Экзистенциальный шок: почему нам так сложно принять неизбежность смерти — Моноклер

Содержание

почему нам так сложно принять неизбежность смерти — Моноклер

Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Смерть не менее притягательна, чем жизнь — по крайней мере, с точки зрения психологических исследований. Каждый человек ощущает, что он жив, а также мы знаем, что когда-нибудь умрем. Но между знанием о неотвратимости смерти и действительным пониманием своего неминуемого конца вовсе не стоит знак равенства. Так как нам все-таки понять смерть, прочувствовать ее свершение по отношению к себе, своему Я? Помочь в этом может экзистенциальный шок. Джеймс Бейли, профессор психологии из университета Портленда (штат Орегон), делится историей личного переживания подобного состояния и рассказывает о разнице внешнего и внутреннего взгляда на смерть.

В новелле «Смерть Ивана Ильича» (1886) Лев Толстой представляет человека, который потрясен внезапным осознанием неизбежности своей смерти.

И хотя мы легко можем понять, что диагноз неизлечимой болезни стал неприятным сюрпризом для главного героя, но все же для нас остается неясным — почему он открыл факт своей смертности только тогда? Однако в этой ситуации оказались не мы, а Иван. Смерть стала для него не просто новостью — Иван не может полностью принять её:

«Тот пример силлогизма, которому он учился в логике Кизеветтера: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай-человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он был совсем, совсем особенное от всех других существо».

История Толстого не была бы шедевром, если бы она описывала всего лишь аномалию, психологическую причуду вымышленного персонажа, не имеющего аналогов в реальной жизни. Сила книги заключается в выразительном описании таинственного опыта, который раскрывает суть того, что значит быть человеком.


Видео по теме Игорь Михайлов: «Бегство от жизни и смерти в XX веке»

В 1984 году, накануне своего 27-летия, я разделил мысль Ивана: однажды я перестану существовать. Это был мой первый и самый интенсивный приступ того, что я могу охарактеризовать как «экзистенциальный шок». Это было самым дезориентирующим событием в моей жизни — ничего подобного я прежде не испытывал.

Для того чтобы действительно понять, на что это похоже, вам необходимо самому пережить состояние экзистенциального шока; однако этот опыт все равно не даст вам до конца понять, через что вы прошли — ни в тот момент, ни позже. Острая тревога, вызванная таким состоянием, лишает способности ясно мыслить. И после того, как приступ проходит, практически невозможно вспомнить ни одной детали. Возвращение в реальность после экзистенциального шока — все равно что попытка воссоздать едва запомнившийся сон, разве что трудность состоит в том, чтобы вспомнить момент, когда ты был необычно бодрствующим.

При всем своеобразии экзистенциального шока содержание, выявленное в его процессе, нельзя назвать каким-то особенным. Оно неопровержимо. Вот что делает феномен таким удивительным. Я узнал, что я умру? Очевидно, что я уже был в курсе, так как это могло стать для меня откровением? Слишком легко просто сказать, мол, я давно уже знал, что когда-нибудь умру, потому что в этой фразе также присутствует смысл, в который я никогда не верил — и до сих пор не верю — но в то же время действительно верю. Эти противоречащие друг другу позиции возникают из двух основных способов мышления о себе, которые я назову внешним и внутренним взглядами.

Давайте разберем расклад, при котором неизбежность смерти является для меня давно известной новостью. Её основа произрастает из уникальной человеческой способности отключаться от наших дел и обязанностей, так что каждый может считать себя обитателем независимого мира — один среди миллиардов. Когда я рассматриваю себя «со стороны» таким образом, у меня не возникает проблем с утверждением того, что я умру. Я понимаю, что существую благодаря неисчислимому количеству непредвиденных обстоятельств и что мир будет существовать без меня — как это было до моего рождения.

Подобные размышления меня не беспокоят. Моя невозмутимость объясняется тем фактом, что, хотя я размышляю о своем неизбежном конце, это почти как если бы я думал о ком-то другом. То есть внешний взгляд устанавливает когнитивную дистанцию ​​между мной — как мыслителем этих мыслей, и между мной — как их непосредственным субъектом.

Другой основной способ постижения себя заключается в том, как мы воспринимаем свою жизнь «изнутри», занимаясь повседневными делами. Один из важных аспектов внутреннего взгляда недавно обсуждал Марк Джонстон в книге «Выжившая смерть» (2010), — а именно перспективистский характер перцептивного опыта. Мир представляется мне так, словно он обрамляет мое тело, а в особенности голову, в которой находится мой сенсорный аппарат. Я не могу понять мир иначе, кроме как признав себя центром Вселенной, осью, вокруг которой все вращается. Когда я перемещаюсь, эта феноменологически центральная позиция движется за мной и со мной. Этот локус воспринимаемых переживаний также является источником, из которого возникают мои мысли, чувства и телесные ощущения.

Джонстон называет это «ареной присутствия и действия». Когда мы думаем о себе как о том, кто находится в центре этой арены, нам кажется непостижимым, что это сознание, эта точка зрения на мир когда-нибудь перестанет существовать.

Мы обладаем внутренним взглядом по умолчанию, воспринимаем мир так, как будто он буквально вращается вокруг нас, и это мешает нам полностью усвоить то, что мы знаем благодаря внешнему взгляду — что мир может и будет существовать без нас.

Чтобы полностью осознать факт своей смертности, мне нужно понять (и не только умом), что мой повседневный опыт вводит меня в заблуждение не в деталях, а в целом. Буддизм может помочь определить другой источник таких радикальных искажений. Этот вопрос рассматривает Джей Л. Гарфилд в своей книге «Притягательный буддизм» (2015), где он говорит о том, что мы страдаем от «изначальной путаницы» взгляда на мир и на самих себя через призму метафизики. Например, я воспринимаю себя как отдельную личность с постоянной сущностью, которая делает меня тем, кто я есть. Это основное «я» лежит в основе постоянных изменений моих физических и умственных свойств. Гарфилд не говорит, что мы все явно поддерживаем эту позицию. На самом деле, если говорить за себя, то я такую позицию отвергаю. По мне, изначальная путаница является продуктом нерационального рефлекса и обычно срабатывает значительно ниже уровня сознательного.

Когда мы объединяем феноменологический факт нашей очевидной центральности относительно мира с неявным представлением о себе как о метафизической субстанции, эти факторы делают наше небытие немыслимым «изнутри», так что лучшее понимание нашей собственной смертности, которого мы можем достичь — это независимое подтверждение, которое приходит с внешней стороны.


Читайте также Страх конца: четыре истории бессмертия, которые мы рассказываем себе

Буддийская альтернатива взгляду на людей, как на некие субстанции, — это понятие отсутствия Я («no-self»), которое открыл Дэвид Юм. Юм анализировал постоянно меняющийся набор человеческих мыслей, чувств и ощущений.

Поскольку не было точного подтверждения наличия Я, он выдвинул это как аргумент в пользу того, что его вовсе не существует. В «Трактате о человеческой природе» (1739-1740) Юм сделал вывод, что Я — это просто удобное средство для ссылки на причинно-следственную связь психических состояний, нежели что-то отличное от них.

Хотя в буддийских текстах можно найти удивительно схожие мысли, философские аргументы составляют лишь одну из частей их учения. Буддисты утверждают, что развитая практика медитации позволяет непосредственно ощутить факт отсутствия себя, а не просто сделать вывод об этом. Теоретические и экспериментальные методы поддерживают друг друга и в идеале развиваются в тандеме.

Вернемся к экзистенциальному шоку. Можно было бы попытаться найти некий специальный фактор, который следовало бы добавить к нашему обычному состоянию, чтобы достичь состояния экзистенциального шока. Тем не менее, я считаю, что лучше обратить внимание на то, что может быть вынесено из нашего повседневного опыта.

Экзистенциальный шок возникает из-за радикальной трансформации внутреннего взгляда — изначальная путаница исчезает, так что человек воспринимает себя иллюзорным, нереальным. Истина об отсутствии Я видится мне не просто как идея, а как впечатление. Я вижу, что мое эго — самозванец, маскирующийся под постоянную сущность. Самая запутанная особенность экзистенциального шока, а именно получение откровения о неизбежности собственной смерти, заключается в том, что моя смертность была повторно контекстуализирована как часть внутреннего признания более фундаментальной истины об отсутствии себя.

Но возникает вопрос о том, что заставляет изначальную путаницу временно исчезнуть, пока шок действует. Ответ заключается в наблюдении Юма о том, что естественное движение наших психических состояний регулируется ассоциативными принципами, когда ход мыслей и чувств имеет тенденцию двигаться по знакомым направлениям, при этом одно состояние без усилий приводит к другому. Безжалостная работа наших ассоциативных механизмов не дает шоку проявиться — но при крахе или сбое этих механизмов экзистенциальный шок прорывается наружу.

Неслучайно впервые я испытал экзистенциальный шок ближе к концу долгого и строгого уединения. Находясь вдали от привычного окружения — повседневных забот, знакомых вещей, отвлекающих факторов — я стал меньше действовать на автопилоте. Именно это и создало возможность для возникновения экзистенциального шока, который вызвал внутреннюю ОСТАНОВКУ — внезапный и радикальный разрыв в моих психических ассоциациях. На мгновение я увидел себя таким, какой я есть.

Эта статья впервые была опубликована на английском языке в журнале «Aeon» под заголовком «We all know that we will die, so why do we struggle to believe it?» 4 ноября 2019 года.

Обложка: фрагмент картины Густава Климта «Смерть и жизнь» (1910/15) / Wikimedia Commons

«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.

Donate


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

психологияфилософиячеловек

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные — T&P

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

Варламова Дарья

Теги

#Виктор Франкл

#словарный запас

#экзистенциализм

  • 431 399

Что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть?

Блог Благополучие

30 августа 2021 г. — 17 минут чтения

Поделитесь этой статьей

Перейти к разделу

Что такое экзистенциальный кризис?

Распространены ли экзистенциальные кризисы?

Как определить, что у вас экзистенциальный кризис

Каковы причины экзистенциального кризиса?

Каковы симптомы экзистенциального кризиса?

Виды экзистенциального кризиса

8 способов победить экзистенциальный кризис

Когда следует обратиться к врачу?

Вы не должны так себя чувствовать

В тот или иной момент нашей жизни, скорее всего, все мы говорили что-то вроде «У меня экзистенциальный кризис». Это концепция, с которой мы хорошо знакомы, но нечасто мы останавливаемся и думаем: «Что такое экзистенциальный кризис? Как узнать, есть ли он у меня? Как я могу преодолеть это?»

Что такое экзистенциальный кризис?

Экзистенциальный кризис по определению относится к комплексу чувств и вопросов, связанных со смыслом и целью нашей жизни. На эти вопросы нелегко найти ответы, и это может оставить нас в тупике. Мы чувствуем неуверенность в том, как реагировать или куда идти, и это может даже негативно повлиять на нашу жизнь, если эти чувства сохраняются или ухудшаются.

Экзистенциальные кризисы часто ассоциируются с негативным влиянием на жизнь, но мы забываем о положительном эффекте, который они могут иметь. Экзистенциальный кризис означает, что у нас есть возможность вернуться к своим ценностям, смыслу и цели, а также к тому, что мы хотим сделать из своей жизни. Это может помочь нам оценить, спланировать и адаптировать наши действия и направления, чтобы вести жизнь, которую мы хотим и которой будем довольны.

Распространены ли экзистенциальные кризисы?

Правда в том, что экзистенциальные кризисы встречаются чаще, чем вы думаете, и они не имеют ограничений по возрасту или полу. Каждый может испытать экзистенциальный кризис в какой-то момент.

Так почему же они так распространены? Ну, они обычно случаются всякий раз, когда мы — как человеческие существа — сталкиваемся с обстоятельствами, изменениями или переходами в нашей жизни, к которым нам трудно приспособиться или которые заставляют нас задуматься, а не в том ли направлении мы хотим, чтобы наша жизнь шла. Ожидаются ли эти переходы или нет, мы можем чувствовать, что у нас есть ограничения, которые заставляют нас сомневаться в том, в каком направлении движется наша жизнь.

Как определить, что у вас экзистенциальный кризис

Когда люди переживают экзистенциальный кризис, они очень часто чувствуют себя потерянными, беспокойными и как будто они потеряли связь со своими ценностями и целью в жизни.

Возможно, вы чувствуете это и задаетесь вопросом, является ли то, что вы испытываете, депрессией или кризисом смысла. Вот 5 признаков того, что вы, возможно, переживаете экзистенциальный кризис:

1. Постоянное беспокойство

Возможно, вы испытываете мысли и экзистенциальную депрессию, от которых не можете избавиться в повседневной жизни. Может показаться, что каждый раз, когда вас что-то не отвлекает, ваш разум склонен задавать одни и те же вопросы и иметь одни и те же мысли.

2. Симптомы тревоги и депрессии

Эти негативные эмоции являются следствием постоянного беспокойства. Наши мысли определяют эмоции, которые мы чувствуем, и, следовательно, реакцию нашего тела. Поэтому эти повторяющиеся мысли вызывают у нас чувство беспокойства и грусти.

Вот почему, к сожалению, экзистенциальные кризисы могут серьезно повредить нашему психическому здоровью, если мы позволим им выйти из-под контроля.

3. Снижение мотивации

В основе нашей мотивации лежит наше «почему»: почему мы делаем то, что делаем. Если мы задаемся вопросом «почему» и чувствуем, что пока не знаем ответа, мы можем обнаружить, что испытываем недостаток мотивации. Разобщенность и ощущение бессмысленности, сопровождающие экзистенциальный кризис, мешают увидеть смысл в том, чтобы что-то делать.

4. Низкий уровень энергии

Наша энергия может снижаться из-за таких факторов, как настроение, сон и диета. Если у нас плохое настроение, нам не захочется двигаться или заниматься тем количеством дел, которое мы обычно делаем. Первый закон движения Ньютона гласит: «Объект в состоянии покоя остается в покое, а объект в движении остается в движении». Мы можем использовать это как метафору, чтобы понять наши тела. Чем меньше мы двигаемся и занимаемся деятельностью, тем труднее встать и сделать это, а значит, тем меньше у нас энергии.

Если у нас нерегулярный сон или несбалансированное питание, это повлияет на уровень нашей энергии. Относитесь к сну и диете как к приоритету, потому что они могут определять ваше психическое здоровье так же, как и многие другие переменные.

5. Снижение социальной активности

Это также может быть вызвано недостатком мотивации и энергии и может очень негативно сказаться на нашем психическом здоровье. Наши социальные отношения являются фундаментальной частью нашего чувства поддержки и связанности, и их отсутствие может заставить нас чувствовать себя одинокими и разобщенными. Это приводит к симптомам тревоги и депрессии.

Каковы причины экзистенциального кризиса?

Причины экзистенциального кризиса варьируются от человека к человеку, в зависимости от их жизни, обстоятельств, ценностей и желаний. Вот несколько ситуаций, которые могут спровоцировать экзистенциальный кризис:

1. Большие перемены в жизни

Это может включать очень большой список возможностей, от рождения первого ребенка до переезда в новую страну. Не каждое большое изменение вызовет экзистенциальный кризис, и это также зависит от человека, так что же определяет, переживаем ли мы это с определенным изменением?

Вызовет ли какое-либо жизненное событие экзистенциальный кризис или нет, зависит от того, какое значение имеет это изменение, когда речь идет о нашем направлении и нашей цели. Если изменение не соответствует нашей цели или ставит нас под сомнение, мы можем начать испытывать экзистенциальный кризис.

2. Неожиданные повороты

Это похоже на большую перемену в жизни, но неожиданный поворот — это незапланированное изменение, которое происходит внезапно, без ожидания. Например, нас увольняют с работы, в которой, как нам казалось, мы добились больших успехов, или наши жизненные планы откладываются по неизбежным причинам (COVID-19).пандемия — это большое, что приходит на ум).

3. Неудовлетворенность направлением нашей жизни

Это может случиться при любых обстоятельствах, когда мы останавливаемся, чтобы проанализировать свою жизнь и понимаем, что не хотим больше идти в определенном направлении. Например, мы можем понять, что наша карьера больше не соответствует нашей цели, и нам нужно что-то другое, чтобы снова почувствовать себя счастливыми.

4. Потеря контроля

Потеря контроля может вызвать у нас ощущение, что мы находимся посреди сильного течения реки, и мы не можем удержаться ни за что, чтобы удержаться на плаву и над водой. Как и в этой метафоре, отсутствие контроля может заставить нас чувствовать, что мы не владеем какой-либо частью нашей жизни. Мы чувствуем себя беспомощными, чтобы идти в любом направлении, кроме того, в котором нас несет течение. близкого нам человека может вызвать экзистенциальный кризис. Это особенно верно, когда этот человек был фундаментальной опорой в нашей жизни.

Каковы симптомы экзистенциального кризиса?

1. Беспокойство
У нас постоянные мысли о смысле и цели нашей жизни, и часто это негативно сказывается на нашем психическом здоровье.

2. Беспокойство или депрессия
Обычно это результат размышлений о негативных мыслях, которые наводняют наш разум , когда мы чувствуем себя потерянными.

3. Потеря мотивации
Нам не хочется делать то, что раньше доставляло нам удовольствие.

4. Снижение социальной активности
Мы реже строим планы на встречи с друзьями и любимыми и начинаем тратить меньше времени на поддержание этих отношений, которые являются фундаментальными столпами нашей системы поддержки.
 
5. Чувство потерянности и потери контроля
Когда мы теряем связь со своими ценностями и целью, мы часто можем чувствовать себя потерянными с самими собой — как будто мы находимся в темной комнате и не можем найти выключатель.
 
6. Злоупотребление психоактивными веществами
Вы можете обнаружить, что пьете больше или склоняетесь к другим веществам, чтобы успокоить повторяющиеся мысли или помочь вам почувствовать что-то еще.

Типы экзистенциального кризиса

1. Смысл жизни

В такого рода экзистенциальном кризисе мы ставим под сомнение нашу жизнь и ее смысл. Мы начинаем задаваться вопросом, для чего все это нужно, и задаем вопросы о нашей конечной цели жизни, которую мы ведем.

2. Подвергнуть сомнению наши ценности и причины

Этот кризис обычно случается, когда мы стоим на перекрестке и не знаем, в каком направлении идти. Мы чувствуем, что нам нужно переоценить ценности, на которых мы основываем нашу жизнь, потому что мы можем быть не полностью довольны теми, которым следовали до этого момента.

3. Большой жизненный переход

Всякий раз, когда мы сталкиваемся с изменением, которое означает изменение направления в нашей жизни, мы можем испытать экзистенциальный кризис. Это может произойти из-за того, что изменение было неожиданным, или из-за того, что мы должны приспособиться к нему и заново открыть для себя себя в процессе.

4. Потеря

С любой потерей приходит горе, а с горем иногда приходит экзистенциальный кризис. Когда нам приходится сталкиваться с потерей и реальностью без кого-то или чего-то, мы можем начать сомневаться в вещах, которых у нас никогда не было.

5. Оставаться верными себе

Иногда в жизни мы можем чувствовать, что наши действия не связаны с тем, кем мы хотим быть. Такой экзистенциальный кризис может помочь нам оценить ценности, которым мы следуем, и перенаправить (при необходимости) на те, которые заставят нас оставаться верными человеку, которым мы стремимся быть.

8 способов преодолеть экзистенциальный кризис

1. Положитесь на близких

Поддержка друзей и семьи имеет решающее значение, когда мы сталкиваемся с экзистенциальным кризисом. Это может помочь нам чувствовать себя менее одинокими и получать информацию извне, которая может помочь нам преодолеть это.

2. Выражайте свои чувства

Не скрывайте и не игнорируйте свои чувства. Важно прислушиваться к тому, что говорит вам этот кризис и почему он происходит. Если вы относитесь к нему как к своему союзнику, а не как к врагу, вы можете найти в нем большие преимущества. Попробуйте записать свои мысли и экзистенциальные вопросы и проанализировать их, чтобы понять, что они пытаются вам сказать.

3. Радость в мелочах

Всякий раз, когда у нас возникает какой-либо кризис, может казаться, что все выглядит серым, и нам может быть трудно наслаждаться тем, к чему мы привыкли. Вы будете поражены тем, насколько благодарность может помочь в этих обстоятельствах. Попробуйте в конце дня записывать то, за что вы благодарны, и находите радость в мелочах.

4. Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать

Во время экзистенциального кризиса легко потерять контроль. Вот почему сосредоточение внимания на том, что вы можете контролировать, может быть очень обоснованным. Как только вы сосредоточитесь на этом, проанализируйте это и возьмите под свой контроль то, что вы можете. А что касается вещей, которые вы не можете контролировать… отпустите их.

5.  Ведите дневник благодарности

Используйте ручку и бумагу и постарайтесь записать как можно больше вещей, за которые вы благодарны. Они могут быть большими или маленькими. Вы можете быть благодарны за свое здоровье, свой дом или за стакан чистой воды. Это поможет вам восстановить связь со своей жизнью (что довольно удивительно, если подумать) и вернуться к своим ценностям и цели.

6. Практикуйте внимательность и медитацию.

Это отличный способ соединиться со своим внутренним я и дать своим мыслям пространство для расцвета и исследования. Медитация может помочь нам почувствовать себя заземленными и снова войти в контакт с собой.

7. Присоединяйтесь к группе поддержки

Противоядием от экзистенциальной тревоги является связь. Встреча с другими, выслушивание и обмен опытом могут помочь вам справиться с горем, чувством изоляции или чем-то еще, что лежит в основе экзистенциального кризиса .

8. Восстановите связь со своей жизненной целью

В основе наших экзистенциальных опасений лежит страх того, что мы живем бессмысленной жизнью. Это часто коренится в разочаровании. Возвращение к тому, что вы хотите изменить в мире, может стать поворотным моментом в ваших экзистенциальных заботах.

Когда следует обратиться к врачу?

Экзистенциальный кризис имеет ряд общих симптомов с другими проблемами психического здоровья, такими как депрессия и тревога. Если вы склонны к депрессивным или тревожным эпизодам, без профессиональной помощи может быть трудно определить, что вызывает ваши чувства. Будьте особенно внимательны, если вы чувствуете или испытываете что-либо из следующего:

  • Вам кажется, что вы тонете
  • Мысли о бессмысленности поглощают вашу жизнь
  • Ваши чувства мешают вашей повседневной жизни (включая гигиену, отношения или работу)
  • Серьезное влияние на ваше психическое здоровье или благополучие
  • Вы занимаетесь самолечением контролируемыми веществами или алкоголем
  • У вас есть мысли о самоубийстве, особенно если у вас есть план

Если вы узнаете себя хотя бы в одном из этих симптомов, немедленно обратитесь за помощью к специалисту в области психического здоровья. Вам определенно не нужно проходить этот процесс в одиночку.

Если вы чувствуете стресс, эмоциональную усталость или кризис и вам нужно немедленно с кем-то поговорить, позвоните по номеру 800-273-TALK (8255). Они отвечают на каждый звонок и доступны 24/7.

Чувства экзистенциальной тревоги нормальны, и каждый испытывает их в той или иной степени в своей жизни. На самом деле, есть даже консультанты, которые специализируются на экзистенциальной терапии. Обсуждение ваших проблем с профессионалом может помочь вам обрести ясность и восстановить связь с целью вашей жизни.

Вы не должны так себя чувствовать

Экзистенциальный кризис может быть очень изолирующим опытом. Однако это также может быть поворотным моментом в жизни человека. Противоядием от чувства разобщенности, разочарования и бессмысленности является поиск способов восстановить связь. Проведите время с близкими, обратитесь к терапевту или даже поиграйте с домашним животным. Вы не одиноки, и ваша жизнь важнее, чем вы думаете. Если вы переживаете кризис четверти жизни или экзистенциальный кризис, BetterUp может помочь.

Опубликовано 30 августа 2021 г.

Тренажер по уходу BetterUp

Читать далее

Благополучие

18 минут чтения | 27 апреля 2022 г.

Вы переживаете кризис идентичности? 5 способов справиться

Любой может испытать кризис идентичности в своей жизни. Узнайте 5 способов справиться с кризисом идентичности. Читать далее

Благополучие

4 мин чтения | 11 марта 2021 г.

Застрял посередине: что теряется с рабочей силой, которая не больна, но нездорова

Человеческий кризис психического здоровья сотрудников сегодня представляет собой бизнес-риск. Компании рискуют быть ослепленными сотрудниками, которые не находятся в кризисе или не в лучшей форме. Читать далее

Благополучие

23 мин чтения | 12 мая 2022 г.

4 способа преодолеть кризис четверти жизни (и переосмыслить успех)

Узнайте о 8 признаках кризиса четверти жизни и о том, как справиться с ним. Подсказка: все начинается с переопределения успеха. Читать далее

Благополучие

15 минут чтения | 15 февраля 2021 г.

Что такое социальное благополучие? Определение, типы и способы его получения

Социальное благополучие является важным компонентом общего благополучия. Узнайте, что это такое и как этого достичь, и изучите несколько примеров. Читать далее

Благополучие

13 минут чтения | 14 ноября 2022 г.

Выявление различных стадий жизненного кризиса и способы преодоления

Жизненный кризис может поразить любого в любое время и причинить страдания. Знание этапов может помочь вам изящно перейти к следующей главе. Читать далее

Благополучие

13 минут чтения | 23 ноября 2021 г.

Как справиться с опережающей скорбью и потерей понимания

У каждого типа потерь есть свои проблемы. В этой статье мы рассмотрим некоторые проблемы, связанные с знанием того, что грядут потери. Читать далее

Благополучие

13 минут чтения | 12 августа 2021 г.

Целостный велнес — это реально. Вот почему вам это нужно.

Разговоры о комплексном оздоровлении заставляют вас чувствовать себя глупо? Это вещь, мы обещаем. Узнайте о 7 компонентах и ​​их важности для общего состояния здоровья. Читать далее

Благополучие

11 минут чтения | 19 августа 2021 г.

Дыхание: секрет эмоциональной регуляции

Есть правильный способ дышать, и работа с дыханием поможет вам в этом. Узнайте все тонкости этой мощной практики и то, как она может изменить вашу жизнь. Читать далее

Research & Insights

8 минут чтения | 31 мая 2022 г.

Удивительные, далеко идущие последствия возни во время кризиса

Пандемия преподала нам важные уроки о далеко идущем влиянии неуклюжего реагирования на кризис на развитие, планирование и приверженность сотрудников. Читать далее

Похожие статьи

Благополучие 

Синдром пустого гнезда: как справиться с тем, что дети бегают из курятника

Благополучие 

Кризис среднего возраста не обязательно должен быть: научитесь справляться с ним с изяществом

Благополучие

Ты томишься? Вот как восстановить чувство цели

Благополучие 

5 способов, которыми менеджеры могут справиться с кризисом

Благополучие 

Вы переживаете кризис идентичности? 5 способов справиться

Research & Insights 

Удивительные, далеко идущие последствия возни во время кризиса

Благополучие

Коллективная травма: развитие устойчивости к последствиям

Благополучие 

Выявление различных стадий жизненного кризиса и способы преодоления

Благополучие 

4 способа преодолеть кризис четверти жизни (и переосмыслить успех)

Оставайтесь на связи с BetterUp
Получайте нашу рассылку новостей, приглашения на мероприятия, а также обзоры продуктов и исследования.

Некоторые размышления об экзистенциальном шоке

В последние дни люди часто выражают удивление по поводу того, как COVID мог так полностью перевернуть мир, заставив все измениться так внезапно и все сразу. Это своего рода ситуация, для которой термин «экзистенциальный шок» кажется и подходящим, и описательным.

Экзистенциальный шок может возникнуть в результате многих различных травм, постигших людей — как личных, так и глобальных катаклизмов. Его определяющей характеристикой является переживание интенсивного личного потрясения, в котором чувствуется, что сам «мир» кажется поставленным под сомнение. Философ Мартин Хайдеггер описывает такие моменты как тьму, которая может разразиться в любой момент борьбы человеческого существования.

Борьба с экзистенциальным шоком, вызванным COVID, заставила меня задуматься над вопросом: « что вообще такое «мир»?»   Это глубокое исследование со многими слоями, но прежде всего я обратил внимание на то, что в немецком языке обозначается словом «мировоззрение» : фундаментальная когнитивная ориентация, которая охватывает все знания и предположения индивидуума или общества о природе. вещей.

Суть в том, что «мир» создается коллективным и социально сконструированным опытом, который соответствует тому, что мы привыкли ожидать от того, «как устроена жизнь» в определенное время и в определенном месте. С одной стороны, «мир» включает в себя все обыденные черты нашего современного западного культурного образа жизни, включая такие вещи, как водопровод, электричество, продуктовые магазины и Интернет. На другом уровне «мир» включает в себя планету Земля и всех ее обитателей и предполагает все, что мы считаем вечным, включая планетарные явления, такие как времена года, климат, погодные условия и т. д.  

Но экзистенциальный шок показывает нам истину дзен о том, что «не всегда так»[1]. Наши ожидания относительно мира основаны на обычных метафизических иллюзиях человеческой жизни: на предполагаемой природе вещей, которая сообщается и поддерживается посредством слов и овеществленных образов. Как выразился философ Витгенштейн, мы, люди, «заколдованы языком»; наши общие иллюзии заменяют трагическую конечность и быстротечность существования картиной постоянной и вечно неизменной реальности[2].

Когда мы сталкиваемся с тем фактом, что жизнь устроена иначе — преходяща и зависит от контекста — это может шокировать. (Стремясь напомнить себе об этой экзистенциальной истине, я много лет хранил магнит на холодильнике с надписью «ВНЕЗАПНО!»)

Размышляя над этим, я вижу, что экзистенциальный шок возникает как следствие быть выбитым из непрерывности жизни. Мы психологически полагаемся на то, что кажется обычным и рутинным, на смысловые структуры, которые определяют наш жизненный опыт. Когда эта структура внезапно меняется, наше ощущение непрерывности бытия нарушается. И поскольку, как отмечает знаменитый психоаналитик Д.У. Винникотт был первым, кто подчеркнул, происходящее является субъективным центром нашего человеческого мира, перерывы в нашем переживании происходящего травмируют.

Многие обстоятельства и кризисы имеют эту тенденцию нарушать переживание непрерывности бытия, но не более, чем переживание серьезной болезни или ухода за умирающим. Когда мы очень больны — даже по причинам, не угрожающим жизни, — он может чувствовать, что мир ушел без нас. Экзистенциальное воздействие такого опыта может быть глубоким. Как указано в китайской книге гаданий, i ching , кризис таит в себе как опасности, так и возможности. Кризис может стать важным пороговым опытом и порталом к ​​личной трансформации. Это ставит экзистенциальный вызов: будем ли мы сломлены и побеждены нашей реактивностью и сопротивлением изменениям, или же мы будем сломлены и трансформированы?[3]

Значение экзистенциального шока хорошо передано в истории жизни Будды. . Рассказывают, что, покинув защищенный анклав царства своего рождения и юности, молодой Будда столкнулся с реальностью старости, болезни и смерти и был настолько поражен этими «небесными посланниками», что поклялся найти путь к просветлению. Экзистенциальный шок может быть настолько глубоким, что может инициировать в нас глубокую трансформацию, пробуждая наше сознание.

Как уже многие заметили, пандемия COVID предоставляет нам как возможности, так и кризис. Благодаря необходимости оставаться дома вынужденная занятость и давление жизни исчезают, давая многим из нас вкус того, что доступно на ретрите для медитации. Несмотря на всю опасность, которую он представляет, COVID показывает нам, что доступно, когда мы замедляемся достаточно, чтобы присутствовать и открываться для более широкого осознания бытия. У нас есть возможность опереться на неопределенность, которая кажется центром, с которого все начинается.

На уровне «мира» возможности, присущие этой пандемии, нигде не выражены так красиво, как в следующем стихотворении:

от Ричарда Хендрика (Брата Ричарда) в Ирландии, 13 марта 2020 г.

«Блокировка»

  Да, есть страх.

Да, есть изоляция.

Да, есть паническая покупка.

Да, есть болезнь.

Да, есть даже смерть.

  Но,

  Говорят, что в Ухане после стольких лет шума снова можно услышать птиц.

Говорят, что всего через несколько недель тишины небо уже не густое от дыма, а синее, серое и ясное.

  Говорят, что на улицах Ассизи люди поют друг другу по пустым площадям.

Держите окна открытыми, чтобы те, кто один, могли слышать звуки семьи вокруг себя.

 Говорят, что отель на западе Ирландии предлагает бесплатное питание и доставку на дом.

Сегодня молодая женщина занята распространением листовок со своим номером по району, Чтобы старейшинам было к кому обратиться.

  Сегодня церкви, синагоги, мечети и храмы готовятся принять и приютить бездомных, больных, утомленных.

  Во всем мире люди замедляются и задумываются.

Во всем мире люди по-новому смотрят на своих ближних, с сочувствием и состраданием.

Во всем мире люди пробуждаются к новой реальности — к тому, насколько мы велики на самом деле.

Как мало у нас контроля.

К тому, что действительно важно.

Любить.

  Так молимся и помним, что —

Да есть страх. Но ненависти быть не должно.

Да есть изоляция. Но не должно быть одиночества.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts