Экспериментатор его личность и деятельность: 35 Экспериментатор: его личность и деятельность

Влияние личности экспериментатора на результат (Эффект Пигмалиона)

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Тема:
«Влияние личности
экспериментатора на
результат
(Эффект Пигмалиона)»
Подготовила
Студентка II курса
Группы ПП13
Попова Виктория
2014 г
Психологический эксперимент —
это совместная деятельность испытуемого и
экспериментатора, которая организуется
экспериментатором и направлена на
исследование особенностей психики

испытуемых.
Процессом, организующим и
регулирующим совместную деятельность,
является общение.
С позиций деятельностного подхода эксперимент –
это деятельность экспериментатора, который
воздействует на испытуемого, изменяя условия его
деятельности, чтобы выявить особенности психики
обследуемого. Процедура эксперимента служит
доказательством степени активности
экспериментатора: он организует работу
испытуемого, дает ему задание, оценивает
результаты, варьирует условия эксперимента,
регистрирует поведение испытуемого и результаты
его деятельности и т.д
С социально-психологической точки зрения,
экспериментатор выполняет роль
руководителя, учителя, инициатора игры,
испытуемый же предстает в качестве подчиненного, исполнителя, ученика, ведомого
участника игры .
Схема эксперимента, если рассматривать его как
деятельность экспериментатора, соответствует модели
необихевиоризма:
стимул – промежуточные переменные – реакция.
Экспериментатор дает испытуемому задания, испытуемый
(промежуточная переменная) их выполняет.
Если исследователь заинтересован в подтверждении (или
опровержении) своей гипотезы, то он может неосознанно
вносить искажения в ход эксперимента и интерпретацию
данных, добиваясь, чтобы испытуемый «работал под
гипотезу», создавая привилегированные условия лишь для
экспериментальной группы. Такие действия
экспериментатора – источник артефактов.
Если исследователь заинтересован в подтверждении
(или опровержении) своей гипотезы, то он может
неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и
интерпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый
«работал под гипотезу», создавая привилегированные
условия лишь для экспериментальной группы. Такие
действия экспериментатора – источник артефактов .
Cамо участие в эксперименте порождает у испытуемых
ряд поведенческих проявлений, которые являются
причинами артефактов.
Среди наиболее известных — «эффект плацебо»,
«эффект аудитории», «эффектом Пигмалиона».
Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда
испытуемые считают, что препарат или действия врача
способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния.
Эффект основан на механизмах внушения и
самовнушения.
Эффект социальной фасилитации
(усиления), или эффект аудитории, был
обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие
любого внешнего наблюдателя, в
частности экспериментатора и ассистента,
изменяет поведение человека,
выполняющего ту или иную работу.
Эффект ярко проявляется у спортсменов
на соревнованиях: разница в результатах,
показываемых на публике и на тренировке.
Зайонц обнаружил, что во время обучения
присутствие зрителей смущает
испытуемых и снижает их результативные
показатели. Когда деятельность освоена
или сводится к простому физическому
усилию, то результат
Эффект Пигмалиона: ожидания сбываются!
Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что
человек, убежденный в верности той или иной информации,
непроизвольно ведет себя
таким образом, что
данная информация
получает
подтверждение.
Мифологический царь Кипра и, по
совместительству, греческий скульптор
Пигмалион, по легенде, создал статую
девушки удивительной красоты. И чем
дольше любовался он делом свих рук,
тем больше находил в нем
замечательных достоинств. Вскоре
Пигмалиону стало казаться, что ни
одна из земных женщин не способна
сравниться со статуей, которую он
изваял. Назвав свое творение Галатеей,
Пигмалион проводил дни и ночи
напролет, восхищаясь красавицей из
слоновой кости, любуясь ее
прелестями, одаривая ее щедрыми
дарами, шепча нежные слова любви…
В день праздника влюбленный скульптор
обратился к Афродите со страстной
мольбой оживить его любимую, и богиня
любви откликнулась на его просьбу. Не
помня себя от счастья, помчался
Пигмалион в свою мастерскую, где ждала
его прекраснейшая из женщин. Живая,
теплая и любящая – Галатея оказалась
именно такой, какой и хотел видеть ее
тот, кто ее придумал. Пигмалион
получил то, что хотел, — его вера и
страстное желание помогли мечте
воплотиться в реальность. Подобный
психологический феномен
оправдывающихся ожиданий и лежит в
основе эффекта Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это
психологический феномен, который заключается в
том, что ожидания человеком реализации
пророчества во многом определяют характер его
действий и интерпретацию
реакций окружающих,
что и провоцирует
самоосуществление
пророчества.

English     Русский Правила

Лекция 6. Психология психологического эксперимента — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда…

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья. ..

Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре…

Интересное:

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…

Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений…

Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 15Следующая ⇒

1. Экспериментальное общение.

2. Экспериментатор: его личность и деятельность.

3. Деятельность и личность испытуемого в эксперименте. Типы ситуаций психологического эксперимента.

 

Экспериментальное общение.

Психологический эксперимент –это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.

Установлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых.Объяснения этому находят в особенностях детской психики:

1. Дети более эмоциональны при общении со взрослыми. Взрослый для ребёнка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо полезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше. Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому, либо «спрятаться» от контактов с ним.

Отношение к эксперименту зависит от отношения с экспериментатором.

2. Проявление личностных особенностей у ребёнка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребёнок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Ребёнок овладевает родным языком при общении с ближним окружением, усваивая не литературный язык, а говор, наречие, «сленг». Экспериментатор, говорящий на литературно – научном языке, никогда не будет для него «эмоционально – своим», если только ребёнок не принадлежит к тому же социальному слою. Непривычная для ребёнка система понятий, способов коммуникации (манера говорить, мимика, пантомимика и т. п.) будет мощнейшим барьером при включении в эксперимент.

3. Ребёнок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе, «фантастически», интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый. Рациональное восприятие ситуации эксперимента есть симптом определенного уровня развития интеллекта.

Экспериментаторам рекомендуют обращать внимание на то, правильно ли понимает ребёнок обращенные к нему вопросы и просьбы, что он имеет в виду, давая тот или иной ответ.

Мотивация испытуемого может привести к искажению результатов эксперимента. Чем может быть мотивирован испытуемый?

Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием смысла и целей эксперимента.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являютсяпричинами артефактов.

Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под артефактом подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на деле ему не свойственные.

Среди наиболее известных артефактов следующие:

1. «Эффект плацебо»был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

2. «Эффект Хоторна»проявился при проведении социально – психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление внимания к ним лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

3. «Эффект аудитории» -эффект социальной фасилитации (усиления) был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора или ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах показываемых на публике и на тренировке. Во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается.

После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:

— Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем этот эффект существеннее.

— Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более подвержены воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и сенсомоторные навыки легче проявляются, продуктивность их реализации в присутствии значимого наблюдателя повышается.

— Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию).

— «Тревожные» испытуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности.

— Действие «эффекта Зайонца» хорошо описывается законом оптимума активации Йеркса – Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого. Соответственно оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности.

4. «Эффект фасада» -связан с мотивацией испытуемого, возникающей в ходе эксперимента (не путать с мотивацией участия в исследовании). Считается, что в ходе эксперимента у испытуемого может возникать какая угодно мотивация.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. ..



Глава I Введение | Исследования личности

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplorations in Personality (70th edn)Психология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplorations in Personality (70th edn)Психология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Murray, Henry A. ,

‘Chapter I Introduction’

,

Explorations in Personality

, 70th edn

(

New York,

2007;

online edn,

Oxford Academic

, 1 апреля 2010 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195305067.003.0001,

по состоянию на 13 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplorations in Personality (70th edn)Психология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplorations in Personality (70th edn)Психология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

. Он определяет персонологию как раздел психологии, изучающий в основном человеческие жизни и факторы, влияющие на их течение, а также изучающий индивидуальные различия и типы личности. Он направлен на методическое построение теории личности; разработать методы для получения некоторых из наиболее важных атрибутов личности; и обнаружить основные факты личности. Это отличает периферийных сторонников от централистов. В нем также упоминаются некоторые трудности, с которыми может столкнуться исследователь личности. В нем указаны методы и порядок проведения процедур в Гарвардской психологической клинике. Методы, использованные в этом исследовании, сравниваются с методами психоанализа и академической персонологии.

Ключевые слова: Персонология, личность, периферия, централисты, психоанализ, академическая персонология, Гарвардская психологическая клиника

Предмет

Психология развития

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Ожидания экспериментаторов могут повлиять на результаты подготовки – Ассоциация психологических наук – APS

Как ваши ожидания относительно взаимодействия влияют на результат? В любой социальной ситуации убеждения, которые вы выработали с течением времени, могут влиять на то, как вы ведете себя по отношению к собеседнику и реагируете на него. Хотя вы можете сознательно игнорировать эти убеждения, тонкие социальные сигналы могут непреднамеренно сообщать о ваших ожиданиях.

Уже известно, что в лабораторных условиях ожидания экспериментатора влияют на результаты эксперимента, то есть исследователи, которые надеются найти значительные эффекты, могут с большей вероятностью их найти. Понимание того, как эти ожидания могут повлиять на поведение участников, особенно важно при наблюдении за социальными конструкциями. Например, социальная подготовка или влияние на поведение другого человека с помощью косвенных сигналов — распространенная конструкция в исследованиях социальной психологии. Исследования показали, что активация определенного социального понятия, такого как социальный статус или возраст, может повлиять на поведение участников при выполнении последующей, несвязанной задачи.

Но некоторые исследования, в том числе двойные слепые эксперименты, не смогли воспроизвести такие эффекты запуска. Это может указывать на то, что смешанный фактор, а не простое число, на самом деле привел к эффектам запуска, наблюдаемым в предыдущих исследованиях.

В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science , исследователи Эрин Хири и Тандиве Гилдер выдвинули гипотезу, что ожидания экспериментатора могут быть одним из таких смешанных факторов: изменили свое поведение на основе этих знаний, тем самым сообщив ожидания участникам».

Хири и Гилдер провели пять экспериментов, активизируя осознание участниками социальной власти, чтобы наблюдать за эффектом этих простых чисел и выяснить, имеют ли значение ожидания экспериментатора.

В первом эксперименте компьютер случайным образом назначал участников для получения бонуса социальной силы во время ролевой игры. В условиях высокой мощности участников называли «боссом» и сообщали, что они несут дополнительную ответственность во время последующего задания. В условиях низкой мощности участников называли «сотрудниками» и сообщали, что их начальник возложил на них определенную ответственность (которая фактически была такой же, как и в случае с группой высокой мощности). После основной задачи участники выполнили независимую задачу по обнаружению целей, называемую фланкерной задачей.

Авторам не удалось найти доказательств того, что во время выполнения флангового задания эффект стимулирования силы влияет на поведение, несмотря на то, что предыдущие исследования показали взаимосвязь между ними.

В экспериментах со 2 по 5 изучалось, как предварительная задача влияет на чувство социальной власти участников (высокой или низкой), а также манипулировала знаниями экспериментатора о состоянии каждого участника.

Экспериментаторов заставили поверить, что они знают условия участников. Чего они не знали, так это того, что когда они вводили в компьютер основное условие высокой или низкой мощности, компьютер назначал участника этому условию только в половине случаев; в остальное время компьютер назначал участнику противоположное состояние. Участники составили зашифрованное предложение, которое вызвало чувство низкой или высокой социальной власти.

Во всех четырех экспериментах участники также оценивали дружелюбие, компетентность, привлекательность и надежность своего экспериментатора, чтобы наблюдать, влияют ли ожидания экспериментатора на впечатления участников о них и как эти ожидания будут переданы.

Участники каждого эксперимента выполняли разные задачи по измерению конструктов, которые ранее были связаны с эффектом стимуляции силы.

В одном эксперименте участники получили список общих моделей поведения, а затем два описания на выбор: конкретное и абстрактное. Они выбрали описание, которое, по их мнению, лучше всего характеризует поведение.

Результаты убедительно подтвердили, что выполнение задания участниками было, скорее всего, связано с ожиданиями экспериментатора (т. в зависимости от фактически заданного состояния высокой или низкой мощности).

Три других эксперимента — задание на скорость категоризации слов, задание на риск и задание на приближение к поведению — дали аналогичные результаты, свидетельствуя о влиянии ожиданий экспериментатора на поведение участников.

Вместе эти результаты подчеркивают важность изучения потенциальных эффектов экспериментатора в психологических исследованиях. Авторы отмечают, что когда экспериментаторы считали, что участники находятся в состоянии высокой мощности, эти участники, как правило, оценивали экспериментаторов как более надежных, привлекательных и дружелюбных. Это говорит о том, что экспериментаторы могли указать что-то об условиях эксперимента участникам без намерения или осознания.

Хири и Гилдер подчеркивают, что эти результаты не означают, что прайминг-задачи терпят неудачу во всех двойных слепых экспериментах, и они не делают недействительными прошлые исследования прайминга.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts