Эрик эриксон эго теория личности: Эрик Эриксон: эго-теория личности

Содержание

Детство и общество. Теория развития личности. Эрик Эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

Книга «Детство и общество» посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно анализирует каждый их них.

Скачать книгу в PDF

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности.

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а «согласие с самим собой».

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны.

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития.

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый»

 

Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.

Детство

1. Доверие и недоверие

Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

Достижение равновесия

2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).

Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос­тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво­ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель­ность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе­шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч­но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси­лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.

3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од­ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе­де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите­лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп­росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робин­зон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с ко­торым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и руко­дельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребен­ка вырабатывается умелость и способности к техничес­кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пач­котню», способствуют развитию у них чувства неполно­ценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об­щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре­бенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава­ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не­полноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи­вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара­метра зависит не только от родителей, но и от отноше­ния других взрослых.

Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.

Кризис подросткового возраста

5. Идентификация личности и путаница ролей.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает­ся, как утверждает классический психоанализ, с про­буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не­совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще­ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между поло­жительным полюсом идентификации «Я» и отрицатель­ным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, об­ретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители ока­зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подрос­ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна­чительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчиво­го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под­ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо­мента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симпто­мы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая пута­ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распу­щенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные по­ловые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож­ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приоб­ретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре­чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых про­блем на других этапах жизни или появление новых реше­ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.

Конфликты среднего возраста

6. Близость и одиночество.

Шестой стадией жизнен­ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана­лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни­чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело­века в трудовую деятельность, указывает на специфичес­кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физи­ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су­щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите­лей, но лишь от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентифи­кации, социальные условия могут облегчать или затруд­нять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес­ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче­ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.

8. Цельность и безнадежность.

На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу­щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая­ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Источник

10.Эго-психология Эриксона

Основные принципы Эго-психологии

Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:

а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;

б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,

в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;

г) главное – изучение нормы, а не патологии;

д) главное внутреннее чувство – чувство идентичности;

е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.

Эпигенетический принцип

Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания: он состоит из двух частей:

1.

Личность развивается ступенчато, переход от одного периода к другому определен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста.

2. Общество устроено так, что оно способствует и одобряет развитие социальных возможностей человека, поддерживает темп и направления этого развития.

Эриксон делит развитие личности на восемь последовательных стадий. Эпигенетическая концепция подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, и полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения через все последовательные стадии.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотом в жизни индивида, который возникает по достижении определенного уровня психологической зрелости и требований общества.

Каждая из восьми фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфичной эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая обязательно предъявляется человеку, но не всегда разрешается. Личность человека зависит от того, как преодолевается кризис.

Каждый психосоциальный кризис содержит и негативные и позитивные компоненты. Если конфликт успешно разрешен личностью, то она обогатится новыми, позитивными чертами. Если конфликт остался неразрешенным, то в личность встраивается негативный компонент.

Качества, приобретаемые человеком на каждой стадии (или не приобретаемые) не снижают и не повышают его восприимчивость к следующим кризисам. Каждый психосоциальный кризис автономен. Эриксон предполагал, что время наступления определенной стадии задано генетически, и одинаковы для всего человечества.

Психосоциальные стадии развития личности

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.

По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.

2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «

Я то, что я могу».

3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.

В это время главным чувством ребенка становится: «Я – то, что я буду». 

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.

5. Юность: Эго-идентичность – ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.

6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.

7. Зрелость: продуктивность – инертность (26 – 65 лет). Продуктивность – это озабоченность человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества в будущем. Каждый человек, по Эриксону, когда-то понимает, что он ответственен за все человечество, за всю культуру. Если этого не происходит, то человек не достигает продуктивности. Таким образом, продуктивность это забота старшего поколения о тех, кто придет на смену. Те люди, у которых не возникает продуктивности, постепенно приходят в состояние самопоглащенности, при котором человек заботится только о себе.

8. Поздняя зрелость: Эго-интеграция – отчаяние (65 лет – смерть). Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают достижения и неудачи. Здоровье уходит, и человек должен смириться.

Эго-интеграция – это способность оглянуться назад и сказать «Я доволен». Отчаяние – это обратная сторона медали.

Эриксон и психология эго | в Главе 11: Личность

Эриксон и психология эго

Фрейд считал, что эго черпает свою энергию из Оно. Юнг считал, что источником силы в психике является бессознательное. Обе называются глубинными психологиями, потому что они помещают мотивирующую силу личности глубоко в недоступные части психики.

Адлер и Хорни, напротив, оба представляли эго или сознательное я как источник силы. Люди могли анализировать свои жизненные обстоятельства и реагировать на них, меняя образ жизни.

Эрик Эриксон был еще одним известным теоретиком 20-го века, принявшим этот подход. Теории личности, которые подчеркивают самопознание и способность меняться, в середине 20-го века назывались эго-психологиями .

Что такое психология эго?

В Европе начало эго-психологии было связано с именем Хайнца Хартмана. Хартманн, хороший друг Фрейда, в начале 1930-х годов писал статьи, в которых утверждалось, что эго — это активная, независимая сила.

Хартманн ввел термин эго-психология. Его книга « Эго-психология и проблема адаптации » (1939/1958) могла бы иметь большее влияние в Америке, если бы она была доступна на английском языке до ее окончательного перевода в 1958 году, когда идеи, связанные с теорией Фрейда, уже были в упадке.

Самым известным эго-психологом в Америке был Эрик Эриксон. Эриксон сделал свою самую известную работу между 1950 и 1980 годами. Его жена Джоан, канадская художница и танцовщица, на которой он женился в 1930, был его пожизненным сотрудником.

Эриксоны были хорошими писателями, и их идеи нашли свое отражение в народном словаре. Большинство людей слышали о поиске личности , кризисе идентичности и кризисе среднего возраста . Книга Эриксона «Правда Ганди » получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию как выдающееся литературное произведение.

Как сам Эриксон пережил кризис идентичности?

Эриксон сам пережил кризис идентичности. Его родители расстались еще до его рождения. Когда ему было три года, его мать снова вышла замуж за педиатра из Карлсруэ, Германия, по имени Теодор Хомбергер.

Этот факт был скрыт от юного Эрика, который вырос как Эрик Хомбергер. Когда он узнал, что доктор Хомбергер не был его биологическим отцом, Эрик почувствовал себя неуверенным в том, кем он был на самом деле.

Эрик плохо учился в школе и так и не поступил в колледж. Сопротивляясь призывам своего приемного отца получить медицинское образование, он несколько лет скитался по Европе, «отверженный от всего, за что выступала моя буржуазная семья» (Эриксон, 1975, стр. 28).

Какие есть теории относительно имени Эриксона?


Эрик Эриксон

Когда он эмигрировал в новый мир, Эрик Хомбергер выбрал для себя новую личность, изменив свое имя на Эрик Х. Эриксон. Его выбор имени Эриксон так и не получил должного объяснения. Это не было именем его биологического отца.

Возможно, это было символом его самовозрожденной идентичности: он был «сыном самого себя». Некоторые говорят, что он хотел, чтобы двое его сыновей были известны как «сыновья Эрика». Эриксон — тоже хорошее датское имя, и оба биологических родителя Эрика были датчанами.

Эриксон был другом Зигмунда Фрейда и никогда не отказывался от теории Фрейда. Он утверждал, что строит на его фундаменте. Однако Хьелле и Зиглер (1992) выделяют четыре способа, которыми Эриксон отошел от предположений Фрейда.

Эриксон отказался от теории Фрейда? Каковы некоторые различия между его идеями и идеями Фрейда?

1. Эриксон рассматривал эго как автономную систему. Он имел дело с реальностью посредством сознательного мыслительного процесса, включая восприятие, внимание и память. Это не было во власти ид или супер-эго.

2. Эриксон подчеркивал историческую и культурную обстановку, в которой формировалось эго человека. Он сравнил влияние разных времен и разных культур на развитие эго в своих книгах Молодой человек Лютер (о Мартине Лютере) и в Истина Ганди.

3. Теория Эриксона охватывает всю продолжительность жизни человека, от младенчества до старости. Фрейд чувствовал, что основное влияние на эго приходится на ранние годы жизни.

4. Эриксон подчеркивает возможность триумфа над жизненными кризисами. Фрейд в основном обсуждал пагубные последствия ранних кризисов.

Психосоциальные стадии Эриксона

Детство и общество была первой книгой Эриксона, впервые опубликованной в 1950 году и переработанной в 1963 году. Идеи в ней были разработаны вместе с его женой Джоан; ссылки на «работы Эриксона» здесь следует понимать как включающие ее сильное влияние.

Эриксон определил серию из восьми кризисов, которые, по его словам, характеризуют рост личности. Слово кризис в этом контексте не совсем негативен.

Кризис — это вызов эго, угроза, но также и возможность расти и совершенствоваться. Эриксон описал серию кризисов на протяжении всей жизни и назвал их психосоциальными стадиями .

Как Эриксон описал развитие?

Теория стадий Эриксона была впервые описана Эриком Эриксоном на конференции Белого дома по развитию в 1950 году. Каждый возрастной диапазон был описан как представляющий различные проблемы.

Например, младенчество характеризовалось конкуренцией или конфликтом между основным доверием и недоверием . Это похоже на идею Хорни о том, что мать и маленький ребенок устанавливают отношения, которые создают либо базовое доверие, либо базовое беспокойство.

В случае успешного разрешения кризиса (если он имел благополучный исход) у ребенка вместо отчаяния оставалась надежда . Каждый другой кризис или вызов на протяжении всей жизни может привести к новым трудностям или к новой «добродетели». По мнению Эриксонов, эти добродетели стали частью стойкой личности человека и сохранялись до старости с характерными результатами.

Психосоциальные стадии по Эриксону

Младенчество: возраст 0–1 год

Конфликт: базовое доверие против недоверия

Раннее детство: 1-3 года

Конфликт: автономия против стыда

Если разрешить, добродетель воля

Кульминация в пожилом возрасте: Принятие цикла жизни, от интеграции к дезинтеграции

Возраст игры: 3-6 лет

Конфликт: инициатива против чувства вины

Если разрешен, добродетель цель

Кульминация в пожилом возрасте: чувство юмора, сочувствие, устойчивость

возраст: 901 12

Конфликт: трудолюбие против неполноценности

В случае разрешения добродетелью является компетентность

Кульминация в старости: смирение, принятие жизненного пути и несбывшихся надежд

Подростковый возраст: 12–19 лет

Конфликт: идентичность и замешательство

В случае разрешения добродетелью является верность

Кульминация в старости: ощущение сложности жизни, слияние чувственного, логического и эстетического восприятия

Ранняя взрослость: 20 лет -25

Конфликт: близость против изоляции

Если он разрешен, добродетель любовь

Кульминация в старости: ощущение сложности отношений, ценность нежности и свободной любви

Зрелость: возраст 26–64 года

Конфликт: продуктивность и застой

В случае разрешения добродетель забота

Кульминация в пожилом возрасте: Caritas (забота о других) и агапе (сочувствие и забота)

Старость: 65 лет — смерть

Конфликт: честность против отчаяния

В случае разрешения добродетель мудрость

Кульминация в старости: экзистенциальная идентичность, чувство целостности, достаточно сильное, чтобы противостоять физическому распаду

Описание Эриксонами восьми стадий жизни было очень привлекательным, когда они его выпустили. Идеи Фрейда еще не пользовались дурной репутацией, и Эриксон, казалось, расширил базовые рамки Фрейда до правдоподобных, легко понимаемых фаз роста эго.

Эриксон занял пятое место среди самых влиятельных психологов века в обзоре послевоенной психологии (Gilgen, 1982). Участие его жены в качестве соавтора и соавтора обычно не упоминалось.

Много исследований было проведено для проверки предсказаний, основанных на теории Эриксона, особенно подросткового кризиса идентификации и смешения ролей . Эриксоны были одними из немногих теоретиков личности, которые сказали что-нибудь интересное о подростковом возрасте. (Юнг только что назвал подростковый возраст «невозможными годами».)

Какая часть теории Эриксонов привлекла наибольшее внимание исследователей?

Джеймс Марсия (1966) предложил одну из самых известных исследовательских программ, которая исследовала одну из предложенных Эриксоном стадий. Он рассмотрел формирование идентичности в подростковом возрасте и обнаружил четыре различных эго-идентификационные статусы . Их можно представить в виде матрицы 2 x 2, которую Марсия создала для публикации 1980 года.


Матрица Марсии (1980)

Марсия и коллеги обнаружили, что «выкупщики» обычно имеют более тесные отношения с родителями (Марсия, 1980). Студенты с «диффузной идентичностью» склонны считать родителей равнодушными или отвергающими и с большей вероятностью реагируют на давление сверстников.

Что удалось выяснить Марсии и ее коллегам?

Некоторые идеи Эриксона не выдержали исследований. Ван Де Уотер и МакАдамс (1989) обнаружил, что генеративность, предположительно продукт среднего возраста, не связана с возрастом.

«Кризис среднего возраста» известен, но на самом деле не очень распространен. Исследование, проведенное в 1971 году среди мужчин среднего возраста, выявило множество путей развития, при этом лишь немногие мужчины сообщили о кризисе среднего возраста.

Сценические теории вообще были популярны в середине 20-го века. Мы видели их в работах Пиаже, Кюблера-Росса, в иерархии потребностей Маслоу и в некоторых других местах предыдущих глав.

Проблема стадийных теорий в том, что они всегда правдоподобны, и каждый может приспособить их к своей жизни (как астрологические чтения). Но всегда есть исключения.

В психологии теории стадий не являются строгой формой научной модели, если только они не сформулированы с точностью, позволяющей делать неожиданные предсказания. Если они делают твердые прогнозы, теории стадий, как правило, опровергаются при сборе фактических данных, потому что человеческая популяция очень разнообразна.

Пик интереса к теориям Эриксона пришелся на 1979 г., а затем резко упал. Его литературный вклад был отмечен, но сейчас он не является влиятельной фигурой в теории личности, если судить по анализу цитирования.

Эго или психология Я-концепции

Отличительный тезис психологов эго в середине 20-го века заключался в том, что сознательные части личности могут играть решающую роль в изменении жизни людей. Эго может изменить личность.

Теории Эриксона являются одним из примеров этого. На каждом этапе «я» должно было столкнуться с вызовом. Это было сделано не путем раскрытия скрытых комплексов; это была работа сознательного я, стремящегося извлечь из жизни лучшее.

Само слово эго со временем стало менее популярным, поскольку ассоциировалось с теорией Фрейда. В психологии личности примерно между 1950 и 1980 годами идея эго была в значительной степени заменена идеей я-концепции .

Я-концепция – это то, как человек понимает или представляет свою собственную личность. Это не просто пассивная оценка, а постоянное влияние на поведение. Маркус и Вурф (1987) описали точку зрения эго-психологов XIX в.80-х годов, что «самовосприятие [является] активным, сильным и способным к изменениям».

Я-концепция не обязательно рассматривается как единая вещь. Одной из тенденций современных теорий личности является рассмотрение Я-концепции как гибкой, податливой и множественной, способной учитывать множество ролей, которые большинство из нас играет в различных контекстах нашей жизни.

Я-концепция — это «набор или совокупность образов, схем, концепций, прототипов, теорий, целей или задач» (Маркус и Вурф, 1987). «Сейчас стало обычным делом ссылаться на множественность идентичности».

Но не все представления о себе одинаково важны. Например, молодой человек может сказать: «Мое «я-музыкант» не так важно, как «я-отец», и если мне придется сделать выбор, музыка может подождать».

В чем преимущество «диалогического я»?

Германс, Кемпен и ван Лун (1992) доказывают важность диалогической самости . «Я может в воображении занимать ряд позиций, допускающих взаимные диалогические отношения». Диалогическое «я» используется всякий раз, когда вы ведете внутреннюю дискуссию или сомневаетесь в себе после принятия решения или смотрите на проблему с нескольких разных точек зрения.

Диалогическое Я является одним из ключевых атрибутов человеческого сознания, поскольку оно позволяет рефлексии . Вы можете исследовать точку зрения с разных точек зрения, занимая сначала одну позицию, а затем другую, аргументируя обе стороны вопроса, а не импульсивно ухватываясь за первую доступную интерпретацию.

Средство просмотра ngram от Google показывает, что фраза «я-концепция» достигла своего пика в 1980 году. «Психология эго» хорошо работала примерно с 1955 по 2005 год, прежде чем частота ее использования снизилась.

«Диалогическое Я» впервые появилось примерно в 1980 году и достигло своего пика примерно в 2004 году. Напротив, «теории черт» стали широко использоваться после 1940 года, резко возросли в 1970-х, и эта фраза до сих пор так же часто используется в 20-подростках.

———————
Ссылки:

Erikson, E.H. (1975). История жизни и исторический момент . Нью-Йорк: Нортон.

Хьелле, Л. А. и Зиглер, Д. Дж. (1992) Личность . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Gilgen, AR (1982) Американская психология после Второй мировой войны: профиль дисциплины . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

Hermans, HJM, Kempen, HJG, & van Loon, RJP (1992). Диалогическое «я»: за пределами индивидуализма и рационализма. Американский психолог, 47 , 23-33.

Марсия, Дж. Э. (1966). Развитие и подтверждение статуса эго-идентичности. Журнал личности и социальной психологии, 3, 551-558.

Марсия, Дж. Э. (1980) Идентичность в подростковом возрасте. Глава 5 в книге Дж. Адельсона (ред.) Справочник по подростковой психологии . Нью-Йорк: Уайли.

Маркус, Х. и Вурф, Э. (1987) Динамическая самооценка: социально-психологическая перспектива. Ежегодный обзор психологии, 38, стр. 299-338.

Ван Де Уотер, Д. А. и МакАдамс, Д. П. (1989). Генеративность и «вера Эриксона в вид». Журнал исследований личности, 23, 435-449.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].


Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.

Copyright © 2007-2018 Russ Dewey

Психоаналитическая психология эго Эриксона « EMPOWER COMMUNITY HEALTH

БЫСТРЫЙ ОБЗОР:

Психология эго: либерализация психологии0323

  • Психология эго: теория о том, что эго не всегда контролируется биологическими импульсами, но часто функционирует независимо от этих побуждений, тем самым предоставляя человеку возможность для творческого действия и позитивного роста

Эпигенетический принцип: развитие разворачивается в заданной последовательности через ряд стадий

  • Каждая стадия отмечена определенным психосоциальным кризисом: переломный период, в котором неизбежен решительный поворот в ту или иную сторону
  • Добродетели: качества или сильные стороны, возникающие в результате успешного разрешения кризисов

Стадии развития Эго

Научное обеспечение теории развития Эго

Высокотрудоспособные дети:

    • Более сильное предпочтение создавать и делать что-то, а не заниматься фантазией, придумывая вещи
    • Больше информации об их школьном опыте

    Эго-идентичность в подростковом возрасте

    • Распространение идентичности: лица, которые не находятся в активном кризисе в отношении своих жизненных целей и не берут на себя никаких обязательств в отношении них
    • Лишение права выкупа: лица, которые никогда не испытывали кризиса в отношении своих целей, тем не менее взяли на себя твердые обязательства в отношении них
    • Мораторий: человека активно рассматривают альтернативы решения кризисных вопросов
    • Достижение идентичности: человека пережили период кризиса и, следовательно, выработали твердые обязательства относительно своих жизненных целей

    Расширения и уточнения статусов эго-идентичности Марсии

    – Большинство исследований статусов эго-идентичности было основано на выборках университетов белых проводить исследования, использующие уникальные этническая идентичность касается из этих групп населения

  • Борьба этих групп меньшинств заключается в формировании идентичности по отношению к Белой культуре большинства, которая часто дискриминирует их
  • Последние исследования показывают, что здоровым решением является развитие бикультурной идентичности: сильное чувство этнической принадлежности, сопровождаемое позитивным отношением к тем аспектам культуры большинства, которые психологически здоровы

Близость в раннем взрослом возрасте

  • Близкие люди: отношения характеризуются глубиной и преданностью
  • Преинтимные индивидуумы: глубокие отношения, но не желают вступать в длительные отношения
  • Стереотипные личности: отношения неглубокие и эксплуататорские
  • Псевдоинтимные лица: те, у кого длительные отношения, но чьим отношениям не хватает глубины
  • Изолированные лица: лица, отказавшиеся от социальных отношений
  • Слияние лиц: лица, утратившие чувство идентичности и живущие за счет своих партнеров

Статусы генеративности

  • Генеративный стиль: высокая приверженность своей работе и заботе о молодежи
  • Традиционный стиль: забота взрослых о развитии подрастающего поколения носит избирательный характер, поскольку они стремятся направлять и воспитывать только тех молодых людей, которые отражают их ценности и цели
  • Агентский стиль: вносят свой вклад в общество своей работой, но в первую очередь заботятся о собственном росте, а не о росте молодежи
  • Общинный стиль: пренебрегают своим личным развитием, без разбора жертвуя собой ради подрастающего поколения
  • Застойный стиль: взрослые, которые практически не прилагают усилий для развития своих навыков или воспитания подрастающего поколения

Методы терапевтической оценки

Эриксон занял более эгалитарную и личную позицию по отношению к своим пациентам, чем Фрейд

  • Те же техники, что и у Фрейда, но интерпретации сосредоточены вокруг поиска идентичности
  • Свободная ассоциация
  • Анализ сна
  • Перенос

Значение теории для терапии

  • Невротики и психотики имеют смешанную идентичность и им не хватает чувства контроля над своим опытом
  • Их эго фрагментировано и слабо
  • Они не могут хорошо общаться с другими или занимать свое место в обществе
  • Эти трудности являются результатом их неспособности успешно разрешить один или несколько кризисов, присущих их жизненным циклам

Оценочные комментарии

  • Полнота: широкий охват
  • Прецизионность и проверяемость: не очень точные и их очень трудно адекватно проверить
  • Экономия: слишком упрощенно; слишком большая зависимость от конструкции идентичности
  • Эмпирическая достоверность: солидная эмпирическая поддержка последних четырех стадий; необходимо больше исследований, чтобы сосредоточиться на первых четырех этапах
  • Эвристическая ценность: крупных вклада в такие дисциплины, как философия, религия, культурная антропология, историки, психология, психиатрия и социальная работа
  • Прикладное значение: имеет большое прикладное значение во многих дисциплинах, включая детскую психологию и психиатрию, консультирование по вопросам брака, образование, профессиональное консультирование и социальную работу