Развитие абсолютного слуха: Аудиокурс «Развитие абсолютного слуха»

Содержание

Как развить музыкальный слух?

Фото: Jeremy Vessey

Примерно 5% жителей планеты имеет абсолютный музыкальный слух. Большая часть — обладает слухом более или менее развитым. Есть третья категория людей: они совершенно не способны воспринимать музыкальные звуки. Это связано с очень редкой патологией «амузией», которая возникает при поражении отделов коры головного мозга.

Музыкальный слух — не суперспособность, его можно развить без вмешательства сверхъестественных сил и укуса радиоактивного певчего соловья.

Если вы не замечаете, что птица под окном поет диссонирующие созвучия, т.е. не обладаете абсолютным слухом, и не наблюдаетесь нейробиологами, т.е. не страдаете «амузией» — эта статья для вас.

Музыкальный слух ≠ умение петь

Сомнения в собственных способностях часто начинаются после неудачного исполнения любимого хита в караоке и острот друзей по поводу ваших вокальных талантов.

Но пение мимо нот — еще не повод записывать себя в музыкальные лузеры. В профессиональной литературе встречается термин «отсутствие координации между слухом и голосом». Парадокс, но, если вы слышите, что фальшивите, это и есть доказательство музыкального слуха. А координацию можно развить.

Способ № 1: сольфеджио с педагогом

Пожалуй, самый надежный способ — найти преподавателя по сольфеджио. Он научит вас нотной грамоте, объяснит понятие лада, покажет, как строить интервалы и аккорды. По ощущениям, сольфеджио — музыкальная математика. Но благодаря ей вы вникните в суть музыки и отлично разовьете слух.

Слух развивается двумя путями: активным и пассивным. Активный — это когда мы интонируем (поем), а пассивный — когда слушаем музыку, пишем диктанты, определяем на слух аккорды и интервалы.

Пассивный способ наиболее комфортен для начала обучения. Через полгода грамотных и интенсивных занятий сольфеджио без пения на уроке вы начнете петь чисто автоматически, так как ваш слух привыкнет к звуковым шаблонам и натренируется.

Музыковеды различают гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный, интонационный и другие виды слуха (около 10). Если вы всерьез хотите прокачать музыкальный слух — обратитесь к специалисту. Он составит программу, соответствующую вашим данным, и результаты появятся быстрее.

Способ № 2: самостоятельные занятия

Закрепите результат дома. Есть много простых, но действенных упражнений для развития слуха и координации. Сядьте за фортепиано, синтезатор или откройте сайты online-pianino.ru или recursivearts.com с виртуальным инструментом и начните тренироваться.

Гаммы

Спойте гамму вверх-вниз: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до». Проверяйте себя на инструменте. Так внутренний слух привыкнет работать, и с каждым разом интонирование будет улучшаться.

Хроматические гаммы

Теперь нажимайте и белые, и черные клавиши подряд, начиная с «до» удобной вам по диапазону октавы, и пойте каждый звук на «ла» или «ду». Сосредоточьтесь и следите за чистотой исполнения.

Арпеджио

Сыграйте: «До, ми, соль, до (верхнее), соль, ми, до». Пойте на «ла», а лучше с названиями нот — они указаны на клавишах.

Интервалы

Интервалы — это промежутки между нотами. Стройте их в следующем порядке: «До-ре-до, до-ми-до, до-фа-до» и т.д. Проверяйте себя инструментом. Сначала звуковые скачки будет сложно повторить, но скоро все получится.

Делайте каждое упражнение раз 20-30, тогда слух запомнит, как звучат ноты, а голос почувствует, как их петь.

Не пожалейте времени и прочитайте эти книги. В них необходимая теория и много полезных упражнений и советов.

  • П.Н. Бережанский «Абсолютный музыкальный слух»
  • Г. И. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
  • С.М. Майкапар «Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития».
Фото: Rawpixel

Следите за нами. Это интересно.

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Способ № 3: занятие с компьютерной программой

Мы нашли несколько веб-сервисов, который помогут вам научиться различать ноты, интервалы и аккорды: программы предлагают упражнения и фиксируют прогресс. Можете пользоваться онлайн или установить на компьютер, планшет, смартфон.

  • EarMaster 7 — лучшее решение на наш взгляд.
  • Ear Teach
  • Pitch Improver
  • Auralia 5

Способ № 4: Видео на Youtube

Занятия с педагогом — основа в обучении сольфеджио. Видео на Youtube мы рекомендуем использовать как вспомогательный материал при подготовке к урокам. Можете подписаться на блог школы Staccato «Не пой при мне», где мы рассказываем о различных вокальных техниках, но иногда и затрагиваем тему развития слуха и подбора известных песен.

Когда ждать результат?

Точно сказать, когда вы почувствуете прогресс, сложно. Все зависит от исходных данных и ваших усилий. Не ждите волшебных метаморфоз: слух развивается согласно диалектическому закону о переходе количества в качество.

Не исключаем, что в какой-то миг вам захочется плюнуть на мелодические премудрости, ведь петь можно и фальшиво, зато от души! Но если не бросите, найдете грамотного педагога по сольфеджио, будете 20-30 минут в день уделять домашним упражнениям и занятиям с веб-сервисами — результат действительно вас поразит.

Первое пробное занятие

Заполняя форму я даю свое согласие на обработкуперсональных данных

Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.

Сейчас в школе ни души. Спят даже инструменты. Администратор перезвонит вам с номера 8 (812) 501 83 83 как только увидит вашу заявку. Хорошего дня.

Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!

1-ый шаг

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

2-ой шаг

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

3-ий шаг

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Развитие абсолютного слуха — эффективный аудиокурс + бесплатный урок

Абсолютный слух — очень ценная особенность, особенно в мире музыкантов. Он был наделен мин. Моцарт, который с раннего возраста смог издалека распознать все звуки, издаваемые различными инструментами. Исследования абсолютного слуха проводятся со второй половины XIX века.

Абсолютный или идеальный слух — это способность распознавать и воспроизводить звуки без необходимости сравнивать слышимый звук с другим. Эта способность основана на постоянной памяти конкретных свойств отдельных звуков, таких как высота. Абсолютный слух характеризуется расширенной шкалой слуха, благодаря которой люди, способные его слышать, могут распознавать несколько звуков одновременно. В мире музыкантов он воспринимается как своеобразный дар, который часто является предметом зависти. 

Думаете, развить абсолютный слух — невозможно? Это очень популярное заблуждение! 

Вы ведь можете отличить один запах, от другого? Так разве сложно будет запомнить звучание всего 12 основных нот? Поверьте, звуки различать не сложнее, чем запахи.

Суть методики развития абсолютного слуха.

Все довольно просто.

На первом этапе вам нужно будет лишь сфокусироваться на образах и ощущениях, которые будут возникать при прослушивании определенной ноты.

После чего вы детально их описываете, таким образом закрепляется взаимосвязь между образом и звуком.

В следующих раз, как только вы услышите этот звук, в голову придет образ и набор ощущений. И тут останется лишь назвать его!

Далее вы будете постепенно практиковаться и увеличивать скорость вспоминания образов, закрепляя таким образом изученный материал.

Скорость позволит вам узнавать звуки в составе мелодий.

Далее вы научитесь работать с тембрами музыкальных инструментов, ведь нота фа и на фортепиано и на гитаре — это одна и та же нота. То есть вы научитесь различать одну и ту же ноты в разных тембрах.

Чтобы убедиться в работоспособности методики, рекомендуем вам прослушать бесплатный урок курса «Развитие абсолютного слуха». 

Это 18 урок из 27, который посвящен ноте ля — диез первой октавы. 


Заказать курс по развитию абсолютного слуха

Абсолютный слух поможет вам:

  • подбирать мелодию на слух, то есть вы будете слышать песню сразу нотами
  • писать музыкальные диктанты
  • запоминать музыкальное произведение в виде последовательности нот
  • настраивать музыкальные инструменты (например, гитару)
  • импровизировать
  • писать музыку, которую сами сочинили
  • петь

Кстати, многие хотят развить слух именно для того, чтобы чисто петь. Разумеется, одним слухом тут не обойдешься и нужно овладеть специальными приемами. Поэтому в курсе есть специальный урок  «Как научиться чисто петь».

Детальная информация по курсу >>>

Всего курс продолжается около 17 часов.

Развитие музыкального слуха

Возможно Вас заинтересуют:

Упражнения для развития музыкального слуха
Книга «Как Научиться Подбирать По Слуху?»

Обретение «идеального» слуха возможно для некоторых взрослых

Если вы музыкант, это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой: психологи Калифорнийского университета в Чикаго смогли обучить некоторых взрослых развивать ценную музыкальную способность абсолютного слуха, а эффект от тренировок длится месяцами.

Абсолютный слух, широко известный как «абсолютный слух», — это способность идентифицировать ноту на слух. Способность считается чрезвычайно редкой, по оценкам, менее одного на 10 000 человек. Это всегда было очень желанной способностью среди музыкантов, тем более что, как сообщается, ею обладали несколько известных композиторов, включая Моцарта. Предполагалось, что этот особый талант имеет критический период, который должен быть установлен в детстве на основе раннего музыкального обучения, и что взрослые не могли приобрести этот навык.

В этом новом исследовании, опубликованном в журнале Cognition , Говард Нусбаум, профессор психологии, и его коллеги проверили, насколько способность общей слуховой рабочей памяти человека может предсказать успешность приобретения абсолютного слуха. Другими авторами статьи из Университета Чикаго являются докторант психологии Стивен С. Ван Хеджер, аспирант Шеннон Л. М. Хилд и студентка колледжа Рэйчел Кох.

Это исследование является продолжением ранее опубликованного исследования группы, которое показывает, что люди с абсолютным слухом могут «перенастроиться» примерно через 45 минут прослушивания, демонстрируя, что абсолютный слух не так уж и абсолютен. Новое исследование показывает, что люди без абсолютного слуха также могут быстро запоминать ноты. Исследование, проведенное в 2013 году учеными Гарвардского университета, показало, что лекарство, обычно используемое для лечения эпилепсии, может эффективно возобновить критический период способности к обучению, позволяя человеку освоить такие навыки, как абсолютный слух. В текущем исследовании Университета Чикаго не используются лекарства для обучения мозга навыкам абсолютного слуха в сопоставимой степени.

«Это первая серьезная демонстрация того, что способность распознавать ноты на слух вполне может быть чем-то, чему можно обучить людей», — сказал Нусбаум. «Это способность, которой можно научить, и, по-видимому, она зависит от общей когнитивной способности удерживать звуки в уме».

Исследование проводилось в двух экспериментах. В первом эксперименте приняли участие семнадцать студентов Калифорнийского университета в Чикаго. Ни у кого не было абсолютного слуха, и у всех был разный музыкальный опыт. Студенты-участники слушали ноты, семплированные с настоящих музыкальных инструментов, через студийные наушники. Они услышали короткую ноту, которая затем была замаскирована белым шумом. Затем участников попросили попытаться воссоздать первоначально услышанную целевую ноту. В другой части эксперимента участников тестировали после того, как они услышали отдельную фортепианную ноту, а затем их попросили идентифицировать ее по названию музыкальной ноты (например, до или фа-диез).

Во время обучающей части эксперимента участники прослушали и классифицировали 180 фортепианных нот в трех блоках по 60 нот, а затем сразу же получили ответ о том, правильно ли они выбрали название для ноты. Затем они снова услышали ноту. Участники продемонстрировали значительные улучшения в идентификации заметок после обучения.

Исследователи смогли повторно протестировать некоторых участников исследования через несколько месяцев после тренировки. Они обнаружили, что, хотя обучаемость участников немного снизилась, они сохранили большую часть своей способности идентифицировать ноты с абсолютным слухом.

Во втором эксперименте приняли участие 30 студентов, сотрудников и членов сообщества Калифорнийского университета в Чикаго. Эксперимент был похож на первый в попытке идентифицировать ноты, слышимые в наушниках. Их обучали повторять 12 фортепианных нот, и они получали визуальную и слуховую обратную связь по своим ответам. Затем их проверили, чтобы определить, повлияла ли тренировка на приобретение абсолютного слуха.

Хотя обучение взрослых обучению абсолютному слуху было встречено с большим скептицизмом, теперь есть доказательства того, что это можно сделать. «В этой статье мы демонстрируем три важных вывода», — сказал Нусбаум. «Во-первых, в отличие от предыдущих исследований, мы можем установить значительную тренировку абсолютного слуха у взрослых без лекарств. Во-вторых, мы показываем, что эта способность предсказывается слуховой рабочей памятью. В-третьих, мы показываем, что это обучение длится месяцами».

Полученные данные свидетельствуют о том, что взрослые могут приобрести абсолютный слух даже без раннего воздействия звуков и музыкальных ярлыков. Тем не менее, текущий набор исследований не может напрямую решить, сопоставима ли эта приобретенная взрослыми способность к абсолютному слуху с показателями «истинного» абсолютного слуха.

Абсолютный слух: модель для понимания влияния генов и развития на нейронные и когнитивные функции

  • Опубликовано:
  • Роберт Дж. Заторре 1  

Неврология природы том 6 , страницы 692–695 (2003 г.)Процитировать эту статью

  • 2734 доступа

  • 150 цитирований

  • 14 Альтметрический

  • Сведения о показателях

Abstract

Абсолютный слух (AP), способность идентифицировать или воспроизводить высоту звука без какой-либо точки отсчета, обсуждается здесь как возможная модельная система для понимания нейробиологии сложных когнитивных функций. АП представляет интерес, поскольку может отражать атипичную организацию сенсорных представлений. Есть указания на то, что это зависит как от генетических факторов, так и от музыкальных занятий в детстве, что подтверждает идею о сензитивном периоде. Функциональные и структурные нейровизуализационные исследования указывают на особую роль рабочей памяти и механизмов ассоциативной памяти при ОП, а результаты этих исследований указывают на то, что в асимметрии областей коры могут быть структурные маркеры ОП. AP, по-видимому, зависит от реакции нервной системы на эмпирические, возрастные и генетические факторы, что делает его хорошей моделью-кандидатом для понимания того, как эти взаимодействия влияют на когнитивное развитие в целом.

Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение

Соответствующие статьи

Статьи открытого доступа со ссылками на эту статью.

  • Характеристики слуха в шуме, специфичные для предметной области, связаны с абсолютным владением слухом.

    • И-Хуэй Се
    • , Хунг-Чен Ценг
    •  и Цзя-Вэй Лю

    Научные отчеты Открытый доступ 29 сентября 2022 г.

  • Индивидуальные различия в частотной реакции человека предсказывают способность маркировать высоту тона

    • Кэтрин С. Рейс
    • , Шеннон Л. М. Хилд
    •  … Говард С. Нусбаум

    Научные отчеты Открытый доступ 12 июля 2021 г.

  • Собаки, изучающие слова (Canis Familiaris), служат животной моделью для изучения исключительных способностей.

    • Клаудия Фугацца
    • , Шани Дрор
    •  … Адам Миклоши

    Научные отчеты Открытый доступ 07 июля 2021 г.

Варианты доступа

Подписаться на журнал

Получить полный доступ к журналу на 1 год

79,00 €

всего 6,58 € за выпуск

Подписаться

Расчет налогов будет завершен во время оформления заказа.

Купить статью

Получить ограниченный по времени или полный доступ к статье на ReadCube.

$32,00

Купить

Все цены указаны без учета стоимости.

Рисунок 1: Распределение откликов названия высоты тона на случайно представленные тона, нанесенные на график как расстояние от правильного ответа ( например, ., ответ «до-диез» на целевой тон «до» будет расстоянием в один полутон ). Рис. 2. Изображения ПЭТ и фМРТ.

Каталожные номера

  1. Ward, WD in Психология музыки изд. 2 (изд. Дойч, Д.) 265–298 (Академический, Сан-Диего, 1999).

    Книга Google ученый

  2. Такеучи А. и Халс С. Абсолютный слух. Психолог. Бык. 113 , 345–361 (1993).

    Артикул КАС Google ученый

  3. Левитин Д. Абсолютная память на музыкальный слух: свидетельство воспроизведения выученных мелодий. Восприятие. Психофиз. 56 , 414–423 (1994).

    Артикул КАС Google ученый

  4. Поллак И. Информация элементарных слуховых дисплеев. J. Акустический. соц. Являюсь. 24 , 745–749 (1952).

    Артикул Google ученый

  5. Крумхансл, К.Л. Когнитивные основы музыкального звука (Oxford Univ. Press, Нью-Йорк, 1990).

    Google ученый

  6. Миллер Г. А. Магическое число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психолог. 63 , 81–97 (1956).

    Артикул КАС Google ученый

  7. Борнштейн, М.Х. в Категориальное восприятие: основа познания (изд. Харнад, С.) 287–300 (Cambridge Univ. Press, Кембридж, Великобритания, 1987).

    Google ученый

  8. Заторре, Р.Дж. и Беккет, К. Множественные стратегии кодирования при сохранении музыкальных тонов обладателями абсолютного слуха. Мем. Когнит. 17 , 582–589 (1989).

    Артикул КАС Google ученый

  9. Миядзаки, К. Идентификация музыкального слуха по обладателям абсолютного слуха. Восприятие. Психофиз. 44 , 501–512 (1988).

    Артикул КАС Google ученый

  10. Сержант Д. Экспериментальное исследование абсолютного слуха. Дж. Рез. Мус. Эд. 17 , 135–143 (1969).

    Артикул Google ученый

  11. Бахарлоо С., Джонстон П., Сервис С., Гитшир Дж. и Фреймер Н. Абсолютный слух: подход к идентификации генетических и негенетических компонентов. утра. Дж. Хам. Жене. 62 , 224–231 (1998).

    Артикул КАС Google ученый

  12. Шафран, Дж. Р. и Грипентрог, Г. Дж. Абсолютный слух в слуховом обучении младенцев: свидетельство реорганизации развития. Дев. Психол. 37 , 74–85 (2001).

    Артикул КАС Google ученый

  13. Грегерсен П., Ковальски Э., Кон Н. и Марвин Э. Музыкальное образование в раннем детстве и предрасположенность к абсолютному слуху: анализ генов и окружающей среды. утра. Дж. Мед. Жене. 98 , 280–282 (2000).

    Артикул Google ученый

  14. Миядзаки К. и Раковски А. Распознавание нотных мелодий обладателями и не обладателями абсолютного слуха. Восприятие. Психофиз. 64 , 1337–1345 (2002).

    Артикул Google ученый

  15. Кац, Л. и Кроули, Дж. К. Развитие корковых цепей: уроки из столбцов окулярного доминирования. Нац. Преподобный Нейроски. 3 , 34–42 (2002).

    Артикул КАС Google ученый

  16. Bachem, A. Различные типы абсолютного слуха. J. Акустический. соц. Являюсь. 9 , 146–151 (1937).

    Артикул Google ученый

  17. Бахарлоо, С., Сервис, С., Риш, Н., Гитчиер, Дж. и Фреймер, Н. Семейная агрегация абсолютного слуха. утра. Дж. Хам. Жене. 67 , 755–758 (2000).

    Артикул КАС Google ученый

  18. Перец, И. и др. Врожденная амузия: нарушение различения тонкого слуха. Нейрон 33 , 185–191 (2002).

    Артикул КАС Google ученый

  19. Драйна Д., Маничайкул А., де Ланге М., Снидер Х. и Спектор Т. Генетические корреляты распознавания музыкального звука у людей. Наука 291 , 1969–1972 (2001).

    Артикул КАС Google ученый

  20. Кляйн, М., Коулз, М. и Дончин, Э. Люди с абсолютным слухом обрабатывают тоны без создания P300. Наука 223 , 1306–1308 (1984).

    Артикул КАС Google ученый

  21. Уэйман, Дж. , Фризина, Р. и Уолтон, Дж. Влияние музыкального обучения и способности к абсолютному слуху на связанную с событием активность в ответ на синусоидальные тона. Дж. Акус. соц. Являюсь. 91 , 3527–3531 (1992).

    Артикул КАС Google ученый

  22. Заторре, Р.Дж., Перри, Д.В., Беккет, К.А., Вестбери, К.Ф. и Эванс, А.С. Функциональная анатомия обработки музыки у слушателей с абсолютным и относительным слухом. Проц. Натл. акад. науч. США 95 , 3172–3177 (1998).

    Артикул КАС Google ученый

  23. Петридес, М. Функциональная организация лобной коры человека для мнемонической обработки: данные исследований нейровизуализации. Энн. Академик Нью-Йорка науч. 769 , 85–96 (1995).

    Артикул КАС Google ученый

  24. Лангнер, Г. , Альберт, М. и Бриде, Т. Временное и пространственное кодирование информации о периодичности в нижних холмиках бодрствующей шиншиллы ( Chinchilla laniger ). Слуховой аппарат. 168 , 110–130 (2002).

    Артикул Google ученый

  25. Лу, Т., Лян, Л. и Ван, X. Временные и частотные представления изменяющихся во времени сигналов в слуховой коре бодрствующих приматов. Нац. Неврологи. 4 , 1131–1138 (2001).

    Артикул КАС Google ученый

  26. Заторре Р.Дж., Белин П. и Пенхун В.Б. Строение и функции слуховой коры: музыка и речь. Познание тенденций. науч. 6 , 37–46 (2002).

    Артикул Google ученый

  27. Schlaug, G., Jäncke, L., Huang, Y. & Steinmetz, H. In-vivo свидетельство структурной асимметрии мозга у музыкантов. Science 267 , 699–701 (1995).

    Артикул КАС Google ученый

  28. Кинан Дж., Тангарадж В., Халперн А. и Шлауг Г. Абсолютный слух и височная плоскость. Neuroimage 14 , 1402–1408 (2001).

    Артикул КАС Google ученый

  29. Witelson, S. & Pallie, W. Специализация левого полушария для речи у новорожденных: нейроанатомические доказательства асимметрии. Мозг 96 , 641–646 (1973).

    Артикул КАС Google ученый

Скачать ссылки

Благодарности

Исследования финансируются Международным фондом музыкальных исследований и Канадским институтом исследований в области здравоохранения. Полезные комментарии к рукописи предоставили П. Бермудес и Д. Левитин.

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Монреальский неврологический институт, Университет Макгилла, 3801 University St. , Montreal, h4A 2B4, Квебек, Канада0464 Авторы

    1. Robert J Zatorre

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    Автор, ответственный за переписку

    Роберт Дж. Заторре.

    Права и разрешения

    Перепечатка и разрешения

    Об этой статье

    Эта статья цитируется

    • Характеристики слуха в шуме, специфичные для предметной области, связаны с абсолютным владением слухом.

      • И-Хуэй Се
      • Хун-Чен Ценг
      • Цзя-Вэй Лю

      Научные отчеты (2022)

    • Индивидуальные различия в частотной реакции человека предсказывают способность маркировать высоту тона

      • Кэтрин С. Рейс
      • Шеннон Л. М. Хилд
      • Ховард С. Нусбаум

      Научные отчеты (2021)

    • Собаки, изучающие слова (Canis Familiaris), служат животной моделью для изучения исключительных способностей.

      • Клаудия Фугацца
      • Шани Дрор
      • Адам Миклоши

      Научные отчеты (2021)

    • Аутичные черты, связь в состоянии покоя и абсолютный слух у профессиональных музыкантов: общие и отличные нейронные особенности

      • Т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts