Это феномен воздействия или влияния индивида на мнения оценки: . . . . , . , . , . , .

Содержание

Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов

Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны:
 (*ответ*) да
 нет
Действия — форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и удовлетворяет свои потребности:
 (*ответ*) нет
 да
Деятельностный подход — процесс, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания:
 (*ответ*) нет
 да
Деятельность — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель:
 (*ответ*) нет
 да
Морфология (организация) деятельности — строение деятельности, взаимосвязь ее частей в едином целом:
 (*ответ*) да
 нет
Мотив — форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность:
 (*ответ*) да
 нет
Навыки — освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности:
 (*ответ*) да
 нет
Операция — исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации:
 (*ответ*) да
 нет
Потребность — предвосхищение результата деятельности, образ возможного как прообраз действительного:
 (*ответ*) нет
 да
Психология труда — исторически возникшие формы деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенной суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества:
 (*ответ*) нет
 да
Результат деятельности — конечный итог, относящийся и к отдельным действиям, и к деятельности в целом, завершающий собой что-либо:
 (*ответ*) да
 нет
Смысл деятельности — изменение отношений, существующих между субъектом и возможностями удовлетворения его потребности, предоставленными ситуацией:
 (*ответ*) да
 нет
Субъект — индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания:
 (*ответ*) да
 нет
Субъект активности представляет собой индивидуальное «Я» человека:
 (*ответ*) да
 нет
Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей:
 (*ответ*) да
 нет
Идентификация — способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта:
 (*ответ*) да
 нет
Композиция группы — совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе:
 (*ответ*) нет
 да
Конформизм (от лат. conformis — подобный) — изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих:
 (*ответ*) да
 нет
Кооперация — способ воздействия, который проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения:
 (*ответ*) нет
 да
Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов:
 (*ответ*) да
 нет

Тема 14. Социально-психологический феномен лидерства

Вопросы:

1. Понятие «лидерство, основные признаки и функции лидера. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство».

2. Теории происхождения лидерства.

3. Классификации лидеров.

1. Понятие «лидерство, основные признаки и функции лидера. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство».

Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западной психологии на базе эмпирических исследований малых групп.

Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния одного из членов группы на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

Основными признаками лидерства являются:

1) более высокие активность и инициативность лидера группы при решении группой совместных задач;

2) большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

3) более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

4) большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера:

  1. организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах,

  2. выработка и поддержание групповых норм,

  3. внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами,

  4. принятие ответственности за результаты групповой деятельности,

  5. установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

По мнению некоторых авторов, лидерство определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются:

1) индивидуальные психологические характеристики личности самого лидера;

2) социально-психологические характеристики членов малой группы;

3) характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

С начала использования в отечественной социально-психологиче­ской литературе понятий лидера и лидерства (семидесятые годы ХХ ве­ка) возник вопрос о том, чем отличается лидер группы от официально существующего в ней или назначаемого руководителя.  Этот вопрос в зарубежной социально-психологической литературе фактически не обсуждался.  Более того, все, что касается лидера (лидерства), автоматически и безоговорочно переносилось на руководителя (руководство), поскольку там, где ученые первыми приступили к разработке этой про­блематики (США, тридцатые годы ХХ века), руководителями групп в основном становились лидеры, а назначенные руководители должны были выступать в роли лидеров для руководимых ими групп.

Данный вопрос впервые возник в условиях советской авторитарной системы в то время, когда в нашей стране начались исследования лидерства.  В этой социальной системе в то время не существовала практика выбора руководителей: их, как правило, официально на­зна­чали.  Поэтому с самого начала нужно было развести понятия лидера (лидерства) и руководителя (руководства), том числе и для того, чтобы показать, что созданная на Западе теория лидерства советским людям якобы не подходит.  Наиболее четко и последовательно лидерство (лидер) и руководство (руководитель) были разведены в работах Б.  Д.  Парыгина.

  1. Лидер в основном осуществляет регуляцию неофициальных отношений в группе, в то время как руководитель управляет главным образом официальными отношениями.

  2. Лидерство – это явление, характерное для системы межличностных (психологических) отношений, в то время как руководство – феномен, свойственный системе социальных (общественных) отношений.

  3. Лидерство возникает стихийно, а руководство – организованно.

  4. Для появления или изменения лидерства не существует каких-либо официально принятых процедур, в то время как для появления и изменения руководства такие процедуры существуют.

  5. Явление лидерства менее стабильно и более динамично, чем явление руководства.  Лидер может появляться и изменяться в группе часто, в то время как руководитель появляется и сменяется намного реже.

  6. Руководитель, воздействуя на группу и ее членов, пользуется системой официально закрепленных за ним прав и соответствующих санкций, в то время как лидер ни правами, ни официальными санкциями не располагает.

  7. Процесс принятия решений руководителем намного более сложен в процедурном отношении, чем процесс принятия решений лидером.

  8. Сфера проявлений лидерства и деятельности лидера – это в основном малая группа, в то время как область проявлений деятельности руководителя выходит за пределы малой группы.

Что это такое и почему это важно?

  • Важность распознавания предвзятости подтверждения
  • Как уменьшить влияние предвзятости подтверждения
  • Другие психологические явления, связанные с предвзятостью подтверждения идея. Это приводит к тому, что вы склоняетесь к своей исходной позиции, потому что, если вы ищете только информацию, которая поддерживает одну идею, вы найдете только ту информацию, которая поддерживает эту идею. Это противоречит проведению более всесторонних исследований, которые познакомят вас с противоположными идеями.

    Существует несколько различных типов предвзятости подтверждения.

    Предвзятый поиск. Этот тип смещения возникает, когда вы проводите исследование и ищете только информацию, которая поддерживает вашу теорию или гипотезу. В нашу современную эпоху поисковые системы помогают нам с этой предвзятой тенденцией.

    Например, если вы ищете вопрос с двумя переменными, такими как «Лучше ли аренда, чем покупка?» вам будут предоставлены результаты поиска, которые поддерживают аренду дома, а не его покупку. Если вы ищете противоположный вопрос: «Лучше ли покупка, чем аренда?» вы получите результаты поиска, которые поддерживают покупку.

    Предвзятая интерпретация. Этот тип смещения объясняет, почему вы склонны интерпретировать данные и информацию таким образом, который поддерживает ваше мнение или гипотезу, независимо от позиции, поддерживаемой данными.

    Исследования показывают, что люди склонны придерживаться своих убеждений, даже когда им представляют новые данные, потому что они интерпретируют эти новые данные таким образом, который поддерживает их первоначальное мнение.

    Предвзятые воспоминания. Это относится к предвзятому воспоминанию. Исследования показывают, что вы можете помнить больше событий, подтверждающих имеющуюся у вас идею, чем опровергающих ее. Некоторые эксперты считают, что ваш мозг может даже хранить информацию, которая согласуется с вашими взглядами, чаще, чем информацию, которая их опровергает.

    Этот тип предвзятости является частью того, что поддерживает стереотипы. Даже если отдельный человек не соответствует каждому стереотипу своей культурной группы, вы с большей вероятностью вспомните о нем то, что поддерживает существующие стереотипы.

    У экспертов есть несколько различных теорий о том, почему люди склонны к предвзятости подтверждения.

    Помогает обрабатывать информацию. Некоторые люди считают, что предвзятость подтверждения помогает вам эффективно разбираться в большом объеме информации, которую вы видите каждый день.

    Вселяет уверенность. Другие эксперты считают, что люди ищут информацию, подтверждающую их мнение, чтобы сохранить или укрепить свою самооценку. Поиск информации, которая поддерживает их идеи, заставляет их чувствовать себя более уверенно.

    Уменьшает умственный конфликт. Другая теория о том, почему люди используют предвзятость подтверждения, заключается в том, что она снижает риск умственного конфликта, также называемого когнитивным диссонансом. Когда кто-то владеет или владеет информацией о двух противоположных идеях, он может испытывать психологический стресс. Предвзятость подтверждения может снизить риск возникновения негативных эмоций от этого стресса.

    Важно распознавать предвзятость подтверждения, особенно в эпоху современного Интернета, когда люди постоянно сталкиваются с большим количеством информации, чем когда-либо прежде. Предвзятость подтверждения может изменить ваше представление о мире. Это может повлиять на все, от политических взглядов до практики найма на рабочем месте.

    Чтобы уменьшить влияние предвзятости подтверждения, вы можете провести более тщательное исследование. При поиске информации обязательно:

    • Читать статьи целиком
    • Не судите о статье, основываясь только на заголовке
    • Анализируйте статьи на наличие надежных доказательств в поддержку выдвигаемого аргумента
    • При необходимости проведите дополнительное исследование представленных доказательств, чтобы убедиться, что они заслуживают доверия
    • Рассмотрите исследование противоположных идей

    Предвзятость подтверждения — не единственная психологическая тенденция, которая может повлиять на ваше мировоззрение.

    Эффект обратного удара. Эта теория утверждает, что, когда вам представляют противоположное мнение, вы можете удвоить ставку и твердо придерживаться своей позиции. К счастью, исследования показывают, что, хотя это явление может затрагивать отдельных людей, оно не влияет на проверяющих факты. Это люди, чья работа заключается в проверке информации, найденной в СМИ.

    Эффект ореола. Это психологическое явление возникает, когда вы позволяете одной черте чего-либо, будь то человек, бренд или что-то еще, затмить более тонкое впечатление о сущности в положительном ключе. Например, если вы считаете кого-то щедрым, вы можете автоматически предположить, что он также и заботливый человек.

    Предвзятость групповой атрибуции. Этот тип смещения возникает, когда вы предполагаете, что член культурной группы обладает стереотипными качествами этой группы. Качества включают общие предпочтения и политические взгляды. Например, вы можете ошибочно предположить, что кто-то, принадлежащий к определенной политической партии, проголосовал за кандидата в президенты от этой партии.

    Самые популярные

    Что такое эффект побеждающей стороны? Почему люди следуют за толпой

    Что такое эффект побеждающей стороны?

    Эффект побеждающей стороны — это психологический феномен, при котором люди делают что-то в первую очередь потому, что это делают другие люди, независимо от их собственных убеждений, которые они могут игнорировать или отвергать. Эта тенденция людей согласовывать свои убеждения и поведение с убеждениями группы также называется стадным менталитетом.

    Термин «эффект побеждающей стороны» происходит из политики, но имеет широкое значение, обычно наблюдаемое в поведении потребителей и инвестиционной деятельности. Это явление можно увидеть во время бычьих рынков и роста пузырей активов.

    Основные выводы

    • Эффект побеждающей стороны — это когда люди начинают что-то делать, потому что кажется, что все остальные это делают.
    • Эффект побеждающей стороны можно объяснить психологическими, социальными и экономическими факторами.
    • Эффект побеждающей стороны возникает в политике, когда люди голосуют за кандидата, который, кажется, имеет наибольшую поддержку, потому что они хотят быть частью большинства.
    • Эффект побеждающей стороны также может влиять на потребительские расходы и инвестиционные решения.
    Нажмите «Воспроизвести», чтобы узнать, что такое эффект победителя

    Почему возникает эффект выигрыша

    Эффект побеждающей стороны возникает в первую очередь из-за психологических и социологических факторов. Люди биологически запрограммированы быть социальными и любят быть частью группы. Поведение так же, как и в группе, может привести к принадлежности и принятию. Людям также нравится быть в команде победителей и сигнализировать о своей социальной принадлежности. Для этого они перенимают поведение группы вокруг них, и это поведение начинает казаться желательным или нормальным из-за близости и повторяемости.

    Эвристика

    Человеческий мозг использует «ярлыки», известные как эвристики, для более эффективного принятия решений. Один из таких способов — посмотреть, что делают другие люди. Если достаточное количество людей следуют тренду или принимают одно и то же решение, ваш мозг полагает, что это правильное решение.

    С экономической точки зрения это может иметь смысл, поскольку позволяет сэкономить на затратах на сбор информации, полагаясь на знания и мнения других. Например, если у вас есть ребенок, вы можете часами изучать разные детские коляски и пытаться найти наилучший вариант. Или, если все, кого вы знаете, имеют одну и ту же модель детской коляски, вы можете решить, что это лучшая модель, потому что все остальные пользуются ею. Пока это хорошая коляска, вы бы сэкономили себе часы времени, потраченные на исследования, которые вам не нужны.

    С другой стороны, следование тому, что делает группа, без учета всех последствий, может вызвать проблемы. Это было видно в преддверии жилищного кризиса в 2007 году. Все финансовые учреждения присоединились к побеждающей стороне на выборах субстандартного ипотечного кредитования, создав нерегулируемый и нестабильный пузырь на рынке жилья. Инвесторы и покупатели верили, что рынок останется стабильным, потому что все остальные и верили, что он останется стабильным. Это оказалось ложным убеждением и привело к Великой рецессии 2007-2009 гг..

    Эффект иллюзорной правды

    Повторение также может повлиять на то, что люди считают правдой. Люди склонны полагать, что заявления более верны, если они чаще сталкивались с ними. Вот почему реклама, пропаганда и ложные новости работают: они снова и снова внушают людям одну и ту же идею. Это известно как эффект иллюзорной правды.

    Это также может стать частью эффекта побеждающей стороны. Вы можете поддерживать одну спортивную команду, но если все, кого вы знаете, постоянно говорят о том, насколько лучше другая спортивная команда, это начинает казаться правдой. Одного повторения может быть достаточно, чтобы убедить вас следовать за толпой и начать поддерживать новую команду.

    Влияние эффекта поддержки на выборах в различных областях

    Эффект побеждающей стороны можно увидеть в различных сферах повседневной жизни. Это можно увидеть в повседневном социальном поведении, например, в курении, потому что курят ваши друзья, или в занятиях спортом, потому что ваши друзья тренируются. Он также часто работает в области политики, потребительского поведения и финансов.

    Политика

    В политике эффект побеждающей стороны может привести к тому, что граждане будут голосовать за человека, который, по-видимому, пользуется большей поддержкой населения, потому что они хотят принадлежать к большинству.

    Термин «повозка на выборах» относится к повозке, которая везет группу через парад. В течение 1920-го века артист по имени Дэн Райс путешествовал по стране, выступая за президента Закари Тейлора. Подножка Райс была центральным элементом его предвыборных мероприятий, и он призвал присутствующих в толпе «запрыгнуть на подножку» и поддержать Тейлора.

    К началу 20-го века подножка была обычным явлением в политических кампаниях, а «запрыгнуть на подножку» стало уничижительным термином, используемым для описания социального феномена желания быть частью большинства, даже когда это означает идти против своих принципов или убеждений. .

    Поведение потребителей

    Потребители часто экономят на сборе информации и оценке качества потребительских товаров, полагаясь на мнения и покупательское поведение других потребителей. В какой-то мере это благотворная и полезная тенденция; если предпочтения других людей схожи, их решения о потреблении рациональны и они располагают точной информацией об относительном качестве доступных потребительских товаров, то имеет смысл последовать их примеру и эффективно передать расходы по сбору информации кому-то другому.

    Тем не менее, такой эффект побеждающей стороны может создать проблему, поскольку он дает каждому потребителю стимул бесплатно пользоваться информацией и предпочтениями других потребителей. В той мере, в какой это приводит к ситуации, когда информация о потребительских товарах может быть недоработана или производиться исключительно или в основном маркетологами, ее можно критиковать. Например, люди могут купить новую электронику из-за ее популярности, независимо от того, нуждаются ли они в ней, могут ли себе это позволить или даже действительно хотят ее приобрести.

    Эффект побеждающей стороны в потреблении также может быть связан с демонстративным потреблением, когда потребители покупают дорогие продукты как сигнал экономического статуса.

    Инвестиции и финансы

    Эффект побеждающей стороны был выявлен и в поведенческой экономике. Инвестиционные и финансовые рынки могут быть особенно уязвимы к эффекту побеждающей стороны, потому что не только будут иметь место те же самые социальные, психологические и информационные факторы, но и, кроме того, цены на активы будут иметь тенденцию к росту по мере того, как все больше людей запрыгивают на побеждающую сторону. Это может создать петлю положительной обратной связи в виде роста цен и увеличения спроса на актив, что связано с концепцией рефлексивности Джорджа Сороса.

    Например, во время пузыря доткомов в конце 1990-х годов появились десятки технологических стартапов, у которых не было ни жизнеспособных бизнес-планов, ни продуктов или услуг, готовых вывести на рынок, а во многих случаях не более, чем имя (обычно что-то технологично звучащее). с «.com» или «.net» в качестве суффикса). Несмотря на отсутствие видения и размаха, эти компании привлекли миллионы долларов инвестиций в значительной степени благодаря эффекту побеждающей стороны.

    Как избежать эффекта толпы

    Сведение к минимуму эффекта побеждающей стороны может быть трудным процессом. От группового мышления трудно избавиться, как и от предубеждений, которым люди подвержены в социальном плане. Есть три шага, которые вы можете предпринять, чтобы свести к минимуму эффект побеждающей стороны.

    1. Подумай критически . Подумайте, насколько ваше положение, потребности или мнения отличаются от тех, кто вас окружает. Вместо того, чтобы следовать тому, что делают другие люди, вы можете занять альтернативную или противоположную позицию, изучая свои варианты.
    2. Ищите надежные источники информации . Найдите тех, которые были проверены на нескольких уровнях, свободны от предубеждений или открыто признают их и не получают прибыль на основе вашего выбора.
    3. Медленнее принимайте решения . После того, как вы соберете информацию, дайте себе отдохнуть от внешних воздействий, пока вы принимаете решение. Не позволяйте кому-то давить на вас, чтобы вы сделали немедленный выбор.

    В конце концов вы можете решить не следовать за толпой; в некоторых случаях вы можете обнаружить, что популярный выбор также хорош для вас. В любом случае, вы почувствуете себя более уверенно, если потратите время на исследования и примете решение, потому что это то, что вы хотите делать, а не только то, что делают все остальные.

    Кто первым определил эффект побеждающей стороны?

    Термин «победитель» появился в связи с президентскими выборами в США 1848 года. Во время успешной кампании Закари Тейлора популярный клоун пригласил Тейлора присоединиться к его цирковой подножке. Тейлор получил значительную известность, и люди начали утверждать, что его политические оппоненты, возможно, также захотят «запрыгнуть на подножку».

    Положительный или отрицательный эффект побеждающей стороны?

    Сам по себе эффект побеждающей стороны является нейтральным явлением. Является ли следование поведению других положительным или отрицательным, зависит от поведения, которому следуют. Например, если все, кого вы знаете, откладывают деньги на пенсию и часто обсуждают это, вы с большей вероятностью отложите деньги на пенсию, потому что копируете поведение окружающих. В этом случае эффект подножки будет для вас положительным. Но если все, кого вы знаете, ведут расточительный образ жизни, и вы делаете то же самое, даже если не можете себе этого позволить, эффект побеждающей стороны будет иметь для вас негативные последствия.

    Почему эффект победителя важен для инвесторов?

    Эффект побеждающей стороны может привести к тому, что инвесторы будут следовать за толпой, что может привести к возникновению пузырей или краху активов, в зависимости от того, покупает или продает толпа. В любом случае люди могут инвестировать из страха упустить выгоду (FOMO), а не проводить индивидуальную оценку инвестиций и проводить комплексную проверку. Покупка или продажа только потому, что кажется, что так делают все остальные, может привести к плохим результатам.

    Итог

    Эффект побеждающей стороны — это явление, при котором люди начинают что-то делать, потому что кажется, что это делают все остальные. Это может быть вызвано психологическими, социальными и экономическими факторами. Люди могут хотеть быть частью группы, которая, вероятно, победит, быть убежденными в том, что что-то верно, потому что они слышали это много раз, или просто попасть под влияние своих друзей или родственников.

    Эффект побеждающей стороны был впервые обнаружен в политике.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts