Функции ощущение: Ощущения: функции, виды, взаимодействия

Функции ощущений

Первая функция — обеспечение полноты отраже­ния. Дифференциация и интеграция признаков, качеств, свойств предметов позволяют благодаря ощущениям всесторонне и объемно воспринимать реальность. Этот процесс образно можно сравнить с игрой на фортепь­яно, где каждая нота имеет свое звучание, но вместе с другими звуками она участвует в создании некоторого целостного музыкального произведения. Это же можно проследить на всех видах временного искусства, в ко­торых создание целостного образа развернуто во вре­мени. В непосредственном восприятии и изобразитель­ном искусстве те же законы можно просмотреть в статических формах. Именно сочетания линий, цвето­вых оттенков создают иллюзию реальности, вызывают эстетическое чувство.

Вторая функция — сигнальная. Ощущения наибо­лее чувствительны к изменениям и появлению нового в целостном объекте. В этом отношении примечатель­ной является история с попугаем, который жил у заме­чательного актера О.

В. Топоркова. Когда тот уходил из дома, попугай всегда говорил ему «Счастливого пути». И сколько бы не пытался обмануть его великий актер, изображая уход: одеваясь, повторяя все движения и действия, и даже выходя за дверь — попугай ни разу не пожелал ему счастливого пути. Он всегда сравни­вал зрителей со своим попугаем, которых нельзя обма­нуть внешней формой без внутренней правды.

На этом же принципе базируется интуиция, улав­ливающая изменения в состоянии близких или сущность малознакомого человека, опасность ситуации и симпатии или антипатии к людям.

Третья функция — адаптация к среде. Эта адапта­ция проявляется в разных вариантах. Прежде всего это изменение чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения. Адаптация к значимым для жизни или деятельности раздражителям. Жители се­вера различают до 35 оттенков цвета снега, а красиль­щики — до 40 оттенков черного цвета.

Все функции ощущений связаны с творчеством при Достаточном их развитии.

Для художественного твор­чества наиболее существенной является высокая абсолютная и различительная чувствительность зрительного анализатора. Высокая чувствительность, как уже говорилось выше, способствует виденью нового в цве­товых оттенках, линейных деталях, во взаимодействии между объектами.

Такая тонкость в дифференцировке раздражите­лей должна сочетаться с обобщенным, целостным ощущением колорита, создаваемого набором цветовых пятен.

Для объемного виденья объектов, т. е. во всех каче­ствах, все анализаторные системы должны быть оди­наково высокоразвиты. Такое «ощупывание» предмета со всех сторон способствует нахождению новых оттен­ков и контрастов в объекте.

В структуру творческих способностей входит чув­ствительность к субсенсорным (подпороговым) раздра­жителям.

Развитая способность к субсенсорным раздражи­телям, умение передать все оттенки одного и того же цвета, микродвижений в положении головы, тела, рук, в выражении глаз и губ, являются главными в переда­че образа человека, создают то волшебство для зрителя в произведениях великих мастеров, которое делают их вечными. Известно, что искусство часто определяется этими нюансами.

Для этого полезно каждое качество, которое явля­ется общим и абстрактным, попытаться изобразить в разных объектах. Например, когда студентов худграфа попросили изобразить «твердость камня, дерева и человека», то это задание пробудило у них творчес­кий поиск и они дали необыкновенно оригинальные рисунки.

Кроме чувствительности к деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ, вызывающий новое ощущение.

Принцип работы анализаторов, в соединении с центральной переработкой в целостный образ, являет­ся моделью естественного, (неосознаваемого) психоло­гического творчества, которая может служить образ­цом для сознательного.

Чувство части и ощущение целого — также тре­буют тренировки. Лучше начинать с целого, которым «заведует» другой познавательный процесс—вос­приятие.

Вопрос 3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды

 

 

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов.

Свойства ощущений.

Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст — явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность,

Пороги ощущений. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в стоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

 

 

Виды ощущений.

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д. Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприорецептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.

 

 

Интровертное чувство vs Экстравертное чувство

Чувства есть у всех. Некоторые из них более выразительны. Другие более сдержанны. Но у всех есть чувства. В терминах Майерса и Бриггса функция чувства просто означает, что при принятии решений предпочтение отдается рассмотрению того, что волнует людей, вовлеченных в ситуацию, и каких точек зрения они придерживаются. Это приводит к естественному акценту на личных ценностях и на том, что лучше для вовлеченных людей, что часто позволяет чувствующему создавать или поддерживать гармонию в группе.

Предпочтение человека Экстраверсии или Интроверсии влияет на то, как функция Чувства используется при принятии решений, точно так же, как это происходит с Чувствами и Интуицией.

Интровертное чувство

Когда функция Чувства интровертна, человек естественным образом ищет гармонии между своими действиями, мыслями и личными ценностями. Хотя они не всегда могут сформулировать свои личные ценности (на самом деле, они не всегда точно знают, что это за личные ценности, пока не возникает конфликт), человек, который предпочитает интровертное Чувство, испытывает большие трудности и дискомфорт в ситуациях, когда он чувствует необходимость действовать. или говорить или даже думать таким образом, который нарушает их основные ценности. Около 54% ​​населения интровертируют свои чувства.

INFP и ISFP предпочитают эту функцию всем остальным, в то время как ENFP и ESFP используют ее для поддержки своей экстравертной интуиции и сенсорики соответственно. INTJ, ISTJ, ENTJ и ESTJ также интровертируют свою функцию Чувства в качестве третьего и четвертого предпочтений, что означает, что она не так выражена в их поведении.

Когда человек использует эту функцию для вынесения суждений, ее часто трудно выразить словами или объяснить, поскольку она часто связана с чувствами или интуитивными реакциями. Лучше всего его можно описать как внутренний фильтр, который собирает входящие данные и сопоставляет то, что соответствует точке зрения и системе ценностей человека.

Вы можете знать, что вы или кто-то другой, скорее всего, используете интровертное чувство, когда линия ценностей пересекается и ответ звучит так: «Хорошо. Достаточно. Я должен кое-что сказать здесь». В других случаях процесс может работать внутренне и не выражаться словесно, а скорее проявляться в действиях. В любом случае, интровертное Чувство позволяет этим людям «хорошо прочитать» кого-то. Являются ли они фальшивыми или открытыми и честными? Им можно доверять или они что-то замышляют?

Поскольку интровертное Чувство дает способность различать очень похожие, но разные эмоциональные выражения, авторы, философы, певцы/авторы песен и актеры чаще всего используют эту функцию принятия решений.

Экстравертное чувство

Разве мы не можем просто поладить? Это может быть боевой клич тех, у кого экстравертное чувство. Стремление к гармонии с другими и между другими — вот что значит экстравертировать свою функцию Чувства. Таким образом, рассматриваются как межличностные, так и культурные ценности. Около 46% населения принимают решения таким образом.

Среди наиболее экстравертных щупальцев есть ENFJ и ESFJ. За ними следуют INFJ и ISFJ, которые используют эту функцию для поддержки своих интровертных функций интуиции и восприятия. ENTP, ESTP, INTP и ISTP также экстравертируют свою функцию чувств, но в качестве третьего или четвертого предпочтения. Поэтому это не так часто наблюдается в их поведении.

Однако следует отметить, что последняя группа состоит из Мыслителей, которые экстравертируют свою функцию Чувства. Это означает, что это Мыслители, которые часто способны уловить, что люди в ситуации чувствуют или переживают их. Это уникальное и ценное сочетание.

Экстравертное чувство, вызывающее желание общаться с другими или избегать других, в зависимости от обстоятельств. Получатели могут распознать это в выражениях дружелюбия и открытости или самораскрытия. Быть вежливым или милым, дружелюбным или внимательным предполагает экстравертное Чувство. Часто та же самая функция действует, когда человек вмешивается, пытаясь заставить людей быть добрее друг к другу. И эту функцию также можно увидеть в действии через мимику Чувствующего. (О них часто говорят лица экстравертных щупальцев… спросите меня, откуда я знаю!)

Использование экстравертного чувства позволяет человеку удовлетворять желания других, независимо от того, выражены они вербально или нет. Они часто могут чувствовать желаемое.

Требование о самораскрытии от экстравертного Чувствующего может быть связано с трудностями в «чтении» другого человека и желанием лучше приспособить поведение к своим ожиданиям. Это потому, что есть стремление быть ответственным и осторожным с чувствами других. Экстравертных чувствующих часто можно встретить среди «учителей» нашей культуры — ведущих ток-шоу, филантропов, государственных деятелей и активистов.

Будь то интроверт или экстраверт, Чувство — это всего лишь один из способов принятия решений.

Функция чувства в отличие от функции мышления – Юнгианская

Функция чувства

Чувство – это психологическая функция , которая оценивает или судит о том, что что-то или кто-то стоит. (Сравните функцию мышления .)

Чувство — такая же неоспоримая реальность, как и существование идеи. [«Психология переноса», CW 16, пар. 531.]

Функция чувств является основой для принятия решений «бей или беги». Как субъективный процесс он может быть совершенно независим от внешних раздражителей. С точки зрения Юнга, это рациональная функция, подобная мышлению, поскольку на нее решающее влияние оказывает не восприятие (как функции ощущения и интуиции), а рефлексия. Человек, общая установка которого определяется функцией чувства, называется чувствующим типом.

В повседневном использовании чувство часто путают с эмоцией. Последний, более уместно называемый влияет на , является результатом активированного комплекса . Чувство, не загрязненное аффектом, может быть довольно холодным.

Чувство отличается от аффекта тем, что оно не производит ощутимых физических иннерваций, т. е. ни больше, ни меньше, чем обычный мыслительный процесс. [«Определения», CW 6, пар. 725.]

 

Функция мышления

Умственный процесс интерпретации воспринимаемого. (Сравните функцию ощущения .)

В юнговской модели типологии функция мышления является одной из четырех функций, используемых для психологической ориентации. Наряду с чувством это рациональная функция. Если мышление — первичная функция, то чувство — автоматически второстепенная функция.

Мышление, если оно должно быть реальным мышлением и верным своему собственному принципу, должно строго исключать чувство. Это, конечно, не отменяет того факта, что есть индивиды, у которых мышление и чувство находятся на одном уровне, равной движущей силой сознания. Но и в этих случаях речь идет не о дифференцированном типе, а только об относительно неразвитом мышлении и чувстве. [«Общее описание типов», CW 6, пар. 667.]

Как процесс апперцепции мышление может быть активным или пассивным.

Активное мышление есть акт воли, пассивное мышление есть просто явление. В первом случае я подвергаю содержание представления произвольному акту суждения; в последних сами собой устанавливаются понятийные связи и формируются суждения, которые могут даже противоречить моему намерению. …Активное мышление, соответственно, соответствовало бы моей концепции направленного мышления. Пассивное мышление… Я бы назвал… интуитивное мышление. [«Определения», там же, пар. 830.]

Способность к направленному мышлению я называю интеллектом; способность к пассивному или ненаправленному мышлению я называю интеллектуальной интуицией. [Там же, пар. 832.]

© из Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.

Продолжение этой темы

Если эта тема дала вам пищу для размышлений, один из способов продолжить работу — это принять участие в процессе юнгианского анализа.

Чтобы помочь вам в дальнейшем изучении этого, некоторые полезные статьи и страницы на этом веб-сайте включают:

Работа с юнгианской теорией и практикой посвящен более глубокому изучению юнгианской работы.

Юнгианский анализ – приключение в себя исследует тему дальше.

Чтобы узнать больше обо мне, обратитесь к юнгианскому аналитику – Мельбурн .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts