что это простыми словами, примеры, значение
Экстериоризация – это внешнее воплощение внутренних психических, когнитивных и эмоциональных процессов. По сути, это любой перенос изнутри наружу, переход от желания к действию, от идеи к реализации, от творческой задумки к художественному воплощению. При этом суть переноса может быть разной. К примеру, если у человека в голове возникает некий план, то экстериоризацией можно считать осуществление этого плана, запись на бумаге или обсуждение с кем-то.
Действием, противоположным экстериоризации, является интериоризация – усвоение жизненного опыта и формирование психических функций на основе взаимодействия с внешним миром. В психологию оба понятия ввёл советский психолог Лев Выготский, а в дальнейшем изучение данных явлений продолжили его последователи Пётр Гальперин и Алексей Леонтьев.
Любой человек постоянно сталкивается с экстериоризацией на протяжении всей своей жизни. Младенец начинает плакать, когда хочет кушать или чем-то расстроен. Маленький ребёнок познаёт мир, постоянно проверяя свои идеи (поэтому у него процессы экстериоризации и интериоризации тесно связаны между собой). Взрослый человек в повседневной жизни постоянно экстериоризирует возникающие у него мысли, эмоции, желания, задумки, внутренние импульсы и прочее.
У термина «экстериоризация» есть и другие значения. К примеру, в когнитивной психологии есть такое понятие как «экстериоризация знаний» – процесс перехода знаний из неявной формы в явную. А в саентологии и некоторых других псевдонаучных дисциплинах этим словом обозначают выход души из тела.
Примеры экстериоризации
Вся наша жизнь наполнена различными проявлениями экстериоризации. Рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше понять, что она собой представляет:
- Школьник пишет сочинение на основе прочитанного ранее рассказа. До этого его размышления о сюжете произведения были достоянием его внутреннего мира, а теперь обретают внешнее воплощение в виде рукописного текста на бумаге.
- Изобретатель придумывает новое устройство, после чего экстериоризирует его в виде чертежа. Изготовление прототипа также можно считать частью данного процесса.
- Ребёнок старается вести себя хорошо. Это экстериоризация его представлений о морали и нравственности, которые были интериоризированы им ранее в процессе воспитания.
- У писателя рождается идея рассказа. Он обдумывает её, придумывает персонажей, развивает сюжетные линии и записывает всё это на бумаге.
- Девушка злится на своего парня за какую-то оплошность. Сначала она пытается забыть об этой ситуации, но не выдерживает и устраивает ему скандал – так она экстериоризирует свои внутренние эмоциональные процессы.
- Человек обращается к случайному прохожему, чтобы спросить дорогу. Сначала он обдумывает, как корректно обратиться к незнакомцу и сформулировать вопрос, а затем начинает говорить, воплощая свой замысел.
Таким образом, экстериоризация может проявляться в любых внешних действиях, будь то запись на бумаге, какое-то особое поведение, произнесение мысли вслух, социальное взаимодействие, создание произведения искусства или что-то другое.
Отличия от интериоризации
С точки зрения психологии, интериоризация и экстериоризация – встречные процессы. Если экстериоризация – это превращение внутреннего психического процесса во внешнее действие (то есть, нечто, существовавшее до этого только в сознании человека, как-то проявляется в реальности), то интериоризация – это усвоение жизненного опыта и формирование на его основе внутренних структур психики. К примеру, чтобы научиться делать некое комплексное действие, человек должен узнать, как оно делается и попробовать выполнить его.
Термин «интериоризация» тоже имеет другие значения. К примеру, французский социолог Эмиль Дюркгейм называл так часть процесса социализации, в рамках которой происходит заимствование и усвоение индивидом общественного опыта. А Фридрих Ницше обозначал этим словом внутреннее проявление инстинктов, которым не удалось выйти наружу. В психологию в современном значении данное понятие было введено Львом Выготским.
Интериоризация позволяет нам не только приобретать опыт и знания о внешнем мире, но и оперировать представлениями о материальных объектах в своих мыслях и воображении. В дальнейшем мы можем воссоздать в реальности процесс, смоделированный до этого мысленно. Таким образом, интериоризация и экстериоризация – это два встречных механизма, которые постоянно работают совместно, обеспечивая нам благополучное существование в обществе, развитие своих навыков и применение их в работе и повседневной жизни.
Значение экстериоризации
Экстериоризация – это воспроизведение опыта и знаний, полученных ранее от внешних событий, выполненных действий и испытанных переживаний. Кроме того, личность может порождать новые знания. Это могут быть как логические умозаключения и предположения, вытекающие из предыдущего опыта, так и полностью новые творческие идеи и концепции, возникающие в воображении человека. При этом экстериоризацию можно рассматривать и как деятельность, в процессе которой личность продолжает развиваться, интериоризируя новый опыт.
Экстериоризация может представлять собой чисто когнитивный процесс, в рамках которого человек осмысливает и переосмысливает определённые события, что приводит к «озарениям» и пониманию каких-то вещей, которые до этого не были очевидными (в таком случае говорят об экстериоризации знаний).
Также данный процесс имеет большое значение в любой творческой деятельности. К примеру, художник сначала представляет образ будущей картины в своём воображении, а затем начинает переносить его на холст. Музыкант аналогичным образом экстериоризирует мелодии и ритмы, возникающие у него в голове, а писатель – идеи персонажей и сюжетных поворотов. Стоит отметить, что при этом обычно нет чёткой последовательности, в которой сначала возникает полный образ, а затем происходит его творческая реализация. Обычно эти процессы идут параллельно, и дополнение внутреннего образа чередуется с добавлением штрихов к произведению.
Интериоризация и экстериоризация – это два процесса, постоянно присутствующие в жизни каждой личности. Без них невозможны полноценная жизнедеятельность и гармоничное существование в рамках социума. Они необходимы во всех сферах: в учёбе, творчестве, работе, быту и личной жизни. Значительная часть нашей личности – это интериоризированный опыт, а практически каждое наше действие – это экстериоризированные внутренние процессы нашей психики.
Феномен каталитической экстериоризации
Швейцарский психиатр Карл Юнг посвятил немало времени изучению такого необычного явления как феномен случайных совпадений. В современном мире типичное проявление данного феномена выглядит примерно так: человек думает о знакомом и уже собирается ему позвонить, но тот вдруг звонит первым. Подобные совпадения могут навевать какие-то мистические предположения, будто бы мысль материальна или между людьми существует некая подсознательная связь.
Юнг, несмотря на свой интерес к оккультизму и мистицизму, рассматривал эти совпадения как чисто психологическое явление. Он считал, что у людей, которые проводят много времени вместе, психоэмоциональные процессы синхронизируются. Таким образом, если два человека какое-то время не разговаривали, желание созвониться может возникнуть у них примерно одновременно. Самому человеку может казаться, что эта мысль пришла ему в голову спонтанно. Но на самом деле так экстериоризируется неосознанный психический процесс, который проистекал уже некоторое время. И никакой мистики в этом нет.
Данное явление Юнг обозначал термином «синхроничность» или «синхронистичность». При этом
Феномен множественного независимого открытия Юнг объяснял тем, что накопленные человечеством знания могут оказывать одинаковое влияние на бессознательные процессы в головах разных учёных, в дальнейшем экстериоризируясь в одинаковые идеи, открытия, теории и изобретения.
На проявления каталитической экстериоризации влияют такие факторы как:
- развитая эмпатия, позволяющая людям лучше «чувствовать» и понимать друг друга;
- умение использовать внешние стимулы для решения своих задач;
- повышенная внимательность, позволяющая своевременно замечать и анализировать различные закономерности, веяния и события.
Интересно, что и сегодня, несмотря на большое количество наработок в данном направлении, очень распространены представления о том, что каталитическая экстериоризация – это эзотерическое явление. Сторонники различных религиозных, мистических и псевдонаучных течений объясняют её тем, что некая психическая энергия оказывает влияние на материальный мир, а между разными людьми существует телепатическая связь, которую невозможно увидеть или засечь существующими приборами.
Что такое экстериоризация и интериоризация?
Есть такое понятие «экстернализация» или «экстериоризация» — это когда мы достаем какую-то внутреннюю установку из себя и представляем ее как что-то отдельное.
Экстериоризация — процесс противоположный интериоризации. 🙂 Интериоризация — это переход внешнего во внутреннее. Например, мама учит: «врать — плохо», а потом мамы уже рядом нет, а ребенок врет, но при этом чувствует себя плохо, потому что этому обучен. Ну, или совсем не врет: внешний запрет перешел во внутреннюю нравственную норму.
Ну так вот. С травматичным опытом происходит ровно такая же фигня: он интериоризируется. Мама сорвалась на младенца, или, чувствуя себя бессильной от усталости, шлепнула его по попе и наорала, а ребенок, не умея это даже в слова облечь, а тем более проанализировать, понимает для себя: «близкий — это тот, кто делает больно». Или даже: «близкий — которому плохо от того, что мне плохо» — дети же капризничают тогда, когда им плохо, голодно, холодно, страшно. И мамино раздражение или действия неразрывно связывается с собой и своим состоянием.
А потом, это важно! — хвост начинает вилять его собакой. «Близкому плохо (по любой причине), значит, это я плохой, ату меня». И если бы все это еще осознавалось! А чаще всего такие установки спрятаны глубоко в подсознательном, и именно поэтому так мощно влияют на нашу жизнь.
А потом ЕСТЕСТВЕННО эта интериоризированная установка получает подкрепление в жизни. Представьте, что мама, по какой-то дурной прихоти, заменяет для ребенка нормальное русское слово «стол» словом «тэйбл». Ребенок запоминает, что вот это — тэйбл. И каждый раз, когда он не понимает, когда ему говорят «стол» или называет этот предмет «тэйбл» — он огребает обратную связь от окружающей его действительности. Потому что мамина прихоть — это частный случай, а окружающая действительность имеет свои представления о том, как этот предмет называть. Конечно, ребенок запомнит, что вот тут проблема, и она влияет на его жизнь, и вот ряд ситуаций, когда действительно проблема высвечивалась. И даже можно найти себе э… двуязычного партнера, который понимает, что подразумевает этот странный человек со своим странным исключением из русской речи.
Таким образом, обнаружив в себе что-то, с чем себе как-то не очень комфортно, это что-то можно экстериоризировать. Взять свой страх, отцепить его от всех ситуаций взрослой жизни, пока не доберешься до первоначальной, где страх и родился — или хотя бы пока не устанешь рыться и не заключишь страх в рамки «это случилось на первом году жизни, с мамой, точнее не помню», а потом РАЗРЕШИТЬ СЕБЕ НЕ БОЯТЬСЯ. Потому что это не нынешний актуальный страх, это страх из прошлого, который когда-то был не прожит, вытеснен в подсознание. Или, того хуже, чужой страх, принятый за свой.
Для того, чтобы поверить в то, что этот страх уйдет, лучше всего срабатывают самые идиотские методы. Можно написать фразу на листочке, свернуть из него бумажный кораблик и пустить с детьми этот кораблик плыть по реке. И не возвращаться к проблеме. Через 10 дней максимум (по опыту) вы начнете замечать, как все вокруг вас постепенно начинает меняться и расцветать. Самое сложное во всем этом — отважиться на то, что в жизни будут происходить изменения, причем — неконтролируемые изменения. А они обязательно будут, если перестать растить из себя бонсай.
Вы можете оставить свой ответ на этот вопрос в комментариях или задать мне уточняющие вопросы.
Теги: Личная эффективность, Личностные проблемы, обучение, принятие и самопринятие, Психические процессы, Психические свойства и состояния, психологические защиты, психологические термины, психологические травмы и сценарии, психпроцессы — чувства и эмоции, психсвойства — психические состояния, чувства страха и фобии
Похожие записи
Как специалист справляется с собственными эмоциями при работе с жертвами насилияДьявол кроется в точности формулировок. Риски отобрания детей из семьи
Про встречу с Бабой-Ягой. Особенности работы с архетипом
Сказка о рыбаке и рыбке. Александр Сергеевич Пушкин
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки
Энгельгардт А.Н. Письма из деревни (1872-1887 гг.)
Проработка конструктов с психологом, критерии качества работы
Экстериоризация чувствительности | Encyclopedia.
comТермин, используемый для обозначения сенсорной силы среды, действующей за пределами периферии тела. Этот термин был использован Эженом Рошасом в качестве названия его книги на эту тему в 1896 году, но именно Поль Жуар привлек широкое внимание к этому феномену в своем трактате по гипнологии, Теоретический отчет и практика нейрогипнологии. (1892).
Феномен находился на грани гипнотических и психических феноменов. Подойдя к своему гипнотизируемому объекту с заостренным инструментом, Жуар обнаружил, что он чувствителен на небольшом расстоянии от кожи. Расстояние, на котором воспринималось ощущение, и площадь чувствительной поверхности варьировали в зависимости от нервной чувствительности испытуемого в среднем от одного до десяти сантиметров. Чувствительность самой кожи исчезла. В глубоком гипнозе вокруг тела образовывался ряд чувствительных слоев, и чувствительность также могла переноситься на различные объекты, такие как стакан с водой, стеклянные пластины, покрытые бархатом, деревом или шариком замазки. Жуар придавал пластилину смутный контур субъекта, и когда он прокалывал части пластыря, изображавшие части тела субъекта, испытуемый испытывал соответствующее ощущение.
Часть волос субъекта была отрезана, пока он спал, и воткнута в замазку. Когда позже их выдернули, пациент сильно протестовал, заявив, что ему выдергивают волосы. Когда испытуемый держал стакан воды, наполненный чувствительностью, реакция на укол воды была мгновенной. Если его держал ассистент, снятый с испытуемого по цепочке, ощущалась нарастающая замедленность ощущения. Задержка между уколом и ощущением составляла две секунды, когда пять человек выстроились в цепочку.
Жуар утверждал, что он также может передать чувствительность живому человеку или его тени на стене. Были предприняты меры, чтобы предотвратить работу внушения. Однако экстериоризация ощущения до такой степени была очень редким явлением.
Жуар также обнаружил, что возбуждение, вызванное на расстоянии у субъекта, чья чувствительность была экстернализована, оставляет стойкий болезненный след, как ушиб или укус комара. Через несколько мгновений после первого движения испытуемый начал поглаживать чувствительное место, как будто он все еще ощущал это ощущение; и хотя он ничего не помнил в состоянии бодрствования, ночью ему часто снилось, что его кололи или щипали.
Рошас получил результаты, аналогичные результатам Жуара, и описал во время процесса намагничивания формирование ряда равноудаленных слоев, разделенных интервалом в шесть или семь сантиметров вокруг тела своего субъекта. Иногда они простирались на два-три метра, и их чувствительность уменьшалась по мере удаления от тела. Он заметил, что, когда стакан с водой помещали поперек зоны чувствительности, слои за стеклом прерывались, тогда как вода в стакане быстро светилась всей своей массой, а позже из нее высвобождался своего рода светящийся туман. Стакан воды, отнесенный на некоторое расстояние, сохранял свою чувствительность.
Продолжая экспериментировать в этом направлении, Рошас обнаружил, что чувствительность сохраняется в тех веществах, которые хранят запахи: жидкости; вязкие вещества, особенно полученные от животных, такие как желатин и воск; вата; и материалы рыхлой или плюшевой текстуры, такие как бархат.
Поскольку эманации , казалось, распространялись подобно свету, он попытался сфокусировать их на пластине из желатино-бромидной пленки. Объектом этих экспериментов была миссис Люкс. Ее сфотографировали бодрствующей, затем спящей, но не экстериоризированной, а затем спящей и экстериоризированной. В последнем случае пластину ненадолго оставляли для чувствительности внутри ее пояса, соприкасаясь с ее телом.
По словам Роша, «я заметил, что, когда я уколол булавкой первую тарелку, мадам Люкс ничего не почувствовала, когда я уколола вторую, она почувствовала это слегка, а когда я уколола третью, она почувствовала это остро, и это было через несколько минут после операции». Через три дня, «желая выяснить, насколько чувствительна эта пластинка, я нанес два резких удара булавкой по руке, изображенной на картине, так, что разорвал пленку желатино-бромида. метрах от меня, и не видя, какую часть я уколол, тотчас же с криками боли упала на спину. Я с некоторым трудом привел ее в нормальное состояние, ее рука поранила ее, и через несколько секунд я увидел, как на на правой руке — той, которую я уколол на фотографии, — какие-то маленькие красные точки, положение которых соответствовало уколам. Доктор П., присутствовавший при эксперименте, заметил, что эпидермис не поврежден, а покраснение было в кожа.» Эти эксперименты были проверены Жюлем Бернаром Люисом (1828-189 гг.).7), известный специалист по мозгу.
Согласно Рохасу, экстериоризация чувствительности может постепенно подталкиваться к образованию двух светящихся фантомов слева и справа от субъекта и, наконец, к их соединению. Это экстериоризация астрального тела . В то время как астральное тело субъекта было таким образом экстериоризировано, Рохас непреднамеренно ударил рукой по астральной руке. Через несколько секунд телесный рука стала очень красной. Возможно, что за этот результат могли быть ответственны особые гипнотические условия.
Среди тех, кто опровергает Рошаса и Жуара, Сильван Малдун, , в своей замечательной книге Проекция астрального тела (написанной в соавторстве с Херевардом Кэррингтоном, 1929) описывает свой опыт самопроекции и заявляет, что никогда не испытывал чувствительности, описанной французскими экспериментаторами. В его вопросе есть смысл: не должно ли астральное существо постоянно быть начеку, уворачиваясь от остроконечных материальных предметов? В противном случае эти заостренные объекты вступят в контакт с чувствительностью сущности. Малдун был уверен, что если и имеет место репертуар чувствительности, то только тогда, когда фантом находится в пределах действия шнура.
Элизабет д’Эсперанс писала о своем фантоме «Иоланде»:
«Когда она прикасается к какому-то предмету, я чувствую, как мои мышцы сокращаются, как если бы это были мои руки, которые касались его. руки горят, и когда шип пронзил ее палец, я испытал сильную боль. Когда я прикасаюсь к рукам Иоланды, мне кажется, что я чувствую свои собственные, но потом осознаю свою ошибку, когда вижу четыре руки».
Психолог-исследователь Эмиль Буарак считал, что нет оснований предполагать, что экстериоризация чувствительности есть редкое, случайное, ненормальное явление, требующее для своего возникновения особого гипнотического состояния. Это может быть нормальным явлением, но не очевидным, потому что для его фиксации необходим специальный разработчик.
В своей книге « Psychic Science » (1918) Бойвак упоминает о некоторых экспериментах со стаканом воды, который экспериментатор держал в руке в течение короткого времени, затем передал испытуемому-сомнамбуле в первом эксперименте и ставил его на стол в второй. Если сомнамбула погружала пальцы в воду и экспериментатор был защемлен, то сомнамбула чувствовала это на своей руке. Если экспериментатор держал сомнамбулу за руку, а стакан с водой колол один из зрителей, испытуемый снова заявлял о соответствующем ощущении. Все происходило так, как если бы экспериментатор, а не испытуемый, экстериоризировал свою чувствительность в материальный предмет и оставался в связи с этим предметом какой-то силой, так что каждое впечатление, произведенное на его нервную систему, немедленно переживалось объектом и, соответственно, всякое впечатление, произведенное на предмет, немедленно переживалось в его нервной системе.
Исторически начало концепции экстериоризованной чувствительности можно отнести к идее симпатической медицины в магии. В 1658 году сэр Кенелм Дигби опубликовал « Поздний дискурс… Прикосновение к лекарству от чудес порошком сочувствия», , а еще раньше сэр Фрэнсис Бэкон обсуждал эту тему в своей книге Sylva Slyvarum (1627). В «Последнем менестреле » сэра Вальтера Скотта (1805) леди Бранксом берет сломанное копье из раны Делорейна и лечит копье мазью вместо раны, после чего «Уильям Делорейн в трансе всякий раз, когда она поворачивала его и круглая, скрученная, как будто она поранила его рану».
Источники:
Жуар, Поль. Теоретический отчет и практика нейрогипнологии. Paris, 1892.
Экстернализация Нарративная терапия: Отделите себя от своих проблем
Докопавшись до корня проблемы
Хотим мы признавать это или нет, но большинство из нас преувеличивает свои проблемы. Вместо того, чтобы признать их мимолетными моментами, неудачами или осложнениями, мы позволяем им определять нас и контролировать нас. И мы быстро входим в отрицательный штопор. Мэтт Смит, психиатр и национальный сертифицированный консультант, объясняет, как он помогает своим клиентам вынести свои проблемы наружу и получить более точное представление о текущей ситуации:
«Все мы склонны чрезмерно отождествлять себя (и других) с проблемами в нашей жизни. Это может принимать различные формы: «Я бесполезен», «Это часть моей склонности к зависимости», «У меня низкая самооценка», «Она зависима», «Он депрессивный человек». техника, основанная на нарративной терапии, помогает клиентам понять, что проблема не в них, а в проблеме.
Я использую эту технику, чтобы помочь клиентам отделить себя от проблем, с которыми они сталкиваются, и, в конечном счете, помочь им пересмотреть свои отношения с этими проблемами. По своей сути экстернализация предполагает использование языка, который помогает персонифицировать рассматриваемую проблему. В ответ на утверждение «Я бесполезен», например, я мог бы ответить: «Правильно ли я думаю, что проблема пытается рассказать вам о том, какой вы человек?» Как оно пытается убедить вас в том, что вы бесполезны?» В качестве альтернативы я могу спросить: «Это бесполезное чувство, когда оно приходит? Бывают ли моменты, когда более или менее вероятно, что бесполезность наступит?»
Если у меня возникают сомнения, я прибегаю к словам «это» и «то», когда говорю о проблеме клиента. Например, вместо вопроса «Как вы к этому относитесь?» я могу использовать слово «это», спрашивая что-то вроде: «Что вы чувствуете в связи с ЭТИМ?» проблема служит для отделения проблемы от человека. Например, «беспокойство» становится «беспокойством», а «отчаяние» становится «отчаянием». Эта техника требует некоторой практики. Но помощь нашим клиентам в том, чтобы увидеть свои проблемы отдельно от того, кто они есть, может принести огромное облегчение».
Понимание лжи, которую мы говорим сами себе
Многие негативные реакции, описанные Смитом выше (яркий пример — «я бесполезен»), коренятся в наших негативных моделях мышления. Эти негативные модели мышления, также известные как когнитивные искажения, играют важную роль в усугублении наших проблем.
Подумайте вот о чем: последнюю неделю вы посвятили подготовке к собеседованию и знаете, что готовы. Но когда вам задают простой вопрос о компании, вы совершенно ничего не понимаете. Остальная часть интервью не могла пройти лучше… тем не менее, все, о чем вы можете думать, это когда вы сделали перерыв. Я совершенно бесполезен , думаете вы про себя.
Вы вовлечены в когнитивное искажение, называемое мышлением «все или ничего», при котором вы видите все либо черным, либо белым. Ваше выступление было далеким от совершенства, поэтому вы назвали себя неудачником. Теперь вместо того, чтобы корить себя за свою маленькую неудачу, вы могли бы сосредоточиться на том, что у вас получилось хорошо, признавая при этом небольшую заминку. Это более точное изображение. И если бы вы выбрали этот путь вместо первого, вы бы чувствовали себя намного лучше. Тем не менее, многие из нас виновны в этих негативных мыслях. Вот еще несколько распространенных искажений, о которых следует знать:
Чтение мыслей- Определение: Вы приходите к выводу, что кто-то негативно реагирует на вас, даже если у вас нет для этого веской причины. И вы даже не представляете, о чем они думают.
- Пример: Вы давно ничего не слышали от своего брата и начинаете задаваться вопросом, почему. Вы быстро приходите к выводу, что он злится или расстроен из-за ссоры, в которую вы ввязались в прошлом месяце.
- Определение: Вы ожидаете, что все обернется самым худшим образом, и вы на 100 % уверены, что ваш прогноз верен.
- Пример: Пару недель назад вы согласились пойти на свидание вслепую. Но теперь ты сожалеешь об этом; вы настаиваете на своих друзьях, что это была ужасная идея, и вы знаете, что она не пойдет хорошо.
- Определение: Вместо того, чтобы понять и объяснить ошибку как простую ошибку, вы навешиваете негативный ярлык на себя или других.
- Пример: После долгого напряженного дня у вас наконец-то есть время сбежать в продуктовый магазин… но когда вы идете к кассе, вы понимаете, что забыли бумажник дома. «Я такой идиот!» — восклицаешь ты.
Экстернализация
Ваших проблемПервый шаг к изменению этих негативных моделей мышления — признать, что они у вас есть.