Эмоция удивление: Базовые эмоции: что такое удивление

Содержание

Удивление (состояние замешательства) ~ Проза (Психология)

­Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.
Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.

Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Кэррол Э.Изард в книге «Психология эмоций» повествует, что «удивление весьма кратковременное состояние, — оно наступает внезапно и так же быстро проходит, В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями.
Причины удивления:
Чувства
1. Синонимы удивления: испуг, шок;

2. Неожиданное осознание чего-то;
3. Растерянность, смущение, конфуз;
4. Физическая или психическая стимуляция;
5. Чувство, что введен в заблуждение, обида; чувство, что тобой воспользовались;
6. Синонимы страдания: угнетенность, печаль;
7. Синонимы стыда: смущение, стеснительность;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о какой-нибудь ошибке, несообразности;
2. Мысли об определенном человеке или деятельности;
3. Неожиданное осознание чего-то;
4. Оригинальная, творческая мысль
5. Другие мысли
Действия
1. Оригинальное, творческое действие;
2. Неожиданный успех или неудача;
3. Глупое, ошибочное действие;
4. Реакция на стимул;
5. Другие действия.
Последствия удивления
Чувства
1.Синонимы удивления
2. Растерянность, смущение;
3. Синонимы страха;
4. Синонимы интереса;
5. Счастье или печаль, в зависимости от контекста;
6. Синонимы удовольствия;
7. Синонимы стыда;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о причине, вызвавшей удивление;
2. Мысли о том, что удивляться не следовало бы;
3. Ожидание последствий;
4. Мысли о возможных положительных последствиях;
5. Мысли о том, как вновь обрести контроль над собой и ситуацией;
6. Другие мысли
Действия
1. Попытки понять причину удивления;
2. Попытки обрести контроль над собой и ситуацией;
3. Выражение удивления, вербальное и физическое;
4. Действия продиктованные ситуацией, необходимые действия;
5. Ожидание последствий
6. Панические, иррациональные действия;
7. Выражение удовольствия
8. Другие действия.
Чарлзуот (Charlesworth,1969) определяет проблему удивления как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности). Реакция удивления является критерием развития определенных когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития[c.193-195]/

Ильин Е.П. в книге «Психофизиология состояний человека» пишет: «Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. В ряду шести основных «чувств» на первое место он ставил «чувство» удивления. Им высказан ряд важных мыслей. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти.

Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными.

И. Кант (1900) определял удивление как состояние замешательства при встрече с чем-либо неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.

Т. Рибо (1898) в понимании интеллектуальных чувств, и в частности удивления, исходил из представлений о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.

Глубокий анализ эмоциональному состоянию удивления дал Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. «Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет» (1974, с. 434). Ушинский для доказательства своей позиции приводит мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится.

..» (с. 435).

Ушинский соглашается с мнением Декарта, что одни люди способнее других к чувству удивления, но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивляться (в современной терминологии последнее, очевидно, относится к любознательности). Он полагает, что людей, не ищущих удивления (нелюбознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, неспособных удивляться, нет. Ушинский пишет о трех видах людей, которые редко удивляются. Во-первых, те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить. В-третьих, люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажется, могут все объяснить (т. е. дилетанты).

Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционные воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и с младенческим чувством.

Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ушинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое открытие. «Правда, — пишет Ушинский, —ученый уже не удивляется тому, чему еще дивится невежда, но зато он удивляется тому, чему невежда не может удивиться» (с. 437).

Выражение удивления. Мимическое выражение удивления состоит в следующем: брови высоко подняты, из-за чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Переживание, сопровождающее эмоцию удивления, носит позитивный характер. Изард (2000) считает, что в ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе.

Однако приписывая удивлению переживание удовольствия, нельзя не учитывать, что Кант говорил и о недовольстве при удивлении, когда удивление задерживает развитие мысли. Да и Изард пишет: «…если Ребекка чаще испытывала неприятное удивление…» (с. 195), — соглашаясь, по сути, с тем, что удивление может переживаться и как негативная эмоция. Поэтому в обыденной речи можно услышать: «Ты меня неприятно удивил!»

Причины удивления. Еще Декарт писал, что удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Но если это так, то эмоция удивления должна отождествляться или же быть хотя бы частью (переживанием) ориентировочной реакции или рефлекса «что такое?» по Пав­лову. С точки зрения Изарда, удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления, как он полагает, служит внезапное, неожиданное событие. Это ближе к истине, но тоже не совсем точно. Внезапный звук может не удивить, а испугать человека. Следовательно, нужна еще какая-то характеристика стимула, которая только одна и может привести к удивлению как психической реакции, а не только физиологической.

Более точно сказано С. И. Ожеговым (1975): удивление — это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Вот эта-то необычность стимула (оттого он и становится неожиданным, не отвечающим нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, очевидно, главной причиной появления удивления. В этой связи В. Чарлзуорт (Charlsworth, 1969) определяет удивление как ошибку ожидания.
Но такое понимание удивления, замечает Изард, исключает возможность его появления раньше пяти-семимесячного возраста, так как новорожденный ребенок из-за недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений.

Другая точка зрения высказана Т. Бауэром (Bower, 1974), который приводит данные, что реакция испуга или удивления (для него это одно и то же) наблюдается у младенцев уже по прошествии нескольких часов после рождения. Однако, чтобы согласиться с ним, нужно все-таки выяснить, что же наблюдалось у младенцев — испуг или удивление, поскольку очевидно, что это разные эмоциональные реакции.

Стадии возникновения удивления. И. А. Васильев (1974), связывающий удивление с формированием проблемы, выделяет три стадии возникновения и развития этой эмоции.
Первая стадия — недоумение. Оно возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некоторое явление не согласуется с этим опытом. Противоречие еще осознанно слабо, смутно, а прошлый опыт еще недостаточно проанализирован. Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна.

Вторая стадия связана с «нормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.

Третья стадия — изумление. Оно возникает, когда человек был абсолютно уверен в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим. Изумление часто протекает как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.

Васильев полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека . Эмоция удивления презентует сознанию еще не осознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время данная эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия (Е.П.Ильин Психофизиология состояний человека).

В «Психологической энциклопедии» под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха записано:
«Удивление — кратковременная , быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до этого активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый рот. При крайней степени удивления, особенно при испуге, наблюдается моргание глаз и поступательные реакции. Это из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Удивление может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно.

Томкинс описывает удивление как состояние «сброса», при котором разум на долю секунды очищается от мыслей.

Удивление может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно так же тесно связано с когнитивным несоответствием – рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле – это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности.
Удивление – первичная эмоция и практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций (радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение). Внезапность необходима для удивления.

Удивление связано с ориентировочной реакцией, или реакцией на новые раздражители, при которой животное или человек ориентирует своё тело и органы чувств в направлении этих раздражителей.

При научении . Л.Клеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызвать удивление. Вагнер высказал предположение, что все уровни научения взаимосвязаны через понятие удивительности раздражителя.

Удивление и юмор . З.Фрейд проводил различия между «тенденциозным» и «безобидным» остроумием. Этим двум разновидностей остроумия соответствует два семейства теории юмора.

Первая разновидность остроумия («тенденциозность») рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов.

Вторая разновидность когнитивного остроумия (безобидное остроумие), объясняется, как несоответствие ( то есть несогласованность) или удивление. И состоит из трех частей:

а) «установки», в ходе которой оформляется контекст событий и ожидания слушателя;

б) «кульминационного пункта», когда внезапно вводится несоответствие;

в) «соли», или развязки, посредством которой слушатель внезапно разрешает несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает удивление дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз – в процессе развязки.

Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным и «безобидным», или основанном на несоответствии, юморе. Имеются так же некоторые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного удивления, — свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Таким образом, удивление играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия [с. 933-934].
Литература:
1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека.
2. Психологическая энциклопедия под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха, СПб.:Питер,2003.

Растерянность: отупение и ступор
Материал http://www. psychologos.ru/articles/view/rasteryan…
Растерянность — состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.
Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.
Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.
Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция — всегда найдется.

Когда человек в страхе и растерянность, он перестает соображать. Часто не может ответить на самые простые вопросы.0

Как формируется растерянность у детей?
Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.
Растерянность – не базовая и неврожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода — снятие с себя ответственности: «Я растерялся — а что я в этом состоянии могу поделать?!» Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.
Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, — по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей — малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам — все начинается с мелочей!) входить в ступор — полезно и вполне реалистично.
Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.
Как выходить из растерянности?
Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя — это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.
Например, начинающим учителям в новом классе растеряться — элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.
Если вы одни — поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.
Если рядом друг или близкий человек, сказать: «Я, кажется, растерялся!» — Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать «О-па!» и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.
А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:
• всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать «что скажу» и «что буду делать».
• представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.
Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.
Как приводить в чувство того, кто растерялся
Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:
• спокойная уверенность,
• убедительная похвала,
• простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
• простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.

Эмоция: Удивление: igal_averbuh — LiveJournal

ARTISTUM STORYMarch 15, 2018

Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.

Удивление вызывается как неожиданным событием, так и событием, которое можно назвать псевдонеожиданным. Представьте ситуацию, когда жена появляется в офисе мужа. Если она регулярно приходит в это время, чтобы принести мужу обед, то он не испытает удивления — ее появление в офисе не будет ни неожиданным, ни ошибочно ожидаемым. Если жена редко заходит в офис и секретарша, увидев ее, сообщает: «Я вижу на улице вашу жену», то приход супруги не вызовет у мужа удивления, потому что в этом случае у него останется время, чтобы поразмышлять об этом нетипичном событии и его причинах. Но если жена входит в офис без предварительного оповещения и ее появление воспринимается как нечто необычное, то это событие оказывается неожиданным сюрпризом — необычным событием, которое не предвиделось. Оно называется неожиданным, а не псевдонеожиданным, потому что в этот момент испытывающий удивление человек не ожидает ничего подобного. Теперь предположим, что вместо продавца кофе вразнос, который всегда приходит в офис в одно и то же время и всегда стучит в дверь особым образом, в офисе появляется жена. Такое событие является псевдонеожиданным сюрпризом. Здесь возникает специфическое предчувствие чего–то другого, что должно произойти в данный момент. В случае псевдонеожиданного сюрприза событию не нужно быть действительно неожиданным, чтобы оказаться удивительным; именно контраст с тем, что ожидалось в данный момент, и составляет предмет удивления. Если в тот момент, когда ожидается появление продавца кофе, в офис входит секретарша, это тоже может вызвать удивление, возможно, незначительное. Если же событие, противоположное ожидавшемуся, оказывается еще и неожиданным, то удивление будет еще большим. Появление жены в данный момент покажется более удивительным, чем появление секретарши.

Удивительным может быть практически что угодно, при условии, что оно оказывается либо неожиданным, либо ошибочно ожидавшимся. Удивительными могут быть взгляд, звук, запах, вкус или прикосновение. Когда человек откусывает кусок пирога, начинка которого выглядит как шоколадный крем, то вкус начинки из свинины и грибов может стать для него сюрпризом. Такой вкус оказался для него псевдонеожиданным. Но удивление вызывают не только физические ощущения. Непредвиденные или ошибочно предвиденные идеи, замечание или предположение другого человека также могут оказаться удивительными. Такими же могут оказаться и ваши собственные мысли или чувства. Цель многих детективных романов состоит не в том, чтобы просто вызвать у читателя чувство страха (это задача произведений, описывающих всевозможные ужасы), но также и удивить его неожиданной развязкой. К примеру, в основе многих анекдотов лежат ошибочные ожидания людей, и потому анекдоты производят эффект. Степень вашего удовольствия от услышанного анекдота будет зависеть от того, насколько вас заинтригует сюжет и удивит финал.

Если у вас есть время, чтобы правильно предвидеть событие, то тогда вы не испытаете удивления. Вернемся к нашему примеру: если муж мог бы увидеть свою жену, подходящую к офису, то он испытал бы удивление в тот момент, когда заметил ее на улице, но ко времени, когда она постучала бы в его дверь, от удивления не осталось бы и следа. Он не испытал бы удивления, если бы знал, что его жена собирается пройтись по магазинам, расположенным вблизи офиса. Удивление сохраняется только до тех пор, пока вы не оцените то, что произошло. Как только вы определите природу удивившего вас события, вы перестаете удивляться. Обычно имеется готовое объяснение: «Я пошла по магазинам, но у меня кончились деньги; я решила зайти за ними к тебе, встретила по дороге продавца кофе и принесла тебе стакан кофе сама». Если событие с трудом поддается объяснению, то период удивления растягивается; вы можете почувствовать себя сбитым с толку, испуганным или решить, что вас мистифицируют. Предположим, что женщину приветствует на пороге дома ее муж, который, как она думала, был убит на войне. Женщина испытывает удивление. Но оно исчезает, когда мужчина объясняет: «Я брат–близнец твоего мужа» или: «Я по ошибке попал в список убитых, а после ранения долго страдал амнезией». Если интерпретация события оказывается еще более невероятной, чем само событие, то эта женщина может испытать удивление снова, испугаться или решить, что ее мистифицируют, например, если мужчина скажет: «Я дух твоего мужа. Я пришел, чтобы поговорить с тобой».

Как только неожиданное или псевдонеожиданное событие вами оценено, происходит быстрый переход от удивления в другое эмоциональное состояние. «Я приятно удивлен», — говорите вы, не понимая, что удивление само по себе является нейтральным в гедонистическом смысле. Скорее именно следующая эмоция придает позитивный или негативный тон вашему опыту в зависимости от природы исходного события. Удивление превращается в удовольствие или радость, если событие приносит или обещает принести вам то, что вам приятно. Отвращение возникает вслед за пагубным или неприятным событием. Если событие провоцирует агрессию, то удивление перерастает в гнев. А если событие таит в себе угрозу, которую вы не в состоянии ослабить, то вы испытываете страх. Страх является наиболее типичным следствием удивления, возможно потому, что неожиданные события часто бывают опасными и многие люди ассоциируют с опасностью любое неожиданное событие. Далее мы покажем, как люди могут путать страх с удивлением из–за сходства проявления этих эмоций на лице.

Поскольку удивление является кратковременным и ему на смену быстро приходит другая эмоция, то лицо часто отображает смесь удивления с последующей эмоцией. Подобным образом, если человек уже испытывает какую–то эмоцию, когда происходит удивительное событие, то на его лице отображается сочетание этой эмоции с удивлением. Проницательный наблюдатель, обращающий внимание на мимолетные выражения лица, может уловить чистое выражение удивления. Однако большинству из нас более знакомы внешние проявления удивления в сочетании с элементами второй эмоции. Так, широко открытые от удивления глаза могут оставаться в таком положении в течение какого–то мгновения, пока усмешка распространяется по нижней части лица. Или же брови могут от удивления моментально подниматься вверх, а оттянутые назад уголки рта будут придавать лицу выражение страха.

Удивление по степени интенсивности может проявляться от слабого до предельного — в зависимости от вызвавшего его события. Неожиданное появление жены в офисе мужа, по–видимому, окажется менее удивительным, чем появление старого друга детства, связь с которым прервалась много лет назад. Реакция испуга рассматривается как предельная форма удивления, но она имеет специфические характеристики, отличающие ее от удивления. Испуг проявляется на лице иначе, чем удивление. Глаза на мгновение закрываются, голова откидывается назад, губы втягиваются и человек «вздрагивает». Внезапное сильное изменение стимулирования, лучше всего иллюстрируемое звуком выстрела из ружья или визгом тормозов, вызывает реакцию испуга. В отличие от удивления, когда правильное предвидение события предотвращает получение опыта, реакция испуга может быть вызвана событием, которого вы ожидаете. Последовательные громкие звуки выстрелов не перестают вызывать реакцию испуга, хотя само это чувство и его проявление ослабевают. В отличие от опыта удивления, который не является ни приятным, ни неприятным, опыт испуга обычно оказывается неприятным. Никто не любит испытывать испуг. Иногда люди говорят об испуге, вызванном чьими–то идеями или словами, но эти утверждения следует воспринимать скорее как обороты разговорной речи. Неясно, может ли человек действительно быть испуган чем–либо, кроме внезапного громкого звука, зрелища или прикосновения. Вы можете быть крайне удивлены чьими–то словами, продемонстрировать выражение крайнего удивления на лице и описать произошедшее как вызвавшее у вас испуг. Таким образом, термин «испуг» используется для описания реакции предельного удивления, а также для реакции, родственной удивлению, но отличной от него.

Разумеется, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная вечеринка, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им удовольствие. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы чаще иметь возможность испытывать удивление, ищут нового. В предельном варианте человек, «зависимый» от удивления, наслаждающийся испытываемым удивлением больше, чем любыми другими эмоциями, оказывается вынужденным отказаться от планирования своей жизни — он стремится настолько ее дезорганизовать, чтобы способность предвидеть события не лишала его возможности испытывать удивление.

Но есть и другие люди, которые не любят испытывать удивление. Они говорят вам: «Пожалуйста, никогда не делайте мне сюрпризов», даже если сюрпризы могут оказаться для них приятными. Они не хотят подвергаться неожиданностям. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать ситуаций, в которых они не будут знать, какое событие окажется следующим. В предельном варианте человек, не выносящий сюрпризов, занимается ненормально подробным планированием и учетом всех возможных событий, он никогда не признает ничего неожиданного, если не может сделать это неожиданное предсказуемым. Представьте себе ученого, который боится удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, но он никогда не сможет открыть ничего неожиданного.

Как выглядит удивление

Каждая из трех частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. Брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы.

БРОВИ

Брови изгибаются и приподнимаются. На рис. 1 (сверху) вы видите удивленные брови девушки (В) и ее брови в нормальном или нейтральном состоянии (А). Кожа под поднятыми бровями растягивается и становится более заметной, чем обычно (стрелка 1). Поднятие бровей приводит к появлению длинных горизонтальных морщин на лбу (стрелка 2). Эти морщины появляются не у каждого. Их нет у большинства маленьких детей, даже когда брови находятся в приподнятом положении, а также иногда отсутствуют и у взрослых. Некоторые люди имеют горизонтальные морщины — бороздки, постоянно присутствующие на коже лица, -даже при неподвижности бровей, но обычно такие морщины появляются в среднем возрасте. Если эти постоянные морщины имеются на нейтральном лице, то они становятся еще глубже и заметнее, когда брови удивленно приподнимаются вверх.

Хотя у человека, испытывающего удивление, обычно не только приподнимаются брови, но и широко раскрываются глаза и опускается челюсть, поднятые брови можно наблюдать и на нейтральном лице. В таких случаях выражение лица больше не отражает эмоцию; оно приобретает другие значения, причем некоторые из них могут иметь отношение к удивлению. На рис. 1 (снизу) вы видите удивленные брови на нейтральном лице (В) и абсолютно нейтральное лицо (А). Когда брови удерживаются в приподнятом положении в течение нескольких секунд, то это выражение лица становится эмблемой сомнения или вопроса. Часто так поступает человек, слушая, что говорит ему кто–то другой; таким образом он без слов выражает вопрос или сомнение в том, что ему говорят. Вопрос или сомнение могут быть серьезными или нет; часто такая эмблема выражает ироническое сомнение, скептицизм или удивление слушателя по поводу сказанных слов. Если это дополняется движением головой в сторону или назад, мы наблюдаем немое восклицание. Если же удивленно приподнятые брови дополняет искривленный в гримасе отвращения рот, то эмблема приобретает несколько иное значение — скептического неверия или же, если человек начинает покачивать головой взад и вперед, — недоверчивого немого восклицания.

На рис. 1 раскрывается что–то еще, имеющее очень важное значение при рассмотрении выражений лица. Девушка, по–видимому, выражает сомнение на всем своем лице, но эта фотография является составной. Поднятые брови — это только часть измененного ранее нейтрального лица, показанного на левой фотографии. Если вы закроете ее брови рукой, то убедитесь в этом сами. Несмотря на существование многих выражений лица, изменение только в одной области создает впечатление, что остальные черты лица также изменились.

Если удивленные брови удерживаются в приподнятом состоянии очень ненадолго, это может свидетельствовать о других значениях. Если поднятие бровей сопровождается наклоном головы или легким движением головы вверх и вниз, то мы наблюдаем эмблему приветствия, называемую вскидыванием бровей; такая эмблема, встречающаяся в Меланезии, была названа одним исследователем универсальной. Быстрое вскидывание бровей может также использоваться как разговорный «знак препинания». Когда человек что–то говорит, он может быстро поднимать и опускать брови, чтобы акцентировать внимание на конкретном слове или фразе. Выражения лица акцентируют внимание на произносимых словах подобно тому, как это делает курсив в напечатанном тексте

ГЛАЗА

На лице, выражающем удивление, глаза широко открыты, нижние веки расслаблены, а верхние веки приподняты. На рис. 2 (слева) у девушки (вверху) и мужчины (внизу) удивленно раскрытые глаза; для сравнения в правой части рисунка показаны их глаза при нейтральном выражении лица. Отметьте, что в состоянии удивления узкие полоски белков глаз — склеры — становятся видны между верхним веком и радужной оболочкой (окрашенной центральной частью глаза). Склера может также быть видна и ниже радужной оболочки, но это зависит от того, насколько глубоко посажены глаза, и опущена ли нижняя челюсть достаточно низко, чтобы натянуть кожу под глазами. Таким образом, когда вы видите белок ниже радужной оболочки глаза, это не является таким же надежным индикатором удивления, как появление склеры между верхним веком и радужной оболочкой.

Обычно удивленные глаза дополняются удивленными бровями, удивленным ртом или тем и другим одновременно, но иногда они появляются сами по себе. Когда верхние веки приподнимаются, показывая склеру при отсутствии соответствующих изменений положений бровей и рта, то это движение почти всегда оказывается кратковременным и длится малые доли секунды. Такие раскрытые глаза могут служить отражением мгновенно возникшего интереса либо дополнением или заменой, например, такому слову как «Здорово!» Широко раскрытые глаза могут также использоваться как разговорные «знаки пунктуации», акцентирующие внимание на конкретном прозвучавшем слове.

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА

В момент удивления нижняя челюсть опускается, в результате чего разжимаются зубы и размыкаются губы. На рис. 3 показано, что приоткрытый от удивления рот расслаблен, а не напряжен; губы не сомкнуты и не оттянуты назад. Вместо этого рот выглядит так, будто он раскрылся естественным образом. Рот может быть приоткрыт лишь слегка, умеренно приоткрыт, как это показано на рис. 3, или раскрыт более широко, и эта степень раскрытия зависит от того, насколько сильным оказывается удивление. Мы приведем пример таких вариаций ниже.

Челюсть может опускаться без каких–то движений остальных элементов лица. На рис. 3 показано лицо, на котором удивление отражается только в нижней его части в виде опущенной челюсти, а для сравнения показано то же лицо в нейтральном состоянии. Смысл опускания челюсти состоит в том, чтобы выразить ошеломление. Опускание челюсти могло бы произойти, если бы девушка действительно была чем–то ошеломлена; оно может служить эмблемой, если девушка захочет заявить, что она была ошеломлена в какой–то момент в прошлом; или оно может использоваться для придания лицу притворного выражения, когда она захочет разыграть ошеломление. Рисунки 3 и 1 показывают, как изменение одной части лица приводит к полному изменению выражения всего лица. Взгляните на область глаз на рис. 3В: кажется, что выражается чуть больше удивления, чем на рис. 8А. Но это также составная фотография; если вы закроете своей рукой области рта на обоих изображениях, то увидите, что глаза и брови — лоб на обеих фотографиях одинаковы.

ОТ ЛЕГКОГО УДИВЛЕНИЯ К КРАЙНЕМУ

Испытываемое удивление различается по своей интенсивности, и лицо отражает эти вариации. Хотя при этом наблюдаются незначительные изменения бровей (немного приподнимаются) и глаз (расширяются и открываются чуть шире), главным индикатором интенсивности удивления является нижняя часть лица. На рис. 4А показано легкое удивление, а на рис. 4В — умеренное удивление. Брови и глаза на обеих фотографиях выглядят одинаково; изменяется только уровень опускания челюсти. Чем сильнее удивление, тем шире раскрывается рот. Проявления крайнего удивления часто сопровождаются восклицаниями наподобие «О–о» или «Ого».

ЧЕТЫРЕ ТИПА УДИВЛЕНИЯ

Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной. Каждое лицо, на котором удивление проявляется на двух частях, имеет свое несколько особое значение. На рис. 5 показаны четыре типа удивления. Но прежде чем мы приступим к объяснениям того, какое сообщение, по нашему мнению, передается каждым из этих лиц и как различия во внешнем виде лица формируют эти разные сообщения, взгляните на каждую из этих фотографий и спросите себя: «Какое это сообщение?» и: «Чем это лицо по внешнему виду отличается от других лиц?»

На рис. 5А девушка демонстрирует вопросительное удивление, имеющее довольно неопределенный характер. Это выражение лица могли бы сопровождать, к примеру, такие слова: «Это так?» или: «О, в самом деле?» Оно является в точности таким же, как и показанное на рис. 5D, с той лишь разницей, что на рис. 5D удивленный рот был заменен на нейтральный. Если вы закроете пальцами области рта на лицах, показанных на рис. 5А и 5D, то увидите, что эти лица тождественны во всем, кроме формы рта. Удивление выглядит вопросительным, когда выражение удивления на лице создается только за счет движений бровей и глаз.

На рис. 5В девушка демонстрирует удивление, достигшее изумления. Это выражение лица может сопровождаться такими словами, как «Что?», или звуками наподобие «Ах», издаваемыми одновременно с быстрым вдохом. Если вы закроете пальцами брови и лоб на лицах, показанных на рис. 5B и 5D, то увидите, что эти лица идентичны во всем, кроме закрытых частей — областей бровей и лба. Удивление достигает изумления, когда оно выражается на лице только за счет движений глаз и рта.

На рис. 5C девушка демонстрирует удивление, более близкое к ошеломлению, или менее заинтересованное удивление, или удивление, которое может выражать на лице внутренне опустошенный или находящийся под влиянием наркотиков человек. Если вы закроете глаза на рис. 5C и 5D, то увидите, что на них все одинаково, кроме глаз. Удивление выглядит подобным ошеломлению, когда оно выражается только движениями бровей и рта.

На рис. 5D показано выражение удивления, создаваемое с помощью элементов всех трех областей лица. Смысл сообщения, распространяемого таким лицом, заключается в одном слове — удивление.

РЕЗЮМЕ

На рис. 6 показаны выражения удивления, создаваемые всеми тремя частями лица. Обратите внимание на каждый из отличительных признаков удивления. Брови подняты и изогнуты.

  • Кожа под бровями натянута.
  • Поперек лба идут горизонтальные морщины.
  • Веки открыты; верхние веки подняты, нижние опущены; белок глаз — склеру — можно видеть над радужной оболочкой, а нередко и под ней.
  • Нижняя челюсть опускается, так что губы и зубы размыкаются, а рот находится в ненапряженном состоянии.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИИ УДИВЛЕНИЕ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ

||||||

ИСТОЧНИК:   Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 2. С. 160-165.
РАЗДЕЛ:   Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Солейник Виктория Валерьевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация. Статья посвящена сопоставительному описанию лексических средств, репрезентирующих эмоцию «удивление» в русском и китайском языках. Выявление этимологических и культурно-специфических особенностей номинации удивления в русском и китайском языках направлено на устранение межъязыковой лакунарности. Для более точного понимания природы номинации данной эмоции в обоих языках автор прибегает в своей работе к рассмотрению этого явления с различных точек зрения — когнитивной, лингвокультурной и этнопсихолингвистической.

Ключевые слова и фразы: эмоциональное состояние, эмоция, эмотив, номинация, когнитивное сознание, метафорический перенос, этнопсихолингвистические и лингвокультурные особенности, emotional state, emotion, emotive, nomination, cognitive consciousness, metaphorical transfer, ethno-psycholinguistic and linguo-cultural features

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Большой китайско-русский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://bkrs.info/slovo.php?ch (дата обращения: 24.04.2014).
  2. Большой русско-китайский словарь. Шаньу: Шаньу иньшугуань, 2008. 2860 с.
  3. Буров В. Г., Семенас А. Л. Китайско-русский словарь новых слов и выражений. М.: Восточная книга, 2007. 735 с.
  4. Дорофеева Н. В. Удивление как эмоциональный концепт (на материале русского и английского языков): дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2002. 214 с.
  5. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
  6. Изард К. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.
  7. Калькова О. К. Теоретические основы этнопсихолингвистического описания выражения эмоций в русской и китайской лингвокультурах // Социосфера. 2012. № 4. С. 49-52.
  8. Калькова О. К., Гончарук Е. Ю. Эмоциональный компонент в процессе формирования и восприятия этнических авто- и гетеростереотипов русских (на материале ассоциативного эксперимента) // Мир науки, культуры и образования. 2013. № 3 (40). С. 258-261.
  9. Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Русский ассоциативный словарь: в 2-х т. М.: АСТ; Астрель, 2002. Т. I. От стимула к рекции: ок. 7000 стимулов. 784 с.
  10. Коновалова Ю. О. К вопросу об этнокультурной специфике выражения эмоций в русской и корейской лингвокультурах // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 4. С. 129-135.
  11. Коновалова Ю. О., Ван Фам Тхи. Вербальные способы выражения эмоций во вьетнамском языке // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 31 марта 2014 г.: в 13-ти частях. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. Ч. 11. С. 89-90.
  12. Коновалова Ю. О., Калькова О. К., Солейник В. В., Пугачёва Е. Н. Эмоциональный компонент коммуникации и обучения как проблемная зона в практике преподавания РКИ в группах студентов из стран АТР // Русский язык за рубежом. 2003. № 6 (241). С. 79-85.
  13. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.
  14. Кузнецов С. А. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com/content_kuznec/ udivlenie-126102.html (дата обращения: 14.04.2014).
  15. Кустова Г. И. Словарь русской идиоматики [Электронный ресурс]. URL: http://dict.ruslang.ru/magn.php (дата обращения: 19.04.2014).
  16. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Изд-е 2-е, исправ. и доп. / под общ. руководством акад. Ю. Д. Апресяна. М. — Вена: Языки славянской культуры; Венский славистический альманах, 2004. 1488 с.
  17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-е 4-е. М.: А ТЕМП, 2009. 944 с.
  18. Пугачёва Е. Н., Хайминь Цзинь. Выражение отрицательных эмоций в русском и китайском языках // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 28. № 3. С. 47-54.
  19. Россия — Китай: этнокультурная специфика речевого общения: колл. монография / под общ. ред. Ю. О. Коноваловой, Ю. О. Коновалова, И. В. Андреева, Е. Ю. Гончарук, В. В. Солейник и др. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 324 с.
  20. Русско-китайский словарь. М.: АСТ; Астрель, 2005. 256 с.
  21. Семенас А. Л. Лексика китайского языка. Изд-е 2-е, стер. М.: ACT; Восток-Запад, 2005. 310 с.
  22. Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я [Электронный ресурс]. М.: Юнвес, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text15/013.htm#з_18 (дата обращения: 18.04.2014).
  23. Солейник В. В. Синонимическое варьирование номинаций базовых эмоций в русском и китайском языках // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 40. № 4. С. 3-8.
  24. Солейник В. В. Эмотивы «радость» и «удовольствие» в русской и китайской лингвокультурах (опыт психолингвистического описания) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 44. С. 112-118.
  25. У Гохуа. Культурная лексикология. Харбин: Хэйлунзянское народное издательство, 1996. 287 с.
  26. Успенский Л. Почему не иначе? [Электронный ресурс]. URL: http://www.pochemyneinache.com/alfavit/ 9/str131.html#1 (дата обращения: 21.04.2014).
  27. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. [Электронный ресурс]. URL: http://ushakov-online.ru/slovar-ushakova/udivlenie/75070/ (дата обращения: 19.04.2014).
  28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://fasmer-dictionary.info (дата обращения 21.09.2014).
  29. Шаховский В. И. Что такое лингвистика эмоций // Мир лингвистики и коммуникации. 2008. № 3 (12) [Электронный ресурс]. URL: http://tverlingua.ru/archive/012/3_shakhovsky.pdf (дата обращения: 15.05.2014).
  30. Шаховский В. И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 128 c.
  31. Шаховский В. И., Сорокин Ю. А., Томашева И. В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград: Перемена, 1998. 149 с.
  32. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2010. 334 с.
  33. ???? ??????? Этимология китайских иероглифов с иллюстрациями: учебный словарь китайского языка. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 1992. 122 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Психологическая служба

Коротко об основных эмоциях

         К основным, или фундаментальным, эмоциям К. Изард, считая их врожденными, относит следующие (См.: Изард К. Эмоции человека.-М., 1980.-С. 83-88.)

Интерес

         Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребенка интерес носит безотчетный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.

         С возрастом интересы у ребенка становятся все более устойчивыми. Интерес к кому-либо перерастает в привязанность, и, чем сильнее интерес, тем дольше она сохраняется. Поэтому значение интереса трудно переоценить как для развития личности, так и для межличностных отношений. Интересы людей характеризуются степенью постоянства и силой. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребенка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой или работой, делает эту деятельность приятной.

Радость

          Радость выражается и узнается с младенчества, что помогает ребенку очень рано устанавливать межличностные контакты. Она не только делает более прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству, она может успокоить, отвлечь.

         Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.

Удивление

         Удивление — кратковременная и очень неопределенная эмоция. Одна шестилетняя девочка сказала: «Люди удивляются, когда бывает чудо». Действительно, внешней причиной удивления должно быть что-то внезапное, неожиданное. Ситуации, которые служат причиной удивления, затем вызывают негативно или положительно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепочки эмоций: удивление—радость — интерес; удивление — стыд — страх. В 5-месячном возрасте ребенок уже достигает такого умственного развития, что способен удивляться.

         Эмоция удивления быстро наступает, но и быстро проходит. К. Изард пишет, что «удивление выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в. котором она в данный момент находится, и приспособления к новым условиям».

Дистресс

         Печаль, страдание, горе — это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции (Г. Селье, 1950). Отрицательные эмоциональные реакции появляются в первые дни и недели жизни новорожденного. Ребенок сообщает о них окружающим криком, гримасой неудовольствия, беспорядочными движениями тельца. Нежная опека в ответ на плач младенца способствует его уменьшению, а малая забота о ребенке может привести к «эмоциональному притуплению», к понижению способности к удовольствию, отдалению от социального окружения и повышенным проявлениям уныния. Типичными признаками уныния у ребенка являются моторная заторможенность, подавленность, нежелание играть, беспокойство в ответ на минимальный стресс, несчастное выражение лица. Негативные эмоции тормозят интеллектуальное развитие ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию. Несчастный вид ребенка обычно вызывает у большинства взрослых, даже не знакомых с ним, волну сочувствия, заставляет их искать способ выведения ребенка из состояния дистресса. Интересно, что и ребенок очень рано может начать сопереживать взрослым, опекающим его.

Отвращение

         Отвращение у ребенка сначала связано с приемом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту. Маленький ребенок делает язык лодочкой, плюется, отворачивает голову. Отвращение часто вызывает реакцию гнева и как бы оправдывает ее.

         Чувствовать отвращение по отношению к себе ребенок может примерно с 5 лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для человека, ведёт к дистрессу или агрессии. Если ребенок, страдает недержанием кала, то ухаживающий за ним взрослый должен сдерживать на лице проявление брезгливой мимики, тем более он не должен быть агрессивен даже в словах. Отвращение к самому себе понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет к депрессии. Из-за отвращения к себе подросток может сделать попытку самоубийства.

         Очень тонко нарисовал эмоцию отвращения в некоторых своих сказках Г. X. Андерсен. Их сюжеты помогают детям побывать на месте тех, кем брезгуют.

Гнев

         Гнев — это эмоциональное состояние человека, при котором он испытывает раздражительность, ярость. Гнев — это разрушительная эмоция, она разрушает психологическую гармонию человека. Все мы по-разному гневаемся, сила переживания в первую очередь зависит от психологического склада человека.

         Человек, постоянно гневающийся, становится раздражительным, нетерпимым к людям. Поэтому важно научиться управлять этой эмоцией, к примеру, научиться прощать людям их оплошности. Ведь часто бывает, что человек сказал или сделал что-то без злого умысла. И хотя нас его слова или действия задели, человек не нарочно нас обидел. В таком случае и гневаться не стоит. Достаточно просто сказать, что его поступок тебя расстроил и попросить больше так не делать (на самом деле, сказать человеку, что он тебя обидел бывает очень сложно, но сделать это необходимо, чтобы чувство обиды и злости не осталось жить где-то внутри нас и нас не разрушало). Если так поступать, по причин для гнева будет не много. Но бывает гнев, который просто необходимо выплеснуть, тогда пусть это будет не другой человек, а, допустим, подушка, — её можно побить, попинать, в неё можно и «выкричаться» и выплакаться. Результаты клинических и экспериментальных исследований предупреждают, что неспособность продуктивно выразить справедливый гнев приводит к нарушению ясности мышления, «отправлению» отношений с другими людьми к психосоматическим заболеваниям (К. Е. Изард, 1980).

Презрение

         Презрение является центральной эмоцией во всех предрассудках, включая расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.

         У детей, испытывающих чувство превосходства над другими, эмоция презрения может проявиться в виде пренебрежения к слабым, спокойным детям. Пренебрежение к другим у ребенка выражается мимикой (насупленные брови, сжатые крылья носа, рот с опущенными уголками) и действиями (отталкивает, старается исподтишка обидеть отвергаемого и вытеснить его с территории, которую считает своей).

         Для работы с презрением также пригодятся фрагменты из сказок Г. X. Андерсена.

Страх

         Страх — эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности.

         В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2-3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет многие дети боятся темноты. Ц. П. Короленко и Г. Ф. Фролова (1975) отмечают, что появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка. У многих взрослых, кстати, также отмечается усиление игры воображения в темноте.

         Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей из сказок, к примеру, Змея-Горыныча, Бабы-Яги, Кощея бессмертного и т.п.

         С 6 — 7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф.

         С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или боятся смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрастными, но они могут способствовать появлению агрессивности, нервозности, расстройства сна, речи, общения, быть и проявлением патологии.

         Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребенок может очень рано. Осознавать, что другому страшно, он способен лишь с 5 лет.

         В некоторых исследованиях (М. Ч. Расщевска, 1986, и др.) сообщается, что у детей с задержкой психического развития и детей-олигофренов наблюдается недостаточность положительных переживаний, в то же время у них сильнее развиты эмоции страха и гнева, что неблагоприятно влияет на их поведение, тормозит дальнейшее развитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому для этих групп детей, как и для детей-невротиков, причиной заболевания которых стал испуг, этюды и игры на бурное выражение чувства страха имеют психотерапевтическое значение. Воспитанию у детей устойчивости к страху способствует не только проигрывание соответствующих этюдов и игр, но и рисование детьми своих страхов.

Стыд

         Стыд — неприятная эмоция, которая появляется тогда, когда человек нарушает важные нормы и правила поведения в обществе. Стыдящийся боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой.

         Стыд формируется у детей в 3 — 5 лет и переживается ими как страх осуждения. Стыдно бывает не только за себя, но и за других. Стыдиться за своих близких, если их поведение носит недостойный характер, ребенок способен с младшего школьного возраста. Понимать, что другому стыдно, ребенок может уже в 5 лет. Робость и застенчивость тесно связаны со стыдом. Некоторые ученые считают, что это просто различные проявления одной и той же эмоции. Действительно, застенчивые люди характеризуются исключительным вниманием к социальной оценке. Внутренние переживания их сфокусированы на неприятной для них ситуации, оценке их другими людьми, на ощущении собственной неполноценности и неадекватности. Даже при непроизвольном воспоминании об унизительном поступке могут наблюдаться физиологические реакции: сердцебиение, покраснение кожи, иногда спазмы в желудке. Для робких людей характерна реакция избегания, неспособность завязать контакт только из представления, что им, возможно, придется пережить стыд. Вместе с тем эмоция стыда способствует развитию самосознания и самоконтроля. Благодаря этой эмоции передаются из поколения в поколение моральные нормы поведения человека в обществе.

Чувство вины

         Между стыдом и виной имеются значительные различия. Стыдно бывает из-за любых ошибок, а чувство вины возникает при нарушении моральных и этических норм. Если стыд — это боязнь осуждения другими, то вина — это всегда самоосуждение. Стыдно бывает не долго, а вот чувство вины длительно и может стать постоянным, если от него не избавиться. От стыда мы «убегаем», вину мы «заглаживаем» (обратите на это внимание).

         Внешне человек, переживающий вину, менее выразителен, чем человек, охваченный чувством стыда. Испытывая вину, человек низко опускает голову, отводит глаза. Часто, чтобы скрыть свою вину, человек подавляет у себя внешние проявления этого переживания. Переживание вины невозможно без принятия моральных ценностей общества. Усвоение детьми моральных норм начинается рано, еще до 4 лет, и особенно интенсивно идет научение чувству вины в 4-5-летнем возрасте. Часто вина не осознается ребёнком. Важно проигрывать чувство вины, так как через игровую ситуацию происходит отождествление, после переживание и отживание (термины Дж. Морено) этого чувства, что оказывает целебное влияние на ребенка.

Влияние эмоций на психические процессы

         Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

         Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

         Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

         Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытесненные в бессознательную сферу мучительные представления и переживания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд).

         Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

         Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», — можно услышать от ребенка.

         Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.

         Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т. п.). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов (В. В. Нагаев, Т. В. Бендас, 1982).

         Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Эмоции

Проблема эмоций – одна из самых дискуссионных в современной психологии и медицине. Это проблема, которую решает каждый человек на протяжении всей своей жизни. Само слово «эмоция» происходит из латинского языка и означает «возбуждать, волновать», однокоренное слово – motio (движение).

Ученые выяснили, что у человека имеется два центра: центр удовольствия и центр неудовольствия – гнева, боли, ярости. Это перекликается с идеей 3. Фрейда о существовании двух мощных инстинктов – инстинкта смерти и инстинкта жизни. Нейрофизиологические исследования подтвердили, что поведение человека построено таким образом, чтобы избежать возбуждения центра неудовольствия и получить как можно больше раздражений центра удовольствия.

Однако дальнейшие исследования углубили понимание этой проблемы, показали, что у больных неврозами имеется дефицит стимуляции центра удовольствия, и многие невротические симптомы приводят к симметричной стимуляции центра неудовольствия. Для гармоничного функционирования психики необходимо сбалансированное функционирование обоих центров, что отражает проявление принципа психической деятельности – принципа симметрии.

Выделяют 7 базовых эмоций: