Функции стереотипов: 404 — Категория не найдена.

17. Функции стереотипов.

1. Передача относительно достоверной информации. Уже с первых контактов с чужой культурой начинается классификация новой информации и фор­мируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наи­более характерных черт данной культуры и основ поведения ее представителей – стереотипов.

2. Ориентация в инокультуре. С помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружа­ющего мира и вписаться в нее, подразделяя людей на специфические группы и предсказывая их поведение в конкретных обстоятельствах.

3. Влияния на коррекцию реальностис помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чу­жую этнические группы, сущностные появления инокультуры, благодаря чему позитивной идентичности собственной культурной группы. Возможно также достижение «ингруппового фаворитизма» — формирование более пози­тивного образа собственной культуры по сравнению с другими.

Значение стереотипов для межкультурной коммуникации. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим челове­ком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его пове­дение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов в частности стереотипы играют очень важную роль.

Не­редко при межкультурном общении и оценке партнеров по обще­нию коммуниканты изначально руководствуются сложившими­ся стереотипами, так как нет людей, абсолютно свободных от стереотипов, и реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов.

В межкультурных контактах стереотипы эффективны, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматри­ваются как единственно верная информация о них.

Стере­отипы могут препятствовать межкультурной коммуникации, если они:

— затаивают индивидуальные осо­бенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход приме­няется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуаль­ные вариации;

— повторяют и усиливают определенные оши­бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начи­нают их принимать за истинные;

— основываются на полуправде и искажениях.

Особое место в образовании и укреплении стереотипов за­нимают средства массовой информации, поскольку:

— для многих людей средства массовой информации являются ис­точником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не об­ладает достаточными знаниями для формирования собст­венных мнения или установки;

— большое значение имеет статус источника информации. Совер­шенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, со­ответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут инфор­мацию от такого источника, то она все равно закрепится в их со­знании;

— средства массовой информации способны «снять ответствен­ность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеб­лется в принятии решения, его окончательный выбор осущест­вляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариан­тов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает всякая критическая оценка свое­го поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется пра­вильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета.

В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.

СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Стереотип и его функции.
  • Основные свойства социальных стереотипов.
  • Борьба с негативными стереотипами.

СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп.Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых,экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых,защищают его ценности, позиции и права.

Исторически так сложилось, что подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических общностей (этносов). Но разнообразие и мобильность социальных общностей, к которым принадлежит и с которыми сталкивается современный человек, ставят перед ним задачу поиска границ между «своими» и многочисленными «чужими». Поэтому термин «стереотип» был распространен на анализ восприятия людьми представителей собственной и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т.п. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, поколения, пола, экономического положения и т.д.

Стереотип и его функции.

Стереотипы – это характеристики, которые описывают членов социальных групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда – отождествление стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации – с «безнравственной формой познания».

Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к одной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, стереотипы в процессе социального восприятия избавляют индивидов от необходимости реагировать на сложный социальный мир, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления.

Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой более полезные способы восприятия, чем думали ранее. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации. Т.е. стереотипизация существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.

Выдающийся британский психолог Анри Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов – наладить отношения группы не с кем-то, а с собой, создав образ, позволяющий ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.

Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении.

С другой стороны, стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. А наши соотечественники, ожидающие от американцев общительности и сердечности, бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека.

Основные свойства социальных стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики.

Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Например, в русской прессе 19 в. Н.А.Ерофеевым обнаружено множество высказываний о присущих англичанам практицизме, деловой энергии, расчетливости, стремлении к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной оценки, но даже не нейтральны. Для русского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким идеальным ценностям.

Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях. Стереотипы московских старшеклассников и студентов в конце 1980-х и середине 1990-х свидетельствуют: цивилизационный слом, произошедший в этот период в нашей стране, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

Еще одно свойство социальных стереотипов – согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А.Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей.

В последние десятилетия ряд авторов, считая согласованность стереотипов химерой и игрой воображения исследователей, отказались считать консенсус обязательной и необходимой характеристикой стереотипов. Утверждается, что критерий консенсуса стереотипов является излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения.

Впрочем, преобладает противоположная точка зрения, сторонники которой, признавая, что индивидуальные убеждения о социальных группах существуют, подчеркивают, что стереотипы и личные убеждения, хотя и могут частично совпадать, есть различные структуры, каждая из которых представляет собой часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе.

Начиная с 1950-х получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных – так называемая гипотеза «зерна истины». Теперь уже не вызывает сомнений, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем. Он отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.

То, что реальные межгрупповые отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипов.

Социальные стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. При этом признаками истинности стереотипа предлагается считать, во-первых, единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью. Во-вторых, – совпадение в восприятии группы самой себя и ее восприятием другой группой. Видимо, есть «зерно истины» в стереотипе, что американцы конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты. Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу воспринимают более точно, чем чужую.

Свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, которые далеко не всегда включают эти черты в автостереотип, и финнам, в автостереотип которых входят противоположные черты. Вполне вероятно, что русские особо выделяют эти качества у других народов из-за восприятия своих соотечественников как «зажатых» и недостаточно общительных.

Борьба с негативными стереотипами.

В 1947 в рамках проекта ЮНЕСКО Пути к взаимопониманию между народами (Tensions affecting international understanding) было проведено исследование в 9 странах с выборкой в тысячу человек в каждой стране. Исследователи полагали, что стереотипы являются причиной если не происхождения, то поддержания и обострения межгрупповых конфликтов. Поэтому предполагалось, что если люди будут лучше осведомлены о стереотипах как о часто ошибочных и не всегда полных образах своей и других наций, то эти образы будут заменены более точным знанием о народах, что в свою очередь приведет к ослаблению международной напряженности. В настоящее время социальные психологии понимают, что такое воздействие должно затрагивать не только стереотипы, но и более широкую область межгрупповых отношений, включая поведение, социальные установки (аттитюды) и пр.

Одним из ведущих направлений исследований стала разработка т.н. «гипотезы контакта», основой которой служит предположение о том, что непосредственное общение при определенных условиях способствует улучшению социальных стереотипов и разрушает предубеждения. Но даже при соблюдении большинства условий, благоприятствующих контактам (группы обладают равным статусом, имеют общие цели, требующие сотрудничества, и подчиняются единому своду правил), полученные результаты позволяют усомниться в том, что встречи и знакомства с представителями другой большой группы неизбежно ведут к приписыванию им более позитивных качеств.

Однако неспособность гипотезы контакта предсказать, распространятся ли возникающие в ходе межличностных отношений позитивные установки на всю группу в целом, и приведут ли они к изменениям в стереотипах, является ее главным недостатком. По мнению британского социального психолога М. Хьюстона, позитивному эффекту способствуют три аспекта контакта. Во-первых, в ситуации общения воспринимающие субъекты начинают признавать различия между членами чужой группы. Во-вторых, «распространению» положительных установок благоприятствует использование информации, не подтверждающей начальный стереотип. В-третьих, увеличение межличностных контактов с осознанием того, что «свои» и «чужие» имеют много схожих свойств и ценностей, приводит к изменениям в восприятии значимости социальных категорий для классификации индивидов.

В последнее десятилетие 20 в. в социальной психологии получили развитие подходы, которые нацелены на целенаправленное подавление негативных стереотипов и на замену поведения, основанного на согласованных социальных стереотипах, на действия, в основе которых лежат персональные убеждения. Их сторонники основываются на концепции исследовательницы из США П.Дивайн, согласно которой стереотипы неизбежно активизируются в ситуации восприятия представителя другой группы, несмотря на любые попытки их игнорировать. Исследования продемонстрировали автоматизацию стереотипных черт, относящихся к афроамериканцам, азиатам, пожилым людям, мужчинам и женщинам.

В моделях снижения негативных стереотипов подчеркивается, что свободные от предубеждений «ответы» на стереотипы требуют от человека, воспринимающего представителей «чужих» групп, знаний о своей предубежденности и стремления изменить свои убеждения исходя из ценностей равенства и справедливости, чувства вины, угрызений совести и т.п.

Татьяна Стефаненко

Цель стереотипов — Психология на каждый день

Во многих отношениях быть самим собой — значит рассеивать стереотипы. — Franchesca Ramsey

Говоря об одном из самых серьезных препятствий на пути к процветанию общества, можно выделить одну психологическую предубежденность, которая выделяется среди других: стереотипы.

Независимо от того, являются ли они расовыми, религиозными, гендерными или политическими, использование и поддержка стереотипов значительно ухудшает способность людей ладить. Но если против стереотипов протестуют все, от общественных деятелей до учителей начальных классов, то почему они так настойчивы?

Удивительно, потому что они на самом деле полезны с точки зрения эволюции.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СКРЕПЦЫ

В общем, люди не любят думать. На самом деле, психологи экономистам регулярно называют людей «когнитивными скрягами» (то есть, мы скупы на то, как мы тратим свои умственные ресурсы). Однако мы не только лениво мыслим (часто полагаясь на эвристики или «ментальные ярлыки»), но и регулярно подвергаемся бомбардировке информацией. И все обработать невозможно.

Отсюда и стереотипы.

Стереотипы сами по себе являются когнитивными схемами или шаблонами, которые мы придерживаемся для различных социальных групп. От спортсменов до библиотекарей, от президентов до вампиров, мы естественно и автоматически создаем эти ментальные карты, чтобы помочь нам обрабатывать информацию о других.

И именно поэтому у нас есть стереотипы, в первую очередь: они позволяют нам очень быстро воспринимать большое количество информации (особенно социальной информации), высвобождая наши умственные ресурсы для других видов деятельности.

В ставшем уже классическим исследовании, демонстрирующем это, исследователи попросили участников выполнить два разных задания одновременно.

В «Задаче 1» участникам показывали имена людей и сообщали о них черты, которые они должны были запомнить. Для «Задания 2», которое произошло в то же время, участники должны были прослушать и запомнить информацию с магнитофонной записи об Индонезии.

Теперь половине участников были предоставлены стереотипы (например, «спортсмен») во время задания 1 на формирование впечатления (т. е. запоминание черт разных людей). Другой половине участников просто сообщали имя человека.

Позже участников попросили вспомнить как можно больше черт характера (каждого из людей), а также как можно больше фактов об Индонезии. И по личным чертам, и по индонезийским фактам больше запомнились те, кому предоставили стереотип!

По сути, это исследование показывает нам, как стереотипы могут помочь высвободить нашу когнитивную обработку. То есть они позволяют нам организовывать и легче хранить социальную информацию, позволяя нам посвятить больше умственной обработки другим задачам.

БЫСТРЕЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ ЛУЧШЕ

Несмотря на то, что стереотипы могут позволить нам думать быстрее (или, по крайней мере, иметь больше умственных ресурсов), это не означает, что их можно использовать. Например, только потому, что у автомобиля более мощный двигатель, это не означает, что на его повышенную скорость всегда можно положиться. На самом деле большая скорость в этом примере часто приводит к более опасным и смертельным исходам…

То же самое и со стереотипами.

В другом классическом исследовании исследователи предоставили участникам информацию о подсудимом, обвиняемом в преступном нападении. В показаниях против этого человека уличающие и оправдывающие доказательства разделились 50 на 50.

Важно отметить, что половине участников был дан стереотип о подсудимом (т. е. он был описан как латиноамериканец), а другой половине — нет.

Как и в предыдущем исследовании, те, кому был дан стереотип, смогли вспомнить больше представленных доказательств. Тем не менее, у них, как правило, была предвзятая память в том смысле, что они помнили больше из инкриминирующих улик.

В результате те, кто придерживался стереотипа, оценили подсудимого как более виновного. В сущности, хотя стереотип и позволял им воспринимать больше информации, это была очень предвзятая сторона информации.

ПРЕКРАТИТЬ СОЗДАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ

Если подумать о том, почему стереотипы все еще так распространены, то это потому, что они являются функциональными аспектами нашей психологии. Однако — и это большое «однако» — это не значит, что мы должны поддерживать их.

Существует большая разница между признанием существования стереотипов и их назначения в мозгу и одобрением их как отражения реальности. Как психофилософ, дорогой читатель, всегда важно задавать вопросы, делать паузы и брать под контроль эти рефлекторные реакции ума, чтобы мы могли выносить суждения, которые хотим. Мы надеемся, что при этом мы сделаем мир более терпимым и гостеприимным.

Антистереотипно,
jdt

Псих•о•философия для размышления : Хотя это может показаться противоречащим — и подстрекательским — сказать это, исследования показывают, что в стереотипах есть «зерно истины». . Или, другими словами, стереотипы менее точны, чем мы могли бы надеяться. Тем не менее, исследование (и исследователи), защищающие эти результаты, не учитывают и подчеркивают некоторые очень важные оговорки:

  1. Стереотипы часто точны на групповом уровне, а не на индивидуальном. То есть, хотя стереотипы могут иногда отражать общие черты групп, люди сильно различаются, и поэтому стереотипы отражают только среднее (или среднее). Или, другими словами, они менее точны для каждого человека.
  2. Учитывая предыдущий пункт, стереотип оценивает человека еще до того, как он продемонстрировал поведение, «подтверждающее» его. То есть, даже если в стереотипе о группе, к которой вы принадлежите, есть доля правды, он предопределяет человека еще до того, как вы с ним познакомитесь. Таким образом, ваше предварительное определение — и последующее самоисполняющееся пророчество — может работать здесь.
  3. Стереотипы часто охватывают множество черт, а не одну. Например, хотя может существовать стереотип о том, что спортсмены трудолюбивы, этот стереотип также включает в себя негативные черты, такие как более низкий интеллект. Однако то, что стереотип может быть точным для одной из этих черт, не означает, что он точен для всех. Точно так же, если человек может отражать одну стереотипную черту, это не значит, что он отражает и другие.
  4. Когда мы стереотипируем кого-то, мы делаем диспозиционную атрибуцию, которая, как мы знаем из прошлой недели, является психологической предвзятостью. То есть, когда мы стереотипируем кого-то, мы, по сути, приписываем эту стереотипную черту внутренним характеристикам человека, а не контекстуальным или историческим факторам, которые могли к ней привести. Например, прочитайте этот предыдущий пост о том, как исторические факторы привели к некоторым негативным стереотипам об афроамериканцах сегодня — стереотипам, я подчеркну, неточным по своей сути.

 

Боденхаузен, Г.

В. (1988). Стереотипные предубеждения в принятии социальных решений и памяти: модели процесса тестирования использования стереотипов. Журнал психологии личности и социальной психологии , 55 (5), 726.

Макрэ, К.Н., Милн, А.Б., и Боденхаузен, Г.В. (1994). Стереотипы как энергосберегающие устройства: заглянуть внутрь когнитивного инструментария. Журнал личности и социальной психологии , 66 (1), 37.

УВКПЧ | Гендерные стереотипы

 Гендерный стереотип – это обобщенное мнение или предвзятое мнение об атрибутах или характеристиках или ролях, которыми обладают или должны обладать или выполнять женщины и мужчины. Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает возможности женщин и мужчин. развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и/или делать выбор в отношении своей жизни.

Вредные стереотипы, будь то откровенно враждебные (например, «женщины иррациональны») или кажущиеся безобидными («женщины воспитывают»), увековечивают неравенство.

Например, традиционное представление о женщинах как о воспитателях означает, что обязанности по уходу за детьми часто ложатся исключительно на женщин.

Кроме того, гендерные стереотипы, смешанные и пересекающиеся с другими стереотипами, оказывают непропорционально негативное воздействие на определенные группы женщин, такие как женщины из меньшинств или коренных народов, женщины с ограниченными возможностями, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, и т. д. 

Гендерные стереотипы относятся к практике приписывания отдельным женщинам или мужчинам определенных атрибутов, характеристик или ролей только на основании ее или его принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Гендерные стереотипы неправомерны, если они приводят к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

Примеры включают:

  • Отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование, считая женщин сексуальной собственностью мужчин; и
  • Неспособность расследовать, привлечь к ответственности и вынести приговор за сексуальное насилие в отношении женщин, полагая, что жертвы сексуального насилия согласились на половые акты, так как они не одевались и вели себя «скромно».

Неправильные гендерные стереотипы часто являются причиной дискриминации женщин. Это фактор, способствующий нарушению широкого круга прав, таких как право на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свобода выражения мнений, свобода передвижения, участие и представительство в политической жизни, эффективные средства правовой защиты, и свобода от гендерного насилия.

Запрещение гендерных стереотипов и гендерных стереотипов

Два международных договора по правам человека содержат прямые обязательства  относительно вредных стереотипов и неправомерных стереотипов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 5 :

Государства-участники принимают все надлежащие меры… для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью добиваться устранения предрассудков, обычаев и всех других обычаев, основанных на идее неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных ролях мужчин и женщин;

Конвенция о правах инвалидов

Статья 8(1)(b):

инвалидов, в том числе по полу и возрасту, во всех сферах жизни.

Права на недискриминацию и равенство, закрепленные в других международных договорах по правам человека, таких как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка, также толкуются как включающие дискриминацию и неравенство, которые основаны на стереотипах, в том числе гендерных.

Связанные публикации, исследования, отчеты и документы

Гендерные стереотипы и судебная система: руководство для семинаров (2020)

PDF: английский
Связанные учебные материалы: английский

Руководство для судебных органов по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Руководство для прокуратуры по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Роль судебных органов в борьбе со стереотипами в делах о сексуальном и репродуктивном здоровье и правах – обзор прецедентного права (2017)
PDF: английский | Español

Одна страница: Гендерные стереотипы и стереотипы и права женщин (2014 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts