Философский портрет сократа: Сократ — биография, философия, факты

Сократ — биография, философия, факты

Сократ – древнегреческий философ, совершивший переворот в философии. Он пытался постичь устройство природы, мира и человека. Своим уникальным методом анализа понятий (майевтика, диалектика) он обратил внимание философов не только на постижение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания, как ведущей формы мышления.

Биография Сократа насыщена многими интересными фактами. Наиболее увлекательные из них мы рассказывали в отдельной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сократа.

Реконструкция внешности Сократа (Роберт Кубус)

Биография Сократа

Точная дата рождения Сократа неизвестна. Считается, что он появился на свет в 469 г. до н.э. в Афинах. Он рос и воспитывался в семье скульптора по имени Софрониск.

Мать Сократа, Фанарета, была повитухой. У философа также был старший брат Патрокл, которому глава семейства завещал основную часть своего наследства.

Детство и юность

Сократ родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что сыграло основополагающую роль в его биографии. Согласно законам того времени, он стал пожизненным жрецом здравия афинского государственного устройства без содержания.

Более того, в архаический период времени Сократа могли принести в жертву по обоюдному согласию народного собрания. Древние греки считали, что таким образом жертва способствовала разрешению проблем в обществе.

Повзрослев, Сократ получал знания у Дамона, Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая. Интересен факт, что при жизни мыслитель не написал ни одной книги.

По сути, биография Сократа представляет собой воспоминания его учеников и последователей, среди которых был и знаменитый Аристотель.

Помимо увлечения наукой и философией, Сократ принимал активное участие в защите своей родины. Он 3 раза участвовал в военных кампаниях, проявляя на поле боя завидную храбрость. Известен случай, когда он спас жизнь своему военачальнику Алкивиаду.

Философия Сократа

Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.

Скульптура Сократа

Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.

Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.

Ученики Сократа – Платон и Ксенофонт, по-разному описывали воззрения мыслителя на отношение к злу. Первый заявлял, что Сократ негативно относился к злу даже тогда, когда оно было направлено против врага. Второй же говорил, что Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты.

Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.

По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.

Портрет Сократа

Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий индукционным способом, от частного – к общему;
  • поиск истины с помощью майевтики – искусства извлечения скрытого в каждом человеке знания посредством наводящих вопросов.

Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».

Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал. До наших дней сохранилось знаменитое высказывание грека:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Сократ не стремился выставить глупцом человека или поставить его в затруднительное положение. Он лишь хотел вместе с собеседником отыскать истину. Таким образом он и его слушатели могли давать определения таким глубоким понятиям, как справедливость, честность, хитрость, зло, добро и многим другим.

Описать сократовский метод решился Аристотель, который был учеником Платона. Он заявил, что основной сократовский парадокс заключается в следующем:

«Человеческая добродетель есть состояние ума».

Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.

Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.

Статуи Сократа и Платона

Любопытно, что Сократ не брал платы за свои поучения, чем вызывал недовольство у многих афинян. Это было связано в тем, что в то время детей обучали их родители. Однако, когда молодежь услышала о мудрости своего соотечественника, она устремилась получать знания именно у него.

Старшее поколение приходило в негодование, в результате чего и возникло роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Зрелые люди утверждали будто мыслитель настраивает молодежь против своих родителей, а также навязывает им пагубные идеи.

Еще одним моментом, который привел Сократа к смерти было обвинение в неблагочестии и поклонении другим богам. Он заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, поскольку зло происходит по причине незнания.

В то же время в душе каждого человека есть место добру, а каждой душе присущ демон-покровитель.

Голос этого демона, которого сегодня многие бы обозначили, как – «ангел-хранитель», время от времени нашептывал Сократу, как ему следовало вести себя в трудных ситуациях.

Демон «помогал» Сократу в особо тяжелых ситуациях, поэтому ослушаться его он не мог. Этого демона-покровителя афиняне и приняли за новое божество, которому философ якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37-летнего возраста в биографии Сократа не происходило никаких громких событий. Когда к власти пришел Алкивиад, которого мыслитель спас во время боя со спартанцами, у жителей Афин был очередной повод для того, чтобы обвинить его.

До прихода полководца Алкивиада в Афинах процветала демократия, после которой был установлен режим диктатуры. Естественно многие греки были недовольны тем, что некогда Сократ спас полководцу жизнь.

Стоит заметить, что сам философ всегда стремился защищать несправедливо осужденных людей. По мере своих возможностей он также выступал против представителей действующей власти.

Будучи уже в преклонном возрасте Сократ женился на Ксантиппе, от которой у него родилось несколько сыновей. Принято считать, что супруга равнодушно относилась к мудрости мужа, отличаясь скверным характером.

С одной стороны, Ксантиппу можно понять, весь Сократ почти не участвовал в жизни семьи, не работал и старался вести аскетичный образ жизни.

Он ходил по улицам в лохмотьях и рассуждал о разных истинах со своими собеседниками. Жена неоднократно оскорбляла супруга при людях и даже пускала в ход кулаки.

Сократ и его жена Ксантиппа

Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он только улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу ее нрав, то смогу выдержать любые характеры».

Смерть Сократа

О смерти великого философа нам также известно благодаря трудам Платона и Ксенофонта. Афиняне обвинили своего соотечественника в непризнании богов и развращении молодежи.

Сократ отказался от защитника заявив, что сам будет себя защищать. Он отверг все обвинения в свой адрес. Помимо этого, он отказался предложить штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по закону имел на это полное право.

Также Сократ запретил своим друзьям вносить за него залог. Он объяснял это тем, что уплата штрафа будет означать признание вины.

Незадолго до смерти друзья предлагали Сократу устроить побег, однако он наотрез от этого отказался. Он говорил, что смерть найдет его везде, поэтому убегать от нее нет смысла.

Ниже вы можете видеть знаменитую картину «Смерть Сократа»:

Картина Жака Луи Давида «Смерть Сократа»

Мыслитель предпочел казнь, приняв яд. Сократ умер в 399 г. до н.э. в возрасте примерно 70 лет. Так не стало одного из величайших философов в истории человечества.

Фото Сократа

Сократ и ученикиСократ у Аспазии (Никола Монсио, 1801)Сократ с ученикамиСократ и ПлатонКартина Уилла Булласа «Сократ»Статуя Сократа

Если вам понравилась краткая биография Сократа – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Личность Сократа — Русская историческая библиотека

читайте также статьи Философия Сократа – кратко, Сократ – биография, Сократ – краткая биография, Сократ как человек и Диалоги с Сократом

В истории трудно найти образ философа, образ великой человеческой личности, который был бы запечатлен в памяти потомства так ярко и так живо во всех своих индивидуальных особенностях, как образ Сократа. Гениальное художество Платона показывает нам его на афинских площадях в беседах и спорах с афинскими юношами, с софистами, с согражданами; мы видим его на поле битвы, среди попойки, перед судом, в темнице, в его последние часы. Мы знакомы со всеми особенностями его речи, с приемами его бесед, – и тем не менее, само учение Сократа представляется нам менее известным, чем учение многих из его предшественников.

Художественное изображение личности Сократа в творениях Платона имеет для нас первостепенное значение и уясняет нам тайну его могущественного влияния на умы. Его философия была не учением, а духовной деятельностью, жизнью: недаром Лахес говорит о Сократе, что он производит на него музыкальное впечатление, «потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или какого-либо другого инструмента, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами» и являя образец «истинно эллинской гармонии» (188 D). В этом тайна его личного обаяния и объяснение особенностей его личного влияния.

 

Сократ. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига

 

Среди многочисленных учеников Сократа мы находим представителей самых разнообразных умственных и нравственных течений – диалектиков мегарской школы и резонера-практика Ксенофонта, идеалиста Платона, аскетов кинической школы и проповедника наслаждения – Аристиппа. Все они, несмотря на коренное различие философских идей и нравственных интересов, ведут свое начало от Сократа. Чему же учил сам Сократ?

Ознакомление с личностью Сократа есть главное, что требуется для разумения его философии.

Сократ родился в 469 г. от небогатых афинских граждан. Отец его, Софрониск, был ваятелем, а мать, Фенарета, – повивальной бабкой. Он наследовал ремесло отца и в молодости занимался ваянием: Павсаний видел еще три грации, будто бы изваянные Сократом. По-видимому, однако, он рано оставил свое ремесло и предался своей философии – тому «исканию мудрости», которому он посвятил всю свою жизнь и в котором он не имеет предшественников. Правда, мы имеем позднейшее свидетельство Аристоксена, будто Сократ в юности был последователем Анаксагора и Архелая, и, по указаниям Ксенофонта и Платона, можно предполагать, что со всеми предшествовавшими и современными ему философскими учениями он был знаком. Среди ближайших последователей его мы находим пифагорейцев – Симмия и Кебета, последователя элеатов – Евклида, гераклитейца – Платона и многих последователей софистов. Кроме того, Сократ был лично знаком с выдающимися представителями греческой мысли, посещавшими Афины, вступая с ними в беседы и состязания. В своем искании он обращался ко всем, не находя ни у кого той истинной «мудрости» или знания, которое он ставил себе целью. Отношение его к физике – совершенно отрицательное: он признает ее бесплодным умствованием о делах, превышающих человеческий разум. Но и в рассуждениях софистов о «делах человеческих», о нравственных вопросах Сократ также не находил ничего, кроме ложной, мнимой мудрости. Он ищет истинных начал, истинных норм всей человеческой деятельности – теоретической и практической: без познания таких норм или начал вся наша деятельность случайна и суетна, вся наша жизнь неразумна и неосмысленна. И если у признанных мудрецов такого знания нет, то нет его ни у государственных людей, ни у риторов, ни у поэтов, ни у простых граждан. К ним тоже, и притом постоянно и ежедневно, обращается Сократ со своими вопросами и своим исканием: ту мудрость, которой он ищет, он требует от всех, потому что она нужна каждому; всякий человек, который хочет вести достойное разумное человеческое существование, должен искать ее, стремиться к ней. В этом вся проповедь Сократа. Вся личная жизнь его протекает в разговорах и беседах с согражданами и гостями – на площадях и улицах, в палестрах, в частных домах. За ним ходит молодежь и любители словесного спорта, чтобы присутствовать при его беседах, которые всегда и неизбежно кончаются тем, что собеседник Сократа не выдерживает испытания и оказывается неспособным ответить на его вопросы: мнимые знания обличаются, положения, казавшиеся достоверными, несомненными, очевидными, являются шаткими и несостоятельными. Собеседник уходит озадаченный, смущенный, иногда раздраженный против «софиста Сократа»; слушатели стекаются к нему, чтобы насладиться состязанием, юмором Сократа, его диалектическим искусством, отчасти, чтобы научиться от него его приемам: но некоторым западает в душу искра философии – пробуждается искание. Для большинства Сократ есть софист, только особого рода – именно таким он изображён в «Облаках» Аристофана. Но прочие софисты – риторы, говорят искусственно, вычурно и пространно, преподают риторику и берут за это и за прочие свои уроки громадные деньги с учеников; Сократ ни с кого денег не берет, говорит просто и безыскусственно, простонародною речью и о простых повседневных вещах, причем он даже более спрашивает, нежели говорит; прочие софисты хвалятся своими знаниями и рекламируют свое искусство, свое учение, а Сократ, наоборот, все твердит о том, что сам он лично ничего не знает, от каждого хочет научиться и, задавая вопросы своим собеседникам, приводит каждого к сознанию собственного неведения. Для многих, для массы это – софистика худшего сорта, самая опасная из всех; для других это – начало духовного пробуждения. Вокруг личности Сократа соединяется тесный кружок поклонников, из среды афинской молодежи в особенности; тем отрицательнее относятся к нему иные зрелые граждане, отцы, которые винят его в том, что он сбивает с толку их сыновей и спутывает их понятия. Процесс Сократа показал, как много накопилось против него недоразумений и раздражения. Для постороннего наблюдателя, для которого положительная идеальная внутренняя сторона Сократовой проповеди оставалась скрытой, деятельность его являлась чисто отрицательной: Сократ – диалектик, опровергающий всякое мнение, всякое предположение.

Для Платона личность Сократа есть воплощенное искание истины. Но мы чрезвычайно ошиблись бы, если бы представили себе этого искателя скептиком, мучимым сомнениями, вечно неудовлетворенным, тревожным умом, преследующим убегающую мечту. Образец «истинно эллинской гармонии», Сократ отличается, наоборот, совершенно невозмутимой ясностью и спокойствием, из которого ничто не может его вывести; он неизменно верен себе и остается самим собою среди бесед с друзьями и противниками, на попойке и на поле брани, перед судом и перед казнью. Ничто не может нарушить его личной внутренней свободы, вывести Сократа из состояния его душевной гармонии: в этом – особенность его доблести, того мужества, о котором говорят Лахес и Алкивиад и которое он явил своим концом; той умеренности, господства над чувственностью, которое он постоянно доказывал; эта внутренняя гармония личности давала ему его неизменное благодушие и радостную ясность, столь привлекавшую к нему его друзей. Недаром Сократ являлся им не только учителем добра, но и учителем радости и счастья, наслаждения жизнью, который умер столь безмятежно и свободно, как и жил. «И он выказал силу души, – говорит Ксенофонт, – ибо, признав, что умереть для него лучше, нежели жить, он, как и прочим благам не противился, так и перед смертью не ослабел, но радостно и ожидал ее, и принял» (Апология. 33).

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

 

Личность в высшей степени оригинальная, загадочная в самой своей цельности и многогранности, Сократ умел совмещать в себе трезвую рассудочность с духовной прозорливостью, скептический рационализм с религиозностью, этический идеализм Платона, жизнерадостность Аристиппа и аскетическое презрение киников к чувственным благам: «ты так живешь, – говорит ему Антифон, – что ни один раб, которого господин стал держать таким образом, не захотел бы остаться: ты ешь и пьешь самую скверную пищу и питье и платье носишь не только скверное, но одно и то же летом и зимою, пребываешь босым и без нижнего белья» (Хеn. Мem. 1, 6). Сама наружность Сократа приковывала внимание своею странностью: «музыкальная» личность, образец истинно-эллинской гармонии, он был вместе с тем образцом внешнего безобразия, ходячей комической маской: фигура пузатого Силена с необычайно мясистыми губами, вздутым курносым носом и глазами навыкат под громадным нависшим лбом как бы говорила о соединении сильной чувственности с мощным интеллектом. В этой мощи, господстве разума, и состояла личная «мудрость» Сократа, источник его внутренней свободы и гармонии, его мужества, его праведности, его счастья или «евдемонии». Нравственное учение Сократа, который именно и сводил добродетель к знанию добра или господству разума, нередко упрекали в одностороннем, крайнем интеллектуализме. На деле это учение было непосредственным выражением самой личности, самой духовной жизни Сократа и являлось не головной, рассудочной моралью, а результатом пережитого нравственного опыта, нравственного самосознанья; оно является столь же естественным духовным плодом аттической культуры, как аттическое искусство и поэзия, обращая самую человеческую личность в «инструмент гармонии» и человеческую жизнь – в прекрасное художественное произведение. Наряду с проповедью разума мы находим в учении Сократа признание безотносительной ценности нравственного добра или правды и безотносительной ценности человеческой личности как носительницы разумного начала; в Платоновой «Апологии» с особою силою указывается на этот мотив Сократовых речей, которые он настойчиво обращает к каждому встречному: «О лучший из людей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всего прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их было у тебя как можно больше, о славе и почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь? Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах наших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше… » (29 Е след.). Эта проповедь Сократа по своим приемам, как по самому существу своему, тоже является чуждой отвлеченного морализма, какой мы находим впоследствии, например, у стоиков: ее сила – в ее непосредственности, в живом сознании нравственных ценностей, в идеально-эротическом сознании красоты человеческой личности, того «самого дорогого», что в ней есть и что люди обыкновенно не ценят ни во что. Платон показывает, каким образом личность Сократа могла пробуждать такое сознание в его друзьях: Сократ видел в них «самое дорогое» и ценное с прозорливостью влюбленного, для которого любимое существо является в идеальном совершенстве, и он умел заставлять их самих почувствовать то, что он видел: в этом состоял эрос Сократа, о котором так много говорил и он сам, и все его ученики. И вместе, с неподражаемой иронией, он умел показать, раскрыть своим любимцам все несоответствие идеала и действительности, все недостоинство их жизни. «Когда я слушаю его, – говорит Алкивиад в диалоге «Пир», – сердце мое стучит гораздо сильнее, чем у корибантов, и слезы льются от его речей. Вижу и многих других, которые испытывают то же самое. Слушая Перикла и многих других хороших ораторов, я считал, что они хорошо говорят, но ничего подобного я не испытывал, и душа моя не возмущалась против собственной рабской природы; а этот Марсий (силен или сатир) часто приводил меня в такое состояние, что мне казалось недостойным жить таким, каков я есть». Если не Алкивиад, то сам Платон говорит здесь о Сократе по личному опыту.

Сократ вырывает Алкивиада из объятий гетеры Аспазии. Художник Ж. Б. Реньо, 1785

Источник изображения

 

Душа, разумный дух, его превосходство, его красота и доблесть (ἀρετὴ) – вот единственная истинная ценность личности, по которой расцениваются все прочие ценности. Путь к ее познанию есть нравственный опыт – новая область, открываемая Сократом. Этот путь заключается в самопознании или само испытании и в разумном нравственном общении с ближними. В этом он видит свое дело, свое служение и назначение: «сам бог поставил меня, чтобы проводить жизнь в философии, испытывая себя и других» (Апология. 28 Е). Здесь тоже было бы крайне ошибочным сводить такое «испытывание» к чисто рассудочной диалектике, принимая внешнюю оболочку за самое содержание, как это часто делают иные историки. Если «испытывание» Сократом других, не сводилось к простому спору и формальному опровержению, а было своего рода нравственным деланием, пробуждением духовного самосознания, то таким же внутренним деланием было и «самопознание», личное самоиспытание Сократа. В том же диалоге «Пир» мы видим, как он, идя на праздник к ожидающему его Агафону, внезапно останавливается и стоит в размышлении у порога соседнего дома: его надо «оставить», таков уж его «обычай» – отойдет и стоит, где придется. Однажды в лагере, на походе, он простоял таким образом целые сутки от восхода солнца, не смущаясь ни полдневным зноем, ни свежестью ночи, – прием, более напоминающий восточных подвижников с их аскетическим «деланием», нежели рассудочного философа-моралиста (220 С). Это ценное указание на «странный обычай» Сократа бросает свет на его духовную жизнь и объясняет нам некоторые важные его особенности – прежде всего ту необычную личную «прозорливость» старца Сократа, которою он поражал своих близких, подобно иным православным «старцам», и которая обусловливалась напряженностью духовной жизни. Сюда относится то таинственное «знамение» или голос, то «даймонион», которое Сократ постоянно в себе слышал, следуя его указаниям или предупреждениям, и с которым связывалась его живая вера в Промысел. Эта вера в высшее разумное начало опять-таки не была каким-либо рассудочным, философским деизмом, а коренилась точно так же в личном нравственном опыте, основывалась на «испытании», на событиях напряженной умственной жизни.

Личность и деятельность Сократа встречала различную оценку среди современников. Помимо простых недоразумений, которые он вселял, были и внутренние причины разлада, была вражда, которую возбуждает всякий пророк, всякая высшая духовная личность. Всякий человек по-своему реагирует на духовные воздействия: одних они влекут, других отталкивают, возбуждая гнев и вражду; сначала они смущают душу, поселяют в ней жало. Платон мастерски изображает эту игру противоположных чувств, вызываемых личностью Сократа в своих собеседниках, эти различные реакции низменных и благородных душ в общении с Сократом.

 

По материалам книги выдающегося русского учёного С. Трубецкого «История древней философии»

 

Портрет Сократа? — Джошо Брауэрс

Сократ был греческим философом, чья работа считается настолько важной, что все философы, жившие до него, теперь объединены в одну группу: досократиков. Сократ родился в Афинах около 470 г. до н.э. и, как известно, был приговорен к смертной казни в 399 г. до н.э. под предлогом развращения афинской молодежи.

Сам Сократ никогда ничего не писал. Все, что мы знаем о нем, в конечном итоге происходит из работ двух важных авторов, которые принадлежали к его ближайшему окружению, а именно Платона и Ксенофонта. Другие авторы добавляют важные детали, например комический драматург Аристофан и ученик Платона Аристотель. Все, что мы знаем об этом человеке — его «сократический» метод, то, что его отец был скульптором, что его жену звали Ксантиппа, — происходит из этих источников.

Портрет философа

Древние афиняне также создавали портреты этого знаменитого горожанина. Вы, наверное, видели один из них раньше. Ниже представлен портрет Сократа из Национального археологического музея Неаполя.

Это точный портрет знаменитого философа? Бюст в настоящее время выставлен в Национальном археологическом музее в Неаполе. Фото: Джошо Брауэрс.

До эллинистического периода (т.е. после смерти Александра в 323 г. до н.э.) древнегреческие скульпторы не стремились к созданию реалистичных портретов. Они стремились создавать более идеализированные изображения, такие как знаменитый бюст Фемистокла. Греческие портреты, вероятно, не точно воспроизводили сюжет. Греки не были похожи на римлян, которые преуспели в создании реалистичных портретов людей.

На самом деле, этот бюст Сократа больше напоминает сатира Силена, чем смертного человека. Силен, согласно греческой мифологии, был предком сатиров. Силен изображался с телом человека, ушами и хвостом лошади, как и у большинства сатиров. Но в отличие от типичных сатиров, он также изображался в более старшем возрасте, с бородой, лысой головой и курносым носом; более старые сатиры также назывались силенами и были созданы по его образцу. Таким образом, этот портрет мало что говорит нам о самом Сократе. Возможно, он выглядел примерно так, но нет реального способа сказать.

Дальнейшие достопримечательности

Оуэн Риз напоминает мне, что в « Симпозиуме » Платона есть реплика, где Алкивиад сравнивает Сократа сначала с Силеном, а затем с Марсием, в частности, этот отрывок:

А теперь, мои мальчики, я буду хвалить Сократ в образе, который покажется ему карикатурой, и все же я говорю не для того, чтобы посмеяться над ним, а только ради правды. Я говорю, что он точь-в-точь как бюсты Силена, которые установлены в скульптурах, лавках, держащие во рту дудки и флейты; и они сделаны открытыми посередине и имеют внутри себя изображения богов. Я также говорю, что хит подобен сатиру Марсию. Ты и сам не станешь отрицать, Сократ, что твое лицо похоже на лицо сатира.

Кроме того, эта статуя является римской копией первого века нашей эры. Как и многие другие римские мраморные копии, она была основана на греческом оригинале, датированном первой половиной четвертого века. Этот греческий оригинал должен был быть сделан вскоре после смерти Сократа или, возможно, на целое поколение позже. Это снижает вероятность того, что это точное отражение внешности мужчины.

Другими словами, Сократ — неуловимая фигура. Мы знаем о его философии и его жизни только из сочинений тех, кто был с ним связан. Точно так же мы имеем этот портрет, который может совсем не походить на то, как этот человек выглядел на самом деле, а скорее отражает народное мнение о нем: сатироподобная фигура, оставившая неизгладимый след в истории.

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск
 Просмотреть
 
Сумка для книг  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

Точная фраза: «Несосадник в Америке».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts