Феномены восприятия в психологии: Основные феномены восприятия — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

2.4. Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего описаны представителями научной школы гештальтпсихологии. Основными принципами объединения восприятий являются:

  1. Принцип фигуры и фона: то, что имеет для нас смысл, воспринимается как фигура на некотором менее структурированном фоне. Это относится к зрению, слуху, обонянию. Вся картина восприятия перестраивается, как только какой-либо элемент фона становится в свою очередь значимым. Психологически грамотно организованное общение «врач-пациент» построено на сложных взаимоотношениях фигуры и фона. В восприятии врача фигурой может стать информация, которую пациент упоминает вскользь или вообще не упоминает. В этом случае врач может с помощью специальным образом организованного расспроса направлять рассказ пациента так, чтобы выделить фигуру из фона.

  2. Принцип заполнения пробелов: фрагментарное изображение сводится к простой фигуре с полным контуром.

    Например, когда врач наблюдает 2 – 3 признака определенной болезни, но для полной диагностической картины не хватает еще нескольких признаков, врач их додумывает, «выспрашивает» у пациента.

  3. Принцип объединения (группировки) элементов: элементы объединяются по признаку близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии. Во врачебной практике принцип объединения в группы лежащих рядом симптомов и установление на основе этого диагноза болезни иногда может приводить к постановке неверного диагноза.

Восприятие не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка появляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, как бы ощупывая их взором.

Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К шести-семи месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. В дальнейшем восприятие продолжает развиваться, и этот процесс продолжается вплоть до старшего школьного возраста.

При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. При этом в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите понятие восприятия. Какова физиологическая основа восприятия?

2. Перечислите классификации восприятия.

3. Раскройте свойства восприятия.

4.Дайте характеристику феноменам восприятия. Как они

проявляются в практической деятельности врача?

5. Как развивается восприятие в ходе онтогенеза?

Механизмы и феномены восприятия человека человеком

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой, чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе. Аналогичная мысль была высказана еще Л.С.Выготским: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [Развитие высших психических функций. М., 1960]. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Рассмотрим эти механизмы.

Идентификация— это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Однако здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Рефлексия— это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется

каузальной атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты.

Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореолаобъясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого, а также через направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.

Другое явление, часто имеющее место в восприятии и понимании людьми друг друга, — это явление стереотипизации.Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления

или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т.

е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями, могут оказаться глубоко неверными.

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Сообщая, что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом и, вообще, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения к нему. Роль обратной связи в общении особенно отчетливо осознается, если сама ее возможность оказывается в силу каких-то причин блокирована. Если невозможно воспринимать собеседника зрительно, обедняется жестикуляция, возникает скованность движения.

Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний субъекта. Вообще восприятие собеседника или слушателя при общении выступает важным условием налаживания взаимопонимания. Таким образом, обратная связь в процессах межличностного восприятия выполняет осведомительную функцию и функцию саморегуляции.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Впрочем, достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, поступающих от воспринимающего, и прежде всего, анализ их поступков.

Восприятие – Системы восприятия, Исторический фон, Врожденное и приобретенное – Классические феномены восприятия, Широкие теоретические подходы, Текущие исследования/будущие разработки

13 минут чтения

Системы восприятия, Историческая справка, Врожденные и приобретенные классические явления восприятия, Широкие теоретические подходы, Текущие исследования/будущие разработки

Человеческое восприятие — это активное получение и координация информации, получаемой через наши сенсорные системы, с целью осмысления окружающей среды и эффективного поведения в ней. В отличие от непосредственных и непосредственных ощущений, реально получаемых и передаваемых, восприятие представляет собой преобразование этой информации в нервные импульсы.0008 активность клетки , которая передается в мозг , где происходит дальнейшая обработка. Наши системы восприятия не пассивно получают стимулы из мира, вместо этого они активно выбирают, организуют, интерпретируют, а иногда и искажают сенсорную информацию. Тогда реальный мир может быть не таким, как тот, который мы воспринимаем. В широком смысле можно сказать, что восприятие представляет собой изучение отношения человеческого организма к физическому миру.


Многие аспекты восприятия просто поразительны, часто не поддающиеся простому объяснению, основанному на стимуляции сенсорных систем. Феномены восприятия, обсуждаемые ниже, исторически были предметом многих исследований и представляют собой постоянную проблему для исследователей и теоретиков в области восприятия.


Постоянство

Одним из наиболее поразительных аспектов восприятия является постоянство. Постоянство относится к тому, как наше восприятие объектов остается неизменным, несмотря на изменения их изображения на сетчатке. Постоянство наблюдается в восприятии ряда различных свойств объектов, таких как размер, форма, цвет и ориентация. Мы будем обсуждать только константы размера и формы.

Постоянство размера относится к восприятию знакомых объектов примерно одинакового размера независимо от их расстояния от наблюдателя. Так, например, кажется, что размер человека не увеличивается или не уменьшается, когда он приближается к вам или удаляется, даже если его изображение на сетчатке становится больше и меньше в зависимости от расстояния до него.

Постоянство формы относится к тому, что форма объекта воспринимается как остающаяся неизменной, несмотря на то, что он рассматривается с разных точек зрения, а на сетчатку проецируются разные формы. Круглая форма, такая как, например, пирог на столе, по-прежнему воспринимается как круглая, даже когда вы садитесь за стол и воспринимаете его со стороны. И это несмотря на то, что круги, рассматриваемые сбоку, создают на сетчатке не круглые, а эллиптические изображения.

Перцептивное постоянство является одним из отличительных признаков поля восприятия, поскольку оно четко указывает на то, что зрительное восприятие включает в себя нечто большее, чем непосредственную регистрацию изображения на сетчатке в мозгу. Без постоянства восприятия мир воспринимался бы как гулкое пятно хаотической неразберихи, в котором размеры, формы и цвета объектов постоянно менялись бы. Таким образом, можно видеть, что перцептивное постоянство выполняет важную адаптивную функцию.

Несмотря на огромную важность постоянства и его распространенность в большей части зрительного восприятия, до сих пор нет общепринятого его объяснения. Однако все согласны с тем, что постоянство частично основано на использовании наблюдателем соответствующих контекстуальных сигналов в окружающей среде. Например, при постоянстве размера кажется, что в большинстве случаев мы используем оценки обнаруженного расстояния на основе различных сигналов (например, дымка и сглаживание текстурированных поверхностей, таких как трава, являются индикаторами расстояния) для оценки истинного размера объекта. И кажется, что без сигналов, позволяющих точно оценить расстояние до объекта, воспринимаемое постоянство размера прекращается. Например, если человек находится очень далеко от объектов и не имеет множества промежуточных визуальных сигналов, позволяющих точно оценить это расстояние, их воспринимаемый размер уменьшится. Это становится очевидным, если смотреть на мир с очень высокой вершины горы или с очень высокого здания. С такого расстояния дома, машины, деревья и люди внизу кажутся совсем маленькими, как будто они в миниатюре.


Восприятие движения

Восприятие движения было предметом многих исследований. Загадка заключается в том, что воспринимаемое движение нельзя объяснить движением изображения объекта на сетчатке. Если бы это было так, движение наблюдателя или движение глаз привело бы к воспринимаемому движению объекта. Например, при езде на велосипеде весь остальной мир будет восприниматься как движущийся. Другой феномен восприятия движения, который не может быть полностью объяснен сенсорными процессами, включает саккады, которые представляют собой быстрые направленные движения глаз. Поскольку глаз видит детали только в небольшой области в центре глаза, называемой ямкой, для получения подробной информации от любого объекта или сцены глаз должен совершать саккады, чтобы ямка получала достаточно информации. Тем не менее, изображения неподвижных объектов не кажутся движущимися, даже если их изображение на сетчатке движется из-за саккад.

Данные свидетельствуют о том, что восприятие движения может быть частично объяснено нашим, по-видимому, автоматическим использованием многочисленных специфических пространственных и последовательных отношений между стимулами. Тогда воспринимаемое движение зависит от таких факторов, как изменение углового направления объекта по отношению к наблюдателю и отношение движущегося объекта к полю, в котором он воспринимается. Например, когда объект движется в пространстве, он систематически закрывает и открывает фон, через который движется. Таким образом, если лев бежит к вам по открытой травянистой равнине, трава будет казаться закрытой на передних кромках льва, когда он движется к вам, а трава, которая не была видна позади него, станет видимой, когда он приблизится.

В дополнение к контекстуальным факторам окружающей среды были обнаружены специфические зрительные рецепторные клетки, которые обнаруживают различные типы движения, такие как движение вверх и вниз. Несмотря на это знание, многие вопросы о точных механизмах восприятия движения остаются без ответа.


Восприятие формы

Восприятие формы позволяет нам идентифицировать объекты и отличать их друг от друга. Мы видим мир не как свободную группу явно отдельных стимулов, а как организованный взаимосвязанными объектами, имеющими определенные очертания и формы. И, как и многие другие явления восприятия, свет, проецируемый на сетчатку от объектов, не может объяснить наше визуальное восприятие мира. Кажется, что восприятие формы включает в себя определенные организационные принципы, многие из которых были открыты гештальт-школой психологии. Эти правила или принципы иллюстрируют нашу тенденцию организовывать и группировать отдельные элементы визуального мира.

Гештальт-психологи обнаружили, что при рассмотрении незнакомых сцен знакомые или устойчивые формы имеют тенденцию выделяться как фигуры, а незнакомые или недифференцированные формы воспринимаются как фон. Таким образом, при взгляде на абстрактную картину, в которой очень мало четко определенных форм, те формы, которые кажутся знакомыми или повторяются, будут восприниматься как выделяющиеся на фоне остальной части картины, которая затем воспринимается как фон. для тех форм.

Гештальт-психологи также описали ряд перцептивных принципов группировки. Они обнаружили, что когда мы воспринимаем различные стимулы, мы склонны группировать их в соответствии с их сходством или в соответствии с их близостью друг к другу. Другой принцип, принцип хорошей конфигурации, представляет собой очень общую организующую тенденцию, включающую в себя ряд фигуральных характеристик. К ним относятся склонность к замкнутости или восприятию целостной фигуры, когда в ее контуре действительно есть пробелы, и продолжение формы, когда гладкие непрерывные контуры имеют тенденцию восприниматься поверх неровных или неправильных контуров.

Можно сказать, что восприятие формы частично является результатом характеристик нервной системы , а также обучения и опыта. Тем не менее, не существует единой теории восприятия формы, которая могла бы полностью объяснить способность воспринимать форму. Не существует и общего принципа, который мог бы объединить множество различных типов восприятия формы.


Восприятие глубины

Это влечет за собой восприятие трехмерности мира и объектов. Очевидно, что речь идет не только о характере изображений, посылаемых на сетчатку, поскольку сетчатка имеет двумерную поверхность, а изображения, проецируемые на нее, двумерны.

В 1800-х годах исследователи обнаружили, что наше бинокулярное зрение значительно помогает восприятию глубины . Бинокулярное зрение означает наличие двух глаз, которые находятся на небольшом расстоянии друг от друга, так что каждый из них получает несколько иную перспективу объекта или сцены, на которой фокусируется. Кажется, что эти небольшие различия в перспективе очень помогают восприятию глубины. Уши также используют небольшую разницу во времени между полученными стимуляциями, чтобы найти источник звука.

Кроме того, большинство сред имеют общие шаблоны, соответствующие разным расстояниям, что дает визуальные подсказки о пространстве и глубине. Такие подсказки включают блокирование дальнего объекта ближним, увеличивающуюся дымку с увеличением расстояния, перспективы и тени.

Таким образом, бинокулярное зрение и сигналы окружающей среды могут объяснить многие аспекты восприятия глубины. Кроме того, основываясь на исследованиях животных и младенцев, слишком маленьких, чтобы иметь опыт восприятия глубины, оказывается, что люди и различные видов животных рождаются с врожденным зрительным механизмом восприятия глубины.


Иллюзии

Иллюзии — это неправильное восприятие раздражителей, когда то, что воспринимается, не соответствует действительным размерам или качествам физического стимула . Геометрические иллюзии обычно связаны с неправильным восприятием направления или размера частей фигур.

Механизмы, порождающие многие типы иллюзий, еще не поняты, но, похоже, они связаны с неправильным применением феноменов восприятия, таких как постоянство. Иллюзии естественны, возникают регулярно и подчиняются обычным правилам. Иллюзии не следует путать с галлюцинациями, возникающими в ответ на отсутствие каких-либо внешних раздражителей, или с бредом, представляющим собой ошибочные убеждения.


За последнее столетие было предложено несколько теорий, объясняющих восприятие. Однако каждая теория сталкивалась с трудностями при объяснении некоторых из обсуждавшихся выше феноменов восприятия. И большинство исследователей восприятия сегодня не придерживаются одной теории, вместо этого они верят тем аспектам теорий, которые имеют некоторую экспериментальную поддержку или кажутся наиболее логичными и обоснованными.

Классическая теория

То, что иногда называют классической теорией, обычно ассоциируется с Германом фон Гельмгольцем, который считал, что восприятие является результатом процесса бессознательного вывода о том, каким стимулом, воздействующим на органы чувств, является наиболее вероятный. Он думал, что эти бессознательные умозаключения сформированы прошлым опытом и знаниями, и они бессознательны, потому что люди явно не осознают, что делают их.


Гештальт-теория

Вероятно, самая известная теория восприятия, гештальт-теория, была разработана отчасти как реакция на представление о том, что восприятие можно разбить на более простые элементы и что оно является результатом усвоенных мысленных ассоциаций между простыми элементами. ощущения. Этот взгляд, лежащий в основе теории Гельмгольца, был выдвинут и без процесса бессознательного умозаключения такими известными психологами, как В. Вундт и Э.Б. Титченер. Теория гештальта, основанная К. Коффкой, В. Кёлером и М. Вертгеймером, утверждала, что, хотя простые ощущения можно рассматривать как составляющие организованные восприятия, наша нервная система настроена на восприятие организации сенсорных стимулов по отдельных сенсорных элементов сами по себе. Процесс организации лежит в основе восприятия, и расхожая поговорка «целое больше, чем сумма его частей» иллюстрирует эту важную концепцию.

Более того, в то время как теоретики гештальта считают, что обучение может играть роль в восприятии, перцептивная организация является результатом врожденных процессов организации в самом мозгу. В то время для гештальтистов изучение восприятия было фактически изучением мозга.


Психофизическая или прямая теория

Эта теория, выдвинутая Дж. Дж. Гибсоном, утверждает, что восприятие может быть полностью объяснено свойствами стимуляции, которую мы получаем от мира, взаимодействующего с нашими сенсорными способностями. Характеристики сцен и событий в физическом мире могут дать достаточно информации для нервной системы, чтобы иметь возможность их конкретизировать. Таким образом, нет необходимости постулировать бессознательные механизмы вывода, выдвигаемые теорией Гельмгольца, или организации стимулов более высокого порядка, предлагаемые гештальт-теорией.


Современная сенсорная физиология

Эта теория, предложенная Э. Герингом и Э. Махом, полагает, что структура нервной системы может полностью объяснить по крайней мере некоторые постоянства восприятия, а также восприятие глубины. Э. Геринг также предположил, что могут существовать зрительные рецепторные клетки, организованные в определенные функциональные паттерны, обеспечивающие цветовое ощущение. И действительно, эти функционально структурированные рецепторные клетки были обнаружены. Эти результаты сильно повлияли на современные взгляды на восприятие цвета и на изучение восприятия и ощущений в целом. Однако до сих пор неизвестно, могут ли подобные организованные рецепторные клетки существовать или способствовать феноменам восприятия, таким как константы и иллюзии. Но их продемонстрированное существование может указывать на то, что многие воспринимаемые качества физического мира основаны на таких специфических сенсорных механизмах.


Некоторые из последних теоретических и исследовательских разработок относятся к области эмоций, нейропсихологии, экологической психологии и искусственного интеллекта .


Эмоции

Отражая тенденцию в психологии в целом, возобновился и возрос интерес к тому, как эмоции влияют на восприятие и внимание. В этом исследовании исследуются такие вопросы, как то, как эмоции влияют на фокус и продолжительность внимания, как быстро может быть обработано эмоциональное значение различных стимулов и по-разному ли люди обращают внимание на положительные и отрицательные стимулы. В отличие от большинства прошлых исследований восприятия, эта развивающаяся область часто исследует социально значимые перцептивные стимулы, такие как восприятие эмоций по выражению лица и тону голоса.


Нейропсихология

Нейропсихологи изучают изменения в мышлении, вызванные черепно-мозговой травмой, и используют методы визуализации мозга, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) сканирование, для изучения активности мозга. мозга при выполнении высокоуровневых умственных задач, таких как решение проблем. Ряд их выводов поставил под сомнение объяснения восприятия, основанные на поведенческих исследованиях. А усовершенствования методов визуализации мозга обещают пролить еще больше света на нейронную основу восприятия.


Экологическая психология

Экологическая психология пытается определить неизменные и ограничивающие аспекты перцептивных стимулов в окружающей среде. Они также подчеркивают, как природа перцептивных стимулов поддерживает восприятие. Этот подход наиболее тесно связан с психологом Дж.Дж. Гибсон.


Искусственный интеллект

Это междисциплинарная область, объединяющая исследования и теорию когнитивной психологии и компьютерных наук. Основное внимание уделяется разработке искусственных систем, таких как компьютеры, которые демонстрируют мыслительные процессы, подобные человеческим. Этот подход полагает, что для полного объяснения восприятия необходимо разделить его на три уровня анализа: 1) аппаратный, или его физиологические аспекты, 2) алгоритмы работы, или что такое процессы восприятия, и 3) теория задачи, которую нужно выполнить, или какие качества нашего окружения способствуют восприятию. Есть надежда, что эти деления послужат важным интеллектуальным инструментом и помогут нашему пониманию восприятия.

Восприятие — это область, наполненная вопросами без ответов, которые продолжают очаровывать исследователей, которые могут извлечь большую пользу из новых технологий и новых перспектив. Действительно, недавние технологические достижения в измерении движений глаз (саккад) значительно облегчили их изучение для исследователей, интересующихся изменениями фокуса зрительного внимания.

См. также Слух; Трогать.


Ресурсы

Книги

Масин С.С., изд. Основы теории восприятия. Нью-Йорк: Elvesier Science, Inc., 1993.

Niedenthal, PM, and S. Kitayama, eds. Глаз сердца: эмоциональное влияние на восприятие и внимание. Нью-Йорк: Academic Press, 1994.

Оно, Т., изд. Мозговые механизмы восприятия и памяти: от нейронов к поведению. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1993.

Шиффман, Х. Р. Ощущение и восприятие: комплексный подход. 3-е изд. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья, 19 лет.90.

Секулар Р. и Р. Блейк. Восприятие. 3-е изд. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, 1993.


Мари Дури

Дополнительные темы

  • Восприятие — системы восприятия
  • Восприятие — историческая справка
  • Восприятие — врожденное и приобретенное
  • Другие бесплатные энциклопедии

Научная энциклопедия Наука и философия: Pebi- История философии — индифферентизм

Восприятие | Введение в психологию

Увидеть что-то — это не то же самое, что осмыслить то, что вы видите. Почему наши чувства так легко обмануть? В этом разделе вы увидите, что наши представления не безошибочны и на них могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы. Психологов интересует, как эти ложные представления влияют на наши мысли и поведение.

Видео 1.  Воспринимать значит верить

В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — озарение, которое пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп. Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как гештальт-психология.0225 . Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).

Видео 1.  Принципы гештальта.

Один из гештальт-принципов — это отношение фигуры к фону . В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показано на Рисунке 1 , наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19).94; Весера и О’Рейли, 1998).

Рисунок 1 . Концепция отношения фигуры к фону объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.

Другой гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — это близость . Этот принцип утверждает, что объекты, расположенные близко друг к другу, обычно группируются вместе, как показано на рис.  2 .

Рисунок 2 . Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.

То, как мы что-то читаем, дает еще одну иллюстрацию концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров:

Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?

Мы также можем использовать принцип сходства для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие вещи обычно объединяются в группы (рис. 3). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цветам их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.

Рисунок 3 . Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.

Два дополнительных гештальт-принципа — это закон непрерывность (или хорошее продолжение) и закрытие . Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии (рис. 4). Принцип замыкания утверждает, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей (рис. 5).

Рисунок 4 . Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.

Рисунок 5 . Замыкание предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.

Ссылка на обучение.0225 , или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так.

Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах : обоснованных догадках, которые мы делаем при интерпретации сенсорной информации. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).

Копайте глубже: глубина восприятия: предвзятость, предрассудки и культурные факторы

В этом модуле вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.

Попробуй

Подумай

Случалось ли тебе когда-нибудь слушать песню по радио и подпевать, а потом выяснять, что ты поешь не тот текст? Как только вы нашли правильный текст, изменилось ли ваше восприятие песни?

Рисунок 6 . То, как мы получаем информацию из мира, называется ощущением, а наша интерпретация этой информации называется восприятием. [Изображение: Laurens van Lieshou]

Несмотря на то, что традиционным является независимое изучение различных органов чувств, большую часть времени восприятие работает в контексте информации, поступающей от нескольких органов чувств. 0224 сенсорных модальностей одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо друг от друга; то есть как набор из 90 224 одномодальных 90 225 стимулов. Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей. Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящими от столкновения. Ваш нос может даже раздражаться от запаха горящей резины или бензина. Однако вся эта информация будет относиться к одному и тому же: вашему восприятию автомобильного столкновения. В самом деле, если бы кто-нибудь прямо не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, восприняли бы событие как единый набор ощущений от множества органов чувств. Другими словами, ваше восприятие будет мультимодальный . Вопрос в том, обрабатываются ли перцептивной системой различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, отдельно или нет.

В течение последних нескольких десятилетий исследования восприятия указывали на важность мультимодального восприятия : влияние на восприятие событий и объектов в мире, наблюдаемое при наличии информации более чем от одной сенсорной модальности. Большая часть этих исследований указывает на то, что на каком-то этапе обработки восприятия информация, поступающая от различных сенсорных модальностей, становится недоступной.0224 встроенный . Другими словами, информация объединяется и обрабатывается как единое представление о мире.

Поведенческие эффекты мультимодального восприятия

Хотя нейробиологи обычно изучают очень простые взаимодействия между нейронами, тот факт, что они обнаружили так много кроссмодальных областей коры, похоже, намекает на то, что то, как мы воспринимаем мир, принципиально мультимодально. Наши интуитивные представления о восприятии согласуются с этим; не кажется, что наше восприятие событий ограничено восприятием каждой сенсорной модальности независимо. Скорее, мы воспринимаем единый мир, независимо от сенсорной модальности, посредством которой мы его воспринимаем.

Вероятно, потребуется еще много лет исследований, прежде чем нейробиологи раскроют все детали нейронных механизмов, связанных с этим единым опытом. Тем временем психологи-экспериментаторы внесли свой вклад в наше понимание мультимодального восприятия, исследуя связанные с ним поведенческие эффекты. Эти эффекты делятся на два больших класса. Первый класс — мультимодальные явления — касается связывания входных данных от множественных сенсорных модальностей и эффектов этого связывания на восприятие. Второй класс — кроссмодальные явления — касается влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой (Spence, Senkowski, & Roder, 2009).

Мультимодальные явления

Аудиовизуальная речь

Мультимодальные явления касаются стимулов, которые генерируют одновременную (или почти одновременную) информацию в более чем одной сенсорной модальности. Как обсуждалось выше, речь является классическим примером такого рода стимулов. Когда человек говорит, он генерирует звуковые волны, которые несут важную информацию. Если воспринимающий также смотрит на говорящего, то этот воспринимающий также имеет доступ к визуальные паттерны, несущие значимую информацию. Конечно, как известно любому, кто когда-либо пытался читать по губам, существуют пределы информативности визуальной речевой информации. Даже в этом случае одного визуального речевого паттерна достаточно для очень надежного восприятия речи. Большинство людей считают, что глухие люди намного лучше читают по губам, чем люди с нормальным слухом. Однако может оказаться сюрпризом узнать, что некоторые люди с нормальным слухом также замечательно умеют читать по губам (иногда это называют «чтением речи»). Фактически, как у людей с нормальным слухом, так и у глухих существует широкий диапазон способностей к чтению речи (Andersson, Lyxell, Rönnberg, & Spens, 2001). Тем не менее, причины такого широкого диапазона показателей еще недостаточно изучены (Auer & Bernstein, 2007; Bernstein, 2006; Bernstein, Auer, & Tucker, 2001; Mohammed et al. , 2005).

Как визуальная информация о речи взаимодействует со слуховой информацией о речи? В одном из самых ранних исследований этого вопроса изучалась точность распознавания произносимых слов, представленных в шумном контексте, как в приведенном выше примере о разговоре на многолюдной вечеринке. Для экспериментального изучения этого явления участникам был представлен какой-то не относящийся к делу шум («белый шум», который звучит как радио, настроенное между станциями). В белый шум были встроены произнесенные слова, и задача участников состояла в том, чтобы идентифицировать слова. Было два состояния: одно, в котором была представлена ​​только слуховая составляющая слов («только слуховое» состояние), и одно, в котором были представлены как слуховые, так и зрительные компоненты («аудиовизуальное» состояние). Уровни шума также варьировались, так что в некоторых испытаниях шум был очень громким по сравнению с громкостью слов, а в других испытаниях шум был очень тихим по сравнению со словами. Самби и Поллак (1954) обнаружил, что точность распознавания произносимых слов была намного выше в аудиовизуальном режиме, чем в слуховом режиме. Кроме того, схема результатов соответствовала принципу обратной эффективности: преимущество, полученное от аудиовизуального представления, было самым высоким, когда производительность только слухового состояния была самой низкой (т. Е. Когда шум был самым громким). При таких уровнях шума аудиовизуальное преимущество было значительным: было подсчитано, что позволить участнику увидеть говорящего было эквивалентно уменьшению громкости шума более чем наполовину. Ясно, что аудиовизуальное преимущество может оказать сильное влияние на поведение.

Смотреть

Видео 2.  Другим явлением, использующим аудиовизуальную речь, является очень известная иллюзия, называемая «эффектом МакГерка» (по имени одного из его первооткрывателей). В классической формулировке иллюзии записывается фильм, в котором говорящий произносит слоги «гага». В другом фильме тот же оратор произносит слоги «баба». Затем слуховая часть фильма «баба» дублируется на визуальную часть фильма «шутка». Этот комбинированный стимул предъявляется участникам, которых просят сообщить, что сказал говорящий в фильме. МакГерк и Макдональд (1976) сообщили, что 98 процентов их участников сообщили, что слышали слог «дада», который не был ни в зрительном, ни в слуховом компонентах стимула. Эти результаты показывают, что объединение визуальной и слуховой информации о речи может оказывать сильное влияние на восприятие.

Попробуйте

Тактильные/визуальные взаимодействия при владении телом

Однако не все феномены мультисенсорной интеграции связаны с речью. Одна особенно убедительная мультисенсорная иллюзия включает в себя интеграцию тактильной и визуальной информации в восприятии владения телом. В «иллюзии резиновой руки» (Botvinick & Cohen, 1998) наблюдатель располагается так, что одна его рука не видна. Фальшивая резиновая рука помещается рядом с закрытой рукой, но на видном месте. Затем экспериментатор использует легкую кисть, чтобы одновременно погладить скрытую руку и резиновую руку в одних и тех же местах. Например, если чистить средний палец закрытой руки, то средний палец резиновой руки также будет чистить. Это устанавливает соответствие между тактильными ощущениями (от закрытой руки) и зрительными ощущениями (от резиновой руки). Через короткое время (около 10 минут) участники сообщают, что почувствовали, что резиновая рука «принадлежит» им; то есть резиновая рука является частью их тела. Это чувство может быть настолько сильным, что удивление участника ударом молотка по резиновой руке часто приводит к рефлекторному отдергиванию закрытой руки, даже если ей совершенно ничего не угрожает. Таким образом, оказывается, что наше осознание собственного тела может быть результатом мультисенсорной интеграции.

Смотреть

Видео 3. Посмотрите иллюзию резиновой руки в следующем видео.

Кроссмодальные явления

Кроссмодальные явления отличаются от мультимодальных тем, что они касаются влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой.

Визуальное влияние на слуховую локализацию

Рисунок 7 . Чревовещатели могут обмануть нас, заставив поверить, что то, что мы видим, и то, что мы слышим, одно и то же, хотя на самом деле это не так. [Изображение: Indiapuppet]

Известная (и часто встречающаяся) перекрестная иллюзия называется «эффектом чревовещания». Когда появляется чревовещатель, чтобы заставить марионетку говорить, она обманывает слушателя, заставляя его думать, что источник звуков речи находится во рту марионетки. Другими словами, вместо того, чтобы локализовать слуховой сигнал (исходящий изо рта чревовещателя) в нужное место, наша система восприятия локализует его неправильно (в рот марионетки).

Почему это может произойти? Рассмотрим доступную наблюдателю информацию о расположении двух компонентов стимула: звуков изо рта чревовещателя и визуального движения рта марионетки. В то время как совершенно очевидно, откуда исходит визуальный стимул (потому что вы можете его видеть), гораздо труднее точно определить местонахождение звуков. Другими словами, очень точное визуальное определение движения рта, по-видимому, перевешивает менее определенное местоположение слуховой информации. В более общем плане было обнаружено, что одновременное предъявление визуального стимула может влиять на расположение самых разнообразных слуховых стимулов (Vroomen & De Gelder, 2004). Кроме того, эффект чревовещания был продемонстрирован для движущихся объектов: движение визуального объекта может влиять на воспринимаемое направление движения движущегося источника звука (Soto-Faraco, Kingstone, & Spence, 2003).

Слуховое влияние на зрительное восприятие

Родственная иллюзия демонстрирует противоположный эффект: когда звуки воздействуют на зрительное восприятие. В иллюзии двойной вспышки участника просят смотреть в центральную точку на мониторе компьютера. На краю поля зрения участника один раз кратковременно мелькает белый кружок. Существует также одновременное звуковое событие: либо один звуковой сигнал, либо два звуковых сигнала в быстрой последовательности. Примечательно, что участники сообщают, что видели две визуальные вспышки , когда вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами; один и тот же стимул рассматривается как одиночная вспышка в контексте одиночного звукового сигнала или его отсутствия (Shams, Kamitani, & Shimojo, 2000). Другими словами, количество услышанных гудков влияет на количество увиденных вспышек!

Ссылка на обучение

Посмотрите эксперимент с двойной вспышкой.

Взгляните на иллюзию прыгающих мячей здесь или посмотрите это видео с прыгающими мячами и звуком.

Другая иллюзия связана с восприятием столкновений двух кругов (называемых «шарами»), движущихся навстречу друг другу и продолжающихся друг через друга. Такие стимулы могут восприниматься либо как движение двух шаров друг через друга, либо как столкновение двух шаров, которые затем отскакивают друг от друга в противоположных направлениях. Секулер, Секулер и Лау (1997) показали, что предъявление слухового стимула во время контакта между двумя шарами сильно влияет на восприятие события столкновения. В этом случае воспринимаемый звук влияет на интерпретацию неоднозначного зрительного стимула.

Кроссмодальная речь

Для речевых стимулов также было обнаружено несколько кроссмодальных явлений. Эти кроссмодальные речевые эффекты обычно показывают измененную перцептивную обработку одномодальных стимулов (например, акустических паттернов) в силу предыдущего опыта работы с альтернативными унимодальными стимулами (например, оптическими паттернами). Например, Розенблюм, Миллер и Санчес (2007) провели эксперимент по изучению способности узнавать голос человека. Их первый интересный вывод был унимодальным: подобно тому, что происходит, когда кто-то неоднократно слышит, как человек говорит, воспринимающие могут познакомиться с «визуальным голосом» говорящего. То есть они могут ознакомиться со стилем речи человека, просто увидев, как этот человек говорит. Еще более поразительной была их кроссмодальная находка: знакомство с этим визуальная информация также привела к повышению узнаваемости слуховой речи говорящего, с которой участники никогда не сталкивались.

Точно так же было показано, что, когда воспринимающие видят говорящее лицо, они могут идентифицировать (только на слух) голос этого говорящего, и наоборот (Kamachi, Hill, Lander, & Vatikiotis-Bateson, 2003; Lachs & Pisoni). , 2004a, 2004b, 2004c; Розенблюм, Смит, Николс, Ли и Хейл, 2006). Другими словами, визуальная форма говорящего, участвующего в акте речи, содержит информацию о том, как этот говорящий должен звучать. Возможно, еще более удивительно, что слуховая форма речи содержит информацию о том, как должен выглядеть говорящий.

Подумай об этом

В конце 17 века ученый по имени Уильям Молинье задал известному философу Джону Локку вопрос, касающийся современных исследований мультисенсорной обработки. Вопрос был таков: представьте себе человека, слепого от рождения и способного благодаря осязанию различать трехмерные формы, такие как сферы или пирамиды. А теперь представьте, что этот человек вдруг получает способность видеть. Сможет ли человек, не используя осязание, идентифицировать те же самые формы визуально? Могут ли современные исследования мультимодального восприятия помочь ответить на этот вопрос? Почему или почему нет? Как исследования кроссмодальных явлений дают нам ответ на этот вопрос?

Глоссарий

закрытие:  организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в ряд частей
кроссмодальные явления : эффекты, касающиеся влияния восприятия одной сенсорной модальности на восприятие другой
иллюзия двойной вспышки : ложное восприятие двух визуальных вспышек, когда одна вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts