Фаза инкубации в творческом процессе нужна для: Фазы (этапы) творческого процесса

Фазы (этапы) творческого процесса

А.Пуанкаре различает четыре фазы творческого процесса: первая – подготовительная, вторая – инкубации или созревания, третья – озарения или инсайта и четвертая — проверки2.

Первая фаза творчества не начинается с фактов. Она начинается с осознания проблемы. Факты и ситуации, из которых вытекает проблема, как правило, доступны многим. Но оценить их и сформулировать на основе их анализа проблемы могут лишь немногие подготовленные умы. Умение чувствовать, находить и ставить проблемы – одна из основных черт творческого мышления. И все же объективные источники творческих проблем поддаются анализу. Часто их источником являются праздное любопытство и развлечение. Например, микроскоп изобрели не биологи или медики, а точильщики стекол. Творческие проблемы связаны со всякого рода техническими изобретениями. Творческие проблемы формулируют и при осознании противоречия между наличными знаниями и действительностью.

Например, астрономы годами ломали голову над вопросом, почему законы Ньютона хорошо описывают движение всех планет по их орбитам за исключением Меркурия, проявлявшего определенные незначительные отклонения.

Одним из источников творческих проблем является осознание того, что положения, которые оцениваются многими, как истинные, являются заблуждениями. Хотя они и не противоречат фактам, но являются ошибочными. Так люди долго заблуждались относительно устройства мироздания, полагая, что в его центре находится Земля. Система Птоломея, довольно неплохо (хотя и сложно) описывавшая движение планет, поддерживала такие представления. И лишь осознание Н. Коперником их ложности позволило ему создать гелиоцентрическую картину мира.

Наконец, творческие проблемы могут возникать из стремления найти новый и весьма интересный метод обобщения имеющейся информации. Так, Эйнштейн не делал экспериментов, не собирал новой информации. Единственно, чему он способствовал, — это новому подходу к информации, доступной всем и каждому.

Творческая проблема отличается от простого вопроса, затруднения (так переводится с греческого термин «проблема») тем, что для ее решения нет заранее заданного метода. Его находят в процессе поиска решения. Любой поиск предполагает наличие многих вариантов, путей, состояний. Цель поиска заключается в отборе лучшего из многих сравнимых по результату вариантов. Сознательный поиск возможных путей решения проблемы является продолжением подготовительной фазы творчества. Если удается точно определить, что собой представляет наилучший вариант, то становится возможным самый простой способ поиска – сознательный перебор вариантов. И хотя об этом методе сказано немало осуждающих слов, тем не менее им широко пользуются и ученые, и изобретатели, и детективы. Так, Пауль Эрлих (1834-1915), крупнейший немецкий ученый и нобелевский лауреат скрупулезно изучил свойства 605 препаратов, содержащих мышьяк, прежде чем нашел знаменитый «препарат 606». Но и после этого он не прекращал поиска, синтезировал и изучил еще 308 соединений ради того, чтобы ввести в медицинскую практику «препарат 904».

Если оптимальный вариант поиска поддается математическому выражению, то к поиску обычно подключают компьютер. Сегодня компьютеры – незаменимые помощники творческого мышления особенно в тех случаях, когда объем вычислительной работы или перебор вариантов поиска превышает человеческие возможности.

Одним из самых эффективных способов поиска вариантов решения проблемы, считает Гельмгольц, является рассмотрение ее со всех сторон так, чтобы можно было сознательно учесть и рассмотреть все возможные усложнения и варианты.

«Итак, творить, – это значит выбирать, это значит различать»1. Но творческий процесс тем и отличается, что в поиск и оценку вариантов решения проблемы властно вторгается интуиция. Творческий ум как бы автоматически, подчиняясь подсознательному чувству, отбрасывает не нужные комбинации. «Бесплодные комбинации, — пишет Пуанкаре, — даже не приходят на ум изобретателю. В пределах его сознания появляются комбинации только действительно полезные и наряду с этим несколько других, которые он отбрасывает впоследствии, но которые носят до некоторой степени характер полезных комбинаций»2.

В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается решением проблемы. Как правило, наступает такой момент, когда все доступные методы испробованы, а результата нет. С осознания этого момента начинается вторая фаза творческого процесса — фаза инкубации или созревания. «Общеизвестно, — читаем мы у Дьюи, — что после долгой работы над интеллектуальной темой ум перестает функционировать с готовностью. Он явно идет по проторенной дороге… перестают появляться новые мысли. Ум, как говорит пословица, «сыт по горло». Это условие является предупреждением для обращения сознательного внимания рефлексии на что-либо другое. После того, как ум перестал быть занятым проблемой, а сознание ослабило свое напряжение, начинается период инкубации»

3.

Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых исследователя. «Но с большей уверенностью можно предположить, — пишет Пуанкаре, -что этот отдых был наполнен бессознательной работой»4, итогом которой часто является подсознательно сделанный эвристический выбор.

«Материал, — пишет Дьюи, — перегруппировывается сам, факты и принципы распределяются по своим местам, беспорядок превращается в упорядоченность и часто до такой степени, что проблема по существу решается»5.

Третья фаза творческого процесса — фаза инсайта, внезапного озарения, эмоционально яркого осознания нужного решения, «Эврики» полностью относится на счет интуиции и часто противопоставляется логическому мышлению. Русский математик В. Стеклов отмечал, что творческий процесс происходит бессознательно. Формальная логика здесь никакого участия не принимает, истина добывается не ценою умозаключений, а именно чувством, которое мы называем интуицией. Она (истина) входит в сознание без всякого доказательства. Найденное бессознательной работой творческого мышления решение проблемы вдруг осознается настолько очевидным, что приходится лишь удивляться, как оно раньше не приходило в голову.

Критическая оценка интуитивной догадки, проверка ее правильности, или верификация, составляет содержание четвертой фазы творческого процесса.

Проверка необходима, потому что интуиция подводит значительно чаще, чем это принято рассказывать. Ошибочные интуитивные выводы обычно в автобиографические записки не попадают. В процессе проверки интуитивно полученные результаты упорядочивают, им придают стройную логическую форму. Интуиция уступает место логике.

Для проверки найденного решения часто стремятся построить цепочку рассуждений, чтобы проследить логический путь от догадки до отправной точки зрения. Иногда бывает полезным поступать наоборот: за отправную точку зрения взять проблему, а затем попытаться построить цепочку рассуждений, обосновывающих найденную догадку. Если тот или другой путь оказывается логичным, то это дает довольно веские основания считать найденное решение правильным. Иногда логическая проверка состоит в том, что строится новая теория, которая включает в себя как предельный случай прежнюю теорию, но объясняет факты, которые не могла объяснить эта прежняя теория. Так, теория относительности объяснила некоторые незначительные отклонения в движении Меркурия по своей орбите, что не могла сделать теория Ньютона.

Существуют другие более эффективные, хотя и более трудоемкие методы проверки. В области технического творчества самый простой способ состоит в построении образца. Ведь техническое устройство или работает или не работает. В этом случае легко установить и степень эффективности найденного решения. Другой способ состоит в воссоздании явлений, над которым билась творческая мысль, в искусственных условиях, в опыте, эксперименте. Часто, чтобы проверить догадку, из нее логическим путем выводят следствия о новых возможных фактах, а затем ищут подтверждение этих выводов в опыте, эксперименте.

4 стадии творческого процесса / Newtonew: новости сетевого образования

Мы в соц.сетях:

  • Статьи
  • ·
  • Авторские колонки
  • ·
  • Коллекции
  • ·
  • Новости
  • ·
  • События

Написать статью

12+

  вернуться Время чтения: 8 минут   |   Комментариев: 2

Сохранить

Считается, что наука принципиально отличается от художественного творчества.

Здесь у нас есть строгие правила метода и доказательства, а там — свобода авторского произвола. Здесь — годы кропотливой работы по проверке гипотез и проведению экспериментов, там — лишь индивидуальная воля сочинителя.

Но если присмотреться, творческий процесс устроен приблизительно одинаково, в какой бы области он ни протекал. Чтобы добиться успеха в физике или математике, нужно мыслить не менее творчески, чем в поэзии, а писателю необходима та же строгость мышления и трудолюбие, что учёному или инженеру.

Чёткого разделения между творчеством и ремеслом не существует.

pexels.com

Об этом ещё в 1908 году говорил в своём докладе «Математическое творчество» Анри Пуанкаре. Научному открытию предшествует долгая работа, которая отчасти происходит сознательно, а отчасти совершается в области подсознания, когда уже накоплена нужная информация и сделаны необходимые усилия. Затем происходит внезапное озарение, когда части головоломки внезапно сходятся и — эврика! — встают на свои места.

Вот как описывает это сам Пуанкаре:

Анри Пуанкаре

из доклада «Математическое творчество»

Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил чёрного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию.

К озарению нельзя подойти с помощью одного только разума, который раскладывает задачу на отдельные элементы и проверяет их на соответствие друг другу. Хотите отпугнуть вдохновение — непрерывно думайте о проблеме. Хотите его привлечь — отвлекитесь от задачи на час, день, неделю; позвольте своему подсознанию проделать нужную работу за вас. 

Сальвадор Дали, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.)

dalipaintings.com

Стадии творческого процесса, которые можно найти в рассуждении Пуанкаре, позднее были более чётко сформулированы в работе психолога Грэма Уоллеса «Искусство мысли» (1926). С тех пор эта схема принципиально не изменилась. По Уоллесу, творческий процесс состоит из четырёх стадий:

  • Подготовка. Исследование нового материала, обработка и планирование, обдумывание задач. Период осознанной концентрации над проблемой.
  • Инкубация. Отвлечение от задачи, когда «ментальные события» начинают происходить непроизвольно, без контроля сознания. В этот период лучше заняться чем-то другим либо просто отдохнуть. Период инкубации может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
  • Озарение. Вспышка осознания, что решение проблемы найдено. Бессознательное выдаёт результат проделанной работы, что часто достигается соединением случайных образов и ассоциаций.
  • Проверка. Контроль сознания за найденным решением, отбор идей и проверка гипотез. Изначальная идея оценивается, дорабатывается и подкрепляется рациональными аргументами. 

Можно легко заметить, что эти стадии не всегда следуют одна за другой и могут повторяться несколько раз при работе с одной и той же проблемой. В некоторых случаях озарение происходит постепенно, когда отдельные открытия складываются в большую теорию — как это произошло с теорией эволюции Чарльза Дарвина.

Одного лишь озарения для творчества недостаточно.

Как говорил Томас Эдисон, «гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Но и без отдыха тут тоже не обойтись.

Важную роль в процессе творческого поиска играет интуиция. Это предчувствие, которое задаёт мыслительному процессу определённое направление. Предчувствие может дать толчок к поиску новой информации, а также направить бессознательное в определённую сторону.

Роб Гонсалвес, «The Sun Sets Sail»

theinspiration.com

Известный психолог Михай Чиксентмихайи в своей работе о креативности делит последнюю стадию на два этапа: оценка и оттачивание. На последней стадии писатель работает над формулировкой отдельных предложений и структурой текста, учёный более чётко формулирует гипотезы и пытается связать свою работу с более широким контекстом.

Но даже на этом этапе «озарения» не кончаются. Порой финальные штрихи добавляют портрету совершенно новые черты, которые меняют всю картину целиком. Никто бы не стал совершать открытия и писать романы, если бы результат был известен заранее. По сути, творческий процесс никогда не прекращается.

Центральный момент этой схемы — переход от инкубации к озарению. 

Именно это мы обычно называем творчеством в узком смысле этого слова, будто бы всё остальное — лишь подготовка и финальное наведение лоска. Именно этот этап хуже всего схватывает наше сознание. Психологи-когнитивисты утверждают, что в период инкубации происходит «бессознательное познание»: мысленные сигналы и стимулы соединяются друг с другом в порядке произвольных ассоциаций.

Вот как немецкий химик Фридрих Кекуле описывал открытие циклической формулы бензола, которое пришло к нему во время сна перед камином:

Фридрих Август Кекуле

(1865 г.)

Я сидел и писал учебник, но моя работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали у меня перед глазами. На этот раз небольшая группа скромно держалась на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить целые ряды, извивающиеся подобно змее. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствие из гипотезы. Научимся мечтать, и тогда может быть, мы постигнем истину.

Гораздо чаще работу подсознания нельзя описать так отчётливо, как это делает Кекуле: озарение просто «приходит». Когнитивисты подсчитали, что восприятие стимула через органы чувств происходит со скоростью от нуля до одной пятой секунды. Сознание требует для своей работы уже не менее ½ секунды. Самое интересное разворачивается между этими двумя этапами.

Как пишет Михаил Эпштейн, «в этом промежутке — между чувственным восприятием и сознанием — и размещается та пауза, та тёмная “эврика”, которая лишь позже освещается сознанием и воспринимается как “ослепительная вспышка”: она проясняет новую идею и вместе с тем заслоняет, “затемняет” её источник». Получается, что творческое сознание целиком пронизано бессознательным; бессознательное его создаёт.

Роб Гонсалвес, «Bedtime Aviation»

theinspiration.com

Это означает, что окружающая среда, отдых и отвлечение могут занимать в творческом процессе более важное место, чем сознательные усилия. Возможно, творчество — это 1 процент вдохновения и 99 процентов труда, но один процент в некоторых случаях значительнее оставшихся девяносто девяти.

Мы привыкли думать, что творчество — это дело одной личности. Но на самом деле это системный феномен.

Культура осуществляет отбор того, что достойно и недостойно считаться значимым произведением. Поэтому креативность проще оценить там, где существуют чёткие правила отбора. Например, новую математическую теорию специалисты оценят очень быстро, а вот литературные шедевры иногда  десятилетиями должны дожидаться своего часа.

Культура становится бессознательной частью человеческой личности и порождает новые творения. Творческий человек — будь то учёный, писатель или изобретатель — является тонко настроенным инструментом, который улавливает течения окружающей среды и преобразует их так, чтобы вносить в этот мир изменения. При этом само по себе стремление к новизне не является стимулом для работы. Таким стимулом является стремление искать, а найдётся решение или нет — не так уж важно. 

Михай Чиксентмихайи

из книги «Креативность. Психология открытий и изобретений»

Одна из отличительных особенностей творческой работы заключается в том, что работа эта никогда не заканчивается. Иными словами, все наши респонденты утверждали, что одинаково верны две вещи: что они работали каждую минуты своей сознательной жизни, и что за всю жизнь они не проработали ни дня.

Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно научиться не только работать, но и отдыхать. Как говорит американский физик Фримен Дайсон, «люди, которые всё время чем-то заняты, обычно не отличаются творческими способностями».

Творчество наполняет смыслом и интенсивностью даже праздное времяпровождение. Возможно именно поэтому оно делает людей более счастливыми. Вопреки стереотипу о несчастном гении, большинство творческих людей — счастливые люди.

24 июля 2017, 19:00

Редакция Newtonew

Олег Бочарников

наука культура

студент педагог вечный студент

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

статьи по теме

лайфхаки

Писать профессионально. Как побороть прокрастинацию, перфекционизм и творческие кризисы

лайфхаки

Простые техники по пробуждению творческих сил в коллективе

культура герои

Чем творчество отличается от ремесла

Выделенный текст:

Сообщение:

Сообщение об ошибке успешно отправлено, благодарим вас за помощь!

– Oбразование как Стиль Жизни

Присылайте свои колонки


и предложения

У вас есть интересная новость или материал из сферы образования или популярной науки?
Расскажите нам!

[email protected]

© 2014-2023 Newtonew. 12+

Просветительский медиа-проект об образовании, посвящённый самым актуальным и полезным концепциям, теориям и методикам, технологиям и исследованиям, продуктам и сервисам. Мы говорим о том, как развиваются и изменяются образование и наука.
Копирование материалов возможно только с разрешения редакции Newtonew.

ЕГЭ спецпроект ProTeachers

MOOC 2016 Большая переменная

Физика: игра света

Маршрут в будущее

Считаные годы

Образование XXI века

Мы используем файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Подробнее вы можете посмотреть в нашем пользовательском соглашении.

App Store Google Play

Подписаться на рассылку

Подписаться на рассылку

Авторизация на сайте

Вход через соц.сети:

ВКонтакте Facebook Google


Новый пользователь

Введите ваш email:

Введите пароль:

Повторите пароль:


  назад

Напомнить пароль

Введите email, на который вы зарегистрированы:


  назад

Пароль выслан

Мы выслали ваш пароль для входа в систему на указанный email.


Не забывайте о том, что вы можете авторизоваться в системе через социальные сети. Если при регистрации в соц.сетях вы указывали тот же email что и на нашем сайте, то после авторизации вы попадете в свой профиль.

Вход через соц.сети:

ВКонтакте Facebook Google

Подтвердите регистрацию

На указанный e-mail было отправлено письмо со ссылкой. Пожалуйста, перейдите по ссылке для подтверждения.

Вход через соц.сети:

ВКонтакте Facebook Google

Регистрация подтверждена

Вы успешно зарегистрировались

Пять стадий творческого процесса

В этом видео я расскажу вам о пяти классических ступенях или стадиях творчества. В следующих видеороликах я подробно расскажу о каждом из них и покажу вам, как вы можете улучшить свои творческие способности на каждом из этих различных этапов или этапов.

 

Итак, первое, что я хотел бы сказать, это то, что эти шаги или этапы являются итеративными (они не обязательно линейны). Так что иногда вы будете ходить туда-сюда между каждым из этих разных этапов. Итак, сказав это, давайте перейдем к первой части.

1. ПОДГОТОВКА

Первый этап — это идея ПОДГОТОВКА , идея того, что вы погружаетесь в домен. Если вы музыкант, вы впитываете много музыки, которая вдохновляет вас на создание этого нового произведения. Если вы писатель, вы читаете других писателей в этой области. Если вы художник, вы смотрите на работы других художников в той области, в которой вы хотите что-то создать. Если вы ученый, вы смотрите на все предварительные исследования. И если вы предприниматель или маркетолог, вы просматриваете все предыдущие исследования рынка и то, что другие компании делали раньше.

Обычно этот этап лучше всего проводить в спокойной обстановке. На самом деле именно на этом этапе вы пытаетесь усвоить как можно больше информации, потому что эта информация уйдет в ваше подсознание, где она очень важна для второго этапа или второго уровня.

2. ИНКУБАЦИЯ

Второй этап мы называем этапом ИНКУБАЦИЯ . В инкубации это когда вся информация, которую вы собрали на этапе ПОДГОТОВКИ, действительно возвращается. Оно начинает бурлить где-то в глубине души, в подсознании. Это чрезвычайно важный этап, потому что иногда он может занять дни, или недели, или месяцы, а иногда даже годы. Идея, что вы думаете о написании книги или музыкального произведения, и вы пишете об этом, и просто оставляете это в стороне на некоторое время, а затем возвращаетесь к этому. Теперь самое интересное в отношении стадий инкубации заключается в том, что в определенной степени вы не можете контролировать, сколько времени займет эта стадия. Это то, к чему нельзя торопиться, потому что это ведет к третьему этапу.

3. ПРОЗРАЧНОСТЬ

Третья стадия – это то, что большинство людей считает классическим сигналом или признаком творческого человека, то, что называется ИНСАЙТ стадией или ступенью озарения. С инсайтом это действительно идея момента «Ага», момента «Эврика». Хотя это, вероятно, самая маленькая часть пяти шагов, возможно, одна из самых важных частей. В одном из моих следующих видео я расскажу вам больше о том, как увеличить ваши шансы на получение этих моментов «Ага», этих озарений. Вкратце, что я хотел бы сказать здесь, это то, что они чаще всего случаются, когда вы выполняете какую-то физическую активность низкого уровня; идти в душ, водить машину, гулять. Это потому, что ваше подсознание на предыдущих стадиях пузырится, и эта стадия прозрения действительно позволяет уму работать над чем-то другим. А затем вынесите эти идеи на передний план своего разума. Итак, это третий этап, этап прозрения. А теперь переходим к четвертому этапу.

4. ОЦЕНКА

Четвертая стадия — это идея ОЦЕНКА . Это то, с чем у меня есть проблема. Я думаю, что это та область, с которой многие творческие люди борются, потому что часто у вас так много идей, а у вас ограниченное количество времени. Таким образом, этап оценки важен, потому что именно здесь он требует самокритики и размышлений. Это задает себе такие вопросы, как:

«Это роман или новая идея, или это просто перефразировано и уже было сделано раньше?»

Идея состоит в том, чтобы пойти к небольшой группе надежных друзей и сказать:

«У меня возникла такая идея, что вы думаете об этом?»

Это очень важная часть, потому что у нас есть только ограниченное количество времени, чтобы делать определенные вещи. Часто вы обнаружите, что люди, которых называют самыми «творческими людьми», часто очень хороши на этом этапе, этапе оценки. У них есть все эти идеи, но они могут использовать самокритику и размышления, чтобы сказать: «Это те, которые имеют наибольшую ценность и над которыми я собираюсь работать».

5. ПРОРАБОТКА

И вот последний этап. Это называется РАЗРАБОТКА . Именно здесь Эдисон сказал, что это «1% вдохновения и 99% пота». Теперь этап проработки — это этап потоотделения на 99%. Вот где вы на самом деле делаете работу. Так много людей думают, что творческий процесс — это озарение, момент «Ага» или подготовительная часть. Но на самом деле творческий человек не совершенен, и я не думаю, что он может сделать что-то действительно долговечное, если только он не сможет пройти через это и действительно усердно работать. проработка; тестирование идеи, работа над идеей, эти поздние ночи в студии, работа за вашим столом, эти часы в лаборатории, если вы ученый, те дни, когда вы тестируете и микро-тестируете продукты. Это этап проработки.

Таким образом, для резюме у нас есть пять этапов творчества:

1. Подготовка

2. Инкубация

3. Insight

4. Оценка

5. Разработка

В последующих видео пройти через каждый из них и показать вам, как вы можете стать лучше на каждом из этих различных этапов.

Понимание четырех стадий творческого процесса

Наука может многому нас научить о том, что входит в творческий процесс, и о том, как каждый из нас может оптимизировать свой собственный

Как великим художникам и новаторам приходят в голову самые блестящие идеи? И с помощью какого алхимического процесса они могут воплотить эти идеи в жизнь?

в этой истории

  • Понимание собственного творческого процесса FD8B74A2-3372-42BA-99CD-BCC6C3C6EA13@1x
  • Четыре этапа творческого процесса: ваш творческий процесс для максимального успеха FD8B74A2-3372-42BA-99CD-BCC6C3C6EA13@1x

Я с нетерпением искал ответы на эти вопросы в течение последнего десятилетия моей карьеры психолога. Мое увлечение жизнью и умами блестящих художников и новаторов привело меня к поиску того, что делает нас творческими, откуда берутся идеи и как они воплощаются в жизнь. Но даже после того, как я написал целую книгу о науке о творчестве и разработал тест на творческую личность, у меня в голове больше вопросов, чем ответов.

Десятилетия исследований еще не открыли уникальную искру творческого гения. Творчество вызывает у нас сегодня такое же недоумение, как и у древних, которые отбрасывали творческий гений в область сверхъестественного и объявляли его делом муз.

Что показывает наука , так это то, что творческие люди сложны и противоречивы. Их творческие процессы, как правило, хаотичны и нелинейны, что, кажется, отражает то, что происходит в их мозгу. Вопреки «мифу о правом полушарии», креативность затрагивает не только одну область мозга или даже одно полушарие. Вместо этого творческий процесс задействует весь мозг . Это динамическое взаимодействие множества различных областей мозга, стилей мышления, эмоций, бессознательных и сознательных систем обработки информации, объединяющихся необычным и неожиданным образом.

Но хотя мы можем никогда не найти формулу творчества, наука может еще многому нас научить в отношении того, что входит в творческий процесс, и как каждый из нас может оптимизировать свой собственный.

Внимание: для этого контента требуется JavaScript.

Понимание собственного творческого процесса

Одна из самых поучительных вещей, которые я нашел, — это популярная четырехэтапная модель творческого процесса, разработанная в 1920-х годах. В своей книге «Искусство мысли» , британский психолог Грэм Уоллас изложил теорию творческого процесса, основанную на многолетнем наблюдении и изучении отчетов изобретателей и других творческих личностей за работой.

Четыре этапа творческого процесса: 

Этап 1:

Подготовка

Творческий процесс начинается с подготовки: сбора информации и материалов, выявления источников вдохновения и приобретения знаний о проекте или проблеме. Часто это внутренний процесс (глубокое размышление над генерированием идей и взаимодействие с ними), а также внешний процесс (выход в мир для сбора необходимых данных, ресурсов, материалов и опыта).

Стадия 2:

Инкубация

Затем идеи и информация, собранные на стадии 1, маринуются в уме. По мере того как идеи медленно закипают, работа углубляется и формируются новые связи. В этот период прорастания художник отвлекает внимание от проблемы и позволяет разуму отдохнуть. Пока сознательный разум блуждает, бессознательное участвует в том, что Эйнштейн назвал «комбинаторной игрой»: берет различные идеи и влияния и находит новые способы их объединения.

Этап 3:

Освещение

Далее наступает неуловимый момент ага. После периода инкубации озарения возникают из более глубоких слоев разума и прорываются к сознательному осознанию, часто драматическим образом. Это внезапный Эврика! , который появляется, когда вы принимаете душ, гуляете или занимаетесь чем-то совершенно посторонним. Казалось бы, из ниоткуда решение приходит само собой.

Этап 4:

Верификация

Вслед за ага-моментом слова записываются, видение передается краской или пластилином, разрабатывается бизнес-план. Все идеи и озарения, возникшие на этапе 3, конкретизируются и развиваются. Художник использует навыки критического мышления и эстетического суждения, чтобы отточить и усовершенствовать работу, а затем передать ее ценность другим.

Конечно, эти этапы не всегда проходят в такой упорядоченной линейной манере. Творческий процесс больше похож на зигзаг или спираль, чем на прямую линию. Модель, безусловно, имеет свои ограничения, но она может предложить своего рода дорожную карту для нашего собственного творческого путешествия, предлагая направление, если не пункт назначения. Это может помочь нам лучше понять, где мы находимся в нашем собственном процессе, куда нам нужно идти, и какие умственные процессы могут помочь нам туда добраться. И когда процесс становится немного слишком беспорядочна, возвращение к этой структуре может помочь нам переориентироваться, перестроиться и наметить путь вперед.

Например, если вы не можете перейти от инкубации к освещению, решение может состоять в том, чтобы вернуться к этапу 1, собрав больше ресурсов и знаний, чтобы найти недостающий элемент. Или, возможно, в погоне за продуктивностью вы допустили слишком распространенную ошибку, перескочив сразу к этапу 4, продвигаясь вперед с полусырой идеей, прежде чем она полностью созреет. В этом случае выделение времени и пространства для этапа 2 может оказаться необходимым обходным путем.

Как оптимизировать творческий процесс для достижения максимального успеха

Но давайте копнем немного глубже: когда я обдумал и применил четырехэтапную модель в своей работе, я обнаружил в ней гораздо более глубокое понимание. в тайны творения.

В основе любого творческого процесса лежит открытие чего-то нового внутри себя, а затем принесение этого чего-то в мир, чтобы другие могли испытать и насладиться им. Работа художника, провидца, новатора состоит в том, чтобы соединить свой внутренний и внешний миры, взяв то, что существует только в их собственном разуме, сердце и душе, и воплотив это в конкретную, осязаемую форму (вы знаете, мало чем отличающуюся от того, что другой вид творческого процесса).

Любой творческий процесс — это танец внутреннего и внешнего; бессознательный и сознательный ум; мечтать и делать; безумие и метод; уединенное размышление и активное сотрудничество. Психологи описывают это простыми словами: вдохновение (придумывание идей) и поколение (воплощение идей в жизнь).

В четырехступенчатой ​​модели мы видим, как взаимодействуют внутренние и внешние элементы творческого процесса. этапы 2 и 3 посвящены вдохновению: мечтам, размышлениям, воображению, открытию для вдохновения и предоставлению бессознательному разуму возможности выполнять свою работу. Стадии 1 и 4, тем временем, касаются генерации: выполнение внешней работы по исследованию, планированию, исполнению и сотрудничеству. В динамичном танце вдохновения и генерации блестящие работы оживают.

Как это помогает нам в нашем собственном творческом процессе? Чем больше мы осваиваем этот баланс, тем больше мы можем использовать наш творческий потенциал. Мы все отдаем предпочтение одной стороне, а не другой, и, лучше осознавая свои естественные склонности, мы можем научиться оптимизировать свои сильные стороны и сводить к минимуму свои слабости.

Более сосредоточенные на себе, генерирующие идеи типы преуспевают на стадиях 2 и 3: получают вдохновение и выдвигают блестящие идеи. Но они рискуют запутаться в собственных головах и не воплотить свои гениальные идеи в жизнь. Этим мыслителям и мечтателям часто нужно уделять больше времени и внимания этапам 1 и 4, чтобы не сбиться с пути своего творческого процесса. Сбалансируйте вдохновение с генерацией, создав необходимые структуры, которые помогут вам совершить действие и поставить одну ногу впереди другой, чтобы это произошло, или просто сотрудничайте с исполнителем, которому вы можете передать свои идеи на аутсорсинг!

Типы деятелей, с другой стороны, блестят на стадиях 1 и 4. Они блестяще добиваются цели, но рискуют сосредоточить все свое внимание на производительности за счет внутренней работы и общего мышления, которые помогают производить действительно вдохновенная работа. Когда мы игнорируем критическую работу, которая происходит на этапе инкубации, мы упускаем наши самые оригинальные и новаторские идеи.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts