1 Понятие самооценки в психологии
В психологических исследованиях самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразно ее внутреннего мира (Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов и др.). Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания (К. Г. Ананьев, И. О. Кон, А. Г. Спиркин, В. В. Столин и др.).
Рассмотрим для примера несколько определений понятия «самооценка».
Психологический словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова утверждает, что самооценка (англ.
И. И. Чеснокова пишет, что под самооценкой принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей [2].
По А. А. Реану, самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [3].
Определения, данные в Психологическом словаре, А. А. Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд, не раскрывают путей формирования самооценки, не дают её достаточную сущностную характеристику. Поэтому в данной курсовой работе мы будем использовать определение А. В. Захаровой: самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности [4].
Самооценка отражается в ситуации самооценивания. Она представляет собой интеллектуально-рефлексивное действие: личность рассматривает себя, свои поступки и качества как объект оценки и одновременно является носителем данных качеств, т.е. активным субъектом [5].
Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. Кроме того, самооценка входит в структуру самосознания. Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию как совокупности установок «на себя». В соответствии с этим он выделяет следующие её компоненты:
1) образ «Я» — представление индивида о самом себе;
2) самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
3) потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [6].
С.Л.Рубинштейн, отмечает, что самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [7].
Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов [8].
Таким образом, самооценка – это форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующая принятые ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Самооценка является компонентом Я-концепции. Она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку целей и продуктивность деятельности. Поэтому многие учёные согласны с тем, что самооценка является если не ядром личности, то, по крайней мере, одним из важнейших личностных образований.
Самооценка
Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиями теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.
Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.
Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе.
По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.
Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.
Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.
В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей.
Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.
Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
уважение — New World Encyclopedia
Самовосприятие человека определяется его самооценкой, самопознанием, самооценкой и социальной самостью человек считает, что имеет как личность. Психологи со времен Уильяма Джеймса пытались определить эту самооценку таким образом, чтобы измерить ее объективно, но с неоднозначными результатами. Низкая самооценка была причастна к издевательствам, хотя исследования показывают, что люди с большей вероятностью прибегают к насилию, когда обладают нереально высокой самооценкой. Ожидание того, что самооценка важна для успеха как в учебе в школе, так и в жизни, привело к усилиям по повышению самооценки у учащихся. Однако такое повышение без сопутствующего улучшения навыков или расширения знаний столь же ложно, как и у хулиганов, с такими же печальными результатами.
Содержание
- 1 Определение
- 1.1 Отношение успеха к неудаче
- 1.2 Личная ценность
- 1.3 Индивидуальная самоудовлетворенность
- 2 Измерение
- 3 Самоуважение против нарциссизма
- 4 Самоуважение и травля
- 5 Самоуважение и успех
- 6 Критика
- 7 Каталожные номера
- 8 Внешние ссылки
- 9 кредитов
Истинная самооценка отражает реальную ценность человека, которая не зависит от каких-либо конкретных способностей по сравнению с другими, а заключается в его целостности как человека, реализующего свой потенциал с учетом своих уникальных талантов и способностей, относящегося к гармонично с другими, и кто несет ответственность по отношению к своему окружению.
Определение
Понятие самооценки берет свое начало в восемнадцатом веке, впервые выраженное в трудах Дэвида Юма, шотландского мыслителя эпохи Просвещения. Он отмечал в своем «Трактате о человеческой природе» (1740), что «обоснованное, но скрытое самоуважение одобряется (является добродетелью)», тогда как чрезмерная гордость или тщеславие есть порок: «Самоуважение, основанное на точной оценке тем не менее, вежливо скрытая от других, приятна и выгодна своему обладателю, не причиняя беспокойства другим».
В психологии самооценка или самооценка относится к субъективной оценке человеком самого себя как положительного или отрицательного по своей сути (Sedikides & Gregg 2003).
Самоуважение включает в себя как самозначимые убеждения, так и связанные с ними эмоции. Это находит выражение и в поведении. Кроме того, самооценку можно трактовать как устойчивую личностную характеристику (черту) или как временное психологическое состояние. Наконец, самооценка может быть специфичной для определенного измерения («Я считаю, что я хороший писатель, и горжусь этим в частности») или глобальной по степени («Я считаю, что я хороший человек, и я горжусь собой». в общем»).
Идентификация самооценки как отдельного психологического конструкта содержится в работе Уильяма Джеймса, опубликованной в 1890 г. Одно из старейших понятий в психологии, самооценка является третьей наиболее часто встречающейся темой в психологической литературе (Rodewalt & Трагакис 2003). Учитывая такую долгую и разнообразную историю, неудивительно, что многие теоретические подходы имеют собственное определение самооценки. Существуют три основных определения, каждое из которых породило собственные исследования, выводы и практические приложения.
Отношение успеха к неудаче
В первоначальном определении Уильяма Джеймса самооценка рассматривается как отношение успехов к неудачам в сферах жизни, важных для данного человека, или отношение «успеха (к) притязаниям» этого человека. (Джеймс 1890). Альберт Бандура в своей теории социального научения разработал концепцию «самоэффективности», аналогичную концепции самооценки.
Самоэффективность — это впечатление, что человек способен действовать определенным образом или достигать определенных целей (Ormrod, J.E. 2006). Это вера в то, что у человека есть способности выполнять курс действий, необходимый для управления предполагаемыми ситуациями. В отличие от эффективности, которая представляет собой способность производить эффект (по сути, компетентность), самоэффективность — это вера (независимо от того, верна она или нет), что у человека есть возможность произвести этот эффект.
Здесь важно понимать различие между самооценкой и самоэффективностью. Самооценка связана с чувством собственного достоинства человека, тогда как самоэффективность связана с восприятием человеком своей способности достичь цели. Например, скажем, человек плохой скалолаз. Они, вероятно, будут считать себя малоэффективными в скалолазании, но это не обязательно повлияет на их самооценку, поскольку у большинства людей их самооценка не сильно зависит от этого занятия.
Проблемы возникают из-за того, что самооценка ставится в зависимость от успеха: это подразумевает врожденную нестабильность, поскольку неудача может произойти в любой момент (Crocker and Park, 2004). Таким образом, Джеймс также описал самооценку как «среднее самочувствие… независимое от объективных причин». », характеристика, также известная как самоуважение, достоинство или личная ценность.
Личная ценность
В середине 1960-х годов Морис Розенберг и теоретики социального обучения определили самооценку как стабильное чувство собственного достоинства или значимости, измеряемое с помощью тестов самооценки, таких как опрос самооценки (SES). Описывая теоретические допущения, лежащие в основе таких инструментов, как SES, Анастази и Урбина заявляют, что «широко распространено мнение, что самооценка (является) общей оценочной установкой (и) решающим фактором, определяющим… способность справляться с трудностями и чувство благополучия». .» Это определение стало наиболее часто используемым в исследованиях, но связано с проблемами определения границ, что делает самооценку неотличимой от таких вещей, как нарциссизм или простое хвастовство (Baumeister, Smart, & Boden 19).96).
Натаниэль Бранден (1969) определил самооценку как отношение между компетентностью человека и его достоинством. В этом определении самооценка рассматривается как результат решения проблем достойной или респектабельной жизни и последовательного поведения в течение долгого времени. Этот двухфакторный подход представляет собой сбалансированное определение, которое, по-видимому, способно справиться с ограничениями определения самооценки, прежде всего, с точки зрения компетентности или ценности (Mruk 2006). В описании Брандена (1969) самооценка включает следующие основные свойства:
- Основная человеческая потребность: «Вносит существенный вклад в жизненный процесс», «необходима для нормального и здорового саморазвития и имеет значение для выживания».
- Автоматическое и неизбежное следствие суммы индивидуальных решений в использовании своего сознания.
- Что-то переживаемое как часть или фон всех мыслей, чувств и действий человека.
Индивидуальное самоудовлетворение
Интерпретация иерархии потребностей Маслоу, представленная в виде пирамиды с более базовыми потребностями внизу.
Американский психолог Абрахам Маслоу включил самооценку в свою иерархию человеческих потребностей. Он описал два вида потребности в уважении — потребность в уважении со стороны других и потребность в самоуважении. Самоуважение Маслоу предполагает компетентность, уверенность, мастерство, достижения, независимость и свободу. Уважение со стороны других влечет за собой признание, принятие, статус и признательность. Маслоу предположил, что без удовлетворения этих потребностей человек чувствует себя обескураженным, слабым и неполноценным. Для большинства людей потребность в уважении со стороны других уменьшается с возрастом (поскольку они уже его получили), а потребность в самоуважении становится более важной.
Для Карла Роджерса истинная самооценка признает свои ограничения, сохраняя при этом индивидуальное удовлетворение, которое не требует постоянной проверки. Точно так же Райан и Деси (2000) провели различие между «условной» самооценкой и «истинной» самооценкой, где первая основана на достижении установленных извне стандартов, а вторая основана на поведении, регулируемом личным выбором и контролем.
Измерение
В целях эмпирического исследования самооценка обычно оценивается с помощью вопросника самоотчета, дающего количественный результат. Валидность и надежность опросника устанавливаются до его использования. Двумя наиболее широко используемыми инструментами измерения являются шкала самооценки, разработанная Моррисом Розенбергом, и профиль самовосприятия Сьюзен Хартер.
Качество самооценки можно косвенно оценить несколькими способами:
- с точки зрения его постоянства во времени (стабильность)
- с точки зрения его независимости от выполнения определенных условий (непредвиденных обстоятельств)
- с точки зрения того, насколько оно укоренилось на базовом психологическом уровне (имплицитность или автоматизм).
Самоуважение и нарциссизм
Существует очевидное сходство между самооценкой и нарциссизмом. Однако существует ряд важных различий между истинной самооценкой и нарциссизмом. Нарциссизм характеризуется эгоцентризмом, постоянным поиском внимания, чрезмерным восхищением собой и социализацией только с людьми с высоким статусом (Дэвисон, Нил и Кринг, 2003).
Кернис и Голдман (2001) описали некоторые общепринятые характеристики самооценки, которые не помогают в адаптации и достижениях. Семь из этих характеристик
- чрезмерная гордость
- чувство превосходства над большинством
- готовность защищаться от любых предполагаемых угроз самооценке
- самореклама
- поведение, скрывающее любые признаки слабости
- склонность подрывать законность любой предполагаемой угрозы самооценке
- чрезвычайных мер для защиты, поддержания и усиления положительных эмоций.
Эти атрибуты можно противопоставить характеристикам теорий самооценки, подчеркивающих цель самооценки, способствующую адаптации. Поскольку в большинстве теоретических определений подчеркивается, что самооценка каким-то образом способствует здоровой адаптации человека, эти семь характеристик следует рассматривать как основу ложного чувства самооценки. Они не являются характеристиками самооценки, поощряемой в юности учителями и родителями. Однако их можно сравнить с проявлениями нарциссизма.
Bushman and Baumeister (1998) описали нарциссизм в терминах, сходных с «ложной» самооценкой. Самоэффективность, которая должна привести к самоуважению, работает на эмоциональной основе нарцисса, что приводит к раздутому, необоснованному чувству собственного достоинства. (Большая часть здоровой самоэффективности имеет когнитивную основу.) Нарцисс скрывает неуверенность и оборонительную позицию за ложным фасадом самоуважения. «Нарциссы страстно заботятся о своем превосходстве над другими» и ищут постоянного признания, пытаясь завоевать «одобрение и восхищение других» (Бушман и Баумейстер 19).98).
Самоуважение и издевательства
Принято считать, что хулиганы проявляют насилие по отношению к другим, потому что страдают от низкой самооценки, хотя сторонники этой позиции не проводили контролируемых исследований, подтверждающих это убеждение. В отличие от предположений, исследования показали, что хулиганы действуют так, как они делают, потому что страдают от незаслуженно завышенной самооценки.
Жестокие преступники часто считают себя выше других — особенными, элитарными личностями, заслуживающими особого отношения. Многие убийства и нападения совершаются в ответ на удары по самооценке, такие как оскорбления и унижение. Безусловно, некоторые преступники живут в среде, где оскорбления угрожают больше, чем их мнение о себе. Почтение и уважение связаны со статусом в социальной иерархии, и унижение кого-либо может иметь ощутимые и даже опасные для жизни последствия. … К такому же выводу пришли исследования других категорий склонных к насилию людей. Сообщается, что члены уличных банд придерживаются о себе положительного мнения и прибегают к насилию, когда эти оценки рушатся. Хулиганы на детской площадке считают себя выше других детей; низкая самооценка встречается у жертв хулиганов, но не у самих хулиганов. Жестокие группы обычно имеют открытые системы убеждений, которые подчеркивают их превосходство над другими (Baumeister 2001).
Однако такое исследование не принимало во внимание отсутствие четкого и общепризнанного определения самооценки. В своей работе Баумейстер часто использовал «общепринятое» определение: самооценка — это то, как человек относится к себе (или как кажется, что он относится к себе), независимо от того, как это представление культивировалось. Другие психологи считают, что «самоуважение», которое зависит от внешнего подтверждения себя (или одобрения другими людьми), например, то, что кажется уместным при обсуждении жестоких людей, на самом деле не является «истинной» самооценкой.
Натаниэль Бранден назвал это «псевдосамоуважением», утверждая, что «истинная самооценка» исходит из внутренних источников, таких как ответственность за себя, самодостаточность и знание собственной компетентности и способности справляться с препятствиями и невзгодами. независимо от того, что думают другие люди. С этой точки зрения Баумайстер ошибочно принял нарциссизм за «высокую самооценку» преступников. Такой нарциссизм представляет собой завышенное мнение о себе, построенное на шатких основаниях, и насилие возникает, когда это мнение оказывается под угрозой. Тем, кто обладал «истинным» чувством собственного достоинства, кто ценил себя и полностью верил в свою компетентность и ценность, не нужно было бы прибегать к насилию или доказывать свое превосходство.
Самооценка и успех
С конца 1960-х до начала 1990-х само собой разумеется, что самооценка учащегося является решающим фактором в его успеваемости в школе, в его отношениях со сверстниками и в их последующем успехе в жизни.
Концепция самосовершенствования претерпела значительные изменения с 1911 года, когда Амброз Бирс насмешливо определил самооценку как «ошибочную оценку». Хороший и плохой характер теперь известны как «личностные различия». Права заменили обязанности. Игнорируются исследования эгоцентризма и этноцентризма, на основе которых обсуждались вопросы человеческого роста и развития в середине двадцатого века; действительно, сами термины считаются политически некорректными. Революция произошла в словаре самости. Слова, подразумевающие ответственность или подотчетность — самокритика, самоотречение, самодисциплина, самоконтроль, самоуничижение, самообладание, самоупреки и самопожертвование — больше не в моде. Наиболее популярен тот язык, который превозносит самость — самовыражение, самоутверждение, потакание своим слабостям, самореализация, самоодобрение, самопринятие, любовь к себе и вездесущая самооценка (Ruggiero 2000). .
Основываясь на предположении, что высокая самооценка является ключом к успеху, многие американские группы создали программы для повышения самооценки учащихся. Ожидания от этих программ заключались в том, что оценки повысятся, конфликты уменьшатся и последует счастливая и успешная жизнь. Однако до 1990-х годов было проведено мало рецензируемых и контролируемых исследований взаимосвязи между самооценкой и успехом. Рецензируемые исследования, проведенные с тех пор, не подтвердили предыдущие предположения. Более поздние исследования показали, что завышение самооценки учащихся не оказывает положительного влияния на оценки, а одно исследование даже показало, что завышение самооценки само по себе может фактически снизить оценки (Baumeister 2005).
Было показано, что высокая самооценка сильно коррелирует с самооценкой счастья. Однако неясно, что, если одно, обязательно ведет к другому (Baumeister 2004).
Критика
Обзор литературы по самооценке, проведенный Роем Баумайстером, подтвердил, что высокая самооценка сама по себе не обязательно хороша и не приводит к более высокой оценке интеллекта, внешности или добродетели человека другими людьми. Самоуважение как панацея — всего лишь «очень убедительная иллюзия». Некоторые социальные конструкционисты утверждают, что современная Америка с ее подавляющим культурным уклоном в сторону самосовершенствования продвигает чувство собственного достоинства как универсальную человеческую цель, к совершенствованию которой все должны стремиться. Это предположение об универсальности не принимает во внимание отсутствие такого акцента в других процветающих культурах, где высокая самооценка не является столь знаменитой и центральной концепцией. Он также не принимает во внимание взаимосвязь между самооценкой и самореализацией, основанной на самооценке достижений.
В аналитическом документе Центра равных возможностей Нина Х. Шокрай отметила, что самооценка, не основанная на реальных достижениях, «угрожает лишить детей инструментов, которые им понадобятся для достижения настоящего успеха». Райан и Деси подчеркнули, что автономия является более определяющим фактором устойчивого достижения, чем самооценка. Человек будет более настойчив в работе, которую он выбрал независимо от того, имеет ли он высокий уровень самооценки или нет. Именно достижение цели, которая является внутренне мотивирующей, ведет к подлинной самооценке; и только такой тип самооценки является достойной целью.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Анастази, Энн и Сусана Урбина. 1997. Психологическое тестирование . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл. ISBN 0023030852
- Баумейстер, Рой Ф. 2001. «Жестокая гордость» в Scientific American . Том. 284, № 4, 96–101.
- Баумайстер, Рой Ф., Дженнифер Д. Кэмпбелл, Иоахим И. Крюгер и Кэтлин Д. Вос. 2003. «Вызывает ли высокая самооценка лучшую производительность, межличностный успех, счастье или более здоровый образ жизни?» в Психологическая наука в интересах общества . Том. 4, № 1, 1–44.
- Баумайстер, Рой Ф., Дженнифер Д. Кэмпбелл, Иоахим И. Крюгер и Кэтлин Д. Вос. 2005. «Развенчание мифа о самооценке». Scientific American . Проверено 8 декабря 2020 г.
- Баумайстер, Рой Ф., Л. Смарт и Дж. Боден. 1996. «Отношение угрожаемого эгоизма к насилию и агрессии: темная сторона самооценки» в Psychological Review , 103, 5–33.
- Бранден, Натаниэль. [1969] 2007. Психология самооценки . Калифорния, Джосси-Басс. ISBN 978-0787945268
- Бушман, Б.Дж. и Рой Ф. Баумайстер. 1998. «Угрожающий эгоизм, нарциссизм, самооценка, а также прямая и скрытая агрессия: любовь к себе или ненависть к себе ведут к насилию?» в Journal of Personality and Social Psychology, 75, 219-229.
- Крокер, Дж. и Л.Е. Парк. 2004. «Дорожно дорогое стремление к самооценке» в Психологическом бюллетене , Vol. 130, № 3, 392–414.
- Дэвисон, Джеральд С., Джон М. Нил и Энн М. Кринг. 2003. Аномальная психология . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons. ISBN 047118120X
- Хьюм, Дэвид. Трактат о человеческой природе . Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0198751724 .
- Левинсон, Дэвис, Джеймс Дж. Понцетти и Питер Ф. Йоргенсен (ред.). 1999. Энциклопедия человеческих эмоций (том 2). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Справочник по библиотеке Macmillan. ISBN 0028647661
- Джеймс, Уильям. [1890] 1983. Принципы психологии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674706250
- Кернис М.Х. и Б.Н. Голдман. 1999. «Самоуважение» в Энциклопедии человеческих эмоций (том 2). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Справочник по библиотеке Macmillan. ISBN 0028647661
- Лернер, Барбара. 1985. «Самоуважение и превосходство: выбор и парадокс» в American Educator .
- Мекка, Эндрю М., Нил Дж. Смелсер и Джон Васконселлос (ред.). 1989. Социальное значение самооценки . Калифорнийский университет Press. ISBN 0520067088
- Мрук, К. 2006. Исследования, теория и практика самооценки: к позитивной психологии самооценки (3-е изд. ). Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 9780826102317
- Ормрод, Дж. Э. 2006. Педагогическая психология: развитие учащихся . Меррилл, Нью-Джерси: Река Аппер-Сэдл: Пирсон. ISBN 978-0136127024
- Пахарес, Франк. 2002. «Убеждения в собственной эффективности в академических контекстах: план». Проверено 8 декабря 2020 г.
- Родевальт Ф. и М. В. Трагакис. 2003. «Самооценка и саморегуляция: на пути к оптимальным исследованиям самооценки» в Psychological Inquiry . Том. 14, № 1, 66–70.
- Руджеро, Винсент Р. 2000. «Плохое отношение: противодействие взглядам, мешающим обучению учащихся» в American Educator .
- Райан Р.М. и Э.Л. Деци. 2000. «Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию». Американский психолог , 55, 68-78.
- Седикидес, К. и А.П. Грегг. 2003. «Портреты себя» в Hogg, MA & J. Cooper Справочник Sage по социальной психологии . Лондон: публикации Sage.
- Шокрайи, Нина, Х. Мошенничество с самооценкой: Почему хорошее образование не приводит к успеху в учебе . Центр равных возможностей. Проверено 8 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 25 января 2023 г.
- Самоуважение Психология сегодня .
- Проверка самооценки: слишком низкая или в самый раз? Клиника Майо
- Самооценка Ум .
- Что такое самооценка? Психолог объясняет Позитивная психология .
Кредиты
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Самоуважение история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Самоуважения»
Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Низкая самооценка | Psychology Tools
Низкая самооценка означает отсутствие высокого уважения к себе. Если у вас низкая самооценка, вы можете стесняться или тревожиться в присутствии других людей, думать о себе как о неспособном или резко критиковать себя. Некоторые люди с низкой самооценкой знают, что судят себя слишком строго, в то время как другие придерживаются своих негативных убеждений так сильно, что они могут восприниматься как факты. Низкая самооценка затрагивает многих людей и может сделать вас более уязвимыми для борьбы с другими проблемами психического здоровья [1] . К счастью, существуют полезные психологические подходы для повышения самооценки.
Что такое низкая самооценка?
Самоуважение — это ваше мнение о себе. Когда у вас здоровая самооценка, вы склонны думать о себе положительно и оптимистично о жизни в целом. Люди со здоровой самооценкой знают, что они ценны, и смогут назвать хотя бы некоторые из своих положительных качеств, таких как «я хороший друг», «я добрый», «я честный» или « Я хороший отец».
Когда у вас низкая самооценка, вы склонны относиться к себе, миру и своему будущему более негативно и критически. Вы можете чувствовать тревогу, грусть, подавленность или отсутствие мотивации. Когда вы сталкиваетесь с трудностями, вы можете сомневаться, сможете ли вы справиться с ними. Вы можете резко говорить себе про себя, говоря себе такие вещи, как «Ты глуп», «Ты никогда не справишься с этим» или «Я ни на что не годен».
Ваша самооценка влияет на то, как вы живете, но она хрупка. Если у вас низкая самооценка, возможно, вы всегда пытаетесь угодить другим людям или делаете все возможное на работе или с друзьями и семьей. Пока вы продолжаете соответствовать этим стандартам, вы можете чувствовать себя хорошо, но неизбежно будут времена, когда это невозможно, и это может быстро заставить вас чувствовать себя подавленным и тревожным.
Самоуважение бывает разным. Некоторые люди с низкой самооценкой обнаруживают, что это влияет на них только с определенными людьми или в определенных ситуациях. Другие люди обнаруживают, что их самооценка окрашивает все, что они делают.
Каково это иметь низкую самооценку?
Убеждение Рози в том, что она недостаточно хороша
Я вырос в семье врачей и ученых. Пока я рос, я всегда чувствовал себя по сравнению с моей сестрой «хорошей». Я был более активным и энергичным, чем она, любил лазить по деревьям и бегать с собакой. Меня часто за это ругали. Когда я стал старше, люди продолжали сравнивать меня с моей сестрой («Почему ты не можешь быть больше похожей на нее?»), и я начал задаваться вопросом, не со мной ли что-то не так. Моя сестра всегда хорошо себя вела дома и в школе. Даже учителя сравнивали меня с ней, из-за чего я чувствовал, что недостаточно хорош. У меня не было таких успехов в учебе, как у моей сестры, и я продолжал работать в местном совете. Моя сестра, напротив, стала врачом, и наши родители всегда хвалили ее достижения. Я чувствовал себя неудачником и лишним в своей семье.
Я пришла на терапию, когда мне было тридцать. Я выгорел на работе, и мои отношения только что закончились после четырех лет. Я чувствовал себя подавленным, как будто я потерпел неудачу в жизни. Я всегда выкладывался на 110%, всегда старался делать все идеально на работе и никогда не хотел никого подводить, даже если это означало соглашаться на дополнительную работу, даже когда я уже был перегружен. Это означало, что у меня было мало времени для моего партнера или моих друзей, но я беспокоился, что, если я откажусь, мой босс подумает, что я не справлюсь с этой работой. Однажды я получил 3 балла из 5 по одной из своих компетенций в своей оценке и почувствовал себя полным неудачником. В результате я работал еще усерднее, и я беспокоился о том, чтобы сделать ошибку или сделать что-то не так: я всегда унижал себя.
У вас низкая самооценка?
Диагноз низкой самооценки должен ставиться только специалистом в области психического здоровья или врачом. Тем не менее, ответив на приведенные ниже контрольные вопросы, вы сможете понять, может ли вам помочь профессиональная оценка.
Я чувствую себя достойным человеком, по крайней мере, не меньше других. | |||
Полностью согласен | Согласен | Не согласен | Категорически не согласен |
В целом я собой доволен. | |||
Полностью согласен | Согласен | Не согласен | Категорически не согласен |
Я никогда не чувствую себя бесполезным. | |||
Полностью согласен | Согласен | Не согласен | Категорически не согласен |
Я поощряю себя, когда что-то идет не так. | |||
Полностью согласен | Согласен | Не согласен | Категорически не согласен |
У меня есть ряд хороших качеств. | |||
Полностью согласен | Согласен | Не согласен | Категорически не согласен |
Приведенные выше вопросы не могут поставить окончательный диагноз, но если вы ответили «Совершенно не согласны» на многие из этих вопросов, это указывает на то, что вы, возможно, боретесь с низкой самооценкой. Возможно, вам будет полезно поговорить с врачом общей практики или специалистом в области психического здоровья о том, как вы себя чувствуете.
Что вызывает низкую самооценку?
В основе низкой самооценки лежат негативные убеждения и мнения, которых вы придерживаетесь о себе. Никто не рождается с такими убеждениями — они развиваются в результате жизненного опыта. То, как другие люди относятся к вам, особенно когда вы растете, может сильно повлиять на то, как вы видите себя. Переживания, повышающие вероятность развития у вас низкой самооценки, включают:
- Переживания, такие как наказание, жестокое обращение или пренебрежение. Наказание, жестокое обращение и пренебрежение — очень сильные переживания. Дети, пережившие их, часто делают ошибочный вывод, что они плохие и, должно быть, заслужили то, что с ними произошло.
- Недостаточное тепло, привязанность, похвала, любовь или поощрение. Возможно, вы не помните ничего откровенно травмирующего события и удивляетесь, почему вы так себя чувствуете. Заниженную самооценку можно развить без конкретных негативных переживаний, а просто через дефицит достаточного количества позитивных. Без достаточного подкрепления того, что они хорошие, особенные или любимые, у детей может сложиться впечатление, что они недостаточно хороши.
- Неспособность оправдать ожидания других людей. Возможно, вам кажется, что вы недостаточно хороши, потому что не оправдали чужих ожиданий. Это могли быть стандарты ваших родителей или какой-то другой авторитетной фигуры. Для многих людей с низкой самооценкой, кажется, не имеет значения, были ли стандарты справедливыми или сбалансированными в первую очередь — часть, которая «прилипает», заключается в том, что они не соответствуют этим стандартам.
- Неспособность вписаться в группу сверстников. Принадлежность к «группе» или «племени» важна — это одна из наших потребностей для выживания. Быть другим или «лишним», особенно в подростковом возрасте, когда вы формируете свою личность, может сильно повлиять на ваше самоощущение.
Что поддерживает низкую самооценку?
Научные исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одним из наиболее эффективных методов лечения низкой самооценки [2] . Терапевты когнитивно-поведенческой терапии работают как пожарные: пока горит огонь, они не так заинтересованы в том, что его вызвало, а больше сосредоточены на том, что поддерживает его, и что они могут сделать, чтобы его потушить. Это потому, что если они могут понять, что поддерживает проблему, они могут решить проблему, прервав этот поддерживающий цикл. Психолог по имени Мелани Феннелл разработала влиятельную когнитивно-поведенческую модель низкой самооценки 9.0292 [3] . Модель доктора Феннелла гласит:
- На протяжении всей жизни вы формируете негативных убеждений о себе в результате того, как с вами обращались. Психологи называют это вашей «основной чертой» или «основным убеждением». Ваше основное убеждение — это то, что вы думаете о себе в глубине души, например, «я ничего не стою» или «я никуда не годен».
- Сталкиваться с основными убеждениями неприятно, поэтому мы все разрабатываем правила жизни, которые защищают нас от наших основных убеждений. Эти правила определяют, как вы проживаете свою жизнь, и пока ваши правила не нарушаются, ваше основное убеждение остается бездействующим. У людей с низкой самооценкой часто есть жесткие и требовательные правила, такие как «Я всегда должен нравиться другим людям» или «Пока меня не критикуют, я в порядке».
- Это может вызвать сильное беспокойство, когда кажется, что одно из ваших правил может быть нарушено. Если одним из ваших правил является «Я в порядке, пока все счастливы», это может вызывать тревогу, если люди вокруг вас недовольны — вы можете чувствовать, что потерпели неудачу.
- Когда есть опасность, что правила могут быть нарушены, вы можете тревожно предсказывать, что может произойти и опасаться худшего (например, «Меня отвергнут, если я не смогу сделать все, что от меня ожидают»), или вы можете говорите с собой критически , или избегайте сложных ситуаций и используйте стратегии , чтобы справиться .
Феннелл утверждает, что все эти элементы подходят друг другу. Ваши правила были разработаны, чтобы защитить вас, но часто довольно негибкие, и они могут помешать улучшению ситуации. Хотя ваши стратегии безопасности могут заставить вас чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, все они могут удержать ваше основное убеждение от изменения, и ваша самооценка не улучшится.
Лечение низкой самооценки
Психологические методы лечения низкой самооценки
Был разработан ряд психологических методов лечения, которые непосредственно нацелены на низкую самооценку или самокритику. К ним относятся когнитивно-поведенческая терапия (CBT), соревновательная тренировка памяти (COMET) и терапия, ориентированная на сочувствие (CFT). Имеются данные о том, что они являются эффективными формами лечения [4,5,6,7,8, 9, 10] . Существует также некоторое совпадение с психологическими методами лечения депрессии.
Компоненты эффективной когнитивно-поведенческой терапии при низкой самооценке включают:
- Определение основных убеждений
- Определение правил жизни
- Разработка более здоровых (более гибких) правил и убеждений
- Проверка ваших негативных прогнозов с помощью поведенческих экспериментов
- Встреча со своими страхами и ситуациями, вызывающими тревогу
- Замена самокритики сочувствием к себе
- Жить в соответствии со своими новыми базовыми убеждениями
Медикаментозное лечение низкой самооценки
Медикаментозное лечение низкой самооценки не рекомендовано. Если низкая самооценка сопровождается другими проблемами, такими как тревога или депрессия, может быть рекомендовано лечение.
Ссылки
- Сильверстоун, П. Х., и Салсали, М. (2003). Низкая самооценка и психиатрические пациенты: Часть I – Связь между низкой самооценкой и психиатрическим диагнозом. Анналы общей больничной психиатрии , 2(1), 1-9.
- Колубински, Д. К., Фрингс, Д., Никчевич, А. В., Лоуренс, Дж. А., и Спада, М. М. (2018). Систематический обзор и метаанализ вмешательств КПТ, основанных на модели низкой самооценки Феннелла. Психиатрические исследования , 267, 296-305.
- Феннелл, М. Дж. (1997). Низкая самооценка: когнитивная перспектива. Поведенческая и когнитивная психотерапия , 25(1), 1-26.
- Коррелбум, К. (2015). COMET voor negatief zelfbeeld: соревновательная тренировка памяти bij lage zelfwaardeing en negatief zelfbeeld . Бон Стафлеу ван Логхум.
- Уилан, А., Хейвуд, П. , и Галлоуэй, С. (2007). Низкая самооценка: групповая когнитивно-поведенческая терапия. British Journal of Learning Disability , 35(2), 125-130.
- Мортон, Л., Роуч, Л., Рид, Х., и Стюарт, С.Х. (2012). Оценка группы КПТ для женщин с низкой самооценкой. Поведенческая и когнитивная психотерапия , 40(2), 221-225.
- Уэйт, П., Макманус, Ф., и Шафран, Р. (2012). Когнитивно-поведенческая терапия низкой самооценки: предварительное рандомизированное контролируемое исследование в условиях первичной медико-санитарной помощи. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 43(4), 1049-1057.
- Коррелбум, К., ван дер Виле, К., Гьяльтема, М., и Хугстратен, К. (2009). Соревновательная тренировка памяти для лечения низкой самооценки: пилотное исследование в обычных клинических условиях. Поведенческий терапевт .
- Коррелбум, К., Маарсингх, М., и Хейбрехтс, И. (2012). Тренировка соревновательной памяти (COMET) для лечения низкой самооценки у пациентов с депрессивными расстройствами: рандомизированное клиническое исследование.