«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»
Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные.
Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков. В отличие от этого, нравственность не может быть выражена в конечных, конкретных нормах и формах поведения, она формируется вместе с личностью человека и неотделима от его Я.
У Ожегова С.И. мы видим:
«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определённый отрезок времени с помощью конкретных средств; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость.
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Педагогическая энциклопедия под редакцией Каирова даёт такое определение нравственного воспитания:
«Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения».
Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.
“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего человека”.
Музыкальное воспитание имеет огромное значение в нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказываю неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.
Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий
Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста. Музыкальные занятия с точки зрения нравственного развития способствуют становлению характера, норм поведения; формируют нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями.
Основными целями формирования нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности являются:
· Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.
· Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.
· Стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.
Содержание музыкальных произведений, отбираемых для музыкальных занятий, должно быть направлено на формирование этических представлений детей. Музыка является одним из богатейших средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»
В.А. Сухомлинский.
Музыка есть часть культуры. Это искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах: всё многообразие жизни, все её стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния.
При отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий педагогу следует учитывать их педагогическую направленность. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример. В инструментальном произведении акцент ставится на проясняющем слове педагога. Исполнение произведения предстает перед детьми как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и “оправдывающий” свое словесное окружение. Возникает слияние “музыкальности” и “нравственности”.
Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой стороны
– пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.
Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения у детей, оказывает на них организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.
В играх, также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил, Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ля все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки. В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения.
Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, где сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует присвоению ими норм и правил. Наблюдая за тем, какие сюжеты выбирают дети, какие правила пытаются отстоять в игре, в каких формах протекает общение детей, воспитатель может определить успешность процесса усвоения норм в каждом конкретном случае. При этом необходимо отметить, что возможности детей действовать в соответствии с этическими нормами в качестве игрового персонажа несколько опережают их возможности поступать так в реальном поведении.
Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их.
Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения у детей, отношения доброжелательности, доверия между ними и взрослым.
Довольно успешно 5-летние дети регулируют свое поведение в соответствии с этическими нормами, предписывающими дружно играть, делиться игрушками, справедливо распределять роли, говорить правду, контролировать агрессию. Однако, как правило, дети соблюдают такие нормы только во взаимодействии с теми, кто им наиболее симпатичен. У некоторых детей, в ситуации, резко противоречащей их желаниям, может наблюдаться и несоблюдение этических норм. Способность детей этого возраста эмоционально предвосхитить последствия своих действий, их способность к сочувствию, повышают возможности проявлять социально одобряемые формы поведения. Надо отметить, что не всегда у 5-летних детей сочувствие помогает верному пониманию ими смысла ситуации. Например, видя, как другой напряженно работает над чем-то, не испытывая при этом затруднений, ребенок думает, что ему необходима помощь.
В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников: они уже значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их.
У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут уже сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения, они отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т. п.), его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т.п.).
Дети подготовительной группы не только могут успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь во взаимодействии друг с другом. Они могут более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Конечно же, такие качества проявляются во взаимодействии не со всеми детьми, а лишь со своими друзьями. К этому возрасту взаимодействие детей, способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы (что связано с процессом овладения ими нормами взаимодействия между людьми).
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей.
Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музык, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.
Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.
Итак, мы выяснили, что нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей, и происходит это только через деятельность.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование нравственных качеств личности у дошкольников. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями.
Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству — формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Создание условий в ДОУ для нравственного развития, позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
Формирование нравственных качеств личности у дошкольников старшего возраста
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и коммуникативное общение, а в частности — этические беседы.
Таким образом, возникает явное противоречие между богатым накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы моей работы: формирование нравственных качеств личности у дошкольников старшего возраста.
Список литературы.
1) Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: Просвещение, 2003. – 202 с.
2) Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 284 с.
3) Богданова О. С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985. 275 с.
4) Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989г. – 264 с.
5) Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. М.: Деловая книга, 1984. – 243 с.
6) Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Под ред. Марковой Т.М. М.: Просвещение, 1987. – 279 с.
7) Кутовая М.С. Сказки от слез: бережем нервы родителей — СПб.: Речь, 2007. – 116 с.
8) Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Академия, 1994. – 301 с.
9) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Академия, 1972. – 195 с.
10) Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М.: Академия, 1976. – 311 с.
11) Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М.: МГУ, 1987. – 264 с.
12) Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1989. – 251 с.
13) Петерина С.В., Студник Т.Д. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1986. – 215 с.
14) Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.
15) Портянкина В. С. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. // Д/в №1 — 1989 . –С. 28
16) Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. – М.: Просвещение, — 1986. – 375 с.
17) Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. – 243 с.
18) Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей, М.: Творческий центр Сфера, 2005.
19) Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГП, 2004.
20) Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М.: Ц.Г.Л. 2005.
В качестве методологических подходов в работе использовались фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип развития, принципы единства сознания и деятельности; и следующие подходы: аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития; личностно-деятельностный, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения; системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Нравственное развитие детей | Психология
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим:- 1. Значение нравственного развития 2. Этапы нравственного развития 3. Факторы, влияющие на нравственное развитие 4. Роль учителя в нравственном развитии Образовательные последствия нравственного развития.
Нравственное развитие является одним из важнейших аспектов развития личности. Таким образом, это главная задача общества и образования. Нравственное развитие идет вместе с общественным развитием. У человека, чье социальное развитие нарушено по тем или иным причинам, у человека, социально дезадаптированного, развивается аморальное поведение.
Аморальное поведение – это поведение, которое не соответствует общественным ожиданиям. Такое поведение возникает не из-за незнания социальных ожиданий, а из-за преднамеренного неодобрения социальных стандартов или отсутствия чувства долга соответствовать. Точно так же человек, лишенный возможности научиться социальному поведению, развивает аморальное или неморальное поведение. Аморальное или неморальное поведение возникает из-за незнания того, чего ожидает социальная группа, а не из-за преднамеренного нарушения стандартов группы.
РЕКЛАМА:
Термин «мораль» происходит от латинского слова «mores», означающего нравы, обычаи и народные обычаи. Нравственность неразрывно связана с общественным строем. Ребенок должен узнать, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно. Он также должен изучить свой долг.
Измерения нравственного развития:
Бкер Мехди и доктор Б.П. Гупта в публикации NCERT под названием «Психология ребенка и учебная программа» отмечает: «Нравственное развитие ребенка предполагает привитие ребенку ряда качеств, для которых учебная программа предоставляет широкие возможности. По их мнению, ниже приведены некоторые важные моральные качества, которым необходимо уделять внимание в школах.
Честность в словах и делах, Правдивость, Праведность, Самообладание, Сострадание, Сознание Долга и Самоуважение и желание уважать других.
Значение нравственного развития:РЕКЛАМА:
Хемминг в своей книге. «Развитие нравственных ценностей у детей» пишет: «Нравственное развитие — это процесс, в котором ребенок приобретает ценности, почитаемые его сообществом…………. приобретает чувство правильного и неправильного с точки зрения этих ценностей… учится регулировать свои личные желания и побуждения так, чтобы при ситуативном конфликте (возникает, он делает то, что должен, а не то, что хочет) делать… Нравственное развитие — это процесс, с помощью которого сообщество стремится перенести эгоцентризм ребенка на социальное поведение зрелого взрослого».
Нравственное развитие включает в себя нравственное поведение и нравственные понятия:
1. Нравственное поведение:
Нравственное поведение означает поведение, соответствующее моральному кодексу социальной группы. Термин «мораль» происходит от латинского слова «mores», что означает нравы, обычаи и обычаи. Нравственное поведение не только соответствует социальным нормам, но и осуществляется добровольно. Оно всегда сопровождается чувством ответственности за свои поступки. Это включает в себя уделение первостепенного внимания благополучию группы и рассмотрение личной выгоды или желаний как имеющих второстепенное значение.
2. Моральные концепции:
Моральные концепции – это правила поведения, к которым привыкли представители культуры и которые определяют ожидаемые модели поведения всех членов группы.
Понятие морали:
Термин «мораль» означает следование моральному кодексу общества или соответствие поведения нравам, ценностям и обычаям социальной группы. Это также включает в себя чувство правильного или неправильного. Мораль состоит из идеалов или правил, регулирующих поведение человека. Мораль имеет социальную направленность.
Моральные нормы варьируются от группы к группе в зависимости от того, что принято группой в качестве социально одобренного поведения. Истинная мораль исходит из самого человека. Он носит внутренний характер и не навязывается внешними властями.
РЕКЛАМА:
Следует отметить, что моральный кодекс основан на моральных понятиях, которые усваиваются постепенно в течение длительного периода времени. Основные понятия изучаются дома путем прямого обучения и подражания, мотивированного угрозами наказания и обещаниями вознаграждения. Позже эти доморощенные концепции расширяются и укрепляются за счет обучения у учителей, авторитетных взрослых и сверстников.
Стадии морального развития:Стадии морального развития в соответствии с Havighurst:
Havighurst признает следующие пять уровней морального развития:
1. A-Moral Stage:6
1. a-moral: 1. a-moral: . стадия длится от рождения до двух лет. Новорожденный ребенок не имеет представления о добре и зле, правильном и неправильном. Он движим исключительно своими побуждениями и желаниями. Он не осознает последствий своих действий для других.2. Стадия эгоцентризма:
Эта стадия обычно продолжается до шести лет. Некоторые люди могут оставаться зацикленными на этой стадии даже намного позже. На этом этапе человек учится различать личный интерес и групповой интерес, но он не готов пожертвовать своими интересами. Эгоцентричный поступок совершается больше с целью удовлетворения своих импульсов или желаний, чем для игнорирования морального правила.
3. Соответствующая обычная ступень:
На этом этапе мотивом или деятельностью ребенка является не самоодобрение, а групповое одобрение. На этой стадии ребенок может игнорировать собственные импульсы и действовать только так, как это нормально в его группе. Соответствие нормам социальной группы довольно распространено на этапе позднего детства. Поступая так, он учится многим правильным вещам.
4. Иррациональная совестливая стадия:
Совесть — это термин, который используется для внутренней самокритики, которая заставляет человека отвергать действие, потому что оно противоречит его идеалам, даже если оно может достичь его внешних целей. Поведение является иррационально-сознательным, когда человек действует в свете ценностей, которые проводятся скорее эмоционально, чем рационально.
Например, всегда говорите правду, даже если это приведет к тому, что кого-то повесят или разоблачит толпа и линчует. Почти все подростки проходят через эту стадию удержания социальных ценностей или эмоциональной основы, прежде чем достигают высшей ступени нравственного развития.
5. Стадия рационального альтруизма:
Высшим уровнем является стадия рационального альтруизма. Здесь ценности находятся не в эмоциональной обусловленности, а в рациональном суждении. Другими словами, человек усваивает ценности и идеалы на рациональной, а не на эмоциональной основе. То есть ценности располагаются выше или ниже в иерархии по отношению к их последствиям для благосостояния других. На этом уровне человек не придерживается ни групповой нормы, ни абстрактного «закона» или морали. Но он действует и решает на основе рассуждений и наилучшего внимания к другим.
Стадия нравственного развития по Кольбергу:
Подобно Пиаже Холберг считает, что нравственное развитие ребенка идет от специфичности к всеобщности. Кольберг упоминает шесть стадий развития, которые делятся на три принципиально разных уровня (доконвенциональный уровень, конвенциональный уровень и постконвенциональный уровень) моральной ориентации.
(1) Доконвенциональный уровень:
На этом уровне контроль за поведением является внешним. Требуемые конформные стандарты поведения состоят из давления или команд, исходящих из внешних источников. Например, родители устанавливают стандарты, которые должны быть подтверждены. Мотив нравственного поведения на этом этапе также является внешним. Мотив состоит в том, чтобы избежать внешнего наказания, получить награды или получить благосклонность.
Этот уровень делится на два этапа:
i. Стадия 1: Наказание и ориентация на послушание:
Послушание основано на страхе перед наказанием. У детей нет реального чувства морали или совести. Однако они проявляют беспрекословное почтение к тем, у кого есть власть наказывать. Нет понятия прав других. Сильный всегда прав. На этом этапе ребенок в первую очередь обращает внимание на то, чтобы удержаться от трудностей и таким образом избавляет себя от боли, препятствия к своей свободе и беспокойства. Это похоже на стадию, описанную Пиаже как стадию объективной ответственности.
ii. Стадия 2: Инструментально-релятивистская ориентация:
Ребенок на этой стадии также остается внимательным к своим потребностям, но он уже понимает, что у других тоже есть права. Из-за этого иногда он соглашается пойти на компромисс в усилиях по удовлетворению потребностей других людей. «Ты почешешь мне спину, а я почешу твою». Правила соблюдаются с целью получения благосклонности и вознаграждения от других.
(2) Обычный уровень:
На этом уровне контроль над поведением человека все еще остается внешним. Тем не менее правила, которых придерживаются, принадлежат другим, но мотивация соответствовать этим ожиданиям является внутренней. Мораль измеряется с точки зрения совершения благих поступков и поддержания общепринятого социального порядка или ожиданий других.
iii. Стадия 3: Ориентация «хорошая девочка/хороший мальчик»:
Преобладает ориентация «хорошая девочка/хороший мальчик». Нравственное поведение — это то, что доставляет удовольствие или помогает другим и одобряется ими. Правильное действие определяется общим консенсусом, а мотивом правильного действия является желание оставаться принятым другими. На этом этапе ребенок пытается угодить другим и получить их одобрение. Он формирует себя в соответствии с традиционными образцами социальных норм и, вынося суждения, держит в уме намерения себя и других. То, что Пиаже называет личной ответственностью, появляется на этом этапе.
iv. Стадия 4: Ориентация на правопорядок:
Ребенок понимает, что социальная система зависит от выполнения людьми своих обязанностей и от их готовности уважать законы. Таким образом, моральные идеалы становятся более обобщенными, а мотивация жить в соответствии с ними смещается с заботы о реакции непосредственных других на чувство долга уважать власть и поддерживать общественный порядок. Этот этап можно назвать этапом «закон и порядок».
(3) Постконвенциональный уровень:
Контроль поведения на этом уровне становится внутренним. Соответствующие стандарты исходят из самого человека, а решение действовать основано на внутреннем процессе мышления и суждения о моральных вопросах. Существует стремление к автономным моральным принципам, которые имеют вескую основу и применение.
v. Этап 5: Ориентация на общественный договор:
На этом этапе все еще преобладает чувство долга, но мораль теперь рассматривается больше как обязанность соблюдать договорные соглашения и права других. Правильные действия определяются в соответствии с теми нормами, потребностями и правами, которые единодушно принимаются обществом. Чувство справедливости и законности становится важнее необходимости поддерживать общественный порядок.
Законы можно изменить, если они больше не выражают волю большинства, не максимизируют общественное благосостояние и не способствуют функционированию институтов. Признается, что все люди имеют права независимо от их расы, пола или социального статуса. Большинство взрослых способны функционировать на этой стадии.
VI. Этап 6: Ориентация на универсальные этические принципы:
На этом этапе нравственность ориентируется на индивидуальные принципы совести. Поведение теперь регулируется интернализованными идеалами, независимо от реакции других. Мораль отличается от законности. Моральные решения учитывают намерения, ситуационные факторы, смягчающие обстоятельства и другие факторы, отличающие внешне похожие ситуации.
Другими словами, человек не только держит в уме нормы общества, но и пределы применимости универсальных моральных принципов. Универсальные принципы справедливости, взаимности и качества прав человека и уважения достоинства человечества как личности составляют основу совести.
Нравственное развитие на разных стадиях:
Стадия младенчества (от рождения до 5 лет):
В течение первых двух лет жизни у ребенка нет ни совести, ни чувства добра и зла, ни ценностей. Следовательно, в течение первых двух лет жизни не происходит значительного нравственного развития. Но ребенок не безнравственный. Он скорее неморален или неморален. Он не совершает неправильные действия преднамеренно. Неправильные действия вызваны невежеством и его неспособностью понять, что хорошо, а что плохо. Поскольку в первые два года жизни у ребенка нет совести, учить его нравственному поведению и нравственным понятиям бесполезно. Следовательно, родители должны ждать, пока ребенок разовьет свою совесть и сможет понять, чего ожидает общество.
До того, как ребенок пойдет в школу, от него ожидается, что он будет отличать правильное от неправильного или что нужно делать от того, что нельзя делать в простых ситуациях, и заложит основу для развития совести. Нравственные понятия в этот период поначалу специфичны и относятся к конкретным ситуациям, в которых они были усвоены.
Пиаже считает, что, поскольку ребенок дошкольного возраста не способен к абстрактному мышлению и обобщению, он рассматривает хорошее поведение с точки зрения конкретных действий, таких как послушание матери или помощь матери, а плохое поведение с точки зрения не делать то, что его мать или отец хотят, чтобы он делал.
Кольберг полагает, что на этом этапе поведение определяется внешними факторами, такими как одобрение и неодобрение или вознаграждение и наказание. Таким образом, поведение ребенка ориентируется на послушание и наказание. Его поведение гедонистично в том смысле, что он считает правильными действия, которые удовлетворяют его самого, а иногда и его родителей. Если определенное поведение приносит удовольствие, утешение или некоторое удовлетворение, а иногда, если определенное поведение нравится его родителям, особенно матери, он повторяет это поведение.
Стадия позднего детства (от 5 до 12 лет):
К тому времени, когда ребенку исполняется 6 или 7 лет, его способность понимать взаимоотношения возрастает. Таким образом возникают его концепции правильного и неправильного в различных, но связанных ситуациях. Следовательно, он переходит от специфического ответа к общему ответу. К 8 годам ребенка его понятия становятся более обобщенными. Например, он осознает, что «красть плохо», а не «украсть книгу нехорошо», как в раннем детстве или младенчестве.
В позднем детстве нравственность определяется как совершение добрых дел и поддержание общепринятого социального порядка. Нравственность заключается в поддержании хороших отношений и ориентации на получение одобрения, удовлетворение и помощь другим.
В последней части периода позднего детства нравственное поведение ориентировано на авторитет, соблюдение закона и сохранение статус-кво, что считается первостепенной ценностью. Нравственные ценности ребенка меняются по мере того, как он общается с большим количеством людей и с людьми, ценности которых отличаются от ценностей его родителей.
Подростковый период:
Нравственное развитие является важным аспектом подросткового периода. К тому времени, когда человек достигает подросткового возраста, его моральный кодекс достаточно хорошо сформирован. В ранние годы, когда ребенок делает то, что группа считает неправильным, часто предполагается, что родители не научили его правильно себя вести. Но когда ребенок достигает подросткового возраста, общество ожидает от него поведения в соответствии с нравами группы, потому что в подростковом возрасте он лучше способен понимать, что правильно, а что неправильно.
Большинство подростков учатся вести себя социально одобряемым образом. Но немногие другие являются социально «глупыми». Они нарушают нравы группы. Но общество не мирится с нарушением его нравов. Таким образом, такие подростки расплачиваются в виде социального отторжения. В подростковом возрасте нравственность определяется как соответствие общепринятым нормам – правам или обязанностям.
Подросток ориентируется на существующие правила и стандарты. Но он больше не хочет принимать все, что ему навязывают. Скорее он применяет свою совесть и индивидуальные права, принимая моральное поведение. Подростки предпочитают демократические методы в обучении и обучении нравственному поведению. Подростки, обученные автократическими методами, возмущаются теми, кто учит их нравственному поведению. Иногда родительские ожидания вступают в противоречие со стандартами группы сверстников.
Подросток в своих попытках соответствовать стандартам группы сверстников игнорирует родителей или восстает против них. Такие подростковые реакции известны как подростковый бунт. Подростковый бунт обычно выражается в выборе друзей, часах прихода и ухода из дома, занятиях в свободное время, одежде и безличных отношениях с представителями противоположного пола. Подростки, успешные как нравственные существа, плавно переходят во взрослую жизнь. Невыполнение этого требования может привести к чрезмерному беспокойству, тревоге и разочарованию.
Факторы, влияющие на нравственное развитие:1. Семья:
Семья играет активную роль в нравственном развитии детей. Этические и моральные добродетели, такие как сотрудничество, послушание, дисциплина, правдивость, искренность, самопокорность, сочувствие, любовь, честность, сублимация инстинктов, подчинение себя интересам общества, осознание и снятие ответственности развиваются в семья. Благоприятная обстановка в семье способствует нравственному развитию.
Члены семьи с аморальным прошлым негативно влияют на нравственное развитие ребенка. Исследования показывают, что родители из низшего класса склонны уделять больше внимания подчинению внешнему авторитету. Родители из среднего класса делают упор на внутреннюю регуляцию поведения. Возможно, это связано с тем, что мальчики из низших классов ведут себя более агрессивно и испытывают при этом меньше вины, чем мальчики из среднего класса.
Факторы воспитания детей:
Практика воспитания детей также влияет на развитие совести. Практика воспитания детей, ориентированная на любовь, более эффективна для развития совести. В семьях, где ребенку дается похвала и теплота, делается акцент на разумной жизни, развитие совести происходит эффективно.
2. Школа:
Школа считается источником социальных и моральных добродетелей. Она играет важную роль в нравственном развитии учащихся. Личность учителя, то есть его социальные и нравственные установки, привычки, интересы, ценности и убеждения, дисциплина в школе, поддерживаемая любовью, привязанностью, симпатией, личным примером учителя, оказывает положительное влияние на нравственное развитие учащихся.
Внеклассные мероприятия, такие как массовая молитва и утреннее собрание, общественное служение, самоуправление, празднование дней рождения великих людей, дают широкие возможности для привития нравственных качеств, таких как честность, послушание, истина, справедливость, сочувствие, любовь и уважение к другим. Таким образом, ученики обучаются привычкам и достоинствам нравственной жизни.
3. Район:
Интересы, привычки, чувства и характер соседей оказывают большое влияние на нравственное развитие детей. Наличие домов пьяниц, бандитов, игроков и проституток отрицательно влияет на нравственное развитие.
4. Религиозные учреждения:
Религиозные учреждения, такие как храмы, Гурудвары, церковь считаются основными социальными и моральными учреждениями. Религия имеет доминирующее влияние на определение социальных и моральных установок и морального функционирования. Таким образом, этнические или религиозные институты существенно влияют на нравственное развитие личности.
5. Опыт в клубах и лагерях:
Опыт в клубах и лагерях полезен для развития ценных социальных и моральных качеств, таких как послушание, жизнерадостность, вежливость, доброта, сотрудничество, честность и лояльность.
6. Товарищи и друзья:
Товарищи и друзья играют жизненно важную роль в нравственном развитии ребенка. На его моральные установки, убеждения, интересы, чувства, привычки и характер влияют товарищи по играм и компаньоны.
7. Культура:
Существующая культурная среда оказывает сильное влияние на нравственное развитие. Обычаи, традиции, нравы, обычаи и ценности групп, т. е. дома, школы, а также общества, существенно влияют на нравственное развитие. Социальные традиции, обычаи, ценности и нормы – это неписаные законы, которым должен следовать ребенок.
8. Сообщество:
Сообщество, в котором живет человек, является мощным фактором нравственного развития. Сообщество влияет на ребенка: Musemus, кино, библиотеки, программы на радио и телевидении, другие развлекательные программы и общественная среда в целом.
Роль учителя в нравственном развитии Образовательные последствия нравственного развития:1. Личный пример учителей:
Нравственное развитие – это вопрос того, чтобы его поймали, а не научили. Все, что учитель делает в присутствии своих учеников, прямо или косвенно способствует их характеру и нравственному развитию.
2. Представление нравственных идеалов:
Учитель должен представить учащимся нравственные идеалы и объяснить методы их достижения. Он должен попытаться сублимировать, модифицировать или реформировать различные детские инстинкты. Он должен помочь учащимся в развитии моральных установок, привычек и чувств, таких как честность, правдивость, сотрудничество, послушание, справедливость и общественное служение и т. д.
3. Примеры великих героев:
Учитель должен представить детям примеры великих религиозных деятелей и исторических героев, чтобы дети могли усвоить их идеи. Лонгфелло справедливо заметил:
«Жизнь великих людей напоминает нам,
Мы можем сделать нашу жизнь возвышенной».
4. Биографии великих людей:
Учитель должен побуждать детей читать биографии великих людей и религиозные книги. Должна быть организована дискуссия вокруг моральных проблем. Это поможет детям включить определенные качества или добродетели в свой характер и нравственное развитие.
5. Празднование дней:
Дни рождения и годовщины смерти религиозных лидеров и героев, святых, гуру, риши и махатм следует отмечать в школе, поскольку это способствует развитию нравственных чувств учащихся.
6. Другие дополнительные занятия:
Дополнительные занятия составляют костяк школы. Качества характера или нравственности должны отражаться в каждой деятельности школы. Нравственность можно развить с помощью таких действий, как массовые молитвы, утренние собрания, выступления выдающихся личностей и реальное проживание в ситуациях. Игры и спортивные состязания, а также межшкольные соревнования помогают развивать такие качества характера и нравственности, как прямолинейность, лояльность, чувство товарищества, честность, искренность и справедливость.
Главная ›› Педагогическая психология ›› Дети ›› Нравственное развитие детей
Влияние на нравственное развитие | Подростковая психология
Влияние на нравственное развитие
Как и большинство аспектов развития, факторы влияния многогранны. Моральное развитие находится под сильным влиянием межличностных факторов, таких как семья, сверстники и культура. Внутриличностные факторы также влияют на нравственное развитие, например, когнитивные изменения, эмоции и даже развитие нервной системы.
Влияние на межличностные отношения
Было показано, что общение детей с опекунами и сверстниками влияет на развитие у них морального понимания и поведения. Исследователи рассмотрели влияние межличностных взаимодействий на нравственное развитие детей с двух основных точек зрения: социализация/интернализация (Grusec & Goodnow, 1994; Kochanska & Askan, 1995; Kochanska, Askan, & Koenig, 1995) и теория социальной сферы (Turiel, 1983). ; Сметана 2006). Исследования с точки зрения теории социальной сферы фокусируются на том, как дети активно отличают моральное поведение от обычного, частично основываясь на ответах родителей, учителей и сверстников (Сметана, 19).97). Взрослые, как правило, реагируют на моральные проступки детей (например, удары или кражи), привлекая внимание ребенка к влиянию его или ее действий на других и делая это последовательно в различных контекстах.
Напротив, взрослые с большей вероятностью реагируют на обычные проступки детей (например, ношение шляпы в классе, поедание спагетти пальцами), напоминая детям о конкретных правилах и делая это только в определенных условиях (например, в школе, но не в школе). дома) (Сметана, 1984; 1985). Сверстники реагируют в основном на моральные, а не на общепринятые проступки и демонстрируют эмоциональный дистресс (например, плач или крик), когда они становятся жертвами моральных, а не общепринятых проступков (Сметана, 1984). Затем дети используют эти различные сигналы, чтобы помочь определить, является ли поведение неправильным с моральной или условной точки зрения.
Исследования с точки зрения социализации/интернализации сосредоточены на том, как взрослые передают детям стандарты поведения с помощью методов воспитания и почему дети усваивают или не усваивают эти ценности (Grusec & Goodnow, 1994; Кочанска и Аскан, 1995). С этой точки зрения нравственное развитие предполагает все большее соблюдение и усвоение детьми правил, требований и стандартов поведения взрослых. Используя эти определения, исследователи обнаруживают, что поведение родителей различается по степени, в которой они поощряют усвоение детьми ценностей, и что эти эффекты частично зависят от детских качеств, таких как возраст и темперамент (Grusec & Goodnow, 1994). Например, Кочанска (1997) показала, что мягкая родительская дисциплина лучше всего способствует развитию совести у детей с темпераментом боязливых. Однако такая же родительская отзывчивость и взаимоотзывчивая ориентация родителей и детей наилучшим образом способствуют развитию совести у темпераментно бесстрашных детей. Эти родительские влияния проявляют свои эффекты несколькими путями, включая усиление у детей моральных эмоций (например, вины, сопереживания) и их самоидентификацию как моральных личностей (Кочанска, 2010).
Нравственное развитие в семье
В формировании нравственности детей нет большего влияния извне, чем влияние семьи. Посредством наказания, поощрения, а также прямого и косвенного обучения семьи прививают детям мораль и помогают им развивать убеждения, отражающие ценности их культуры. Хотя вклад семьи в нравственное развитие детей огромен, существуют определенные способы наиболее эффективной передачи и усвоения морали.
Справедливость
Семьи устанавливают правила правильного и неправильного поведения, которые поддерживаются положительным подкреплением и наказанием. Положительное подкрепление является наградой за хорошее поведение и помогает детям понять, что определенные действия поощряются больше, чем другие. Наказание, напротив, помогает удержать детей от плохого поведения и с раннего возраста помогает детям понять, что действия имеют последствия. Эта система дополнительно помогает детям принимать решения о том, как действовать, поскольку они начинают учитывать результаты своего поведения.
Справедливость
Представление о том, что справедливо, является одним из центральных моральных уроков, которые дети усваивают в семейном контексте. Семьи устанавливают границы распределения ресурсов, таких как еда и жилые помещения, и предоставляют своим членам различные привилегии в зависимости от возраста, пола и занятости. То, как семья определяет, что является справедливым, влияет на развитие у детей представлений о правах и правах, а также влияет на их представления о разделении, взаимности и уважении.
Личный баланс
Понимая принципы честности, справедливости и социальной ответственности, дети учатся находить баланс между своими потребностями и желаниями и интересами более широкого социального окружения. Устанавливая ограничения на свои желания, дети выигрывают от большего чувства любви, безопасности и общей идентичности. В то же время эта связанность помогает детям совершенствовать свою моральную систему, предоставляя им ориентир для понимания того, что правильно, а что нет.
Социальные роли
В семейной среде дети начинают рассматривать свои действия не только с точки зрения справедливости, но и с точки зрения эмоциональных потребностей. Дети узнают о ценности социальной поддержки от своих семей и развивают мотивацию, основанную на доброте, щедрости и сочувствии, а не только на личных потребностях и желаниях. Учась заботиться об интересах и благополучии своей семьи, дети развивают заботу об обществе в целом.
Мораль и культура
Роль культуры в нравственном развитии – важная тема, которая поднимает фундаментальные вопросы о том, что является универсальным, а что культурно специфичным в отношении морали и нравственного развития. Многие исследовательские традиции изучали этот вопрос с позиций социально-когнитивной и структурно-развивающей, теоретизируя, что мораль предъявляет к ней универсальное требование, исходя из моральной философии. Ожидается, что если мораль и существует, то она связана с теми ценностями, которые можно обобщить в разных группах и культурах. В качестве альтернативы релятивистские культурные позиции были выдвинуты в основном теориями социализации, которые сосредоточены на том, как культуры передают ценности, а не на том, какие ценности применяются между группами и отдельными людьми.
В качестве примера некоторых дебатов Шведер, Махапатра и Миллер (1987) приводили доводы в пользу морального релятивизма или представления о том, что разные культуры определяют границы морали по-разному. Напротив, Туриэль и Перкинс (2004) выступали за универсальность морали, сосредоточив внимание в основном на свидетельствах на протяжении всей истории движений сопротивления, которые борются за справедливость путем утверждения прав личности на самоопределение. В обновленной версии дебатов между моральным релятивизмом и моральной универсальностью Миллер (2006) дает вдумчивый обзор культурной изменчивости моральных приоритетов. Миллер утверждает, что вместо изменчивости того, что люди считают моральными (справедливость, справедливость, права), существует культурная изменчивость приоритета, отдаваемого моральным соображениям (например, важность просоциальной помощи). Wainryb (2006), напротив, анализирует обширную литературу, которая продемонстрировала, что дети в различных культурах, таких как США, Индия, Китай, Турция и Бразилия, разделяют широко распространенное мнение о отстаивании справедливости и неправомерности причинения вреда другим. Культуры различаются условностями и обычаями, но не принципами справедливости, которые появляются очень рано в развитии, до того, как социализация повлияет на них. Уэйнриб (1991; 1993) показывает, что многие очевидные культурные различия в моральных суждениях на самом деле обусловлены различными информационными предположениями или убеждениями о том, как устроен мир. Когда люди придерживаются разных убеждений о последствиях действий или статусе разных групп людей, их суждения о вреде или справедливости поведения часто различаются, даже если они руководствуются одними и теми же моральными принципами.
Еще одним мощным механизмом социализации, с помощью которого передаются ценности, является религия, которая для многих неразрывно связана с культурной самобытностью. Нуччи и Туриэль (1993) оценивали реакции людей на Божьи указания и различия в их реакциях на Божьи моральные (например, воровство) и обычные (например, день поклонения) Божьи указания. Одним из явных способов социализации людей в обществе является нравственное воспитание. Соломон и его коллеги (1988) представили данные исследования, в котором подходы прямого обучения и управляемого размышления к нравственному развитию были объединены, а также доказательства увеличения спонтанного просоциального поведения. Наконец, исследования нравственного развития и вопросов культуры охватывают множество подтем. Например, недавний обзор исследований, посвященных социальной изоляции, выявил культурные сходства в оценке социальной изоляции в различных обществах и культурах (Hitti, Mulvey & Killen, 2011).
Внутриличностные воздействия
Моральные вопросы, как правило, эмоционально окрашены и вызывают сильные аффективные реакции. Следовательно, эмоции, вероятно, играют важную роль в нравственном развитии. Однако в настоящее время среди теоретиков нет единого мнения о том, как эмоции влияют на моральное развитие. Психоаналитическая теория, основанная Фрейдом, подчеркивает роль вины в подавлении первичных влечений. Исследования просоциального поведения были сосредоточены на том, как эмоции побуждают людей совершать моральные или альтруистические действия. Теории социально-когнитивного развития недавно начали исследовать, как эмоции влияют на моральные суждения. Теоретики интуитивизма утверждают, что моральные суждения можно свести к немедленным инстинктивным эмоциональным реакциям, вызванным моральными дилеммами.
Исследования социально-эмоционального и просоциального развития выявили несколько «моральных эмоций», которые, как считается, мотивируют моральное поведение и влияют на моральное развитие (Eisenberg, 2000, для обзора). Основные эмоции, последовательно связанные с нравственным развитием, — это вина, стыд, сопереживание и сочувствие. Вина определяется как «эмоция, основанная на возбуждении или болезненном чувстве сожаления, которое возникает, когда действующее лицо вызывает, предвидит возникновение или связано с аверсивным событием» (Fergusen & Stegge, 19).98). Стыд часто используется как синоним вины, но подразумевает более пассивную и унылую реакцию на предполагаемую несправедливость. Вина и стыд считаются «сознательными» эмоциями, потому что они имеют первостепенное значение для самооценки человека.
В отличие от вины и стыда сопереживание и сочувствие считаются моральными эмоциями, ориентированными на других. Эмпатию обычно определяют как аффективную реакцию, вызванную опасением или пониманием эмоционального состояния другого, которое отражает аффективное состояние другого. Точно так же сочувствие определяется как эмоциональная реакция, вызванная опасением или пониманием эмоционального состояния другого, которое не отражает аффект другого, а вместо этого вызывает у одного выражение беспокойства или сожаления о другом (Eisenberg, 2000).
Взаимосвязь между нравственными действиями и нравственными эмоциями была тщательно исследована. Было обнаружено, что очень маленькие дети выражают чувства заботы и сочувствия к другим, проявляя заботу о благополучии других (Eisenberg, Spinard, & Sadovsky, 2006). Исследования последовательно демонстрировали, что когда у человека вызывается эмпатия, он или она с большей вероятностью будет участвовать в последующем просоциальном поведении (Batson 1998; Eisenberg, 200 для обзора). Кроме того, в другом исследовании изучались эмоции стыда и вины, связанные с эмпатическим и просоциальным поведением детей (Zahn-Waxler & Robinson, 19).95).
В то время как эмоции служат для детей информацией в их интерпретациях моральных последствий поступков, роль эмоций в детских моральных суждениях исследовалась совсем недавно. Некоторые подходы к изучению эмоций в моральных суждениях исходят из точки зрения, что эмоции — это автоматические интуитивные представления, определяющие мораль (Greene, 2001; Haidt, 2001). Другие подходы подчеркивают роль эмоций как оценочной обратной связи, которая помогает детям интерпретировать действия и последствия (Turiel & Killen, 2010). Исследования показали, что дети приписывают разные эмоциональные последствия актерам, совершившим моральные проступки, чем тем, кто совершал обычные проступки (Арсенио, 19 лет).88; Арсенио и Флейс, 1996). Эмоции могут помочь людям расставить приоритеты среди различной информации и возможностей и снизить требования к обработке информации, чтобы сузить рамки процесса рассуждения (Lemerise & Arsenio, 2000). Кроме того, Мальти, Гуммерум, Келлер и Бухманн (2009) обнаружили индивидуальные различия в том, как дети приписывают эмоции жертвам и обидчикам.
Ссылка на обучение
Воспитание оказывает наибольшее влияние на нравственное развитие подростков.