Этапы восприятия в психологии: Развитие восприятия: Psychology OnLine.Net

Этапы восприятия

12Следующая ⇒

По видам деятельности.

2.2.2.6.1. Художественное.

2.2.2.6.2. Естественно-научное (техническое).

2.2.2.6.3. Музыкальное.

2.2.2.6.4. Гуманитарное.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятий.

Например, восприятие информации на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие[YUN1].

 

2.2.3. Операции восприятия.

Обнаружение – начальная фаза развития любого сенсорного процесса, на ней субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул.

Различение – сначала происходит формирование перцептивного[11] образа эталона, а когда он сформирован, происходит осуществление опознавательного действия.

Идентификация — отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Опознание — включает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

 

2.2.4. Свойства восприятия.

1. Целостность – внутренняя взаимосвязь частей и целого в образе.

Проявляется в: объединении разных элементов в целом; независимость образования целого от качества составляющих его элементов.

2. Константность – мы воспринимаем окружающие предметы, как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п., независимо от условий восприятия.

3. Структурность – мы воспринимаем обобщенную структуру из ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность – связано с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

6. Обобщенность – отнесение образа к некоторому классу объектов.

7. Предметность – объект воспринимается как обобщенное в пространстве и времени отдельное физическое тело, отнесенное к определенному классу.

8. Проекция – отнесенность предметного образа к реальному миру.

9. Апперцепция – зависимость восприятия от особенностей личности воспринимающего, его прежнего опыта, интересов, эмоционального состояния, что сказывается на полноте, точности, эмоциональной насыщенности восприятия.

1.

Выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту.

2. Поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории.

4. Поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

5. Окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

 

2.2.6. Особенности восприятия информации.

1. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным.

2. Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что это стресс. Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

3. Задавая вопрос, следите за глазами, когда человек отвечает. Как правило, если отводит глаза в сторону, значит, вспоминает, чтобы сказать правду. Важно, в какую сторону. Смотрите схему психологов-нейролингвистов, рассказывающую, на что указывают движения глаз.

 

4. Когда человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи. А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос, сообщает. Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

 

2.2.6.1 Психологические особенности восприятия учебной информации.

Восприятие читаемой информации зависит от:

12Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Восприятие: законы организации и свойства

Человек постоянно получает информацию о каких-то ситуационных моментах. Рассмотрим вопрос о ее преобразовании в цельное и осмысленное. В психологии существуют основные закономерности организации восприятия, выделенные учеными путем проведения многочисленных экспериментов. Некоторые закономерности могут быть проявлены не только при восприятии, но и при механизмах общения, взаимодействия.

Основные закономерности перцепции

Первый закон восприятия гласит о том, что любой предмет или образ воспринимается человеком как фигура, возникающая на определенном фоне. Человеческий мозг выстраивает структуру сигналов так, что всё, имеющее значение, выстраивается как фигура, то есть ясно и отчетливо осознается. Человек может описать, что он воспринимает посредством слуха, зрения, тактильного контакта.

Понятия фигуры и фона относительны. При переключении внимания фон может быть воспринят как фигура и наоборот. Приведем пример двойственных изображений, где фигура и фон меняются местами. В приведенном ниже рисунке можно увидеть два профиля черного цвета на белом фоне или вазу белого цвета на черном фоне.

Рисунок 1. Иллюстрация двойственности изображения Э. Рубина

Это свойство относится не только к зрению, но и к другим чувствам. При общем шуме в аудитории, вдруг кто-то произносит вашу фамилию, она мгновенно становится фигурой на фоне шума. Присутствие аромата духов среди группы курильщиков тоже фигура. То есть фигурой является то, что имеет для человека смысловую нагрузку и связано с его прошлым опытом или ожиданиями, намерениями и желаниями.

Данный закон применим при восприятии человека на фоне других людей, на социальном фоне. Образ формируется в зависимости от того, на фоне каких людей воспринимается человек, их поведения, внешнего вида. А.Маслоу, психолог, родоначальник гуманистической психологии, проводил эксперименты, доказывая это положение. Они связаны с перцепцией прекрасного и отталкивающего.

Пример 1

Он показывал испытуемым фотографии обычных людей, но сняты они были в неприглядной, иногда, страшной обстановке. Испытуемые характеризовали их как психотиков, параноиков или преступников.

Это доказывает то, что в уродливом окружении, люди воспринимаются в соответствии с этим окружением как плохие, неприглядные.

Второй закон восприятия гласит о целостности, которая проявляется в том, что человеческий мозг сводит отдельные фрагменты в фигуру, имеющую простой или полный контур. Предмет, музыка, фраза, представленные в виде отдельных фрагментов, будут собираться мозгом в одно целое, то есть будет происходить добавление частей, которых не хватает. Когда формируется образ другого человека, он достраивается, если не хватает информации для создания его полного образа, информация додумывается.

Третий закон восприятия гласит о влиянии на восприятие ожиданий и предположений. Ведь мир воспринимается человеком, в зависимости от своих ожиданий. При проведении исследований испытуемым предложили изображение, которое одинаково может быть воспринято как цифра 13 и как буква В. Если этот знак появлялся в числовом ряду, все воспринимали его как цифру 13, если в буквенном ряду, как букву В. То есть, человек воспринимает информацию так, как ожидает. Это относится не только к предметам, но и к восприятию других людей, информации. Человек строит образ партнера по общению после телефонного звонка. Он придумывает его внешность, приписывает ему качества, которых ждет. При встрече выясняется соответствует партнер его ожиданиям или нет.

Свойства восприятия

Для ситуаций общения важны такие свойства восприятия как активность, константность, контекстность, осмысленность, апперцептивность.

Активность. Когда наше внимание сосредоточено только на одном стимуле или группе объединенных стимулов, они воспринимаются активно, остальные объекты окружающего мира являются фоном и не находят активного отражения в нашем сознании.

Константность. У человека присутствует понимание мира как явления организованного, постоянного и неизменного. Например, белая бумага воспринимается как белая даже при свете луны, отблесках огня. Если смотреть на велосипедное колесо под углом, то человеческий глаз видит эллипс, но воспринимается оно все равно как круглое. На константность влияет прошлый опыт. При общении это свойство проявляется постоянно, образ человека константен. Человек может меняться в зависимости от возраста или условий, а восприниматься он будет все равно в соответствии с тем образом, который сложился.

Контекстность. На процесс восприятия всегда влияет какой-то контекст. Ни один акт поведения, ни одна мыслительная операция не происходит в физическом и психологическом вакууме. В процессе общения важна ситуация, в которой взаимодействуют партнеры.

Осмысленность. Восприятие имеет тесную связь с общением, языком. Сознательно воспринимающийся предмет выделяется, мысленно называется, то есть относится к конкретной группе, классу, разряду, связывается с определенной словоформой, осуществляется осознанный поиск наиболее приемлемого толкования. Далее, имеющиеся данные определяют ситуацию, и человек определяет место для себя в этой ситуации. Восприятие образа человека осмысленно. Через слова, которыми обозначают воспринимаемого (учитель, врач, художник, больной, клиент) в его образ включаются знания общего характера о данной групповой принадлежности, которые сложились в процессе жизнедеятельности.

Апперцептивность. Восприятие зависит от общего содержания психической жизни. Важна роль предшествующего перцептивного опыта, так как особенности восприятия вытекают как раз из практического и жизненного опыта человека. Человеческая деятельность неотделима от процесса восприятия. Восприятие зависит не только от раздражителя, характера и степени раздражения, но и от субъекта. Восприятие принадлежит не глазу и уху, а конкретному человеку. На точность и ясность восприятия, влияют иллюзии (эффекты) перцепции и личностные особенности индивида: знания, мотивации, интересы, установки, эмоции.

Стадии восприятия

Стадии или фазы перцепции сменяют друг друга: обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все фазы сохраняются в процессе общения, благодаря им, обеспечивается адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешнего информационного контура. Участники общения формируют чувственный опыт. Например, избирательность восприятия позволяет выделить наиболее важные ситуативные моменты. Структурность дает возможность воспринимать ситуацию в определенном порядке. Апперцептивность позволяет увязывать воспринимаемую информацию с опытом и декодировать ее.

Подпороговое восприятие

При исследовании ощущений установлена необходимость достижения вызывающим сигналом определенной величины, чтобы возникло действие раздражителя на органы чувств. Такая величина носит название абсолютного нижнего порога ощущения или порога чувствительности.

Сигнал, поступивший из внешнего мира, должен преодолеть физиологический порог для того, чтобы быть воспринятым. На сознательном уровне воспринимаются не все сигналы, преодолевшие физиологический порог. Сознательное опознание наступит только в том случае, если будет превышен третий порог – порог восприятия.

Физиологический порог может изменяться только с возрастом, вообще, это явление генетическое. А порог восприятия может изменяться в зависимости от уровня бодрствования мозга, внимания мозга к сигналу, преодолевшему физиологический порог.

Информация, остающаяся за порогом восприятия, попадает в зону чувствительности, в которой возбуждающиеся рецепторы не передают сообщение сознанию. Существует гипотеза о том, что в подсознательной зоне сигналы обрабатываются какими-то системами человеческого мозга. Эти сигналы синтезируются в неосознаваемые образы и составляют резерв – хранилище спонтанно возникших образов и свободных ассоциаций. Они проявляются в сновидениях, проявлении интуиции.

Подпороговое восприятие дает возможность организму человека отвечать на поступающие сигналы иначе, чем на сигналы, принятые и оцененные сознанием. Именно эти особенности подпорогового сознания используются в сфере рекламы и воздействии на психику СМИ. Зная особенности подпорогового восприятия, можно повысить коммуникативные навыки. Множество микросигналов (изменение тонуса мышц лица, изменение цвета кожи, вздрагивание ресниц) не доходят до уровня сознания, а сосредотачиваются на уровне подсознания. Их восприятие на подпороговом уровне позволяют интуитивно чувствовать ложь, обман, волнение и выстраивать свое поведение соответственно.

Пять стадий восприятия

Тип бумаги: Бесплатное эссе Предмет: Психология
Количество слов: 1217 слов Опубликовано: 22 июля 2021 г.

Ссылка на это

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Восприятие — это процесс, в ходе которого люди осознают объекты и события внешнего мира. Восприятие происходит в пять стадий: стимуляция, организация, интерпретация-оценка, память и припоминание. Люди изучали восприятие как потребность в решении той или иной проблемы, возникающую просто из интеллектуального любопытства к себе и миру. Важно знать, какие требования к восприятию разумно можно предъявлять к человеческим чувствам без ущерба для безопасности и здравомыслия (Russell & Ward, 19).82). Изучение восприятия позволяет выявить и скорректировать потенциально опасные условия окружающей среды, угрожающие органам чувств и ухудшающие способность принимать решения.

Получите помощь в написании эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Определение

Восприятие определяется как процесс окончательного восприятия мира и включает дальнейшую обработку сенсорной информации. Ощущение и восприятие практически невозможно разделить, потому что они являются частью одного непрерывного процесса. Восприятие у человека обрабатывает сенсорную стимуляцию и преобразуется в организованный опыт. Мир полон раздражителей, которые могут привлечь наше внимание через различные органы чувств. Таким образом, мы можем систематически описывать образы, звуки, запахи и вкусы, которыми наполнен наш сознательный опыт. Это фундаментальный процесс во всех встречах межличностного общения. Стимуляция, организация, интерпретация-оценка, память и припоминание (Devito, 2009).). Эти пять стадий того, как мы воспринимаем людей и процессы, влияющие на наше восприятие.

В теории гештальта он считал, что комплекс очень важен для восприятия. Когда мы воспринимаем события, мозг активно отбирает, организует и интегрирует сенсорную информацию для создания события. Восприятие создает лица, мелодии и иллюзии из необработанного материала ощущений.

5 стадий восприятия

1. Стимуляция

Возникновение сенсорной стимуляции В основном эта часть процесса восприятия связана с контактом с определенным раздражителем. Мир полон раздражителей, которые могут привлечь наше внимание через различные органы чувств. Таким образом, мы можем систематически описывать образы, звуки, запахи и вкусы, которыми наполнен наш сознательный опыт. Стимуляция включает избирательное внимание и избирательное воздействие. Избирательное внимание возникает в результате предвосхищения удовлетворения потребностей и получения удовольствия (Rooks & Willson, 2000; Devito, 2009).). Например, друзья разговаривают с вами, но вы мечтаете. Вы не услышите, что они говорят, пока они не назовут ваше имя. Избирательное воздействие происходит путем раскрытия информации, которая подтвердит существующие убеждения, способствует достижению целей и вызывает состояние удовлетворения. Поскольку мы не в состоянии одновременно воспринимать все, что происходит вокруг нас, мы склонны к выборочному восприятию; воспринимать только положительное. Например, после покупки ноутбука человек, как правило, больше читает в Интернете или спрашивает окружающих, что продукт, который он купил, хорош, потому что мы хотим сказать себе, что принимаем правильное решение и избегаем негативных отзывов (Devito, 2009).).

2. Организация

Способность идентифицировать и распознавать объекты и события имеет решающее значение для нормального восприятия. Без этой способности люди не могут эффективно использовать свои чувства. Восприятие организовано по правилам, схемам и сценариям. Организованные по правилам, люди воспринимают вещи, которые физически расположены близко друг к другу, и составляют единое целое. Люди разрабатывали схемы на основе реального опыта, а также косвенного опыта повседневной деятельности или просмотра телевидения, чтения или слухов (Devito, 2009).) Некоторое знакомство, представленное в уме, будет какой-то схемой. Это поможет восприятию категорий на несколько категорий. Тем не менее, это может вызвать ошибки восприятия, поскольку влияет на восприятие несуществующих вещей или отсутствие видения вещей в присутствии. Сценарий — это форма схемы, которая фокусируется на действии, событии или процедуре. Это процесс того, как мы себя вели и как мы организовали его с помощью наших собственных действий, организованных по образцу (Rokes & Willson, 2000; Devito, 2009).

3. Интерпретация-Оценка

На этом этапе интерпретации-оценки это два процесса стимулов по индивидуальному опыту, потребностям, желаниям, ценностям, ожиданиям, физическому и эмоциональному состоянию, полу и убеждениям, значение которых основано на индивидуальных правилах, схемах и сценариях. Например, встречая нового человека, который является врачом, человек склонен рассматривать его как серьезного, успешного, заботящегося о своем здоровье, академически сильного человека. Другими словами, оценка индивидуумов в зависимости от собственного сценария на предмет того, как индивид ведет себя и выполняет действие, является уместным или неуместным (Devito, 2009).).

4. Память

После прохождения этапов стимуляции, организации и интерпретации-оценки это приводит нас к другому этапу, называемому памятью. Это хранилище как восприятия, так и интерпретации-оценки, которые хранятся в соответствии со сценариями и схемами. События или переживания не являются целью воспоминаний, но, скорее всего, на них сильно влияют предубеждения и схемы индивидов (Russell, 1976).

5. Отзыв

Через некоторое время в памяти, которые хранятся отдельные лица, хотят вспомнить определенную информацию. Этап припоминания реконструирует то, что человек услышал, осмысленным образом. Напомним информацию, которая согласуется со схемами. Однако невыполнение этого требования несовместимо со схемами. Информация о воспоминаниях резко противоречит схеме человека, потому что заставляет человека думать или даже переосмысливать (Devito, 2009).

Уменьшение неопределенности восприятия

Неопределенность в восприятии имеет множество причин. Индивидуум не заставляет себя думать наилучшим образом, определяя собственные межличностные процессы. Человек проанализировал свое собственное логическое и критическое мышление через свое эмоциональное и физиологическое состояние, чтобы повлиять на глубинный смысл своего собственного восприятия. Для лучшего понимания восприятия они должны уменьшить неопределенность, чтобы добиться большей точности восприятия. Существуют различные способы уменьшения неопределенностей. Например, при неформальной социальной активности люди более склонны к раскрытию своего истинного «я» или склонны меньше следить за своим поведением, чем при формальной активности. Благодаря этому мы можем наблюдать за людьми, пока они взаимодействуют с другими. Посредством формальной или неформальной деятельности люди могут наблюдать за своими действиями и реакциями, собирая информацию. Страх перед людьми без уважительной причины или потеря связи с реальностью нанесли бы вред себе (Berger & Bradac, 19).82; Гудыкунст, 1994; Девито, 2009).

Заключение

У каждого человека есть свои особенности. Существуют различия в культуре, убеждениях, знаниях и опыте. Люди никогда не должны осуждать человека, а анализировать свое восприятие, выявляя положительную, а не отрицательную информацию. Сбор информации о человеке или ситуации и наблюдение за ними или взаимодействие с ними поможет нам распознать различия в каждом из нас и других. Мы должны избегать попыток читать мысли и избегать попыток вывести мысли и чувства из поведения, которое они нам представляют. Мы выбираем то, что мы воспринимаем.

 

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Процитировать эту работу

Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:

  • АПА
  • ГНД
  • МЛА-7
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Википедия
  • ОСКОЛА

UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Пять стадий восприятия. Получено с https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Пять стадий восприятия». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 03 2023 . Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Пять стадий восприятия». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 18 марта 2023 г. . Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Ноябрь 2018. Пять стадий восприятия. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1 [Проверено 18 марта 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Пять стадий восприятия [Интернет]. ноябрь 2018 г. [По состоянию на 18 марта 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.

{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php ?vref=1 |title=Пять стадий восприятия |publisher=UKEssays.com |date=ноябрь 2018 |accessdate=18 марта 2023 |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.

All Answers ltd, «Пять стадий восприятия» (UKEssays.com, март 2023 г.) по состоянию на 18 марта 2023 г. Ссылка скопирована в буфер обмена.

Сопутствующие услуги

Посмотреть все

Служба написания эссе

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания диссертаций

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания заданий

От 124 фунтов стерлингов

Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху / Запрос на удаление

Если вы являетесь автором этого эссе и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на UKEssays. com, пожалуйста:

3.2: Процесс восприятия — части 1 и 2 (отбор и организация)

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    136537
    • Хилари Альтман и Алекс Мата
    • Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)

      4
    • Процесс восприятия состоит из трех этапов: отбор, организация и интерпретация (Knudsen, et al., 2021). Как показано на рисунке \(\PageIndex{1}\), процесс восприятия является одновременно когнитивным и психологическим. Это может повлиять на то, как мы общаемся с собой и другими. Посмотрите на любое количество объектов вокруг вас. То, на чем вы решите сосредоточиться, как бы вы это описали и, наконец, что вы думаете об этом объекте, уникально для вас. В этом разделе мы познакомим вас с некоторыми основными компонентами процесса восприятия. Цель здесь состоит в том, чтобы лучше понять, как формируются наши представления, что даст нам уникальное представление о том, как они влияют на наши межличностные отношения.

      Рисунок \(\PageIndex{1}\): Процесс восприятия Алекса Маты, лицензия CC-BY 4.0

      Первый шаг в процессе восприятия — выбор . Чтобы построить основу для отбора, мы должны сначала обратить внимание на чувства. Каждый день наши чувства (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние) бомбардируются раздражителями. Поскольку мы не можем ответить на них все, мы будем выбирать, на что и когда обращать внимание. Этот процесс называется сенсорным отбором . Сенсорный отбор — это процесс определения того, какой стимул привлекает наше внимание. Это часто происходит подсознательно и без особых усилий с нашей стороны (Кнудсен и др. 2021). Итак, в нашей очень занятой жизни, как мы выбираем? Давайте углубимся, чтобы увидеть, как значимость, потребности, интересы и ожидания влияют на процесс выбора, формируя наше восприятие.

      Заметность — ключевой компонент понимания того, как и почему мы обращаем внимание. Выдающееся определяется как все, что привлекает наше внимание (Perception Process, 2020). В зависимости от контекста для нас может быть важным любой объект, идея, цитата, концепция или конкретный человек. Например, предположим, что вы просматриваете ленту Instagram вашей местной новостной организации. Есть история о повышении платы за обучение в колледже. Будучи нынешним студентом колледжа, вы, вероятно, остановитесь и прочитаете эту статью. Однако ваш друг, недавний выпускник колледжа, может даже не обратить внимание на заголовок. Пост по своей сути не более важен, чем что-либо еще в вашей ленте. Важность заключается в заметности для вас, зрителя. Когда у нас под рукой так много информации, наш мозг будет выбирать и выбирать или выбирать информацию, на которую мы обращаем внимание, а какую игнорировать. Это напрямую повлияет на наше уникальное восприятие. Давайте рассмотрим некоторые факторы, которые делают стимулы заметными.

      Наши основные потребности часто управляют нашим восприятием. Если вы голодны, вы в основном будете видеть возможности поесть. Вы можете заметить фасады ресторанов, услышать рекламу еды на вынос по радио или увидеть человека, который ест рожок мороженого, идущего по улице. Вы выбираете (скорее всего бессознательно) стимулы, связанные с вашей основной потребностью в голоде. Теперь давайте рассмотрим потребности, связанные с отношениями. Согласно «Иерархии потребностей Маслоу» (Maslow, 1943), у людей есть потребность в любви и принадлежности. Во времена, когда мы можем чувствовать себя одинокими или изолированными, мы можем быть особенно настроены на невербальные сигналы наших друзей или других значимых людей. Или мы можем обратить особое внимание на кого-то в классе, который делает все возможное, чтобы уделить нам особое внимание и заботу. Эти сигналы могут не иметь отношения к окружающим нас людям, но иногда, когда возникает эта потребность, мы можем отмечать действия других, которые в противном случае могут показаться обыденными.

      Давайте подумаем, как мы могли бы использовать наше понимание потребностей в процессе выбора, чтобы более эффективно общаться с нашими близкими. Возьмем, к примеру, то, что мы чувствуем себя особенно оторванными от друга. Поскольку наше восприятие происходящего основано на наших собственных потребностях в данный момент, наше восприятие может не совпадать с восприятием ситуации нашим другом. В качестве примера представьте друга, который спешит на работу, но старается быть добрым и общительным. Этот друг может не заметить, что из-за того, что он спешит, его общение кажется кратким или отрывистым. Должны ли вы сообщить этому другу, что чувствуете себя особенно одиноким или изолированным? Общение наших потребностей и восприятия ситуации друг с другом является положительным шагом. Если ваш друг знает, что вы чувствуете себя неуверенно или обеспокоены отношениями, возможно, он позаботится о том, чтобы связаться с вами или приложит усилия, чтобы не так быстро отвечать в текстовых сообщениях. Эффективное общение означает, что вместо того, чтобы делать поспешные выводы, мы осознаем свои потребности, определяем, что поможет их удовлетворить, а затем используем межличностное общение. Это поможет избежать обид и вместо этого поможет построить здоровые отношения. Другие факторы, влияющие на наше восприятие, включают наши интересы и ожидания.

      Проверка: основные потребности

      Давайте на минутку проверим себя, пока мы читаем эту главу.

      Рисунок \(\PageIndex{2a}\): Ест мороженое, автор Меган Бакнелл на UnsplashРисунок \(\PageIndex{2b}\): Спит на книгах Матеуса Фариаса на Unsplash
      Как вы себя чувствуете?

      Если вы устали, голодны, заняты, испытываете стресс или отвлекаетесь, вам может быть трудно сосредоточиться на этой главе. Если вы спокойны, теплы, комфортны и сосредоточены, возможно, вам будет легче настроиться на наши концепции.

      Найдите минутку, чтобы просканировать свои чувства. Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать в этот момент, чтобы изменить свое состояние для достижения благоприятного результата: способность получать удовольствие и понимать, узнавая о процессе восприятия по мере того, как вы читаете больше?

      Ожидания

      Возможно, один из самых мощных и действительно действенных аспектов отбора — это ожидания . Ожидания можно рассматривать как двустороннюю монету. С одной стороны, мы обращаем внимание на то, что, по нашему мнению, должно произойти, а с другой стороны, мы обращаем внимание на то, что противоречит нашим ожиданиям.

      Рисунок \(\PageIndex{3}\): Селфи Джун Ай на Unsplash

      Давайте рассмотрим пример того, как мы обращаем внимание на то, что должно было произойти , а не . Скажем, однажды вы встали раньше, чем обычно, просто чтобы отправить своей второй половинке короткое сообщение «Я люблю тебя, хорошего дня», прежде чем они отправятся на работу. Вы не слышите ответ. Проходят часы. Когда ваш почтовый ящик все еще пуст, вы находитесь в состоянии повышенной готовности. Не было ничего, что сигнализировало бы о тишине, никакой драки или спора накануне, которые не требовали бы ответа, так что это неожиданно. Вы прыгаете в социальные сети, и они отмечены в видео с другом, смеются и поют. Теперь вы знаете, что они в порядке и явно в хорошем настроении, так что отсутствие ответа еще более неожиданно. Вы начинаете злиться, беспокоиться, обижаться и смущаться. Вы начинаете обращать внимание на вещи, которые в противном случае сочли бы обыденными: время публикации видео, кто еще находится рядом, во что одета ваша вторая половинка и т. д. Вы решаете оставить гневный комментарий к посту в социальной сети. Ваша вторая половинка звонит вам, явно расстроенная вашим постом. Вы узнаете из своего разговора, что они не только оставили свой телефон дома в спешке, чтобы заставить его работать вовремя, но и не ожидали услышать от вас до окончания смены, как обычно. Вы понимаете, что ваш гнев основан не на объективных фактах, а на вашем восприятии того, что должен был сделать ваш партнер.

      Весь фокус в том, чтобы научиться отделять наши ожидания от реальности. Можем ли мы что-либо объективно измерить? Наше восприятие влияет на нашу реальность, а не наоборот. Следовательно, цель состоит не в том, чтобы избавиться от прошлого опыта, а в том, чтобы осознать, как наши потребности, интересы и ожидания формируют наше восприятие.

      Теперь, когда мы поняли, как мы выбираем стимулы, на которые следует обращать внимание, давайте посмотрим, как мы организуем эту информацию. Как мы понимаем, этот процесс организации исходит из теория гештальта . Гештальт в переводе с немецкого означает «узор» или «форма», и теория утверждает, что мы, по сути, обрабатываем стимулы, смешивая внешние стимулы с внутренними процессами (Rock & Palmer, 1990). По сути, то, как мы воспринимаем внешний мир, во многом определяется внутренними влияниями. Чтобы разобраться дальше, мы рассмотрим, как мы организуем стимулы на основе трех наиболее распространенных факторов: сходства, различия и близости (Coren, 1980).

      Предполагаемое сходство и различие

      Когда мы верим или чувствуем, что кто-то похож на нас, мы, скорее всего, привлечемся к ним как к друзьям и дадим им презумпцию невиновности. Верно и обратное: если мы обнаружим, что кто-то отличается от нас, мы дистанцируемся. Было бы очень трудно начать этот раздел, открыто не признав, что предполагаемые сходства и различия часто проистекают из стереотипов. Итак, позвольте мне начать с того, почему мы вообще можем создавать стереотипы: проще говоря, потому что это легко. Как мы упоминали ранее, мы ежедневно подвергаемся бомбардировке раздражителями. Чтобы быть эффективными — что, как многие из нас знают, не всегда выгодно — мы можем использовать стереотипы из-за их привлекательности для простоты.

      Стереотипы описываются в психологии как «облегчающие и более эффективную обработку информации» (Hilton & Hippel, 1996, стр. 240). Наш мозг с раннего детства обучен функционировать таким образом. Будь то изучение животных, форм, цветов или букв, нас учат группировать похожие объекты вместе, чтобы понять окружающую среду. Благодаря повторению таких действий наше восприятие, основанное на сходствах и различиях, формируется, укрепляется и поощряется. Хотя стереотипы могут служить путем наименьшего сопротивления, мы знаем, что они также могут создавать препятствия для нашей способности создавать здоровые отношения с другими. Теперь, когда мы понимаем, почему мы можем подсознательно создавать стереотипы и чем это может быть опасно, давайте продолжим строить эти предполагаемые реальности.

      Близость

      Близость относится к тому, как мы воспринимаем один объект на основе его окружения. Итак, в течение дня мы видим объекты, ситуации или сценарии не изолированными, а в контексте с окружающей средой. Эта концепция была подчеркнута в отношениях фигуры и фона, которые утверждают, что наше внимание, будь то объект или фон, изменит наше восприятие (Кнудсен и др., 2021). Это выделено на классическом изображении лиц/вазы, показанном на рисунке (\PageIndex{4}\). В зависимости от того, фокусируетесь ли вы на черной или белой части изображения, это определяет, какая фигура станет заметной. Попробуйте сами. Вы видите другую вазу или профили?

      Рисунок \(\PageIndex{4}\): Профили/лицо Брайана Дерксена, лицензия CC0 1.0

      Давайте добавим здесь слой, опираясь на наши прошлые ключевые термины: значимость и выделение. Допустим, вы видите пару на оживленной торговой улице, которая спорит, возможно, кричит. Вы можете посмотреть на них и подумать: «Вау, это странно». Вы можете приписывать их поведение многим факторам, но вы продолжаете вести машину, так как не знаете людей или ситуацию. Теперь предположим, что вы поворачиваете на свою улицу, подходите очень близко к своему дому и видите двух спорящих людей, возможно, кричащих. Это очень близко к тому месту, где вы живете. Эти люди могут быть вашими соседями. Теперь вы чувствуете, что из-за близости этого противостояния к вашему дому оно становится более заметным. Вы также можете обратить пристальное внимание на двух спорящих людей; вы даже можете решить предпринять какие-либо действия, например вмешаться или вызвать полицию, потому что вы можете организовать событие как угрозу для вас и безопасности вашей семьи. Ситуация та же, но изменилось окружение конфликтующих людей, что изменило ваше восприятие ситуации.

      Прежде чем мы покинем этот раздел о близости, давайте признаем, как часто мы и другие люди используем близость для организации намерений окружающих нас людей. Вы когда-нибудь гуляли с другом, чтобы кто-то предположил, что вы вместе или на свидании? Или, если вы столкнулись со сценой на рис. \(\PageIndex{5}\), где один ребенок стоит над другим, который лежит на земле и плачет, можно ли предположить, что один ребенок ударил или расстроил другого? Основываясь на близости, ваша физическая близость к другому человеку, объекту или местоположению может привести к ложному восприятию вас и других. Возможно, эти представления безобидны, но они могут причинить значительный вред одной или нескольким вовлеченным сторонам, особенно когда речь идет о том, как мы управляем своими отношениями с другими. Задавая вопросы и постоянно исследуя свои предубеждения по мере того, как мы путешествуем по миру, мы можем избежать предположений.

      Рисунок \(\PageIndex{5}\): Мальчик плачет на полу. Фото Ян Мяо на Unsplash

      Эффект первенства и недавности

      Часто говорят, что у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Социальные психологи используют термин эффект первичности для описания явления, когда люди больше взвешивают то, что они видят/узнают сначала, рассматривая это как более заметное, чем то, что приходит позже. Чтобы лучше понять это, давайте поместим эффект первичности в контекст исследований Соломона Аша (19).46) и Эдвард Джонс (1968).

      Asch (1946) провел исследование, в ходе которого участников просили поделиться своим общим впечатлением о человеке на основе списка характеристик, которые он прочитал. Всем участникам был присвоен одинаковый набор характеристик: умный, критический, импульсивный, трудолюбивый, упрямый, завистливый. Однако порядок перечисления характеристик был изменен. Выводы Аша привели его к выводу, что когда список характеристик начинался с более положительных черт, участники с большей вероятностью оценивали человека более положительно. И наоборот, когда сначала делились негативными характеристиками, общее впечатление было негативным. В соответствующем исследовании Джонса (1968) участников попросили просмотреть одну из двух видеозаписей, на которых женщина проходит тест на интеллект. Читая эти исследования, вы можете подумать, что сначала всегда лучше. Ответ намного сложнее.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts