Эмоции разные: Сколько различных типов эмоций может испытывать человек?

Содержание

6 эмоций, которые отличаются в разных культурах

Эмоции сложно классифицировать, потому что у каждого человека они разные. Однако есть сходство между тем, как люди определенной культуры выражают свои эмоции. В любом случае, наверняка, нет единого способа выражать счастье, грусть, смущение и любые другие человеческие эмоции.

Эмоции одинаковы в каждой культуре?

Культурологи определяют культурную универсалию как «что-то общее, что существует в каждой человеческой культуре на планете, но отличается от культуры к культуре, например, ценности и способы поведения». Это относится к таким культурным аспектам, как традиции, язык, выражения, еда, брак, искусство, музыка, шутки, спорт и многое другое.

Теперь к вопросу, являются ли эмоции культурными универсалиями. Да, являются. Тот факт, что у нас, людей, есть эмоции, определенно является культурной универсалией. Некоторые скажут, что эмоции – это то, что делает нас людьми. Но то, как мы, люди, выражаем свои эмоции, точно зависит от культуры, в которой мы выросли или сейчас живем.

  • Латынь – это мертвый язык?

6 эмоций, которые отличаются в разных культурах

1. Благодарность

То, как мы выражаем признание или уважение по отношению к другим, очень отличается в разных культурах. Один из примеров – это то, как мы дарим подарки. Во многих западных культурах принято открывать подарки перед дарителем и сразу же выражать благодарность. Мы даже делаем еще один шаг, чтобы показать нашу благодарность: благодарим дарителя, даже если нам не нравится подарок.

А вот обратный пример: в Китае или Японии принято открывать подарки, только если даритель уже ушел. В Китае даже принято несколько раз отказываться от подарка, прежде чем принять его. Для западной культуры это было бы очень грубо. Стоит также отметить, что в Китае и Японии нужно принимать подарок двумя руками, иначе вас посчитают грубым и заносчивым.

2. Веселье

Для этой эмоции у меня есть несколько личных примеров, потому что я американка, а живу в Германии.

Одно из самых больших отличий, которое я здесь заметила, это то, как немцы выражают веселье, и когда они смеются. В Америке, когда кто-то шутит, вы должны смеяться искренне и открыто (особенно, если вам нужно произвести впечатление на своих родственников). Но в Германии немцы часто шутят и даже не демонстрируют намека на улыбку, а просто продолжают говорить. На одном из моих уроков немецкого так сделал мой учитель. Я засмеялась по-американски, и на меня странно посмотрели. Таким образом, немцы, как правило, сдержанно выражают веселье, по сравнению с американцами.

  • Cоветы о том, как выучить новый язык

3. Смущение

Смущение и стыд – очень уникальные элементы культуры, потому что они воспринимаются совершенно по-разному в зависимости от того, где вы находитесь. Во многих западных культурах смущение – это негативная эмоция. Это что-то, что нужно скрывать. Вы не хотите создавать неловкую ситуацию и не хотите показывать другим, что вас что-то смущает. Спрячьте эту эмоцию побыстрее!

Но в других культурах, например, в арабских, смущение и стыд являются позитивными эмоциями, потому что это означает, что вы порядочны. Другими словами, вы порядочный человек, если вам стыдно. Смущение и стыд более позитивно воспринимаются в таких культурах, поэтому когда вы их чувствуете, вы обращаетесь к другим за помощью, а не прячете свои чувства как в западных культурах.

4. Гордость

Гордость – очень сложная эмоция, которая широко варьируется между культурами и даже субкультурами. Я могу дать еще одно четкое различие между индивидуалистическими культурами и коллективистскими культурами. В то время как индивидуалистические культуры (США, Германия, Франция) фокусируются на личности, то есть на независимости, самостоятельности, ставят свой успех в качестве приоритета, коллективные культуры (Китай, Индия, Марокко) нацелены на успех группы, и как члены этой группы могут продвигать целостный успех друг друга.

То, как гордость проявляется на рабочем месте, имеет большое значение. В индивидуалистических культурах общая цель может состоять в том, чтобы получить повышение зарплаты, а затем гордо рассказать об этом другим. Но в коллективистских культурах люди больше сосредоточены на достижении целей группы, а не индивидуумов. Они даже могут негативно воспринять тот факт, что вы хотите зарплату повыше и рассказываете о повышении остальным, потому что это отвлекает внимание от группы.

Анна рассказывает о своих занятиях в Lingoda

5. Печаль

В каждой культуре испытывают горе в той или иной форме. То, как выражается это горе (или, скорее, разрешается выражать его), имеет множество форм. Приведу несколько разных примеров: в ортодоксальных исламских культурах развод считается более травмирующим, чем потеря любимого человека – концепция, которая в западных культурах может даже не вписываться в категорию горя. В европейских католических традициях горе часто выражается стоицизмом, а большие эмоциональные проявления воспринимаются негативно, особенно для мужчин. Но в африканских и карибских культурах горе открыто проявляется и даже поощряется для обоих полов. Чем громче вы скорбите, тем больше уважения вы проявляете покойному.

6. Злость

Согласно исследованию о положительном и отрицательном воздействии гнева, гнев может восприниматься как положительно, так и отрицательно в зависимости от культуры и контекста. В сравнении участвовали жители США (которые негативно воспринимают гнев) и жители Японии (которые положительно ассоциируют власть с выражением гнева). В Америке гнев считается отрицательной эмоцией, которую следует скрывать. Если вы не делаете этого, тогда люди задаются вопросом, устойчивы ли вы психически. Но в Японии тем, у кого есть сила, предлагается проявить гнев, чтобы ее продемонстрировать. Если влиятельные люди не выражают гнев, они теряют свою силу в глазах окружающих (или, по крайней мере, будут восприниматься более слабыми). Поэтому выражение гнева оказывает положительно сказывается не только на самом себе, но и на окружающих людях. И здесь интонация оказывает большое влияние на восприятие определенных выражений гнева.

Эмоции для детей — изучаем чувства и эмоции с детьми просто и наглядно

Познакомим ребенка с многообразием человеческих эмоций, научим выражать свои чувства и распознавать эмоции других людей через увлекательные сюжетные игры

Попробовать бесплатно

Попробовать бесплатно

Зачем ребенку изучать эмоции?

Лучше разбираться в себе

Ребенку иногда сложно даже осознать, а тем более сформулировать, чего ему сейчас хочется, что он чувствует, отчего вдруг стало дискомфортно. А главное, понять, что с этим делать. Зная эмоцию «в лицо», ребенок не растеряется перед нею.

Управлять своими эмоциями

Эмоции возникают бесконтрольно, но как ими распорядиться — решать нам. Даже смелый человек может испугаться, но один при этом заплачет и спрячется, а другой посмотрит страху в лицо и победит его. И как раз этому стоит учиться с детства – иначе успешным не стать.

Эффективнее общаться с людьми

Для продуктивного общения важно уметь не только распознавать эмоции других, но и грамотно проявлять свои. Многие предпочтут иметь дело со спокойным дружелюбным собеседником, а не с замкнутым букой или слишком бурно выражающим свои чувства человеком.

Защитить себя от манипуляций

Любой из нас в некоторых ситуациях скрывает свои истинные эмоции. Порой это вопрос этикета. Но иногда люди могут притворяться, чтобы получить выгоду за наш счет и даже специально навредить нам. Тут-то и пригодятся базовые знания в сфере человеческих эмоций.

Что ребенок должен знать об эмоциях?

Что такое эмоции и как они возникают

Ребенку стоит усвоить, что эмоции — это реакция на то, что с ним происходит. Они помогают нам осознавать свое отношение к людям и событиям, регулировать поведение и лучше понимать других. Эмоции способны возникать стихийно, но пугаться этого незачем — их можно и нужно контролировать.

Как визуально отличить ту или иную эмоцию

Люди не так часто говорят о своих чувствах и эмоциях напрямую.

Как понять, напуган человек или опечален? Радуется он или нервничает? Удивлен или заинтересован? Искренен ли он? Различать эмоции других людей можно опираясь на их мимику, выражение лица, действия.

Как контролировать собственные эмоции

Тех, кто не умеет справляться со своими эмоциями, воспринимают как дурно воспитанных и неприятных людей. Детям обычно прощают неуместные выражения эмоций, но чем раньше ребенок научится брать их под контроль, тем лучше будет сходиться с людьми и тем большего достигнет в будущем.

Как познакомить ребенка с эмоциями и чувствами?

Будьте искренни в общении с детьми

У родителей, которые считают, что проявление эмоций — слабость и их лучше вовсе игнорировать, вырастут несчастные, социально неадаптированные дети. Не стесняйтесь выражать свои чувства при ребенке: сердиться, громко смеяться, грустить. Пусть он поймет, что разные эмоции — это нормально.

Обращайте внимание ребенка на его эмоции

Если видите, что ребенок, например, опечален, обратитесь к нему: «Ты грустишь. Что случилось? И что ты думаешь с этим делать?» Важно, чтобы он понял: его не накажут за то, что он ощущает, вы готовы анализировать его чувства вместе с ним — и всегда подскажете, как их выразить, на что направить.

Расширяйте эмоциональный лексикон ребенка

Психологи заметили связь между эмоциональным словарным запасом и навыками общения и самоанализа. Употребляйте дома побольше синонимов словам, обозначающим ощущения. Обращайтесь к оттенкам эмоций. Например, под общим «злой» может подразумеваться «раздраженный», «разгневанный».

Читайте и анализируйте литературу вместе

Способность сопереживать формируется, когда человек представляет себя на месте другого. Предложите ребенку представить, что бы он почувствовал, оказавшись на месте того или иного литературного героя. Что делал бы с этими эмоциями? Выражал бы их или скрыл? Как поступил бы исходя из них?

Изучаем эмоции с детьми в интерактивном


игровом формате

Пройдите пробный урок бесплатно

Познакомьтесь с интерактивными игровыми заданиями, которые будут ждать вашего ребенка в рамках курса «Знакомство с эмоциями» от Умназии.

Попробовать

Структура курса «Эмоции для детей»

10 ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР-УРОКОВ ПО 30-40 МИНУТ КАЖДЫЙ

Каждый урок посвящён одной из ситуаций или эмоций. Теория к уроку представлена в формате небольших историй и интерактивных заданий, рассчитанных на детей 6-13 лет.

40 УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, ВСТРОЕННЫХ В СЦЕНАРИЙ УРОКА

Каждый урок содержит 5-7 заданий на закрепление пройденного материала. Все задачи имеют сюжет и яркие иллюстрации или представлены в виде игры.

НЕОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ КУРСА

Ребенок сможет проходить курс столько раз, сколько это будет ему необходимо. Вы покупаете курс один раз и сможете вернуться к нему и через 5 лет.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА-КВИЗ НА ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ

Курс завершается интерактивной игрой-квизом, за успешное прохождение которой ребенок получает сертификат. Вы будете уверены в его знаниях!

Какие темы мы изучаем в рамках курса «Эмоции для детей»?

Галактика Эмоций

Радость и Печаль

Страх и Злость

Интерес и Удивление

Доверие и Отвращение

Сложные эмоции

Что такое эмпатия?

Плащ знакомств

Шлем контроля

Найти себя

Начать обучение

Примеры заданий на изучение эмоций

Познакомьтесь с другими ступенями курса «Эмоциональный интеллект для детей»

«Знакомство с эмоциями» — это первая из четырех ступеней курса эмоционального интеллекта для детей от Умназии. Посмотрите, какие темы наши ученики изучают в рамках других ступеней.

Знакомство с эмоциями

В этом курсе мы познакомим ребенка со спектром человеческих эмоций, попробуем разобраться в собственных чувствах, а также научимся узнавать и признавать эмоции окружающих. Как связаны интерес и удивление? Можно ли перестать волноваться у доски и так ли страшен страх?

Типы личности

Главная задача этого курса — показать ребенку разнообразие человеческих характеров. Все мы в чем-то разные, а в чем-то похожи. Почему одни ребята с легкостью заводят новые знакомства, а другие с неохотой идут на контакт, и как разные люди принимают решения?

Подробнее

Командная работа

Курс рассчитан на детей 9-13 лет и знакомит ребёнка с основными принципами командной работы, учит определять и учитывать сильные стороны каждого члена команды и давать конструктивную
обратную связь.

Подробнее

Сложные ситуации

Курс рассчитан на детей 7-10 лет. В ходе игры ребёнок сопереживает персонажам курса, помогает им справляться с конфликтными ситуациями и учится предсказывать возможные последствия своих решений и поступков.

Подробнее

Начать обучение

НАБОР КУРСОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СКИДКОЙ 41%

Скидки до 41%. Первые ступени уже доступны для решения!
Доступ открывается навсегда и подписка не нужна.

Настроение и эмоции: различия и черты

В отрывке из « Природа эмоций » д-р Экман выделяет пять факторов, влияющих на настроение и эмоции. Вариации продолжительности, провокации, модуляции, выражения лица и осознания причины подтверждают аргумент доктора Экмана о разнице между настроением и эмоциями.

Настроение может длиться часами, в то время как эмоции длятся от секунд до минут, максимум. Вот почему обычно легче определить эмоциональные триггеры, но трудно точно определить триггер нашего настроения. У настроения также нет своего собственного уникального выражения лица, в отличие от универсальных эмоций.

Продолжительность

В споре о настроении и эмоциях настроение можно отличить от эмоций с точки зрения их продолжительности и, предположительно, также с точки зрения… нейронной схемы, которая направляет и поддерживает каждое из этих аффективных состояний. Хотя нет единого мнения о том, как долго длится эмоция, большинство тех, кто изучает разницу между настроением и эмоцией, признают, что настроения длятся дольше . Я утверждал (Ekman, 1984), что эмоции кратки и обычно длятся от нескольких секунд до максимум минут.

Таким образом, когда мы говорим об эмоции, длящейся длительное время (часы), более вероятно, что мы суммируем повторяющиеся эмоциональные эпизоды в течение этого периода времени, а не испытываем на самом деле постоянную и постоянную эмоцию. Однако настроение может длиться часами, а иногда даже днями, и его бывает трудно поколебать. Важно отметить, что если определенное состояние сохраняется в течение недель или месяцев, то это не настроение, а более точно идентифицируемое как аффективное расстройство.

Провокация эмоций

Чтобы усложнить их отношения, кажется, что настроения снижают порог , необходимый для того, чтобы вызвать соответствующие эмоции. Примером этого может быть, когда вы находитесь в раздражительном настроении и обнаруживаете, что злитесь гораздо чаще, чем обычно.

В раздражительном настроении люди истолковывают окружающий их мир таким образом, который допускает, если не требует гневной реакции, как будто они ищут возможность потакать эмоциям, соответствующим их настроению.

Модуляция эмоций

Глядя на управление эмоциями по сравнению с настроением, становится значительно труднее модулировать (регулировать) свои эмоции, если они возникают во время или внутри настроения. Предположительно, человек в раздражительном настроении не сможет модулировать приступ гнева так же легко и быстро, как в противном случае. Мало того, что гнев во время раздражительного настроения должен быть более интенсивным и менее контролируемым, он должен угасать медленнее (длиться дольше).

Выражение лица

Еще одна характеристика, используемая для доказательства разницы между настроением и эмоциями, — выражение. Настроения не имеют собственного уникального выражения лица, в отличие от многих эмоций (на самом деле существует семь универсальных эмоций, которые проявляются одинаковыми выражениями независимо от возраста, пола и социального окружения).

О раздраженном настроении можно судить, видя множество выражений гнева на лице, но на лице нет характерного выражения самой раздражительности, равно как и других настроений, эмоциональных черт или аффективных расстройств.

Осознание причины

Хотя я не знаю прямых доказательств, подтверждающих это окончательное утверждение, я предлагаю, чтобы большинство людей могли указать, что вызвало эмоцию, но не могут сделать этого для настроения. Триггеры могут исходить из среды, в которой мы находимся, или из нашей памяти. Их даже можно представить.

Сказать, что человек может указать, что вызвало его эмоциональную реакцию, не значит предположить, что люди обычно осознают это событие, провоцирующее эмоцию, когда оно происходит. Если они есть, вполне вероятно, что событие разворачивается медленно. Для большинства из нас наше осознание источника этой эмоциональной реакции происходит не намного раньше, чем эмоциональный эпизод заканчивается, если не сильно меняется. Настроения, однако, более непрозрачны в этом отношении.

Пол Экман — известный психолог и один из первооткрывателей микровыражений. В 2009 году журнал TIME назвал его одним из 100 самых влиятельных людей мира. Он работал со многими государственными учреждениями в стране и за рубежом. Доктор Экман собрал более 50 лет своих исследований, чтобы создать комплексные обучающие инструменты для чтения скрытых эмоций окружающих.

Начать обучение Просмотреть все сообщения

Языки мира описывают эмоции очень по-разному

Действительно ли значение любви универсально? Новое исследование показало, что это может зависеть от языка, на котором вы говорите.

Ученые, которые исследовали семантические модели почти в 2500 языках со всего мира, обнаружили, что слова, обозначающие эмоции, такие как тоска, горе и счастье, могут иметь очень разные значения в зависимости от языковой семьи, из которой они произошли.

Результаты, описанные в журнале Science, проливают свет на разнообразие человеческих чувств, выражаемых по всему миру, и в то же время определяют некоторые общие лингвистические ориентиры среди внутренних эмоциональных ландшафтов языков.

«Мы ходим, предполагая, что опыт всех остальных такой же, как и наш, потому что мы называем его одним и тем же словом, и это говорит о том, что это может быть не так», — говорит старший автор Кристен Линдквист, психолог и нейробиолог из Университета. Северной Каролины в Чапел-Хилл. «Я думаю, что есть некоторые реальные последствия для того, как мы понимаем эмоциональное и социальное поведение людей во всем мире».

Во многих языках есть слова, значения которых кажутся настолько конкретными и нюансированными, что их невозможно перевести; их можно ввозить только оптом. Рассмотрим немецкий schadenfreude , удовольствие, полученное от чужого несчастья, или sehnsucht , своего рода глубокое стремление к альтернативной жизни.

Такие слова, обозначающие эмоции, часто уходят корнями в культуру, из которой они возникли, говорит Асифа Маджид, когнитивист из Йоркского университета в Англии. Она указала на чувство авумбука , которое испытывают люди байнинг в Папуа-Гвине, когда их гости уезжают после ночевки. Это оставляет людей вялыми, написала она в комментарии к исследованию, что-то вроде «социального похмелья».

Тем не менее, во многих языках также есть слова, которые носители английского языка могут считать «основными» эмоциями — любовь, ненависть, гнев, страх, печаль, счастье. Ранние теории, созданные под влиянием Чарльза Дарвина и привязанные к общим биологическим структурам людей, предполагают, что существуют определенные универсальные эмоции, которые служат исходным материалом для всех остальных, поскольку основные цвета могут смешиваться для создания множества новых оттенков.

Но так же, как более поздние работы показали, что разные культуры не всегда классифицируют цвета по одному и тому же принципу, растет понимание того, что даже эти предположительно «первичные» эмоции могут иметь свои собственные значения и нюансы в разных культурах, которые не поддаются прямому переводу. .

В связи с этим возникает интригующий вопрос: действительно ли якобы «базовые» эмоции универсальны или они фундаментально специфичны для культуры и ее языка?

«Это также большая дискуссия в лингвистике, когнитивной науке и философии», — сказал Линдквист. «Насколько язык проникает в ваш опыт и формирует его?»

Ответить на этот вопрос действительно сложно, потому что кросс-культурные исследования эмоций часто сравнивают только две группы; даже когда их больше, они обычно из промышленно развитых и глобализированных стран. Также трудно избежать определенных предубеждений как среди экспериментаторов, так и среди участников исследования.

Итак, Линдквист и ее коллеги попробовали другой подход. Они составили базу данных, основанную на переводческих словарях и списках слов для 2474 разговорных языков из 20 основных языковых семей. Их выборка включала примерно треть языков мира, в том числе на одних говорят миллионы людей, а на других — лишь несколько тысяч.

Более 100 000 слов, которые они собрали, содержали 2439 уникальных понятий, в том числе две дюжины эмоций. Они воспользовались явлением, называемым колексификацией, когда языки склонны использовать одно слово для обозначения более чем одного понятия. (Например, в русском языке есть слово, обозначающее и руку, и руку, а во многих языках одно и то же слово может означать кору, кожу или кожу.) Эти перекрывающиеся значения дают ученым лучшее понимание основных идей, лежащих в основе слов.

Для каждого языка исследователи использовали статистические методы для создания сети общих или перекрывающихся значений слов, выражающих понятия эмоций. Это помогло им увидеть, какие чувства носители данного языка считали похожими друг на друга, и как эти суждения об эмоциональном сходстве различались в зависимости от языка, на котором они говорили.

Ученые обнаружили, что все изученные языки различают эмоции на основе двух ключевых факторов: валентности (насколько приятна или неприятна эмоция) и активации (уровня физиологического возбуждения, связанного с эмоцией). По словам Линдквиста, они, вероятно, связаны с физиологическими состояниями — намек на роль, которую биология может играть в эмоциях.

Однако, помимо этих двух основных факторов, исследователи обнаружили, что языковые семьи кодируют чувства самыми разными способами.

Возьмем персидское слово ænduh , которое используется для выражения концептуализированных в английском языке эмоций «горя» и «сожаления». Напротив, в сиркском диалекте даргва используется дард для обозначения как «горя», так и «тревоги». Носители персидского языка, по-видимому, могут думать, что горе больше связано с сожалением, в то время как носители даргинского языка могут видеть его более похожим на тревогу.

«Гнев», еще одна эмоция, которую носители английского языка могут считать базовой, также показала свою долю сложности.

В индоевропейских языках (огромная группа, в которую входят такие разрозненные языки, как английский и хинди-урду) оно было тесно связано с эмоциональным понятием «тревожность». Но в австроазиатских языках (включая вьетнамский и кхмерский) «гнев» был связан с «горем» и «сожалением». В нахско-дагестанских языках (включая языки Северо-Восточного Кавказа, такие как чеченский) гнев связывается с «завистью», в то время как в австронезийских языках (семейство, включающее тагальский и маори) гнев связывается с «ненавистью», «плохим» и «гордым».

«Мы интерпретируем эти результаты как означающие, что слова для эмоций различаются по значению в разных языках, — пишут авторы исследования, — даже если они часто приравниваются в словарях перевода».

Исследователи также обнаружили, что языки, носители которых исторически жили в географической близости, как правило, имеют схожие смысловые сети. По словам ученых, связано ли это с тем, что они разделяют языковое наследие, или с тем, что они широко заимствуют у своих соседей.

Маджид назвал разнообразие языков и широкий спектр эмоциональных понятий, описанных в статье, «беспрецедентными».

«Я думала, что это действительно захватывающе», — сказала она в интервью. «Это новый способ взглянуть на то, как выражаются эмоции».

Анна Вежбика, лингвист из Австралийского национального университета, не участвовавшая в работе, похвалила исследование за описание широкого спектра эмоциональных значений, заложенных в разных языках.

Но Вежбицкая, написавшая несколько книг о языке, культуре и значениях, также предупреждала об опасностях использования английского языка в качестве языка по умолчанию при анализе значений этих эмоциональных понятий.

«Если мы хотим понять эмоциональный опыт в других культурах, — сказала она, — мы действительно должны забыть об этих английских категориях, таких как печаль, горе и так далее, и попытаться посмотреть на то, что другие люди испытывают за пределами этого английского словаря эмоций».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts