Этапы развития психики и сознания: 7. Основные этапы развития психики.

Развитие психики и сознания

12.07.2012

1. Основные этапы развития психики в филогенезе.

Этапы развития в филогенезе и их краткая характеристика представлены в таблице.




2. Основные особенности онтогенеза психики человека.

1) В развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на шкале филогенетического развития, тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для достижения полной психологической и поведенческой зрелости. Человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенсируется чрезвычайной пластичностью его мозга, способностью к прижизненному формированию функциональных систем.

Если у животных видовой опыт зафиксирован преимущественно в генетических программах, которые автоматически развертываются по мере индивидуального развития, то у человека большая часть видового опыта фиксирована не в генетической, а во внешней форме — в виде культурно-исторического опыта, который усваивается ребенком в процессе взаимодействия со взрослыми.

Различие процессов онтогенетического развития психики у животных и у человека можно пояснить следующей схемой.


2) Психическое развитие ребенка зависит от совместного влияния двух факторов:

  • биологического созревания организма,
  • от взаимодействия со средой.

Для каждого психологического свойства индивида есть свой оптимальный период формирования, когда влияние среды максимально эффективно. Он носит название сензитивного периода для данного свойства. Так, например, сензитивный период оптимального становления речи охватывает возраст от 1 года до 3-х лет.

3) Развитие психики человека идет одновременно по нескольким линиям: познавательное (интеллектуальное) развитие; социальное развитие; личностное развитие; морально-нравственное развитие и проч. Развитие разных сфер психики происходит неравномерно: по каким-то линиям развитие может идти интенсивнее, по другим медленнее. Неравномерность психического развития приводит к возникновению так называемых кризисов развития.

В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подросткового возраста, которые возникают как результат несоответствия в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер.

Положительное значение таких кризисов заключается в том, что они стимулируют развитие «отстающих» сфер, являясь, таким образом, движущей силой саморазвития личности в целом.

3. Характеристика человеческого сознания.
Сознание, как высшая форма психического отражения, имеет ряд отличительных особенностей.

  1. В структуру сознания входит совокупность знаний о мире. Благодаря языку эти знания получаются человеком не только из индивидуального опыта (как у животных), но и из культурного опыта, от прошлых поколений. Человек может получать знания о предметах и явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.
  2. Отличительной особенностью сознания является разделение субъекта и объекта, т. е. различение «Я» и «не-Я», способность отделять объект от своего отношения к нему. У животных и маленьких детей субъект и объект слиты. Т. е. чувства, эмоции, которые вызывает некоторый предмет (или человек), воспринимаются как свойства самого предмета (или человека). По мере развития сознания человек научается отличать одно от другого. (Хотя и взрослые люди зачастую бывают склонны смешивать объективные характеристики ситуации со своим к ней отношением).
  3. Сознательный индивид обладает способностью к целеполагающей деятельности, благодаря которой становится возможной произвольная регуляция поведения.

У животного активность направляется и регулируется биологической потребностью или внешней ситуацией. Человек может совершать действия в отсутствии актуальной потребности (к примеру, готовить пищу, не будучи голодным). Человек способен ориентироваться в своей активности не только на нынешнюю ситуацию, но и на ситуацию, которая, возможно, будет иметь место в будущем. Т. о., человек, обладающий сознанием, имеет возможность не идти на поводу у ситуации или потребности. Функцию регуляции его поведения берет на себя осознанно поставленная цель.

Случается, что активность человека обуславливается не целью, но непосредственной потребностью или ситуацией (фрейдовские «

ошибочные действия», различные виды импульсивного или рефлекторного поведения и проч.). Это объясняется генетической многоплановостью человеческой психики, т. е. тем, что с сознанием сосуществуют досознательные (генетически более ранние) формы психики.

Ключевые слова: Психика, Сознание

Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Сознание как высшая ступень развития психики

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании

Кураев Г. А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Психика и сознание

Максименко С.Д., Общая психология

Сознание как высшая форма психики

Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн….

Сознание. Развитие психики

Память у детей с задержкой психического развития

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

Возрастное развитие психики

Коломинский Я.Л., Основы психологии

Развитие психических расстройств по периодам после черепно-мозговой травмы

Этапы развития психики

Когда многие из нас заняты какой-либо активной деятельностью, то есть, не сидят на месте, то таким образом они не только привносят в свою жизнь или новые навыки, или ощущения, эмоции и пр. , но также формируют свой внутренний мир. Именно благодаря трудовой деятельности, общению с окружающими нас людьми можно наблюдать этапы развития психики.

Достижение поставленных целей дарует и уверенность в собственных силах, и явный пример проявления психического здоровья каждого из нас. На протяжении всех этапов развития психики умственные и внешние действия личности с материальными объектами дополняют друг друга.

Основные этапы развития психики

Стоит отметить, что основные этапы развития психики рождаются постепенно, по мере эволюционного совершенствования каждого живого существа:

  1. Этап ощущения, сенсорный, характерен безусловными рефлексами, не отличающимися особой сложностью. Развивается двигательный аппарат, вместе с тем — осязание, слух, зрение, обоняние и пр.
  2. Этап восприятия знаменует появление сложной нервной системы, совершенствуются те ее отделы, которые образуют связи между анализаторами. Появляется, в первую очередь, моторная память. Животные приобретают умения проявлять собственные эмоции.
  3. Интеллектуальный: способность к поведению интеллектуального характера в случае появления трудностей на пути к достижению поставленных целей, но такие поступки, зачастую, не являются доминирующими в поведении.
  4. Этап психологического и физического формирования. Есть только у людей. В этот период развиваются задатки речи, абстрактного мышления, возникает потребность в общении с себе подобными. Важно отметить, что далее перечислены основные этапы развития психики, которые есть только у человека.
  5. Этап сознания. Стремление познавать мир в окружающей человека реальности, наличие тяги к творческим занятиям.
  6. Этап человеческого самосознания, неотъемлемой частью которого есть познание собственного «я» посредством познания окружающих людей. Развитие самоконтроля, самовоспитания.
  7. Этап социального поведения. Именно на данном этапе личность каждого человека достигает совершенства.

В этапах развития психики человека особое значение отводится его роли в социуме, взаимодействии с ним. Это говорит о том, что психическое формирование определяется не только биологическими компонентами (присуще животным), но и социально-культурными.

 

Статьи по теме:

Защитные механизмы психики

Наша психика выполняет несколько функций, которые обеспечивают наше, в прямом смысле, выживание. Эта статья расскажет о защитных механизмах психики и о процессах, которые являются защитными.

Общественная психология

В этой статье мы расскажем о том, что из себя представляет общественная психология и в чем ее основное отличие от такого близкого понятия, как идеология.

Мужчина-интроверт

Чтобы построить крепкие отношения с мужчиной, очень важно понимать его психологическую сущность, особенно, если мужчина интроверт. Именно о таких типах мужчин мы расскажем в этой статье.

16 типов личности

В этой статье мы расскажем об одной из классификаций личности, которую нам предлагает соционика. Вы узнаете о 16 психотипах личности, основанных на теории Карла Юнга.

 

4. Развитие сознания — Perlur

Были проведены обширные исследования различных типов эволюционных последовательностей сознания и его развития в различных дисциплинах, таких как когнитивная наука, нейропсихология, социальная психология, клиническая психиатрия и даже с точки зрения квантовой физики. и тонкие энергии. Однако здесь мы сосредоточимся главным образом на развитии сознания с точки зрения психологии развития. Определение этой точки зрения, данное Кеном Уилбером, отражает суть того, как здесь используется концепция развития сознания.

Психология развития рассматривает сознание не как единое целое, а как развертывающийся в процессе развития процесс с существенно отличающейся архитектурой на каждой из стадий его роста, и, таким образом, понимание сознания требует исследования архитектуры на каждом из его уровней развития. развертывание. В своих более авангардных формах этот подход включает более высокие стадии исключительного развития и благополучия, а также изучение одаренных, экстраординарных и сверхъестественных способностей, рассматриваемых как более высокие потенциалы развития, скрытые во всех людях. Сюда входят более высокие стадии когнитивного, аффективного, соматического, морального и духовного развития.

В современном обществе люди рассматриваются как уникальные и сложные, что предполагает, что каждый человек может внести в общество что-то особенное из своего собственного наследия, но чтобы понять эту сложность и уникальность, мы далеко позади. Согласно нескольким теориям, именно здесь значения и измерение ценностей используются как инструмент для измерения сложности человека и развития сознания. Общим для всех теорий, рассмотренных для этого исследования, является то, что независимо от того, сколько стадий сознания определено и как они называются, человеческое сознание развивается последовательно. (Зал, 1994; Лалу 2015; Уилбер, 1997; Кеган, 2009 и др.).

Это означает, что мы не растем непрерывно, как деревья, а эволюционируем путем внезапных трансформаций, как гусеница, которая становится бабочкой. Триггер для открытия более поздней и более сложной стадии сознания всегда приходит в виде серьезной жизненной проблемы, которую невозможно решить с помощью текущего мировоззрения. Несмотря на то, что доктор Брене Браун, исследователь стыда и уязвимости, не использует термин «развитие сознания» в своих работах, он все же фиксирует его в своих книгах.0006 Дары несовершенства , Великое дерзание и сильное восхождение сущность чувств, которые люди могут испытывать в трудные и преобразующие времена между стадиями развития, и как успешно развиваться в более аутентичную версию самого себя. Она говорит о том, как готовность прийти в себя меняет нас и делает с каждым разом немного смелее. Она также говорит о том, что уязвимость — это не слабость, и что неопределенность, риск и эмоциональное воздействие, с которыми мы сталкиваемся каждый день, не являются необязательными, а вместо этого определяют, как мы решаем участвовать в нашей жизни. Она утверждает, что наша готовность признать свою уязвимость и принять ее определяет глубину нашего мужества и ясность нашей цели, и что если мы живем в стыде, скрывая, кто мы на самом деле, мы не можем расти и не можем использовать стыд, чтобы измениться. себя или других. В тот момент, когда мы можем отпустить то, что думают другие люди, и вместо этого владеть своей историей, мы получаем доступ к нашему достоинству — ощущению, что мы достаточно такие, какие мы есть. Это преобразование коррелирует, например, с переходом Кегана с третьего порядка на четвертый. Он считает это принципиальной трансформацией сознания во взрослом возрасте, которая в основном включает в себя достижение самоавторства, то есть способности «писать» свою жизнь и отпускать то, что думают другие люди. 3-й и 4-й порядки Кегана соответствуют стадиям Принадлежности и Самоуважения Маслоу и Лалу в Янтарном и Апельсиновом, просто чтобы дать представление. Это снова связано с выводом Брауна о том, что когда кто-то тратит свое время, пытаясь дистанцироваться от тех частей своей жизни, которые не соответствуют тому, кем, по его мнению, он или она должен быть, он или она стоит вне своей истории. и борется за достоинство, постоянно выступая, совершенствуясь, доставляя удовольствие и доказывая.

В тексте о лидерах с высшими амбициями я упомянул, что понимание и сохранение любопытства к своим эмоциям, мыслям и поведению, а также готовность столкнуться с дискомфортом и уязвимостью, как правило, являются общей характеристикой великих, вдохновляющих лидеров. В следующих подразделах читатель познакомится с тем, как развитие сознания происходит поэтапно, и все они связаны с определенными мировоззрениями, которые опять-таки связаны с этой эмоциональной зрелостью, и как эти стадии и мировоззрения важны для развития навыков с упором на лидерство. в частности.

Сознание и мировоззрение

Брайан Холл определяет мировоззрение как то, как мы видим и интерпретируем внешний мир природы, вещей и людей и как мы видим мир через наши ценности. Кроме того, он заключает, что люди принимают решения, исходя из своего преобладающего мышления, своей собственной парадигмы реальности и ценностей, лежащих в их основе, даже если факты говорят об обратном, и делает предположение, что существует универсальный набор человеческих культура и гендер, и что эти ценности можно измерить и сравнить. Изучая взаимосвязь между этими ценностями и мировоззрением людей, мы сможем увидеть взаимосвязь между ценностями и этическим, эмоциональным и духовным развитием человека, что позволит нам разработать методы инициирования постоянных организационных изменений. Янг (2002), опираясь на работу Уилберса (1999) говорит, что различные мировоззрения или точки зрения возникают, а затем исчезают по мере прохождения различных стадий. Каждый уровень сознания и его результирующее мировоззрение имеют отношение к человеку и его или ее подходу к решению проблем. Следует иметь в виду, что стадии не являются точными, дискретными различиями опыта сознания, а скорее представляют собой уровни сознания, которые переходят друг в друга. Например, в течение всего дня человек может охватить весь спектр этапов, проходя через различные связанные с работой роли, обязанности и жизненные ситуации. Однако, вообще говоря, люди проводят большую часть своей жизни, работая в каждый момент времени в узком диапазоне стадий.
Как упоминалось ранее, все теории о человеческом сознании, рассмотренные в этой работе, объединяет то, что сознание развивается в последовательных стадиях. Все эти стадии (иногда называемые уровнями или фазами) представляют определенное мировоззрение, которое опять-таки связано с определенным набором ценностей.

В следующем тексте я объясню стадии развития сознания, представляющие эти кластеры ценностей.

Стадии развития сознания

Несмотря на то, что контекст теорий может различаться, в основе всех них лежит красная нить: процесс человеческого развития предсказуем. Я объяснил, что когда каждый из нас растет и развивается, наше мировоззрение расширяется. Это расширение сознания влияет не только на то, как человек видит мир, но и, что, возможно, более важно, на то, как он реагирует на него. Каждая теория развития, представляющая поэтапное развитие сознания, одновременно сложна и обширна, и по этой причине я дам только всесторонний обзор работы Брайана Холла, которая больше всего похожа на инструмент ранжирования ценностей, который я использовал для сбора данных.

. Тем не менее, я дам краткий обзор теорий, которые я рассмотрел для этой работы, и создам таблицу, дающую лучший обзор для сравнения различных теорий, о которых я расскажу в следующих главах.

Брайан Холл определяет четыре фазы сознания, где каждая фаза отражает свое собственное мировоззрение и иллюстрирует, как понимается знание и какие ценности лежат в основе этого взгляда на реальность.

Роберт Киган определяет пять порядков сознания в своей книге «Развивающееся Я: проблема и процесс человеческого развития», и в своей последующей книге I «Над нашими головами: ментальные требования современной жизни » он расширил свою первоначальную теорию. и сформулировал его в контексте ментальных требований, которые «учебная программа» современной жизни предъявляет к взрослым. Кеган продолжает свою работу в Иммунитет к изменениям , где он определяет три плато в умственном развитии взрослых как социализированный разум, самосочиняющий разум и самопреобразующий разум, которые он также использует в своей новейшей книге Культура каждого: становление сознательно развивающейся организацией .

В книге Фредерика Лалу « Переизобретение организаций » пять стадий человеческого сознания определяются по цветам: красный, янтарный, оранжевый, зеленый и бирюзовый, где основное внимание уделяется контексту организационного развития.

Кроме того, Абрахам Маслоу первоначально определил пять иерархий потребностей: физиологическая потребность, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в уважении и потребность в самоактуализации. Позже он внес поправки в свою модель и поместил самопревосхождение в качестве мотивационного шага за пределы самоактуализации, как это представлено в Таблице 1 . существования: интенциональное, поведенческое, культурное и социальное. Эта теория может быть наиболее целостной из всех теорий, рассмотренных для этой диссертации. Эти четыре квадранта представляют собой сводку результатов поиска данных в различных областях развития и эволюции — от звездной физики до молекулярной биологии, от антропологии до лингвистики, от психологии развития до этических ориентаций, от культурной герменевтики до созерцательных усилий — взятых как из и западные дисциплины, включая домодернистские, современные и постмодернистские источники. Однако теория Уилбера не представлена ​​в таблице ниже из-за ее четырехмерной сложности.

В зависимости от автора теории для эволюционирующего развития сознания используются разные названия, такие как фазы, этапы, уровни и т. д. Чтобы быть последовательным в своей работе, я решил использовать общий номинатор Стадии развития сознания.

В приведенной ниже таблице 1 сравниваются различные теории, упомянутые выше, за исключением теории Уилбера из-за того, что ее четырехмерная модель несопоставима с этой линейной моделью, и, кроме того, она связывает ее с терминологией, используемой Values ​​Online, применяемым инструментом ранжирования стоимости. в этом тезисе.

Hall первым использовал концепцию основных ценностей, основных ценностей и ценностей видения, которые важно понимать при обсуждении результатов.

1. Фокус Ценности — это те ценностные приоритеты в нашей повседневной жизни, которые описывают наше нынешнее мировоззрение, наши критерии для принятия решений, наше отношение к отношениям и то, на чем сосредоточена большая часть нашей энергии.

2. Основные ценности представляют наши основные потребности и являются основой для возможности действовать и воплощать в жизнь наши основные ценности. Основные ценности доминируют во времена кризиса и стресса. Люди, которые обычно находятся в состоянии сильного стресса, могут прожить на этой арене всю свою жизнь.

3. Будущее или видение Ценности представляют собой мотивирующую силу в нашей жизни. Они наше будущее, потому что они еще не до конца развиты, хотя и присутствуют, мотивируя нас двигаться вперед. Они формируют видение, которое тянет нас в будущее каждое мгновение нашей жизни.

У каждого из нас есть возможность актуализировать любую из многих ценностей, но в любой момент времени человек способен удерживать до десяти доминирующих ценностей, так называемых основных ценностей, которые все связаны между собой. Эти основные ценности создают кластер ценностей что связано с определенным мировоззрением, которое представлено в виде стадии и указывает на уровень сознания. Связь между стадиями заключается в том, что ценности, которые человек развивает в начале жизни, являются основой для более сложных ценностей на более поздней стадии. Ранее я упомянул, что для того, чтобы открыться более сложной стадии сознания, мы должны пройти через серьезную жизненную проблему, которую невозможно решить с помощью текущего мировоззрения. Что происходит, так это то, что нынешнее мировоззрение этого человека подвергается сомнению, а затем, когда этот человек сравнивает свое мировоззрение с другими мировоззрениями, он или она лучше осознают, каковы его или ее собственные ценности. Ощущение того, что нам бросают вызов в том смысле, что мы должны расширить свое мировоззрение, чтобы получить более широкое понимание, похоже на то, что нам была дана четкая карта в будущее. Когда люди четко понимают свое будущее и ценности видения, размышляют над их смыслом и прилагают усилия, чтобы позаботиться о своих основополагающих ценностях, в их сознательном поведении происходит сдвиг.

Таблица 3 объясняет элементы Четырех фаз сознания Холла и то, как они связаны с мировоззрением, функциями в мире, а также человеческими потребностями, которые человек стремится удовлетворить. Кроме того, упоминаются значения, которые идентифицируют каждую из его определенных фаз, разделенные на средние значения и целевые значения, которые были определены ранее.

Холл использовал два технических термина из психологии для обозначения того, как развивается человеческая личность: эго и самость. Эго — это «я», когда мы говорим о себе, и оно является важной частью на ранних стадиях развития сознания, но когда мы взрослеем, «я» — это часть нас, которая ищет более широкий смысл жизни и действует, исходя из чувства внутреннего авторитета. Модель четырех фаз сознания Холла утверждает, что эго доминирует в фазах I и II, а самость доминирует в фазах III и IV. Уилбер, опираясь на работу Кэрол Гиллиган, придерживается аналогичного подхода, но выделяет три стадии: стадию 1 он называет экоцентрической, стадию 2 — этноцентрической, а стадию 3 — мироцентрической. Эгоцентрическая стадия полностью сосредоточена вокруг «я». Этноцентрическая стадия сосредоточена на «нас», где идентичность расширилась от «я» до «нас», включая других людей в «мою» группу. Этот этап также иногда называют традиционным или конформным. Третья стадия, мироцентрическая стадия, еще больше расширилась от «нас» до «всех нас», что означает, что человек проявляет заботу и сострадание не только к своей семье или нации, но и ко всему человечеству, независимо от расы. цвет или пол. Но как этапы связаны с лидерством и, в частности, с лидерством с высшими амбициями?

Давайте рассмотрим это в следующем подразделе о сознании и лидерстве.

Сознание и лидерство

Каждый этап развития сознания имеет определенные ценности, которые требуют или навязывают определенный стиль лидерства и организационную структуру. Холл определяет стили лидерства по циклам, но каждый цикл представляет собой комбинацию двух стадий одной или двух из четырех фаз сознания.

 Каждый стиль руководства является следствием ценностей отдельных лидеров по отношению к контекстуальной обстановке и людям в ней. Этот стиль лидерства усваивается, потому что окружающая среда действительно отражает ценности цикла. Причина, по которой одни организации действуют автократически, а другие — совместно, не в том, что один человек решает действовать таким образом, а в том, что того требуют ценности в окружающей среде и ситуация. Холл даже связывает фазы с локусом контроля, что является концепцией того, где человек помещает контроль и ответственность. Внешний локус контроля, вера в то, что судьба, удача или внешние силы несут ответственность за происходящее, связан с фазами, когда доминирует эго, и внутренний локус контроля, вера в то, что собственные способности, усилия или действия определяют то, что происходит. , связаны с фазами самости. Он говорит, что люди с более высоким уровнем сознания, фазами III и IV, больше руководствуются внутренним локусом контроля. Хауэлл и Авалио подтверждают это в своей статье 9.0006 Трансформационное лидерство, Транзакционное лидерство, Локус контроля и поддержки инноваций, , где они описывают трансформационных лидеров так же, как Лидеры с высшими амбициями определяются в этой работе, то есть концентрируются на долгосрочных целях, имеют четкое видение и вдохновить последователей на это видение и изменить системы вместо работы с существующими, прийти к выводу, что существует положительная корреляция между трансформационными лидерами и внутренним локусом контроля.

В таблице 5 представлена ​​связь между фазами и циклами, семью циклами лидерства, стилем лидерства и организационным характером, которые могут лучше прояснить эту связь.

Все первые три цикла управляются иерархией. На тех стадиях, которые Лалу называет Красной, Янтарной и Оранжевой, а Кеган определяет первые 3 Порядка, жизненные трудности воспринимаются как несчастья, на которые мы встречаем гнев, стыд или вину. Цикл 4 (выделен серым цветом) — это трансформирующий мост между двумя парадигмами, то есть между ценностями, отражающими внутренний авторитет и видение, и ценностями, управляемыми извне. В последних четырех циклах наблюдается повышение уровня совместного управления, и именно здесь, скорее всего, можно найти большинство Лидеров с Высшими Амбициями, учитывая определение, что они являются лидерами, посвятившими себя работе над созданием лучшего будущего для человечества.

О людях в Фазе IV Холл говорит, что они часто выступают проводниками перемен в обществе. Люди фазы IV «верят, что человек имеет внутренний контроль и внешнюю ответственность за мир в целом, и не только стремится контролировать свою собственную жизнь, но также будет сотрудничать с другими, чтобы изменить социальные и институциональные нормы». Лалу говорит, что люди, действующие от Эволюционно-Бирюзового, относящегося к определенному высшему уровню сознания, не стремятся к признанию, успеху, богатству или принадлежности к хорошей жизни, а стремятся к тому, чтобы жить хорошо. Следствием хорошо прожитой жизни может быть просто признание, успех, богатство и любовь, но это никогда не является целью само по себе. Их главная цель — стать истинным выражением самих себя, жить подлинной жизнью, чтить свои дары и призвания и служить человечеству и миру в целом. Эти люди больше не управляются эго и не позволяют страху контролировать свою жизнь.

Их главная цель — стать истинным выражением самих себя, жить подлинно, чтить свои дары и призвания и служить человечеству и миру в целом. Эти люди больше не управляются эго и не позволяют страху контролировать свою жизнь.

Они могут посмотреть на эго со стороны и принять сознательное решение довериться изобилию жизни, которое заменяет страх. Имея меньше страхов эго, эти люди могут принимать решения, которые могут показаться рискованными и не взвесить все возможные результаты, но которые сильно резонируют с глубокими внутренними убеждениями. Это внутреннее чувство принятия решений лежит в основе Evolutionary-Teal, где задаются вопросы: верен ли я себе? Соответствует ли это тому, кем я призван стать? Приношу ли я пользу миру? определить процесс принятия решений и возможные результаты.

Это указывает на то, что Высшие Амбионные Лидеры, если они аутентичны, скорее всего, будут иметь ценности и мировоззрения в Фазе IV Сознания, быть частью Эволюционно-Бирюзовой организации, иметь мироцентричный взгляд согласно Уилберу — просто для сравнения нескольких теорий.

Давайте подробнее рассмотрим характеристики лидеров 6-го и 7-го циклов, которые представляют Фазу IV Сознания по Холлу, которая, согласно гипотезе, является фазой, в которой по уровню сознания находятся Лидеры Высших Амбиций. и мировоззрение.

Цикл 6 — Слуга

Всего столетие назад руководство Цикла 6 было доступно лишь нескольким исключительным личностям, таким как Ганди, доктор Кинг и Черчилль, которые были известны благодаря изучению истории. Но теперь, благодаря Интернету, глобальным коммуникациям и большим достижениям в области образования во всем мире, достижение этой стадии стало более распространенным явлением, и даже в более раннем возрасте, чем раньше. Так что сегодня в мире много таких личностей. Стиль лидерства Слуги отличается от прежнего, потому что теперь лидерство всегда множественное, а не единственное. Он признает, что когда сверстники профессионально взаимодействуют на высоком уровне доверия и соответствующей близости, возникает синергетический творческий потенциал, который не может быть достигнут ни одним другим человеком. Или просто сумма больше, чем все ее части. Лидер-слуга заинтересован не только в том, что производит организация, но и в качестве взаимодействия внутри организации и в том влиянии, которое оно оказывает на общество. Ключевым моментом этого стиля лидерства является создание обучающейся организации, где концепция ограниченных критериев дизайна при планировании организации, создание управленческого дизайна, который максимизирует развитие всех людей в системе, охраняет эффективность организации и заботится о благе общества в целом.

Цикл 7 — Провидец

Провидцы-лидеры прекрасно осознают, что их видение является глобальным и требует не чего иного, как сотрудничества всех заинтересованных организаций. Они постоянно сталкиваются с необходимостью согласовать пророческое видение с практическим применением и претворить глобальное видение в жизнь на местном уровне. Полностью интегрированный лидер в цикле 7 имеет возможность работать с людьми на всех других уровнях и способен планировать как минимум на 50 лет вперед. Права человека, справедливость и дружеские технологии являются основными ценностями Цикла 7.

Одно из многих последствий более сознательного лидерства, согласно Холлу, заключается в том, что лидеры и организации будут больше заботиться об «общей социальной и природной глобальной среде и будут подходить к вопросам человеческой справедливости непредвзято, когда имеешь дело с с культурами и группами, имеющими существенно разную идеологическую направленность».

Это не просто образ мышления этих лидеров, но также проявляется в их навыках, о чем я расскажу в следующих главах.

Сознание и развитие навыков

Существует прямая связь между развитием сознания, ценностями и навыками, и, согласно Холлу, существует четыре основных типа навыков: инструментальные, межличностные, воображаемые и системные навыки. Каждый тип навыков связан с определенными ценностями, которые являются частью мировоззрения в «Четырех фазах сознания» Холла.

Инструментальные навыки, которые доминируют на первых двух этапах развития ценностей, позволяют людям быть профессиональными и компетентными благодаря сочетанию интеллекта и ловкости рук. Способности манипулировать идеями и внешней средой, ремесленное мастерство, физические способности, академические и познавательные достижения лежат в основе инструментальных навыков. Контроль, экономика и успех являются примерами ценностей, которые являются частью инструментальных навыков.

Навыки межличностного общения проистекают из самопознания и связаны со способностью действовать великодушно и с пониманием по отношению к другим. Объективировать личные чувства, чтобы человек мог сотрудничать, а не оставаться в изоляции, — вот в чем заключаются навыки межличностного общения. Примером ценностей, связанных с этими навыками, являются забота и сопереживание.

Навыки воображения, просто доминировавшие в начальной фазе III, включают способность замечать и понимать увеличивающийся объем сложных данных. Они используют своеобразную смесь внутреннего воображения и чувства, которая позволяет нам эффективно воплощать наши идеи в жизнь, позволяет нам учиться на непосредственном опыте, проявлять творческий подход и действовать в соответствии со своими идеями. Проще говоря, навыки воображения помогают нам увидеть новые возможности там, где их раньше не было. Эти навыки развиваются только с эмоциональной зрелостью, и чтобы стать зрелыми как в области воображения, так и в межличностных отношениях, мы должны развивать умение творчески, без страха выражать эмоции с продуктивными последствиями для всех заинтересованных сторон. Примером доминирующих значений воображаемых умений являются самоактуализация, равноправие и независимость.

Системные навыки представляют собой интересное сочетание воображения, чувствительности и компетентности, которые позволяют более целостно смотреть на мир, то есть способность видеть все части системы в их отношении к целому. Способность планировать и проектировать изменения в системах, будь то институты или общества, для максимального ускорения роста отдельных частей является ядром системных навыков. Эти навыки требуют интеграции трех других навыков. Интересно, что жизнь кажется все более и более сложной, пока не произойдет этот сдвиг сознания, потому что до этого момента все, что вы изучаете и знаете, накапливается. Но как только системная перспектива обретается в Фазе III, ощущение простоты становится доминирующим, потому что все детали и части встают на свои места, и вы сначала видите целое, а потом — части.

Целостный подход к системным навыкам — это то, что должно быть общим для Лидера Высших Амбиций, согласно теории, и должно измеряться через его ценности. Но можно ли это сделать? А в таком случае как?

Давайте рассмотрим теорию, лежащую в основе инструмента ранжирования ценности, используемого для сбора данных для этой работы.

Кеган обсуждает стадии сознания

Новости

Марк Дональдсон

3 мин

обсуждались этапы развития сознания. Киган говорил конкретно о человеческой психологии и ее способности справляться с требованиями общества.

Кеган начал лекцию с классического психологического эксперимента, показав слайд, который, в зависимости от точки зрения, можно рассматривать либо как профиль молодой женщины, либо как изображение женщины намного старше. Не упоминая эти две точки зрения, он опросил присутствующих о том, что они видели, и показал существенные различия в том, как разные люди интерпретировали одно и то же изображение. Он подчеркнул, что каждый из нас должен создавать реальность, организуя и интерпретируя то, что мы видим в мире, и что мы делаем это по-разному.

Кеган утверждал, что всех нас учат конструировать реальность определенным образом, начиная с раннего детства. «Думайте о современной западной культуре как о школе, в которую мы все в обязательном порядке зачислены», — сказал он. По словам Кегана, частью этой конструкции является изучение наших различных ролей в обществе, включая наши семейные роли родителей и супругов и наши роли на рабочем месте.

Он обсудил взаимосвязь между различными стадиями психологического развития и индивидуальными способностями справляться с ожиданиями общества. Он сказал, что в младенчестве у нас есть только самый базовый уровень психологического развития. По словам Кегана, наша реальность постоянно меняется в зависимости от точки зрения, и мы не можем принять какую-либо другую точку зрения, кроме нашей непосредственной. Второй этап, который развивается в первые 10 лет жизни, предполагает способность формировать конкретное представление о мире, сохраняющее соответствие с изменяющейся перспективой, а также умение смотреть чужими глазами. Он привел один показательный пример из детства. «Если вы спросите малыша, у которого есть младший брат, есть ли у него брат, он ответит «да». Если вы спросите его, есть ли у его брата брат, он ответит «нет», потому что не может принять точку зрения своего брата», — сказал Кеган.

Затем Кеган обсудил третий уровень сознания, который обычно развивается в подростковом возрасте и знаменует переход от «инструментального ума» к «социализированному сознанию». Кеган сказал, что развитие социализированного разума «позволяет нам перенимать ценности окружающих нас людей». «Я становлюсь формируемым, меня составляет мир вокруг меня», — сказал он. Он привел пример, когда родители столкнулись с подростком, который вышел из комендантского часа, — пример, который, по его словам, как родитель, он много раз видел в действии. Кеган заявил, что родители ожидают, что дети будут соблюдать комендантский час не только из-за страха перед наказанием, но и потому, что считают, что это правильно; другими словами, принять те же ценности, что и родители. Ребенка, способного на это, часто называют «ответственным», что является признаком развития этого третьего порядка сознания.

Психологические изменения продолжаются и во взрослой жизни. Кеган утверждал, что этот третий уровень сознания во многих случаях не соответствует требованиям нашего общества. Например, он упомянул ожидания долгосрочных, стабильных обязательств во взрослых отношениях, которые несовместимы с этим непостоянным состоянием сознания. Наше общество требует большей стабильности и подотчетности; таким образом, более продвинутый порядок сознания. Кеган называл этот четвертый порядок «самосочиняющим разумом», способным поддерживать свои собственные идеологии и принципы, не полагаясь на внешние ссылки.

По словам Кегана, одно из важнейших применений этого высшего порядка сознания заключается в акценте нашей культуры на уважении разнообразия. «Какими бы просвещенными и широкими мы ни были, мы не можем не реагировать, даже инстинктивно, отвращением и отвращением к различиям», — сказал Кеган. «Эти культурные влияния настолько сильны, что мы никогда не сможем устранить эти реакции. Но это не то, что требуется от взрослых. Это требует, чтобы мы не были настолько смущены этими реакциями». Он также обсудил другие предрассудки, такие как гомофобия, и объяснил, что гомофоб проецирует личное отвращение к гомосексуализму на более широкое моральное суждение.

Кеган упомянул, что некоторые исследования показывают, что примерно 58 процентов взрослых не достигли этого четвертого уровня сознания. По словам Кегана, единственным решением является создание в обществе институтов, особенно в сфере высшего образования, которые стремятся способствовать этому переходу к самоавторству. Он предположил, что такие люди, как профессора, могут попытаться создать мост для студентов, которым требуется дополнительная развивающая работа, но студент должен внести изменения.

Кеган закончил лекцию отрывком из киноверсии пьесы «Кукольный дом», в котором главная героиня Нора покидает мужа и семью, чтобы узнать свое жизненное положение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts