

Основная статья: Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения
    • 2.1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
    • 3.1 В зависимости от способа проведения
    • 3.2 В зависимости от условий проведения выделяют
    • 3.3 В зависимости от результата воздействия выделяют
    • 3.4 В зависимости от этапа исследования
    • 3.5 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
    • 4.1 Безупречный эксперимент
    • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      • 4.2.1 Инструкция испытуемому[6]
      • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Известные психологические эксперименты
  • 10 Рекомендуемая литература
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной

[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др. ). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи

R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента. 
   В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.  Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
 Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента . Как правило, метод эксперимента  формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение.
    
Источник

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты.
    Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Основная статья: Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому
[6]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[8]:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[9]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Критика экспериментального метода

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования
  • И др.

Известные психологические эксперименты

Основная статья: Список классических экспериментов в психологии

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эффект Валинса

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

См. также

  • Планирование психологического эксперимента
  • Безупречный эксперимент
  • Валидность (психология)
  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Выборка
  • Experiment (англ. )
  • Research (англ.)

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74.
  4. См. там же. С. 51.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 74.
  7. См. там же. С. 76—77.
  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  9. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.

Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения).

Основная статья: Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения
    • 2. 1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
    • 3.1 В зависимости от способа проведения
    • 3.2 В зависимости от условий проведения выделяют
    • 3.3 В зависимости от результата воздействия выделяют
    • 3.4 В зависимости от этапа исследования
    • 3.5 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
    • 4.1 Безупречный эксперимент
    • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      • 4.2.1 Инструкция испытуемому[6]
      • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Известные психологические эксперименты
  • 10 Рекомендуемая литература
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др. ). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента. 
   В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
 Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента . Как правило, метод эксперимента  формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте.  Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение.
    Источник

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Основная статья: Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому
[6]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[8]:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[9]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Критика экспериментального метода

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования
  • И др.

Известные психологические эксперименты

Основная статья: Список классических экспериментов в психологии

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эффект Валинса

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

См. также

  • Планирование психологического эксперимента
  • Безупречный эксперимент
  • Валидность (психология)
  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Выборка
  • Experiment (англ. )
  • Research (англ.)

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74.
  4. См. там же. С. 51.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 74.
  7. См. там же. С. 76—77.
  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  9. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.

Что такое «эксперимент»? | IB Psychology

Если вы читаете это, то, вероятно, ваш учитель задал это как домашнее задание, потому что вы назвали исследование «экспериментом», когда оно вовсе не было экспериментом. Так что этот пост должен помочь вам точно знать, когда использовать термин «эксперимент», а когда безопасно просто сказать «исследование».

Но прежде чем мы перейдем к этому, давайте сначала проясним, почему это важное знание. Я думаю, что есть две причины:

  1. Если вы неправильно используете термин «эксперимент» на экзамене, экзаменатору будет казаться, что у вас ограниченные знания – это повлияет на ваши оценки.
  2. Исследовательские методы (и особенно эксперименты) являются основой психологических исследований, поэтому их очень важно понять.

Определение эксперимента:

Эксперимент в психологии – это когда проводится исследование, в котором изучается прямое влияние независимой переменной на зависимую переменную.


Совет: . Если вы не уверены, что это эксперимент, вы всегда можете назвать его «исследованием».

Прежде чем назвать исследование экспериментом, необходимо определить независимую переменную. Спросите себя:

  • «Есть ли в исследовании разные группы, которые сравнивают исследователи?»

Например, в этом исследовании о влиянии серотонина на мозг мы видим две группы: употребление плацебо или напитка, снижающего уровень серотонина. Итак, IV — это уровень серотонина.

Экспериментальный тест причинно-следственные связи .

Если есть разные группы и явно присутствует внутривенное вливание, тогда вам нужно спросить себя: «Изучают ли исследователи  эффекты  на DV?» Другими словами, существует ли причинно-следственная связь между исследуемыми IV и DV?

Если вы посмотрите на примеры исследований в этом посте, вы увидите, что все эти исследования явно изучают влияние внутривенного введения на DV:

  • Исследование серотонина: влияние уровней серотонина (IV) на активность префронтальной коры (DV)
  • Эксперимент на крысах: влияние тестостерона (IV) на агрессию (DV)
  • Просмотр телевизора (Бандура): влияние наблюдения за насилием (IV) на агрессию (DV).

Итак, если исследование проверяет причинно-следственную связь между внутривенным введением и внутривенным введением, вы, друг мой, устроили себе эксперимент 🙂


Лаборатории являются хорошим местом для проведения экспериментов, потому что условия можно контролировать, чтобы можно было изолировать внутривенное введение – это важно при проверке причинно-следственных связей.


Итак, когда исследование

не является экспериментом?

Простой тест: спросите себя:

  • Исследователи создали группы/условия?

Если да, то у вас есть эксперимент.

  • Исследование серотонина: исследователи выбирали, кто, какой напиток и когда выпил.
  • Исследование крыс: исследователи выбрали, каких крыс кастрировать, а каких нет.
  • Телевизионное исследование: рассказали, каким детям смотреть телевизор, а каким нет.

Если бы исследователи не создавали группы, вам было бы лучше назвать это «исследованием», чтобы быть в безопасности.

В настоящем эксперименте исследователи манипулируют независимой переменной (т. е. создают группы/условия в эксперименте).

Например, в исследованиях, сравнивающих культуры, исследователи не могут создавать группы, потому что люди рождаются в существующих культурах. Эти типы исследований чаще всего являются корреляционными исследованиями.

Другой пример — исследование общения в отношениях: исследователи сравнивают различия между парами с позитивным общением и с теми, у кого общение негативное, но они не создавали эти группы — они произошли естественным образом. Это также корреляционные исследования.

В заключение: если исследователи создают группы для сравнения, это эксперимент. Если нет, то безопаснее назвать это «исследованием».

Качественные исследования  никогда  экспериментов, поэтому будьте особенно осторожны при использовании этого слова в статье 3.


Но чтобы не запутаться, есть некоторые эксперименты, в которых независимая переменная встречается естественным образом. Их называют естественными экспериментами (или квазиэкспериментами). Итак, если у вас есть исследование с естественной переменной, прежде чем вы сможете назвать его экспериментом, вы должны спросить себя:

  • Проверяют ли они причинно-следственную связь между IV и DV?

Но проблема в том, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно немного знать о методологии. Это потому, что вы должны знать, контролировали ли они смешанные переменные либо в своем дизайне, либо в своем статистическом анализе. Если они попытались контролировать смешанные переменные и изолировать IV как единственную переменную, влияющую на DV, вы можете назвать это экспериментом.

Но здесь все становится довольно сложно, поэтому, возможно, лучше перестраховаться с природными IV и назвать их исследованиями, если вы не уверены, экспериментальные они или нет (еще один способ проверить это спросить у учителя).

Что делает эксперимент «квази»? (Подробнее)


Надеюсь, этот пост поможет. Если вам нужно что-то уточнить или у вас есть вопросы по конкретному исследованию, пожалуйста, не стесняйтесь публиковать их в комментариях.

Трэвис Диксон

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Что такое экспериментальная психология?

Содержание

Ум — сложное место. К счастью, научный метод прекрасно подходит для решения сложных задач. Если мы соединим эти две вещи, мы получим область экспериментальной психологии, в широком смысле определяемую как научное исследование разума. Слово «экспериментальный» в этом контексте означает, что участникам проводятся тесты, измеряются результаты и проводятся сравнения.

Более формально это означает, что группа участников подвергается воздействию стимула (или стимулов), и их поведение в ответ записывается. Это поведение сравнивается с каким-то контрольным состоянием, которое может быть либо нейтральным стимулом, либо отсутствием стимула, либо противодействием контрольной группе (которая может вообще ничего не делать).

Экспериментальная психология занимается проверкой теорий о человеческих мыслях, чувствах, действиях и т. д. — любых аспектах человеческого существования, связанных с разумом. Это широкая категория, включающая в себя множество ответвлений (например, поведенческая психология, когнитивная психология). Ниже мы рассмотрим краткую историю экспериментальной психологии, характеризующие ее аспекты и обрисуем в общих чертах исследования, которые сформировали эту область.

Краткая история экспериментальной психологии

Как и во всем, и, возможно, особенно в отношении научных идей, трудно точно определить момент, когда возникла мысль или подход. Одним из лучших кандидатов, которому можно приписать появление экспериментальной психологии, является Густав Фехнер, получивший известность в 1830-х годах. Защитив докторскую диссертацию по биологии в Лейпцигском университете [1] и продолжив работу в качестве профессора, он совершил значительный прорыв в концепции психических состояний.

Позднее ученые писали о прорыве Фехнера в понимании восприятия: «Увеличение интенсивности раздражителя, утверждал Фехнер, не приводит к однозначному увеличению интенсивности ощущения… Например, добавление звука одного колокольчика к звонку уже звонящего вызывает большее усиление ощущений, чем добавление одного звонка к 10 уже звонящим. Таким образом, эффекты интенсивности стимулов не являются абсолютными, а зависят от количества ощущений, которые уже существуют». [2]

В конечном счете это означало, что ментальное восприятие реагирует на материальный мир — разум не реагирует пассивно на стимул (если бы это было так, то существовала бы линейная зависимость между интенсивностью стимула и фактическим его восприятием). ), но вместо этого динамически реагирует на него. Эта концепция в конечном итоге формирует большую часть экспериментальной психологии и теории заземления: реакция мозга на окружающую среду может быть определена количественно.

Фехнер продолжал исследования в этой области в течение многих последующих лет, проверяя новые идеи о человеческом восприятии. Тем временем другой немецкий ученый, работавший в Гейдельберге на Западе, начал свою работу над проблемой многозадачности и совершил очередной сдвиг парадигмы экспериментальной психологии. Ученым был Вильгельм Вундт, который следовал за работой Густава Фехнера.

Вильгельма Вундта часто называют «отцом экспериментальной психологии», и он стал основоположником многих ее аспектов. Он основал первую лабораторию экспериментальной психологии, научный журнал и в конечном итоге формализовал этот подход как науку. Вундт закрепил в камне то, что Фехнер изложил на бумаге.

Следующий ученый, продвинувшийся в области экспериментальной психологии, находился под непосредственным влиянием чтения книги Фехнера «Элементы психофизики». Герман Эббингауз, снова немецкий ученый, провел первое должным образом формализованное исследование памяти и забывания, используя длинные списки (в основном) бессмысленных слогов (таких как: «VAW», «TEL», «BOC») и записывая, как много времени понадобилось людям, чтобы забыть их.

Эксперименты с использованием этого списка, касающиеся обучения и памяти, займут большую часть карьеры Эббингауза и помогут укрепить экспериментальную психологию как науку. Есть много других ученых, чей вклад помог проложить путь для направления, подхода и успеха экспериментальной психологии (Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер и Мэри Уитон Калкинс, и это лишь некоторые из них). поле, каким мы его знаем сегодня. Работа, которую они проделали, определила поле, придав ему характеристики, которые мы рассмотрим ниже.

Интересуетесь человеческим поведением и психологией?

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние статьи и исследования, отправленные вам

Что определяет экспериментальную психологию?

Определение любой области науки само по себе не является точной наукой — неизбежно будут упущены аспекты. Однако экспериментальная психология имеет по крайней мере три определяющих ее центральных компонента: эмпиризм, фальсифицируемость и детерминизм . Эти особенности занимают центральное место в экспериментальной психологии, а также во многих других областях науки.

Эмпиризм относится к сбору данных, которые могут подтвердить или опровергнуть теорию. В противоположность чисто теоретическим рассуждениям эмпиризм занимается наблюдениями, которые можно проверить. Он основан на идее, что все знания проистекают из наблюдений, которые можно воспринять, а окружающие их данные могут быть собраны для проведения экспериментов.

Опровержимость является основополагающим аспектом всей современной научной работы. Карл Поппер, философ 20-го века, формализовал эту концепцию: чтобы любая теория была научной, должен быть способ ее фальсифицировать. В противном случае смехотворные, но недоказуемые утверждения могли бы иметь такой же вес, как и самые тщательно проверенные теории.

Например, Теория Относительности является научной, потому что вполне возможно, что появятся доказательства, опровергающие ее. Это означает, что его можно проверить. Примером нефальсифицируемого аргумента является то, что Земля моложе, чем кажется, но что она была создана, чтобы казаться старше, чем она есть на самом деле — любое доказательство против этого отвергается в самом аргументе, что делает его невозможным для фальсификации и, следовательно, непроверяемым.

Детерминизм относится к представлению о том, что любое событие имеет предшествующую причину. Применительно к психическим состояниям это означает, что мозг реагирует на стимулы и что эти реакции в конечном итоге можно предсказать, имея правильные данные.

Эти аспекты экспериментальной психологии проходят через исследования, проводимые в этой области. Существуют тысячи статей, посвященных исследованиям, проведенным в этом ключе — ниже мы рассмотрим лишь некоторые из наиболее влиятельных и хорошо цитируемых исследований, сформировавших эту область, и заглянем в будущее экспериментальной психологии.

Классические исследования в области экспериментальной психологии

Литтл Альберт

Одно из самых известных исследований в области экспериментальной психологии было также одним из основополагающих исследований бихевиоризма. Широко известный как исследование «Маленького Альберта», этот эксперимент, проведенный в 1920, основное внимание уделялось тому, можно ли заставить ребенка бояться стимула с помощью обусловливания (обусловливание относится к ассоциации реакции на стимул) [3].

Психолог Джон Б. Уотсон разработал эксперимент, в котором ребенок подвергался воздействию безусловного раздражителя (в данном случае белой крысы) одновременно со стимулом, вызывающим страх (громкий, внезапный звук удар молотком по металлическому стержню). Повторение этого громкого звука в сочетании с появлением белой крысы в ​​конечном итоге привело к тому, что белая крыса стала условным раздражителем, вызывающим реакцию страха даже без звука молотка.

В то время как исследование было явно проблематичным и не могло (и не должно было!) очистить этические доски сегодня, оно имело огромное влияние для своего времени, показав, как человеческие эмоциональные реакции могут быть преднамеренно сформированы путем обусловливания – подвиг, с животными до этого [4].

Ватсон, которого позже его предыдущий профессор назвал человеком, «слишком высокого мнения о себе и больше интересующимся своими идеями, чем людьми» [5], позже в равной мере почитался и ругался [2] . Хотя с тех пор его подход был справедливо подвергнут сомнению, исследование стало прорывом в концепции человеческого поведения.

Эксперимент Аша по конформизму

Спустя три десятилетия после печально известного эксперимента Уотсона изучались убеждения, а не поведение. Исследование, проведенное Соломоном Ашем в 1951 году, показало, как влияние группового давления может заставить людей говорить то, во что они не верят.

Цель состояла в том, чтобы изучить, как социальное давление «заставляет людей сопротивляться или уступать групповому давлению, когда последнее воспринимается как противоречащее действительности» [6]. Участников представили группе из семи человек, в которой, без их ведома, все остальные были актерами, нанятыми Ашем. Задание было представлено как перцептивный тест, в котором нужно было сравнивать длину линий.

Группе участников были показаны наборы линий – три на одной карточке, одна на другой (как на картинке выше). Очевидная задача заключалась в том, чтобы сравнить три линии и сказать, какая из них больше всего похожа на одну линию по длине. Ответы были очевидны, и при индивидуальном тестировании участники получали правильный ответ более чем в 99% случаев. Но в этой групповой постановке, когда каждый актер один за другим неправильно произносил вслух неправильную реплику, ответы участников менялись.

В среднем около 38% ответов, которые дали участники, были неправильными — огромный скачок по сравнению с менее чем 1%, о которых сообщалось в негрупповых условиях. Исследование оказало огромное влияние, поскольку показало, как среда, в которой мы находимся, может влиять на наши действия, особенно когда речь идет о социальных факторах.

Горилла-невидимка

Если вы еще не знакомы с этим исследованием из названия, то лучше всего испытать его, посмотрев видео ниже и подсчитав количество передач мяча.

Исследование, конечно, имеет мало общего с метанием мяча, а скорее с вероятностью не увидеть человека в костюме гориллы, который появляется в центре экрана на восемь секунд. В исследовании, проведенном в 1999 году, изучалось, как наши ресурсы внимания могут влиять на то, как мы воспринимаем мир [7]. Термин «невнимательная слепота» относится к фактической слепоте нашего восприятия, когда наше внимание занято другой задачей.

В исследовании проверялось, как распределяется обработка внимания, и предполагалось, что объекты, более релевантные задаче, будут замечены с большей вероятностью, чем объекты, которые просто находятся в непосредственной пространственной близости (очень грубо: что-то ожидаемое с большей вероятностью будет замечено, даже если оно дальше, в то время как что-то неожиданное вряд ли можно увидеть, даже если оно близко).

Исследование не только показало влияние нашего восприятия на наш опыт, но также имеет последствия для реального мира. Повторение этого исследования было выполнено с использованием отслеживания взгляда для записи визуального поиска радиологов, которым было поручено искать узелки на одном из нескольких рентгеновских снимков легких [8]. Как заявляют исследователи, «горилла, в 48 раз превышающая размер среднего узла, была вставлена ​​в последний представленный случай. Восемьдесят три процента радиологов не видели гориллу».

Первоначальное исследование и последовавшие за ним исследования имели решающее значение для демонстрации того, как наши ожидания в отношении окружающей среды могут формировать наше восприятие. Современные исследования основаны на каждой из идей и исследований, которые проводились на протяжении почти 200 лет.

iMotions Lab

Powering Human Insights

Полная исследовательская платформа для психологических экспериментов

Узнать больше

Будущее экспериментальной психологии

Большая часть этой статьи была посвящена тому, что такое экспериментальная психология, откуда она взялась и чего она достигла. Неизбежный последующий вопрос — куда это идет?

Хотя прогнозы делать трудно, по крайней мере, есть признаки. Лучше всего искать у специалистов в этой области. Шульц и Шульц называют современную психологию «наукой о поведении и психических процессах, а не только поведением, наукой, стремящейся объяснить открытое поведение и его связь с психическими процессами». [2].

Ассоциация психологических наук (APS) запросила прогнозы у нескольких видных исследователей психологии (исходная статья доступна здесь) и получила некоторые из следующих ответов.

Лаури Нумменмаа (доцент Университета Аалто, Финляндия) предсказывает путь, аналогичный Шульцу и Шульцу, заявляя, что «главная цель будущей психологической науки будет заключаться в восстановлении связи между мозгом и поведением». В то время как Модупе Акинола (доцент Колумбийской школы бизнеса) надеется, что «технологический прогресс позволит использовать более ненавязчивые способы измерения телесных реакций».

Кристен Линдквист (доцент психологии Медицинского факультета Университета Северной Каролины) сосредотачивается на эмоциональных реакциях, говоря: «Мы только начинаем понимать, как ожидания, знания и предыдущий опыт человека формируют его или ее эмоции. Эмоции играют роль в каждый момент бодрствования, от решений до воспоминаний и чувств, поэтому понимание эмоций поможет нам понять разум в целом».

Таль Яркони (директор лаборатории психоинформатики Техасского университета в Остине) дает откровенную оценку того, что ждет экспериментальную психологию в будущем: «У ученых-психологов будут лучшие данные, лучшие инструменты и более надежные методы агрегирования и оценки ».

Каким бы ни было будущее экспериментальной психологии, мы в iMotions стремимся продолжать предоставлять все инструменты, необходимые для проведения тщательных исследований в области экспериментальной психологии.

Надеюсь, вам понравилось это введение в экспериментальную психологию. Если вы хотите еще ближе познакомиться с предысторией и исследованиями в этой области, загрузите наше бесплатное руководство по человеческому поведению ниже.

Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человека

Для начинающих и продолжающих

  • Доступное и подробное пошаговое руководство
  • Ценное исследование человеческого поведения
  • Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень

Ссылки

[1] Шираев, Э. (2015). История психологии . Таузенд-Оукс, Калифорния: публикации SAGE.

[2] Шульц, Д.П., и Шульц, С.Е. (2011). История современной психологии . Сенгедж, Канада.

[3] Уотсон, Дж. Б.; Рейнер, Р. (1920). «Условные эмоциональные реакции». Журнал экспериментальной психологии . 3 (1): 1–14. дои: 10.1037/h0069608.

[4] Павлов И. П. (1928). Лекции по условным рефлексам . (Перевод WH Gantt) Лондон: Аллен и Анвин.

[5] Брюэр, К.Л. (1991). Перспективы Джона Б. Ватсона . В Дж. А. Кимбл, М. Вертхаймер и К. Уайт (ред.), Портреты пионеров психологии (стр. 171–186). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

[6] Аш, С.Е. (1951). Влияние группового давления на изменение и искажение суждений . В H. Guetzkow (Ed.), Группы, лидерство и мужчины (стр. 177–190). Питтсбург, Пенсильвания: Carnegie Press.

[7] Саймонс, Д. и Чабрис, К. (1999). Гориллы среди нас: устойчивая невнимательная слепота к динамическим событиям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts