Фантазия | Мир Психологии
ФАНТАЗИЯ
Фантазия — см. Воображение.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Фантазия
- Синоним воображения.
- Продукт воображения.
Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании; для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазия, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
В сфере патопсихологии фантазия больных служит предметом исследования диагностического. С позиций психологии аналитической, фантазия — самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами бессознательного коллективного.
Согласно З. Фрейду, фантазия — так называемые сны наяву — это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством коей человек помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно — путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии как форма удовлетворения существует и путь от фантазии к реальности, примером коему служит искусство. Бессознательные фантазии — источники сновидений и симптомов невротических.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Фантазия (греч. phantasia – воображение)
- вообще — способность выдумывать, представлять себе что-либо;
- продукт воображения, мечта;
- неправдоподобный вымысел, выдумка;
- разг. — прихоть, причуда;
- процесс преобразования структур прежнего опыта индивида в соответствии с его потребностями, желаниями и опасениями.
воображение, по словам Л.С.Выготского, есть способность индивида из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций. Различают
- активное воображение (осознанное, мотивированное потребностью в творчестве) и
- пассивное воображение (поток представлений, возникающий без осознанных усилий индивида).
- Преднамеренное пассивное воображение имеет своим результатом временный уход от действительности и погружение в состояние мечтательности.
- Непреднамеренное пассивное воображение обнаруживает себя в дремотном состоянии, в сновидениях, в состоянии психического расстройства.
- Репродуктивное воображение использует представления прошлого с целью изменения памяти о нём,
- Актуальное воображение – преобразование текущих впечатлений для понимания настоящего,
- предвосхищающее воображение служит структурированию предполагаемого будущего, прогнозированию, планированию.
В английском языке существует два сходных термина: fantasy и phantasy.
- Первый термин означает по преимуществу «каприз, прихоть, прихотливая выдумка» и рассматривается аналитиками как защитный механизм Эго, когда человек использует воображаемые события, чтобы удовлетворить неприемлемые импульсы Ид, то есть невротическое мечтание.
- Второй термин обозначает «воображение, воображаемое понятие» и относится к образной деятельности, лежащей в основе мышления и чувств.
В теоретических работах обычно подразумевается второе значение слова. В психоанализе – всеми школами принято считать, что сознательная психическая деятельность сопровождается, поддерживается, обеспечивается, оживляется и находится под влиянием бессознательной фантазии, которая начинается в детстве, первоначально имеет дело с биологическими процессами и связями и подвергается позднее символическому усложнению. Фантазии, с этой позиции, есть сообщения на языке бессознательного. Расхождения касаются мнений относительно практической ценности построения интерпретаций на материале бессознательных фантазий, но единодушие царит в том, что фантазии, в том числе и креативные или невротические, помещаются в Ид.
Согласно З.Фрейду, фантазия — сны наяву, то есть неосознанное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не имеющих ничего общего с галлюцинациями, если речь идёт о психически здоровом челевеке. Синоним: воображение (см.).
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Фантазия — термин, обычно используемый для обозначения психического процесса воображения объектов, символов или событий, не присутствующих в данный момент. Однако он также используется в отношении самих символов или образов.
Вообще, фантазия считается нормальным явлением, даже показателем психологической стабильности и здоровья индивида. Обычно она приятна, часто причудлива, это творческий процесс. Нередко упоминаемые патологические аспекты ограничиваются теми случаями, когда фантазия становится бредовой или когда она доминирует в психической жизни человека и скорее служит средством ухода от реальности, чем дополнением к ней.
предметная область термина
ФАНТАЗИЯ ГРАНДИОЗНОСТИ — одно из проявлений патологического нарциссизма, которое выражается в чрезмерном преувеличении своей личности, достоинств, достижений, переживаний, страданий, а по отношению к окружающим — в высокомерии и обесценивании их.
АУТИСТИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ — механизм психологической защиты, которым индивид отвечает на конфликт и стресс, сосредоточиваясь скорее на чрезмерном фантазировании, чем на целенаправленных действиях и мыслях.
НАЙДЕНЫША ФАНТАЗИЯ (foundling fantasy) — испытываемое младшим подростком чувство, что его родители так обыденны и духовно ограниченны, что они не могли произвести на свет такого тонко чувствующего и уникального индивида — его самого.
ПОВТОРНОГО РОЖДЕНИЯ, ФАНТАЗИЯ в психоанализе — фантазия о своем рождении. Часто выражается в символической форме, например сон о выходе из воды.
ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, ФАНТАЗИЯ — детское заблуждение, что его родители являются не настоящими его родителями, а приемными.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Психологическая сущность фантазии
Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в общей психологии, фантазия — это способность создавать новые образы (а так же воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Создание новых образов характеризует творческую или продуктивную фантазию, воспроизведение прежних — репродуктивную.
Между творческой и продуктивной фантазией нет принципиальной качественной разницы. Существует однако количественное различие: в степени и силе разных процессов. При каждом воспроизведении прежних образов привносятся элементы творчества, равным образом и в творческой фантазии никогда не отсутствуют элементы воспроизведения в качестве материала, которым располагает творческая фантазия. Таким образом, различие обеих форм сводится к тому, что, при психологической их однородности, в первой форме доминируют процессы воспроизведения, во второй — творчества.
При таком понимании фантазии она не только является чисто интеллектуальной функцией, но, в сущности, теснейшим образом связан а с памятью, т.е. не является самостоятельной психической функцией.В романтической эстетике фантазия трактовалась как высшая духовная функция в силу того, что она связана с искусством, которое для романтиков не только не было ниже науки, но стояло выше ее по глубине и непосредственности проникновения в тайны действительности.
Современная психология в исследовании фантазии исходит из идей Рибо, Майера, Мейнонга и других ученых, утверждавших, что образы составляют не цель, а средство в работе фантазии. Такой подход решительно отходит от интеллектуалистского понимания фантазии, т. к. ее интеллектуальная сторона рассматривается как вторичная. Основная же функция фантазии и ее основы — воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы: это второе положение теории фантазии развивает первое, чтобы понять самую функцию фантазии, ее в развитии эмоциональной жизни, необходимо иметь в виду основной закон эмоциональной сферы, который может быть сформулирован как закон двойного выражения чувств.
Согласно этому закону, всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере: оба эти выражения чувства взаимно независимы и неустранимы, подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. Что касается телесного выражения чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и тем закрепит его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного» психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными — как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа. Это особенно хорошо может быть показано на судьбе высших чувств, где такие случаи особенно часты: неосознанное, «невыраженное» чувство, в котором мы как бы стояли на пороге какого-то откровения, уходит.
Но если чувство находит свое выражение в образе, то этот образ становится столько же средством «уяснения», интеллектуализации чувства, сколько средством психического влияния на личность.Таким образом, работу фантазии можно назвать «эмоциональным мышлением», которое может быть противопоставлено познавательному мышлению. Если познавательное мышление перерабатывает материал восприятии в мысли, из которых складывается «истина» или правильное знание, то фантазия, перерабатывая материал эмоционального опыта, способствует или нацелена на усвоение и выражение идеалов. Этот понимание фантазии позволяет глубже проникнуть в природу и сущность фантазийных форм, как неотъемлемого элемента игровой деятельности, как у детей, так и у взрослых.
Психические процессы у детей
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Волевая готовность к школьному обучению
- Восприятие и память у младенцев
- Двигательная активность ребенка
- Лепет ребенка
- Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи
- Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности
- Первые преднамеренные звуки
- Переключение внимания ребенка
- . .. и другое
Фантазия
Фантазии и их влияние на вашу реальность
Последние несколько месяцев мы говорили о силе защитных механизмов. К сожалению, часто используются защитные механизмы, которые на самом деле усиливают ваши собственные эмоциональные страдания. И, конечно же, мы хотим, чтобы вы использовали ресурсы, которые помогут вам восстановиться, а не защитные механизмы, из-за которых вы застряли. Вы достаточно страдали от патологических любовных отношений, и последнее, что вам нужно, это чтобы ваша собственная психология работала против вас. Итак, сегодня мы поговорим о «фантазиях» и о том, как они тоже могут повлиять на ваши эмоциональные страдания.
Экхарт Толле сказал: «Эмоциональное страдание возникает в тот момент, когда мы не принимаем то, что есть».
Женщины, состоящие в отношениях с патологами, имеют очень сильную черту «фантазии». Фантазии — это не просто принятие желаемого за действительное, но и дополнительные компоненты, влияющие на вашу здесь-и-сейчас жизнь. Фэнтези часто ассоциируется с будущим и, в некотором роде, с прошлым.
Вот как. Женщины часто остаются в патологических отношениях, потому что испытывают панику или страх быть покинутыми, когда патологический пытается разорвать отношения. В конце концов, она возобновляет контакт или разрешает повторный контакт из-за этих чувств страха/паники/покинутости.
Заброшенность — чувство раннего детства. Будучи взрослыми, мы технически не чувствуем себя «брошенными», хотя мы думаем, что это состояние чувств, которое мы переживаем, когда кто-то покидает нас. Взрослое эмоциональное состояние — это утрата, а не покинутость, но когда у кого-то есть нерешенные проблемы покинутости в раннем детстве, любая потеря будет формироваться поверх чувства покинутости. Взрослые технически не могут быть брошены (если только вы, например, не зависимы от них с медицинской точки зрения). Причина, по которой мы не можем быть брошены во взрослом возрасте, заключается в том, что, будучи психически здоровыми взрослыми, мы действительно не можем быть брошены в детском смысле. Это чувство раннего детства обычно ассоциируется со временем отказа от родителей. Это чувство возрастной регрессии — что-то, что возвращает вас в детство или в очень юное эмоциональное состояние.
Каждый раз, когда я пишу о покинутости, я получаю яростное письмо от кого-то, утверждающего, что они взрослые и чувствуют себя брошенными. Есть две категории, в которых взрослые переживают сильные чувства детской брошенности. Один из них, если у взрослого есть травматическое расстройство и нерешенные проблемы раннего детства из-за отказа родителей, которые не лечили в терапии. В этом случае эти чувства часто всплывают на поверхность в связи с необработанными травмирующими чувствами. Другие сильные чувства покинутости часто испытывают люди с пограничным расстройством личности, которые регулярно чувствуют себя покинутыми. » Как бывший психотерапевт, я по-прежнему утверждаю, что взрослых нельзя бросать, если вы не пожилой человек, не нуждаетесь в уходе по медицинским показаниям или не имеете когнитивных расстройств, требующих ухода. . Это не значит, что вы не воспринимать себя как брошенного. Но если вас высадят посреди «заброшенного» города, вы доберетесь до полицейского управления или социальных служб, где вас накормят, приютят и снабдят провизией. Таким образом, вы не были брошены, как ребенок, брошенный посреди города.
Чувство «прекращения» отношений часто подсознательно вызывает детское чувство покинутости. Это прошлые ассоциации, которые связаны с фантазией о том, что это происходит снова и снова, хотя на самом деле это не так. Предыдущий мужчина в вашей жизни, который бросил вас в детстве (например), — это не то же самое, что патологический уход из вашей взрослой жизни.
Но внутри, эмоционально, состояние чувств ребенка настолько сильно, что кажется «дырой в душе». заставляет вас вернуться, чтобы остановить панику, или позволить ему вернуться, чтобы подавить чувство покинутости.
Фэнтези также ориентировано на будущее. Сказки — это фантазия, основанная на «однажды… и долго и счастливо», и это все хорошее, что «может» случиться в будущем. прошлое или полная фантазия, что этот год будет праздником «жили-были».
Женщины остаются в отношениях с патологами, основанными на большом количестве «фантазийных ставок на будущее», то есть «он может перестать вести себя как патолог», или «он может перестать обманывать», или «он может сказать правду». Фантазийные ставки очень похожи на азартные игры… ставки на будущее, которое вряд ли случится с патологией. Ставки на Нормальный праздник Роквелла — о, я имел в виду праздник Нормана Роквелла — тоже фантазия.
Почему? Потому что патология — это неспособность меняться и поддерживать последовательные позитивные изменения, расти каким-либо значимым образом, а также неспособность человека видеть, как его поведение негативно влияет на других.
Но женщины также остаются в патологических отношениях, основанных на «спроецированных фантазиях», то есть она фантазирует, что он будет счастлив с следующей женщиной, а следующие женщины получат все его хорошие черты и ничего из его плохих. Это тоже фантазии… что его патология как-то не повлияет на следующую женщину так, как на вас. (Вы не можете включать и выключать патологию, как выключатель света!)
Вот некоторая информация:
- Патология затрагивает всех то же ! (Если только она тоже не патологическая — тогда кого волнует, будут ли у него отношения, достойные эпизода Джерри Спрингера?).
- Женщины воображают, что это чувство «покинутости» повлияет на них так же, как и брошенность в детстве. (И не будет — просто для вашего сведения.)
- Женщины мечтают, что он будет с ними другим. Если он действительно патологический, то он запрограммирован. Этот — это его ДНК.
- * Женщины фантазируют, что он будет счастлив в будущем, а она что-то упускает. Если он действительно патологический, его паттерны не меняются.
Фэнтези не связано с здесь и сейчас. В вашей реальной жизни отсутствует фантазия о том, что происходит вокруг вас в данный момент. Фэнтези — это тип мышления «где-то там». Вернитесь к тому, что реально сейчас. Перечислите пять самых реальных пунктов о нем прямо здесь:
1.
2.
3.
4.
5.
Теперь отойдите в сторону, отойдите от детских чувств и посмотрите на список взрослыми глазами. Вы не можете быть брошены как взрослый, потому что, куда бы вы ни пошли, вы есть, и вы все, что вам нужно во взрослом возрасте. Во взрослом возрасте у вас нет потребности в зависимости, как в детстве. Быть покинутым — значит зависеть от того, кто покидает. Взрослые не зависимы.
Твоя настоящая жизнь продолжается прямо сейчас пока ты размышляешь о его драме и патологической интриге. Вы упускаете свою настоящую жизнь, которая происходит прямо сейчас! Драма, одержимость и навязчивые мысли обычно связаны с фантазиями — прошлым или настоящим. Это точно не о настоящем моменте и о том, что происходит прямо сейчас. Например, вы можете игнорировать свое здоровье, заботу о себе и счастье, а может быть, и своих детей и друзей из-за того, как много времени вы проводите в фантазиях. Фантазия говорит вам: «Еще немного, и он ее получит, и тогда у меня будет та жизнь, которую я действительно хочу».
Фэнтези хочет шепнуть вам на ухо, чтобы вы забыли обо всем на несколько дней во время каникул, когда вы сможете притвориться Нормальной семьей Роквелл. Но 26 декабря Мистер Патология будет там во всем своем сверкающем Кластере Б, чтобы напомнить вам, что ничего не произошло, кроме рождественской елки. Вы развернули «подарок» патологии, потому что все, что вы действительно хотели на Рождество, было вашей кучей фантазий, верно? Нет ! Ни один взрослый не хочет на Рождество «собственного психопата».
Еще есть время привести в порядок свои праздничные фантазии до 24 декабря. Получите его, чтобы вы могли наслаждаться отдыхом без патологий.
Отказ от ответственности по гендерным вопросам. Проблемы, о которых пишет Институт, связаны с проблемами психического здоровья. Это не гендерные проблемы. И женщины, и мужчины имеют типы расстройств группы В, которые мы часто упоминаем в наших статьях. Наша читательская аудитория примерно на 90% состоит из женщин, поэтому мы пишем для тех, кто с наибольшей вероятностью будет искать наши материалы. Мы решительно поддерживаем жертв-мужчин и призываем тех, кто хочет оказать поддержку жертвам-мужчинам, рассматривать вопросы, которые мы обсуждаем, только с точки зрения женщины-насильника/мужчины-жертвы. Кластер B. Образование – это проблема психического здоровья, применимая к обоим полам.
Когда фантазия переходит черту
Фантазии о другом человеке могут показаться безобидной роскошью, но на самом деле они приближают нас к искушению и повышают риск неверности. Точно так же, как размышления о тревогах и возможных катастрофах подпитывают тревогу и делают страхи более яркими, погружение в фантазию может усилить, а не погасить нашу тоску. Сновидения представляют собой знакомый пример того, как воображение может пересечь черту и слиться с реальной жизнью. Мы все можем относиться к тому, что нам снится интенсивный сон о ком-то, и мы обнаруживаем, что чувства из сна временно перетекают в наше бодрствующее восприятие этого человека.
Наш внутренний диалог влияет на наши мысли и чувства
То, как мы управляем своими мыслями, когда они приходят нам в голову (наш «внутренний диалог») напрямую влияет на то, что мы чувствуем и что делаем. Если мы используем это в своих интересах, у нас может быть мощный инструмент для управления нашим состоянием ума и большего контроля над собой. В качестве альтернативы мы можем поддаться «естественным» инстинктам и моделям мышления и посмотреть, что произойдет, когда они возьмут верх.
42-летний Джереми был ярким и общительным, хотя в детстве он был застенчивым, неуверенным в себе и одиноким. В старших классах он был убежден, что любая девушка, которая ему нравится, будет не в его лиге и не понравится ему. Он справлялся с этими болезненными ощущениями, используя свое воображение, утешая себя сексуальными сценариями, в которых любая понравившаяся ему девушка влюблялась бы в него. Джереми никогда ни с кем не вел себя неуместно и держал свои фантазии в секрете.
Став взрослым, Джереми был активен в обществе и был счастлив в браке с удовлетворительной сексуальной жизнью. Тем не менее, он продолжал вести яркую фантазийную жизнь, которую вел в детстве, обычно воображая сценарии о различных женщинах, которые попадались ему на пути. непривлекательным, и продолжал использовать силу, которую он нашел в своем разуме, чтобы отменить это восприятие себя. Джереми никогда не обращался за помощью по этому вопросу, так как считал, что фантазировать безвредно и что он ничем не отличается от других мужчин.
Джереми часто фантазировал о Зуи, одинокой сотруднице той же фирмы. Он взял на себя обязательство никогда не рассказывать ей об этих фантазиях, зная, что это может подвергнуть его большему риску, если он будет действовать в соответствии с ними. Джереми описал свои отношения с Зуи как нейтральные. Между ними никогда не было флирта, и Джереми никогда не чувствовал с ней никакой особой связи, кроме личного влечения.
В конце концов, Зуи решила уйти из фирмы ради другой работы. Когда они вдвоем прощались, Зуи внезапно призналась Джереми, что фантазировала о нем последние несколько лет. К своему удивлению, Джереми обнаружил, что взволнованно выпалил, что на самом деле он тоже фантазировал о ней. В этот момент Зуи потянулась к нему, чтобы попрощаться, поцеловав его в губы. Несмотря на то, что он нарушил свои собственные границы, Джереми объяснил себе, что он все еще в безопасности, поскольку он сообщил Зуи, что он счастлив в браке.
Раньше фантазии Джереми казались надежно разделенными. Однако неожиданное признание Зуи моментально разрушило хрупкую грань, разделяющую фантазию и реальность, и фантазия Джереми вдруг стала явью. В этой запутанной зоне, где смешиваются два мира, действия способами, ранее присущими фэнтезийному миру, могут казаться инстинктивными. В конце концов, человек уже «был там» в своем уме.
Джереми оказался втянутым в возбужденное, безрассудное состояние, перед которым невозможно было устоять. После прощального инцидента он и Зуи обменялись различными сообщениями и телефонными звонками, что стало новым явлением. Джереми сказал, что не хочет заводить роман и не собирается этого делать. Тем не менее, он не хотел следовать рекомендации своего терапевта полностью прекратить контакт и сделать окончание своих отношений с Зуи окончательным.
Как терапия помогает нам сосредоточиться на взрослой личности и ценностях
Терапия направлена на то, чтобы помочь Джереми получить доступ к более целостному ощущению себя, включая его зрелое, взрослое «я» и важные для него ценности. Он начал осознавать, что, несмотря на его слова против Зуи, он бессознательно поощрял продолжение их фантазии, даже зная, что Зуи втайне надеялась, что когда-нибудь они могут быть вместе. Джереми осознал, как легко он может навредить Зуи и в процессе слепо разрушить свой брак и семью, что для него было важнее всего на свете.
В возбужденном состоянии Джереми потерял связь с самим собой и своим «высшим разумом», в том числе со своими исполнительными функциями, обеспечивающими тормоза, суждение и вдумчивое рассмотрение последствий. Терапия сосредоточила внимание на тех аспектах его личности, которые были изолированы и тем самым заблокированы от опыта.
Вскоре Джереми начал бояться — верный признак того, что реальность начала вторгаться. Осознавая внутренний конфликт и страх, Джереми набрался сил и перспектив, чтобы прекратить контакт с Зуи. Сделав это, Зуи внезапно показала другую сторону себя. Она пришла в ярость и стала угрожать, говоря Джереми, что она «на самом деле» думает о нем. Это полностью разрушило фантазию и катапультировало Джереми в полноценную реальность.
Фантазии могут стать надежным источником комфорта и стимуляции. Когда люди не являются надежными источниками комфорта для детей, фантазии могут стать навязчивыми и повторяющимися, перерастая в симптомы. Эти симптомы могут продолжаться и во взрослом возрасте, как в случае с Джереми, даже когда взрослому «я» больше не нужно такое утешение и когда доступны настоящие источники любви.
Фэнтези — топливо для дел
Фэнтези — топливо для дел. Это помогает привести к ним, увековечивает их и мешает отступить или отпустить. Неспособность поверить в то, что человек захвачен фантазией, является центральной движущей силой. Сметенные притягательной, опьяняющей силой «порыва», романтическая фантазия смешивается со сложностью интимных отношений и реальной жизни. Мужчины, которым трудно эмоционально отпустить роман даже после прекращения контакта, обычно подпитывают этот процесс, продолжая фантазировать об отношениях.
Недавнее исследование с помощью МРТ показывает, что во время увлечения романтикой или фантазией в мозге происходят те же изменения, что и в мозге под кокаином. Это приводит к постоянному поиску удовольствий и немедленному удовлетворению. Даже когда Джереми догадывался, что движется в опасную зону, эффект увлечения был подобен действию наркотика, из-за чего ему было трудно нажать на тормоза.
Как правило, мужчины, которые обращаются за терапией из-за любовной связи, являются обычными, благонамеренными и нравственными, часто с пожизненным анамнезом невыявленного эмоционального пренебрежения. Их укоренившиеся модели чрезмерной ответственности, самопожертвования и уступчивости делают их особенно уязвимыми для необходимости вырваться и искать облегчения от чувства бремени и отсутствия жизненной силы. Поскольку их ослабленный порог сдержанности переполнен искушением, вскоре они отправятся в свободное падение.
Интрижки и фантазии — способ протеста против ответственности взрослых
Интрижки и фантазии помогают уйти от реальности. В фантастическом мире безответное детство нуждается в отражении, восхищении и слиянии с другим. Оно вызывает опьяняющее чувство, которого ребенок никогда не испытывал, и ведет к ложному убеждению, что это эйфорическое чувство является чем-то реальным и устойчивым в настоящем. Отказ от фантазии может быть подобен избавлению от зависимости и может активировать ранее бессознательные чувства потери и пустоты.
Выявление и предвидение рискованного поведения защищает нас от захвата чувствами и снижает вероятность неприятностей. Эта стратегия требует, чтобы мы были «на виду» в отношении нашей уязвимости перед тем, как стать жертвой искушения. Это включает в себя принятие преднамеренных решений, чтобы установить для себя четкие границы и ограничения, а также дистанцирование от поведения и ситуаций, которые увеличивают риск, включая фантазии.